О жизни самых известных писателей мира, о главных героях романов и сказок, об интересных увлечениях поэтов и о влиянии их творчества на мировое общество - эта увлечет с головой: кого-то заставит поломать голову над поисками правильных ответов, а кого-то, может быть, развеселит. Но удовольствие от состязаний по мировой литературе получат все!
Готов отвечать на вопросы литературной викторины для 10-11 классов? Тогда вперед!
1. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение?
2. Кому был посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока?
3. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «книгой ХХ века» и лучшей книгой на английском языке, написанной в ХХ столетии. Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга, и кто ее написал?
4. Исходя из творчества Оноре де Бальзака, ответь, пожалуйста, сколько все-таки лет женщине бальзаковского возраста?
5. Как называется «Таинственный остров» Жюля Верна?
6. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса?
7. О какой героине Александр Пушкин написал такие строки:
«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных
полна,
Ждала несчастья уж
она»?
8. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении идёт речь?
9. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…» Из какого произведения эта цитата?
10. До середины XVII века европейцы считали басню «низким жанром». Какой писатель заставил общество изменить своё отношение к басням?
11. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго?
12. Как звали даму сердца Дон Кихота?
13. Какой известный украинский писатель переводил литературные произведения из 14-ти иностранных языков, был заядлым ценителем сонетов Шекспира, и большим знатоком творчества Байрона?
14. Экранизация какой сказки братьев Гримм признана самым кассовым мультипликационным фильмом «всех времен и народов»?
15. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города?
2. Блок посвятил его своей жене - Любови Дмитриевне Менделеевой.
3. «Властелин Колец», Джон Роналд Руэл Толкин.
4. Тридцать. Это выражение стало известным после издания романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина».
5. Остров Линкольна.
6. Конан Дойл был врачом.
7. Эти строчки о Татьяне Лариной.
8. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
9. «Превращение» Франца Кафки.
10. Жан де Лафонтен.
11. Квазимодо.
12. Дульсинея Тобосская.
13. Иван Франко.
14. Сказки «Белоснежка и семь гномов», собравшей за все время в мировом прокате 866,5 миллионов долларов.
Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.
Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.
Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.
Это традиционная литературная викторина для школьников.
Вопросы и ответы (в скобках):
Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.
Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.
Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.
Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.
В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.
Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:
Вопросы для второй команды:
Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.
«Знаете ли вы сказки?»
Цель:
Задачи:
МАОУ «СОШ с УИОП № 14»
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Подготовила: Рябинина Л.Ю.
г.Магадан.
2013-2014 уч.г.
План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Цель:
Задачи:
Ожидаемый результат .
Оборудование, оформление:
Критерии оценки.
1 конкурс – «Сказочное лото» 5 баллов – все задания выполнены правильно; 4 балла – 1 задание выполнено неправильно; 3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно. |
Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл. |
2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию». 5 баллов – каждая правильно угаданная песенка. |
3 конкурс – пантомима «Без слов». 1 балл – за артистичность; 1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку. |
4 конкурс – «Бюро находок». 5 баллов – каждый правильно угаданный предмет. |
5 конкурс – игра «Ромашка». 1 балл – каждый правильный ответ. |
6 конкурс «Сказочные пазлы» 5 баллов – правильно собранный сюжет. |
Подведение итогов.
Команда «Чебурашки»_______________________баллов.
Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.
Высказывания знаменитых людей.
Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
К.Д. Ушинский
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском
В сказках бережно хранится.
Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Э. Асадов.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,
И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.
Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон.
Ход внеклассного мероприятия:
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.
Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, гости дорогие.
Я – бабушка – Загадушка.
Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.
3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:
Василиса Преглупая |
Елена Некрасивая |
Крошечка- Горошечка |
Сестрица Гулёнушка |
Баба Бяка |
Кощей Бесстрашный |
Царевна- жаба |
Жар- муха |
Царевна- индюшка |
По собачьему велению |
Сивка- будка |
Иван-царевич и зеленый волк |
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка |
Мальчик с кулачок |
У страха уши велики |
Лапша из топора |
А вы, детоньки, знаете сказки?
Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?
А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».
Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.
Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.
4. Представление жюри.
А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.
Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.
Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.
Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.
Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.
5. Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сейчас начнется наша игра,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда вы встрече рады –
Ваши любимые сказочные герои.
В сказочный мир вместе с ними войдем
И за собою других позовем.
6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».
Задание – дополни имя сказочного героя.
Сивка – (Бурка) Кощей (Бессмертный) Мальчик – (с – пальчик) Красная (Шапочка) Снежная (Королева) Карабас (Барабас) Винни – (Пух) Муха – (Цокотуха) Сестрица (Аленушка) Василиса (Премудрая) Доктор (Айболит) Лиса (Алиса) | Конек (Горбунок) Змей (Горыныч) Крошечка (Хаврошечка) Кот (в сапогах) Спящая (Красавица) Карлик (Нос) Крокодил (Гена) Курочка (Ряба) Братец (Иванушка) Елена (Прекрасная) Баба (Яга) Кот (Базилио) |
7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.
Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).
Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше лепестка. В ореховой скорлупке девочка жила. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку. (Дюймовочка) Летела стрела и попала в болото. И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка) Помогла нам яблонька, Помогла нам печка. Помогла хорошая голубая речка. Все нам помогали, все нас укрывали. К батюшке и матушке мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку. (Гуси-лебеди) Носик круглый, пятачком. Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком. Вместо туфелек – копытца. Трое их и до чего же Братья дружные похожи (Три поросенка) С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала. А в лепестках есть волшебная сила. Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая. Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик) Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок) А это, что за сказка? Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка, что опасность ждет. За кустами светится пара злющих глаз, Кто-то страшный встретится Девочке сейчас? (Красная Шапочка) Задание с подвохом Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали…(Дуремар) В Простоквашино он жил И с Матроскиным дружил. Простоват он был немножко Звали песика… (Шарик) Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти, А помог ему клубок, Его звали… (Иван-Царевич) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его…(Карлсон) | Все идут к нему лечиться, И собака и волчица, Зайцы, лисы и ужи, Крокодилы и ежи. Он любого исцелит, Бармалея победит. Добрый доктор (Айболит) На лестной опушке Сидит она в избушке Спокойно жить не хочет, Царевичей морочит. Ступа с метелкой ей дорога, Это зловредная.. (Баба Яга) Человек немолодой И с недлинной бородой. Он – отъявленный злодей – Одноглазый (Бармалей) Человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует свой длинный, Кто же это?.. (Буратино) Он и весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним приятель Пятачок. Для него прогулка- праздник И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок (Вини – Пух) В гости ходит он чуть свет: Для хозяина беда! И «пыхтелки» как поэт, Сочиняет иногда. И на мед имеет нюх, Он зовется (Вини-Пух). Пусть Королева снега Неприступна и горда, Но дружба все равно сильнее И Кая освободила от холода и льда Его подружка (Герда) Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок Удивительный конек По прозванью (Горбунок) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне (Емеля) Он играет понемножку Для прохожих на гармошке. Музыканта знает всяк! Его имя…(Крокодил Гена) Бедных кукол бьет и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это…(Карабас) |
8. Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Песня даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».
Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.
Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).
10. Физминутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра.
Сказка даст нам отдохнуть?
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».
Почему самый трудный?
Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.
Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.
Комар.
В этой книжке - именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Кот.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Молоком питается.
Буратино.
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
Покажите нам этого мальчишку.
Спящая красавица.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
12. Вот шелестят сказок страницы…
И кто-то в двери к нам стучится…
Четвертый конкурс – «Бюро находок».
Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.
Зеркальце | «Свет мой, зеркальце, скажи..» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» |
Перчатки | С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». |
Мыло | К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое». |
Лимон Луковица | Дж. Родари «Приключения Чиполлино» |
Горошина | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». |
Туфелька Золушки | Шарль Перро «Золушка». |
Бабочка кота Леопольда | |
Лопнувший шарик ослика ИА | Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все». |
Аленький цветочек | С.Г. Аксаков «Аленький цветочек». |
Зонтик | Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе». |
Телефон | К. Чуковский «У меня зазвонил телефон». |
Чемоданчик с красным крестом | К. Чуковский «Доктор Айболит». |
13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»
Вот это ромашка – не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь заданье
А ну-ка, проверь свои знанья.
(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):
14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.
Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.
Ах, как дружно мы играли,
И нисколько не устали.
Добрая сказка, спасибо!
Ты научила нас любить,
Ты научила нас всех дружить,
Ты научила нас игре,
Ты научила нас всех доброте!
А может и детки нам что-нибудь скажут?
15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Анализ работы.
При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:
Литературно-художественная викторина «Золотой век русской литературы» (для учащихся 10 класса)
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. ХабаровскаОписание материала:
Литературно-художественная викторина предлагается ученикам 10 класса и полностью соответствует всем действующим программам по литературе. Викторину можно проводить в рамках Декады русского языка и литературы, на обобщающих уроках и в ходе других мероприятий, посвященных Году литературы.
Цель:
обобщение и расширение знаний учащихся о русской литературе XIX века.
Задачи:
- повторить произведения, изученные в курсе литературы 8 - 10 классов, литературоведческие термины;
- развивать творческие способности учащихся;
- закрепить умение сопоставлять произведения литературы и живописи (иллюстрации к произведениям русской литературы).
Ход викторины
Дорогие друзья! 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. Вашему вниманию предлагается литературно-художественная викторина, посвященная "золотому веку" русской литературы. Именно такое название получил XIX век, когда были созданы великие шедевры русской классической литературы. Давайте проверим наши знания!
А) «Средь шумного бала…»
Б) «В дороге»
В) «Я помню время золотое…»
Г) «Эолова арфа»
Д) «Бахчисарайский фонтан»
Е) «Демон»
Ё) «Как беден наш язык!..»
Ж) «Ключ»
2. Чей портрет?
1.
2.
4. Трое из этих персонажей относятся к одному произведению. Что это за персонажи и что за произведение, кто автор?
1) дядя Ваня
2) Чартков
3) Хлестаков
4) Мсье Ноль
5) Рахметов
6) Вожеватов
7) Ростовщик
8) Несчастливцев
9) Княжна Мери
10) Светлана
6. К каким произведениям эти эпиграфы?
1) «Береги честь смолоду»
2) «Мне отмщение и аз воздам»
3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
4) «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй»
7. Дайте максимально точные определения следующим терминам:
1) Метафора –
2) Реминисценция –
3) Эпиграф –
4) Сюжет –
5) Классицизм –
6) Ремарка –
8) Определите стихотворный размер отрывков:
1) Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привёз нагайку. (А.С. Пушкин)
2) Что ни год – уменьшаются силы,
Ум ленивее, кровь холодней...
Мать-отчизна! дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей! (Н.А. Некрасов)
3) Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир. (А.С. Пушкин)
9. Подберите стихотворные или прозаические строки к произведениям живописи
И.Левитан "Вечерний звон"
10. Творческое задание.
Эпиграмма - это жанр лирической миниатюры, стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо, ситуацию или общественный порок. Сочините эпиграмму
1) либо на порок, изобличаемый в любом пройденном вами произведении 18-19 вв.,
2) либо на героя пройденного произведения,
3) либо на ситуацию или событие.
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.
В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.
I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.
Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
. ЕГО ноги кормят. (волк)
Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
. Чует ОНА, чьё мясо съела.
. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)
И ОНА помнит, кто её кормит.
. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)
ОНА семерых волков проведёт.
. ЕЙ хвост не для красы нужен.
. ОНА и во сне кур считает. (лиса)
Из большого осла не получится ОН.
Делать из мухи ЕГО.
. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)
И считанную ЕЁ волк съедает.
. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)
Не мечите бисер перед НИМИ.
. ОНА грязи всегда найдёт.
. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)
ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
. Ласточка день начинает, а ОН кончает.
. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)
Не учи ЕЁ плавать.
. На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)
III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...
1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)
IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)
V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ
Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора. (Можно взять любую иллюстрацию и, разрезав на части, получить пазл, а можно взять готовые (я брала пазлы "Квартет" по бесне Крылова)
Подведение итогов, награждение победителей.