Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т.е. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всем, что касается спорта, к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определенный статус и престиж.
Когда, например, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, «ядро» класса и «болото», злостных нарушителей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всем этом педагогу необходимо знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко
различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.
В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.
Межличностный выбор. Социометрия. Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.
Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).
В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.
Бесспорно, социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которого путем наблюдений потребовалось бы длительное время.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_0.jpg" alt=">Групповая дифференциация и лидерство">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_1.jpg" alt=">Дифференциация - - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений"> Дифференциация - - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia - разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров - членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_2.jpg" alt=">Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной"> Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения. Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_3.jpg" alt=">Положение определяется с помощью социометрии: «звезды» и «лидеры»; «приятные» и «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»;"> Положение определяется с помощью социометрии: «звезды» и «лидеры»; «приятные» и «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»; «изолированные»; «отверженные».
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_4.jpg" alt=">Вопрос? Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса?"> Вопрос? Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса? Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_5.jpg" alt=">Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств)"> Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств) Личностные (качества товарища)
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_6.jpg" alt=">Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченности Личностный"> Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченности Личностный состав Система ценностей и установок полезные дела
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_7.jpg" alt=">2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader - ведущий. Лидерство - один из"> 2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader - ведущий. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_8.jpg" alt=">Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство"> Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство - психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других. Лидерство - это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий. Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_9.jpg" alt=">Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы"> Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_10.jpg" alt=">Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для"> Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_11.jpg" alt=">Задача лидера стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при"> Задача лидера стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_13.jpg" alt=">Власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность, выражается в концентрированной энергии, заставляющей других"> Власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность, выражается в концентрированной энергии, заставляющей других людей повиноваться Лидерство – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_14.jpg" alt=">Руководство - осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии."> Руководство - осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Лидерство - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, Направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_15.jpg" alt=">Различия лидерства и руководства Происхождение. Способы осуществления функций. Сферы влияния.">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_16.jpg" alt=">Лидер и руководитель Лидер Управленец Неформальный Последователи Побуждение Воодушевление Горизонтальное Уважаем Профессионал Контроль Администратор"> Лидер и руководитель Лидер Управленец Неформальный Последователи Побуждение Воодушевление Горизонтальное Уважаем Профессионал Контроль Администратор Рациональный Формальный Подчинение Сила власти Подчинение Иерархия Обожаем Энтузиаст Доверение Инноватор Иррациональный
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_17.jpg" alt=">Лидерство и руководство Сходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия Лидер выдвигается стихийно,"> Лидерство и руководство Сходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия Лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается Лидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структур Лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе Лидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_18.jpg" alt=">Лидерство – устойчивое влияние одного участника группы на других, направленное на достижении групповых целей">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_19.jpg" alt=">Теория черт Пятифакторная модель личностных черт (Л.Первин, О.Джон)"> Теория черт Пятифакторная модель личностных черт (Л.Первин, О.Джон) Пять блоков базовых личностных качеств: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_20.jpg" alt=">Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность – умение сформулировать облик и"> Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность – умение сформулировать облик и задачи организации. 2. Способность различать, что необходимо, а что просто важно. 3. Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи. 4. Владение искусством межличностных отношений, то есть умение выслушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях. 5. “Политическое чутье” – способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть. 6. Стойкость – непоколебимость перед лицом оппонента. 7. Обаяние. 8. Способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы, полномочий последователям. 9. Гибкость – способность отзываться на новые идеи и опыт. 10. Решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_21.jpg" alt=">Теория черт Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными"> Теория черт Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество. Харизматический лидер (харизма - благодать) - человек, ставший лидером благодаря своим врожденным качествам. Некоторые их черт: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование высокая степень уверенности в себе.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_22.jpg" alt=">Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность. 2. Способность различать, что необходимо,"> Основные черты, которые необходимо иметь лидеру: 1. Дальновидность. 2. Способность различать, что необходимо, а что просто важно. 3. Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи. 4. Владение искусством межличностных отношений. 5.“Политическое чутье”. 6. Стойкость. 7. Обаяние. 8. Способность идти на риск. 9. Гибкость. 10.Решительность, твердость.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_23.jpg" alt=">Ситуационная теория Лидер – функция определенной ситуации Четыре интерпретационные модели личности"> Ситуационная теория Лидер – функция определенной ситуации Четыре интерпретационные модели личности лидера в разных ситуациях (Е. Хартли) : а) если кто-то занял лидирующую позицию в одной ситуации, делается вывод, что он может быть лидером и в другой; б) лидера в одной ситуации начинают считать лидером «вообще» (стереотипное обобщение);
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_24.jpg" alt=">в) лидерство в одной ситуации обеспечивает индивиду общественный авторитет – этот авторитет «работает» на"> в) лидерство в одной ситуации обеспечивает индивиду общественный авторитет – этот авторитет «работает» на него в других ситуациях, помогая ему становиться лидером; г) определенная структура личности приводит к тому, что ее обладатель стремится к лидерству и ведет себя так, что его назначают или выбирают лидером
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_25.jpg" alt=">Системная теория Показатель успешности лидера - групповая продуктивность "> Системная теория Показатель успешности лидера - групповая продуктивность Ф. Фидлер Три фактора, влияющие на поведение руководителя: Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумеваются лояльность, проявляемая подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации. Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_26.jpg" alt=">3. Лидерские роли Классификация лидерских ролей Задание группе №1 Прочитайте §36 п.3 и документ"> 3. Лидерские роли Классификация лидерских ролей Задание группе №1 Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации. Задание группе №2 Прочитайте §36 п.4 , опишите и проанализируйте стили лидерства
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_27.jpg" alt=">3. Лидерские роли, стили лидерства Модель 1 (50-е годы XX века)">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_28.jpg" alt=">ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач"> ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. социально-эмоциональный (экспрессивный) влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_29.jpg" alt=">ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Многообразие функций- основной критерий лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы, лидеры-организаторы"> ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Многообразие функций- основной критерий лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы, лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы. Л. И. Уманский (1921-1983 гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_30.jpg" alt=">формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство -"> формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_31.jpg" alt=">Стили лидерства Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных"> Стили лидерства Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_32.jpg" alt=">Стили лидерства">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_33.jpg" alt=">Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не"> Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не устраивает дискуссий Навязывает свое мнение
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_34.jpg" alt=">Демократический лидер Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на"> Демократический лидер Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на мнение группы Проводит обсуждение задач Часть полномочий делегирует другим членам группы
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_35.jpg" alt=">Харизматический лидер Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми"> Харизматический лидер Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии - означает притягивать к себе внимание. А хариты - это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_36.jpg" alt=">Среди известных истории харизматических личностей - Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам"> Среди известных истории харизматических личностей - Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий - Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей: -Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_37.jpg" alt=">Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требований"> Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требований Не настаивает Принимает все предложения членов группы Избегает столкновений, конфликтов
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_38.jpg" alt=">Стили руководства Авторитарный Сосредоточение всей власти и ответственности в руках"> Стили руководства Авторитарный Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целей и выборе средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Воздействие лидера на потребности подчиненных низших уровней Применение угроз и оказание психологического давления на подчиненных Демократический Делегирование полномочий с удержание коючевых позиций у лидера Принятие решения раздельно по всем уровням управления с привлечением исполнителей Коммуникация активно осуществляется в двух направлениях Воздействие лидера на потребности подчиненных более высокого уровня Обеспечение лидером нормальных условий для работы подчиненных Либеральный Снятие лидером с себя ответственности и самоотстранение от власти в пользу группы. Предоставление группе возможности самоуправления Коммуникация в основном строиться на «горизонтальной» основе. Недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины, к неисполнительности, низкой квалификации. Лидер находится под влиянием подчиненных Природа стиля
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_39.jpg" alt=">Авторитарный Приверженности оперативности и порядку, возможность предсказания результатов, организованность "> Авторитарный Приверженности оперативности и порядку, возможность предсказания результатов, организованность Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический Усиление мотивации работы персонала посредством его участия в управлении Реализация демократического стиля требует продолжительного времени Либеральный Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства Сильные стороны Слабые стороны
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_40.jpg" alt=">Влияние Стиль руководства Процесс Распоряжение Поддержка Общее направление Демократично обсуждаем ориентиры, варианты доверие,"> Влияние Стиль руководства Процесс Распоряжение Поддержка Общее направление Демократично обсуждаем ориентиры, варианты доверие, самооценка Авторитарно без обсуждений Подробно и результат, и по шагам Давление вина, самооценка Что я лучше умею? К чему я склонен? Что нужно учиться
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_41.jpg" alt=">уровень социально-психологического развития группы (класса) Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:"> уровень социально-психологического развития группы (класса) Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы: соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы? Насколько развиты личные отношения между учащимися? Ущемляются ли чьи-либо интересы? Соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_42.jpg" alt=">Важный показатель уровня развития класса как малой группы - процесс принятия общих решений. как"> Важный показатель уровня развития класса как малой группы - процесс принятия общих решений. как протекает обсуждение? как принимается итоговое решение? как ведут себя те, кто не согласен с ним? могут ли они открыто заявить о своей позиции? как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_43.jpg" alt=">Проверьте себя 1) В чем проявляется дифференциация малой группы? 2) Кого называют лидером?"> Проверьте себя 1) В чем проявляется дифференциация малой группы? 2) Кого называют лидером? 3) Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»? 4) Какие лидерские роли и стили принято выделять? 5) Что представляет собой школьный класс как малая группа? 6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_44.jpg" alt=">Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а) Лидер принимает решение"> Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное. д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_45.jpg" alt=">Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства"> Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты? При каком стиле лидерства больше всего порядка?
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_46.jpg" alt=">Домашнее задание: § 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум">
Src="https://present5.com/presentacii/20170503/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_images/10-differenciaciya_i_liderstvo_(2).ppt_47.jpg" alt=">Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. "> Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с. (В помощь школьному учителю)
Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т.е. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всем, что касается спорта, к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определенный статус и престиж.
Когда, например, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, «ядро» класса и «болото», злостных нарушителей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всем этом педагогу необходимо знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко
различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.
В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.
Межличностный выбор. Социометрия. Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.
Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).
В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ - (от лат. differentia разность) разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10% ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10% ной … Экономический словарь
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование.2) В онтогенезе то же, что дифференцировка … Большой Энциклопедический словарь
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (в биологии) - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование. 2) В онтогенезе то же, что дифференцировка (см. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА) … Энциклопедический словарь
Дифференциация (биол.) - Дифференциация (биологическая), 1) Д. филогенетическая, расчленение в процессе эволюции единой группы организмов на две или несколько ‒ одна из характерных особенностей эволюции организмов. Наиболее важная филогенетическая Д. ‒ процесс… …
дифференциация - как внутригрупповой процесс положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются… … Большая психологическая энциклопедия
Дифференциация дифференцировка - Дифференциация, дифференцировка * дыферэнцыяцыя, дыферэнцыроўка * differentiation возникновение различий в первоначально единой и состоящей из одинаковых элементов системе. 1. Возникновение в процессе развития в организме или отдельном его… … Генетика. Энциклопедический словарь
Дифференциация - (Differentiation) Содержание Содержание 1. общие ведомости 2. Дифференциация населения 3. Дифференциация функциональных стилей 4. Социальная дифференциация 5. Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это… … Энциклопедия инвестора
Дифференциация доходов населения - один из важнейших социально экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между… … Большая советская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - (франц. differentiation, от лат. differen tia разница), форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего… … Российская педагогическая энциклопедия
Дифференциация - (от лат. differentia различие) выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. Дифференциация (в геологии) совокупность различных процессов, разделяющих вещество, материю. В частности кристаллизационная… … Википедия
Помимо рассмотренных ранее процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia - разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров - членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. Многие годы ученые изучают эти процессы с помощью специальных методов, определяя механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления. Процессы развития группы, в частности, наблюдают и изучают на примере школьного класса.
ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
Различия членов группы по занимаемому положению (статусу) можно определить с помощью социометрического метода. Первое представление о социометрическом методе и критериях социометрического выбора вы получили, изучая межличностные отношения в малой группе. Сейчас мы еще раз обратимся к социометрии, так как она позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения.
Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные - «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем - «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные - «отверженные».
Если критерием, на основании которого осуществлялся выбор, были симпатии и антипатии относительно, например, проведения досуга (т. е. критерий эмоциональный), то человек, набравший самое большое количество голосов, - это социометрическая звезда,
или эмоциональный лидер, группы. Если выбор осуществлялся по критерию деловых функций, то ведущее место получает деловой лидер,
организующий деятельность группы. Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы - разные люди.
Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.
ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСТВО
Вы, вероятно, не раз сталкивались с тем, что за определенным членом группы признается право принимать решение в значимых ситуациях. Такого члена группы называют лидером
(от англ. leader - ведущий). Лидер пользуется авторитетом и способен оказывать существенное влияние на поведение и сознание других членов группы.
Заметим, что термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке существует два отдельных термина, и отечественные психологи нередко разводят эти понятия. Например, подчеркивают, что лидер и руководитель различаются по происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель - целенаправленно, под контролем социальных структур. Сферой деятельности лидера является малая группа, а руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. Руководство в отличие от лидерства предполагает различные санкции. В то же время следует отметить, что многие психологи описывают деятельность руководителя и лидера как идентичную.
Существует множество определений лидерства. Сравните некоторые из них.
Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лидерство - психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.
Лидерство - это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
Подумайте, чем эти определения лидерства дополняют друг друга.
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Изучение лидерства ведется около ста лет. В середине 50-х гг. XX в. были выделены две фундаментальные лидерские роли - роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного). Первая роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Инструментальный лидер - лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Вторая роль представляет действия, относящиеся в основном к межличностным отношениям и регулирующие их. Экспрессивный лидер - лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Более поздние исследования увеличили список лидерских ролей, связав их с многообразием ситуаций жизни группы. Так, например, отечественный психолог Л. И. Уманский (1921-1983 гг.) построил описание лидерских ролей на функциях, реализуемых лидерами. Он выделил лидеров-инициаторов, лидеров-эрудитов, лидеров-генераторов эмоционального настроя, лидеров-умельцев. Его ученики предложили выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов, подчеркнув, что по направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным.
Описание лидерских ролей связывают с двумя процессами лидерства. Это формальное лидерство -
процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (именно в этом смысле употребляют и термин «руководство») и неформальное лидерство -
процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Формальный лидер несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания. Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе. (Опираясь на свой социальный опыт, приведите примеры формального и неформального лидеров.)
Если должностное влияние сочетается с неофициальным лидерством, в группе формируются благоприятные взаимоотношения. Если же этого совпадения нет, то взаимоотношения в группе будут зависеть от отношений между официальным и неофициальным лидерами. Наименее благоприятна ситуация, при которой отрицательно направленный неформальный лидер состоит в конфликтных отношениях с формальным лидером. В этом случае группа будет подвержена внутренним противоречиям и конфликтам. Чтобы представить подобную ситуацию, вспомните, например, всегда ли старостой вашего класса был человек, которого вы действительно уважали, с которым вам было хорошо, который мог повести за собой, организовать класс на интересное и полезное дело. В те периоды жизни вашего класса, когда это было так, в лице старосты сочеталось должностное влияние и неформальное лидерство. А теперь вспомните, бывали ли ситуации, когда старосте мешали, старались поссорить его с некоторыми ребятами, подговорить их выступить против его инициатив. И все это не потому, что предлагалось дело, не менее интересное и полезное, а просто, чтобы навредить, привлечь внимание класса к кому-то другому, который, вполне вероятно, в те моменты играл роль отрицательно направленного неформального лидера.
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Большое значение для характера отношений и организации деятельности в группе имеет стиль лидерства. Стилем лидерства называют совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы. Описание распространенных стилей принадлежит немецкому и американскому психологу К. Левину (1890-1947 гг.). Не разделяя лидерство и руководство, К. Левин выделил три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и анархический (либеральный).
Лидер-демократ советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Авторитарный лидер устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение.
Лидер-анархист руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
(Подумайте, какой стиль лидерства, на ваш взгляд, наиболее эффективен. Как вы думаете, должен ли всегда, при любых ситуациях проявляться какой-то один стиль?)
Разделение стилей лидерства весьма условно. Чаще всего лидер использует разные стили в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, анализируя стиль того или иного лидера, можно обнаружить определенные доминирующие черты.
Заметим, что проблема многих лидеров (руководителей) в том, что их стиль не соответствует уровню развития группы или характеру решаемой задачи. В частности, это касается многих авторитарных лидеров. Вначале они из разрозненной массы людей создают единую группу, а потом эта группа начинает таких лидеров отвергать - группа вышла на новый уровень своего развития и перестала нуждаться в авторитарном лидерстве.