Главная » Звезды » Смешанная дифференциация (модель сводных групп). Групповая дифференциация и лидерство Дифференциация — — разделение Положение личности в группе

Смешанная дифференциация (модель сводных групп). Групповая дифференциация и лидерство Дифференциация — — разделение Положение личности в группе

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т.е. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всем, что касается спорта, к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определенный статус и престиж.

Когда, например, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, «ядро» класса и «болото», злостных нарушителей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всем этом педагогу необходимо знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко

различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.

В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Межличностный выбор. Социометрия. Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Бесспорно, социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которого путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_0.jpg" alt=">Групповая дифференциация и лидерство">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_1.jpg" alt=">Дифференциация - - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений"> Дифференциация - - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia - разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров - членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_2.jpg" alt=">Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной"> Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения. Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_3.jpg" alt=">Положение определяется с помощью социометрии: «звезды» и «лидеры»; «приятные» и «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»;"> Положение определяется с помощью социометрии: «звезды» и «лидеры»; «приятные» и «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»; «изолированные»; «отверженные».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_4.jpg" alt=">Вопрос? Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса?"> Вопрос? Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса? Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_5.jpg" alt=">Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств)"> Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств) Личностные (качества товарища)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_6.jpg" alt=">Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченности Личностный"> Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченности Личностный состав Система ценностей и установок полезные дела

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_7.jpg" alt=">2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader - ведущий. Лидерство - один из"> 2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader - ведущий. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_8.jpg" alt=">Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство"> Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство - психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других. Лидерство - это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий. Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_9.jpg" alt=">Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы"> Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_10.jpg" alt=">Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для"> Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_11.jpg" alt=">Задача лидера стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при"> Задача лидера стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_13.jpg" alt=">Власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность, выражается в концентрированной энергии, заставляющей других"> Власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность, выражается в концентрированной энергии, заставляющей других людей повиноваться Лидерство – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_14.jpg" alt=">Руководство - осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии."> Руководство - осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, Направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_15.jpg" alt=">Различия лидерства и руководства Происхождение. Способы осуществления функций. Сферы влияния.">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_16.jpg" alt=">Лидер и руководитель Лидер Управленец Неформальный Последователи Побуждение Воодушевление Горизонтальное Уважаем Профессионал Контроль Администратор"> Лидер и руководитель Лидер Управленец Неформальный Последователи Побуждение Воодушевление Горизонтальное Уважаем Профессионал Контроль Администратор Рациональный Формальный Подчинение Сила власти Подчинение Иерархия Обожаем Энтузиаст Доверение Инноватор Иррациональный

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_17.jpg" alt=">Лидерство и руководство Сходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия Лидер выдвигается стихийно,"> Лидерство и руководство Сходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия Лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается Лидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структур Лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе Лидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_18.jpg" alt=">Лидерство – устойчивое влияние одного участника группы на других, направленное на достижении групповых целей">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_19.jpg" alt=">Теория черт Пятифакторная модель личностных черт (Л.Первин, О.Джон)"> Теория черт Пятифакторная модель личностных черт (Л.Первин, О.Джон) Пять блоков базовых личностных качеств: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_20.jpg" alt=">Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность – умение сформулировать облик и"> Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность – умение сформулировать облик и задачи организации. 2. Способность различать, что необходимо, а что просто важно. 3. Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи. 4. Владение искусством межличностных отношений, то есть умение выслушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях. 5. “Политическое чутье” – способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть. 6. Стойкость – непоколебимость перед лицом оппонента. 7. Обаяние. 8. Способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы, полномочий последователям. 9. Гибкость – способность отзываться на новые идеи и опыт. 10. Решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_21.jpg" alt=">Теория черт Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными"> Теория черт Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество. Харизматический лидер (харизма - благодать) - человек, ставший лидером благодаря своим врожденным качествам. Некоторые их черт: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование высокая степень уверенности в себе.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_22.jpg" alt=">Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность. 2. Способность различать, что необходимо,"> Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность. 2. Способность различать, что необходимо, а что просто важно. 3. Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи. 4. Владение искусством межличностных отношений. 5.“Политическое чутье”. 6. Стойкость. 7. Обаяние. 8. Способность идти на риск. 9. Гибкость. 10.Решительность, твердость.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_23.jpg" alt=">Ситуационная теория Лидер – функция определенной ситуации Четыре интерпретационные модели личности"> Ситуационная теория Лидер – функция определенной ситуации Четыре интерпретационные модели личности лидера в разных ситуациях (Е. Хартли) : а) если кто-то занял лидирующую позицию в одной ситуации, делается вывод, что он может быть лидером и в другой; б) лидера в одной ситуации начинают считать лидером «вообще» (стереотипное обобщение);

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_24.jpg" alt=">в) лидерство в одной ситуации обеспечивает индивиду общественный авторитет – этот авторитет «работает» на"> в) лидерство в одной ситуации обеспечивает индивиду общественный авторитет – этот авторитет «работает» на него в других ситуациях, помогая ему становиться лидером; г) определенная структура личности приводит к тому, что ее обладатель стремится к лидерству и ведет себя так, что его назначают или выбирают лидером

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_25.jpg" alt=">Системная теория Показатель успешности лидера - групповая продуктивность "> Системная теория Показатель успешности лидера - групповая продуктивность Ф. Фидлер Три фактора, влияющие на поведение руководителя: Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумеваются лояльность, проявляемая подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации. Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_26.jpg" alt=">3. Лидерские роли Классификация лидерских ролей Задание группе №1 Прочитайте §36 п.3 и документ"> 3. Лидерские роли Классификация лидерских ролей Задание группе №1 Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации. Задание группе №2 Прочитайте §36 п.4 , опишите и проанализируйте стили лидерства

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_27.jpg" alt=">3. Лидерские роли, стили лидерства Модель 1 (50-е годы XX века)">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_28.jpg" alt=">ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач"> ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. социально-эмоциональный (экспрессивный) влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_29.jpg" alt=">ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Многообразие функций- основной критерий лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы, лидеры-организаторы"> ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Многообразие функций- основной критерий лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы, лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы. Л. И. Уманский (1921-1983 гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_30.jpg" alt=">формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство -"> формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_31.jpg" alt=">Стили лидерства Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных"> Стили лидерства Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_32.jpg" alt=">Стили лидерства">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_33.jpg" alt=">Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не"> Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не устраивает дискуссий Навязывает свое мнение

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_34.jpg" alt=">Демократический лидер Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на"> Демократический лидер Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на мнение группы Проводит обсуждение задач Часть полномочий делегирует другим членам группы

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_35.jpg" alt=">Харизматический лидер Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми"> Харизматический лидер Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии - означает притягивать к себе внимание. А хариты - это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_36.jpg" alt=">Среди известных истории харизматических личностей - Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам"> Среди известных истории харизматических личностей - Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий - Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей: -Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_37.jpg" alt=">Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требований"> Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требований Не настаивает Принимает все предложения членов группы Избегает столкновений, конфликтов

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_38.jpg" alt=">Стили руководства Авторитарный Сосредоточение всей власти и ответственности в руках"> Стили руководства Авторитарный Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целей и выборе средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Воздействие лидера на потребности подчиненных низших уровней Применение угроз и оказание психологического давления на подчиненных Демократический Делегирование полномочий с удержание коючевых позиций у лидера Принятие решения раздельно по всем уровням управления с привлечением исполнителей Коммуникация активно осуществляется в двух направлениях Воздействие лидера на потребности подчиненных более высокого уровня Обеспечение лидером нормальных условий для работы подчиненных Либеральный Снятие лидером с себя ответственности и самоотстранение от власти в пользу группы. Предоставление группе возможности самоуправления Коммуникация в основном строиться на «горизонтальной» основе. Недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины, к неисполнительности, низкой квалификации. Лидер находится под влиянием подчиненных Природа стиля

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_39.jpg" alt=">Авторитарный Приверженности оперативности и порядку, возможность предсказания результатов, организованность "> Авторитарный Приверженности оперативности и порядку, возможность предсказания результатов, организованность Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический Усиление мотивации работы персонала посредством его участия в управлении Реализация демократического стиля требует продолжительного времени Либеральный Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства Сильные стороны Слабые стороны

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_40.jpg" alt=">Влияние Стиль руководства Процесс Распоряжение Поддержка Общее направление Демократично обсуждаем ориентиры, варианты доверие,"> Влияние Стиль руководства Процесс Распоряжение Поддержка Общее направление Демократично обсуждаем ориентиры, варианты доверие, самооценка Авторитарно без обсуждений Подробно и результат, и по шагам Давление вина, самооценка Что я лучше умею? К чему я склонен? Что нужно учиться

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_41.jpg" alt=">уровень социально-психологического развития группы (класса) Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:"> уровень социально-психологического развития группы (класса) Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы: соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы? Насколько развиты личные отношения между учащимися? Ущемляются ли чьи-либо интересы? Соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_42.jpg" alt=">Важный показатель уровня развития класса как малой группы - процесс принятия общих решений. как"> Важный показатель уровня развития класса как малой группы - процесс принятия общих решений. как протекает обсуждение? как принимается итоговое решение? как ведут себя те, кто не согласен с ним? могут ли они открыто заявить о своей позиции? как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_43.jpg" alt=">Проверьте себя 1) В чем проявляется дифференциация малой группы? 2) Кого называют лидером?"> Проверьте себя 1) В чем проявляется дифференциация малой группы? 2) Кого называют лидером? 3) Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»? 4) Какие лидерские роли и стили принято выделять? 5) Что представляет собой школьный класс как малая группа? 6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_44.jpg" alt=">Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а) Лидер принимает решение"> Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное. д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_45.jpg" alt=">Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства"> Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты? При каком стиле лидерства больше всего порядка?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_46.jpg" alt=">Домашнее задание: § 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_47.jpg" alt=">Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. "> Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с. (В помощь школьному учителю)

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т.е. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всем, что касается спорта, к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определенный статус и престиж.

Когда, например, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, «ядро» класса и «болото», злостных нарушителей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всем этом педагогу необходимо знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко

различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.

В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Межличностный выбор. Социометрия. Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ - (от лат. differentia разность) разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10% ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10% ной … Экономический словарь

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование.2) В онтогенезе то же, что дифференцировка … Большой Энциклопедический словарь

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (в биологии) - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование. 2) В онтогенезе то же, что дифференцировка (см. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА) … Энциклопедический словарь

    Дифференциация (биол.) - Дифференциация (биологическая), 1) Д. филогенетическая, расчленение в процессе эволюции единой группы организмов на две или несколько ‒ одна из характерных особенностей эволюции организмов. Наиболее важная филогенетическая Д. ‒ процесс… …

    дифференциация - как внутригрупповой процесс положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются… … Большая психологическая энциклопедия

    Дифференциация дифференцировка - Дифференциация, дифференцировка * дыферэнцыяцыя, дыферэнцыроўка * differentiation возникновение различий в первоначально единой и состоящей из одинаковых элементов системе. 1. Возникновение в процессе развития в организме или отдельном его… … Генетика. Энциклопедический словарь

    Дифференциация - (Differentiation) Содержание Содержание 1. общие ведомости 2. Дифференциация населения 3. Дифференциация функциональных стилей 4. Социальная дифференциация 5. Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это… … Энциклопедия инвестора

    Дифференциация доходов населения - один из важнейших социально экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между… … Большая советская энциклопедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - (франц. differentiation, от лат. differen tia разница), форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего… … Российская педагогическая энциклопедия

    Дифференциация - (от лат. differentia различие) выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. Дифференциация (в геологии) совокупность различных процессов, разделяющих вещество, материю. В частности кристаллизационная… … Википедия

Книги

  • Комплексная оценка достижений детей 3 лет на основе концепции программы "Детство" , Мартынова Елена Анатольевна. Диагностический журнал составлен на материалах из опыта работы педагогов и представляет систему обследования динамики развития детей декретированного возрастав первой младшей группе,… Купить за 130 руб
  • Комплексная оценка достижений детей 3 лет на основе концепции программы Детство , Мартынова Е.. Диагностический журнал составлен на материалах из опыта работы педагогов и представляет систему обследования динамики развития детей декретированного возрастав первой младшей группе,… Купить за 81 руб
  • «Новые» технологии и «старые» люди: исследование опыта пользования компьютером у представителей третьего возраста , А. Г. Кузнецов. Возраст в социологии традиционно считался основанием для формирования предписанных статусов, почти или совсем не зависящих от усилий человека. Социологические исследования возраста вообще и… Купить за 5.99 руб электронная книга

Помимо рассмотренных ранее процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia - разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров - членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. Многие годы ученые изучают эти процессы с помощью специальных методов, определяя механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления. Процессы развития группы, в частности, наблюдают и изучают на примере школьного класса.

ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ

Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

Различия членов группы по занимаемому положению (статусу) можно определить с помощью социометрического метода. Первое представление о социометрическом методе и критериях социометрического выбора вы получили, изучая межличностные отношения в малой группе. Сейчас мы еще раз обратимся к социометрии, так как она позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные - «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем - «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные - «отверженные».
Если критерием, на основании которого осуществлялся выбор, были симпатии и антипатии относительно, например, проведения досуга (т. е. критерий эмоциональный), то человек, набравший самое большое количество голосов, - это социометрическая звезда, или эмоциональный лидер, группы. Если выбор осуществлялся по критерию деловых функций, то ведущее место получает деловой лидер, организующий деятельность группы. Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы - разные люди.
Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.



ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСТВО

Вы, вероятно, не раз сталкивались с тем, что за определенным членом группы признается право принимать решение в значимых ситуациях. Такого члена группы называют лидером (от англ. leader - ведущий). Лидер пользуется авторитетом и способен оказывать существенное влияние на поведение и сознание других членов группы.
Заметим, что термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке существует два отдельных термина, и отечественные психологи нередко разводят эти понятия. Например, подчеркивают, что лидер и руководитель различаются по происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель - целенаправленно, под контролем социальных структур. Сферой деятельности лидера является малая группа, а руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. Руководство в отличие от лидерства предполагает различные санкции. В то же время следует отметить, что многие психологи описывают деятельность руководителя и лидера как идентичную.
Существует множество определений лидерства. Сравните некоторые из них.
Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лидерство - психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.
Лидерство - это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
Подумайте, чем эти определения лидерства дополняют друг друга.

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ

Изучение лидерства ведется около ста лет. В середине 50-х гг. XX в. были выделены две фундаментальные лидерские роли - роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного). Первая роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Инструментальный лидер - лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Вторая роль представляет действия, относящиеся в основном к межличностным отношениям и регулирующие их. Экспрессивный лидер - лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Более поздние исследования увеличили список лидерских ролей, связав их с многообразием ситуаций жизни группы. Так, например, отечественный психолог Л. И. Уманский (1921-1983 гг.) построил описание лидерских ролей на функциях, реализуемых лидерами. Он выделил лидеров-инициаторов, лидеров-эрудитов, лидеров-генераторов эмоционального настроя, лидеров-умельцев. Его ученики предложили выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов, подчеркнув, что по направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным.
Описание лидерских ролей связывают с двумя процессами лидерства. Это формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (именно в этом смысле употребляют и термин «руководство») и неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Формальный лидер несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания. Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе. (Опираясь на свой социальный опыт, приведите примеры формального и неформального лидеров.)
Если должностное влияние сочетается с неофициальным лидерством, в группе формируются благоприятные взаимоотношения. Если же этого совпадения нет, то взаимоотношения в группе будут зависеть от отношений между официальным и неофициальным лидерами. Наименее благоприятна ситуация, при которой отрицательно направленный неформальный лидер состоит в конфликтных отношениях с формальным лидером. В этом случае группа будет подвержена внутренним противоречиям и конфликтам. Чтобы представить подобную ситуацию, вспомните, например, всегда ли старостой вашего класса был человек, которого вы действительно уважали, с которым вам было хорошо, который мог повести за собой, организовать класс на интересное и полезное дело. В те периоды жизни вашего класса, когда это было так, в лице старосты сочеталось должностное влияние и неформальное лидерство. А теперь вспомните, бывали ли ситуации, когда старосте мешали, старались поссорить его с некоторыми ребятами, подговорить их выступить против его инициатив. И все это не потому, что предлагалось дело, не менее интересное и полезное, а просто, чтобы навредить, привлечь внимание класса к кому-то другому, который, вполне вероятно, в те моменты играл роль отрицательно направленного неформального лидера.

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Большое значение для характера отношений и организации деятельности в группе имеет стиль лидерства. Стилем лидерства называют совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы. Описание распространенных стилей принадлежит немецкому и американскому психологу К. Левину (1890-1947 гг.). Не разделяя лидерство и руководство, К. Левин выделил три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и анархический (либеральный).
Лидер-демократ советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Авторитарный лидер устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение.
Лидер-анархист руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
(Подумайте, какой стиль лидерства, на ваш взгляд, наиболее эффективен. Как вы думаете, должен ли всегда, при любых ситуациях проявляться какой-то один стиль?)
Разделение стилей лидерства весьма условно. Чаще всего лидер использует разные стили в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, анализируя стиль того или иного лидера, можно обнаружить определенные доминирующие черты.
Заметим, что проблема многих лидеров (руководителей) в том, что их стиль не соответствует уровню развития группы или характеру решаемой задачи. В частности, это касается многих авторитарных лидеров. Вначале они из разрозненной массы людей создают единую группу, а потом эта группа начинает таких лидеров отвергать - группа вышла на новый уровень своего развития и перестала нуждаться в авторитарном лидерстве.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта