Главная » Звезды » Основные течения и направления новой эпохи эстетики. История эстетики: эстетика Нового времени. Связь эстетических и философских идей Нового времени с процессами формо- и стилеобразования в барокко и классицизме. Проблемное поле и методологическая база эс

Основные течения и направления новой эпохи эстетики. История эстетики: эстетика Нового времени. Связь эстетических и философских идей Нового времени с процессами формо- и стилеобразования в барокко и классицизме. Проблемное поле и методологическая база эс

Новейшее время включает и себя дне художественные эпохи: авангардизм и реализм. Своеобразие этих эпох состоит в том, что они развиваются не последовательно, а исторически параллельно.

Авангардистские группы художественных направлен ий (предмодернизм, модернизм, неомодернизм, пост-модернизм) развиваются параллельно реалистической группе (критический реализм XIX о., социалистический реализм, деревенская проза, неореализм, волшебный реализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм). В этом параллельном развитии эпох проявляется общее ускорение движения истории.

Одно из главных положений художественной концепции авангардистских направлений: хаос, беспорядок "Закон современной жизни человеческого общества. Искусство становится хаосологией, изучающей законы мирового беспорядка.

Все авангардистские направления свертывают сознательное и увеличивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процессе. Эти направления большое внимание уделяют мас-искусству и проблемам формирования сознания личности.

Особенности, объединяющие авангардистские художественныенаправления: новый взгляд на положение и предназначение человека во вселенной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и ус-

ловностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых художественных средств и приемов.

Предмодернизм - первый (начальный) период художественного развития эпохи авангардизма; группа художественных направлений в культуре второй половины ХIХ в., открывающая целую стадию (стадию утраченных иллюзий) новейшего художественного развития.

Натурализм - художественное направление, инвариантом художественной концепции которого стало утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство общества, его удовлетворенность своим положением и нежелание что-либо менять в мире.

Натурализм утверждает, что весь видимый мир - часть природы и может быть объяснен ее законами, а не сверхъестественными, или паранормальными причинами. Натурализм родился из абсолютизации реализма и под влиянием дарвиновских биологических теорий, научных методов изучения общества и детерминистских идей Тэна и других позитивистов.

Импрессионизм - художественное направление {вторая половина XIX - начало XX вв.), инвариантом художественной концепции которого стало утверждение утонченной, лирически отзывчивой, впечатлительной личности, восторгающейся красотой мира. Импрессионизм открыл новый тип восприятия реальности. В отличие от реализма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионизм сосредоточен на особенном, единичном и их субъективном видении художником.

Импрессионизм - мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленэр - игру света и теней вокруг человека и вещей, воздушную среду, естественное освещение, придающее эстетический вид изображаемому предмету.

Импрессионизм проявил себя в живописи (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, В. Ван Гог, П. Гоген, А. Матисс, Утрилло, К. Коровин) и в музыке (К. Дебюсси и М. Равель, А. Скрябин), и в литературе (отчасти Г. Мопассан, К. Гамсун, Г. Келлерман, Гофмансталь, А. Шницлер, О. Уайльд, А. Саймоне).

Эклектизм - художественное направление (проявившее себя главным образом в архитектуре), предполагающее при создании произведений любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций, откровенный декоративизм, взаимозаменимость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности.

Эклектизму свойственны: 1) переизбыток украшений; 2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм; 3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произведениями литературного процесса; 4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь - от целого, стиль фасада - от стиля интерьера, стили различных пространств интерьера - друг от друга; 5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада; 6) принцип «non-finito» (незаконченность произведения, открытость композиции); 7) усиле-

ние ассоциативности мышления автора (художника, писать ля, архитектора) и зрителя; 8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к экзотике; 9) многостилье; 10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии; 11) демократизм: тенденция к созданию универсального, внесословного типа городского жилья.

Функционально эклектизм в литературе, архитектуре и других искусствах направлен на обслуживание «третьего сословия». Ключевое строение барокко - церковь или дворец, ключевое строение классицизма - государственное здание, ключевое строение эклектизма - доходный дом («для всех»). Декоративизм эклектики - рыночный фактор, возникший ради привлечения широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются внаем. Доходный дом - массовый тип жилья.

Модернизм - художественная эпоха, объединяющая художественные направления, художественная концепция которых отражает ускорение истории и усиление ее давления на человека (символизм, лучизм, фовизм, примитивизм, кубизм, акмеизм, футуризм); период наиболее полного воплощения авангардизма. В период модернизма развитие и смена художественных направлений происходили стремительно.

Модернистские художественные направления строятся путем деконструкции типологической структуры классического произведения - те или иные его элементы становятся объектами художественных экспериментов. В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие.

Символизм - художественное направление эпохи модернизма, утверждающее художественную концепцию: мечта поэта - рыцарство и прекрасная дама. Мечты о

рыцарстве, поклонение прекрасной даме наполняют поэзию символизма.

Символизм возник во Франции. Его мэтрами стали Бодлер, Малларме, Верлен и Рембо.

Акмеизм - художественное направление русской литературы начала XX в., возникшее в «серебряном веке», существовавшее главным образом в поэзии и утверждавшее: поэт - чародей и гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос.

К акмеизму принадлежали: Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, М. Лозинский, М. Зенкевич, В. Нарбуг, Г. Иванов, Г. Адамович и др. Футуризм - художественное направление эпохи модернизма, утверждающее агрессивно-воинственную личность в урбанистически организованном хаосе мира.

Определяющий художественный фактор футуризма - динамика. Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре.

Примитивизм - художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой » сложности. Такое стремление порождает сильные и слабые стороны примитивизма.

Примитивизм - атавистическая ностальгия о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни.

Примитивизм стремится запечатлеть главные очертания сложного мира, ища в нем радостные и понятные краски и линии. Примитивизм - противодействие реальности: мир усложняется, а художник его упрощает. Впрочем, художник затем и упрощает мир, чтобы справиться с его сложностью.

Кубизм - геометризированная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, воспринимая ее детскими или "дикарскими» глазами. Кубизму присущ осо-

бый характер примитивизации: видение мира через формы геометрически правильных фигур.

Кубизм в живописи и скульптуре развивали итальянские художники Д. Северини, У. Боччионе, К. Kappa; немецкие - Э.Л. Кирхнер, Г. Рихтер; американские - Дж. Поллок, И. Рей, М. Вебер, мексиканский Диего Ривера, аргентинский Э. Петторути и др.

В кубизме ощущаются архитектурные построения; массы механически сопрягаются друг с другом, причем каждая масса сохраняет свою самостоятельность. Кубизм открыл принципиально новое направление в фигуративном искусстве. Условные работы кубизма (Брака, Гриса, Пикассо, Леже) сохраняют связь с моделью. Портреты соответствуют оригиналам и узнаваемы (один американский критик в парижском кафе узнал человека, известного ему только по портрету кисти Пикассо, составленному из геометрических фигур).

Кубисты не изображают действительность, а создают «иную реальность» и передают не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность. Они не воспроизводят «повествовательный факт», а зрительно воплощают свои знания об изображаемом предмете.

Абстракционизм - художественное направление искусства XXв., художественная концепция которого утверждает необходимость бегства личности от банальной и иллюзорной действительности.

Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника.

В абстракционизме сложились два течения. Первое течение лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм - симфония красок, гармонизация бесформенных цветовых сочетаний. Это течение родилось из импрессионистской пестроты впечатлений о мире, нашедших воплощение в полотнах Анри Матисса.

Создателем первого произведения психологического абстракционизма стал В. Кандинский, написавший картину «Гора».

Второе течение - геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм («неопластицизм») - это нонфигуративный кубизм. В рождении этого течения существенную роль сыграли П. Сезанн и кубисты, создавшие новый типа художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Супрематизм (автор термина и соответствующего художественного явления Казимир Малевич) - течение абстракционизма, заострившее и углубившее его особенности. Течение «супрематизм» Малевич открыл в 1913 г. картиной «Черный квадрат». Позже Малевич сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще благодаря своей вневременной ценности; чистая пластическая чувственность - «достоинство произведений искусства». Эстетика и поэтика супрематизма утверждает универсальные (супрематические) живописные формулы и композиции - идеальные конструкции из геометрически правильных элементов.

Лучизм - одно из околоабстракционистских направлений, утверждавших трудность и радость человеческого бытия и неопределенность мира, в котором все предметы, освещенные разными источниками света, оказываются расчлененными лучами этого света и теряют ясную фигуративность.

Лучизм возник в 1908 - 1910 гг. в творчестве русских художников Михаила Ларионова и его жены Наталии Гончаровой.

В период неомодернизма все авангардистские художественные направления исходят из такого понимания действительности: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот период развива-

ются авангардистские художественные направления, утверждающие безрадостные, пессимистические художественные концепции мира и личности. Среди них дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, экзистенциализм, неоабстракционизм и др.

Дадаизм - художественное направление, утверждающее художественную концепцию; мир - бессмысленное безумие, подвергающее ревизии разум и веру.

Принципами дадаизма стали; разрыв с традициями мировой культуры, в том числе и с традициями языка; бегство от культуры и от реальности, представление -о мире как о хаосе безумия, в который обрушена беззащитная личность; пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и цели жизни. Дадаизм - выражение кризиса классических ценностей культуры, поиски нового языка и новых ценностей.

Сюрреализм - это художественное направление, ставящее в центр своего внимания смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире. Концепцию личности в сюрреализме можно было бы кратко выразить в формуле агностицизма: «Я человек, но границы моей личности и мира расплылись. Я не знаю, где начинается мое «я» и где оно кончается, где мир и что он такое?

Сюрреализм как художественное направление развивали: Поль Элюар, Робер Деснос, Макс Эрнст, Роже Вит-ран, Антонен Арто, Рене Шар, Сальвадор Дали, Раймон Кено, Жак Превер.

Сюрреализм возник на основе дадаизма первоначально как литературное направление, которое позже нашло свое выражение в живописи, а также в кино, театре и отчасти в музыке.

Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Они теряют границы. Провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все ис-

кажается, смешается» расплывается; нет ничего определенного. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей. Нет границ между счастьем и несчастьем, личностью и обществом. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления - это принцип эстетики сюрреализма.

Художественная, концепция сюрреализма утверждает загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный, человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, [не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир. -

Экспрессионизм как художественное направление возник на основе взаимоотношений-с различными сферами научной деятельности: с психоанализом Фрейда, феноменологией Гуссерля, неокантианской гносеологией, философией «Венского кружка» и гештальтпсихологией.

Экспрессионизм проявил себя в разных видах искусства: М. Шагал, О. Кокотка, Э. Мунк - в живописи; А. Рембо, А. Ю. Стриндберг, Р. М. Рильке, Э. Толлер, Ф. Кафка - в литературе; И. Стравинский, Б. Барток, А. Шенберг - в музыке.

Экспрессионизм на почве культуры XX в. возрождает романтизм. Экспрессионизму присущи страх перед миром и противоречие между внешним динамизмом и представлением о неизменной сущности мира (неверие в возможность его совершенствования). Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Эк спрессионизм - выражение боли художника-гуманиста,

причиняемой ему несовершенством мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, «природное», чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором он вынужден жить.

Конструктивизм - художественное направление (20-е годы XX в.), концептуальный инвариант которого идея - бытие человека протекает в среде отчужденных от него индустриальных сил; а герой времени - рационалист индустриального общества.

Неопозитивистские принципы кубизма, родившись в живописи, были в преобразованной форме распространены на литературу и другие искусства и консолидировались в новом, смыкающемся с идеями техницизма направлении - конструктивизме. Последний рассматривал продукты индустрии как самостоятельные, отчужденные от личности и противостоящие ей ценности. Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма; он ценил машины и их продукцию выше личности. Даже в самых талантливых и гуманистических произведениях конструктивизма отчуждающие факторы технического прогресса воспринимаются как должное. Конструктивизм полон пафоса промышленного прогресса, экономической целесообразности; он ориентирован на технократичность.

Эстетика конструктивизма развивалась между крайностями (порою впадая в одну из них) - утилитаризма, требующего уничтожить эстетику, и эстетизма. В изобразительном искусстве и в архитектуре творческие принципы конструктивизма максимально приближены к инженерии и включают: математический расчет, лаконизм художественных средств, схематизм композиции, логизирование.

В литературе конструктивизм как художественное направление развивался (1923 - 1930) в творчестве группы

ЛЦК (Литературный центр конструктивистов): И.Л. Сельвинский, Б.Н. Агапов, В.М. Инбер, H.A. Адуев, Э.Х. Багрицкий, Б.И. Габрилович, К.Л. Зелинский (теоретик группы) и др. Конструктивизм оказал влияние и на театр (режиссерское творчество Всеволода Мейерхольда, разрабатывавшего принципы биомеханики, театральной инженерии и вводившего в сценическое действие элементы циркового зрелища. Идеи конструктивизма охватили своим влиянием различные виды искусства, однако наибольшее влияние оказали на архитектуру. Особенно это сказалось на творчестве Ле Корбюзье, И. Леонидова, В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха.

Экзистенциализм - концепция существования человека, его места и роли в этом мире, отношения к Богу. Суть экзистенциализма - примат существования над сущностью (человек сам формирует свое существование и, выбирая, что делать и чего не делать, привносит сущность в существование). Экзистенциализм утверждает одинокую эгоистическую самоценную личность в мире абсурда. Для экзистенциализма личность выше истории.

В своей художественной концепции экзистенциализм (Ж.П. Сартр, А. Камю) утверждает, что сами основы человеческого бытия абсурдны хотя бы потому, что человек смертен; история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества.

Принципиальное одиночество, утверждаемое художественной концепцией экзистенциализма, имеет обратное логическое следствие: жизнь не абсурдна там, где человек продолжает себя в человечестве. Но если человек - одиночка, если он единственная ценность в мире, то он общественно обесценен, он не имеет будущего, и тогда смерть абсолютна. Она перечеркивает человека, и жизнь становится бессмысленной.

Неоабстракционизм (абстракционизм второй волны) - стихийно-импульсивное самовыражение; принципиальный отказ от фигуративности, от изображения действительности, во имя чистой выразительности; поток сознания, запечатленный в цвете.

Неоабстракционизм создало новое поколение абстракционистов: Дж. Пол лак, Де Кун и иг, А. Манисирер и др. Они освоили сюрреалистическую технику и принципы «психического автоматизма». У Пол лака акцентируется в творческом акте не произведение, а сам процесс его создания. Этот процесс становится самоцелью и здесь формируются истоки «живописи-действия».

Принципы неоабстракционизма обосновывали М. Брион, Г. Рид, Ш.-П. Брю, М. Ратон. Итальянский теоретик Д. Северини призывал забыть реальность, поскольку она не влияет на пластическое выражение. Другой теоретик, М. Зефор, заслугой абстрактной живописи считает то, что она не несет в себе ничего от нормальной среды человеческой жизни. Фотография отняла у живописи изобразительность, оставив последней лишь выразительные возможности для раскрытия субъективного мира художника.

Слабое звено теории абстракционизма и неоабстракционизма - отсутствие ясных ценностных критериев отличения творчества от спекуляции, серьезности от шутки, таланта от бездарности, мастерства от трюкачества.

Художественные решения абстракционизма и неоабстракционизма (гармонизация цвета и формы, создание «равновесия» разных по величине плоскостей за счет интенсивности их окраски) используются в архитектуре, в дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении.

Постмодернизм как художественная эпоха несет в себе художественную парадигму, утверждающую, что человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком. Все художественные направления этого

периода пронизаны этой парадигмой, проявляя и преломляя ее через свои инвариантные концепции мира и личности: поп-арт, сонopucmuкa, алеаторика, музыкальный пуантилизм, гиперреализм, хеппенинг и др.

Поп-арт - новое фигуративное искусство. Абстракционистскому отказу от реальности поп-арт противопоставил грубый мир материальных вещей, которому приписывается художественно-эстетический статус.

Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника понимается не как создание художественного предмета, а как придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки н рекламы. Поп-арт - это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжем или скульптурой.

Смятые автомобили, выцветшие фотографии, обрывки газет и афиш, наклеенные на ящики, чучело курицы под стеклянным колпаком, выкрашенный белой масляной краской рваный ботинок, электромоторы, старые шины или газовые плиты - таковы художественные экспонаты поп-арта.

Среди художников поп-арта можно выделить: Э. Уорхола, Д, Чемберлена, Дж. Дайна и др.

Поп-арт как художественное направление имеет ряд разновидностей (течений): оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен), окр-apm (композиции, художественная организация окружающей зрителя среды), эл-ат (движущиеся с помощью электромоторов предметы

и конструкции, это течение поп-арта выделилось в самостоятельное художественное направление - кинетизм).

Поп-арт выдвинул концепцию личности потребителя общества «массового потребления». Идеальная личность поп-арта - человек-потребитель, которому эстетизированные натюрморты товарных композиций должны заменить духовную культуру. Слова, подмененные товарами, литература, вытесненная вещами, красота, замененная полезностью, жадность материального, товарного потребления, заменяющая духовные потребности, характерны для поп-арта. Это направление принципиально ориентировано на массовую, нетворческую личность, лишенную самостоятельности мышления и заимствующую «свои» мысли из рекламы и средств массовой коммуникации, личность, манипулируемую телевидением и другими СМИ. Эта личность программируется поп-артом на исполнение заданных ролей приобретателя и потребителя, покорно сносящих отчуждающее воздействие современной цивилизации. Личность поп-арта - зомби масс-культуры.

Гиперреализм ~ художественное направление, инвариант художественной концепции которого: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире.

Гиперреализм - создает живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности изображаемого объекта. Сюжеты гиперреализма нарочито банальны, образы - подчеркнуто «объективны». Это направление возвращает художников к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности к живописному полотну, отвергнутому поп-артом. Главными темами своих картин гиперреализм делает мертвую, рукотворную, «вторую» природу городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки, которые подаются как отчужденные от человека.

Гиперреализм показывает следствия чрезмерной урбанизации, разрушения экологии среды, доказывает, что мегаполис создает противочеловечную среду обитания. Главная тема гиперреализма - обезличенная механизированная жизнь современного города.

Теоретическая основа гиперреализма - философские идеи франкфуртской школы, утверждающей необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.

Произведения фотореализма основываются на сильно увеличенной фотографии и часто отождествляются с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и, главное, по инварианту художественной концепции мира и личности - это хотя и близкие, но разные художественные направления. Гиперреалисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведения, обрабатывая (красками, коллажными средствами) фотографии.

Фотореализм утверждает приоритет документальности и художественную концепцию: достоверный, обыденный человек в достоверном, обыденном мире.

Цель фотореализма - изображение современной обыденной повседневности. Улицы, прохожие, витрины, автомобили, светофоры, дома, предметы быта воспроизводятся в произведениях фотореализма достоверно, объективно и сверхпохоже.

Основные особенности фотореализма: 1) фигуративность, противостоящая традициям абстракционизма; 2) тяготение к сюжетности; 3) стремление избегать «реалистических штампов» и документализма; 4) опора на художественные достижения фототехники.

Сонористика - направление в музыке: игра тембров, выражающая «Я» автора. Для его представителей важна не высота звука, а тембр. Они ищут новые музыкальные краски, нетрадиционное звучание: играют на трости, на

пиле, палочками по струнам рояля, хлопают по деке, по пульту, извлекают звук путем протирания мундштука платком.

В чистой сонорной музыке мелодия, гармония и ритм особой роли не играют, значение имеет лишь тембровое звучание. Потребность его фиксации вызвала к жизни специальные графические формы записи тембра в виде тонких, жирных, волнистых, конусообразных линий. Порой указывается и диапазон, в котором исполнителю надо играть.

Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, а его начинание продолжили К. Сероцкий, С. Буссотти и др.

Музыкальный пуантилизм - направление в мушке* особенностью которого является разорванность музыкальной ткани, разбросанность ее по регистрам, сложность ритмики и тактовых размеров, обилие пауз.

Музыкальный пуантилизм отказывается от создания внятной художественной реальности (от реальности, которую можно было бы понять, опираясь на мировую музыкально-художественную традицию и пользуясь традиционными музыкально-семиотическими кодами). Пуантилизм ориентирует личность на эмиграцию в мир своей души и утверждает осколочность окружающего мира.

Алеаторика - художественное направление литературы и музыки, основывающееся на философском представлении, что в жизни царит случайность, и утверждающее художественную концепцию: человек - игрок в мире случайных ситуаций.

Представители алеаторики: К. Штокхаузен, П. Булез, С. Буссотти, Дж. Кейдж, А. Пуссер, К. Сероцкий и другие. Случайность вторгается в литературные или музыкальные произведения механически: посредством бросания фишек (костей), игры в шахматы, перетасовывания страниц или варьирования фрагментов, а также с помощью

импровизация: музыкальный текст пишется «знаками-символами»» а затем свободно интерпретируется.

Хеппенинг - это один из видов современной художественной культуры на Западе. Автором первых постановок хеппенинга «Двор», «Творения» был А. Кепроу. Постановки хеппенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке. Участники хеппенинга надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, их похожесть то на ящики, то на ведра. Некоторые представления состоят, например, из мучительного высвобождения из-под брезента. При этом индивидуальное поведение актеров импровизационно. Порой актеры обращаются к зрителям с просьбой помочь им. Такое включение зрителя в действие отвечает духу хеппенинга.

Концепцию мира и личности, выдвигаемую хеппенингом можно сформулировать следующим образом: мир - цепь случайных событий, личность должна субъективно ощущать полную свободу, но на деле подчиняться единому действию, быть манипулируемой.

В хеппенинге используется световая живопись: свет то и дело меняет цвет и силу, направляется непосредственно на актера или просвечивает сквозь ширмы из разного материала. Часто он сопровождается звуковыми эффектами (человеческие голоса, музыка, звяканье, треск, скрежет). Звук иногда бывает очень сильным, неожиданным, рассчитанным на шоковый эффект. В представление включаются диапозитивы и кинокадры. Лорой используются и ароматические вещества. Исполнитель получает от режиссера задание, однако продолжительность действий участников не обусловлена. Каждый может выйти из игры, когда хочет.

Хеппенинг устраивается в разных местах: на автостоянках, во дворах, окруженных высотными домами, в под. валах, на чердаках. Пространство хеппенинга, согласно принципам этого действа, не должно ограничивать воображение художника и зрителя.

Теоретик хеппенинга М. Керби относит этот вид зрелищ к области театра, хотя и отмечает, что хеппенинг отличается от театра отсутствием традиционной структуры спектакля: сюжета, характеров и конфликта. Другие исследователи связывают природу хеппенинга с живописно и скульптурой, а не с театром.

Своими истоками хеппенинг восходит к художественным поискам начала XX в., к попыткам некоторых живописцев и скульпторов перенести акцент с картины или скульптуры на сам процесс их создания, Другими словами, хеппенинг берет истоки также и в «живописи действия»: в «каплеразбрызгивании» Дж. Поллока, в «хлещущих» ударах кистью Де Кунинга, в костюмированных живописных действах Ж. Матье.

Саморазрушающееся искусство - это один из странных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей. Книга «Ничто», выпущенная в США в 1975 г. и переизданная в Англии. В ней 192 страницы, и ни на одной нет ни строчки. Автор утверждает, что он выразил мысль: мне нечего вам сказать. Все это образцы саморазрушающегося искусства. Оно имеет свое выражение и в музыке: исполнение произведения на разваливающемся рояле или на распадающейся скрипке и т.д.

Концептуализм - это художественное направление в западном искусстве, которое в своей художественной концепции утверждает человека, отрешенного от прямого (непосредственного) смысла культуры и находящегося в окружении эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.

Произведения концептуализма непредсказуемо различны по своей фактуре и облику: фото, ксерокопии с текстов, телеграммы, репродукции, графики, колонки цифр, схемы. Концептуализм употребляет не по прямому назначению интеллектуальный продукт человеческой деятельности: реципиент должен не читать и интерпретировать смысл текста, а воспринимать его как чисто эстетический продукт, интересный своим внешним видом.

Представители концептуализма; американские художники Т. Аткинсони, Д. Байнбридж, М. Балдуин, X. Харрелл, Джозеф Кошут, Лоуренс Вейнер, Роберт Берри, Дуглас Хьюблер и др.

Критический реализм XIX в, - художественное направление» выдвигающее концепцию: мир и человек несовершенны; выход - непротивление злу насилием и самосовершенствование.

M Социалистический реализм - художественное направление, утверждающее художественную концепцию: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами»

Крестьянский реализм - художественное направление, утверждающее, что крестьянин - главный носитель нравственности и опора национальной жизни.

Крестьянский реализм (деревенская проза) - литературное направление русской прозы (60-х - 80-х гг.); центральная тема - современная деревня, главный герой - крестьянин - единственный истинный представитель народа и носитель идеалов.

Неореализм - художественное направление реализма XX в., проявившее себя в послевоенном итальянском кинематографе и отчасти в литературе. Особенности: пристальный интерес неореализм проявил к человеку из народа, к жизни простых людей: острое внимание к деталям, наблюдательность и фиксирование элементов, вошедших в жизнь после Второй мировой войны. Произ-

ведения неореализма утверждают идеи гуманизма, значимость простых жизненных ценностей, доброту и справедливость в человеческих отношениях, равноправие людей и их достоинство, независимо от имущественного положения.

Магический реализм - художественное направление реализма, утверждающее концепцию: человек живет в\ реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное.

Особенность магического реализма - фантастические эпизоды развиваются по законам житейской логики как обыденная реальность.

Психологический реализм - художественное направление XX в., выдвигающее концепцию: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма и одиночества.

Интеллектуальный реализм - это художественное направление реализма, в произведениях которого разворачивается драма идей и- персонажи в лицах «разыгрывают» мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуальный реализм предполагает концептуально-философский склад мышления художника. Если психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира.


Похожая информация.


План

Введение

Вопрос 1. Эстетика Нового времени и современная эстетика

Вопрос 2. Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет этики, эстетики и религоведения.

Объект изучения служат отдельные аспекты данной дисциплины.

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что каждая религия это мировоззрения и общественная мысль, облеченная в виде культа. Особенно интересны для исследования случаи, когда религия не остается неизменной, а дополняется жизнью и изменениями в ней. В то же время каждый период развития человечества в соответствии со своими морально-этическими и философскими воззрениями формирует свою этику и эстетику поведения, деятельности человека в обществе. Процессы религиозного развития часто напрямую связаны с этическими нормами общества и эстетическими воплощениями. Иногда этика и эстетика идут в разрез с религиозным культом, опережая и внося новые философские идеи.

Цель работы на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Рассмотреть особенности эстетики Нового времени и современной эстетики;

Описать процесс возникновения протестантства и принципов данной религии, представить основные признаки культа данной веры;

Обобщить результаты исследований в работе.

Вопрос 1. Эстетика Нового времени и современная эстетика

Идеологической основой Нового времени стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм . Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".

Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе . Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века-бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда и вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живопись и ваяние, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гумманиста Альберти.

Обратимся к рассуждению одного из гуманистов XV века Джованни Пико (1463-1494), в его знаменитой "Речи о достоинстве человека". Сотворив человека и "поставив его в центре мира", бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению".

У Пико звучит мысль о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решать свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - непросто природное существо, но творец самого себя.

В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается иначе, чем в античности и средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (по греч. созерцание - теория). В средние века труд рассматривался как своего рода искупление за грехи. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, и она во многом сродни созерцанию: это молитва, благослужебный ритуал. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сокральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои пертикулярно-земные нужды; он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, самого себя. И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой, практически-технической деятельности, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь не только "искусник", "техник", теперь он творец. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. В мире науки такой подход мы находим у Кеплера, Галилея, Наваньери.

Человек стремится освободиться от своего трансцендентального корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскрешении человека во плоти привело к той "реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающаяся прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становятся в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировоззрение Ренессанса получает свое наивысшее выражение.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.

Богатое развитие индивидуальности в XV-XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма: самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.


Вопрос 2. Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства

Протестантизм - одно из трех наряду с католицизмом и правосла­вием главных направлений христианства, представляющее собой сово­купность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией - широким антикатолическим дви­жением XVI в. в Европе. Начало движению было положено в Герма­нии в 1517г., когда М. Лютер обнародовал свои "95 тезисов", а завер­шилось оно во второй половине XVI в. официальным признанием протестантизма. В период средневековья было предпринято множество попыток реформирования католической церкви. Однако термин "ре­формация" впервые появился именно в XVI в.; он был введен сторон­никами реформы для выражения идеи необходимости возврата церкви к ее библейским истокам. В свою очередь, римско-католическая церковь рассматривала Реформацию как мятеж, революцию. Понятие "протестант" возникло как общее наименование для всех сторонни­ков Реформации.

В философской мысли XVII веке в центре внимания стоит проблема человека, его возможностей, приобретенных и врожденных качеств. Кроме этого, актуальность приобретает проблема ускорения течения времени, как необходимого условия человеческого бытия, благодаря чему мир находится в постоянной трансформации. Основными художественными стилевыми направлениями данного периода барокко и классицизм. Искусство становится своеобразным языком философии, что отошла от универсальных рациональных построений и погрузилась в сферу эмоционального опыта. Растет самооценка искусства как креативной силы культуры.

Меняется объект исследования, соответственно происходит смещение акцента на проблемы восприятия, на личность слушателя, на разнообразие вкусов. Начинается новый уровень спецификации восприятия субъекта. В эстетической теории внимание направляется теперь не только на фигуру художника, но и на читателя, зрителя, слушателя. Актуальность приобретает идея, согласно которой понимание произведения искусства, а следовательно и дальнейшая судьба его существование, во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. Наблюдается возникновение тенденции заинтересованности уникальным индивидуальным опытом, внутренним миром личности, что в свою очередь способствовало формированию разнообразных художественных направлений.

В эстетике Никола Буало представлены общие эстетические принципы классицизма. Соответственно в них он провозглашает приоритет мысли над словом, идеи над художественным выражением. Именно ум имеет определяющее значение в искусстве, а чувственное начало вторичное. Ради ясности идеи, которая является залогом красоты, необходимо отойти от жизненной красочности. Буало обосновывает иерархический разделение жанров на "высокие" и "низкие", развивает идею триединства времени, места и действия).

Основные идеи представителей Просвещения о теории вкуса, которая является одной из ведущих для данного периода развития эстетической мысли, изложенные в подразделении, связанном с эстетическим и художественным вкусом. Итак остановимся на других теориях философов Нового времени.

Фрэнсис Хатчесон в произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" анализирует проблему красоты и гармонии. Наши представления о гармонии, красоте и порядке основываются на определенном внутреннем чувстве, а не на рациональном обосновании. За Хатчесоном, красота имеет бескорыстный характер и поэтому эстетическое чувство является образцом для нравственного чувства. Искусство подчиняется морали, а красота и гармония является источником и средством воспитания добродетели. Красота имеет две разновидности: 1) абсолютная, где красота воспринимается без сравнения с чем-то внешним (красота явлений природы, научных законов); 2) относительная или сравнительная, что связано с видами искусства, которые подчинены принципу подражания. Относительная красота наиболее ярко проявляется в живописи и поэзии, где "точная имитация будет прекрасной, даже когда оригинал был полностью лишен красоты". Хатчесон предлагает идею объективной природы прекрасного, однако всеобщность выступает у него как одинаковость восприятия красоты.

Эдмунд Берк анализируя категории прекрасное и возвышенное, выявляет психологические аспекты их восприятия. В основе возвышенного заложено влечение к самосохранению. Это чувство возникает в результате встречи с теми силами, которые вызывают человеческий ужас, осторожности. Прекрасное же основывается на стремлении к общественному, к общению. Все, что пробуждает любовь, симпатию и побуждает нас к подражанию является прекрасным и касается сферы человеческих отношений. Возможным является существование красоты в физическом мире, где наслаждение касается выбора определенных цветов, тонов, форм. Чувство прекрасного содействует единению людей и формированию моральных качеств.

Идеи эстетическое воспитание в связи с проблемой гениальности анализируются французским философом Клодом Адрианом Гельвецієм. Он считает, что гениальность присуща всем людям, однако необходимое воспитание, которое бы могло раскрыть эту способность. Гениальность художника проявляется в реалистичности и стиле изображения. Воспитательной целью искусства является пробуждение сильных ощущений, предоставление того, что отсутствует в реальности. Высшая форма наслаждения предоставляется лишь благодаря воображению и фантазии, что придает искусству статус средства для развлечения.

Дени Дидро обосновывает взаимосвязь между искусством и нравственностью. Искусство должно воспитывать, выражать определенное жизненное правило. Истина, добро и красота взаимосвязаны между собой. Помимо разработки понятия прекрасного, которое занимает значительное место в эстетической концепции Дидро, он придает большое значение гармонии в искусстве. Гармония как взаимозависимость между компонентами произведения позволяет увидеть целостный образ. В своих сочинениях Дидро анализирует особенности музыкального, драматического, живописного, танцевального искусств, апеллируя не только к обще-эстетических закономерностей, но и обращаясь к специальным вопросам теории искусств - от средств выразительности и формообразования в жанровых разновидностей.

Жан-Жак Руссо, среди просветителей XVIII века. наиболее глубоко понял музыку как искусство Нового времени. Теоретические разработки анализа структуры аккордов и развенчание гипотезы о тождестве древнегреческой гармонии и современного аккорда было важным вкладом Же.-Же.Руссо в развитие теории музыки. В связи с ростом внимания к изображению человеческой природы, наиболее актуальной и характерной именно для этого периода становится проблема верного изображения чувств, эмоций человека. Воспроизведение аффекта в этот период совпадает с изображением природы. Эту точку зрения на протяжении определенного времени разделял Руссо. Он (в труде "Музыкальный словарь") акцентирует внимание на том, что музыка, как и другие виды искусств, имеет средства подражания любого предмета природы. Позже Руссо стал считать, что содержание творчества музыканта заключается в настройке души именно на такой настрой, который ей бы хотелось.

Александр Баумгартен определяет, что предметом эстетики является изучение логики чувственного познания, она должна сочетать в себе не только теорию, но и художественную практику. Принцип консенсуса становится универсальным для эстетики немецкого философа, в нем воплощается представлению о красоте как о единстве в багатоманітному. Среди проблем, которые анализируются Баумгартеном, это эстетическое восприятие и художественное творчество. Оба процесса предусматривают момент творчества, включают в себя эстетический порыв. Именно О.Баумгартен указал на то, что эстетическое познание имеет самостоятельный характер, обладает внутренними и специфическими закономерностями и независимое ни от религии, ни от морали.

Готгольд Эфраим Лессинг в своих трудах рассуждает о античную теорию катарсиса и применяет ее к современной теории драмы. Он указывает на связь идеи катарсиса с античной концепцией меры и идеей Аристотеля о "золотую середину". Также значительное место в эстетике Лессинга занимает проблема взаимоотношения видов искусства, которые он разделяет на пространственные (пластические) и временные. Пространственные искусства воплощают завершенное действие, не передают изменений. Другая ситуация во временных искусствах, которые передают развертывание во времени, а следовательно способны передать индивидуальную личность героев, отношения между ними. Лессинг разрабатывает целую систему классификации искусств, где самое высокое место занимают литература и поэзия.

Цель искусства заключается в раскрытии истины, изображении прекрасного в действительности. Только открывая истину искусство способно оказывать наслаждение, учить, воспитывать.

Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины нашего столетия выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм».

Модернизм (от франц. modern новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом (манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам).

Все основные направления и течения модернизма - кубизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм и др. либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно, в различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.

Общее эмоциональное настроение произведений художников-модернистов можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты - неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

После второй мировой войны большинство модернистских течений в искусстве утратило былые авангардные позиции. В послевоенной Европе и Америке начинает активно проявлять себя «массовая» и «элитарная» культуры с соответствующими им различными эстетическими течениями и направлениями, а также заявляют о себе эстетические школы немарксистского характера. В целом послевоенный этап развития зарубежной эстетики можно определить как постмодернистский.

Постмодернизм - понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений, более того - «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества;

Существенное влияние искусства на внехудожетвенные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. п.);

Стилевой плюрализм;

Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох;

Иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

Использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество не равно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж. Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985)и др.

В данном параграфе будут проанализированы лишь важнейшие эстетические направления и школы немарксистской ориентации, а также узловые проблемы эстетической науки XX века.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта