“Герой нашего времени” – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”.
Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.
Печорин главный герой романа, является социальным
Типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.
В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешено гоняется за жизнью”, но ничего от нее не получает, а Онегин просто “плывет по течению”.
Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер.
В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.
Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.
В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” – это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.
В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.
Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой.
Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется.
Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.
Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий.
Печорин “бешено гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.
Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.
Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина.
История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).
Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя.
Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.
Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.
Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.
Тут же мы узнаем о женах местных начальников, “хозяйках вод”: “…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.
Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина.
Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
Таким образом, “водяное общество” – не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века,
(No Ratings Yet)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
В приведённом отрывке ясно прослеживается неприязнь Печорина к представителям «водяного общества». Чем это объясняется и в чём выражается?
«Водяное общество» — так называют представителей дворянства, приехавших на Кавказ на воды, на отдых и лечение. В то же время это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства со свойственными им нравами, традициями, ценностями.
По социальному происхождению Печорин близок к ним, однако герой испытывает неприязнь к этим людям. Многое в них его раздражает: то, что они с «негодованием отвернулись», увидев на герое армейские эполеты; их постоянная скука, высокомерие, «глубокое презрение к провинциальным домам», мечты о столичных аристократических гостиных. Герой видит, как эти «любители видов » «торчали» здесь. Он подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам, их страсть к чинам, праздное времяпреповождение. Одни женщины не вызывали в нём раздражение, они казались ему милыми, хотя автор и здесь говорит с иронией, ведь милость дам обусловлена тем, что «всякий год их обожатели сменяются новыми».
Таким образом, неприязнь Печорина к «водяному обществу» вызвана тем, что он не принимает их образ жизни, поведения, ценности, ему скучно среди них. Печорин значительно умнее их, видит их душевную пустоту, пороки и изъяны каждого, воспринимает это общество враждебно, чувствует себя одиноко среди этих людей, хотя и сам имеет многие черты, свойственные представителям «водяного общества».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
(455 слов) Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых представляет собой зарисовку общества того времени. Так, произведение «Княжна Мери» знакомит нас с отдыхающими «на водах» в Пятигорске. Это в основном дворяне – местные и прибывшие из столицы. Их поведение отражает традиции, быт и нравы описанной в повести эпохи. Печорин и «водяное общество» постоянно оказываются по разные стороны баррикад. Но есть ли у них схожие черты? Как Лермонтов видел своих современников глазами главного героя?
Кажется, Печорин презрительно относится к отдыхающим. Он замечает, что они друг другу завидуют, распускают слухи, плетут интриги. Так сложилось за долгие годы взаимоотношений представителей разных слоёв. Люди «на водах» как бы отстраняются от светского общества. Но они уже настолько привыкли вести себя commeilfaut, что моментально преобразиться у них не получается. Да и вряд ли дворяне хотят изменений. Некоторые герои, впрочем, выделяются на фоне других. Так, Грушницкий в повести – будто пародия на Печорина. Герой очень самолюбив, романтичен, непрактичен. Его склонность строить воздушные замки доходит до абсурда, до безрассудства, и в том числе поэтому он решает участвовать в дуэли. Это явный антипод Печорина, постоянно ищущий и жаждущий романтики в бытовых ситуациях, но не умеющий проявить себя.
Образ Вернера в произведении не противопоставляется образу главного героя, а сопоставляется с ним. Молодые люди практически одинаково относятся к окружающим, проявляют скептицизм, остроумие. Но Печорин, как говорится в романе, «гоняется за жизнью». Вернера скорее можно назвать пассивным, несколько апатичным. Даже в преддверии дуэли Печорин с нежностью думает о красоте природы, а Вернер – о денежных вопросах. Как часто мы встречаем таких людей не только «на водах», но и в повседневной жизни!
А вот княжна Мери – более редкий «экземпляр» в череде светских дам. Она очень молода, неглупа, иронична, но наивна и чиста. На её фоне Печорин выглядит настоящим эгоистом. Отношения с княжной Мери становятся для героя поводом проанализировать собственное поведение, вступить в диалог с самим собой. Но любит ли он молодую женщину? Вряд ли. Для него она – одна из многих представителей «водяного общества»: умная и серьёзная, но подверженная влиянию. Другое дело – Вера. Её образ представлен автором схематично. Печорин чувствует такое одиночество и такую отстранённость, что даже когда-то единственная возлюбленная становится ему не нужна. Герой коротает время за беседами со степными помещиками, которые надменно и снисходительно относятся к военным, и встречами с «хозяйками вод», ищущими в мужчинах острый ум и пылкие сердца.
А ещё водяном обществе есть «водяная молодёжь». Юноши так же, как их предшественники, жаждут получить очередной чин, преклоняются перед прославленными военными и великосветскими богачами, танцуют с дамами сердца на балах. Это всё — то же столичное общество. Впрочем, столичное ли? Скорее провинциальное, мечтающее «дотянуться» до столицы, как можно больше походить на истинных дворян. Потому и автор, и его герой с иронией относятся к происходящему, а мы, читатели, получаем возможность поразмыслить о проблемах взаимоотношений личности и общества.
Водяное общество – это представители дворянства, которые лечатся и отдыхают на кавказских минеральных водах. Среди них есть приезжие, а так же и местные жители. Об их образе жизни на водах повествует глава «Княжна Мэри». Печорин противопоставляет себя водяному обществу, считает себя выше других, но он один из них.
Молодой офицер приезжает в Пятигорск и первыми на его улицах встречает семейства провинциальных дворян – степных помещиков. Печорин догадывается о месте их жительства по старомодным потертым сюртукам мужчин. Их цель приезда – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы, поэтому жены и дочери степных помещиков, в отличие от глав семейств, одеты в изысканные наряды. На каждого новенького приехавшего в Пятигорск они смотрят с любопытством, пытаясь разглядеть в нём потенциального жениха.
Жены местных чиновников встречают гостей иначе. Для их курортных романов хороши не только штатские, но и военные кавалеры.
Есть ещё особенный класс – это франты. Они пьют, но не минеральную воду, гуляют мало, почти не ухаживают за дамами, жалуются на скуку. Франты выражают презрение ко всему провинциальному и мечтают о столичном высшем свете, но их туда не пускают.
Печорин с насмешкой наблюдает за нравами водяного общества, выбирая жертву для своих интриг. Ею становятся юнкер Грушницкий и хорошенькая княжна Мэри.
Молодой армеец - представитель франтов. Это недалёкий человек, любитель внешних деталей. Грушницкий прячет свою сущность за эффектной позой, пространными вычурными речами. Он любит производить эффект на окружающих, изображая из себя страдальца, мечтая стать героем романа. Самолюбие не позволяет Грушницкому отказаться от дуэли и признать свою вину в низком поступке, что приводит его к трагической гибели.
Княжна Мери – наиболее выразительный образ из дам водяного общества. Она красива, неглупа, обладает чувством юмора. Именно Мери Печорин посвящает в тайны своей души. Нравы высшего света ещё не наложили на её юный характер свой глубокий след. Княжна пока способна сострадать и любить. Печорин преподаёт ей жестокий урок, разрушает её неокрепшую душу.
Несколько особняком от водяного общества стоит приятель Печорина доктор Вернер. Он похож с главным героем независимым характером. Это единственный человек, мнение которого важно для Печорина. Вернер умён, ироничен, видит людей насквозь. В отличие от Печорина, который активно участвует в жизни, Вернер наблюдает за ней как бы со стороны. Доктор ещё более Печорина прагматичен в жизни, лишён романтических чувств. Перед дуэлью Печорин любуется красотой природы, а Вернера интересует наличие у друга завещания.
Всех представителей водяного общества объединяет чинопочитание, интриги, зависть, светские сплетни, пустое времяпровождение, духовная пустота. Оно являются копией высшего света Москвы и Петербурга.
Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.
Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени. Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию. Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.
«Водяное общество” - антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя. И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам. Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.
Вернер - только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.
Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи - раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.
Вера - нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.
Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.
«Водяное общество” - не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.
Главным героем произведения является мальчик необычайно маленьких размеров. Его рост был не больше мизинца. Однако, несмотря на это, он был очень умен, находчив и смел. Окружающие не воспринимали его всерьёз
Одним из лучших поэтов пейзажного направления, во все времена, считался Фет. Он оставил нам огромный дар, в виде своих стихов о красоте природы
Данная глава посвящена обличению крепостничества. Автор, рассматривая торговлю крепостными, показывает, насколько безнравственны и антигуманны законы Российской империи его времени, а также нравы помещиков.
Произведения Быкова все без исключения наполнены атмосферой, и пугающей точностью передачи времён второй мировой войны, времен, когда люди были вынуждены выживать и бороться за свою жизнь.
Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.
"Герой нашего времени" - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, "исследовать душу человеческую".
Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство "Героя нашего времени" заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.
Печорин – главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею "лишних людей".
В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в "Герое нашего времени" острее, чем в "Евгении Онегине", так как Печорин "бешенно гоняется за жизнью", но ничего от неё не получает, а Онегин просто "плывёт по течению".
Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть "Княжна Мери", в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.
Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях "Бэла", "Тамань" и "Княжна Мери".
В психологической повести "Княжна Мери" личность Печорина противопоставлена "водяному обществу", показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. "Водяное общество" - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении "водяного общества", их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ "водяного общества" даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.
В целом всё "водяное общество" противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.
Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.
Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин "бешенно гоняется за жизнью", Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).
Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.
Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.
Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: "...петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись".
Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, "хозяйках вод" : "...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум".
Особый класс в "водяном обществе" составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется "водяная молодежь". Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
Таким образом, "водяное общество" - не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.