Главная » Дом » Все способы настройки гитары. Все способы настройки гитары Почему звучащий камертон

Все способы настройки гитары. Все способы настройки гитары Почему звучащий камертон

Камертон-вилочка (tuning fork) был изобретен в 1711 году английским придворным трубачем Джоном Шором (John Shore) (1662-1752). Это был выдающийся музыкант своего времени, большая часть английской музыки для трубы того времени - композиторы Джордж Гендель и Генри Перселл - была написана специально для него.

Звук камертона характеризуется обедненным обертонами звучанием - остается только основная частота. Камертон может быть настроен на любую высоту. В настоящее время наиболее популярен камертон ЛЯ (А) 440Hz (колебаний в секунду), есть также камертоны Ми (Е) 329.6Hz и До (С) 523.3Hz.

Техника использования.
Я держу камертон правой рукой и "запускаю" его ударом по второй фаланге указательного пальца левой руки. Если в левой руке я одновременно держу лист или книгу - то по второй фаланге большого пальца левой руки.
Камертон звучит недолго, так что, чем раньше он окажется около уха - тем лучше. Правая рука располагается относительно тела таким образом, что движется, практически, только кисть. Локоть и предплечье остаются неподвижными.

Звук от камертона расходится равномерно во все стороны, так что не принципиально важно, каким боком подносить его к уху.

В некоторых ситуациях приходиться слушать камертон во время какого-либо внешнего звучания: фразы дьякона или священника, пение второго хора или народа, колокольный звон, сильный шум на улице во время крестного хода и т.п. В этом случае может помочь знание того, что звук может попадать в среднее ухо не только через ушную раковину, но и через кости черепа.
На этом основан следующий прием: держа, как обычно, камертон большим и указательным пальцами, "заводим" его. Подушечкой (под мизинцем) ладони закрываем плотно ухо, а рукоятку звучащего камертона прикладываем к голове за ухом - в районе затылка. Таким образом, ухо не слышит внешних звуков, а слышит только звук камертона. Весь этот трюк делается одной рукой, даже тренироваться не придется.

Что делать не надо.
Приходилось видеть, как хоровые дирижеры, прежде чем поднести камертон к уху, ударяют его несколько раз подряд - надеются, наверное, что звук будет сильнее... Этого не случится, т.к. каждый следующий удар гасит колебания предыдущего.

Иногда видел, как бьют камертоном по ноге или по тряпочной спинке стула - совершенно неэффективно.

Также, не нужно бить по деревянным или металлическим поверхностям. Во-первых, раздается резкий звук от удара, а во-вторых, поверхность камертона повреждается.

Поиск тональности.
Сам процесс задавания тональности сводится к слушанию эталонной высоты камертона и построению от нее нужной тональности - обычно, в виде трезвучия.
На практике, чтобы пользоваться камертоном, достаточно научиться строить мажорное и минорное трезвучие от любой ноты вверх и вниз. Также, нужно научиться строить малую и большую секунду от Ля вверх и вниз.

В дальнейших примерах речь пойдет об использовании камертона Ля.

1. Самыми простыми будут тональности, в которых Ля входит в тоническое трезвучие верхней или нижней нотой. Как тоника в ля мажоре-миноре и как квинтовый тон в ре мажоре-миноре.
Слушаем Ля и строим от нее соответствующее трезвучие вверх или вниз.

Здесь и далее нотные примеры даны в виде схемы. На практике, в зависимости от диапазона голоса регента, высоты тональности, а также от половой принадлежности теноров (см. о тоновом напряжении в статье Е. Кустовского " "), тон может задаваться по разному.

2.Тональности, которые строятся на основе большой секунды от Ля.

Для ми мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как квинтовый тон, трезвучие вниз.
Для си мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как тонику, тоническое трезвучие вниз.
Для до мажора-минора строим большую секунду вниз от Ля - нота Соль, и от нее вниз трезвучие.
Для соль мажора-минора, опять же, большая секунда вниз, а затем трезвучие вверх.

Собственно, все эти комбинации можно просто запомнить в виде некой попевки.

3. Тональности, которые строятся на основе малой секунды от Ля.

Назвав Соль диез Ля бемолем, мы получим тональности реb мажор-минор и ляb мажор-минор.
Из приведенных в этом разделе примеров, в церковной практике используются лишь сиb мажор и - реже - миb мажор и ляb мажор.

4. Отдельно от этой стройной системы стоит сверхпопулярная тональность фа мажор.
Ее можно построить или через большую терцию вниз от Ля, или через малую терцию вверх от Ля. Кому как удобнее.

Построение фа мажора-минора можно, также, просто запомнить - выучить, как попевку.
Если придется столкнуться с фа# мажором-минором: можно или строить малую терцию вниз или большую вверх от Ля (далее, по аналогии с фа мажором), или, просто, найти Соль, сдвинуть на пол-тона вниз и построить нужное трезвучие.
Некоторые из описанных выше тональностей - си мажор, до-диез мажор и другие - в нотах церковной музыки практически не встречаются вовсе. Но приходится иногда сталкиваться с ними при транспонировании.

Во время службы камертон используется периодически, в остальное время, если держать его в пальцах, он мешает листать ноты, двигать книги, и т.п. В то же время он должен быть всегда под рукой и мгновенно доступен.
Я нахожу неудобным класть его на подставку для нот или в карман. На подставке он будет либо мешать переворачивать страницы книг или нотных сборников, либо окажется под ними. Из кармана брюк или рубашки камертон-вилочку очень неудобно доставать: обычно он застревает поперек кармана.
Для меня оказалось удобным вешать камертон на брючный ремень.

Звучание камертона можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу. Этот прием может пригодиться на репетициях для проверки детонации (съезжания).

Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра. Некоторые интервалы этого ряда положены в основу музыкальных строев и регламентируют их внутреннюю структуру, способствующую выявлению качественных отличий между разными строями.

Строем называется система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точно определенной высоты какого-либо одного звука. В большинстве случаев таким звуком-ориентиром служит ля (а) первой октавы, частота колебаний которого в настоящее время установлена в 440 Гц (при температуре воздуха 20°С). Именно эта высота данного звука и является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов, а также определяется высота и остальных звуков музыкальной системы.

Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном* [Камертон был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шаром. Первоначально высота настройки издаваемого им звука ля первой октавы соответствовала 119,9 Гц. Однако с того времени высота настройки камертона непрерывно повышалась, доходя порой до 453 и даже 466 Гц (в Парижском и Венском оперных театрах), что вызвало резкие протесты вокалистов. В 1885 г. в Вене был установлен международный эталон основного тона музыкальной настройки, по которому ля первой октавы равнялось 435 Гц. Он просуществовал до середины 30-х годов XX века, когда был установлен новый эталон тона ля первой октавы, равный 440 Гц. Увеличение числа колебаний до 440 Гц способствовало заметному повышению яркости звучания оркестровых инструментов, и, следовательно, оркестра в целом, что прежде всего сказалось при исполнении произведений симфонической музыки. Очевидно, именно поэтому новый строй стал называться «оркестровым». В настоящее время вновь наблюдается тенденция к дальнейшему повышению оркестрового строя до 442-444 Гц, однако это вступает в противоречие с физическими возможностями певческих голосов.] - никогда не расстраивающимся инструментом, издающим только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду* (Абсолютно точная настройка камертонов возможна лишь и условиях акустической лаборатории, оснащенной соответствующими контрольно-измерительными приборами). Обычный камертон представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, при ударе издающую звук настройки (название его обычно высекается внизу вилки): как правило, это ля первой октавы (440 Гц), реже - до второй октавы (523 Гц).

Камертон

Есть духовые камертоны в виде свистка или небольшой дудочки. Бывают также духовые камертоны, которые при помощи приспособления, изменяющего величину воздушного столба в трубке, могут издавать любой из двенадцати звуков хроматической системы.

Однако наиболее точными все же являются металлические камертоны, не подверженные влиянию каких-либо посторонних факторов (за исключением, разумеется, специальной механической обработки или больших перепадов температуры воздуха).

За последнее время получили распространение камертоны, источником звука в которых служит электрический генератop.

В основе так называемого равномерно-темперированного строя, являющегося базой для современной европейской музыки, лежит деление октавы на двенадцать равных полутонов. Раньше, до установления равномерной темперации (Равномерная двенадцатизвуковая хроматическая темперация для клавишных инструментов была введена в музыкальную практику в конце XVII века (в лютневой музыке она стала применяться ещё раньше - уже в XVI веке) и ныне, по сути дела, является общепринятой системой.), существовали другие строи. Так, в период, когда преобладающей являлась одноголосная музыка, большое значение имел пифагоров строй (наиболее древний из всех), в основу которого была положена чистая - акустически совершенная - квинта. Частоты звуков, составляющих такую квинту, относятся друг к другу как числа натурального ряда - 2 и 3. Например, ля малой октавы имеет 220, а ми первой октавы -330 Гц. Инструменты при этом настраивались несколькими ходами на чистую квинту и октаву. В строе от до это выглядело следующим образом: до 1 -соль 1 -ре 2 , ре 1 -ля 1 -ми 2 , ми 1 -си 1 и до 2 -фа 1 (в этой цепи октавные ходы и последний интервал - квинта до 2 - фа 1 - нисходящие, остальные - восходящие). В получаемой таким образом мажорной гамме все большие терции оказывались несколько расширенными по сравнению с аналогичными терциями в равномерно-темперированном строе. Такие терции звучали ярко, несколько напряженно и обостренно, и это отвечало тенденциям интонирования одноголосной музыки, особенно в восходящих мелодических ходах. Именно так и звучат III, VI и VII ступени лада в пифагоровом строе. В мелодической последовательности некоторое повышение звучания этих ступеней не вызывает ощущения фальши, не раздражает слух, а иной раз может оказаться даже незаметным. Но при сравнении гамм пифагорова и равномерно-темперированного строев эти повышения заметить легко.

Когда стало развиваться многоголосие и наряду с мелодией большое значение приобрели также аккорды, гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, так как аккорды с расширенными большими терциями этого строя звучали слишком резко, напряженно, а иногда и просто фальшиво. Расширенные большие терции, благоприятные для исполнения мелодии, оказываются непригодными для аккордовых сочетаний. Действительно, в многоголосии пифагоров строй неприемлем, тогда как в одноголосии он воспринимается как естественный. Возникшие в практике художественные требования вызвали к жизни и новый строй. Это был так называемый чистый строй, в котором большие терции акустически совершенны, то есть частоты звуковых колебаний в них соотносятся как числа натурального ряда - 4 и 5. Например, ля первой октавы будет иметь 440 Гц, а лежащий выше его до-диез - 550 Гц. В чистом строе большие терции (по сравнению с пифагоровым и равномерно-темперированным строями) несколько сужены. Мелодические большие терций, построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы, в чистом строе кажутся очень узкими и не удовлетворяют музыкальный слух, но в аккордах эти натуральные большие терции звучат очень хорошо. Поэтому интонации чистого строя находят применение в многоголосии (например, в ансамблях и хорах), для интонирования же мелодии чистый строй непригоден.

Совершенно очевидно, что и пифагоров, и чистый строй не могли полностью удовлетворить музыкантов. Сменивший их равномерно-темперированный строй, в котором все двенадцать звуков расположены по равномерным интервалам - полутонам, являющимся наименьшим высотным соотношением между соседними звуками, устраняет недостатки чистого и пифагорова строев и поэтому является лучшей базой для настройки многих музыкальных инструментов. Однако, с другой стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на смычковых и щипковых струнных инструментах (тех из них, которые не имеют так называемых ладов или порожков), а также на духовых инструментах, то есть на инструментах со свободной интонацией, наряду с интервалами равномерно-темперированного строя широко используются интервалы пифагорова и чистого строев, а также интервалы других значений. Выбор их зависит от мелодической и гармонической организации музыки, от роли того или иного звука в музыкальном контексте, от того, в частности, входит ли данный звук в мелодическую последовательность, или он в большей степени является аккордовым звуком. Такие небольшие отклонения от точных значений высоты в равномерно-темперированном строе в музыкальной практике являются не исключением, а правилом, и они не вызывают ощущения фальши, что обусловлено зонной природой* [Практически воспроизводимые во время пения, игры или настройки музыкальных инструментов звуки являются лишь большим или меньшим приближением к требуемой высоте, достигая при этом одной из частот в пределах зоны колебаний, соответствующей тому или иному звуку. Дело в том, что каждый звук может быть выражен не одной, а несколькими близкими величинами частот колебаний в секунду, вместе образующими так называемую зону. Например, ля первой октавы в идеале должно всегда иметь 440 Гц, однако и 439, и 441 Гц будут соответствовать тому же самому ля, только в первом случае этот звук окажется чуть ниже, а во втором - чуть выше эталона. В процессе исполнения музыки такие незначительные отклонения от установленной для данного звука нормы колебаний слухом почти не ощущаются, а потому и не оказывают решающего влияния на восприятие высоты звука.] восприятия высоты.

Однако это вовсе не означает, что музыкальный слух не способен замечать такие отклонения от акустически точной высоты.

Чувствительность к различению небольших звуковысотных сдвигов у людей с хорошим слухом очень высока. Музыкант может заметить отклонения, равные пяти-шести сотым долям полутона (или центам, как они называются в акустике), хорошие же настройщики способны порой замечать отклонения в один-два цента. Такие небольшие звуковысотные изменения в сторону повышения или понижения звука могут быть вполне заметны, разумеется, лишь для высокоразвитого и весьма хорошо тренированного музыкального слуха. Отсюда следует, что каждому музыканту необходимо неустанно работать над развитием тонкого интонационного слуха, так как в художественном исполнении звуковысотные нюансы применяются очень широко, как одно из средств музыкальной выразительности.

Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.

Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов . При пении хора а капелла (то есть без инструментального сопровождения) хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

История

См. также

  • Тюнер для настройки музыкальных инструментов

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Камертон" в других словарях:

    Камертон … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРТОН от лат. camera, и tonus, тон.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Камертон - Камертон. КАМЕРТОН (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Современная энциклопедия

    - (нем. Kammerton) прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Большой Энциклопедический словарь

    КАМЕРТОН, камертона, муж. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом… … Толковый словарь Ушакова

    КАМЕРТОН, а, муж. Металлический инструмент, издающий при ударе звук, к рый является эталоном высоты при настраивании инструментов, в хоровом пении. | прил. камертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «КАМЕРТОН», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1979, цв., 115 (тв) мин. Школьный фильм. Девятиклассники разбираются со своими проблемами.Одесский вариант фильмов Д.Асановой.Использованы рисунки Нади Рушевой. В ролях: Елена Шанина (см. ШАНИНА Елена… … Энциклопедия кино

    - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно изстали и имеет вид вилки с двумя совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    камертон - а, м. Прибор в виде упругой стальной двузубой вилки, издающей при ударе звук определенной частоты, условный тон для настройки инструментов. [Я] придумал симфонию. Я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам (В.… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Камертон , Алексей Петров. Феонин находит наконец халтуру у контрабандистов, перевозящих загадочное вещество камертон. Но готов ли он к тому, что его команда будет состоять из странных существ, которые от скуки сходят…

Камертон (в переводе с немецкого «комнатный звук»)- это прибор, который максимально точно воспроизводит звук ля первой октавы. С помощью камертона настраивают музыкальные инструменты. Также им пользуются хормейстеры, чтобы задать тональность хору, исполняющему произведение а капелла. Камертоны могут быть как механические, так и электронные и акустические.

Камертон изобрёл в 1711 году английский трубач Джон Шор. Он представлял собой небольшую двузубую вилочку, сделанную из металла. При ударе по камертону, концы её начинали вибрировать, причём частота вибраций достигала 420 колебаний в секунду. Звук, издаваемый камертоном, соответствовал ноте ля, от которой, с тех пор, стало принято настраивать музыкальные инструменты и хор.

В наши дни камертон является незаменимой вещью для музыкантов, особенно часто им пользуются скрипачи. Струны скрипки, при механическом воздействии на них (т.е. во время игры), быстро нагреваются и, как следствие, изменяется сила натяжения струн, и скрипка расстраивается. И чтобы не играть на расстроенном инструменте, скрипачи, при помощи камертона, его настраивают.

В симфоническом оркестре понемногу отходят от использования камертона – его роль выполняет деревянный гобой, у которого чистота звука не зависит от температурных изменений. Но если оркестр играет концерт, в котором сольную партию исполняет рояль, то все инструменты настраиваются под него. Рояль же, в свою очередь, тщательно настраивается при помощи камертона.

Чтобы камертон зазвучал, необходимо знать элементарные правила его использования. Камертон нужно взять за самый край ручки и слегка ударить одной стороной о твёрдую поверхность (можно о палец). Если всё сделано правильно, он издаст звук. Чтобы более точно его услышать, звучащий камертон желательно поднести к уху.

Смешное и любопытное на нашем сайте





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта