Главная » Звезды » Три карты, ролан пети и русская терпсихора. Магистр свободных искусств Ролан пети лебединое озеро

Три карты, ролан пети и русская терпсихора. Магистр свободных искусств Ролан пети лебединое озеро

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико, его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле и Роже Фенонжуа. Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.

В 1940 г., 16 лет Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской Оперы.

3 мая 1941 г. известная танцовщица Марсель Бурга давала концерт в зале Плейель, и выбрала семнадцатилетнего Ролана Пети своим партнером.

В 1942-1944 гг. Пети совместно с Жанин Шарра, в дальнейшем известной танцовщицей и хореографом, дали несколько совместных вечеров балета. Их репертуар состоял из небольших балетов, концертных миниатюр и в хореографии С. Лифаря, Пети и Шарра. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку - концертный номер "Прыжок с трамплина".

В начале 1943 г., когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской Оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете "Любовь-волшебница" на музыку М. де Фальи. В дальнейшем Лифарь занимал Пети в концертах за пределами Опера.

В ноябре 1944 г., когда Париж был освобожден от немецкой оккупации, Ролан Пети покинул Парижскую Оперу.

В это время администрация театра Сары Бернар решила организовать еженедельные вечера балета, и предложила Ролану Пети организовать и возглавить труппу. Он принял предложение и создал труппу, в которую входили Жан Бабиле, Жанин Шарра, Нина Вырубова, Колетт Маршан, Рэне Жанмер, впоследствии ставшая женой хореографа (она более известна под псевдонимом Зизи Жанмер) и др. Репертуар труппы состоял как из фрагментов классических спектаклей, так и из новых постановок.

Лучшие дня

Первым крупным успехом Пети стал балет "Комедианты" на музыку Анри Соге, премьера которого прошла 2 марта 1945 г. в Театре Елисейских полей.

В том же году Ролан Пети создал собственную труппу "Балет Елисейских полей". Основу репертуара составляли постановки Пети, но труппа также исполняла спектакли других современных авторов (Шарра, Фенонжуа и др), и классические постановки (фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Сильфида" в редакции В. Гзовского).

25 июня 1946 г. в Театре Елисейских полей состоялась премьера балета Ролана Пети "Юноша и смерть" по сценарию Жана Кокто на музыку И.-С. Баха.

В начале 1946 г. труппа провела короткий сезон в Каннах, затем показала свои работы в Лондоне. В конце 1947 г. "Балет Елисейских полей" закончил свое существование из-за разногласий, возникших между хореографом и администрацией театра Елисейских полей.

В мае 1948 г. Пети создал новую труппу "Балет Парижа". В труппу вошли, кроме прочих, Жанин Шарра и Рене Жанмер, а также звезда английского балета Марго Фонтейн. 21 мая 1948 г. в помещении театра Мариньи был показан балет Пети "Девушки ночи" на музыку Ж. Франсе с Фонтейн и Пети в главных ролях. Позднее главную женскую партию исполняла Колетт Маршан, она же исполнила ее на сцене Американского театра балета, куда Пети перенес спектакль в 1951 г. В середине 60-х спектакль шел на сцене "Ла Скала" с Карлой Фраччи и Паоло Бартолуцци в главных ролях.

21 февраля 1949 г., в лондонском театре Принца состоялась премьера балета "Кармен" на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. Спектакль исполнялся без перерыва четыре месяца в Лондоне, два в Париже и три месяца в США, позже неоднократно возобновлялся на разных сценах мира. В 1960 г. балет был перенесен на сцену Датского Королевского балета, где главные партии исполнили Кирстен Симоне и Флеминг Флиндт, а позднее роль Хосе исполнял Эрик Брун.

В 1950 г. Пети удостоился первого в жизни приглашения на зарубежную сцену - он поставил спектакль "Балабиль" на музыку Э. Шабрие для английской труппы "Балет Сэдлерс Уэллс".

25 сентября 1950 г. состоялась премьера балета Пети "Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза, где Ролан Пети и Зизи Жанмер не только танцевали, но и пели. В 1951 г. Пети поставил балет "Русалочка" в фильме Дэни Кэя "Ганс-Христиан Андерсен".

17 марта 1953 г. в Париже, на сцене Театра Империи, состоялась премьера балета Ролана Пети "Волк". В 1954 г. Ролан Пети и Зизи Жанмер поженились.

В 1955 г. Пети посставил для Жанмер танцы в фильме Р.Э. Долана "Все сойдет". Год спустя он сотрудничал с А.Дэкуэном над фильмом "Фоли-Бержер", где также снимается Жанмер. В октябре 1955 г. у Ролана Пети и Зизи Жанмер родилась дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети.

В 1956 г. Пети показывает "Ревю Балета Парижа", состоящее из ряда балетных сцен, мюзик-холльных номеров и песенных скетчей с Жанмер в главной роли. В 1957 г. он ставит для Жанмер ревю "Зизи в мюзик-холле". В конце 1957 г. Пети и Жанмер предпринимают турне по многим странам со сборным песенно-балетным шоу.

В 1959 г. Пети поставил музыкальную комедию "Патрон" на сцене Театра Сары Бернар - уже не балет с вокальными вставками, а чистый мюзикл.

17 апреля 1959 г. Пети показывает на сцене театра "Альгамбра" свой первый большой балет - "Сирано де Бержерак". В 1961 г. этот спектакль был перенесен в Датский Королевский балет.

В 1960 г. Пети в содружестве с режиссером Теренцом Янгом и при участии Мориса Шевалье создает фильм "Раз, два, три, четыре, или Черные трико". В фильм вошли балеты Пети "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Траур на 24 часа" и "Кармен".

11 декабря 1965 г. Ролан Пети ставит в Парижской Опере балет "Собор Парижской богоматери" ("Notre Dame de Paris"). Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую Оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил эту должность.

23 февраля 1967 г. Пети поставил на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден" балет "Потерянный рай", где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

В 1972 г. Ролан Пети становится руководителем Балета Марселя. Первый спектакль Пети в новой труппе - балет о Маяковском "Зажгите звезды!".

12 января 1973 г. состоялась премьера балета "Больная роза", главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.

В 1978 г. Пети поставил для Михаила Барышникова балет "Пиковая Дама". В 1978 г. Пети переносит свой "Собор Парижской богоматери" в Ленинград, в театр им. Кирова, где роль Эсмеральды исполнила Галина Мезенцева, Квазимодо - Николай Ковмир, Фролло - Ю. Гумба.

В 1987 г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев выступили в балете Пети "Голубой ангел" во Дворце спорта в Париже.

В 80-е годы ведущей балериной марсельской труппы являлась бывшая этуаль Парижской Оперы Доминик Кальфуни, для которой Пети в 1986 г. поставил балет "Моя Павлова". В начале 90-х Ролан Пети пригласил в театр звезду Кировского театра Алтынай Асылмуратову, для которой он в 1997 г. поставил новую версию балета "Лебединое озеро".

В 1995 г. Пети поставил балет "Гепард" для звезды Парижской Оперы Николя Ле Риша. В 1996 г. Пети поставил балет "Шери" для итальянских звезд Карлы Фраччи и Массимо Мурру. В 1997 г. из-за разногласий с администрацией Пети покидает пост руководителя Балета Марселя. Его преемницей стала бывшая этуаль Парижской Оперы Мари-Клод Пьетрагала.

В 1998 г. Пети перенес на сцену Мариинского театра свои балеты "Юноша и смерть" и "Кармен". Для премьеры "Кармен" театр подготовил два дуэта - Алтынай Асылмуратова - Ислом Баймурадов и Диана Вишнева - Фарух Рузиматов. В 1999 г. Пети поставил в Парижской Опере балет "Клавиго" с Николя Ле Ришем в главной роли.

В том же году в лондонском театре "Сэдлерс Уэллс" проходили спектакли труппы Ирека Мухамедова, где Мухамедов и Асылмуратова исполнили поставленный Пети номер "Болеро".

В 2001 г. Ролан Пети поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей - "Пассакальи" на музыку А. фон Веберна, поставленную им для Парижской Оперы в 1994 г., и новый балет "Пиковая Дама" на музыку Чайковского. В первом спектакле главные партии исполнили Светлана Лунькина и Ян Годовский, во втором - Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина.

На 88-м году жизни скончался Ролан Пети. Французский хореограф прославился танцевальными историями, рассказанными с чисто галльским шиком и изяществом.

Обладатель ордена Почетного легиона не любил юбилеев. Не выносил, когда к очередной дате ему делали комплименты по поводу отменного внешнего вида. Хотя выглядел действительно отменно. Был моложав, подтянут и потрясающе деятелен. К тому же всегда окружен молодыми танцовщиками и хореографами, в том числе и русскими. Для Михаила Барышникова и Николая Цискаридзе он ставил «Пиковую даму». Майе Плисецкой подарил «Гибель розы». Ульяне Лопаткиной срежиссировал творческий вечер.

Он переносил в Большой и Мариинский театры свои любимые балеты. Открыл широкой публике Светлану Лунькину и Александра Волчкова. Мечтал поставить в России спектакль о Маяковском, причем сам собирался танцевать главную роль.

Закономерно, что этот русофил стал первым иностранцем, удостоенным Государственной премии России. И пусть отмеченный спектакль - вышеупомянутая «Пиковая дама» - не принадлежал к числу его удач, решение российского руководства не вызывает возражений. Ибо Пети - не только французская, но и наша гордость. Любовь к русским учителям - Борису Князеву и Ольге Преображенской - он пронес через всю жизнь. А пожелание Дягилева, высказанное Жану Кокто: «Удиви меня!», воспринял как руководство к действию.

Неукротимой энергией мэтр отличался с детства. Днем учился танцу, вечером выступал в театральной массовке, домой возвращался за полночь, а рано утром шагал на общеобразовательные уроки. По окончании танцевального курса организовал собственную труппу. Первым крупным успехом Пети стал балет «Комедианты» на музыку Анри Соге, поставленный в 1945 году в Театре Елисейских Полей.

Умение в нескольких жестах рассказать удивительную историю и безошибочно выбрать неширпотребную музыку влюбило в хореографа не только балетоманов. Его ценили все, кто восхищался жизнью и пользовался ее удовольствиями. То, что в обыденном мире принято называть извращениями, для Пети было совершенно естественно. Мир многогранен, внушал маэстро, и, если ты молод, надо вкусить его соблазны. Причем молодость, согласно Пети, понятие вневременное. Пока человек живет с упоением, старость ему не страшна.

Последний привет от маэстро передали нам в феврале танцовщики Парижской оперы. Французы исполнили «Арлезианку». Герой, обманутый возлюбленной, кончал жизнь самоубийством. Из всех привезенных гостями спектаклей этот один имел трагический финал. И тем не менее был самым жизнелюбивым, самым легким, самым обаятельным и абсолютно раскованным. Как и его автор - истинный француз Ролан Пети.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    "Кармен" как вершина оперного творчества Ж. Бизе. История создания и постановок оперы. Специфика работы над ролью, особенности ее вокально-исполнительской интерпретации певцом. Образ и характеристика главной героини. Современная трактовка спектакля.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Характеристика профессии хореографа (преподавателя танца) – творческого работника, создающего собственные хореографические произведения. Требования к индивидуальным способностям и особенностям специалиста. Деятельность хореографа, условия труда.

    презентация , добавлен 28.11.2013

    Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. Начало творческого пути. Лейпцигский период, школа святого Фомы. Артистическая и творческая деятельность. Дети Иоганна Себастьяна. последние произведения, характеристика творчества.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Полное название одного из самых известных произведений живописи - картины Леонардо да Винчи "Джоконда". Описание изображения на картине. Улыбка Моны Лизы – одна из самых знаменитых загадок. Мнения исследователей о портрете Джоконды и ее загадочной улыбки.

    реферат , добавлен 24.06.2011

    Краткий биографический очерк жизни, личностного и творческого роста легендарного британского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Альфреда Хичкока, анализ его самых знаменитых работ. Особенности фильмов Хичкока, использование в них элементов саспенса.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Легенды из жизни мастера: начало пути, долгая дорога к голливудской жизни, рождение мышонка, музыкальная "глухота", разноцветный успех, "Белоснежка" - сумасбродство Диснея. Как Уолт Дисней повлиял на советские мультфильмы, победа творческого воображения.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

РОЛАН ПЕТИ - личность легендарная. И не только в мире балета. Работами Пети восхищались и в Голливуде, где он ставил танцы Фреду Астеру, и в крупнейших театрах мира. Он дружил с Рудольфом Нуриевым, водил знакомство с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, работал с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой.


С НАШЕЙ страной у хореографа отношения сложились не сразу: в 60-е тогдашний министр культуры Фурцева категорически запретила Пети привозить в Москву его балет по стихам Маяковского. Но Ролан Пети все-таки приехал в Москву. Сначала с балетом «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепа в главных партиях. В минувшее воскресенье в Большом театре состоялась премьера его нового балета - «Собор Парижской Богоматери».

- Несколько лет назад вы говорили, что хотели поставить балет на русскую тему. И поставили «Пиковую даму» Пушкина. Почему, как только речь заходит о России, все сразу вспоминают исключительно литературу ХIХ века - Толстого, Достоевского, Пушкина? А ведь у нас был и ХХ век с не менее сильными писателями.

Абсолютно то же самое происходит, когда русские, англичане, немцы - да кто угодно! - начинают говорить про Францию. В первую очередь вспоминают Виктора Гюго, Бальзака - всех, кто творил века назад. Но попробуйте мне назвать хотя бы одного из современных французских писателей! А ведь у нас и сегодня есть великие писатели. Мишель Турнье, к примеру. Прекрасный писатель. Или Маргарита Урсенар, которая умерла 20 лет назад. Кто в мире знает эту очень талантливую писательницу?

Кто же гений?

- ЕСТЬ ЛИ какая-то связь между деньгами и талантом? Можно ли считать гениальной вещь, которая имеет коммерческий успех?

Я думаю, все зависит от удачи. Какие-то люди сумели создать действительно шедевры и при этом смогли заработать кучу денег. Пикассо, к примеру. А Ван Гогу, который был не менее талантлив, в конце своей жизни нечем было заплатить за электричество, и умер он в полной нищете. Единого правила нет.

- А в вашем случае?

Признаюсь: я обожаю деньги! А кто не любит деньги? Все любят.

- Но ведь говорят: «Талант всегда должен быть голодным».

Я в это совершенно не верю. Знаете, мне много лет. И денег у меня достаточно. Но все равно самым главным для меня остается не мой банковский счет, а те балеты, которые я буду ставить.

- Многие талантливые люди дорого заплатили за то, что взошли на вершину Олимпа. Тот же Нуриев - ранняя смерть, несчастливая личная жизнь. И так - многие и многие…

Я думаю, что Нуриев был очень счастливым человеком. Он просто заболел и рано умер. Он был одержим танцем. Однажды я спросил его: «Тебе не кажется, что нужно работать немного меньше?» «Нет, - сказал он. - Здоровьем я займусь потом. А пока буду танцевать».

Однажды после спектакля я зашел к нему в гримерку. Нуриев снял трико, в котором танцевал на сцене, и я увидел, что у него все ноги сверху донизу залеплены пластырем. И когда массажист стал отдирать пластырь, вены по всей ноге тут же вздулись, как переполненные водой шланги. Я испугался: как Нуриев может проделывать ТАКОЕ с собственным организмом. А он лишь махнул рукой: «А, пустяки, все нормально!» Остановить его танец смогла лишь смерть.

К сожалению, мы не можем точно сказать, что такое гений, где он скрывается в человеке. Та же Мэрилин Монро. Я работал на студии «Метро-Голдвин-Майер» с Фредом Астером в то же время, что и Мэрилин Монро. Она снималась в одном довольно средненьком фильме, названия уже и не вспомню: «7 лет богатства» - что-то наподобие этого. И все недоумевали, глядя на нее: что ж такого нашел в ней продюсер, почему вокруг нее раздули такой ажиотаж? Лично я общался с ней всего один раз. Она мне протянула руку для поцелуя, но я лишь пожал ей ладонь. Она была разочарована моими манерами: «А я думала, что французские мужчины всегда целуют женщинам руки». Потом несколько раз мы встречались в студийной столовой, и вне экрана она была такая простая, такая скромная, но при этом светящаяся, как солнышко. Она не была самой красивой в Голливуде - можно было найти женщин гораздо красивее, чем она. И ни в каких фильмах, которые потрясли бы основы кинематографа, не снялась. Но, безусловно, ее коснулся гений, потому что перед камерой она преображалась. А еще - она умерла молодой. Для звезды это хорошо - это помогает стать знаменитой (смеется). Надо умереть либо очень молодым, либо очень старым.

Такой балет нам не нужен

- ЕСТЬ мнение, что авангардный балет прославляют те, кто поленился или кому не хватило таланта выучить классический танец. Вы согласны?

Я хочу рассказать вам про один балет, он сейчас идет во Франции, в Париже. Это, как гласит программка, авангардный балет. Называется он «Храпеть». И музыка состоит из записи храпа спящего человека. Луч света на темной сцене высвечивает мужчину, он, по всей видимости, спит. Верхом на нем сидит женщина и совершает характерные телодвижения. После чего говорит (говорит! в балете!): «Ах, как хорошо заниматься любовью со спящим мужчиной». Какое отношение все, происходящее на сцене, имеет к танцу?!

У классического балета сегодня одна проблема - отсутствие хореографов. Все молодые говорят: «О, современным балетом так легко заниматься! Лучше я буду ставить модерновые танцы». Классических же хореографов в истории балета никогда не было много - Петипа, Иванов, Баланчин, Фокин…

Кто сегодня остался из мэтров? Юрий Григорович. Но Григорович уже в таком же возрасте, что и я. А где молодые? Где?!

- Одна из опасностей, которые подстерегают балет, - увлечение спортивной стороной танца. И на сцене начинается соревнование: кто выше прыгнет, кто сделает больше пируэтов. Не превратится ли через несколько лет балет в спорт?

Да, такое возможно. Но это будет жуть! На днях я посмотрел в Большом «Лебединое озеро» со Светланой Лунькиной в главной роли. Она крутит фуэте - одно, второе, десятое. Зачем она это делает?! Если бы она просто вышла на сцену, встала в позу, показала красивые ноги, качество балетной работы, свой ум, это было бы гораздо лучше. Не обязательно крутиться на голове, чтобы потрясти зрителя. Если бы я был ближе знаком с ней, то посоветовал бы: «Сделай два-три тура - этого достаточно!» Потому что дальше начинается цирк! Ты сидишь и думаешь: «Господи! Только бы не упала!»

- Сейчас многие художники в литературе, в кино увлеклись созданием иной реальности - звездные войны, Гарри Поттер и пр. Они выдумывают проблемы, конфликты. Хотя в реальной жизни у реальных людей ни конфликтов, ни проблем меньше не стало. Но художники их почему-то не замечают. Почему?

А может, они не художники? Для меня подобного искусства не существует - это просто высокое развитие техники и яркие картинки.

Когда мои друзья говорят: «На выходных я отвез детей в Диснейленд», - я не понимаю их восторга. Вы бы детей в зоопарк отвезли - они бы посмотрели, как там живые мартышки по веткам прыгают. Это же намного лучше!

- Кажется, Бальзак сказал, что писать имеет смысл только про смерть и про деньги, потому что только это по-настоящему интересует людей. А какое чувство в этот список добавили бы вы?

Я думаю, самое главное на свете - это любовь. Во всех ее проявлениях - к детям и жене, к любовнику или любовнице, просто ко времени, в котором вы живете.

«Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, - я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная музыка и декорации, соотносящиеся с хореографией» - так выразился знаменитый французский балетмейстер Ролан Пети.

Он родился 13 января 1924 года в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Танцами заинтересовался рано. «В девять лет я сказал, что уйду из дома и не вернусь, если меня не отдадут в балет», – вспоминал он. По совету одного из посетителей бистро ребенка повели на экзамен в Школу Парижской оперы. Он выдержал конкурс, который его немало удивил – педагоги смотрели только на физические данные ребенка. А с десяти лет он уже выступал в мимансе в операх Вагнера, в «Фаусте» Гуно.

«В ту пору не было строгих правил, запрещающих детям работать, и не платили нам ничего. Так что с десяти лет ложился спать за полночь. Потом вставал рано – делал уроки и с ранцем за плечами шел километра два-три по Парижу до школы в де Аль, где находилось наше кафе, до Оперы. Героизм! Но я, ради того чтобы танцевать, всю ночь готов был пешком прошагать», – рассказывал Пети. В той же школе училась Рене Жанмер, которую друзья звали Зизи. Подростки подружились.

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

В 1940 году Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской оперы. Ему было всего шестнадцать. А 3 мая 1941 года известная танцовщица Марсель Бурга давала концерт в зале Плейель и выбрала семнадцатилетнего новичка своим партнером. Потом Пети совместно с Жанин Шарра, в дальнейшем известной танцовщицей и хореографом, дали несколько совместных вечеров балета. Их репертуар состоял из небольших балетов, концертных миниатюр и па-де-де в хореографии Сержа Лифаря, Пети и Шарра. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку – концертный номер «Прыжок с трамплина». А в начале 1943 года, когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете «Любовь-волшебница» на музыку Мануэля де Фальи.

Но Пети в Опере не задержался – ушел, когда ему было двадцать лет, в ноябре 1944 года. Он решил, что станет хореографом, и вложил в свой первый балет «Комедианты» все отцовские деньги. Дебют состоялся в Театре Елисейский Полей и был на редкость успешным – так у Пети появилась собственная группа «Балет Елисейских Полей ». Основу репертуара составляли постановки Пети, но труппа также исполняла спектакли других современных авторов и фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Сильфида». 25 июня 1946 года состоялась премьера балета Ролана Пети «Юноша и смерть » по сценарию Жана Кокто на музыку И. – С. Баха. Но в конце 1947 года «Балет Елисейских полей» закончил свое существование из-за разногласий, возникших между хореографом и администрацией «Театра Елисейских полей».

В мае 1948 года Пети создал новую труппу «Балет Парижа». В труппу вошли, кроме прочих, Жанин Шарра и Зизи Жанмер, а также звезда английского балета Марго Фонтейн. 21 мая 1948 года в помещении театра Мариньи был показан балет Пети «Девушки ночи» на музыку Ж. Франсе с Фонтейн и Пети в главных ролях. Молодой балетмейстер понемногу завоевывал известность, и 21 февраля 1949 года в лондонском театре Принца состоялась премьера балета «Кармен» на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. Спектакль исполнялся без перерыва четыре месяца в Лондоне, два в Париже и три месяца в США, позже неоднократно возобновлялся на разных сценах мира.

Голливудские профессионалы сразу оценили талант Пети. Знаменитый танцовщик Фред Астер пригласил его для совместной работы над фильмом «Длинноногий дядюшка». Голливуд сыграл особую роль в отношениях Ролана Пети и Зизи Жанмер. В то время они много работали вместе, но постоянно спорили и ссорились. В один прекрасный день Жанмер прилетела в Голливуд – на несколько часов, чтобы доказать своему другу, на что она ради него способна. Когда Пети вернулся из Америки, они поженились. Это было в 1954 году. А в октябре 1955 года у них родилась дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети.

Я всегда считал, что в жизни самое главное – делать то, что хочется. И чтобы те люди, которые меня окружают, с которыми я работаю, были готовы двигаться со мной в одном направлении. И, наверное, чтобы им было присуще свойственное мне любопытство, – сказал как-то Ролан Пети. И он ни в чем себе не отказывал! Когда ему пришла в голову идея балета по картине «Герника» Пабло Пикассо, он отправился к самому Пикассо и так сумел его увлечь замыслом, что великий художник сделал костюмы к балету.

Пора было ставить наконец первый большой многоактный балет. Пети выбрал довольно сложный сюжет – романтическую драму Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Премьера состоялась 17 апреля 1959 года.

В 1960 году Пети в содружестве с режиссером Теренсом Янгом и при участии Мориса Шевалье создал фильм «Раз, два, три, четыре, или Черные трико». В фильм вошли балеты Пети «Пожирательница бриллиантов», «Сирано де Бержерак», «Траур на 24 часа» и «Кармен».

Следующей крупной работой был «Собор Парижской Богоматери » на сцене Оперы. Зрители увидели этот балет 12 декабря 1965 года. Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил хлопотную должность. 23 февраля 1967 года Пети поставил на сцене лондонского театра Ковент-Гарден балет «Потерянный рай», где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

Тогда же балетмейстер внес в копилку балетных выразительных средств одно новое – точнее, он видел это новшество на «уроке» у преподавателя Б. Князева, но первым догадался перенести его на сцену. Пети ставил па-де-де для известной танцовщицы Гелен Тесмар. Она была выше партнера, и это бросалось в глаза. Он вспомнил Князева и попросил положить на сцену четыре квадратных метра линолеума. Артисты танцевали лежа – и эту идею подхватили другие хореографы.

В 1972 году Пети стал руководителем «Балета Марселя». И с чего же он начал?

Задолго до того Пети встретился в Москве с женщиной, сыгравшей особую роль в судьбе Маяковского, – Лилей Брик. Потом приятель прислал ему из Америки сборник стихов этого поэта на английском языке. Пети прочитал стихи и решил ставить балет. Маяковского он танцевал сам – и для этой роли впервые обрился наголо. Эта «прическа» осталась у него навсегда. Спектакль назывался «Зажгите звезды!».

12 января 1973 года состоялась премьера балета «Больная роза», главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.

Французское правительство оценило заслуги хореографа – в 1974 году он стал кавалером ордена Почетного легиона.

Потом Пети увлекся Пушкиным. Результат – балет «Пиковая дама», поставленный в 1978 году для Михаила Барышникова. И тогда же Пети задумал балет о Чарли Чаплине.

Однажды вместе с женой и дочкой меня пригласили на дачу к друзьям, – вспоминал он. – Среди гостей там оказался Чарли Чаплин. Мы вместе провели 15 незабываемых дней. А когда этого гения не стало 25 декабря 1977 года, я обратился к его сыну с просьбой разрешить мне поставить балет о его великом отце. Он не возражал. Когда я воплотил свой замысел, моя работа понравилась сыну Чаплина.

Пети работал активно и плодотворно. В том же 1978 году он перенес свой «Собор Парижской Богоматери» в Ленинград, в Кировский театр (ныне – Мариинский). Из крупных работ нужно вспомнить балет «Моя Павлова», «личную» версию балета «Лебединое озеро», «Клавиго» по романтической драме Гёте.

Труппу «Балет Марселя» Ролан Пети возглавлял на протяжении 26 лет. Потом случился конфликт с администрацией. Покинув театр, Пети поселился в Женеве и запретил труппе показывать свои спектакли.

Зато завязалась дружба с Московским Большим театром. В 2001 году Ролан Пети поставил там программу, состоящую из двух спектаклей – «Пассакальи» на музыку А. фон Веберна, поставленной им для Парижской оперы в 1994 году, и нового балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского. За «Пиковую даму» Пети в том же году был награжден Государственной премией Российской Федерации.

15 февраля 2003 года в Большом театре состоялась премьера балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери».

30 и 31 октября 2004 года в Москве, на Новой сцене Большого театра, была показана программа «Ролан Пети рассказывает». Пети рассказывал о своей жизни, а участники труппы «Сюрен Жан Вилар» Лючия Лакарра, Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа танцевали отрывки из его произведений.

Пети часто повторяет, что он более плодовит, чем Пикассо. Сравнивать художника и балетмейстера трудно, однако полтораста балетов дают ему право и не на такие сравнения…

Д. Трускиновская





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта