Главная » Отношения » Сочинение на тему: роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в. г. распутина «уроки французского»). Уткина Е.А. Нравственные проблемы рассказа В. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика III. Мотивационное введение

Сочинение на тему: роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в. г. распутина «уроки французского»). Уткина Е.А. Нравственные проблемы рассказа В. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика III. Мотивационное введение

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика в рассказе Распутина "Уроки французского" и получил лучший ответ

Ответ от Sergey Radostev[гуру]





Источник: http://www.litra.ru/composition/work/woid/00030301189601580136/

Ответ от Весь Грозный [новичек]
спасибо большое Sergey Radostev


Ответ от Ёвета Тимошенкова [новичек]
какую игру придумал учитель чтобы помочь голодающему ученику


Ответ от Ильяс габд [новичек]
В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.
….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.


Ответ от я я я [новичек]
Учительницу-одну из героев рассказа "Уроки французского" В. Распутина звали Лидия Михайловна. Она преподавала иностранный язык, но всегда была готова помочь и в других делах.
Она была аккуратной и умной, красивой в одежде и во внешности. От нее сегда пахло духами и исходило что-то особое и сказочное, неподвластное любому.
Главному герою рассказа. ее ученику, было нечего есть. Он приехал в райцентр издалека. посылки ему привозили редко. Из-за нехватки денег он стал играть на деньги. Лидия Михайловна, узнав об этом, неумело пыталась покормить его после занятий французским языком у нее дома, но у нее ничего не вышло. тогда она стала играть с ним в пристенок -- игру на деньги. Она это из-за его нужды. Так он хотя бы как-то зарабатывал себе на еду. Об их игре узнал директор. Лидию Михайловну уволили из школы.
Учитильница делала это из-за доброты соего характера, из-за способности к сопережианию. она не могла закрыть глаза на его беду. К тому же, она чувствовала ответственность за него, как классный руководитель. Лидия Михайловна помогла ему. как смогла.
Учительница сделала неверный поступок, но она делала это из добрых намерений. Я думаю, что можно простить ей этот поступок, обратив внимание на то, что она сделала для мальчика. С точки зрения школьных правил, ее поступок был неверный но я не осуждаю ее, а восторгюсь ее душевными качествами.

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока : знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.

Задачи:

  1. образовательная : учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
  2. развивающая: развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
  3. воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.

Мы выделили следующие черты характера героя(Приложение 1. Слайд 1 ):

  • стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
  • жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
  • чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером ).

III. Мотивационное введение.

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).

IV. Новый материал.

Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?

Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).

Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?

Давайте устно опишем учительницу и ученика.

Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой.

Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги. Мальчику нужно было выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. "Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока... обедал и садился за уроки".

Учился он хорошо. Только с французским не ладилось из - за произношения. И вот появляется человек, который помогает герою с изучением французского, последовательно и терпеливо занимается с мальчиком, направляя его внимание на настоящие ценностные ориентиры. Это Лидия Михайловна.

Почему же именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Ведь "в школе сколько угодно было ребят, которые говорили ничуть не лучше, чем я". Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым и узнала, что ребята играют на деньги. Тогда она решила во что бы то ни стало помочь ему.

Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и правильному произношению французских слов, она научила его жить самостоятельно. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нем, как о родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в новой обстановке, и ему все чуждо, незнакомо. Они стали друзьями и узнали внутренний мир и состояние души друг друга.

Главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила мальчика французскому языку, - она научила его разбираться в себе, своем душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.

«Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после», - с этих слов начинается автобиографический рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973). Но интересно, что заставляет автора произведения испытывать подобные эмоции, и какую роль в его жизни сыграла учительница французского языка Лидия Михайловна ?

Эта молодая женщина на своем примере смогла показать герою, что в жизни, кроме голода, бедность, жестокости и несправедливости, существует еще и доброта. Узнав о том, что ее воспитанник во внеурочное время играет на деньги с другими мальчишками, она не стала выдавать ребенка директору, а постаралась выяснить причину такого поведения. Когда женщина поняла, что делает герой это лишь для того, чтобы купить себе еду, она прониклась симпатией к нему и искренне захотела помочь мальчику.

Несмотря на все препятствия, которые встретились на пути Лидии Михайловны, учительница не изменила своего решения поддержать ученика в тяжелое для него время. Женщину не остановили отказы мальчика ужинать в ее доме и та настойчивость, с которой он вернул подкинутую ей посылку. Учительница долго искала подход к ребенку, и вот, наконец, она его нашла.

Герой согласился принять помощь Лидии Михайловны лишь в виде честного материального выигрыша от азартной игры в «пристенок». Женщина верно рассудила, что пусть лучше мальчик играет с ней, чем с дворовыми ребятами, которые его постоянно избивают, но, к сожалению, директор школы не разделял ее мнения.

За свой поступок Лидия Михайловна была уволена, и ей пришлось уехать на Кубань. Но даже тогда она не забыла про своего воспитанника и продолжала заботиться о нем, посылать продукты. Таким образом, женщина смогла изменить жизнь мальчика в лучшую сторону, смогла добиться того, чтобы он не отчаялся и не бросил учебу. Но главное, она стала для этого ребенка образцом доброты и благородства.

Именно поэтому, повзрослев, Валентин Распутин решает написать рассказ, посвященный своей школьной учительнице. Сейчас, по прошествии многих лет, он уже может осознать и осмыслить то, что не понимал тогда, будучи ребенком. Лидия Михайловна показала автору правильный путь в жизни и верные нравственные ориентиры. Вероятно, именно им писатель и старался следовать в дальнейшем. Но, возможно, в силу сложности жизненных обстоятельств, у него не всегда это получалось, поэтому автор и испытывает теперь чувство вины перед учительницей.

Валентин Распутин считает необходимым рассказать о Лидии Михайловне своим читателям, потому что он надеется, что они, так же как и когда-то он сам, смогут вдохновиться примером этой женщины. Он верит, что его произведение поможет воспитать в людях доброту и нравственность, поскольку именно это он считает главной задачей литературы.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литература

Класс:6-б

Дата:17.03.17.

Тема: «Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.

Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

Нет человека,

который обошелся бы

без учительства.



І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиг­рафом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На чужой стороне и весна не красна.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Терпение и труд всё перетрут.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Где хотенье, там и уменье.

Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.

ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»

Ученик спросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? - недоумённо спросил ученик.

Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Чему нас учит эта притча?

Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?

Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Ученики записывают тему в тетрадь.

Самостоятельно формулируют цель урока.

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)

Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

Раздражение

Достоинство

Духовность

2.Слово учителя

Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.

3.Сообщение ученицы

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

4.Обращение к эпиграфу урока:

Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).

Как вы понимаете эти слова?

Не мог обойтись без учителя и наш герой.

5. Бес е да с учащимися.

- Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

- Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему маль­чик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница? ( стр.206 учебник )

- Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михай­ловны? Как это характеризует его?

- Изменилось ли у героя со временем отношение к французс­кому языку? Почему?

- Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Ми­хайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?

- С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?

- Вспомните эпизод «Появление директора».

«...Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сра­зу назвать ваш поступок... Это преступление, растление, совращение».

- Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?

- Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директо­ру школы о том, почему она играла на деньги?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?

6. Теория литературы.

1)Запись в тетради.

Рассказ - это небольшое прозаическое произведение, в кото­ром описывается одно или несколько событий из жизни человека.

2) Задание учащимся.

Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» - рассказ.

7. Проблемный вопрос

«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Ми­хайловна?

8. Работа в парах. Составления синквейна .(СЛАЙД)

9.Работа с пословицами.

Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая, по-вашему мнению, наиболее подходит к нашему рассказу.


- Груда книг не заменит хорошего учителя.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.

Родители создают тело, учителя создают душу.

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Тысяча учителей – тысяча методов.
- Смышленый ученик обогатит учителя.

Ученику – удача, учителю – радость.

Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства.

Высоко дело учительства, но и трудно оно.

10. Игра в парах. «Ступеньки».

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?

V І . ИТОГИ УРОКА

1. Обобщающая беседа.

- Только ли сила духа помогла мальчику выстоять? Учительница сыграла роль в его жизни, повлияла ли?

Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?

Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)

2.Чтение стихотворения

Родной человек

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский

VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

V ІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)

Письменно ответить на вопрос:

1.≪Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?≫

2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».

Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта