Главная » Звезды » Тренинг общения для подростков. Областной центр диагностики и консультирования

Тренинг общения для подростков. Областной центр диагностики и консультирования

Тренинг конструктивного общения подростков

Цель: формирование навыков конструктивного общения в классе, умение сотрудничать и сплочение классного коллектива.

После тренинга ученики:

будут знать:

индивидуальные особенности одноклассников;

способы конструктивного общения;

будут уметь:

контролировать свое поведение;

научатся различным способам взаимодействия с людьми;

научатся демонстрировать свои чувства, эмоции и поведение;

уважать себя и окружающих.

будут мотивированы: на совместную конструктивную деятельность.

Вид тренинга: коммуникативный тренинг

Продолжительность: 90 минут

План тренинга:

Вид работы

Продолжите

льность (мин)

Ресурсное обеспечение

Вводное слово. Знакомство.

3 минуты

Правила работы группы

5 минут

Флип-чарт, маркеры, ватман

Ожидания от тренинга

5 минут

Флип-чарт, стикеры, маркеры, ватман

Упражнение «Свое приветствие»

5 минут

Информационное сообщение «Компоненты общения»

10 минут

Текст

Упражнение «Имя + что обо мне никто не знает»

5 минут

Мячик

Упражнение «Закончи фразу»

10 минут

Клубочек, ватман, маркер

Упражнение «Объединение по качествам»

5 минут

Упражнение «Веник»

5 минут

веник

Игра «Я глазами других»

7 минут

Игра «МЫ»

5 минут

Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что...»

5 минут

Упражнение «Лист пожеланий»

10 минут

Листы А4 украшенные в виде открытки

Рефлексия занятия

10 минут

Ход тренинга

І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте Ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о н авыке общения, который очень важен для человека. Поскольку это навык, то это требует практики и времени. А поскольку мы говорим об общении, то это невозможно сделать в одиночку. Данный тренинг как раз и предназначен для того, чтобы мы совместно получили некий полезный опыт конструктивного общения.

Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила. Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?

Правила работы группы:

  1. Говорить по одному.

    Внимательно слушать говорящего не перебивая.

    Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

    Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

    Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

Ваши ожидания от данного тренинга

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Любое общение начинается с чего? Со знакомства. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Свое приветствие» - (участники перемещаются по комнате и здороваются в парах, используя свой тип приветствия. Переходя к следующему участнику, необходимо использовать приветствие своего предыдущего напарника).

Следует подвести к ответу: прикоснулись друг к другу; осуществили простое взаимодействие, представились. В нашем упражнении возникли 3 очень важных компонента общения. Касания . Почему оно важно?

Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук». Возраст и пол роли не играли.

Как это проявляется в нашем с вами общении? Молодые люди здороваются за руку. Эта традиция имеет давнюю традицию. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг другу в щеку. Такие же знаки используют и парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и дружеских. У близких друзей есть свои особые приветствия - более сложные. Это своего рода ритуал. У кого-то из вас есть такие ритуалы? Кто-то может показать свое приветствие?

Ведущий: Что касается второго аспекта - взаимодействия - почему это важно при общении? Совместная деятельность является и причиной, и средством, и результатом общения.

И, наконец, имя. Очень важный компонент при общении. Имя - это то, что позволяет нам при общении выделять конкретного человека, дать понять, что мы обращаемся именно к нему. Или говорим именно об этом человеке.

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.

Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает» .

Цель: познакомиь и открыть для участников новые грани одноклассников.

Инструкция: Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Виктория Валериевна, никто не знает, что я занимаюсь квилингом».

Ведущий: Какое значение имеет общение в нашей жизни?

В ответах подводим к тому, что в общении мы:

- реализуем себя как личности;

- получаем важную для себя информацию;

- получаем обратную связь на свои поступки;

- находим близких людей и поддерживаем отношения с ними.

Упражнение «Закончи фразу». Инструкция: каждому из вас я дам клубочек и попрошу закончить предложение. Это мы сделаем для того, чтобы понять, какие люди нравятся нашему классу, а какие - не нравятся. Я буду кратко записывать на ватмане ваши ответы.

Мне нравятся / не нравятся люди, которые…

Самое лучшее качество человека - это…

Самое плохое качество человека - это…

Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что….

Выводы: нравятся нам люди, которые похожи на нас. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. Не нравятся те люди, которые на нас не похожи. Мы считаем их «чужими», отказываемся с ними разговаривать, плохо к ним относимся, обижаем их. Могут ли непохожие на нас люди быть хорошими? Что нужно, чтобы узнать: какой человек? Нужно с ним пообщаться, поговорить. По одному внешнему виду нельзя делать никаких выводов. С непохожими на нас людьми нужно разговаривать, чтобы понять их. Похожи ли друзья друг на друга? Не всегда. Друзья, как пазлы, дополняют друг друга. Можем ли мы считать своим другом человека, который на нас не похож. Комментарий для ведущего. Если позволяет время и энергия детей, то можно сделать ранжир качеств. Это позволит выяснить личностные предпочтения участников, продемонстрировать детям ценности их класса.

Упражнение «Объединение по качествам». Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец, весь класс ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целому классу позволяет перейти группе на новый уровень отношений, осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.

Упражнение «Веник» Инструкция. Ребята, все вы, наверное, знаете рассказ Льва Николаевича Толстого, в котором отец предложил братьям сломать веник, но у них не получилось. Когда же веник разобрали по прутьям, братья их легко сломали. Сейчас мы с вами попробуем проделать такой же опыт. Наш класс - это веник. (Ведущий демонстрирует веник, пытаясь его сломать. Затем предлагает попробовать кому-то из детей.) Веник очень крепкий, его с трудом можно сломать целиком. Но если мы будем вытаскивать по прутику, то с легкостью справимся с этой задачей. (Ведущий демонстрирует, предлагает попробовать детям ломать прутики.) Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Правильно, когда мы вместе, мы - сильные, а поодиночке - слабые. Скажите, можно ли прутиком от веника подмести пол? Попробуйте. (Ведущий дает нескольким детям прутики, они пробуют.) Можно, конечно, но мы будем неделю подметать класс. Если же мы соединим все прутья в веник, то с легкостью подметем класс за пять минут. Какой же вывод мы можем сделать? Если какое-то дело делать всем вместе, то мы сделаем его быстро, а поодиночке можем и не справиться.

Игра «Я глазами других»

Один из участников группы выходит за дверь, а группа загадывает кого-то из членов группы. Задача «водящего» определить, кого загадали. Для этого можно спросить группу о том, с чем ассоциируется «загаданный» человек (цвет, дерево, музыка, животное, еда, мебель и т.д.). В конце обсуждается важность доверия для общения в классе, отмечаются те «открытия», которые ребята сделали при выполнении упражнения.

Игра «МЫ»

Группа строит «Городок», учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д.). Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка, отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового

взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.

ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что...». Инструкция: мы с вами пережили многое: смех и веселье, злость и слезы. Нам надо друг друга поблагодарить за хорошую работу. Мы сделаем это так: каждый для своего соседа справа продолжит фразу: «Оказывается, ты очень хороший, потому что...» Я начну первой.

Упражнение «Лист пожеланий». Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет

пожелание хозяину имени, после чего лист опять передается соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются ребятами домой.

Рефлексия занятия.

Ведущий просит участников ответить на некоторые вопросы:

Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Использованные источники:

Агеев В.С. Психология группового взаимодействия.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2005. - 256 с. (Практическая психология).

Игры - обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа. 1994.

Руководство практического психолога./Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия. 1995.

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах; Т. 2. М.: Генезис, 1998.

Тренинг для подростков «Как общаться с людьми»

Цель:

1) Информирование членов группы о закономерностях общения и явлении социальной перцепции;

2) Развитие чувствительности к невербальным средствам общения.

Задачи:

1) формирование представлений о процессе общения, его функциях и феномене социальной перцепции;

2) ознакомление с правилами культуры общения;

3) развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу;

4) развитие навыков невербального общения.

Оборудование: листы бумаги А4, ручка, ватман, маркеры.

Время, отведенное на данное занятие: 90-120 минут.

План занятия:

1. Теоретическая часть.

2. Разминочное упражнение «Пожелания друг другу».

3. Упражнение «Угадай-ка»

4. Упражнение «Крокодил»

5. Упражнение «Спина к спине»

6. Упражнение «Испорченный телефон»

7. Теоретическая часть «Факторы, препятствующие общению».

8. «Правила эффективного общения»

9. Упражнение «Пересадка сердца»

10. Завершение тренинга: Упражнение «Письмо».

11. Рефлексия.

Организационные условия:

эффективна работа группы (15–20 человек), при подборе которой необходимо принимать во внимание уровень доверия участников друг другу;

для работы понадобятся материалы для рисования, бумага и ручки для записей.

Литература:

1. Классные часы в лицее и колледже. Н.Ф. Дик, Р-Н-Д-2007г.

2. Поговорим как взрослые, классные часы в 9-11 классах М.А. Алоева, В.Е. Бейсова.Р-Н-Д-2007г.

3. Классный руководитель № 8, 2002г.; № 4, 2004г.

5. И.В.Вачков «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГОТРЕНИНГА» М: Издательство "Ось-89", 1999

Ход занятия:

Введение в занятие

Знакомство с целями и особенностями работы на тренинге, принятие правил.

(в ходе знакомства с правилами тренинга, участники тренинга «заполняют памятку», т.е. записывают каждое правило на ватмане)

Правила тренинга:

Правила группы на занятиях.

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.

    Доверительный стиль общения . Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

    Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

    Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.

    Конфиденциальность всего происходящего в группе . Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

    Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".

    Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

    Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

1. Информирование:

Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов, мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное.

Вербальное общение – это только сами слова и их прямые или переносные значения. Невербальные коммуникации охватывают все остальные стороны общения, кроме самих слов и их прямых значений. Элементами невербального общения являются телодвижения, жесты, контакт глазами, выражение лица, интонация и т.д. Мы не будем сейчас подробно разбирать невербальное общение, так как это большая и интересная тема, и мы уделим ей отдельное занятие. Но сейчас мы с вами выполним несколько упражнений, чтобы сравнить эти два вида общения и увидеть, насколько важна невербальная сторона в общении.

Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая часть информации поступает к человеку через интонацию? Сейчас мы сделаем несколько упражнений, которые покажут, что не так важно, что мы говорим, а важно – как, с какой интонацией, с каким выражением лица и какие жесты при этом используем.

2. Разминка

Цели:

Создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимой для решения последующих творческих задач;

Сплочение группы;

Снятие накопившегося напряжения и усталости.

Упражнение «Пожелания друг другу»

Инструкция

«Давайте начнем занятие с того, что выскажем, друг другу пожелания на сегодняшний день и сделаем это так. Сначала выберем добровольца, затем он подойдет к любому участнику, поздоровается с ним и выскажет доброе пожелание. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Тот, к кому подошел участник, в свою очередь подойдет к следующему; и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит приятное пожелание на день».

Примечание. Участники могут бросать друг другу мяч после высказывания пожелания.

Упражнение «Угадай-ка»

Инструкция

Смысл задания заключается в том, чтобы передать друг другу некую информацию. Но передавать ее нужно только при помощи интонации, поэтому текст информации не будет играть никакой роли. Им будет обыкновенная пословица: «На дворе трава, на траве дрова...». Но произнося ее, участник упражнения должен передать другому участнику интонацией, мимикой, жестами, что он очень рад тому, что завтра не будет занятий. Другой участник сообщит при помощи той же пословицы, что ему плохо, у него болит живот.

Примечание Данное упражнение можно усложнить (модифицировать) следующим образом: предложить одному добровольцу покинуть класс на несколько минут; за это время оставшиеся загадывают какое-либо сообщение и выбирают участника, который, используя слова пословицы, передаст ее

Вернемся теперь непосредственно к вербальному общению. Развитие качеств, необходимых для более успешного общения с окружающими, предполагает не только овладение умением хорошо слушать и точно воспринимать других. Не меньшее значение имеет способность слушать и понимать самого себя, т.е. лучше осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы. Таким образом, нам необходимо учиться чувствовать своего партнера по общению и при этом отдавать себе отчет в своих собственных ощущениях, которые возникают в процессе взаимодействия.

Упражнение «Крокодил»

В группе где проводится игра выбирается участник, который будет ее начинать. То есть, этот человек придумывает слово, а затем при помощи жестов старается это слово показать, тот человек, который отгадывает данное слово становится ведущим.

Упражнение» Спина к спине»

Инструкция

Встаньте спина к спине, встать с разных сторон стола, на расстоянии и сидя рядом говорить на любую тему. Постарайтесь поговорить о чем-нибудь; например, обсудите погоду за окном. А теперь (через несколько минут) поделитесь своими ощущениями. При какой дистанции вам легче всего разговаривать?

Примечание Упражнение выполняется в паре, через 5 минут партнера рекомендуется менять; таким образом, все члены группы выполнят это упражнение.

Упражнение «Испорченный телефон»

Инструкция

Ведущий выбирает 5 человек – добровольцев; четверо из них выходят за пределы аудитории, один остается. Ведущий зачитывает всей группе и одному оставшемуся небольшой рассказ. Затем приглашают одного из вышедших и оставшийся должен пересказать ему текст рассказа; тот, в свою очередь рассказывает следующему и т.д.

После того как упражнение будет проведено, необходимо провести дискуссию в группе, на которой сравнивается изначальная информация и та, которая была получена после проведения упражнения.

Информирование. Факторы, препятствующие общению

Правила эффективного общения

Цели:

Развитие базовых коммуникативных умений;

Формирование эффективных способов общения;

Совершенствование вербальных и невербальных компонентов общения.

Существуют факторы, препятствующие нормальному межличностному общению. В частности, такими барьерами общения могут быть:

Незрелые, поверхностные суждения.

Стереотипы, предвзятые обобщения на недостаточно широкой основе.

Озабоченность и занятость самим собой. Находясь в состоянии повышенной тревожности или слишком погрузившись в себя, в свои собственные проблемы, человек вряд ли способен к эффективному общению.

«Сверхреакция» на эмоционально окрашенные слова. Процесс взаимодействия искажается, когда отношения между людьми выходят за рамки так называемой «эмоциональной нормы», да еще к тому же кто-то из участников общения не может или не хочет сдержаться и пускает в ход слова с густой эмоциональной окраской.

Необоснованное перебивание.

Упражнение « эмоционально-окрашенные слова»

Инструкция: 3 способами сказать одно и то же предложение: доброжелательно, агрессивно и нейтрально.

Каким способом тебе было легче обращаться? Какие чувства ты испытывал?

Мы с вами выяснили – что такое общение, для чего оно нужно, каким оно бывает и что мешает нормальному процессу общения. Теперь следует привести несколько рекомендаций, направленных на то, чтобы помочь вам сделать процесс общения наиболее эффективным.

Будьте открыты собеседнику, принимайте его таким, какой он есть.

Постарайтесь услышать все сообщение целиком.

Расположитесь лицом к вашему партнеру.

Сидите или стойте на оптимальном расстоянии, чтобы ваш партнер чувствовал себя свободно и раскованно.

Участие в общении должно быть активным и ответственным. Если вам что-либо не ясно или вы пропустили часть сообщения, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать. Говорящему необходимо знать, что его сообщение достигло адресата и получило определенную оценку.

Наблюдайте за невербальными реакциями партнера (выражением лица, позой, жестами и взглядами). Следите также за самой речью – её громкостью, интонационной окрашенностью, скоростью.

Говорите от первого лица. Согласно выводам психологов, сообщения от первого лица, так называемые «Я-сообщения», которые содержат оценку, но не осуждение, гораздо эффективней «Ты-сообщений». Они позволяют честно констатировать, что вы чувствуете по данному поводу, причем таким образом, что люди захотят вас выслушать или даже послушаться. При этом вы не обидите чувства других.

Упражнение «Пересадка сердца»

Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадки сердца. У вас есть одно донорское сердце на 8 кандидатов, и пять минут на принятие решения, кого из клиентов вы будите оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится.

Кандидаты на донорское сердце:

    Бывший чемпион, 28 лет, защищал честь Родины. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.

    Женщина 52 года мать 5 детей.

    Католический священник, 27 лет.

    Мужчина 40 лет, бывший депутат, бывший сотрудник КГБ, бизнесмен, отец двух несовершеннолетних детей.

    Девочка 5 лет, задержка психического развития.

    Мужчина, 48 лет, врач – онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Очень близок к решению проблемы. Гомосексуалист.

    Студент, 20 лет, депрессия, несколько попыток суицида.

Затем группа озвучивают свое решение.

нелегко принимать решения, всегда возникают противоречия.

Одно и то же сердце не может подойти людям разного роста и веса, выбор должен основываться на полной совместимости.

Принятие решения в любой деятельности должно быть основано на объективных и достоверных фактах, а не на домыслах и стереотипах.

Завершение:

Заключительное упражнение «Письмо»

Слово ведущего: Для того чтобы быть хорошим собеседником и правильно организовывать процесс общения, необходимо хорошо знать самого себя, свои слабые и сильные стороны. Сейчас попробуйте воспользоваться мнением окружающих, чтобы узнать свои сильные, положительные стороны.

Игра идет вкруговую. Каждому нужны бумага и ручка. В конце задания каждый из вас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вы хотите) и передайте его соседу справа.

У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку – добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листа. После этот лист передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

Примечание для ведущего: В результате такого кругового письма каждый участник обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями». Ведущий советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «веселым», «надежным», «воспитанным», «игривым» (и т.д.) видят его окружающие люди.

В заключение каждому предоставляется возможность сформулировать личный итог участия на занятии, выразить свою благодарность присутствующим.

Притча

Один купец, очень старый человек, имел большой долг, а его кредитор был очень опасным человеком. Кредитор пришел в дом купца. Купец сидел в своем маленьком саду. В том месте, где он сидел, двор был выложен белыми и черными камнями.

Его молодая прекрасная дочь также сидела рядом с ним. Кредитор пришел для того, чтобы пригрозить, что если купец не выплатит деньги по истечении определенного срока, то он будет брошен в тюрьму как минимум на двадцать лет. Но он несколько смягчился, глядя на прекрасную девушку. Он предложил следующее. Он сказал: "Я знаю, что ты не можешь уплатить свой долг и что по закону ты должен быть брошен в тюрьму на двадцать лет. Тебе почти семьдесят лет; это будет концом твоей жизни. Но я добр, я всегда был добр к тебе. Я предоставлю тебе возможность, и вот мое предложение: я возьму два камня, один черный и один белый, и положу их в мой мешок, а затем твоя дочь должна будет извлечь один из камней из мешка. Если она вытащит белый камень, то ты свободен от долга и с твоей дочерью ничего не случится. Если же она вытащит черный камень, тогда ты свободен от долга, но твоя дочь должна будет выйти замуж за меня".

Очень неохотно отец и дочь согласились, потому что у них не было другого выхода. Кредитор взял два камня. Когда он брал эти два камня, старый купец ничего не видел, потому что глаза его были полны слез, но острые глаза девушки смогли заметить, что тот взял два черных камня.

Теперь обычная логика была бессильна. Что делать? Два черных камня в мешке! Очевидным решением было заявить об обмане, но тогда это рассердило бы кредитора и он отомстил бы; отец был бы немедленно брошен в тюрьму. Сердить кредитора казалось не очень правильным решением. Тогда что же делать? Ведь что бы она ни вытянула, это будет черный камень. Логика здесь не работала.

Она не раскрыла обман; она не возражала против того факта, что он взял два черных камня. Она вытащила один камень из мешка, неловко покрутила его в руках и уронила на дорожку - и он был потерян. Там было много камней, среди них невозможно было найти тот, который она уронила. Она очень долго просила прощения. А затем предложила: «Давайте посмотрим на другой камень, на тот, что остался внутри. Если он черный, значит тот, что я уронила, должен был быть белым. Если он белый, то другой был черным». И старый кредитор ничего не мог поделать. Поражение было полным.

Мечта каждого молодого человека или девушки – быть воспринятым с уважением. Это очень важно – не забывать о своих интересах и уметь отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы к тебе относились с уважением, необходимо учитывать много факторов, но один из важнейших – умение контролировать свои чувства и эмоции. Научиться этому поможет коммуникативный тренинг для подростков, который наверняка проводится в каждом городе.

Любому из нас жить комфортнее и проще с ощущением уверенности и принятия самого себя. Это актуально для любого возраста, но особенно важно в период взросления. Разобраться в себе, обозначить приоритеты, найти точки соприкосновения и общие интересы с другими людьми – все это можно научиться делать безболезненно. Хорошим инструментом для достижения этих целей может стать тренинг коммуникативных навыков для подростков и школьников. Удивительно, но простые упражнения, проделанные в игровой форме, способны раскрыть человека, научить его общаться со сверстниками, упростить понимание собеседника.

Важно увидеть себя со стороны и постараться принять себя таким, какой есть, научиться смотреть на себя глазами других людей, в том числе коллег по тренингу.

Тренинг на общение для подростков помогает сформировать самоконтроль личности и выстроить психологическую защиту от агрессивного поведения для бесконфликтного общения.

Особенности тренинга

Особенности тренинга – это соблюдение обязательных для всех правил. Вот основные из них.

  • Инициативу должны проявлять все члены тренинга.
  • Внутри группы важно поддерживать искренние и хорошие отношения.
  • Условие равенства и не дискриминации участников.
  • Правило сохранения тайны личности.
  • Вежливость, деликатность в обсуждении без перехода на личности.
  • Обсуждение только конкретных проблем и конкретного поведения.
  • Этика общения: говорим, не перебивая, и по одному.

Примеры упражнений на развитие навыков общения

Существуют конкретные упражнения на развитие коммуникативных навыков у подростков. Регулярно выполняя их, можно научиться легко и непринужденно общаться как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.

  1. За определенное время все участники одной группы знакомятся друг с другом, находя общее с каждым и у всех вместе (возраст, цвет глаз, волос, увлечение, любовь к животным).
  2. Участникам группы предлагают с помощью мимики и пантомимы что-то объяснить другим группам (например, план побега).
  3. Упражнение на доверие, например, «падаю – лови» (падают спиной).
  4. Для тренировки бесконфликтного межличностного общения часто предлагают игру «поводырь-слепой». Один член группы закрывает глаза, второй его берет за руку и проводит через препятствия к финишу, объясняя и предупреждая о преградах.
  5. Очень важная составляющая общения – это умение слушать. В тренингах часто объясняют «правила хорошего слушания».
  6. Для позитивного настроя в группах можно проделать упражнение «Комплимент», для которого разбиваются на пары, и партнеры по очереди друг другу говорят комплименты.

Обязательно нужно заострить внимание, что для переходного возраста общение с другими сверстниками является приоритетным в дальнейшем формировании и развитии личности. Коммуникативные тренинги для подростков и детей позволяют отработать навыки социального поведения и взаимодействия.

После прохождения основной программы и возможного повторения занятий с тренером и психологом подростки осваивают:

  • способы эффективной коммуникации;
  • контроль эмоций и поведения;
  • развитие эмпатии и понимание причин своего поведения;
  • разные возможности взаимодействия с группой и другими людьми.

Именно в коллективах и группах сверстников подростки учатся с уважением относиться к противоположному полу и налаживать контакт. Устанавливаются настройки поведения для общения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение.

Занятия в рамках упражнений для коммуникативного тренинга для подростков помогут обрести важные для будущей жизни навыки:

  • идентификация невербальных сигналов;
  • понимание и уважение границы другой личности;
  • умение слушать и быть услышанным;
  • умение общаться и входить в контакт с надстройкой;
  • установление взаимодействия подстройкой.

Эмоциональный интеллект, нахождение взаимопонимания, чувство общности и поддержки в переходный возрастной период поможет легко преодолеть психологический кризис подросткам и обеспечит устойчивое эмоциональное состояние в ближайшем будущем.

Формирование коммуникативных навыков у подростков посредством тренинга в своей возрастной среде поможет обрести уверенность в собственной уникальности, научиться с уважением относиться к разным личностным чертам сверстников. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Коммуникативный навык тесно связан с будущим развитием взрослой и ответственной личности, поэтому очень важно не только знать правила общения, но и уметь применять их на практике. Колоссальную помощь в этом оказывают тренинги общения для подростков.

Каждый подросток рано или поздно сталкивается с противопоставлением «я-другие». Если ему нечего противопоставить (способности, успехи, приятная внешность), то его самооценка рушится. театральная студия для детей и подростков помогает разобраться в себе и справиться с эмоциями.

Занятие №1.

Знакомство.

Рефлексивное "дерево"- 20-30 минут.

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по-сле чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и... входит в него, становит-ся этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется на протяжении всего тренинга.

Обсуждение, социометрия - 5 пальцев.

5 пальцев - отлично, занятие очень понравилось

4 пальца - хорошо, занятие понравилось

3 пальца - средне, занятие нормальное

2 пальца - плохо, занятие не понравилось

1 палец - ужасно, занятие совсем не понравилось

Занятие №2.

"Фраза по кругу"

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "В саду падали яблоки". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. 10 минут

"Ценности"

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут

"Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. 20 минут

Обсуждение, социометрия.- 5 минут

Занятие №3

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".
На упражнение отводится 10 минут.

"Передача движения по кругу"

Цель упражнения: - совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; - развитие воображения и эмпатии.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. 10 минут

Упражнения на тренировку памяти
Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. 10 минут

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

"Выражение мысли другими словами"

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

"Составление предложений"

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).

В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой — поощрять оригинальные, творческие ответы.

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Обсуждение, социометрия.

Занятие №4

Наши чувства.

Что такое ощущения и чувства?

У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни - это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».

Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.

Третий уровень - высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.

Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.

Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах - это не чувства.

Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.

Мы немного научились называть свои чувства, сейчас поговорим о том, как их определять. Обычно мы определяем чувства по их признакам - вербальным и поведенческим: тону голоса, выражению лица, жестам, зрительному контакту. Хороший актёр с помощью лишь жеста или взгляда может выразить свои чувства зрителю. Для того чтобы распознавать чувства, важно на какое-то время рассудочно отнестись к ситуации, которую мы пережили, сравнивать её с общепринятыми образцами. Рассмотрим чувства «беспокойство или боязнь». Что происходит при этом с твоим воображением, если твои чувства касаются будущего, того, что может случиться? Это значит, что боязнь и беспокойство требуют воображения себе того, чего бы ты не желал в будущем. Независимо от того, как долго ты будешь искать эти чувства среди своих прошлых и настоящих переживаний, ты не сможешь найти ситуацию, в которой появились эти беспокойство и боязнь.

Чтобы почувствовать боязнь в настоящем, необходимо вернуться в прошлое. Постарайся вообразить себе нежелаемую ситуацию. Например: экзамен, к которому ещё не готовился; прыжок с парашютом; признание в любви девушке, с которой только что познакомился, и её отказ. Запомни это чувство, обрати своё внимание на поведенческие признаки, которые ему сопутствуют, на эмоции, возникшие при этом. Попробуем лучше разобраться с этим на примере чувства сожаления.

Чтобы появилось это чувство, вернёмся при помощи воображения в свое прошлое. Достаточно будет вспомнить то, что прошло мимо нас. Например, не выиграл выигрышный билет «спортлото».

Чтобы почувствовать скуку, сконцентрируем своё внимание на настоящем. Воображаем себе то, чего нет. Можем одновременно переживать целую гамму чувств, это зависит только от нашего детектора чувств. Для того чтобы повысить его чувствительность, необходимо тренировать распознавание и называние чувств.

Как выражать свои чувства?

Ответ - как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах,

так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть.

Существует два способа выражения чувств: вербальный - с помощью слов и невербальный - с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д.....

Как контролировать свои чувства?

«Почему я должен контролировать выражение своих чувств? Ведь я должен стать более экспрессивным, открытым! Говорили, что я должен делиться богатством своего внутреннего мира…».

Да! Можешь сомневаться. Но контролировать - не значит приглушать, искажать, скрывать.

Контроль - это осознанное, общеприемлемое выражение своих чувств. Надо уметь выражать свою злость так, чтобы не обидеть окружающих. Если ты сам назовёшь то, что тебя злит, это приемлемо - «Меня злит то, как ты со мной разговариваешь!». Оптимальный выход - распознать и выразить свои чувства, не вторгаясь на чужую территорию (не причиняя вреда окружающим).

Неконтролируемые всплески эмоций могут быть вредны как для тебя, так и для твоего окружения.

Занятие № 5

Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда).

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.

Занятие №6

Сегодня мне хотелось бы поговорить непосредственно о вас, какие вы? Как чувствуете вы себя рядом с остальными, как вам кажется, какими вас видят другие - сверстники, учителя, родители? Что бы вам хотелось поменять в себе, чтобы нравиться себе и остальным.


Упражнение "кто я?", "какой я?"

"За кругом"

Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)

"Карусель"

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.


Обсуждение, социометрия.

Занятие № 7

Навыки эффективного общения

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание

2. Угу-поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание головой и т.п.).

3. Эхо - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. Наводящие вопросы - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы

10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

Номер такта

Название

Основная цель

Уместные реакции

Поддержка

Дать возможность говорящему выра-зить свою позицию

Молчание

Угу-поддакивание

Эхо

Эмоциональное сопровождение

Уяснение

Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника

Уточняющие вопросы Парафраз

Комментирование

Высказывание своей точки зрения

Оценки Советы Комментарии

"Диспут"

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обя-зательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильно-сти понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

"Спор при свидетеле"

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводится 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

. "Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?";

. "Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?";

. "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".

Обсуждение, социометрия.

Занятие №8. Обсуждение субкультур

Хочу поговорить сегодня с вами на достаточно взрослую и серьезную тему- субкультуры. Определять однозначное отношение к любым субкультурам мне не хотелось бы в самом начале, мне хотелось бы, чтобы в процессе ознакомления и обсуждения мы выработали какую-то позицию по отношению к ним.

Всегда было и будет так, что молодежь, подростки, ищущие себя, по-разному воспринимают окружающий мир. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.

Субкультура — это объединение людей в группы по какому-то интересу и признаку. Проще всего не обсуждать эту проблему, запретив ее обсуждение и спрятавшись за каноны «традиционной» культуры и наглухо отгородившись от всего нового и необычного. Но мы живем в сложном, меняющемся мире, где одним из главных является умение понять другого, взглянуть на чужой мир непредвзято. Очень хочется, чтобы все услышанное было понято вами правильно, в том смысле, что это ознакомительное описание, некая информация и не в коем случае не пропаганда субкультур, как модных молодежных направлений, объединений и т.д. Мы с вами будем обсуждать эту проблему для того, чтобы знать, какие опасности могут поджидать вас, если вы попадете в какую-либо группу людей по принципам. Поэтому мы будем обсуждать субкультуры, стараясь объективно находить в них как недостатки, так возможно, и преимущества.

Байкеры

Некоторые исследователи ошибочно относят эту субкультуру лишь к спортивным разновидностям молодежного движения.

Байкеровское движение — это не только гонки на мотоциклах, как представляют себе эпатируемые внешним видом и потому побаивающиеся, относящиеся к ним с предупреждением обыватели. Зародившись далеко от России, в США, это движение, будучи перенесенным на нашу почву, в условиях нашей действительности ассимилировалось, приобрело национальные черты, проросло корнями в русскую действительность.

К концу 90-х гг. в Москве насчитывается около трех тысяч байкеров и еще примерно около 10-15 тыс. юношей и девушек «околобайкеровской тусовки» с большим или меньшим постоянством участвующих в развитии этой субкультуры.

Их музыкальный стильтяжелый рок. К субкультуре байкеров близко примыкают молодежь и подростки, просто увлекающиеся техникой, мотоциклами, автомобилями, картингами, скутерами, которые получают удовольствие от занятий техникой, гонками, наконец, просто от спокойной езды на хорошей машине и значительно меньше уделяют внимания атрибутике, ритуалам идеологии байкеров.

Металлисты

Металлисты — наверное, самое популярное из современных молодежных движений. Существуют как минимум три направления «металла» — треш, дум, дэд. Внешний вид «металлистов» практически такой же, как и у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается, в основном, черному. Для металлистов характерно наличие в одежде большого количества заклепок и цепей.

Из всех движений металлисты наименее идеологичны, в чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

Го́ты — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Характерный внешний вид готов

Чёрная одежда.

Чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр).

Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь.

Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры).

Шипованный ошейник.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику.

Панки

Панки (от англ. p unk — отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, притом, что имеют с ними много общего. Представители этой субкультуры относятся к анархо-нигилистическому направлению.

По социальному составу в отличие от элитарных хиппи большинство панков — дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Отличаются внешним видом, формой одежды: стандартной панковской прической считается «ирокез» Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками. Из обуви панки носят в основном армейские ботинки.

С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят «Король и Шут», «Тараканы» и «НАИВ».

Рэпперы

Рэп зародился в середине 70-х годов как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения. На улицах черных кварталов Нью-Йорка впервые зазвучала новая, абсолютно революционная музыка.

Самой отличительной особенностью нового поколения музыки явился ломаный бит — создаваемый ди-джеями с помощью вертушек и электронного оборудования, и наличие вокала, что тогда для винило-электронной музыки было очень редко. Вокал, как правило, был представлен такими людьми, как MC (эм-си). Своими речами эти «певцы» рэпа ставили вопрос всему обществу о том, куда же все-таки этот мир катится, и в какую дыру он уже попал.

Скауты

Скаутинг — игра, только игра в жизнь с объективными и придуманными скаутами, правилами. Место этой игры — вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и общественными интересами. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают, наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» — скаутингом.

Скинхеды

Зачатки нынешнего движения «скинхедов» впервые возникли в Германии 1939 года. После поражения в ВОВ, германский нацизм был обезглавлен, и лишь во времена Берлинской стены смог поднять голову — сначала в Восточной, а затем и в Западной Германии. К тому времени относятся первые упоминания о группировках скинхедов.

Стоит упомянуть также об английских скинхедах, от которых ведут свою родословную российские наци.

Построена на двух основополагающих идеях нацизма: тотальном превосходстве арийской (белой) расы над любой другой и идее Евгеники — науке об удалении (уничтожении) или стерилизации больных особей для улучшения генофонда нации. Обязательным условием также является зачистка территории от иноверцев и инородцев.

Хиппи

Одна из старейших молодежных субкультур в мире. Движение хиппи развивалось волнообразно. Неофиты движения — молодежь 15-18 лет, преимущественно школьники и студенты младших курсов. При этом девушки составляют в этом движении примерно две трети. Внешний вид хиппи достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, расчесанные на прямой пробор, джинсы или джинсовая куртка, несоразмерно большой вязаный свитер, иногда балахоны неопределенного цвета, не шее — небольшая кожаная сумочка, украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенечки», т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный атрибут хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи.

В языке хиппи содержится большое количество английских заимствований, таких, как «батл» — бутылка, «флэт» — квартира, «хайр» — волосы. Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи.

Частью идеологии хиппи является «свободная любовь» — со всеми вытекающими последствиями: беременностями, абортами, венерическими заболеваниями, распространением СПИДа.

Хиппи — пацифисты. Любимые лозунги «Мир, дружба, жвачка», «Занимайся любовью, а не войной». Для них типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги, дорогие вещи.

Во всех субкультурах таятся опасности, они заставляют действовать сугубо по их идеям и представлениям. Зачастую применяют психоактивные вещества, что сразу должно настораживать и отталкивать.

Итак, мы услышали, о самых известных субкультурах информацию, которая наверно вызвала у вас какие-то мнения, мысли. Давайте поговорим, о том, что общего у всех субкультур, независимо от их названия. Что именно объединяет людей в какие-либо группы, заставляет их делать что-то общее, почему вообще появляются и имеют успех различные субкультуры?
Как на ваш взгляд, что лучше именно для вас - индивидуальность или принадлежность к какой-то группе. Какие опасности таят в себе субкультуры и почему их надо избегать?

Выявление общих закономерностей - причина, следствие.

О бсуждение.

Занятие №9. Развитие умения классифицировать, определять аналогии и т.д.

Говорю, что вижу

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется - пропуск гласных букв.

В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным:

Кшк пгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдеснй цвтчый зпх. Ввк нстпл н клчк. Скльк здсь члвк. В ксмс плтт смл. Хршньк прглдтсь к нм. Пчм тк плчлсь? В вгн бл мнг лдй.

Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.

Исключение лишнего слова

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Задание учит классификации по свойствам.

Подбор антонимов

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Вертикальный. 3. Экспорт. 4. Микро. 5. Авангард. б. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Эксцентричный. 9. Импорт. 10. Рыхлый. 11. Стремительный. 12. Скупой. 13. Брутто. 14. Тощий. 15. Неряшливый. 16. Объективный. 17. Макро. 18. Старательный. 19. Плотный. 20. Прозрачный. 21. Арьергард. 22. Нетто. 23. Упитанный. 24. Опрятный. 25. Субъективный. 26. Медленный. 27. Лживый. 28. Концентричный. 29. Мутный. 30. Горизонтальный.

Поработайте еще с одной группой слов с целью поиска пар слов, противоположных по смыслу.

Польза, дальнозоркий, блондин, болтун, дедукция, ад, передовой, молчун, рай, вред, старт, мрак, поперечный, зрячий, симпатия, индукция, больной, свет, альтруизм, сухой, слепой, отсталый, продольный, здоровый, эгоизм, близорукий, финиш, брюнет, антипатия, влажный.

Обсуждение, социометрия

Занятие №10. Развитие умения классифицировать, определять аналогии и т.д.

Поиск аналогий

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

Подбор омонимов

Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Ответ:

Слова омонимы

Понятие 1

Понятие 2

Бокс

Вид спорта

Изолированное помещение, камера

Каток

Ледяная площадка для катания на коньках

Дорожно-строительная машина

Зарядка

Утренние физические упражнения

Насыщение энергией аккумулятора

Проводник

Вагонный кондуктор

Вещество, обладающее большой электропроводностью

Ключ

Устройство для отпирания и запирания замков

Простейший передатчик телеграфных сигналов

Ерш

Рыба

Приспособление для чистки бутылок

Гусеница

Личинка бабочки

Движитель трактора

Вилка

Приспособление для еды

Часть велосипеда

Ворот

Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков. Тема: «Невербальная коммуникация» Составила: педагог-психолог ГБОУ СОШ №1034 Пимчева О.А.

Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.
Участники : подростки 14-16 лет
Численность группы : 10-12 человек.

Ход занятия. Разминка

Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения : раскрепощение участников.
Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Возможная модификация : скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: - Как вы себя чувствуете? - Все ли соединились с теми, с кем хотели?


- мне было не комфортно, когда я не смог ни к кому присоединиться;
-мне было очень весело, упражнение понравилось;
-сложно сразу сориентироваться, к какой группе присоединиться.

Теоретическая часть

«Невербальная коммуникация»
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
5 подсистем невербального общения:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Упражнение «Автобус»
Цель упражнения : отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Примерные ответы детей из анализа упражнения:
- жестами не сложно договориться о том, чтобы созвониться;
-по эмоциям на его лице я сразу понял, что он тоже хочет со мной встретиться;
- догадался по ассоциациям по поводу места встречи;
- время удобно показать на пальцах;
- я с этим человеком очень близко общался, поэтому мне легко понять его жестикуляции;
-можно частично прочитать по губам.

Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения : совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Из анализа упражнения:
Использовались мимика, жесты, подручные средства, указывание на людей, при понимании помимо этого обращалось внимание на эмоциональную окраску «рассказчика». При передаче информации многие пользовались теми жестами, которые показывали им, не всегда понимая их смысла.

Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения : развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны „рассказать“ преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый „сообщник“ спасает одного „преступника“)».
После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера : «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».
Пара участников выходит вперед. Один из них - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.

Предлагаемые действия : пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.

Упражнение «Аплодисменты»
Цель : эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Обратная связь и рефлексия занятия
В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Из анализа работы:
Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию.
Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.
Список литературы: 1. Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»
3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
4. Фопель К. «Групповая сплоченность»
5. Фопель К. «На пороге взрослой жизни»
6. Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»
7. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта