Главная » Дом » «Утро в сосновом лесу». Иной взгляд на шедевр Шишкина. Реальная история создания картины "Утро в сосновом бору" (из цикла "Вятка - родина слонов") Иван шишкин утро в сосновом лесу

«Утро в сосновом лесу». Иной взгляд на шедевр Шишкина. Реальная история создания картины "Утро в сосновом бору" (из цикла "Вятка - родина слонов") Иван шишкин утро в сосновом лесу

Иван Шишкин - это не только "Утро в сосновом лесу", но у этой картины есть своя интересная история. Начать с того - кто на самом деле нарисовал этих медведей?

В Третьяковке их называют "блокнотики". Потому что маленькие и потрепанные, с подписями - ученика Шишкина или просто "Ша". Лишний раз не листают - даже таким невзрачным с виду им нет цены. Из семи один пустой - полвека назад бывший хозяин его в частные руки продавал. Отрывая по листочку. Так выходило дороже. Внутри наброски будущих шедевров и… опровержения досужих пересудов - попробуйте докажите теперь, что Шишкин писал только лес …

Нина Маркова старший научный сотрудник Третьяковской галереи: "Разговоры о том, что Шишкин не умел рисовать животных, человеческие фигуры - миф! Начнем с того, что Шишкин учился у анималиста, поэтому коровки, овечки все это у него прекрасно выходило".

Эта животная тема еще при жизни художника стала животрепещущей для ценителей искусства. Почувствуйте разницу, говорили они - сосновый бор и два медведя. Едва различимы. Это рука Шишкина. А вот другой сосновый лес и две подписи внизу. Одна почти затерта.

Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он.

Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил.

Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей".

"Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу.

Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами".

Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы.


Жанровая живопись во все эпохи считалась самым ярким отображением жизни людей и окружающей их действительности. Поэтому всегда был так чрезмерно велик интерес зрителей к этому виду изобразительного искусства. И сегодня хотелось бы показать читателям великолепную галерею сюжетных картин известного русского художника-передвижника Константина Савицкого , подарившего потомкам частичку истории России 19 века. А еще рассказать об легендарной истории соавторства с Иваном Шишкиным, которое собственноручно аннулировал Павел Третьяков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414246.jpg" alt="«Утро в сосновом лесу». Совместная работа Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Третьяковская галерея." title="«Утро в сосновом лесу». Совместная работа Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Третьяковская галерея." border="0" vspace="5">


И, вспоминая об этом талантливом мастере, нельзя не упомянуть об одной щекотливой истории из его жизни. Многие знают, что именно Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу». Изначально даже в углу холста стояло два автографа - Шишкина и Савицкого. Однако фамилию второго автора собственноручно стер Павел Третьяков, купивший «Утро» для своей галереи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417441.jpg" alt="Охотник.

А казус с удалением второго автографа произошел скорее всего по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, возмущенный меценат приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок Третьякова никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416499.jpg" alt="Тёмные люди.

В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.

Несколько страниц из биографии художника

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был человеком исключительного ума и таланта, гениальным русским жанровым живописцем-реалистом, академиком, членом Товарищества передвижных художественных выставок, первым директором Пензенской художественной школы. Ему довелось жить и творить в эпоху политических и социальных передряг, что напрямую отразилось в его произведениях.

Сильные, запоминающиеся образы простых людей из народа – крестьян, рабочих и солдат стали главными героями его произведений.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417709.jpg" alt="«Панихида в 9-й день на кладбище». (1885 год). Автор: К.А.Савицкий." title="«Панихида в 9-й день на кладбище». (1885 год).

К тому времени Константин уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств, и через три года он покидает пансион и поступает вольнослушателем в класс исторической живописи. Однако был вынужден уйти практически сразу же после поступления. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем.

Два года упорной самостоятельной подготовки и Савицкий снова студент Академии. Теперь уже талантливый молодой художник успешно осваивает академический курс и очень скоро становится одним из лучших учеников академии, получив за конкурсные работы шесть серебряных и одну золотую медаль.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417940.jpg" alt="«На войну». (1888 год).

Вернувшись в 1883 году в Петербург, Савицкий начинает преподавательскую деятельность в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, перебирается в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и городской художественной школы. И нужно отметить, что на этой должности живописец проявил себя весьма профессиональным управленцем. Константин Аполлонович лично разработал учебную программу для своих учеников, которые в результате обучения получали великолепную подготовку, позволявшую лучшим выпускникам школы быть зачисленными в Академию художеств без вступительных экзаменов.

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

План сочинения:

  1. И.И. Шишкин - художник-пейзажист.
  2. Раннее летнее утро.
  3. Передний план:
    • лес;
    • сломанное бурей дерево;
    • забавные медвежата;
    • заботливая мама;
  4. Задний план (туман).
  5. Мое отношение к этой картине.

Иван Иванович Шишкин - выдающийся русский художник-пейзажист. Им создано немало картин, на которых он воспевает красоту и поэзию родных просторов. Бескрайние лесные дали, залитые солнечным светом березовые и дубовые рощи, могучие корабельные сосны….

На его полотнах удивительно точно и реалистично запечатлен разнообразный растительный мир, который, кажется, оживает под кистью мастера, дышит, дарит нам свежесть и прохладу, навевает вечернюю грусть или, наоборот, пробуждает светлую радость от созерцания прекрасного. Картина «Утро в сосновом лесу» многим из нас известна и любима с детства. Недаром она считается одним из лучших произведений Шишкина.

На картине изображена большая семья медведей. Ранним летним утром три маленьких медвежонка и их мама-медведица вышли погулять. Солнышко только ещё восходит. Оно нежно озаряет верхушки огромных сосен. Густой туман окутывает лес. Он скоро рассеется от солнечных лучей. На небольшой полянке, где собрались медведи, он уже почти растаял.

Животные забрели в хвойный лес и случайно обнаружили старое засохшее дерево, которое сломалось во время недавней бури. Его ствол с треском разломился на две части, а огромные корни даже вывернули землю.

Медвежата, изображенные на картине, бурого цвета. Они ещё не совсем большие, озорные, косолапые. У двоих из них на шее есть беленькие воротнички. Самый храбрый из них вскарабкался почти на самый верх ствола сломанного дерева и повис на самом его краю, уцепился когтями за шершавую кору, гляди того упадет в овраг. А второй добрался только пока ещё до середины.

Ему, наверное, тоже хочется забраться повыше, но страшно. Вот он, неуклюжий, и уселся на дерево, беспомощно смотрит на маму-медведицу, не знает, что ему делать дальше. Третий, самый осторожный, залез на другую половину сломанного дерева, которая упала на склон оврага, но не скатилась в него, а зацепилась ветками за ствол соседней сосны. Медвежонок опасливо встал на задние лапы, слегка наклонил голову и прислушивается к звукам просыпающегося леса, всматривается в густой туман. Там, в тумане, качаются и шумят высокие, зеленые сосны.

Медведица большая, лохматая, бурого цвета. Как любая мама, она беспокоится за своих озорных медвежат, которые игривы и непоседливы. Она даже рычит и, наверное, предупреждает их, что они могут свалиться с дерева и должны быть осторожны. А, может, она заметила какую-то опасность и хочет предупредить о ней своих детишек. Утреннюю прогулку пора завершать и уходить вглубь леса. Она мечется от одного медвежонка к другому, темно-зеленая трава под ней вытоптана.

Художник умело передает атмосферу раннего утра в лесу. Мягкий рассеянный свет падает сквозь густые кроны деревьев и кажется золотистым. На заднем плане туман стоит пеленой, сквозь которую угадываются стройные стволы сосен. Благодаря слегка размытому фону все внимание зрителей сосредоточивается на медвежьей семье.

Мне очень нравится эта картина, потому что на ней изображен веселый и живой сюжет, а медвежата такие милые и забавные. Так и хочется с ними поиграть, погладить по мягкой бурой шерстке!

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, - самый "народный" русский художник.

В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна "Утро в сосновом лесу" перекочевали на фантики конфет.

Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.

"Заведи Сберкнижку!"

В советское время дизайн фантика не изменился, зато "Мишка" стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!". Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.

Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.

В 1950-е конфета "Мишка косолапый" отправилась в Брюссель: фабрика "Красный Октябрь" участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.

Искусство в каждый дом

Но конфетами история "Утра в сосновом лесу" не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.

© Фото: Public Domain Иван Шишкин. "Рожь". Холст, масло. 1878 год.

В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. "Утро в сосновом лесу" и "Рожь", еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.

"Мишки" попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.

В обмен на наркотики

Творчество Ивана Шишкина пользуются успехом у грабителей и мошенников. 25 января сотрудники МВД Белоруссии обнаружили похищенное в России произведение искусства в машине у наркокурьеров. Картина "Лес. Ели" 1897 года была украдена в 2013-м из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. По предварительной информации наркокурьеры привезли полотно в Белоруссию по просьбе потенциального покупателя из Европы. Стоимость картины может достигать двух миллионов долларов, однако злоумышленники планировали продать ее за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина.

В прошлом году сотрудники уголовного розыска заподозрили 57-летнюю женщину в хищении картины "Преображенское" 1896 года. Женщина получила эту работу от известного коллекционера для продажи, однако, по версии следствия, присвоила ее.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта