Главная » Дом » Период энеолита относится к. Медный век: хронологические рамки. Деятельность человека в медном веке. Данные археологии об эпохе энеолита

Период энеолита относится к. Медный век: хронологические рамки. Деятельность человека в медном веке. Данные археологии об эпохе энеолита

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.
Неолитические культуры Восточной и Центральной Азии
Юг Восточной Азии (Южный Китай) был в эпоху энеолита теснейшим образом связан с Юго-Восточной Азией, его развитие в то время практически не отличалось от развития этого региона. В Северном Китае и Монголии энеолит весьма существенно отличался от соответствующих эпох других азиатских регионов. В Северном Китае ранненеолитические культуры крашенной керамики относятся к VII-V тыс. до н. э. Носители этих культур занимались земледелием, выращивая чумизу. Правда, для существовавших в это же время ранненеолитических культур северо-восточной части современного Китая (Маньчжурии) и Монголии земледелие еще не было характерно, и население занималось собирательством, охотой, а в некоторых местах и рыболовством. Группы населения, занимавшиеся преимущественно охотой (Монголия), вели подвижный образ жизни, общины же, в которых значительную роль играло рыболовство (Маньчжурия, некоторые области Северного Китая), были более осёдлы. Земледелие появилось в этих местах значительно позже - в III - II тыс. до н. э.
«Основным занятием населения жившего в Северном Китае было мотыжное земледелие (возделываание чумзы), подсобную роль играли охота, собирательство, рыболвство и животноводство (разведение свиней, собак). Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища. В конце IV тысячелетия до н. э. яншаосцы научились обрабатывать медь.»
В Тибете, начиная со второй половины IV тысячелетия до н. э., население занималось земледелием (выращиванием проса) и, возможно, скотоводством. Примерно в тоже время земледелие и скотоводство проникли в Восточную Монголию и Корею. Там возделывали просо, разводили свиней и собак. В Корее с середины III тыс. до н. э. стал также выращиваться интродуцированный с юга рис, постепенно превратившийся в главную культуру.
Неолитические культуры Северной Африки
Наиболее ранние североафриканские культуры обнаружены в Египте, в долине Нила, и относятся к IX - VIII тыс. до н. э. Достаточно хорошо изучены находящиеся в одном из оазисов Ливийской пустыни ранненеолитические поселения Набта-Плайя (конец VIII тыс. до н. э.). Их жители занимались земледелием (выращивали ячмень, а позже также эннер, сорго), рыболовством, охотой. В IV тыс. до н. э. появилось скотоводство (разведение крупного рогатого скота, коз и овец, причем в отличае от Юго-Западной Азии крупный рогатый скот был одомашнен раньше, чем мелкий). Дома в Набта-Плайя имели столбовую кострукцию. Известна была керамика. Основными орудиями служили шлифованные каменные топоры и тесла.
«Культуры Северной Африки не были ограничены только территорией Египта, они обнаружены на огромном пространстве от Центральной Сахары до Нила. Жители ранненеолитического поселения Кадера, расположенного недалеко от Хартума, в первой половине IV тыс. до н. э. выращивали земледельческие культуры, не встречающиеся на других континентах, - дурру, дагуссу, фонио, тефф (дурра - растение рода сорго; дагусса, фонио, тефф - просовидные культуры), а также разводили собак. В этом же регионе (Нубии) к началу III тыс. до н. э. был введен в культуру африканский тип хлопчатника (на первых порах он употреблялся в качестве корма скоту).»

Палеометаллическая эпоха - качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре. Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта с использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда - это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

Из отдельных, часто разрозненных центров земледелия и скотоводства образовались крупные хозяйственные зоны, включавшие значительные территории в Европе и Азии. Исторически оформились две формы производящего хозяйства: старого, основанного на оседлом поливном и пойменном земледелии, и нового - перспективно развивающегося животноводства. Была преодолена территориальная ограниченность производящего хозяйства, основанного на ирригационном земледелии. Животноводческая направленность хозяйства давала более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при низких трудовых затратах. Простор в этом отношении открывали степи, предгорные и горно-долинные зоны, которые начали осваиваться в энеолите. Произошел колоссальный прорыв в производящем хозяйстве, качественный скачок в его развитии - завершилось первое крупное общественное разделение труда.

В эпоху палеометалла закладываются основы цивилизации: появляются крупные поселения, возникает протогородская культура.

Энеолит связан с освоением нового материала - металла. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а позже орудия труда. Местами добычи меди были горные территории - Передняя Азия, Кавказ, Балканы, т. е. районы, богатые медью.

Известны два способа обработки меди - холодный и горячий. Трудно сказать, какой из них освоен первым. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционную обработку, человек открывал для себя особые свойства материала, его способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди или кусков медной руды - способность плавиться в костре и принимать любую форму.

В III тысячелетии до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тысячелетии почти повсеместно в Евразии распространяются изделия из бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронза - это сплав меди и олова. Однако ее часто получали и из других сплавов: менее качественную бронзу можно получить из сплава меди с мышьяком, сурьмой или даже серой. Бронза - сплав более твердый, чем медь. Твердость бронзы увеличивается в зависимости от количества олова: чем больше в сплаве олова, тем тверже бронза. Но когда количество олова в сплаве начинает превышать 30%, эти качества исчезают. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при довольно низкой температуре - 700-900 °С, а медь - при 1084 °С.

С полезными свойствами бронзы, очевидно, познакомились случайно, выплавляя медь из кусков полиметаллических руд, в силу особенностей которых бронза получалась естественно. Позднее, познав причину качественных изменений металла, бронзу получали путем плавки, добавляя олово в нужных количествах. Однако и бронзовые орудия не смогли полностью вытеснить каменные. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены далеко не везде. Поэтому значительного развития в эпоху бронзы достигли народы, проживающие в богатых рудами районах. Так сложились горно-металлургические области и отдельные центры добычи полиметаллических руд. Горно-металлургическая область - это достаточно обширная геолого-географическая территория с доступными для обработки рудными ресурсами. Внутри таких областей исторически выделяются отдельные центры. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - территория Казахстана, Алтае-Са-янское нагорье, Средняя Азия (горная часть) и Забайкалье.

Древние выработки были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Формы и размеры выработок, как правило, соответствовали форме рудной жилы. В древности разрабатывались в основном окисленные руды. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого участок рудной жилы сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных мешках. В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из руды, которую предварительно дробили массивными каменными молотками округлой формы на специальных плитах, а затем растирали в специальных каменных ступах.

Выплавка металла происходила в специальных ямах, а позднее в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем разжигали костер. По окончании плавки металл выбирали из углубления, куда он стекал, застывая в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой. Для этого кусок металла разрубали на более мелкие части, складывали в специальный толстостенный глиняный или каменный ковш, так называемый тигль, и нагревали до жидкого состояния. Потом нагретый металл разливали в формы.

В палеметаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Формы для литья делали из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины, позже из металла. Они были различными по устройству, в зависимости от то го, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в открытых односторонних формах. Для этого на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В такой форме отливали предметы по несколько раз, смазывая ее жиром. Более сложные и объемные предметы отливали в составных формах, изготовление которых было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам или моделям, вылепленным из воска или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовались неоднократно, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Восковую модель предмета обмазывали глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали: убирали наплывы металла, затачивали.

Весь процесс возникшего металлургического производства состоял из ряда последовательных операций - добыча руды и ее подготовка, выплавка металла, литейное производство, заливка металла в формы и получение заготовок изделий и обработка полученных изделий - и требовал знаний, навыков и профессиональной подготовки.

Из металла изготавливали основные предметы: ножи, серпы, наконечники копий, стрел и так называемые кельты. Кельт представляет собой полый клин с острым лезвием, достаточно тяжелый, с отверстием или проушинами по бокам, с помощью которых он крепился к ручке. Применение этого универсального орудия зависело от того, как его надевали на ручку,- он мог быть топором, им можно было рубить, он мог быть заступом, теслом или наконечником мотыги.

С началом эпохи металла тесно связано расширение культурных контактов между народами, удаленными друг от друга. В это время возникает обмен между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими племенами.

Изобретение колеса было своего рода революцией в области техники, повлияло на материальное производство, представления человека, его духовную культуру. Колесо, круг, движение, окружность воспринимаемого мира, круг солнца и его движение - все это приобретало новый смысл и находило объяснение. В эволюции колеса в археологии выделяются два периода. Древнейшие колеса были сплошными, это круги без втулки и спиц или круги, соединенные из двух половинок. Они наглухо крепились на ось. Позже, в эпоху бронзы, появляются легкие колеса с втулкой и спицами.

Историю Евразии необходимо рассматривать в контексте тех процессов, которые являются предметом изучения истории Древнего мира. Энеолит и эпоха бронзы в контексте мировой истории - это время складывания древнейших, первичных цивилизаций Месопотамии и Ирана, харапской цивилизации Махенджо-Даро в Индии, расцвета Урука, раннединастического периода Шумера и додинастического периода, а потом Древнего и Среднего царств в Древнем Египте. В Юго-Восточной Европе это период Крито-Микенской Греции, Трои, дворцовых комплексов в Микенах и Клосе. На Востоке на территории Среднекитайской равнины на базе племен так называемой крашеной керамики культуры яньшао складываются раннегосударственные объединения Ся, Шан-Инь и Чжоу, известные как период «трех царств». На другом континенте, в Мезоамерике, в конце II тысячелетия до н. э. создается древнейшая в тех местах цивилизация ольмеков.

Эти цивилизационные процессы не были изолированными, особенно в Евразии. Цивилизационные процессы, отмеченные известными сейчас археологическими культурами, составляли характерное явление периода энеолита и бронзы конца IV-II тысячелетия до н. э.

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно-каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Керамические изделия - носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди, распространяется бронза. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

  • 1) Иордано-палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.
  • 2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства (мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).
  • 3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо-геометрические фигуры.
  • 4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной.
  • 5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини-матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников-собирателей и скотоводов. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или рисовались красной охрой. В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.

ЭНЕОЛИТ

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28.

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Энеолит- эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку.

Медный век приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Возникновение древнейшей металлургии.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли . Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг , а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта