Главная » Отношения » Музей средневековья. Париж. Музей средневековья Клюни Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов

Музей средневековья. Париж. Музей средневековья Клюни Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов


Когда один товарищ ляпнул, а сотня повторила.

Распятье музея Клюни в Париже. Да, там есть такое. Если честно очень долго искал оное изображение в инете, дабы, хоть что-то да прояснить по этому распятью. Музей Клюни, чтобы вы понимали, это музей средневекового Европейского искусства. Это не Лувр, там Месопотамских древностей по умолчанию находиться не может. Отсюда и мои сомнения, по поводу того, что подобное распятие там вообще могло находиться. И все же оно там есть. Подтверждение этому я нашел на одном из японских сайтов. Да-да, как бы это смешно не звучало. Поэтому пришлось прибегнуть к гуглпереводчик у. Распятие это, выставлено в 10 зале, где экспонируются вещи из церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Святой Женевьевы. В целом этот зал посвящен романскому стилю в европейской культуре, это 11-13 век.
Стиль иконографии данного распятия так же вписывается в данные хронологические рамки. Пришлось немного поизучать то как развивалась эта самая иконография. Первые подобные изображения распятого Исуса появляются в веке 5. Исус изображается еще живым, часто у него открыты глаза, тут присутствует идея показать Исуса уже победившим смерть. Гвозди вбиты в ладони, чего на самом деле быть не могло. Тем, кого распинали гвозди никогда в ладони не вбивали, только в запястье или вообще привязывали веревками. Ладони просто не в состоянии выдержать массу тела и несчастный просто бы падал на землю. Прибивание ладоней Исуса, которыми он лечил и творил иные в иконографии связано с некоторыми богословскими концепциями о самоуничижении бога, на которых я сейчас не хочу останавливаться и сильно зацикливаться. Важно лишь то, что распятие это христианское, средневековое. К сожалению, японец описывающий свое посещение музея Клюни, выкладывая фото распятия не показал сопутствующей оному пояснения, тем не менее с большой долей вероятности можно утверждать, что распятие это относится к 11-13 веку, но никак не к 2000 году до нхли.

Второе популярное это Орфей - Бахус.

Начну с того, что я не припомню ни одного мифа, где бы Орфея распяли. Ну, да ладно, допустим, что был некий миф, что не дошел до наших дней. Затерялся, так сказать, во глубине веков.

Что можно рассказать по этому распятию. Этот артефакт, на самом деле выставлялся в Берлинском музее Кайзера Фридриха с 1922 года. Но, уже в 1926 году и позже в 1935 году, немецкие исследователи древностей утверждают, что данный камень является подделкой. Указывается, что возможно, это средневековая итальянская работа. Амулет был приобретен в Италии Е.Герхардом и с его коллекцией попала в музей Кайзера Фридриха. Что еще интересно, в 15 веке итальянский священник Марсилио Фичино возродил орфическую магию как часть гуманистического проекта, призванного вернуть древнюю мудрость миру. В целом этот Марсилио был весьма продвинутым для своего времени человеком, философом, гуманистом, астрологом. Переводил древнегреческие тексты на латынь, философов естественно. Поговаривают даже, карты Таро какие-то там нарисовал. К чему я это все, подобный амулет мог возникнуть в средневековой Италии, в 15 веке и позже, но никак не в 3 веке до нхли. Предпосылки были. Камень судя по всему был изъят еще в 1930-ые годы из экспозиции и пропал во время Второй мировой. На картинке обработанное в фотошопе изображение прорисовки камня одной из немецких книг.

Что еще указывает на то, что это довольно поздний предмет. Опять же иконография. Распятия подобного типа, подогнутые колени, упавшая голова, согнутые руки, мертвый или все еще страдающий Исус, попросту говоря, появились в средневековье - 13 и выше века. Как выглядели распятия позднего античного времени и раннего средневековья смотрите выше. Второе. Звезды и луна, на амулете, ну тут можно предположить, что все же изображен момент смерти Исуса и, как там в библии говорилось, о том, что небо потемнело в знак скорби.


Ну и последнее. Если бы изображение было 3 века до нхли, то, уверен, крест был бы изображен Т-образный. Как вот на этой знаменитой картинке с ослом. Кстати, на эту тему я как-нибудь еще поговорю.

Или вот это распятие, выставленное в музее Клюни, рядом с тем самым «Месопотамским».


А вот еще интересная гемма 4 века, выставлена в Лондонском Музее.

Сегодня так холодно и бело за окном - расскажу-ка я о чем-то теплом и ярком. А именно, о гобеленах музея Клюни.
Сухое определение гласит: "Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань".
Кроме того, выяснилось, что "гобеле́нами" на самом деле нужно называть только те ковры, которые делали во Франции на мануфактуре Гобелен. А все прочее - это "шпалеры". Но продукция мануфактуры была так популярна, что в некоторых странах гобеленом стали называть всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. Вот и в России у специалистов принят термин «шпалера», а в широком обиходе чаще используется слово «гобелен»


Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами. Что получалось, покажу на примере:

Вот это, понимаете ли, ковер. На стену вешать. Середина 16го века. Называется он "Арифметика " и входил когда-то в серию, посвященную разным наукам и искусствам. Выпуск шпалер сериями (циклами) практиковался со средних веков и вплоть до XIX века. Такой набор шпалер, связанных одной темой, предназначался для украшения помещения в едином стиле.

Эта композиция - "Праздник сбора винограда" - входила в цикл "Времена года". Вообще количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, где предполагалось их повесить. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполняли пологи, занавеси, наволочки подушек для тех же комнат. Отсюда, видимо, пошла у нас привычка называть "гобеленовой" любую машинной работы ткань, которая служит для обивки мебели и для диванных наволочек.
Если учесть, что в Европе было всего три или четыре центра производства гобеленов... ой, простите, шпалер, а также размеры некоторых из них... Вот я выписываю из каталога размеры (в сантиметрах): 369х384, 448х642, 437х682, 435х740... - и количество сохранившихся образцов просто поражает: если столько осталось, сколько же их было? И главное, когда их успевали производить?

(Показанные выше два ковра - из серии "Времяпровождение знатных господ". Первое - "Купание знатной дамы", второе - "Охота знатного сеньора". Этот стиль называется "мильфлёр", то есть "тысяча цветочков" - я думаю, понятно, почему).

Техника шпалерного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² (в зависимости от плотности), поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.
В музее Клюни гобелены висят всюду, где только найдется свободная стена. Они останавливают взгляд и поражают воображение.
Нетрудно себе представить, как обитатели этих залов оживают и ведут между собою разговоры и танцы, ночью, когда никого в доме нет.
Сюжеты шпалер исключительно разнообразны: это и сцены библейские, и мифологические истории, и рассказы о праздниках, и аллегории, и иллюстрации к популярным романам... Есть и одиночные, вообще ни на кого не похожие картины:

Это тоже стиль "мильфлёр", но на цветочном фоне изображен почему-то кузнец, отковывающий меч, а что делает тут этот красавчик с весами, вообще непонятно.
Но самое фантастическое зрелище представляет собой цикл, который разместили в отдельном зале, где можно сесть посередине и балдеть, поочередно поворачиваясь туда-сюда. Это - знаменитая и всем известная, однако по-прежнему таинственная "Девушка с единорогом". (К сожалению, фотографировать в этом зале довольно трудно, и из всей нашей серии практически ни один снимое нормально не получился. Потому я нахально позаимствовала снимки на ту же тему у более удачливых фотографов. И потому же здесь показаны не все шпалеры.)
Этот портрет - только часть большой композиции:
Вот объясните: единорог смотрится в зеркало, это как понмать? Что это символизирует?
Всего их шесть. На всех присутствуют очень милые лев и единорог, на всех - гербовые штандарты человека, который заказал эту роскошь. Притом он не был никаким принцем-королем, просто очень богатый человек. На одном ковре - лента с надписью: "Лишь для моего желания". Понимай, как знаешь.

Прогуливаясь по Латинскому кварталу Парижа , советуем заглянуть в необычный музей, который перенесет вас в захватывающий мир эпохи средневековья. Музей Клюни знаменит своим великолепным собранием произведений средневекового искусства.

Полное название музея — Музей Средневековья - термы и особняк Клюни (фр. Musee National du Moyen Age – thermes et hotel de Cluny) как бы само рассказывает нам свою историю: в XIII веке на месте разрушенных римских бань (терм) был построен монастырь аббатства Клюни, а позже в конце XV века к монастырю аббатом Жаком Амбуазским был достроен особняк. Здание перестроили в начале VI века, и именно таким мы его видим сейчас.
Среди знаменитых обитателей особняка была Мария Тюдор, которая поселилась здесь после скоропостижной смерти своего мужа — Людовика XII, последовавшей через 3 месяца после их свадьбы, и находилась под наблюдением нового короля Франциска I на случай ее беременности наследником престола. Во время революции 1789-1799гг. здание было национализировано, и в 1832 здесь был открыт музей, выкупленный государством в 1843 году.

Уникальное здание музея само по себе является экспонатом, сохранив в себе своды римских бань (термы) , и сочетая элементы готического стиля и Ренессанса – его невозможно не заметить, даже проходя мимо по улице.

В музее вы увидите прекрасные витражи, изделия из слоновой кости, миниатюры, гобелены, деревянные и каменные скульптуры периода XII-XIII веков, предметы обихода (гребни, столовые приборы, сундуки инструменты, монеты, ключи, замки и другие мелочи), собрание древних фолиантов и книг.
Здесь вы найдете образца романской церковной скульптуры. Из наиболее ранних – капители из нефа церкви Сен-Жермен-де Пре начала XI века, голова ветхозаветной царицы с базилики Сен-Дени. Также, кроме каменных изваяний, здесь хранятся прекрасные деревянные скульптуры, что неудивительно, ведь в Средневековье искусство резьбы по дереву процветало.
Но основные сокровища Музея Клюни — статуи собора и старинные гобелены.

История статуй собора Нотр-Дам де Пари трагична. Во время Великой Французской революции собор Нотр-Дам де Пари перестал выполнять роль религиозного сооружения. В июле 1793 годы новая власть обезглавила и низвергла с постаментов каменные скульптуры иудейских царей, украшавшие фасад собора.
Фигуры статуй уже в XIX веке попали в музей, а их головы бесследно исчезли и случайно были найдены только в 1978 году во время ремонтных работ в одном из округов Парижа. К этому времени собор был уже отреставрирован и украшен копиями разрушенных скульптур. Так что найденные оригиналы наши свое пристанище в музее Клюни.
Интересен тот факт, что статуи так и экспонируются сейчас – тела отдельно, головы отдельно. Иначе было бы антиисторично — отрубленные головы (без носов) как бы демонстрируют национальную самобытность революционных французов.

Гобелены
Пожалуй, гобелены – самая большая гордость музея. В средние века эти произведения искусства не только украшали стены замков и дворцов, но и создавали в помещении уютную и теплую обстановку. Темы гобеленов были самые разнообразные, чаще всего на них изображались библейские, исторический и нравственные сцены. Сложность замысла ковра и качество исполнения и материала свидетельствовали об уровне дохода его хозяина. Обычно изображения на готических гобеленах угловатое, плоскостное, сдержанное по цветам.

В музее можно увидеть трогательный по сюжету гобелен «Подношение сердца» начала XV века, серию ковров «Сцены из жизни сеньоров», посвященную обычной жизни знатных людей начала XVI века, религиозные «Житие Св. Стефана» (около 1500 года) и «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века).

Все ковры выполнены прекрасно, но, только перейдя в зал №13, вы поймете, что такое настоящее произведение искусства. Сам зал был специально сооружен для экспозиции одного из основных экспонатов музея – гобелена «Дама с единорогом» (конец XV века, Нидерланды). В средние века единорог символизировал чистоту и целомудрие. Только девственница могла приручить одним прикосновение руки это неукротимое животное. Название «Дама с единорогом» было придумано в XIX веке.
Наш совет. Если вас интересуют легенды — прочитайте перед поездкой книгу Трейси Шевалье «Дама и Единорог», для интересующихся символизмом — хорошая статья http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/

Настоящее название серии, как и ее автор неизвестны. Но известно, что существовала серия, в которой 5 гобеленов посвящены чувствам человека – слуху («Дама слушает музыку »), зрению («Дама с единорогом, смотрящим в зеркало »), обонянию («Дама вдыхает аромат цветов »), осязанию («Дама касается рога единорога ») и вкусу («Дама пробует сладости »).
Шестой гобелен – «Моему единственному желанию » изображает Даму, заключающую все свои чувства в ларец, чтобы полностью освободиться от них и посвятить всю себя Всевышнему – «единственному желанию» (девиз выткан на гобелене).

В Клюни также представлена замечательная коллекция средневековых и античных тканей. Торговля восточным текстилем и византийским шелком была важной составляющей средневековой экономики. До конца романской эпохи в Западной Европе производилась только простая ткань. Местное производство дорогих тканей стало развиваться с XIII века.

После осмотра терм Клюни погуляйте с детьми в «средневековом саду », который разбит с северной стороны здания – здесь высажены растения, характерные для средневековой Франции.

Адрес Музей Средневековья (термы и особняк Клюни) – place Paul Painleve, 6
Проезд: метро Cluny La Sorbonne (линия 10), Saint Michel-Notre Dame RER B (ваш ориентир – идите по направлению от Нотр-Дам к Пантеону, справа будут мощные стены аббатства).
Часы работы : ежедневно кроме вторника 9.15 – 17.45
Стоимость билета для взрослого 7.50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
Первое воскресенье месяца вход бесплатный, действует .

Место, на котором расположен музей Клюни, имеет, без преувеличения, двухтысячелетнюю историю. Изначально в II-III веках тут были богатые римские термы (бани), но ещё до них, по мнению некоторых исследователей, находился храм богини Исиды. После сожжения терм варварами, руины долгое время были необитаемы, однако их прочность была такова, что в середине XIV века (спустя более тысячи лет), они послужили основанием для постройки резиденции аббата самого богатого монастыря Франции - Клюни (аббатство находилось на расстоянии в 400 км от Парижа). В конце XV века, резиденцию, за которой закрепилось название особняк Клюни , расширили и перестроили в духе поздней, «пламенеющей» готики.

После смерти Людовика XII здесь недолго проживала его вдова Мария Тюдор, позже - будущий кардинал Мазарини. В 1833 году коллекционер Александр дю Соммера разместил в особняке личное собрание редкостей Средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1843 году здание вместе со всей экспозицией выкупило государство, чтобы на её основе открыть музей Клюни .

Уникальность современного музея заключается в том, что его экспозиция создавалась в те времена, когда ещё не сформировался традиционный образовательный подход к музейному делу. Соответственно, у посетителя возникает стойкое впечатление, что он попал не в обычный музей с тематическими залами, информационными табличками и интерактивными стендами, а в средневековую сокровищницу-склад. Музей может показаться хаотичным и непонятным из-за минимальной структуризации экспонатов и необъяснимой логике их размещения, но в этом есть особая прелесть естественности.

Главной достопримечательностью музея является сам особняк Клюни, обойдя который, можно сразу заметить фрагменты римской каменной кладки. Все детали архитектуры и украшения сооружения выполнены в эпоху наибольшей выразительности готического стиля, который уже клонился к своему закату.

В подвале музея можно увидеть остатки трёх залов римских терм: горячего (кальдарий), тёплого (тепидарий) и холодного (фригидарий - для охлаждения в летнюю жару). Здесь же расположены большие каменные ванны с декоративной резьбой.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главное сокровище музея Клюни - цикл из шести шпалер «Дама с единорогом» конца XV века. Для него выделен отдельный зал. Исследователи расходятся в интерпретации сюжета и его аллегорий. Одни считают, что на каждой из них иносказательно изображено сенсорное чувство (зрение, вкус, слух), другие - что описываются свойства совершенной любви (искренность, радость). Сам гобелен, несмотря на пять веков, сохранил чёткость красок и даёт представление о средневековых эталонах красоты.

Особое внимание стоит обратить на коллекцию витражей, которые в своё время украшали разные соборы и замки. Каждый витраж представляет собой определённую сюжетную композицию из кусочков цветного стекла.

Ещё одна важная достопримечательность музея Клюни - статуи из собора Нотр-Дам. По приказу Робеспьера каменные ветхозаветные цари в соборе были обезглавлены, однако оказалось, что их головы не были уничтожены. Они нашлись в 1978 году в подвале Французского банка. Позже в музей же были доставлены и найденные отдельные фрагменты тел статуй царей (на соборе Нотр-Дам к тому времени уже давно были установлены их копии, которые решили не менять). Помимо каменной скульптуры, среди экспонатов Музея Клюни много деревянных статуй святых, которые были популярны в Средневековье как объект религиозного почитания.

Кроме предметов высокого искусства и славной истории, в музее находится множество бытовых экспонатов - посуда, мебель, монеты. Есть здесь и оружие с доспехами, а также большое количество предметов религиозного предназначения: дароносицы, реликварии, кресты, алтари и многое другое.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники - 3 часа, 40 евро

- знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней - 3 часа, 40 евро

Загадочная эпоха Средневековья Франции совершенно уникальна, о ней рассказывается в музее, расположившемся в древнем квартале Парижа. Музей средневековья нажил неповторимую историю.
Здание, ставшее в последствие музейной выставкой, изначально было построено под римские бани – термы. Случилось строительство во времена, когда Римская Империя занимала обширные территории в разных направлениях. Тогда нынешняя Франция называлась Лютецией. Затем римские бани разрушили и на их месте появились разнообразные постройки. Здесь-то и вырос дворец Пьера да Шалю, человека, стоявшего во главе аббатства Клюни. На рубеже XV-XVI веков парижская резиденция аббатов была перестроена. Появившийся вид постройки сохранился до наших дней.
Уникальность здания в том, что резиденцию построили на основе римских терм. Сохранились даже своды того времени и черты XIV века. Но все же здание больше относится к стилю, который характерен для готики.
Музей Средневековья в известной резиденции Клюни появился в 1843 году. Кроме самого помещения, уже самим по себе являющимся величайшим шедевром архитектуры и искусства, тут сохранились редкие экземпляры Средневековой культуры.
Экспозиционные залы парижского музея представляют посетителям скульптуры, датируемые XII-XIII веками. Выполнены они из дерева или камня. Многие скульптуры здесь носят религиозный характер, некоторые символизируют революционную эпоху, во время которой обезглавливали людей и каменные изваяния. В одном из залов музея средневековья туловища скульптур так и находятся отдельно от головы.
В музее Средневековья находится самая большая выставка гобеленов. В давние времена они делались не только в качестве декоративной составляющей, но и являлись способом для создания в помещении тепла и уюта. На них изображались разнообразные сюжеты. Редчайшим гобеленом, музея Средневековья в Париже является «Дама с единорогом».
Украшают помещения выставки ткани и витражи. Особая гордость экспозиции - собрание старинных книг и фолиантов. Из-за дороговизны и редкости материала, из которого делали книги и рукописи, коллекция является уникальной. Книги во времена Средних веков писались от руки и украшались витиеватыми узорами и миниатюрами. Началом коллекции стали папирусные свитки, позднее создавались книги из пергамента или бумаги. Книги в музее Средневековья в Париже разрешается даже подержать в руках или полистать страницы.
Наряду с величественными экспонатами французского музея, имеются тут и предметы быта: разнообразные сундучки, гребешки, столовые приборы, миниатюрные изделия.

Показать больше



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта