Главная » Звезды » Роль мариуса петипа в создании русского балета. Мариус Петипа: как француз сделал русский балет лучшим в мире. Отъезд из столицы и смерть

Роль мариуса петипа в создании русского балета. Мариус Петипа: как француз сделал русский балет лучшим в мире. Отъезд из столицы и смерть

2018 года выдающемуся артисту балета и балетмейстеру Мариусу Ивановичу Петипа исполнилось бы 200 лет. Его роль в развитии российского балета неоценима. В истории отечественного танцевального искусства была целая эра, которую называют «эпохой Петипа». Он поставил более 60 балетов, а также создал свод правил, которые до сих пор применяются в искусстве театрального танца и считаются основами балетного академизма. Характерной чертой его постановок являются мастерство композиции, виртуозная разработка сольных партий, стройность хореографического ансамбля.

Петипа Мариус Иванович: краткая биография, родители

Имя, которое ему дали при рождении, - Альфонс Виктор Мариус Петипа. Родился будущий деятель искусства в середине марта 1818 года во французском портовом городе Марселе. Его отец - Жан Антуан Петипа, был артистом французского балета и хореографом, а мать — Виктория Грассо — служительницей драматического театра. Женщина являлась довольно популярной актрисой и исполнительницей главных ролей в трагедиях.

Когда Мариусу Петипа, о биографии которого рассказывается в этой статье, исполнилось 4 года, его семья, получив приглашение от брюссельского театра оперы и балета, переехала в столицу Бельгии. Здесь же мальчик пошел в гимназию, а также получал азы музыкального образования в консерватории Фетис. Изначально занимался скрипкой и сольфеджио. Когда ему исполнилось 7 лет, он стал посещать уроки хореографии под руководством своего отца. Здесь впервые поднялся на сцену и выступил перед публикой. И тем не менее в раннем детстве ему совершенно не хотелось танцевать. Можно сказать, что отец заставлял его выполнять сложные балетные движения, которые, впрочем, мальчику давались с легкостью. Кто бы мог подумать, что это искусство в дальнейшем станет делом всей его жизни.

Возвращение во Францию

В 30-х годах 19-го века в биографии Мариуса Петипа вновь начинается французский период. Здесь, под руководством известного во всей Европе хореографа Огюста Вестриса, он более серьезно занимается танцами. В этот же отрезок времени его отец продолжал выступать как танцовщик, а сын танцевал с ним на одной сцене, в одних и тех же спектаклях. Именно в это время они гастролировали в Штатах, выступали в Нью-Йоркском и балета, вместе также объездили всю Европу, довольно долго работали в Испании. Это был сложный период, ведь после второй революции во Франции танцевальное искусство пришло в упадок, и у народа появилось множество проблем, которые не позволяли им приходить в театр и наслаждаться искусством.

Российский период

С того момента, как известный французский балетный танцовщик отправился в Россию, а это случилось в 1847 году (то есть когда ему исполнилось 29 лет), произошли изменения и в его инициалах. Далее он в своей биографии - Петипа Мариус Иванович. Как понимаете, его отчество с Жановича было изменено на Иванович (на русский манер), и после этого и до конца жизни танцовщик и хореограф звался в России Мариусом Ивановичем. Он был приглашен в столицу Российской Империи, в Петербург, для того, чтобы стать солистом императорских театров.

Дебютной ролью была партия Люсьена в балете "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза). Этот спектакль он привез в Россию из Парижа. Далее был отмечен как исполнитель ведущих ролей в балетах "Эсмеральда", "Сатанилла", "Фауст", "Корсар" (музыка Адольфа Адана), которые привез из Франции. Позже стал и сам создавать новые постановки. Публика приветствовала французского танцовщика на ура и постоянно вызывала его на бис, однако знатоки балетного мастерства, да и он сам, знали, что все эти па, пируэты и фуэте даются благодаря большому трудолюбию. Другое дело — актерское мастерство: в этом ему не было равных. В дальнейшем Мариус, конечно же, оказался незаменимым в деле постановок спектаклей. Многих удивляло, как все это ему удается.

Начало хореографической деятельности

Постановка "Дочери Фараона" (на музыку Пуни) в 1850-60 гг. считается одним из ключевых моментов в биографии Петипа Мариуса Ивановича. Зритель был просто потрясен зрелищностью, масштабами, роскошью, ну и мощью постановки. После этого он был назначен балетмейстером императорских театров Петербурга. Через 7 лет работы в этом качестве он был признан лучшим среди своих коллег. Именно 1869 год в биографии Мариуса Петипа стал наиболее знаковым - он был назначен главным балетмейстером первого театра Империи. На этой должности продержался 34 года, до 1903-го, то есть до 85 лет.

Деятельность

Сложно перечислить все спектакли, которые за свою долгую деятельность поставил Мариус Петипа. Краткая биография, естественно, не может все охватить. Мы перечислим лишь самые известные: "Дон Кихот", "Баядерка" и др. Примечательно, что в последнем он впервые поставил "акт теней", который был признан настоящим шедевром и по сей день считается образчиком классического академического балета.

Сотрудничество

“Трудовая” биография и творчество Мариуса Петипа отличаются тем, что он при постановке своих спектаклей предпочитал прямое сотрудничество с композиторами - авторами балетов. Конечно, если это можно было осуществить. Такое сотрудничество помогало выдающемуся балетмейстеру еще глубже проникать в суть музыки, в то время как композитор создавал партитуру, которая гармонично сочеталась с поставленной Петипа хореографией. Особенно плодотворными были его совместные проекты с Петром Чайковским. До сих при постановке балетов “Спящая красавица” и “Лебединое озеросовременные балетмейстеры пользуются разработанной великим французом хореографией. Еще тогда балетные критики писали, что это вершина академизма и симфонизации танца. Помимо вышеперечисленных, особенно удачными постановками Петипа были "Раймонда", "Сон в летнюю ночь" к "Испытание Дамиса" и "Времена года" (1900) по Глазунову.

Петипа - подданный Российской Империи

Еще одна дата в биографии Мариуса Петипа была ключевой - 1894 год. Именно тогда великий балетмейстер принял российское подданство. Он был влюблен в эту страну, в талантливых артистов, считал их лучшими во всем мире. Согласно авторитетному мнению господина Петипа, способность к танцам и именно к в крови у русских артистов, и лишь небольшая шлифовка делает их лучшими.

Последние годы творчества

Несмотря на то что в России Мариус Иванович Петипа имел невероятный успех, был обласкан самим императором и императрицей, последние годы его творчества омрачились неоднозначным отношением к нему нового руководителя императорских театров В. Теляковского. Между ними будто пробежала черная кошка. Конечно, он был не в состоянии уволить великого хореографа. Николай Второй ему бы этого никогда не позволил. Однако он то и дело чинил препятствия и различные неприятности во время постановок тех или иных спектаклей. Мог вмешаться и сделать замечание, что крайне не нравилось не привыкшему к такому отношению Мариусу.

Отъезд из столицы и смерть

Великий балетмейстер и хореограф жил в Петербурге до 79 лет, однако в 1907 году по настоянию врачей он уехал ближе к морю в Крым, с ним туда же отправилась его семья. Здесь он еще прожил три года и скончался в прекрасном Гурзуфе в возрасте 92 лет. После смерти тело Великого Француза, выдающегося деятеля танцевального искусства России было перевезено в Санкт-Петербург - город, где прошли лучшие годы его жизни, и с которым была связана большая часть его творчества. Он похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Шли годы, и его могила оказалась в полном запустении. В 1948 году по решению наркома культуры его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру.

Личная жизнь

Как и у большинства балетмейстеров, его избранницами становились танцовщицы. Официально Петипа был женат дважды, и в оба раза на балеринах. Его первой женой была Мария Суровщикова. Мариусу тогда была 36 лет, а ей в два раза меньше. Прожив с ним долгую и счастливую жизнь, она умерла. 64 летний хореограф на этот раз женился на дочери своего друга, известного артиста Леонидова, — Любови Савицкой. От обоих браков у него родилось 8 детей, четыре девочки и четыре мальчика. Все они в дальнейшем имели отношение либо к драматическому, либо к балетному искусству.

Страница:

Петипа Мариус Иванович (Petipa, Marius) (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца - Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 - главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа.

Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, и история французского театра насчитывает много театральных семей.

Петипа Мариус Иванович

В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов.

Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в.

Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898).

Несмотря на то, что к началу 20 в. монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего М.М.Фокину, устаревшими (и они окрестили их «старым» балетом, противопоставив им свой - «новый»), традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение и в 20 в. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

- (Petipa) (1818 1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве… … Энциклопедический словарь

Русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца ‒ танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни… … Большая советская энциклопедия

См. в статье Петипа … Биографический словарь

- (1818 1910) российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими… …

Петипа, Мариус Иванович - М. Петипа. Портрет работы Ж. Годешарля. ПЕТИПА Мариус Иванович (1818 1910), артист балета, балетмейстер, педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. Выступал до 1869 (Люсьен д"Эрвильи “Пахита” Л. Минкуса и др.). В 1869 1903 главный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Петипа Мариус Иванович - (1818 1910) русский балетмейстер и педагог, с 1869 по 1903 гг. главный балетмейстер петербургской балетной труппы … Словарь литературных типов

Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

- (1818—1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались мастерством композиции … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , Юлия Яковлева. Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, - Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли…
  • Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров , Яковлева Юлия. Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, - Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли…

Т анцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа - француз, посвятивший жизнь русскому балету.

Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем и балетмейстером - отец Жан Антуан Петипа. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.

«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» - вспоминал Мариус Петипа.

Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Работая с отцом, расширил горизонты, гастролируя по всей Франции, Америке, Испании. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы, чтобы применить все полученные знания на новой службе - в России.

За пластикой - в Россию

Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».

«Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».

Мариус Петипа

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика - помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами - получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».

Успешные дебюты

Сцена из балета «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа, композитор Чезаре Пуни. 1862 год

Мария Петипа и Сергей Легат в балете «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа. 1862 год

Первый большой балет Петипа-постановщика «Дочь фараона» получил сценическое воплощение в 1862 году. В этом спектакле критики отметили умелое владение искусством работы с солистами и кордебалетом, но - в ущерб сюжету. Петербург принял спектакль благосклонно, чего не скажешь о московской публике.

Сцена из балета «Баядерка». 1900 год

Сцена «Теней» из балета «Баядерка». Фотография из личного архива Фёдора Лопухова. 1900 год

Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова . В основе спектакля - французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

«Эпоха Петипа»

Мария Петипа в партии Феи Сирени. 1900 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа

Карлотта Брианца в партии Аврора и Павел Гердт в партии Дезире. 1890 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому . Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.

«Спящая красавица» - одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века».

Балетовед Вера Красовская

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит

“Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей”.
М. Петипа

Выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете “эпохой Петипа”. Благодаря ему

русский балет считался самым лучшим в мире.

Петипа Мариус Иванович (как его называли в России, настоящее имя – Альфонс Виктор Мариус Петипа), француз по происхождению, родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 года в семье артистов балета. Его отцом был известный танцовщик Жан-Антуан Петипа (1787-1855), а мать – Викторин Грассо пользовалась известностью, как исполнительница первых ролей в трагедиях. “Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, – вспоминал Мариус Петипа, – и история французского театра насчитывает много театральных семей”. Семья Петипа, как и большинство ей подобных, вела кочевой образ жизни.

В 1822 году Петипа – отец получил приглашение в Брюссель, куда и переехал со всей своей семьей. Общее образование Мариус Петипа получил в брюссельской гимназии, одновременно посещая консерваторию Фетис, где он изучал сольфеджио и учился игре на скрипке. С семи лет Мариус и его старший брат Люсьен начали обучаться хореографии в классе своего отца, который противился игре детей на скрипке. “еми лет начал я обучаться танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства”. Но, несмотря на все упрямство, маленькому Мариусу пришлось смириться, уступив настойчивости отца и уговорам матери. В девять лет Мариус впервые появился перед публикой в балете “Танцемания” (La Dansomani), который сочинил и поставил его отец (на основе хореографии Пьера Гарделя), и сыграл в нем партию сына вельможи из Савойи.

Танцами и скрипкой Мариус Петипа занимался до августа 1830 года, пока в Брюсселе не вспыхнула революция, начавшаяся прямо во время театрального представления оперы “Фенелла, или Немая из Портичи”. Местные театры тогда прекратили свою деятельность на пятнадцать месяцев, что сказалось на творчестве семьи Петипа. Отец стал давать уроки светских танцев в брюссельских пансионах, а Люсьен и Мариус для того, чтобы их родные не голодали, зарабатывали перепиской нот. Затем, после долгого колебания, Антуан Петипа решился арендовать театр в Антверпене и дать в этом театре несколько балетных представлений, причем вся труппа состояла лишь из членов его семьи.

Так продолжалось до 1834 года, когда, после 12-летнего пребывания в Бельгии, отец Петипа получил приглашение занять место балетмейстера в Бордо (Франция). Там Мариус уже серьезно учился танцам и проходил теорию “па” у Огюста Вестриса. Занятия мальчиков хореографией не только продолжались, но становились все более серьезными и углубленными. Мариусу исполнилось 16 лет, когда он получил первый самостоятельный ангажемент. Это кажется невероятным, но в 1838 году девятнадцатилетний Петипа не только получил амплуа первого танцовщика в Нантском театре, но и стал балетмейстером. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру “приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов”.

Мариус сочинил и поставил три балета: “Права сеньора”, “Маленькая цыганка” и “Свадьба в Нанте”. Получал начинающий артист немного, но, тем не менее, остался в Нанте на второй сезон. Правда, вскоре он получил травму на сцене, – танцуя, сломал себе голень и шесть недель пролежал в постели. Вопреки контракту, он остался без жалованья. После выздоровления Мариус оправляется с отцом в Нью-Йорк. Отец был приглашен балетмейстером, Мариус первым танцовщиком и они выступили через пять дней по прибытии в Нью-Йорк. Они были полны самых радужных надежд, которые укреплял в них их импресарио. К сожалению, поездка эта оказалась крайне неудачной, и отец с сыном “попали в руки интернационального афериста”. Почти не получив денег за состоявшиеся несколько выступлений, они вернулись во Францию.

Старший брат Мариуса, Люсьен, уже был к тому времен принят в состав балетной труппы Большой Парижской Оперы. Мариус в течение некоторого времени продолжал брать уроки хореографии, а затем удостоился чести участвовать в бенефисе прославленной французской актрисы Рашель, где танцевал с такой крупной звездой, как Карлотта Гризи. Участие в этом событии театральной жизни было таким успешным, что через несколько дней Мариуса Петипа пригласили в Бордо в качестве первого танцовщика в местном театре, считавшемся тогда одним из лучших во Франции. В Бордо Мариус провел только одиннадцать месяцев, но его имя уже стало известным, и он начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. В 1842 году он был приглашен в Испанию, в Королевский театр в Мадриде, где его ждал колоссальный успех. Здесь Петипа впервые познакомился с испанским танцем. Позднее, по случаю бракосочетания королевы Изабеллы, он создает одноактный балет “Кармен и ее Тореадор”. В Мадриде он поставил еще несколько своих балетов: “Жемчужина Севильи”, “Приключения дочери Мадрида”, “Цветы Греданы” и “Отъезд на бой быков”, сочинил польку, которая затем обошла весь мир.

В 1846 году, однако, Петипа был вынужден вернуться во Францию. Сам он в своих мемуарах утверждает, что причиной послужила романтическая любовная история с женой маркиза де Шатобриана, из-за которой балетмейстеру едва не пришлось драться на дуэли. Как бы то ни было, но он вернулся в Париж. И там, буквально на сцене Парижской Оперы, где Мариус Петипа вместе со своим братом Люсьеном участвовал в прощальном бенефисе Терезы Эльслер, его застало приглашение из России. Главный балетмейстер Санкт-петербургской труппы и инспектор балетов А.Титюс предлагал ему место первого танцовщика. Мариус Петипа без колебаний его принял и 29 мая 1847 года на пароходе из Гавра прибыл в Петербург.

В первом контракте с Дирекцией императорских театров Петипа брал обязательство “исполнять должность в качестве первого танцора и мимика. На сем положении обязуюсь посвящать все мои дарования и способности ко благу и пользе дирекции, и играть данные мне роли в дни и часы по назначению дирекции как при высочайшем дворе, так и на городских театрах, где будет приказано, даже на двух театрах в один день буде сие окажется нужным и вообще повиноваться всем тем распределениям, какие только дирекции заблагорассудится сделать; …не требуя за то, кроме обыкновенного, какого-либо другого вознаграждения”. Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину не только потому, что в России ему предложили выгодное место. Во Франции его имя стало известным, и он мог сделать блестящую карьеру и не уезжая в чужую страну. Но вот отношение к балету в Европе его не устраивало. Он считал Россию единственной страной, где это искусство процветало и стояло на правильном пути. О европейском балете он впоследствии говорил, что там “постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы…” Петипа определил в этом высказывании те основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе – пластика, грация и красота.

Как вспоминал о нем Николай Легат (Петипа был другом его отца), “молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов”. Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев. Отмечали его артистизм и прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Екатерины Оттовны Вазем, “темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей”.

Однако основным полем его деятельности стала работа балетмейстера, в которой он был непревзойденным мастером. В течение полувека он фактически был главой Мариинского театра – одного из лучших балетных театров мира. В итоге Петипа стал законодателем в мире балета не только для русской сцены, но и для мировой. Определенную трудность для балетмейстера составляло его плохое знание русского языка, которым он практически так и не овладел за долгие годы пребывания в России. Правда, балетная терминология в основном базируется на французском языке. Кроме того, балетмейстер даже в пожилом возрасте предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени. По воспоминаниям Легата, “самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели, затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимания… Затем всю сцену повторяли заново, а Петипа наводил окончательный лоск, делая замечания отдельным исполнителям”.

Мариус приехал в Петербург на место уезжавшего в Париж первого танцовщика Гредлера, за три недели до открытия сезона. Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет “Пахита”, автором которого был французский балетмейстер Ж. Мазилье. Петипа должен был дебютировать в нем и выступать вместе с Андреяновой. Артистка эта была уже далеко не молода и не пользовалась особым успехом у публики, несмотря на то, что она была очень талантлива. Премьера “Пахиты” на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра в октябре 1847 года заслужила благосклонное одобрение Николая I, и вскоре после первого представления император прислал балетмейстеру драгоценный перстень в знак признания его таланта. Балет «Пахита» сохранился в постановке Мариуса Петипа более чем на 70 лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне. В дальнейшем Петипа продолжал довольно много танцевать в балетных спектаклях, однако все больше времени стала занимать его работа балетмейстера. В том сезоне Мариус выступал еще много раз в “Пахите”, в балете “Жизель” с Андреяновой, в балете “Пери” со Смирновой. Также в Петербург был приглашен отец Петипа, в качестве профессора танцев в мужских классах школы Императорских театров.

К концу сезона был дан бенефис Мариуса Петипа, и по этому случаю он поставил новый балет “Влюбленный дьявол” (“Сатанилла”), на музыку Н. Ребера и Ф. Бенуа, в котором первую роль исполнила Андреянова. Участвовал в этом балете и его отец, исполнивший партию гувернера, в которой имел большой успех. На следующий год Петипа был командирован в Москву, чтобы поставить и там оба балета: “Пахита” и “Сатанилла”. Пока Петипа был в Москве, в Петербург приехала приглашенная туда, всемирно известная звезда Фани Эльслер. И начались репетиции балета “Эсмеральда” (музыка Ц. Пуни), в котором она исполнила главную партию, а Петипа исполнил партию Фебуса. В дальнейшем Петипа исполнял ведущие роли в балетах “Фауст” (музыка Пуни и Дж. Паниццы), “Корсар” (музыка А. Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году он прославился постановкой “Дочери Фараона” (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством.

Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа в балете “Дочь фараона”

В 1862 году он официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров (с 1869 – главным балетмейстером) и занимал это место до 1903 года. На сцене он обрел и супругу, женившись на танцовщице: “В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой”. Получив отпуск в Петербурге, семейная чета Петипа отправилась на трехмесячные гастроли в Европу. В Париже и Берлине выступления Суровщиковой – Петипа пользовались большим успехом. Однако танцовщица, обладавшая “грацией Венеры”, в семейной жизни оказалась далеко не идеальной женой: “В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной”. Супруги вынуждены были разъехаться.

Во второй раз Мариус Петипа женился на дочери известного в те годы артиста Леонидова, актрисе Любови Леонидовне Савицкой (сценический псевдоним). С тех пор, по признанию самого Петипа, он “впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг”. Разница в возрасте (Мариусу Петипа было 55 лет, Любови – 19), характерах, темпераменте супругов была очень большой, однако, как писала в своих воспоминаниях их младшая дочь Вера, это не помешало им прожить вместе много лет и очень любить друг друга.

Артистическая семья была большой, и все дети Петипа связали свою судьбу с театром. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четверо дочерей танцевали на сцене Мариинского театра. Правда, ни одна из них не достигла высот славы, хотя все они прекрасно владели хореографической техникой. С самой талантливой из дочерей Петипа, Евгенией, связано семейное горе. В совсем еще юном возрасте эта подающая большие надежды танцовщица заболела саркомой. Ногу ей пришлось ампутировать, однако это не помогло, и девушка умерла. Мариус Петипа большое внимание уделял занятиям со своими дочерьми, но в семейном кругу проявлял значительно меньше терпения, чем в театре. Его дочери жаловались на то, что он слишком требователен к ним и упрекает за то, что они не имеют данных прославленных танцовщиц своего времени. В театре же Мариус Иванович, как его стали называть в России, помня о своей вспыльчивости, предпочитал высказываться лишь в том случае, если ему нравилась работа артиста. Если же он был недоволен, он старался просто не замечать его, а свои замечания высказывал позднее.

Перечень балетов, поставленных Мариусом Ивановичем Петипа на русской сцене, очень велик – их около 70, а оригинальных постановок – 46, не считая танцев для опер и дивертисментов. Среди самых знаменитых его балетов, ставших образцами классической хореографии – “Пахита” (1847), “Царь Кандавл” (1868), “Дон-Кихот” (1869), “Камарго” (1872), “Бабочка” (1874), “Приключения Пелея” (1876), “Баядерка” (1877), “Кипрская статуя” (1883), “Коппелия” (1884), “Тщетная предосторожность” (1885), “Талисман” (1889), “Спящая красавица” (1890), “Сильфида” (1892), “Щелкунчик” (1892), “Золушка” (1893), “Лебединое озеро” (1895), “Конек-Горбунок” (1895), “Синяя борода” (1896), “Раймонда” (1898), “Волшебное зеркало” (1903) и множество других. Практически все они имели оглушительный успех.

Балеты Петипа выгодно отличались от тех, что создавались в те годы на французской и итальянской сцене. Они отнюдь не были собранием танцевальных номеров, сцементированных выступлениями кордебалета. В каждом балете Мариуса Петипа был четкий сюжет, которому подчинялось все действие. Именно сюжет связывал сольные партии, пантомиму и танцы кордебалета в единое целое. Поэтому все эти хореографические приемы выглядят в балетах Петипа не отдельными номерами, а органично связаны друг с другом. Правда, впоследствии молодые балетмейстеры упрекали Петипа в том, что он слишком большое значение придавал пантомиме, которую чаще всего использовал как связующее звено, однако такова была тенденция его времени.

Лучшей своей работой Петипа считал балет “Спящая красавица”, в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: “Ведь балет та же симфония”. А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.

Сцена из балета “Спящая красавица”, Мариинский театр, реконструкция спектакля Мариуса Петипа

Успех и сценическая долговечность балетов Петипа были обусловлены его подходом к их постановке. Он считал, что техника имеет огромное значение для балета, однако не является основной целью артиста. Виртуозность исполнения должна сочетаться с образностью и артистизмом, правильным осознанием танцовщиком сути своей роли. Интересно, что личные симпатии и антипатии никогда не влияли на работу балетмейстера. Если ему не нравился какой-либо артист, однако он был наилучшим исполнителем той или иной роли, Петипа без малейших колебаний отдавал ему партию, с удовольствием смотрел на исполнение ее на сцене, но после окончания спектакля отворачивался от исполнителя и отходил в сторону. Несмотря на такую откровенную демонстрацию неприязни, каждый танцовщик или танцовщица всегда могли быть уверены в объективной оценке их профессиональных качеств.

Постановки Петипа пользовались таким успехом не только потому, что он был прекрасным балетмейстером, в совершенстве владеющим всеми тонкостями хореографических композиций. Француз по происхождению, Мариус Петипа сумел проникнуться духом русского танца, который он ценил превыше всего, что было создано в Европе. “Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей”.

О русском балете он неизменно говорил “наш балет”. Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет. Россия стала его родиной. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

Трудно говорить о какой-либо системе Петипа. Сам он не делал практически никаких теоретических обобщений своей работы, и все его записи, касающиеся балетных постановок, носят совершенно конкретный характер, касающийся композиций и танцев. Те, кто работал с ним, говорили, что Петипа всегда старался создавать хореографический рисунок, исходя из технических возможностей балерины. Причем именно балерины, а не танцовщика, поскольку постановка мужских танцев удавалась ему хуже, чем женских. Составив общий план балета, Мариус Петипа, как правило, обращался за постановкой мужских сольных танцев к другим хореографам - Иогансону, Иванову, Ширяеву, в то время как женские всегда ставил сам. Как любой человек искусства, Петипа был, конечно, честолюбив, однако ложное самолюбие не могло заставить его отказаться от обращения за помощью к коллегам в ущерб качеству балета.

С интересом и уважением относился Мариус Петипа и к поискам молодых балетмейстеров. Опровергая все обвинения в косности и консерватизме, в неприятии всего нового, он очень одобрительно отнесся к постановкам молодого Михаила Фокина, благословляя своего ученика на дальнейшее творчество. Главным для Петипа было то, что Фокин соблюдал те принципы, которых свято придерживался и сам Петипа - красота и грация.

Обладая безупречным вкусом, огромным опытом и художественным чутьем, старый балетмейстер в последние годы своей работы недаром отдал партии в своих балетах “Баядерка” и “Жизель” совсем юной Анне Павловой, несмотря на то, что на эти партии были гораздо более опытные претендентки, известные балерины. В начинающей танцовщице с несовершенной еще техникой Петипа сумел разглядеть, возможно, даже большее, чем в то время могла увидеть она сама.

Однако последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора Императорских театров Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, который изъявил желание, чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни. Действительно, несмотря на преклонный возраст, творческие способности балетмейстера отнюдь не угасали, его ум оставался живым и ясным, а энергия и работоспособность были удивительными даже для значительно более молодых его коллег. По свидетельству Солянникова, “Петипа шел со временем в ногу, шел за растущими дарованиями, которые позволяли ему раздвигать творческие рамки и обогащать палитру спектакля свежими красками”.

Не в силах уволить балетмейстера, Теляковский стал чинить ему препятствия в постановках. Он постоянно вмешивался в творческий процесс, давая невыполнимые указания и делая некомпетентные замечания, которые, естественно, не могли оставить равнодушным Петипа. Балетная труппа поддерживала старого мастера, но конфликты с дирекцией продолжались. По воспоминаниям дочери Петипа, во время работы над постановкой балета “Волшебное зеркало” у ее отца “были большие неприятности с дирекцией”. Из-за вмешательства Теляковского в заранее продуманное оформление и освещение сцены балет получился совсем не таким, каким задумывался. Это так тяжело сказалось на Петипа, что его поразил частичный паралич. Впоследствии, когда здоровье его несколько улучшилось, он время от времени посещал театр, а артисты не забывали его и постоянно навещали любимого мастера, нередко обращаясь к нему за советами.

Несмотря на то, что последние годы его работы были омрачены этими закулисными интригами, Мариус Петипа сохранил горячую любовь в русскому балету и к России. Его мемуары заканчиваются словами: “Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем”.

Россия осталась благодарна великому мастеру. Правда, в период ниспровергания “устаревшего” балеты Мариуса Петипа подвергались множеству переделок, однако со временем новые талантливые балетмейстеры уже ставили своей задачей не переделки произведений Петипа, а их бережное, любовное восстановление в первозданном виде.

Мариус Петипа фактически закрепил и упорядочил своими работами основы классического балета, академического танца, которые до него существовали в разрозненном виде. Зрелищность и симфонизм балетов Мариуса Петипа на долгие десятилетия стали образцом для всех создателей балетных спектаклей. Балет перестал быть просто зрелищем - Петипа внес в свои спектакли драматическое, нравственное содержание. Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта