Главная » Звезды » Волшебные звуки шарманки. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка Звуки шарманки на что похоже

Волшебные звуки шарманки. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка Звуки шарманки на что похоже

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Музыкальная гостиная

«Волшебные звуки шарманки»

Калинина Ирина Петровна,
Брызгалова Елена Александровна,
музыкальные руководители МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Задачи:
1) Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
2) Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
3) Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
4) Развивать творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
5) Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальное произведение.

Материал и оборудование:
Ширма, шарманка, сундук, 2 сабли. Музыкальные инструменты: механическая маленькая шарманка, 2 барабана, 2 треугольника, 8 бубнов, 2 ксилофона, 6 колокольчиков, тарелки. Кукла бибабо – Баба-Яга. Детские костюмы: кукол, солдатиков, цветка; взрослые: шарманщика, куклы.

Персонажи:
Шарманщик, большая кукла, 4 куколки, 4 солдатика, 2 девочки-цветка.

Сценарий музыкальной гостиной:

Дети-зрители заходят в зал и занимают свои места.
Ведущий: Сегодня мы услышим и увидим музыкальную сказку, а поможет нам музыка Петра Ильича Чайковского, садитесь поудобнее, сказка начинается …

Фрагмент пьесы «Апрель».

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, расцвел голубой цветок (звучит музыка, поднимается цветок). Смотрит на снег и удивляется.
Цветок (девочка): А не рано ли я проснулся? (Звучит пение птиц). Нет, не рано, пора-пора, запели птицы, зажурчал ручей, зазвенел апрель!
Ведущий: Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
И, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Фрагмент пьесы «Апрель» . (Танец цветка).

Ведущий: (Цветок берёт в руки механическую шарманку, играет).
Динь-Дон, Динь-Дон, открываем мы альбом,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
Нарисованы картинки – не карандашами,
Музыкальные картинки встанут перед нами. (В. Берестов)

Ведущий: Жил-был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам со своей любимой шарманкой и большим сундуком, в котором лежали его куклы. Заиграет шарманка и начинается кукольное представление. Его куклы были как живые люди – умели, и плакать и смеяться…и вот однажды…

Фрагмент пьесы «Шарманщик поет» . (Входит шарманщик).

Шарманщик: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! (Ответ детей).
Как же я рад, что моя любимая шарманка опять тихонько запела свою мелодию, она так соскучилась по прежней жизни, когда мои куклы давали представление и веселили народ.
Ведущий: Уважаемый шарманщик, мы бы тоже очень хотели увидеть Ваших кукол и послушать волшебные звуки шарманки.

Шарманщик: Моя шарманка тайнами и песнями полна
Секреты музыкальные откроет вам она!
Вновь колесо шарманки сейчас я закручу,
И представленье кукол для вас сейчас начну!

Меняется картинка, солдатики идут,
Все дружно маршируют и в барабаны бьют!

«Марш деревянных солдатиков» (4 мальчика, 2 барабана, 2 ружья).

Шарманщик: Бравые солдатики так громко били в свои барабаны, что разбудили всех остальных кукол, и даже злая Баба-Яга вылетела на своей метле и закружила в поисках избушки на курьих ножках и своих верных слуг: диких гусей-лебедей и старого ворона.

Звучит фрагмент пьесы «Баба-Яга».
(На ширме кукла бибабо Баба-Яга летает на метле, на последних аккордах забегает большая кукла, пугается и садится на кресло, опустив голову).

Шарманщик: Баба-Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела.

Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы».
(На последних звуках в зал заходят маленькие куколки).

Шарманщик: И другие маленькие куколки собрались возле неё и тихо заплакали. (Куколки трут глазки кулачками).
Шарманщик: А потом, чтобы как-то развлечь большую куклу, они стали вспоминать, как хорошо им было, когда они каждый день давали представление, а люди смеялись! И все игрушки захлопали в ладоши и даже запрыгали.

Фрагмент пьесы «Новая кукла».

Шарманщик (крутит ручку механической шарманки):
Меняется картинка, и куклы не грустят
Все радостно танцуют и веселят ребят!

Пьеса «Вальс» и «Танец кукол».

Шарманщик: Неожиданно в комнату ворвался стремительный солнечный луч и напомнил куклам, как они путешествовали и побывали в прекрасной стране Италии.
Меняется картинка, вновь музыка слышна
И звуками Неаполя наполнена она.
(Крутит ручку механической шарманки).
Звенит весёлый бубен, труба зовёт вперёд,
Играет, веселиться, мой кукольный народ!

Пьеса «Неаполитанская песенка» в исполнении детского оркестра.

Шарманщик: Дорогие мои куклы, я приглашаю вас опять отправиться со мной в путь — дорогу, мы снова будем давать представления и веселить людей. Согласны?
Куклы: Да!
Шарманщик: Со старенькой шарманкой я не расстаюсь,
Она приносит радость, и отгоняет грусть.
Со старенькой шарманкой и нам уж в путь пора.
Мы славно веселились! До встречи, детвора.
(Звучит музыка, шарманщик и дети уходят из зала)

Ведущий: Вот и закончилась наша музыкальная сказка, она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Ответы детей).
Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.

Мелодия

Мелодия

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_____

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

Франца Шуберта «Серенада»

Д/З

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) .

Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический

П. Чайковский Шарманщик поет

__

3. Полифонический

И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

___

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утренняя молитва»

Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:

1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»

__________________________________________________



2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор

__________________________________________________

3. Р.Шуман. Северная песня

__________________________________________________

(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)

МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке. Пульс сердца. Маятник часов.

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)

Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):

Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________

ТЕМП

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы Очень медленные темпы

Andante -спокойно Largo - широко

Sostenuto - сдержанно Lento - медленно

Умеренные темпы Adagio - медленно

Moderato - умеренноБыстрые темпы

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

Vivo – очень скоро

Presto- очень скоро

А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

ТЕМБР

ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.



1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.

В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.

Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.

Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.

Викторина: определить тембры музыкальных инструментов

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№8 «Вальс»

Образ _________________________________________________________

Размер ___________________Фактура ________________________________

Лад ______________________

№9 «Новая кукла»

Образ_________________________________________________________

Темп____________________ Размер ___________

№10 «Мазурка»

Мои впечатления ________________________________________________

_______________________________________________________________

№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»

Образ: звучание удалого мужского хора.

Лад то мажор, то минор – ладовая переменность

№12 «Мужик на гармонике играет»

Это маленькая музыкальная сценка.

Что вы представили? ___________________________________________

______________________________________________________________

Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!

№13 «Камаринская»

В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования.

№14 «Полька»

Характер_____________________________________________________

Размер _______________Форма___________Регистр _________________

№15 «Итальянская песенка»

Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№16 «Старинная французская песенка»

Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.

Знакома ли вам эта пьеса? Штрих ____________________________

№17 «Немецкая песенка»

Жанр крестьянского танца лендлера.

Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.

Размер _________________________

№18 «Неаполитанская песенка»

Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»

№19 «Нянина сказка»

Штрихи__________________________________________________________

№20 «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

№21 «Сладкая грёза»

Характер______________________________________________________

Мелодия _____________________________________________________

Ваши мечты ____________________________________________________

_

№22 «Песня жаворонка»

Регистр ___________________________________________________________

№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.

№24 «В церкви»

Фактура _________________________________________________________

Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)

«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)

Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель, пианист.

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес), «Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:

№2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ______________________________________________________________

№16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________

№18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Регистр 1ч. _______________2ч. ______________

№25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________

№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)

Викторина по «Альбому для юношества» Р.Шумана

1. _____________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5. ______________________________________________________

КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)

Клод Дебюсси – французский композитор–импрессионист, пианист, дирижер, критик.

Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме.

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________ Жанр ______________________________

Темп _____________________________

Кто такой Доктор Gradus ad Parnasum»? ____________________________

______________________________________________________________

№2 «Колыбельная Джимбо»

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________

Регистр ____________________Темп _____________________________

Динамика_____________________________________________________

Кто такой Джимбо»? ___________________________________________

Развитие музыкального действия ___________________________________

_______________________________________________________________

№3 «Серенада кукле»

Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________

Характер ______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________

№4 «Снег танцует»

Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.

Характер _______________________________________________________

Регистр ________________________________ Лад______________________

№5 «Маленький пастух»

Что ты чувствуешь, когда слышишь наигрыш маленького пастушка?

_____________________________________________________________

Лад ____________________ Фактура_____________________________

№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – американский танец (шествие с пирогами)

В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.

Характер _________________________________________________

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)

ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. Название_____________________________________________________

3. Жанр________________________________________________________

4. Характер_____________________________________________________

5. Лад, тональность______________________________________________

6. Форма_____________________________________________________

7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________

8. Размер ______________________________________________________

9. Ритмические особенности_____________________________________

10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________

11. Темп_____________________________________________________

12. Штрихи______________________________________________________

13. Динамика____________________________________________________

14. Тембр________________________________________________________

15. Музыкальный образ_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок по музыкальному произведению

МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

__________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА

Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.

Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор

Характер________________________________________________________

Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)

Этюды Карла Черни

КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.

Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»

К.Черни Этюды

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каприсы Н. Паганини

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.

Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.

Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки .

Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.

Н. Паганини Каприс №24 ля минор

Характер_______________________________________________________

Технические приемы _____________________________________________

_______________________________________________________________

Есть партия аккомпанемента ______________________________________

Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА

В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА

ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.

27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.

ЭТЮД №1 До мажор

Характер__________________________________________________________

Вид техники _____________________________________________________

Музыкальный образ ______________________________________________

ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор

Характер _________________________________________________________

Вид техники ____________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:

Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________

В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________

ЭТЮДЫ ЛИСТА

Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»

Этюд № 12 «Метель»

Музыкальный образ _______________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.

СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА

У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.

И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера .

П. Чайковский «Юмореска»

Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?

Форма _________________________________________________________

Средний раздел _________________________________________________

СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера . Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.

П. Чайковский «Скерцо»

Какое это скерцо? ________________________________________________

Форма __________________ Средняя часть__________________________

СЕРЕНАДА. НОКТЮРН

СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)

- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.

Й. Гайдн Серенада

Вокальная или инструментальная?

Характер ______________________________________________________

Ф. Шуберт Серенада

Образ: грусть и волнение, радость и нежность.

Характер______________________________________________________

Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?

_________________________________________________________________

Ф. Шопен Ноктюрн ми минор

Характер______________________________________________________

Образ__________________________________________________________

Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.

Э.Григ «Ноктюрн»

Характер __________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ

ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера . Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.

Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.

Написал 8 экспромтов в 1827 году.

Ф. Лист Рапсодия №2

Ваши фантазии____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

ПЕСНЯ, РОМАНС

ПЕСНЯ жанр, в котором сочетаются слово и музыка . Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.

Ваша любимая песня:

__________________________________________________________________

«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача

Характер_________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.

Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»

Особенность сочинения_____________________________________________

РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.

Самостоятельная работа

Что такое песня? ________________________________________________

________________________________________________________________

Что такое романс?________________________________________________

________________________________________________________________

Чем отличается романс от песни ___________________________________

__________________________________________________________________

Определите жанр этих произведений:

1._______________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

КАНТАТА

КАНТАТА (итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.

Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.

И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.

И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).

Ария Шлендриана (бас)

Характер _______________________________________________________

Ария Лизхен (сопрано)

Характер______________________________________________________

Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________

ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ (лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.

Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.

Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году

композитором С. Дегтяревым.

КРОССВОРД

Ю
М
О
Р
Е
С 7
К 8
А

1. Ночная музыка

2. Инструментальная пьеса импровизационного характера

3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)

4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью

5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка

6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века

7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»

8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

Мелодия

Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

Итальянская песня «Санта Лючия»

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

______________________________________________________________

В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад ) – способ изложения музыкального материала.

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.

Роберт Шуман Хорал

__________________________________________________________________

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

П. Чайковский Шарманщик поет

__________________________________________________________________

3. Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

Романова Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

О КОМПОЗИЦИОННОМ DIMINUENDO В ПЬЕСЕ ЧАЙКОВСКОГО «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»

Аннотация

В процессе рассмотрения пьесы Чайковского к её композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм с одной стороны и некоторые критерии теории смешанных форм с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного, мотивно-интонационного, гармонического, фактурного и динамического аспектов развития, подтверждена существенная роль композиционных особенностей в воплощении музыкального образа пьесы. Результаты могут быть использованы в практике преподавания анализа музыкальных произведений при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: простая двухчастная форма, контрастно-составная форма, запев, припев, форма второго плана.

Romanova E.V.

PhD in Arts, Federal State Institution of Higher Education

«Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory»

ABOUT COMPOSITE DIMINUENDO IN TCHAIKOVSKY’S PLAY “THE ORGAN-GRINDER SINGS”

Abstract

In the course of consideration of the play of Tchaikovsky traditional criteria of the domestic theory of simple forms on the one hand and some criteria of the theory of the mixed forms with another are applied to her composition. Interaction of structural and composite, motivno-intonational, harmonious, impressive and dynamic aspects of development is shown, the essential role of composite features in the embodiment of a musical image of the play is confirmed. Results can be used in practice of teaching the analysis of pieces of music at implementation of the main educational programs of the higher education.

Keywords: simple binary form, contrast and compound form, having started singing, a refrain, a form of the second plan.

Понятие формы второго плана преимущественно применяется при композиционном анализе сочинений, основанных на разновидностях вариационных форм, а также форм, определяемых обычно как смешанные. Вместе с тем анализ композиционного подтекста миниатюры зачастую выявляет такую степень индивидуализации претворения принципов той или иной простой формы, которая позволяет говорить и о скрытом действии формы второго плана. Установление этой формы, как правило, способствует уточнению результатов анализа музыкального материала не столько в структурном, сколько в содержательном аспекте. В качестве одного из ярких примеров обратимся к композиции пьесы «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Эта пьеса (наряду со многими другими миниатюрами сборника) представляет собой музыкальную зарисовку с натуры, воплощая тем самым идею «виртуального» путешествия. В ней, как и в «Неаполитанской песенке», Чайковский воспользовался напевом, услышанным в Венеции от уличных исполнителей. В рамках контрастно-составной простой двухчастной формы эта пьеса словно рисует сценку встречи с шарманщиком, передавая некоторые её нюансы и подробности.

Соотношение частей в пьесе подобно соотношению запева и припева в куплете и соответствует одному из типовых вариантов построения двухчастной формы. Экспозиционный раздел (такты 1-16 пьесы, пример 1) представляет собой квадратный период повторного строения и обладает при этом целым рядом выразительных особенностей. Наиболее яркой из них является ненормативное согласование кадансов, обусловленное совершающимся в конце первого предложения отклонением в тональность второй ступени – серединный каданс тем самым оказывается на субдоминантовой функции. Романсово-песенная жанровая природа этой мажорной темы, в целом весьма непритязательной, но вместе с тем не лишённой некоторой утончённости, выразительно оттенена отклонением в минор, что усиливает впечатление одухотворённого, открытого и непосредственного высказывания, начало которого словно отмечено эмоциональным выплеском. Тем самым первая часть композиции звучит особенно рельефно и выпукло.

Другими особенностями начального периода, вызванными упомянутым выше ладотональным отклонением, становятся начало второго предложения на другой высоте (мелодия на секунду выше) и на другой гармонической функции (II65). Они придают высказыванию динамичность, а периоду – большую слитность, основанную на функциональной разнородности предложений (первое – экспозиционное и развивающее, второе – развивающее и заключительное).

Рис. 1 – начальный экспозиционный период

Вторая часть пьесы тоже представляет собой период, но организованный (в ладотональном и функциональном аспектах) гораздо более традиционно, благодаря чему он вполне естественно воспринимается как припев. Этот квадратный период повторного строения (такты 17-32 пьесы, пример 2) отличается от нормативного лишь серединным кадансом на тонике. Благодаря отсутствию отклонений, строго соблюдаемой тонико-доминантовой функционально-гармонической схеме (без применения аккордов субдоминантовой функции), точной повторности предложений вторая часть пьесы звучит эмоциональным спадом – на смену «чувствительному романсовому откровению» приходит более спокойная и умиротворённая, подытоживающая интонация, отчётливо проступающая за повторяющимися фразами, подобными ласковому, мягкому прощанию.

Отметим некоторые весьма индивидуализированные особенности тематического материала второй части, существенно влияющие на восприятие формы пьесы в целом.

Во-первых, точную повторность предложений нарушает динамика: p – в первом предложении и pp – во втором. Идея diminuendo тем самым находит, прямое, непосредственное выражение, очевидно, способствующее эффекту пространственного удаления, воплощаемого в пьесе: наигрыш шарманщика становится всё менее и менее явственно слышен, менее различим – то ли слушатель миновал исполнителя, то ли наоборот.

Во-вторых, весьма яркой особенностью второй части является намеченный в мелодии диалог коротких мотивов (временами вызывающий ассоциации с приёмом скрытого двухголосия): в этом диалоге, с одной стороны, проявляется принцип рассеивания, снижения рельефности и характерности тематизма, а с другой – отражается идея регистровой переклички, характерная для заключительных разделов музыкальной формы, основанных на эффекте спада, торможения.

Наконец, определяющим признаком второй части становится выдержанный на всём её протяжении органный пункт на тонической квинте. Его применение явно акцентирует заключительную композиционную функцию в звучании второй части, что позволяет определить её не столько как контрастную, сколько как вторую часть типа коды.

Заметим также, что верхний тон квинты фигурирован – непрерывное чередование звуков d e подобно вибрации, создающей звукографический эффект нечёткости, размытости контуров и ещё более усиливающей упомянутый выше эффект пространственного удаления.

Существенным штрихом, подчёркивающим «нисходящую» композиционную направленность второй части и пьесы в целом, является применённое Чайковским в последнем такте (т. 32, пример 2) так называемое выписанное замедление: в этот момент прекращается ранее неизменно соблюдавшаяся в силу комплементарного ритма сквозная пульсация восьмыми. Сохранившиеся в среднем пласте фактуры синкопированные терции сопровождения пульсируют тем самым в два раза медленнее, что и создаёт эффект замедления без применения соответствующих словесных ремарок (ritardando , ritenuto и т.п.).

Рис. 2 – контрастная вторая часть (вторая часть типа коды).

Форма пьесы в целом может быть определена, таким образом, как простая двухчастная контрастно-составная с отчётливым проявлением на втором плане признаков простой двухчастной формы со второй частью типа коды. При этом индивидуальной её особенностью становится постепенно кристаллизующаяся идея diminuendo , поддержанного ритмо-динамическими средствами: окрашенному в субъективно-лирические тона, эмоционально яркому материалу начального периода противопоставлен более нейтральный, объективный и менее индивидуализированный, воплощающий эмоциональный спад материал второй части (снижением рельефности, яркости и индивидуальной характерности материала объясняется композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением), выписанное в последнем такте замедление и убывающая динамическая нюансировка подчёркивают эффект угасания. Именно эта особенность способствует яркости воплощения основного образа пьесы, связанного с постепенным ускользанием из виду, словно растворением в пространстве её главного персонажа и со своеобразным исчезновением-истаиванием звуковых следов его присутствия.

Вспоминается название «О чужих странах и людях», данное Шуманом одной из пьес, вошедших в его «Детские сцены».

«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится» .

В классификации Ю.Н. Тюлина подобные формы предлагается выражать схемой А+B в силу тематической самостоятельности второй части и наличию в ней новых интонационных элементов .

При этом возникает точная повторность предложений, в силу которой период приобретает сходство со строфической структурой.

Композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением позволяет говорить о явлении, родственном нисходящей композиционной модуляции в классификации В. Бобровского .

Аналогичное композиционное нисхождение (применение второй части типа коды) встречаем также в пьесе из «Детского альбома» «В церкви». Также отметим некоторые композиционные аналогии рассматриваемой пьесы с пьесой «Утренняя молитва»: обе они завершаются разделом, отчётливо выполняющим заключительную композиционную функцию, но при этом «Утренняя молитва» по форме представляет скорее период с дополнением.

Список литературы / References

  1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
  2. Тюлин Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др.; общая ред. проф. Ю.Н. Тюлина. – изд 2-е, испр. и доп. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
  3. П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1. 1876-1877/ сост., научн.-текстолог. ред., комментарии П.Е. Вайдман. – Челябинск: MPI, 2007. – 704 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobrovskij V. Funkcional’nye osnovy muzykal’noj formy. . – M.: Muzyka, 1978. – 332 p.
  2. Tjulin Ju. Muzykal’naja forma / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl’nik and others;general edited by Yu. N. Tyulin. – 2nd edition, corrected and top. – M.: Muzyka, 1974. – 361 p.
  3. I. Chajkovskij – N.F. fon Mekk: perepiska, 1876-1890: v 4 t. T. 1. 1876-1877 . / drawing up., scientific and textual edition, comments P.E. Vaydman. – Cheljabinsk: MPI, 2007. – 704 p.

Шарманка

Многие из нас в детстве с увлечением читали произведение замечательного французского писателя Г. Мало «Без семьи». История, которая наверняка никого не могла оставить равнодушным. В этом трогательном повествовании героям, находящимся в нелегких жизненных ситуациях, помогал выживать один интересный предмет, механический музыкальный инструмент – шарманка. Чтобы играть на ней, не нужно было учиться и даже знать нот, крути ручку - мелодия звучит.

В настоящее время шарманка - это уже диковина. Мы слушаем музыку с цифровых носителей, которым предшествовали проигрыватели и магнитофоны, а еще раньше - граммофоны и патефоны. Прародительницей всей этой техники и являлась шарманка, в прежние времена бывшая настолько популярной, что многие великие поэты посвящали ей свои стихи.

Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.

Фото :

Интересные факты

  • В каждой стране шарманка имеет свое название. В Германии - Leierkasten, в Англии - Barrel organ, во Франции - orgue de barbarie, в Испании – organillo, а Италии – organistro, в Болгарии – латерна, в Венгрии – kintorna.
  • Французский «король-солнце» Людовик XIV первым из монархов оценил шарманку и ввел моду на инструмент.
  • Многие великие русские поэты, среди которых А. Вертинский, А. Фет, П. Антокольский О. Мандельштам, И. Анненский, Л. Семенов, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Окуджава, посвящали шарманке свои стихи.


  • Музыкальный инструмент шарманка очень часто встречается в детской литературе, например в сказках Х.К. Андерсена «Свинопас», К. Коллоди «Пиноккио», А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в произведениях А. Куприна «Белый пудель». О.Ф. Уолтон «Старая шарманка Кристи», Г. Мало «Без семьи».
  • Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару Курфюрстендамм привлекает внимание и вызывает живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города.
  • В Бразилии под звуки шарманки даже танцевали танго.
  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.
  • В Австралии ежегодно проводятся много самых разнообразных, иногда весьма эксцентричных и чудаковатых парадов и фестивалей. Они, как правило, яркие и интересные нередко сопровождаются звуками шарманок.
  • Памятники шарманке и шарманщикам можно встретить в разных городах по всему миру: Москве (Россия), Санкт - Петербурге (Россия), Киеве (Украина), Гомеле (Белоруссия), Берлине (Германия), Ньюпорт (США).
  • В русском языке бытует выражение «завести шарманку», означает надоедливо говорить об одном и том же.
  • В настоящее время шарманка пользуется большой популярностью в виде детской игрушки, развивающей мышцы и пальчиковую моторику ребенка, а также имеющий успокоительный эффект.
  • Шарманкой радиолюбителями называется радиопередающее устройство собственного изготовления.

Конструкция


Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.

История

Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.

В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.

Первым инструментом, сохранившимся и дошедшим до нас, был примитивный экземпляр, созданный во Франции в XVII веке. Он мог воспроизводить только одну мелодию и служил для обучения певчих птичек, поэтому и назывался «птичьим органчиком». Шарманку очень быстро взяли на вооружение бродячие артисты, ведь на ней можно было исполнять мелодии даже не зная ни одной ноты, просто нужно было крутить ручку инструмента. Например, жители Савойи, области, находящейся на юго–востоке Франции у подножья Альп, в голодные времена отпускали детей самостоятельно зарабатывать на пропитание. Дети, путешествуя по большим городам, под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков, устраивали различные уличные представления. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена .

Инструмент, очень полюбившийся народу, постоянно эволюционировал. Мастера из разных стран постоянно усовершенствовали его. Итальянец Д. Барбьери, француз Ж. Вакансон и швейцарец А. Фавр – это механики и изобретатели, которые внесли в конструкцию шарманки очень значительные изменения. Инструмент стал маленьким механическим органом без клавиатуры – ящиком, в котором рядами располагались звуковые трубки, мех и валик с небольшими выступами - шпильками. На шарманке можно было уже исполнять не одну мелодию как раньше, а шесть или восемь и даже больше, так как валик можно было снимать самостоятельно, тем самым изменять репертуар инструмента. Сфера применения шарманки значительно расширилась. Например, в английских церквях её использовали для озвучивания гимнов и псалмов.

В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.

В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.

Видео: слушать шарманку





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта