Главная » Дом » Репетиционный процесс в младшем хоре. В. Организация репетиционного процесса. Виды и функции репетиций Методика проведения репетиций

Репетиционный процесс в младшем хоре. В. Организация репетиционного процесса. Виды и функции репетиций Методика проведения репетиций

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей являются репетиции. В практике работы самодеятельных музыкальных коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из них имеет свои задачи и специфические особенности.
Корректурная репетиция проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции имеют свои стадии и этапы и проводятся с полным составом оркестра или ансамбля, а также по группам и индивидуально с целью детальной отработки партий.
Прогонные репетиции проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

Особенности репетиционной работы в самодеятельном коллективе

Процесс репетиционной работы с эстрадным коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главная из них - музыкально-эстетическое и творческое развитие самодеятельных музыкантов в процессе работы над произведением. Мы специально выделяем и подчеркиваем воспитательный акцент в организации репетиций в эстрадных оркестрах и ансамблях, поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным эстрадным коллективом на самодеятельные без учета их специфики.
Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных ВИД.
Особенность организации репетиционного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях заключается, во-первых, в том, что работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение. Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего как средство эстетического развития и формирования личности самого участника. Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях. Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива и, что самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом художественной самодеятельности.
Анализ практической работы самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей позволил наметить определенную организационно-методическую структуру проведения рабочих репетиций, отдельные элементы которой могут быть использованы и в репетициях другого типа. В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

ВВЕДЕНИЕ


Хоровое пение как вид музыкального искусства. Роль и значение хорового пения в жизни народа

Значение предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учителя музыки
Определяющим направлением в повышении общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Оно выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Из вышеизложенного следует, что большое значение в профессиональной подготовке учителя музыки имеют предметы дирижерско-хорового цикла.

Предметы дирижерско-хорового цикла, изучаемые студентами на музыкально-педагогическим факультете, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методику работы с детским хором, хоровую аранжировку, хормейстерскую практику с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный выбор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя детского хорового коллектива, каждый из предметов занимает в этой системе строго определенное место и решает вполне конкретные задачи.
Так, в процессе работы на хоровом классе студенты обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах -певца и дирижера, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как средства воспитания духовной культуры.
В классе дирижирования студенты приобретают знания об истории становления и развития дирижерского искусства. На практических занятиях учатся овладевать приемами собственной дирижерской техники. Под руководством преподавателя проводится работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приемов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений.

В курсе хоровой аранжировки студенты учатся приемам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке студентами осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора.
Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа студентов с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами факультета. В процессе практики студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя кора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности.

Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности.
Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижерско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трех его составляющих: во-первых, изучение истории хорового исполнительства с точки зрения анализа развития хорового искусства различных эпох, жанров, форм и стилей; во-вторых, постижение теоретических основ хорового искусства, психофизиологического механизма певческого процесса, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в-третьих, овладение методикой и практикой работы с хором.
Данный курс открывает цикл дирижерско-хоровых дисциплин и изучается на музыкально-педагогическом факультете в I семестре I курса. Теоретические знания, полученные студентами в курсе «Хороведение», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике. Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний студентов по данной учебной дисциплине.
Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных, семинарских и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и объемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. Задача семинарских занятий - закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя уровень их закрепления при проведении анализа хоровой партитуры, методы самостоятельной работы дирижера при подготовке фрагментов хоровой репетиции. На практических занятиях, при посещении репетиций хоровых коллективов, студенты знакомятся с опытом ведущих хормейстеров Республики, а также преподавателей - руководителей студенческих хоров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приемы.

Завершается изучение данной дисциплины устным экзаменом. В экзаменационные билеты включаются теоретические вопросы, задания по анализу фрагментов хоровой партитуры и по демонстрации системы вокально-хоровых упражнений и фрагментов разучивания произведений с хором. Как правило, первый вопрос билета посвящается истории хорового искусства, эволюции его жанров. Освещая второй вопрос, необходимо показать знания по теории хороведения, практике работы с хором, а также дать характеристику особенностей хорового строя и ансамбля. Ответ на третий вопрос должен продемонстрировать объем и качество выполненной студентом самостоятельной работы по подбору вокально-хоровых распеваний и упражнений, составлению программы хорового концерта, предъявлению и обоснованию проспекта хоровой репетиции.

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Тема 1. Жанры хорового исполнительства
Тема 2. Определение понятия «хоровой коллектив». Типы и виды хора. Хоровая партитура
Тема 3. Диапазоны хора и хоровых партий Регистры певческих голосов. Хоровая тесситура
Тема 4. Формирование и комплектование хоровых партий смешанного хора
Тема 5. Характеристика художественно-исполнительских возможностей разных типов хоровых коллективов
Тема 6. Состав хора и его расстановка во время репетиций и концертных выступлений

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Тема 1. Певческое дыхание, его типы и виды. Правильная певческая установка
Тема 2. Атака звука и основные типы звуковедения в хоре
Тема 3. Дикция в хоре и ее роль в раскрытии идейно-смыслового содержания хорового произведения

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
Тема 1. Хоровой строй. Методика работы над строем в хоре
Тема 2. Хоровой ансамбль. Методика работы над ансамблем в хоре.

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ ХОРА
Тема 1. Самодеятельный хоровой коллектив как вид музыкального творчества
Тема 2. Основные направления работы самодеятельного хора
Тема 3. Работа дирижера по самостоятельному изучению хоровой партитуры
Тема 4. Хоровая репетиция, методика её организации и проведения.
Тема 5. Концертная деятельность хора, ее роль и значение

Глава 6. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Общие требования к оформлению письменного анализа хорового произведения
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры использования стихотворения М. Лермонтова «На севере диком» в хоровом творчестве русских композиторов
ЛИТЕРАТУРА

Организация репетиционного процесса.

Выбрав произведение, хормейстер прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места.

Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.

Вообще полезно разучивать произведение без подигрывания на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность. Можно отметить, что многие из известных дирижёров великолепно играли на рояле, а значит знакомили певцов с новым произведением играя партитуру, как бы она звучала в хоре (А.А. Архангельский, Н.М. Данилин, М.Г. Климов) - тем самым ориентировали певцов в содержании, стиле, музыкальной форме.

Начальная работа - сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать - важно. Встречается и хоры для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри.

Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, или иначе должно быть пропето «с места» (желательно 1-2 раза), хотя бы даже с техническими и исполнительскими ошибками. При читке нот с листа хоровой коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Егоров А. Теория и практика работы с хором - М., 1951 - с.226

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность.

Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное - сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией». Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий - Машинописная рукопись.

Во-первых невозможность рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо.

Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

Таким образом можно утверждать что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Принципы подбора репертуара в детском хоре.

Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых новыков.

Репертуар должен отвечать таким требования:

1) Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так исполнение как правило бывает неудачным и вызывает недоумение зрителей.

Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующей хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ:

Инновационная деятельность библиотек

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изменить в библиотеке для того...

Межкультурная коммуникация как ключевой фактор успешного взаимодействия культур

В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов...

Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла

Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни...

Народы и культуры - развитие и взаимодействие

Обосновав формулу «личность, общество и культура как неразрывная триада», П. Сорокин аргументирует взаимопроникновение социальности и культуры в личности и деятельности каждого человека, общества в целом. На этой основе Н.И...

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше...

Научно-художественное творчество

Описание технологии варианта стрижки "Ритм" с окрашиванием волос красителями фирмы "Schwarzkopf" с последующей современной укладкой

Подготовительные работы по обслуживанию клиента: 1. Организация рабочего места: дезинфекция рабочего места, приготовление инструментов, поверка исправности электрооборудования; 2. Усаживание клиента в кресло; 3. Обговор услуги; 4...

Основные тенденции современной мужской стрижки

Стрижка волос - это самая распространенная операция, от качества которой зависит внешний вид прически и ее долговечность. Постоянное развитие моды привело к изменению как форм стрижек, так и отдельных ее элементов. Стрижки бывают: симметричные...

Основы культурологии

Результатом такого производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной...

Парикмахерские работы и их теоретико-практическое описание

Классическая простая стрижка рекомендуется для всех типов волос и различных возрастов: она одинаково хорошо смотрится на головах мальчиков и мужчин солидного возраста. Простая классическая стрижка может укладываться или зачесываться назад...

Проблемы временной и долгосрочной ассимиляции в чужую культуру

Ассимиляция - это сложный процесс. Следующие рекомендации помогут его облегчить, снять напряжение и уменьшить культурный шок: -- Необходимо иметь конкретное представление об иной культуре...

Феномен культуры

Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм...

Феномен кураторской активности в мировой художественной культуре конца ХХ - начала ХХI века

Галерея -- основной элемент структуры рынка современного искусства, которое творится здесь и сейчас, в контексте данной эпохи. Именно в ее пространстве репрезентируются новейшие тенденции, возникающие в искусстве...

В практике работы с хором распространено деление репетиций на два этапа:

1. техническое освоение произведения и его художественное осмысление;

2. раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности.

В свою очередь, в зависимости от формы и содержания работы хоровые репетиции можно разделить на две группы:

1. репетиции сводные (общие), ансамблевые, групповые по партиям;

2. репетиции ознакомительные (вводные), рабочие, заключительные и корректирующие.

Этапы рептиционной работы :

- ознакомительный (получение первой информации о новом сочинении, творческом, исполнительском замысле дирижера и освоение нотного текста)

- впевание (рабочий этап). Главная задача – достижение исполнительской свободы, осмысленности и выразительности пения каждого участника коллектива. Приемы, используемые на данном этапе: пение с закрытым ртом, пение на слог, «читка».

- исполнительский (способность певцов хора придать процессу звуковой материализации нотного текста цельность, завершенность и убедительность). Основной формой работы на этом этапе становится сводная репетиция.

Методы работы над сочинением:

1.Пропевание в замедленном темпе. Целесообразность этого приема состоит в том, что медленный темп дает певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для его контроля и анализа).

2. Остановки на звуках или аккордах. Предпосылка действия этого приема та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако благодаря тому, что он дает возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, аккорде, его эффективность выше.

3. Ритмическое дробление. Этоспособ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведет к возникновению у артистов хора ощущения постоянной ритмической пульсации. Эффективным приемом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке.

4. Использование вспомогательного материала. В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, построенным как на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

5. Взаимоотношение элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве. Наиболее правильным и эффективным будет метод работы, при котором дирижер, разучивая конкретную хоровую партию, постепенно приближает ее к характеру, близкому к замыслу композитора.

Антиметод:

- «натаскивание» (многократное повторение музыкального материала без конкретно поставленной цели) не развивает эстетическое мышление певцов.

Дирижерские приемы при работе над сочинением:

1. рабочий жест (тактирование, показ вступлений и снятий, показ звуковысотности, жесты, наглядно передающие ритмическое и интонационное строение мелодии);

2. образные жесты (жесты, передающие те или иные особенности хорового звучания: характер звуковедения, кульминация, жесты, передающие музыкально-выразительные особенности мелодии и т.д.)

Задание № 6.

Произведите рефлексию собственной деятельности (после каждой из 6 репетиций в устной форме руководителю практики).

Соотнесите поставленные цели с результатами деятельности; оцените выбранные и использованные Вами методы работы и их эффективность; назовите причины возможных неудач в проделанной работе.

Задание № 7.

Продирижируйте данное сочинение в концертных условиях, используя соответствующие дирижерские приемы.

В условиях концертного выступления особое значение приобретает дирижерское мастерство - единственное средство творческого общения дирижера с исполнителями на сцене. Следовательно, от дирижера требуется соответствующий уровень владения техникой выразительных жестов, способствующих передаче образной сферы сочинения.

Библиография

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Козырева Г.Г., Якобсон К.А. Словарь по хороведению. Редактор Еловская Н.А. - Красноярск, 2009-105с.

Репетиция – это процесс постепенного, все более совершенного выражения художественной идеи произведения, сопровождающийся обогащением творческого опыта и повышением исполнительского уровня певцов.

В репетиционной работе деятельность хормейстера многофункциональна. Он:

Музыкант-исполнитель, реализующий в живом звучании свои исполнительские намерения (исполнительская функция);

Педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);

Организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая функция);

Указанные функции взаимосвязаны и тесно переплетены. Ведущая из них – исполнительская. С двумя остальными она соотносится по типу «цель – средства» (исполнение – цель репетиционной работы, обучение певцов и четкая организация репетиционного процесса - необходимые средства для достижения цели).

Различным компонентам профессии хормейстера обучают на занятиях по отдельным дисциплинам (дирижирование, постановка голоса, фортепиано, хороведение, музыкально-теоретические предметы и др.). Однако, умение работать с хором – это нечто иное, нежели простая сумма перечисленных знаний и навыков. Можно уметь хорошо дирижировать, спеть, сыграть, знать методику, но при этом плохо (малорезультативно) работать с хором.

Умение в той или иной степени результативно репетировать основывается на синтезе исполнительского дара с педагогическими и организаторскими способностями и формируется преимущественно в процессе практического общения с коллективом исполнителей.

  1. Планирование репетиционной работы

Во избежание самотека, сумбура, разбросанности каждую репетицию рекомендуется тщательно продумывать и планировать. Роль планирования еще более возрастает, если речь идет о целом ряде репетиций для подготовки концертной программы. Наличие четко разработанной программы действий помогает в этом случае не терять перспективы в работе, уделять должное внимание главному и второстепенному, рациональнее распоряжаться имеющимся запасом репетиционного времени. Различают планирование перспективное и порепетиционное.

Перспективное планирование решает стратегические задачи. По ходу его хормейстер должен:

Определить количество репетиционного времени, необходимое для подготовки хоровой программы (общее количество часов, дата концерта);

Наметить типы репетиций в зависимости от этапа работы (ознакомительная, разводные, сводные, прогоны, генеральная репетиция, опробование зала и др.);

Решить, какое количество часов будет выделено на подготовку каждого из сочинений программы (адекватно уровню сложности партитуры);

Определить, какие сочинения будут репетироваться на каждом занятии;

Наметить стратегию технического и образно-эмоционального развития певцов, т.е. план работы над исполнительскими навыками, требующимися при подготовке данной программы;

Порепетиционное планирование проводится хормейстером перед каждой репетицией на основании перспективного плана. Главные моменты его:

Наметить эпизоды партитуры, подлежащие проработке, последовательность работы над ними и количество репетиционного времени на каждый из них;

Определить цель работы над каждым эпизодом на данной репетиции (направленность добиться чистого интонирования, выразительного произношения, ансамблирования в партии и др.)

Отобрать соответствующие приемы работы для достижения поставленной цели;

Попытаться спрогнозировать трудности технического и образно-эмоционального плана, с которыми встретятся певцы в намеченных эпизодах, и найти способы их преодоления;

Продумать вопросы организации репетиционной работы и инструментовку педагогического воздействия на коллектив (показ голосом и на фортепиано качества исполнения, образно-эмоциональной характеристики музыки, формы предъявления художественных, технических, дисциплинарных требований к певцам, оценка качества исполнения и др.).

Для эффективного осуществления планирования дирижеру необходимо:

К моменту планирования иметь четко сложившиеся исполнительские намерения, знать в деталях, какого художественного результата будет добиваться в работе над данным произведением;

Представлять, какими средствами следует добиваться поставленной цели;

Хорошо знать исполнительские возможности данного хора;

Желательно иметь опыт порепетиционного планирования.

Порепетиционный план может быть в различной степени детализированным. Опытному хормейстеру бывает достаточно продумать лишь основные вехи, детали же он сможет импровизировать. Неопытному руководителю следует знать, что удачная импровизация не беспочвенна, она рождается, как правило, на фундаменте длительной практики и предварительно проведенной кропотливой работы. Путь к ней лежит через детальное планирование репетиций.

Намеченный план в процессе работы может оказаться в той или иной мере невыполнимым. Однако, это не должно служить поводом для отказа от планирования репетиций. Ценность планирования в том, что хормейстер тщательно продумывает предстоящую работу, а это прямо или косвенно сказывается на результативности репетиционного процесса.

Полезно анализировать каждую репетицию с целью совершенствования репетиционного мастерства и опыта планирования. На основе анализа репетиции хормейстером в случае необходимости могут вноситься коррективы, как в перспективный план, так и в планирование следующей репетиции.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта