Главная » Дом » Музыкальное произведение шарманщик. Волшебные звуки шарманки. Сценарий музыкальной гостиной

Музыкальное произведение шарманщик. Волшебные звуки шарманки. Сценарий музыкальной гостиной

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

3. «Детский альбом» П. И. Чайковского

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице :

Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению дет-ской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана.

Непосредственным толчком к созданию «Дет-ско-го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу-ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му-зы-каль-ной литературы. А кто-то из вас по-зна-ко-мил-ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

WWW

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6 .
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Пример 102

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную . Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль , своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

Пример 103

Очень умеренно

WWW

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

Пример 104

Умеренно


А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до , как бы говоря: «О-ой! О-ой!..» А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Пример 105

Когда перед самой репризой до переходит в ре , мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не-обык-но-вен-ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

Пример 106

Умеренно


В среднем разделе, который начинается затаённым рр , композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

Пример 107

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

  1. «Шарманщик поёт». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «В церкви».

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Пример 108

Умеренно


Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов…

Пример 109

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».



Романова Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

О КОМПОЗИЦИОННОМ DIMINUENDO В ПЬЕСЕ ЧАЙКОВСКОГО «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»

Аннотация

В процессе рассмотрения пьесы Чайковского к её композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм с одной стороны и некоторые критерии теории смешанных форм с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного, мотивно-интонационного, гармонического, фактурного и динамического аспектов развития, подтверждена существенная роль композиционных особенностей в воплощении музыкального образа пьесы. Результаты могут быть использованы в практике преподавания анализа музыкальных произведений при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: простая двухчастная форма, контрастно-составная форма, запев, припев, форма второго плана.

Romanova E.V.

PhD in Arts, Federal State Institution of Higher Education

«Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory»

ABOUT COMPOSITE DIMINUENDO IN TCHAIKOVSKY’S PLAY “THE ORGAN-GRINDER SINGS”

Abstract

In the course of consideration of the play of Tchaikovsky traditional criteria of the domestic theory of simple forms on the one hand and some criteria of the theory of the mixed forms with another are applied to her composition. Interaction of structural and composite, motivno-intonational, harmonious, impressive and dynamic aspects of development is shown, the essential role of composite features in the embodiment of a musical image of the play is confirmed. Results can be used in practice of teaching the analysis of pieces of music at implementation of the main educational programs of the higher education.

Keywords: simple binary form, contrast and compound form, having started singing, a refrain, a form of the second plan.

Понятие формы второго плана преимущественно применяется при композиционном анализе сочинений, основанных на разновидностях вариационных форм, а также форм, определяемых обычно как смешанные. Вместе с тем анализ композиционного подтекста миниатюры зачастую выявляет такую степень индивидуализации претворения принципов той или иной простой формы, которая позволяет говорить и о скрытом действии формы второго плана. Установление этой формы, как правило, способствует уточнению результатов анализа музыкального материала не столько в структурном, сколько в содержательном аспекте. В качестве одного из ярких примеров обратимся к композиции пьесы «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Эта пьеса (наряду со многими другими миниатюрами сборника) представляет собой музыкальную зарисовку с натуры, воплощая тем самым идею «виртуального» путешествия. В ней, как и в «Неаполитанской песенке», Чайковский воспользовался напевом, услышанным в Венеции от уличных исполнителей. В рамках контрастно-составной простой двухчастной формы эта пьеса словно рисует сценку встречи с шарманщиком, передавая некоторые её нюансы и подробности.

Соотношение частей в пьесе подобно соотношению запева и припева в куплете и соответствует одному из типовых вариантов построения двухчастной формы. Экспозиционный раздел (такты 1-16 пьесы, пример 1) представляет собой квадратный период повторного строения и обладает при этом целым рядом выразительных особенностей. Наиболее яркой из них является ненормативное согласование кадансов, обусловленное совершающимся в конце первого предложения отклонением в тональность второй ступени – серединный каданс тем самым оказывается на субдоминантовой функции. Романсово-песенная жанровая природа этой мажорной темы, в целом весьма непритязательной, но вместе с тем не лишённой некоторой утончённости, выразительно оттенена отклонением в минор, что усиливает впечатление одухотворённого, открытого и непосредственного высказывания, начало которого словно отмечено эмоциональным выплеском. Тем самым первая часть композиции звучит особенно рельефно и выпукло.

Другими особенностями начального периода, вызванными упомянутым выше ладотональным отклонением, становятся начало второго предложения на другой высоте (мелодия на секунду выше) и на другой гармонической функции (II65). Они придают высказыванию динамичность, а периоду – большую слитность, основанную на функциональной разнородности предложений (первое – экспозиционное и развивающее, второе – развивающее и заключительное).

Рис. 1 – начальный экспозиционный период

Вторая часть пьесы тоже представляет собой период, но организованный (в ладотональном и функциональном аспектах) гораздо более традиционно, благодаря чему он вполне естественно воспринимается как припев. Этот квадратный период повторного строения (такты 17-32 пьесы, пример 2) отличается от нормативного лишь серединным кадансом на тонике. Благодаря отсутствию отклонений, строго соблюдаемой тонико-доминантовой функционально-гармонической схеме (без применения аккордов субдоминантовой функции), точной повторности предложений вторая часть пьесы звучит эмоциональным спадом – на смену «чувствительному романсовому откровению» приходит более спокойная и умиротворённая, подытоживающая интонация, отчётливо проступающая за повторяющимися фразами, подобными ласковому, мягкому прощанию.

Отметим некоторые весьма индивидуализированные особенности тематического материала второй части, существенно влияющие на восприятие формы пьесы в целом.

Во-первых, точную повторность предложений нарушает динамика: p – в первом предложении и pp – во втором. Идея diminuendo тем самым находит, прямое, непосредственное выражение, очевидно, способствующее эффекту пространственного удаления, воплощаемого в пьесе: наигрыш шарманщика становится всё менее и менее явственно слышен, менее различим – то ли слушатель миновал исполнителя, то ли наоборот.

Во-вторых, весьма яркой особенностью второй части является намеченный в мелодии диалог коротких мотивов (временами вызывающий ассоциации с приёмом скрытого двухголосия): в этом диалоге, с одной стороны, проявляется принцип рассеивания, снижения рельефности и характерности тематизма, а с другой – отражается идея регистровой переклички, характерная для заключительных разделов музыкальной формы, основанных на эффекте спада, торможения.

Наконец, определяющим признаком второй части становится выдержанный на всём её протяжении органный пункт на тонической квинте. Его применение явно акцентирует заключительную композиционную функцию в звучании второй части, что позволяет определить её не столько как контрастную, сколько как вторую часть типа коды.

Заметим также, что верхний тон квинты фигурирован – непрерывное чередование звуков d e подобно вибрации, создающей звукографический эффект нечёткости, размытости контуров и ещё более усиливающей упомянутый выше эффект пространственного удаления.

Существенным штрихом, подчёркивающим «нисходящую» композиционную направленность второй части и пьесы в целом, является применённое Чайковским в последнем такте (т. 32, пример 2) так называемое выписанное замедление: в этот момент прекращается ранее неизменно соблюдавшаяся в силу комплементарного ритма сквозная пульсация восьмыми. Сохранившиеся в среднем пласте фактуры синкопированные терции сопровождения пульсируют тем самым в два раза медленнее, что и создаёт эффект замедления без применения соответствующих словесных ремарок (ritardando , ritenuto и т.п.).

Рис. 2 – контрастная вторая часть (вторая часть типа коды).

Форма пьесы в целом может быть определена, таким образом, как простая двухчастная контрастно-составная с отчётливым проявлением на втором плане признаков простой двухчастной формы со второй частью типа коды. При этом индивидуальной её особенностью становится постепенно кристаллизующаяся идея diminuendo , поддержанного ритмо-динамическими средствами: окрашенному в субъективно-лирические тона, эмоционально яркому материалу начального периода противопоставлен более нейтральный, объективный и менее индивидуализированный, воплощающий эмоциональный спад материал второй части (снижением рельефности, яркости и индивидуальной характерности материала объясняется композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением), выписанное в последнем такте замедление и убывающая динамическая нюансировка подчёркивают эффект угасания. Именно эта особенность способствует яркости воплощения основного образа пьесы, связанного с постепенным ускользанием из виду, словно растворением в пространстве её главного персонажа и со своеобразным исчезновением-истаиванием звуковых следов его присутствия.

Вспоминается название «О чужих странах и людях», данное Шуманом одной из пьес, вошедших в его «Детские сцены».

«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится» .

В классификации Ю.Н. Тюлина подобные формы предлагается выражать схемой А+B в силу тематической самостоятельности второй части и наличию в ней новых интонационных элементов .

При этом возникает точная повторность предложений, в силу которой период приобретает сходство со строфической структурой.

Композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением позволяет говорить о явлении, родственном нисходящей композиционной модуляции в классификации В. Бобровского .

Аналогичное композиционное нисхождение (применение второй части типа коды) встречаем также в пьесе из «Детского альбома» «В церкви». Также отметим некоторые композиционные аналогии рассматриваемой пьесы с пьесой «Утренняя молитва»: обе они завершаются разделом, отчётливо выполняющим заключительную композиционную функцию, но при этом «Утренняя молитва» по форме представляет скорее период с дополнением.

Список литературы / References

  1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
  2. Тюлин Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др.; общая ред. проф. Ю.Н. Тюлина. – изд 2-е, испр. и доп. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
  3. П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1. 1876-1877/ сост., научн.-текстолог. ред., комментарии П.Е. Вайдман. – Челябинск: MPI, 2007. – 704 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobrovskij V. Funkcional’nye osnovy muzykal’noj formy. . – M.: Muzyka, 1978. – 332 p.
  2. Tjulin Ju. Muzykal’naja forma / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl’nik and others;general edited by Yu. N. Tyulin. – 2nd edition, corrected and top. – M.: Muzyka, 1974. – 361 p.
  3. I. Chajkovskij – N.F. fon Mekk: perepiska, 1876-1890: v 4 t. T. 1. 1876-1877 . / drawing up., scientific and textual edition, comments P.E. Vaydman. – Cheljabinsk: MPI, 2007. – 704 p.

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Шарманка

Многие из нас в детстве с увлечением читали произведение замечательного французского писателя Г. Мало «Без семьи». История, которая наверняка никого не могла оставить равнодушным. В этом трогательном повествовании героям, находящимся в нелегких жизненных ситуациях, помогал выживать один интересный предмет, механический музыкальный инструмент – шарманка. Чтобы играть на ней, не нужно было учиться и даже знать нот, крути ручку - мелодия звучит.

В настоящее время шарманка - это уже диковина. Мы слушаем музыку с цифровых носителей, которым предшествовали проигрыватели и магнитофоны, а еще раньше - граммофоны и патефоны. Прародительницей всей этой техники и являлась шарманка, в прежние времена бывшая настолько популярной, что многие великие поэты посвящали ей свои стихи.

Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.

Фото :

Интересные факты

  • В каждой стране шарманка имеет свое название. В Германии - Leierkasten, в Англии - Barrel organ, во Франции - orgue de barbarie, в Испании – organillo, а Италии – organistro, в Болгарии – латерна, в Венгрии – kintorna.
  • Французский «король-солнце» Людовик XIV первым из монархов оценил шарманку и ввел моду на инструмент.
  • Многие великие русские поэты, среди которых А. Вертинский, А. Фет, П. Антокольский О. Мандельштам, И. Анненский, Л. Семенов, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Окуджава, посвящали шарманке свои стихи.


  • Музыкальный инструмент шарманка очень часто встречается в детской литературе, например в сказках Х.К. Андерсена «Свинопас», К. Коллоди «Пиноккио», А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в произведениях А. Куприна «Белый пудель». О.Ф. Уолтон «Старая шарманка Кристи», Г. Мало «Без семьи».
  • Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару Курфюрстендамм привлекает внимание и вызывает живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города.
  • В Бразилии под звуки шарманки даже танцевали танго.
  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.
  • В Австралии ежегодно проводятся много самых разнообразных, иногда весьма эксцентричных и чудаковатых парадов и фестивалей. Они, как правило, яркие и интересные нередко сопровождаются звуками шарманок.
  • Памятники шарманке и шарманщикам можно встретить в разных городах по всему миру: Москве (Россия), Санкт - Петербурге (Россия), Киеве (Украина), Гомеле (Белоруссия), Берлине (Германия), Ньюпорт (США).
  • В русском языке бытует выражение «завести шарманку», означает надоедливо говорить об одном и том же.
  • В настоящее время шарманка пользуется большой популярностью в виде детской игрушки, развивающей мышцы и пальчиковую моторику ребенка, а также имеющий успокоительный эффект.
  • Шарманкой радиолюбителями называется радиопередающее устройство собственного изготовления.

Конструкция


Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.

История

Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.

В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.

Первым инструментом, сохранившимся и дошедшим до нас, был примитивный экземпляр, созданный во Франции в XVII веке. Он мог воспроизводить только одну мелодию и служил для обучения певчих птичек, поэтому и назывался «птичьим органчиком». Шарманку очень быстро взяли на вооружение бродячие артисты, ведь на ней можно было исполнять мелодии даже не зная ни одной ноты, просто нужно было крутить ручку инструмента. Например, жители Савойи, области, находящейся на юго–востоке Франции у подножья Альп, в голодные времена отпускали детей самостоятельно зарабатывать на пропитание. Дети, путешествуя по большим городам, под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков, устраивали различные уличные представления. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена .

Инструмент, очень полюбившийся народу, постоянно эволюционировал. Мастера из разных стран постоянно усовершенствовали его. Итальянец Д. Барбьери, француз Ж. Вакансон и швейцарец А. Фавр – это механики и изобретатели, которые внесли в конструкцию шарманки очень значительные изменения. Инструмент стал маленьким механическим органом без клавиатуры – ящиком, в котором рядами располагались звуковые трубки, мех и валик с небольшими выступами - шпильками. На шарманке можно было уже исполнять не одну мелодию как раньше, а шесть или восемь и даже больше, так как валик можно было снимать самостоятельно, тем самым изменять репертуар инструмента. Сфера применения шарманки значительно расширилась. Например, в английских церквях её использовали для озвучивания гимнов и псалмов.

В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.

В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.

Видео: слушать шарманку





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта