Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вам предстоит преодолеть множество испытаний, и если вы справитесь с большинством из них, то сможете найти сокровища. (За каждое выполненное задание дети получают букву, в конце путешествия они складывают из букв слово и находят место, где спрятаны призы). Путешествовать нам предстоит не только по суше, но и по воде, поэтому для начала давайте построим корабль и придумаем ему имя. (Строим из диванных подушек корабль).
И вот корабль готов. Пора пускаться в плаванье. Поднять якорь. Отдать швартовы.
[Настоящее имя Чуковского - Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году (131 год тому назад). Мама его была крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты, и вскоре после рождения Николая, отец оставил семью, и они были вынуждены переехать в Одессу. Когда Николай подрос, он пошёл учиться в гимназию, но окончить её ему не удалось. В то время в царской России вышел указ "о кухаркиных детях". Согласно этому указу дети бедняков не могли учиться в гимназиях. Но Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком. Всю жизнь он страдал оттого, что он незаконнорожденный, что у него нет даже отчества, поэтому, когда он стал писать, то взял себе псевдоним - Корней Иванович Чуковский, под которым мы его и знаем. Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам. (Как вы думаете, почему именно такие имя и фамилию выбрал себе писатель?)]
В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Я знаю десять сказок в стихах. А сколько знаете вы? Если вспомните все десять, то получите первую букву.
1. Крокодил.
2. Мойдодыр.
3. Айболит.
4. Бармалей.
5. Федорино горе.
6. Телефон.
7. Муха-цокотуха.
8. Краденое солнце.
9. Путаница.
10. Тараканище.
Молодцы. Названия сказок вы помните, а сможете ли ответить на следующие вопросы и заполучить вторую букву?
1. Кто помог доктору Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы)
2. Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
3. Куда спрятались тараканы, испугавшись злодея Паука? (под диваны)
4. Кто сообщил автору, что бегемот провалился в болото? (Носорог)
5. На чём ехали комарики в сказке "Тараканище"? (на воздушном шарике)
6. Чем тушили пожар в сказке "Путаница"? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)
7. За кем бежал чайник в "Федорином горе?" (за кофейником)
8. Кто пристыдил Медведя в сказке "Краденое солнце" и отправил его сражаться с Крокодилом? (зайчиха)
9. С кем играли в чехарду Танечка и Ванечка в Африке? (слонами)
10. Что привёз Крокодил своим детям из далёкой России? (ёлочку)
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал.
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
И действительно, сейчас трудно представить, что когда-то этих самых главных книг не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Своей единственной профессией он считал литературную критику.
А как же родились его сказки? Произошло это абсолютно случайно. Первой появилась в 1916 году сказка "Крокодил". Вот как это вышло. Заболел его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал под стук колес рассказывать.
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Назовите город, где происходят события сказки "Крокодил", и вы получите третью букву. (В Петрограде. Если дети затрудняются ответить, можно предложить им выбрать из трёх вариантов: Ленинград, Санкт-Петербург, Петроград). А как сейчас называется этот город? (Правильно, Санкт-Петербург. Так он, кстати, назывался с момента основания его Петром I вплоть до первой Мировой Войны (больше 200 лет), где нашим главным противником была Германия. Во время войны с немцами немецкие названия стали очень непопулярны, и город переименовали в Петроград. Такое название он носил в течение 10 лет, а после смерти Ленина Петроград стал на долгие годы Ленинградом. И только с распадом СССР (чуть больше 20 лет назад) к нему вернулось его первоначальное имя.)
Крокодил - один из любимых персонажей Чуковского. Мы назвали с вами 10 сказок, и в 7 из них есть крокодил, где-то добрый, где-то злой. Назовите, пожалуйста, те три сказки, где крокодила нет, и вы получите четвёртую букву.
1) Федорино горе.
2) Муха-Цокотуха.
3) Айболит.
Пора бы нам ненадолго сойти на берег и размяться. Игра "Суша - вода". Победителю - приз (стёрка).
Все на борт. Продолжаем плаванье.
Как вы думаете, какая сказка самая известная? Мне кажется, "Айболит". [У этой сказки очень интересная история создания. Чуковский очень давно хотел написать сказку о добром докторе, и вот однажды когда он отдыхал на Чёрном море, к нему неожиданно пришло вдохновение. Как-то раз он заплыл очень далеко, и вдруг у него сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Ни начала, ни конца у сказки не было.
На первых страницах нужно было рассказать о зверях, приходивших к доброму доктору, и о болезнях, от которых он их вылечил. И тут уже по возвращению домой, в Ленинград, начались долгие поиски нужных строк. Чуковскому нужны были всего четыре строки:
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту Барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
Но прежде, чем у писателя родились эти строчки, он исписал мелким почерком две школьные тетрадки. К счастью, кое-что из черновиков уцелело.] Я предлагаю вам угадать, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы.
1) И пришла к Айболиту коза:
"У меня заболели … !"
2) И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … !"
3) Прилетела к нему сова:
"Ой, болит у меня … !"
4) И влетела к нему канарейка:
"У меня поцарапана … ".
5) Прилетела к нему куропатка:
"У меня, говорит, … ".
6) И приплёлся к нему утконос:
"У меня, говорит, …".
Молодцы! Вот вам пятая буква. Ну, а теперь давайте вспомним, кому из зверей помог добрый доктор в окончательной версии этой сказки. А чтобы "легче" думалось, вот вам тикающая бомбочка. Передавайте её по кругу, перечисляя пациентов Айболита. У кого в руках она взорвётся, должен прочесть несколько строчек из этой сказки.
Кстати, а вы знаете, куда мы плывём? Правильно, в Африку. Как вы думаете, какую науку должен знать на отлично любой путешественник, чтобы не только добраться до Африки, но ещё и в ней не заблудиться. Да, без географии нам не обойтись.
[Это физическая карта Африки. Какие цвета вы видите? Цветом на физической карте обозначается высота над уровнем моря. От зелёного к коричневому. Большинство равнин имеют небольшую высоту над уровнем моря и обозначены зеленым. Но есть и высокогорные равнины, которые изображены желтым цветом. Наибольшие высоты встречаются в горах, поэтому они и обозначены коричневым. Реки, озёра, моря и океаны обозначаются голубым цветом. Где цвет темнее - там больше глубина или выше рельеф.]
А это контурная карта. На неё ученики наносят реки, горы и пустыни, найденные на физической карте. В произведениях Чуковского часто встречаются географические названия. Помните?
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
Обозначьте на контурной карте реки Нил и Лимпопо, пустыни Калахари и Сахару и самую высокую точку Африки Килиманджаро. Если справитесь, то получите шестую букву.
Помощники на кухне включают диск со звуками извержения.
Слышите шум? Это, наверное, Килиманджаро просыпается. Давайте высадимся на берег и полюбуемся редким природным явлением - извержением вулкана. (Отправляемся на кухню. Засыпаю в жерло вулкана соду, средство для мытья посуды и красную краску и одновременно даю информацию о вулканах).
[Глубоко в Земле температура достигает несколько тысяч градусов по Цельсию. Под действием такой высокой температуры горная порода плавится, формируя магму. Когда магма (обычно с газами и обломками породы) выходит на земную поверхность, она называется лавой. Место извержения - вулкан.
Слово "вулкан" происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана, а наука, изучающая вулканы называется вулканология.
Вулканы классифицируются по активности (действующие, спящие, потухшие) и местонахождению (наземные, подводные, подледниковые).
Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках. Самой высокой горой Солнечной системы является марсианский вулкан Олимп, высота которого оценивается несколькими десятками километров.
Килиманджа?ро — потенциально активный вулкан. Это высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). У Килиманджаро не было документированных извержений, но местные легенды говорят о вулканической активности 150—200 лет назад. В 2003 году учёные пришли к выводу, что расплавленная лава находится всего в 400 метрах под кратером главной вершины Кибо. Хотя и не прогнозируется другой активности, кроме происходящих сейчас выбросов газа, существуют опасения, что вулкан может обрушиться, что приведёт к крупному извержению. ]
(Устраиваем на кухне извержение вулкана. Потом возвращаемся на корабль. Как только дети расселись, помощник на кухне включает песню "Маленькие дети, ни за что на свете". И тут же в комнату врываются Бармалей и пират (дедушка и бабушка в тельняшках, банданах, с чёрной повязкой на глазу и с оружием). Они связывают путешественников и отпустят их, только если те отгадают все их загадки).
Конкурс "Свёрток с загадками". (Стёрку в виде телефона завернуть в 10 слоёв бумаги. На каждом слое написать по одной загадке Чуковского. Первый ребёнок пытается отгадать загадку на верхнем слое, если у него это получается, то он снимает этот слой и приступает ко второй загадке. Если загадку отгадать не получается, то свёрток переходит к следующему участнику. Тот, кто отгадает последнюю загадку, забирает себе содержимое свёртка.)
Как вы думаете, в сторону какой сказки держит путь наш корабль? Правильно, "Телефон" (так как в свёртке была стёрка в виде телефона). Давайте вспомним, кто же звонил автору в этой сказке, а поможет нам в этом как всегда наша бомбочка. Проигравший читает строки из этой сказки.
Сейчас я задам вам два вопроса по этой сказке, если ответите, получите седьмую букву.
Давайте вспомним, как начинается эта сказка.
У меня зазвонил телефон.
Ведущий: Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Вопрос № 1. Сколько шоколаду просил слон? Сколько кг в 1 пуде? И сколько всего кг? .
Ведущий: А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
Дети: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Ведущий: Постой, не тебе ли,
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
Дети: Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!
Вопрос № 2. Сколько калош нужно Крокодилу? Дюжина это сколько?
А теперь давайте поиграем в испорченный телефон.
Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нём предложением. Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он прочёл, тот - следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта.
Предложения из стихотворений Чуковского:
1) Лягушонок под тиною заболел скарлатиною.
2) Муха в баню прилетела, попариться захотела.
3) Таракан дрова рубил, мухе баню затопил.
4) И ручьи из-под земли сладким мёдом потекли.
5) Испугалися зверюги, разбежалися в испуге.
6) А мохнатая пчела ей мочалку принесла.
7) Кузнечики приходили, муху каплями поили.
У Корнея Ивановича было четверо детей: два мальчика и две девочки. Всё свободное время он проводил с ними и их товарищами, изобретая бесконечные игры. Надо ли говорить, что все дети его просто обожали.
Последние годы свой жизни Чуковский провёл в подмосковном посёлке Переделкино. Дожив до 80 лет, он не изменял своим привычкам: вставал очень рано и работал в саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копался в огороде или цветнике. Поработав несколько часов, Корней Иванович отправлялся гулять. Он по-прежнему не терпел скуки и, встречаясь с детьми, приветствовал их не словами: "Добрый день, детки", а чем-нибудь вроде: "Здорово, старики и старухи!" И начинал с ними веселую игру: показывал совершенно необыкновенный способ ходьбы, учил лазать по деревьям. Он смеялся над трусами, а с собаками играл, как с людьми. Дети звали его дедушка Корней или ласково Чукоша.
Именно благодаря его общению с детьми родились многие его произведения. Помните историю создания "Крокодила"? Так вот через несколько лет после этого с Чуковским произошёл такой случай. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Маша, которую дома все ласково звали Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Откуда эти строчки? Да, с них начинается история создания сказки "Мойдодыр". Мурочка была самым младшим и самым любимым ребёнком в семье. К сожалению, она очень тяжело болела и прожила всего одиннадцать лет. Корней Иванович посвятил ей множество стихотворений: "Закаляка", "Бутерброд", "Головастики", "Что сделала Мура, когда ей прочли сказку "Чудо-дерево". Кстати, а что она такое сделала? - Правильно, посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же чудесное дерево.
А сказка "Путаница" вообще была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Помните, вы их недавно изучали по литературному чтению: Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота.., или Мой сыночек - молодец! Пашет, сидя в лодке. Чуковскому казалось, что русский и английский народ создали эти небылицы не только для того, чтобы повеселить малышей. Но вот для чего? Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: "Папа, ава - мяу!" - то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: "Нет, ава - гав." Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: "Ава - мяу!", хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: "А петух кричит гав!" Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки "Путаница". Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.
А вам я предлагаю вспомнить сказку "Путаница". Определите, кто с кем поменялся голосами, и вы получите восьмую букву. (Детям даются карточки с названиями животных и их голосами, которые надо разложить по парам: свинки - мяу-мяу, кошечки - хрю-хрю и т.д.)
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
На этом наше путешествие подходит к концу. Смотрите, вдали уже виднеется родной берег. Напоследок я всем нам желаю побывать в Переделкино, в музее Чуковского. Там вы узнаете ещё больше об этом удивительном человеке, посетите его удивительный дом, в котором можно посидеть на крокодиле, увидеть "лающую чашку", Мойдодыра, тот самый телефон, по которому звонил Слон и много ещё чего интересного. И не забудьте прихватить с собой старые туфельки-сапожки, из которых вы уже выросли, так как у ворот и правда стоит Чудо-дерево.
А теперь соберете из полученных букв слово и найдите свои призы. Вы хорошо потрудились. Награда ждёт своих героев.
Что нужно подготовить:
1) приглашения;
2) портрет Чуковского;
3) подушки, штурвал и якорь;
4) мешочек с буквами от магнитной азбуки (в нашем случае Т У М Б О Ч К А);
5) на всякий случай карточки (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград);
6) бомбочка от игры "Тик-так-бумм";
7) физические карты и контурные карты Африки (в углу каждой контурной карты нужно наклеить задание) по числу детей, карандаши и книги чтобы подложить под листы;
8) вулкан, сода, красная краска, жидкость для мытья посуды, уксус, поддон под вулкан;
9) диск со звуками извержения и песней "Маленькие дети, ни за что на свете";
10) костюмы пиратов, оружие, верёвка, свёрток с загадками;
11) карточки для игры в испорченный телефон;
12) карточки с животными и их голосами из "Путаницы";
13) набор стёрок для призов;
14) призы, которые дети найдут в конце программы.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
План викторины:
Вступительное слово учителя.
I тур – «Вспомни сказку».
II тур - « Кто есть кто».
III тур. «Конкурс знатоков».
Аукцион
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V тур. «Музыкальная страничка»
VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
Подведение итогов и награждение победителей.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку .
Веселится народ- | Нет – нет! Соловей | И мне не надо |
Лечит маленьких детей, | Только вдруг из – за кусточка | А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ | Солнце по небу гуляло | Свинки замяукали – мяу – мяу, |
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор
)
Бармалей - (разбойник
)
Федора - (бабушка
)
Каракула - (акула
)
Мойдодыр - (умывальник
)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики
)
Цокотуха - (муха
)
Барабек - (обжора
)
Рыжий, усатый великан - (таракан
)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок»
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
VIII тур «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
(На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов викторины.
Корней Иванович Чуковский
"Муха - Цокотуха"
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Доктор Айболит
А в Африке все звери ждут своего спасителя - доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве - не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем.
Корней Иванович Чуковский
"Мойдодыр«
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
Айболит | Зажгли море. |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Сценарий праздника
«Дня семьи», посвященный 130- летию со дня рождения К.И. Чуковского.
Для детей старшего дошкольного возраста.
(совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей)
Цель:
Формировать интерес к творчеству К.И. Чуковского.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование : мультимедийная установка, столы с заранее приготовленными альбомами и карандашами.
Предварительная работа : прочитать произведения К.И. Чуковского.
На центральной стене (или на экране) размещен портрет К.И. Чуковского, стены оформлены рисунками детей к стихам и сказкам
Под веселую музыку дети с родителями заходят в музыкальный зал и располагаются за столиками (по 4-5 человек).
Ведущая: Добрый день уважаемые родители и ребята! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы отметить юбилей прекрасного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Интересный факт – Корней Иванович родился 1 апреля. А вы знаете, что 1 апреля это день смеха. И Корней Иванович был очень веселым человеком, он написал для детей очень много забавных сказок и стихов. И в этом году ему исполняется 130 лет! Вот такой прекрасный юбилей! И сегодня мы с вами вспомним произведения этого замечательного писателя, стихи которого знали еще ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Вот поэтому сегодня вы ребята, не случайно сидите рядом со своими родителями за этими столами.
1 родитель: Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
2 родитель: И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Ведущая: Спасибо. Ребята, а вы знаете, кто написал это стихотворение? (Валентин Берестов) А кому оно посвящено? (К.И. Чуковскому) Правильно.
Под веселую музыку в зал заходит Федора, в руках у нее большая книга.
Федора: К вам на праздник я спешила,
Всю посуду перемыла,
Причесаться не забыла
Эту книгу захватила.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости.
Ведущая: Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Кто вы?
Федора: А пусть ребята отгадают, кто я и из какой я сказки?
Ведущая: Ну, хорошо. Послушайте загадку:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Федора, из сказки «Федорино горе»))
Инсценирование отрывка из сказки «Федорино горе» семьи ………………
Федора: Нет, эта загадка не про меня. Меня, конечно, Федора зовут, но я ведь давно исправилась. И подарок вам принесла.
Ведущая: Какой подарок?
Федора: Вот большую книгу. Здесь сказок видимо – невидимо. И все их написал Корней Иванович Чуковский. Давайте посмотрим. (открывает книгу -в ней нет страниц) Как же так! Все страницы были на месте. Куда же они пропали? Вы их не видели? (Обращается сначала к детям, потом к родителям, затем к ведущей)
Ведущая: Нет, не видели. Кажется, странички из этой книжки убежали.
Федора: Но почему?
Ведущая: Мне кажется, что ты Федора не совсем правильно с книгой обращалась. Дети, расскажите Федоре, как надо правильно обращаться с книгой?
Дети: Книгу надо беречь, брать чистыми руками, страницы не мять, не рвать.
1 р-к: В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова «Будем с книгою дружить».)
Федора: Ой, сколько трудных правил. Как же мне быть? Что же мне теперь делать? Помогите мне, ребята.
Ведущая: Ребята, поможем Федоре вернуть страницы из книги?
Дети: Поможем.
Ведущая: Но это будет нелегко. Ведь нам с вами надо вспомнить все сказки, которые жили в этой книге. Попробуем вспомнить – добавляйте недостающее слово в названии стихов и сказок писателя К.И. Чуковского:
«Муха – … (Цокотуха)», «Котауси и … (Мауси)», «Федорино…(горе)», «Краденое…(солнце)«, «Чудо -…(дерево»), «Приключения… (Бибигона)», «Ай…- болит»), «Теле-….(фон)», «Мой…(додыр)», «Кро….(кодил)».
Очень хорошо, названия мы с вами вспомнили. Посмотрите на наш экран – там появилась первая страница – «Федорино горе». Слайд № 1
Я вторая страничка,
Страничка – невеличка,
Я из книжки убежала,
Всё плутала я, плутала.
Но позвали вы меня,
Вот я здесь, мои друзья!
Ведущая берет 2 страничку и вкладывает ее в книгу.
Ведущая: А вы знаете, какая была самая первая сказка К.И. Чуковского? Самую первую сказку Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. Он вместе с сынишкой ехал в поезде, мальчик плохо себя чувствовал, плакал, и папа, чтобы его утешить, стал сочинять для него сказку про крокодила, который по городу ходил и по-турецки говорил – «крокодил, крокодил, крокодилович». Сказка «Крокодил» ….. К.И. Чуковский написал много сказок, где любимым персонажем являлся крокодил. Слайд № 2
Выбегает девочка – страничка:
А на моей страничке,
Страничке – невеличке,
Сказка «Крокодил» живет,
И зовет меня, зовет.
Ты беги скорее к детям,
Там добром тебя все встретят.
Ведущая берет 3 страничку и вкладывает ее в книгу.
Ведущая: Федора, посмотри мы уже 3 страницы из твоей книги нашли.
Федора: Ой, как я рада, мои странички возвращаются. Спасибо вам. А я вот припоминаю стихи из моей книги, только вот из какой же это сказки?
«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!»
Дети: «Муха – Цокотуха» Слайд № 3
Дети исполняют рус. нар. песню «Как у наших у ворот»
Федора: Правильно, правильно!
Инсценирование отрывка из сказки «Муха – Цокотуха» - семья………
Дети исполняют танец «Насекомых»
Выбегает девочка – страничка:
На моей страничке,
Страничке – невеличке,
Муха – Цокотуха весело поет,
Всех гостей к себе зовет.
Ведущая берет 4 страничку и вкладывает ее в книгу.
Ведущая: Всю свою жизнь Корней Иванович прислушивался к веселым словам и выражениям, которые говорят дети. Он часто ходил в гости к детям – в детские сады и школы, на праздники книг. Из собраний своих записей детских высказываний он создал известную книгу, которая называется «От двух до пяти». Эта книга много раз издавалась не только в нашей стране, но и во многих других странах всего мира.
Узнайте, из каких сказок эти строчки:
1. «Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!» («Бармалей») Слайд № 4
Мальчики исполняют танец «Бармалейчиков»
2. «И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А коры все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи» («Айболит») слайд № 5
Инсценирование отрывка из сказки «Айболит» - семья ………..
3. «Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица». («Мойдодыр») Слайд № 6
Инсценирование отрывка из сказки «Мойдодыр» - семья……………..
4. Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете? («Чудо – дерево») Слайд № 7
Выбегают 4 девочки – странички:
Мы странички – сестрички,
Так бежали, так спешили,
По полям, по долам,
В гости к вам…
Федора обнимает девочек:
Вот они мои странички, как я рада, что вы вернулись.
Вы могли заблудиться,
В болото провалиться
Намокнуть под дождем,
Холодным, серым днем.
Ведущая берет 4 странички и вкладывает их в книгу.
Слышится звон телефона, лежащий на одном из столов.
Инсценирование отрывка из сказки «Телефон» - семья ………..Слайд № 8
Выбегает девочка – страничка:
Все мои сестрички здесь,
А гостей – то тут не счесть,
Двух сестричек я найду,
К вам на праздник приведу.
Приводит еще двух девочек:
1 д-ка: Отгадайте-ка, ребятки,
Вы еще одну загадку:
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Страшно стало и темно
В летний полдень за окном.
Отчего же свет затмило?
Не вина ли крокодила?
Звери сбились все с пути.
Им до дому не дойти.
В темноте, бедняги, рыщут
И своих детишек ищут
Просят звери: - Косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!
Будет свет во всех оконцах
В сказке…. («Краденое солнце»)
Инсценирование отрывка из сказки «Краденое солнце» - семья ………
Слайд №9
2 д-ка:
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше
Вот этакой маленькой мыши. (Бибигон)
Выступление семьи …………….. Слайд № 10
Ведущая берет 3 странички и вкладывает их в книгу.
Ведущая: Ну вот, книга почти готова. Но для того, чтобы ее было интересно читать, чего же в ней не хватает? (Иллюстраций) Да, правильно. И сейчас я вам предлагаю самим нарисовать иллюстрации к книге К.И. Чуковского по сказкам, странички которых мы сегодня с вами нашли.
Дети с родителями рисуют иллюстрации по сказкам « Муха – Цокотуха», « Котауси и Мауси », «Федорино горе», «Краденое солнце», «Чудо - дерево», «Приключения Бибигона», «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Крокодил».
Ведущая: Теперь книга готова! Федора, мы помогли тебе найти странички, которые от тебя убежали. Теперь ты поняла, как надо обращаться с книгой?
Федора: Ой, спасибо, вам! Как вы мне помогли, добрые ребята и ваши добрые родители. Теперь я никогда не буду брать книги грязными руками, не буду мять и рвать странички. А если это вдруг произойдет, я сразу же вылечу свою книгу – заклею её, оберну обложкой и буду пользоваться специальными закладками.
Ведущая: Посмотрите, какая у нас получилась замечательная иллюстрированная книга. Ведь только вместе дружно и сообща мы смогли помочь Федоре. А я хочу пожелать вам – читайте книги вместе со своими детьми, учите бережному отношению к книге и будьте счастливы и здоровы. Всем спасибо!
Дети встают полукругом у центральной стены, родители встают каждый за своим ребенком.
Перекличка:
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать - ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам -
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать -
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо -
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)
Заключительная песня: «Моя семья» А. Ермолова Слайд № 11(на котором родители вместе с детьми читают книгу)
Цели:
Оформление:
- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.
- « Если стихи,невозможно ни петь, ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.
Предварительная работа :
(31.03.1882 – 28.10.1969)
Путешествие по сказкам Чуковского
Цели:
Оформление:
- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.
- « Если стихи,невозможно ни петь, ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.
Предварительная работа :
Вед:
Добрый день ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины, а еще:
Реб:
Сегодня мы отметим юбилей
Того, чья лира
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И наша "Муха- цокотуха"
Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. Правильно:
Корнея Ивановича Чуковского!
Ему в этом году исполнилось бы 130 лет. Он
родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
Корней Иванович Чуковский - это его литературный псевдоним, о настоящее его имя Корнейчуков Николай Васильевич. Когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и мать с двумя детьми вынуждена была переехать жить в г.Николаев затем Одессу. Где и прошли его детские и юношеские годы.
С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы.
Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения, т.е. от детей из бедных семей.
С юношеских лет Корней Иванович вёл трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.
По профессии Корней Иванович - литературный критик писал критические статьи о литературе, поэт, мемуарист, переводчик и сказочник.
Его литературная деятельность началась в 19 лет (1901 году) в газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи и фельетоны на самые разные темы.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец в такт стука колёс стал сочинять ему сказку,:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил!
По- турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович
Мальчик перестал плакать и заснул. Прошло 2-3 дня, сын выздоровел, и тогда
оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Так появился «Крокодил».
Эта сказка была самой первой.
В 50-х годах Корней Иванович с женой, Марией Борисовной, переселились из Москвы в дачный подмосковный поселок Переделкино . Среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Реб:
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться:
Вед: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в библиотеку, но не обычную, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.
Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой ваш вопрос.
Звучит музыка. За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова" . Раздается телефонный звонок.
Сова:
Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.
Сова: Кто говорит? (Слушает и обращается к детям)
Вот такая дребедень
Целый день.
Динь – ди -.лень, динь – ди -.лень, динь – ди -.лень.
Сова(загадочно): А вам, ребята, я хочу сказать, что в этой стране живут сказки Корнея Чуковского.
А дверца в эту сказочную страну находится вот за этой волшебной книжной выставкой. Вы готовы к встрече со сказкой?
Дети:
Да!
Реб:
Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней.
Звучит музыка.
Вед.: Ребята, посмотрите, а у самых у ворот Чудо-дерево растёт.
Стих: « Чудо – дерево» (Читают дети 2 класса)
Вед: Ребята, а кто знает стихотворение Корнея Чуковского, которое он написал для своей дочки, и называется оно: «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?
Выходит девочка с лейкой в руке, снимает туфельку с ноги и начинает как бы поливать ее читая стихотворение:
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
«Расти, туфелька моя,
Расти маленькая.
Уж, как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево.
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву бежать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать «Ай, да
Мурочка,
Ай, да умница».
Вед: Ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем снять с дерева башмачки и посмотрим, что там выросло?
Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского
Дети по очереди снимают с дерева «сапожки» и читают написанные на них загадки.
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. ……………. (Яйцо и цыплёнок)
Чудесный паровоз
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл! ………………… (Пароход)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю. ……………
…………. (Рот и Зубы)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматова. …………………… (Зеркало)
Зубастая загадка
Хожу – брожу не полесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. ………………… (Расчёска)
Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они везят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! ………………… (Коньки и лёд)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! …………… (Крапива)
Вед: Я предлагаю вспомнить ещё одно стихотворение Корнея Ивановича про Мурочку. В этом нам помогут все ребята. (Дети встают и показывают действия Мурочки движениями рук и ног)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
Это – ёлочка мохнатая,
Это – козочка рогатая,
Это дядя с бородой,
Это дом с трубой.
Ну, а это что такое?
Непонятное, чудное
С 10-тью ногами,
С 10-тью рогами.
Это Бяка – Забияка Кусачая.
Я сама её из головы выдумала.
Что ж ты бросила тетрадь
Перестала рисовать?
«Я её боюся».
Раздается шум, звон.
Вед:
А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам?
Выбегает Грязнуля.
Сценка «Мойдодыр»
Грязнуля: (разводит руками)
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(подбегает к столу, на нём свечка и книжка привязанные за ниточку, ниточку дёргают и они срываются с места)
Я за свечку _
Свечка в печку,
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжку
Под кровать.
Вед (реб): Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(Появляется Умывальник, грязнуля в страхе отбегает в сторону)
Вед (реб): Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
Умывальник: Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты, чернея трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Вед: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?
Мойдодыр: Я –великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Только топну я ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят
И завоют и завоют
И тебе головоломку
Неумытому дадут:
Вед (реб): Он ударил в медный таз
И вскричал:
Мойдодыр: « КАРАБАРАС!»
Грязнуля : (убегает и слышно) Ой, ой, ой!
1 мочалка: Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто! Чисто, чисто!
2 мочалка: Будет, будет трубочист
Чист! Чист! Чист! Чист!
(Грязнуля выходит чистым и опрятным, вытирается полотенцем)
Грязнуля : Мылом, Мылом, Мылом, Мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица!
Мойдодыр: (Пританцовывая гладит по голове)
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь хвалю тебя я!
Наконец – то ты, Грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Чистюля: Да здравствует мыло душистое
И полотенце душистое
И зубной порошок
И густой гребешок!
Все участники: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Вед: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
А вот и Айболит, он под деревом сидит.
Сценка «Айболит»
Вед: И пришла к Айболиту Лиса:
Лиса: Ой меня укусила оса!
Вед: И пришел к Айболиту Барбос:
Барбос: Меня курица клюнула в нос.
Вед: И прибежала Зайчиха, и закричала:
Зайчиха: Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и храмой,
Маленький заинька мой!
Вед: И сказал Айболит:
Айболит: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Вед: И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она кричит:
Зайчиха: Ну, спасибо тебе Айболит!
Звучит музыка и все «звери» танцуют, а с ними и все дети.
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,
выходит Бармалей и «звери» испуганно жмутся друг к другу.
Сценка по сказке «Бармалей»
Бармалей:
Маленькие дети
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!
Вед:
Ребята! Вы испугались Бармалея?
Ребята:
НЕТ!
Вед:
Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями.
Бармалей:
Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!
Вед: Гражданин! Веди себя потише. Всё равно никто не боится. Скажи лучше,
ты знаешь стихи Корнея Ивановича Чуковского?
Бармалей:
Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нём почему-то:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают:
Вед:
Всё понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется
«Путаница».
А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда? Что тебе не понятно Бармалей?
Бармалей:
Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети:
Кошки!
Бармалей:
Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети
:
Свинки
Бармалей:
Уточки заквакали: ква ква, ква?
Дети:
Лягушки!
Бармалей:
Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети:
Уточки!
Бармалей:
Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети:
Петух!
Бармалей:
Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться.
Вед: Наступила весна, солнце пригрело, ожила и вышла из своего укрытия
Муха – цокотуха позолоченное брюхо.
Реб: Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Звучит музыка, муха танцует с самоваром в руках.
Муха-Цокотуха: Приходите в гости
Я вас чаем напою!
Вед: Смотрите, ребята, кто ещё к нам идёт?
Сценка по произведению «Федорино горе»
Звучит музыка. Выход Федоры
Федора:
Скачет сито по полям
А корыто по лугам
Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой
(поднимает сито, кастрюлю)
Реб:
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди поищи!
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы!
Федора:
Ой, горе мне, горе!
Что же мне делать?
Дети:
Поганых тараканов по вывести
Прусаков да пауков по вымести!
Федора берёт метлу и метёт.
Реб:
А метла - то, метла весела
Заплясала, заиграла, замела,
Не пылинки у Федоры не оставила.
Тараканов за ворота отправила.
Федора:
Спасибо всем вам за совет.
Я вот что хочу сказать, по дороге я нашла мешок с вещами, а вещи в нём не мои. Помогите найти их владельца,
Вед: Ребята поможем вернуть вещи на своё место?
Нужно
вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Игра:
« Мешок с потерянными вещами»
Вед:
Все эти вещи мы отдадим нашей мудрой Сове – библиотекарю и она их вернёт в сказки.
Вед:
А наше с вами путешествие подошл
о
к концу. Мы с вами вспомнили многие сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Реб:
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в детской библиотеке.
Реб:
Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Вед: Ребята, почти все из вас участвовали в отгадывании кроссворда и викторины по произведениям Корнея Чуковского и сейчас мы подведём итоги. Победителей просим выйти для награждения. И так, приглашаются ……………..(награждение детей правильно ответивших на вопросы кроссворда)
Вед:
Наш праздник мы посвятили юбилейному дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда.
Девчонки и мальчишки,
Всегда читайте книжки
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки!
Сценарий праздника, посвященного дню рождения Корнея Чуковского.
Ход праздника
Учитель:Щёточка усов, смеющийся взгляд
Рядом с ним всегда было много ребят.
Поэта ласково Чукошей называли
И наизусть все его сказки знали. (Арчвадзе Ю. Д.)
Дети читают стихотворение "Дедушке Корнею"
1-й ученик:
Тара-ра! Тара-ра!
Праздник с раннего утра.
135 лет со дня рожденья чародея
Сказочника доброго Корнея.
2-й ученик:
Для девчонок и мальчишек
Написал он много книжек.
И поэтому с утра
Веселится детвора.
3-й ученик:
Веселится вместе с детворой
И сказочный народ
Радуется, в пляс идёт,
Громко песенки поёт.
4-й ученик:
Воробей и Таракан
Бьют в огромный барабан.
Пляшет Муха с Комаром,
С Цинцинелой Бибигон.
5-й ученик:
С Мойдодыром Айболит,
С Каракулой синий кит.
Ни лаптей, ни сапог не жалея,
Пляшет бабушка Федора с Бармалеем.
6 ученик:
Мурочка и Крокодил,
Тот, что солнце проглотил.
А с Топтыгиным и Лиса.
Вот такие чудеса!
7-й ученик:
На поляне стол накрыт,
Самовар уже кипит.
Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче сказочник
Чуковский именинник!(Арчвадзе Ю. Д.)
Учитель:
Книжки Корнея Ивановича Чуковского уже много-много лет дарят нам радость. В них происходят необыкновенные чудеса. Его весёлые, забавные стихи можно распевать, а сказки читать и перечитывать в любом возрасте.
Давайте ещё раз окунёмся в удивительный сказочный мир Корнея Чуковского.
Викторина "Угадай название сказки"
Автор Арчвадзе Ю.Д.
Он показал мальчишке целый мир
Мочалок, пасты, гребешков и мыла.
Кого герой потом благодарил?
Великого чистюлю … («Мойдодыр»)
Инсценировка сказки "Муха-цокотуха"
Ученик:
Мы сказки Чуковского любим и знаем.
С удовольствием сказки эти читаем.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал их все дедушка …
Дети хором:
КОРНЕЙ!
Учитель:
Добро побеждает зло - девиз сказок Корнея Ивановича Чуковского. Они учат нас радоваться, сопереживать, сострадать. Без этих качеств человек - не человек. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь"
Дети исполняют песню (на мотив песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна
С детства мы с нею все знакомы
Сказок она полна.
Мы к сказкам в гости постучимся
Встретим чудес много в них
Гуляют по сказкам небылицы
И волшебства много в них.
Припев:
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.
Сказки Чуковского добрые, милые
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.
Здесь чудо-дерево большое
А под ним океан
Здесь есть акула Каракула
И Таракан великан.
Здесь Бармалей живёт и Муха,
Здесь Мойдодыр живёт
Здесь Бибигон отважный ходит
И Айболит вас ждёт.
Припев:
Как хорошо, что жил на свете
Сказочник мудрый Корней
Умных и добрых книжек много
Он написал для детей.
В гости дружок, приходи скорее,
Сказки его читай.
Будешь послушнее, мудрее,
Ты это твёрдо знай.