Главная » Отношения » Женщины с лебедиными шеями. Амедео Модильяни: падение в вечность Амедео модильяни произведения картины

Женщины с лебедиными шеями. Амедео Модильяни: падение в вечность Амедео модильяни произведения картины

Он умер в нищете, чтобы его потомки соревновались своими состояниями, стремясь заполучить в свои коллекции картины знаменитого мастера. Имя Амедео Модильяни окутано легендами, сопряжено скандалами. Шум и пена часто сопровождают судьбы истинных гениев. Так случилось и с этим великим живописцем.

Гениальный с детства

Известный итальянский художник еврейского происхождения Амедео Модильяни родился в Ливорно в 1884 году. Его отец объявил себя банкротом, когда его сын был совсем маленьким, и всю заботу о семье взяла на себя мать Амедео, Евгения.

«Мальчик в голубой рубашке» 1919 г.
Женщина буквально боготворила своего младшего сына. Он был болезненным и оттого любимым матерью еще больше. Амедео отвечал Евгении реальностью и, как и в большинстве еврейских семей, был слишком привязан к матери.

Евгения Модильяни старается, чтобы ее обожаемый малыш получил всестороннее образование. Когда Амедео исполнилось 14-ть, она отдает его в школу художника Микели. Подросток буквально сходит с ума по живописи и рисует дни и ночи напролет.

Однако здоровье юного Модильяни все еще слабое, и чтобы подлечить его, в 1900 году Евгения увозит сына на Капри, по дороге посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Там юный художник знакомится с картинами величайших итальянских мастеров и даже берет несколько уроков у самого Боттичелли.


«Розовая блуза» 1919 г.
Спустя два года Амедео начинает изучать флорентийскую школу живописи, и после берет уроки у венецианских мастеров.

Так, учась на великих образцах, Модильяни начал вырабатывать и собственную технику.

Богемный Париж

Несколько лет проработав в Италии, в какой-то момент Амедео понимает, что ему не хватает воздуха. Нужна новая почва, новое пространство, для того чтобы расти и двигаться вперед. И он переезжает в Францию.

Модильяни прибывает в Париж в 1906 году без денег, с одними только принадлежностями для рисования. Скитается по дешевым меблированным квартирам, много пьет, кутит и, как говорят, даже пробует наркотики, что не мешает ему строго следить за своим внешним видом. Модильяни всегда одет безукоризненно, даже если для этого ему приходилось стирать свою рубашку каждую ночь. Не мудрено, что женщины без ума от богемного, но нищего художника.

Ахматова и Модильяни

Знакомство с великой русской поэтессой Анной Ахматовой открыло новый этап в творчестве Амедео. Ахматова приехала в Париж с мужем Николаем Гумилевым. Но это не останавливает художника. Амедео начинает ухаживать за Анной и буквально боготворит ее. Называет египетской царицей и очень много рисует.


«Жена художника» 1918 г.
Правда, до наших дней сохранился только один портрет мастера, который Ахматова считала главным своим богатством. Еще два карандашных рисунка обнаженной Ахматовой были найдены не так давно.

Остальные картины Модильяни погибли или исчезли после революции.

Модильяни и Гастингс

После расставания с Ахматовой Модильяни впал в депрессию, из которой его вывели новые отношения. Журналистка и литературный критик, путешественница и поэтесса Беатрис Гастингс познакомилась с художником в 1914 году.

Они оказались оба настолько эмоциональными и горячими, что за их бурным романом с любопытством следил весь Париж. Ссоры, сцены ревности, выпрыгивание из окон, драки и столь же бурное примирение. Эта любовь истощала их обоих.


«Жанна Эбютерн в красной шали» 1917 г.
Беатрис пыталась отучить Амедео от алкоголя, однако ей это плохо удавалось. Скандалы становились все продолжительнее. И в конце концов женщина решается на разрыв отношений.

Тем не менее, именно этот период считается наиболее плодотворным в плане творчества. Критики называют картины, написанные под вдохновением музы Беатрис, лучшими в творческом наследии Модильяни.

Последняя любовь

Художник не может без любви. Холодное сердце не способно творить. И вот в 1917 году он знакомится со студенткой по имени Жанна, которую сначала делает своей натурщицей, а потом влюбляется в нее до беспамятства.

Родители Жанны восстали против таких отношений. Еврей, ведущий разгульный образ жизни, представляется им худшей партией для дочери из всех, какие только можно придумать. Тем не менее, пара счастлива. Чтобы их счастью не мешали, они уезжают в Ниццу. Там Жанна узнает, что беременна. Модильяни предлагает ей узаконить отношения, однако резко ухудшившееся состояние здоровья, обострившийся туберкулез вынуждает отложить эти планы.


«Портрет Жанны Эбютерн» 1918 г.
Рождение дочери, которую назвали в честь возлюбленной Амедео, Жанной, на некоторое время заставляет забыть о проблемах. Однако ненадолго.

В 1919 году Амедео и Жанна с дочерью возвращаются в Париж. Художник был очень плох. Туберкулез прогрессирует. Амедео попадает в клинику для бедных.

В это время его агент начинает потихоньку продавать картины мастера. К живописи Амедео Модильяни стал просыпаться интерес. Однако художник уже об этом не узнает.

Он умер в полной нищете в приюте для бездомных, а его подруга Жанна, узнав об этом, с горя выбросилась из окна. В это время она носила под сердцем второго ребенка Амедео.

Весь Париж вышел на улицы города, чтобы проводить гения в последний путь. Его подругу скромно похоронили на следующий день, признав за ней права супруги почившего художника.


«Девочка в черном фартуке» 1918 г.
В конце концов, с такой судьбой дочери смирились и родители Жанны, через десять лет согласившись перезахоронить прах девушки в могиле Модильяни. Так после смерти влюбленные навсегда соединились друг с другом.

Ну а их дочь выросла и посвятила всю свою жизнь изучению творчества родителей.

Особый мир Амедео Модильяни

Мир Амедео Модильяни - это человек-вселенная. Его герои - почти боги. Они прекрасны своей внешней, телесной красотой. Но это очень необычная красота. Иногда кажется, что характеры героев вырываются из телесной оболочки и начинают жить своей отдельной жизнью, настолько ярко они прописаны.


«Оскар Мещанинов» 1917 г.
Модильяни пишет прохожих, знакомых, детей. Ему не интересен антураж - ему важны люди.

Часто он расплачивался за еду этими картинами. И по иронии судьбы, спустя годы после смерти они стали стоить целые состояния. При жизни же гения их не понимали, а Модильяни, по сути, всегда оставался невероятно одиноким, непризнанным гением.


К сожалению, так часто бывает с настоящими творцами: их слава настигает только после смерти.

Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani ; 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия - 24 января 1920, Париж, Третья французская республика) - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, представитель экспрессионизма .

Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. В Париже он познакомился с такими художниками, как Пабло Пикассо и Константин Брынкуши , оказавшими большое влияние на его творчество. Модильяни имел слабое здоровье - он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.

Наследие Модильяни составляют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 годы он занимался в основном скульптурами. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Помимо этого, сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Часто Модильяни обращался к произведениям представителей Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время творчество Модильяни нельзя отнести ни к одному из современных направлений того времени, как например, кубизм или фовизм . Из-за этого искусствоведы рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника: на двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США.

Амедео (Иедидия) Модильяни родился в семье евреев-сефардов Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим (четвёртым) из детей. Его старший брат, Джузеппе Эмануэле Модильяни (1872-1947, семейное имя Мено), - впоследствии известный итальянский политик-антифашист. Прадед его матери, Соломон Гарсен, и его жена Реджина Спиноза поселились в Ливорно ещё в XVIII веке (однако их сын Джузеппе в 1835 году переехал в Марсель); семья отца перебралась в Ливорно из Рима в середине XIX века (сам отец родился в Риме в 1840 году). Фламинио Модильяни (сын Эмануэле Модильяни и Олимпии Делла Рокка) был горным инженером, руководил угольными шахтами в Сардинии и управлял почти тридцатью акрами лесных угодий, которыми владела его семья.

Ко времени появления на свет Амедео (семейное имя Дедо) дела семьи (торговля дровами и углём) пришли в упадок; матери, в 1855 году родившейся и выросшей в Марселе, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами, в том числе произведений Габриеле д’Аннунцио. В 1886 году в доме Модильяни поселился его дед - обедневший и перебравшийся к дочери из Марселя Исаако Гарсен, который до своей смерти в 1894 году серьёзно занимался воспитанием внуков. В доме также жила его тётя Габриэла Гарсен (впоследствии покончившая жизнь самоубийством) и таким образом Амедео с детства был погружён во французскую речь, что позже облегчило ему интеграцию в Париже. Считается, что именно романтическая натура матери оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни. Её дневник, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника.

В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, в 1898 году - тифом, который был в то время неизлечимым заболеванием. Это стало поворотной точкой в его жизни. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров, а также распознал своё предназначение в качестве художника. После выздоровления родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Этот непризнанный гений умер в страшной нищете, а сейчас за его картины на аукционах выкладывают целые состояния. Имя скандального художника, о котором один из коллег сказал, что "самобытный живописец был звездным мальчиком, и для него не существовала реальность", окутано легендами. Творчество великого творца, ничего не делавшего напоказ, невозможно уложить в рамки одного художественного направления.

Амедео Модильяни: краткая биография

Итальянский живописец и скульптор Amedeo Modigliani родился в городе Ливорно в 1884 году в еврейской семье. Его отец объявляет себя банкротом, и главой семьи в тяжелое время становится получившая прекрасное образование мать мальчика. Обладающая сильным характером и несгибаемой волей, женщина, прекрасно знающая несколько языков, подрабатывает переводами. Младший сын Амедео - очень красивый и болезненный ребенок, и Евгения Модильяни души не чает в своем малыше.

Мальчик сильно привязан к своей матери, которая быстро распознает у него способности к рисованию. Она отправляет 14-летнего сына в школу местного художника Микели. Подросток, получивший к тому времени разностороннее образование, забывает обо всем, он только и делает, что сутками рисует, полностью отдаваясь своей страсти.

Знакомство с шедеврами мирового искусства

Часто болеющего мальчика, у которого к тому же обнаружили туберкулез, в 1900 году мать увозит на остров Капри, чтобы поправить его здоровье. Амедео Модильяни, побывавший в Риме, Венеции, Флоренции, знакомится с величайшими шедеврами мирового искусства и в своих письмах упоминает о том, что "прекрасные образы с тех пор тревожат его воображение". Учителями юного живописца становятся признанные итальянские мастера, в том числе и Боттичелли. Позднее художник, мечтающий посвятить свою жизнь искусству, воскресит в своих работах утонченность и лиризм их образов.

Через два года юноша переезжает во Флоренцию и поступает в школу живописи, а позже продолжает учебу в Венеции, где, как полагают исследователи творчества гения, пристрастился к гашишу. Молодой человек вырабатывает индивидуальную манеру письма, которая кардинально отличается от существующих художественных направлений.

Богемная жизнь в Париже

Через несколько лет Амедео Модильяни, потерявший вдохновение в Италии, задумывается о богемной жизни во Франции. Он жаждет свободы, а его мать помогает любимому сыну переехать в Париж на Монмартр и поддерживает все его творческие поиски. С 1906 года Моди, как называют художника новые друзья (кстати, слово maudit с французского переводится как "проклятый"), наслаждается особым духом города. Симпатичному живописцу, у которого нет отбоя от поклонниц, не хватает денег.

Он скитается по самым дешевым меблированным комнатам, много выпивает и пробует наркотики. Однако все отмечают, что пристрастившийся к алкоголю художник отличается особой любовью к чистоте, и единственную свою рубаху стирает каждый день. Никто не мог соперничать по части элегантности с неотразимым Амедео Модильяни. Фото художника, которые дошли до наших дней, как нельзя лучше передают его удивительную красоту и утонченность. Все дамы сходят с ума при виде шагающего по улице одетого в велюровый костюм высокого живописца с этюдником наперевес. И ни одна из них не могла устоять перед обаянием бедного мастера.

Многие принимают его за итальянца, однако Модильяни, противостоящий антисемитам, не скрывает того, что является евреем. Независимый человек, считающий себя изгоем в обществе, никого не вводит в заблуждение.

Непризнанный гений

Во Франции Амедео ищет свой стиль, пишет картины, а на вырученные от их продажи деньги угощает новых приятелей в барах. За три года, проведенные в Париже, Модильяни не получает признания зрителей и критиков, хотя друзья художника считают его непризнанным гением.

В 1909 году Амедео Модильяни, биография которого наполнена драматическими событиями, знакомится с весьма эксцентричным скульптором Бранкузи и увлекается работой с камнем. Денег на дерево или песчаник для будущих шедевров у молодого человека не хватает, и он крадет ночью со стройки городского метро нужный материал. Позднее он бросает заниматься скульптурой из-за больных легких.

Платонический роман с Ахматовой

Новый период в творчестве мастера начинается после знакомства с А. Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Н. Гумилевым. Амедео увлекается поэтессой, называет царицей Египта и бесконечно восхищается ее талантом. Как позже признается Анна, их связывали лишь платонические отношения, и этот необычный роман подпитывал энергией двух творческих людей. Вдохновленный новым чувством, пылкий мужчина пишет портреты Ахматовой, не дошедшие до наших дней.

Большинство работ, отправленных в Россию, пропали во время революции. У Анны остался один портрет, которым она невероятно дорожила и считала главным своим богатством. Недавно были найдены три уцелевших наброска обнаженной поэтессы, хотя сама Ахматова утверждала, что никогда не позировала без одежды, и все рисунки Моди - это лишь его фантазия.

Новые отношения

В 1914 году художник Амедео Модильяни знакомится с английской путешественницей, поэтессой, журналисткой Б. Гастингс, и за бурными выяснениями отношений двух людей следит весь Париж. Эмансипированная муза гения была под стать своему любимому, и после яростных ссор, оскорблений, скандалов, сотрясавших город, следуют перемирия. Эмоциональный живописец ревнует свою подругу, избивает, подозревая во флирте и изменах. Он таскает ее за волосы и даже выбрасывает женщину из окна. Беатрис старается избавить своего любовника от пагубных привычек, однако у нее это плохо получается. Уставшая от бесконечных ссор журналистка через два года бросает Модильяни, написавшего в этот период свои лучшие работы. Больше они никогда не виделись.

Главная любовь всей жизни живописца

В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея. В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается. Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.

В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете. Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире. Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.

В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.

Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.

Человек - это целый мир

Художник ничего не хочет знать, кроме самого человека, личность которого является для него единственным источником вдохновения. Он не пишет натюрморты и пейзажи, а обращается к портретной живописи. Абстрагированный от реалий жизни творец работает и днем и ночью, за что получает прозвище "лунатик". Живущий в своем мире, он не замечает, что происходит за окном и не следит за тем, как течет время. Совсем не так, как остальные, видит людей восхищающийся телесной красотой Амедео Модильяни. Произведения мастера это подтверждают: на его полотнах все персонажи подобны древним богам. Художник заявляет, что "человек - это целый мир, который стоит многих миров".

На его полотнах живут не только погруженные в тихую грусть герои, но и их ярко выраженные характеры. Художник, который частенько расплачивается карандашными набросками за еду, позволяет своим моделям смотреть в глаза творцу, словно в объектив фотоаппарата. Он пишет знакомых людей, детей на улицах, натурщиц, и его ничуть не занимает природа. Именно в жанре портрета автор развивает индивидуальную манеру письма, свой канон живописи. И когда он его находит, то уже больше не меняет.

Уникальный талант

Творец восхищается обнаженным женским телом и находит гармонию между ним и трепетной душой героинь. Изящные силуэты, по словам исследователей его творчества, выглядят как "фрагменты фрески, написанные не с определенных моделей, а словно синтезированные из других натурщиц". Амедео Модильяни прежде всего видит в них свой идеал женственности, а его полотна живут в пространстве по своим законам. Прославляющие красоту человеческого тела произведения становятся известными после кончины мастера, а коллекционеры со всего мира начинают охоту за его полотнами, на которых у людей немыслимо вытянутые головы и длинные шеи идеальной формы.

Как считают искусствоведы, такие удлиненные лица появились из африканской пластики.

Собственное видение героев полотен

Амедео Модильяни, произведения которого нельзя рассматривать бегло, пристальное внимание уделяет характерным лицам, на первый взгляд напоминающим плоскую маску. Чем больше вглядываешься в полотна мастера, тем отчетливей понимаешь, что все его модели индивидуальны.

Многие портреты гения, создающего собственный мир, скульптурны, видно, что мастер тщательно прорабатывает силуэт. В более поздних работах живописец добавляет округлости вытянутым лицам, тонирует розовым цветом щеки героинь. Это типичный ход настоящего скульптора.

Непризнанный при жизни Амедео Модильяни, фото полотен которого передают его уникальный талант, пишет портреты, нисколько не похожие на отражение в зеркале. Они передают внутренние ощущения мастера, не играющего с пространством. Автор сильно стилизует натуру, но что-то неуловимое он ухватывает. Талантливый мастер не просто срисовывает черты моделей, он сверяет их со своим внутренним чутьем. Живописец видит овеянные печалью образы и использует утонченную стилизацию. Скульптурная цельность сочетается с гармонией линии и цвета, а пространство впрессовано в плоскость холста.

Амедео Модильяни: произведения

Картины, созданные без единого исправления и впечатляющие точностью форм, продиктованы натурой. Своего друга-поэта он видит погруженным в мечты ("Портрет Зборовского"), а коллегу - импульсивным и открытым для всех людей ("Портрет Сутина").

На полотне "Алиса" перед нами предстает девочка с лицом, напоминающим африканскую маску. Обожающий удлиненные формы Модильяни рисует вытянутый силуэт, и понятно, что пропорции героини далеки от классических. Автор передает внутреннее состояние юного создания, в глазах которого читается отстраненность и холодность. Видно, что не по годам серьезной девочке мастер симпатизирует, и зрители ощущают теплое отношение к ней живописца. Он часто рисует детей и подростков, и от его персонажей веет произведениями Достоевского, которыми зачитывался Амедео Модильяни.

Картины с названиями "Обнаженная", "Портрет девочки", "Дама с черным галстуком", "Девочка в голубом", "Желтый свитер", "Маленький крестьянин" известны не только в Италии, но и других странах. В них ощущается сострадание к человеку, и каждый образ таит особую тайну и удивительную красоту. Ни одно полотно нельзя назвать бездушным.

"Жанна Эбютерн в красной шали" - одна из последних работ автора. Женщина, которая ждет второго ребенка, изображена с большой любовью. Модильяни, боготворящий свою любимую, с сочувствием относится к ее желанию отгородиться от недружелюбного внешнего мира, а одухотворенность образа в этом произведении достигает небывалых высот. Амедео Модильяни, творчество которого освещено в статье, проникает в саму сущность человеческих переживаний, и его Жанна, кажущаяся беззащитной и обреченной, смиренно принимает все удары судьбы.

Невероятно одинокий гений, к сожалению, прославился лишь после смерти, а его бесценные работы, которые он частенько раздаривал прохожим, получили мировую известность.

Амедео Модильяни – представитель экспрессионизма, художник, биография которого сравнима с романом. Картины мастера вдохновляют публику не меньше, чем любовная история, сделавшая живописца объектом воспевания в творческой среде. Модильяни имел уникальный авторский стиль и не отказывался от призвания, несмотря на превратности судьбы. Известность пришла к художнику посмертно, а картины сегодня стоят баснословных денег.

Детство и юность

Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Его судьба была отчасти предрешена происхождением. Отец Амедео – знаменитый итальянский живописец с еврейскими корнями. Когда мальчику было несколько лет отроду, отца настигло банкротство, и заботы о воспитании и содержании детей взяла на себя мать. В четвертом, младшем, ребенке она не чаяла души. Болезненность Амедео добавляла материнской заботы, а он отвечал ей привязанностью, традиционной для еврейских семей.

Museu de Arte Contemporânea da Universidade de São Paulo

Евгения Модильяни, в девичестве Гарсен, имела отличное образование и прививала детям тягу к знаниям. Она знала несколько иностранных языков, и переводы стали дополнительным доходом для семьи. Заметив склонность сына к изобразительному искусству, мать поначалу не предала этому значения. Но в 11 лет Амедео заболел тифом и в бреду говорил только о живописи. Евгения сделала единственно правильный выбор. Когда Модильяни-младшему исполнилось 14, его отдали на обучение местному художнику Гульельмо Микели.

Став самым младшим среди учеников наставника, Амедео быстро определился с интересовавшими его сюжетами. Главным направлением его творчества стали портреты. В 1900 году Модильяни заболел туберкулезом. Чтобы восстановить здоровье, мать увезла сына на остров Капри, и уроки были временно приостановлены.

Путешествуя по Италии, мальчик знакомился с произведениями выдающихся живописцев. Он побывал в Риме и Флоренции. Здесь начинающий художник поступил в школу живописи, а спустя год перебрался в Венецию, где стал студентом «Свободной школы обнаженной натуры».


Художник Амедео Модильяни / Википедия

В 1906 году Амедео с помощью матери перебрался в Париж, ставший столицей искусств в эти годы. Публика в то время увлекалась кубизмом, поэтому работы, выставлявшиеся Модильяни на продажу, не пользовались спросом. Поселившийся в дорогих апартаментах, молодой человек был вынужден вскоре съехать на дешевую съемную квартиру, где писал картины на заказ. Параллельно он брал уроки в Академии живописи Коларосси.

Единственным источником дохода для Амедео оставались деньги, высылаемые матерью. Часто ему было нечем платить за проживание, поэтому из съемных квартир приходилось сбегать, оставляя в счет оплаты картины. Зато в мире искусства он постепенно завоевал признание, хотя на финансовом состоянии это никак не сказывалось.

Творчество

В 1907 году Амедео Модильяни дебютировал на «Осеннем салоне» в Париже. Спустя год его работы выставили в «Салоне независимых». В эти годы художник вырабатывал собственный стиль. Он подружился с , написал их портреты и создал картины «Еврейка», «Виолончелист» и другие.


Museo Thyssen-Bornemisza

В 1909 году знакомство с Константином Бранкузи заставляет Амедео обратить внимание на скульптуру. В отсутствие денег на материалы Модильяни крадет песчаник и дерево на стройках. Увлечение этим направлением искусства ему пришлось оставить из-за больных легких.

Творчество Модильяни сопряжено со слабостями, к которым склонны многие художники. Он любил гашиш, а со временем пристрастился и к алкоголю. Оставшись в Париже в 1914 году, когда мужчин призывали на фронт Первой мировой войны, художник чувствовал себя на грани. Состояние физического и психического здоровья оставляло желать лучшего. Амедео продолжал писать на заказ, но критики по-прежнему не желали видеть в нем талант.

Произведения Модильяни несут отпечаток уникальной авторской манеры. Изображаемые им люди, кажется, вместо лица имеют плоскую маску, за которой скрывается индивидуальность. Чтобы увидеть ее, у картины стоит задержаться. В поздний период творчества мастер добавлял округлости вытянутым овалам лиц.


Museu de Arte de São Paulo , Statens Museum for Kunst

Работая не с пространством, а с натурой, Модильяни создавал печальные, трогательные образы и увлекался визуализацией обнаженной натуры, сочетая гармонию цвета и линии. Самыми знаменитыми произведениями автора в этом направлении стали «Обнаженная, сидящая на диване» и «Лежащая обнаженная с голубой подушкой».

В одинаковом стиле выполнены работы «Портрет Зборовского», «Алиса». Автор пренебрегал соотношением пропорций в угоду внутреннему настроению персонажа. Художник часто изображал детей и подростков с меланхоличной грустью на лице. Яркими примерами таких работ стали «Портрет девочки», «Девочка в голубом», «Маленький крестьянин».


Norton Simon Museum

Вдохновение мастеру приносили переживаемые им чувства. Главную любовь своей жизни Жанну Эбютерн он неоднократно изображал на полотнах. Одной из последних работ живописца стала картина «Жанна Эбютерн в красной шали». На ней возлюбленная мастера изображена в ожидании второго ребенка. В произведениях, посвященных ей, переданы высокая степень чувственности, восхищение натурщицей и любовь.

Фортуна улыбнулась Модильяни перед смертью. Его работы, наконец, привлекли внимание критиков, которые стали называть автора «начинающим художником, подающим надежды». Амедео Модильяни на тот момент было 35 лет.

Личная жизнь

При рассмотрении автопортрета Модильяни сложно сказать, был ли автор хорош собой. Но сохранившиеся фото подтверждают, что иначе и быть не могло. Привлекательный мужчина пользовался вниманием дам, и его личная жизнь всегда была окутана романтическим флером. Несмотря на бедность, Модильяни был невероятно чистоплотен и элегантен. Утонченный художник с этюдником в руках привлекал взоры красавиц, и его обаяние не оставляло спокойным ни одно сердце. Независимый и непризнанный, Модильяни манил многих.


Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Одним из громких романов, о котором общество узнало много позже его завершения, стал союз с . Взаимное притяжение, возникшее между ними, сопровождалось созданием портретов поэтессы, приехавшей в Париж с супругом . Амедео создал несколько полотен, вдохновившись образом Анны, и среди них наброски обнаженной натуры, хотя Ахматова отрицала, что они писались с нее. Большая часть изображений поэтессы была утрачена при отправке в Россию, но один портрет она любовно хранила долгие годы.

В 1914 году Модильяни познакомился с журналисткой Беатрис Гастингс. Все парижское общество было свидетелем их бурно развивавшихся отношений. Ревность, флирт, побои и измены сопровождали этот роман. Беатрис пыталась избавить Амедео от пагубных пристрастий, но они оказались сильнее. Спустя 2 года кризисов и примирений Гастингс покинула Модильяни.


Wikipedia

1917-й оказался переломным для художника. Он встретил юную студентку Жанну Эбютерн. Музе живописца было 19 лет, и она стала его самым верным другом. Чувствам влюбленных не мешали протесты родителей девушки, которые не желали, чтобы дочь стала женой нищего художника, ведущего разгульный образ жизни.

Спустя год после знакомства пара перебралась в Ниццу. Местный климат был полезен пошатнувшемуся здоровью Амедео, но последние стадии туберкулеза не поддавались лечению. В том же году у влюбленных появилась дочь. Радостный отец сделал Жанне предложение стать его супругой. В этот период публика заинтересовалась работами художника, и казалось, что эта история обретет счастливый финал. В 1919 году пара вернулась в Париж, но дни художника были сочтены. Он прожил 7 месяцев и скончался в больнице для бездомных.

Смерть

Плохое самочувствие сопровождало Модильяни всю жизнь. Он списывал его на слабое здоровье в детстве, а затем на влияние алкоголя. Говорить о туберкулезе было нельзя – иначе ему пришлось бы отстраниться от общества. Болезнь и стала причиной смерти художника. 24 января 1920 года Амедео Модильяни скончался от туберкулезного менингита.

В тот момент его возлюбленная ждала второго ребенка. Не желая жить без Модильяни, она попрощалась с жизнью, выбросившись с 6-го этажа. Смерть Модильяни потрясла весь Париж. Его провожали в последний путь многочисленные друзья.


Wikipedia

Жанну похоронили в скромной могиле вдали от названного супруга. Лишь спустя 10 лет родные позволили перенести ее прах в могилу Модильяни, вновь соединив влюбленных.

Кроме дочери Жанны, у Амедео Модильяни не было детей. Она посвятила себя изучению творчества отца. Спустя 2 года после кончины Амедео его работы резко взлетели в цене, а самого мастера уже называли великим.

В 2004 году вдохновленный биографией художника режиссер Майкл Дэвис снял биографический фильм о жизни и творчестве Модильяни.

Картины

  • 1909 – «Нищий из Ливорно»
  • 1914 – «Потрет Диего Риверы»
  • 1915 – «Портрет Пабло Пикассо»
  • 1915 – «Антония»
  • 1916 – «Жених и невеста»
  • 1917 – «Обнаженная на синей подушке»
  • 1917 – «Рыжеволосая женщина»
  • 1918 – «Алиса»
  • 1918 – «Девочка в голубом»
  • 1919 – «Певица из Ниццы»

Его первое имя означает «возлюбленный Богом», но жизнь Амедео Модильяни не была благословенна. Сегодня портреты и скульптуры работы Модильяни украшают коллекции главных музеев мира, он - один из самых известных художников ХХ века. Модильяни любят, его картины стоят миллионы. Работавший для вечности художник не забыт. Но жизнь его прошла в нищете и страданиях, а её финал стал настоящей трагедией.

Амедео Модильяни. Автопортрет, 1919

Красивый, харизматичный, чахоточный, несчастный Модильяни был воплощением художника-парижанина, прожигающего жизнь в тумане гашиша и алкоголя. Немецкий художник Людвиг Мейднер назвал его «последним истинным представителем богемы». Когда он умер в 35 лет, его беременная любовница выбросилась из окна, убив себя, будущего ребенка и оставив сиротой их малышку-дочь.

«Холсты Модильяни о многом расскажут последующим поколениям. А я гляжу, и передо мной друг моей далекой молодости. Сколько в нем было любви к людям, тревоги за них! Пишут, пишут - „пил, буянил, умер“... Не в этом дело. Дело даже не в его судьбе, назидательной, как древняя притча...»

Илья Эренбург

Неприятности начинаются

Модильяни родился в 1884 году в итальянском городке Ливорно, недалеко от Пизы. Он был четвертым и самым младшим ребенком в семье Фламинио Модильяни, торговца углем и деревом. Будущему художнику не повезло сразу же - в год его рождения отец обанкротился.

В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, а в 1898 году - тифом, который в то время считался неизлечимым. Он выздоровел, но именно эта болезнь навсегда изменила его жизнь. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров и распознал своё предназначение стать художником. После выздоровления, родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.

В детстве у него диагностировали и туберкулёз, в конце концов убивший его. И всё же он был настоящим красавцем и успел за свою короткую жизнь разбить немало сердец.


Рисовать Модильяни учился в родном Ливорно, во Флоренции и в венецианском Институте искусств. В 1906 году, когда ему исполнилось двадцать два, Амедео с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет. Сначала он поселился в приличном отеле, но уже очень скоро переехал в крохотную комнатку на Монмартре.

Город сделал его нищим, голодным, несчастным - и подарил вдохновение. Первые годы он работал чуть ли не круглые сутки, рисуя до 150 эскизов в день.

«Париж меня вдохновляет, - писал Модильяни, - в Париже я несчастлив, но уж что верно, то верно - работать я могу только тут».

Именно здесь через четыре года он познакомится с русской поэтессой по имени Анна.

Модильяни, художник и еврей

«Модильяни, художник и еврей» - так представился Амедео Анне Ахматовой в 1910 году. Та говорила, что их первая встреча была словно «укус звенящей осы», а спустя много лет написала в эссе о художнике: «Я знала, что такой человек должен просиять».


Они читали друг другу стихи французских поэтов, ходили в Лувр смотреть египетский отдел, гуляли по ночному Парижу. Модильяни рисовал карандашные портреты Анны Андреевны, а в стихотворениях Ахматовой 1910 и 1911 годов появился сероглазый лирический герой. Есть даже версия, что и сам знаменитый Сероглазый король - не кто иной, как Модильяни.


Анна Ахматова на рисунке Модильяни

Долго быть вместе им было не суждено. Ахматовой пришлось вернуться к мужу в Россию. Влюблённые расстались навсегда.

В течение четырех лет с 1910 года Моди занимался, главным образом, скульптурой, лишь изредка возвращаясь к живописи, но с началом войны в Париже прекратилось новое строительство, и камня достать уже было практически невозможно.

Окончательное обращение Модильяни к живописи по времени совпадает с новым романом - с Беатрис Хастингс, бисексуальной британской журналисткой. Они провели два весьма бурных года вместе, прежде чем она ушла от него, не в силах наблюдать, как он разрушает себя беспробудным пьянством.


Амедео Модильяни. Портрет Беатрис Хастингс

Беатрис была женщиной весьма незаурядной – яркой интеллектуалкой, язвительной и независимой. Подробности их романа, встречающиеся в описаниях современников, включают бурные ссоры и даже драки.

Когда Гастингс ушла, Модильяни сошелся с нежной молоденькой Симоне Теру, которая родила ему сына, впрочем признать его своим Амедео отказался.

Последняя муза и шекспировский финал

В апреле 1917 Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю студентку Жанну Эбютерн. Голубоглазая и с косичками, «она была в основном беременна большую часть времени, которую они прожили вместе». Её родители были в ужасе от того, что её избранник - нищий алкоголик и наркоман, к тому же еврей - и отреклись от дочери.


Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн

Модильяни посвятил Жанне Эбютерн больше всего работ и именно её лицо мы, скорее всего вспомним, когда речь зайдёт о портретах кисти «последнего богемного художника Парижа». К сожалению, любовь девушки уже не могла спасти Амедео, хотя и вдохновила его на создание множества шедевров.




Фотографии Жанны Эбютерн и её портреты кисти Модильяни

К моменту знакомства со своей последней музой, Модильяни уже много лет был запойным алкоголиком, начинающим утро с рюмки или трубки гашиша. Жили они очень бедно: картины художника почти не продавались. Отчасти причиной этого был его исключительно скверный характер. Непонимание зрителей приводило Модильяни в бешенство («Почему глаза без зрачков? - спрашивали они. - Почему такие огромные шеи?»). Но и тех немногих коллекционеров, что интересовались его картинами, он умудрялся отпугнуть откровенным хамством.

Известна история о том, как одна богатая барышня купила рисунок Модильяни и обнаружила, что он не подписан. Девушка подошла к художнику в кафе и попросила подписать работу. Но Модильяни был не в духе. Он взял перо и начертал свою фамилию поверх рисунка, испортив его и напугав покупательницу.

Художник умер без гроша в кармане в благотворительной больнице от туберкулезного менингита. Его беременная жена выбросилась из окна. Их годовалая дочь осталась сиротой. Девочку, которую тоже звали Жанна, приняла сестра Модильяни. Но это было все, что осталось в семье от гениального художника: каждый набросок, каждую картину он менял на еду, алкоголь и аренду.

Зато слух о трагедии в духе Шекспира мигом облетел Париж, коллекционеры начали охоту за полотнами художника, портреты, которые он писал, стали знамениты.Теперь они принадлежат арт-дилерам, которые продают их по неуклонно растущим ценам. В 2015 году картина Модильяни была продана за рекордные $ 170 млн на аукционе Christie’s.

Всю жизнь Жанна изучала своего отца, его судьбу, рисунки и картины. Итог её работы - большая биография «Модильяни: человек и миф».

По материалам: tanjand.livejourna, modernartconsulting, booknik





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта