Фонтан невинных (фр. Fontaine des Innocents) находится во Франции в Париже на площади Жоашен дю Белле, напротив церкви Сен-Эсташ, рядом с красивым и большим садом.
Фонтаны Парижа и Франции в целом поражают своими архитектурными идеями, стилями и, конечно же, размерами. Фонтан невинных является одной из многих достопримечательностей, облик которой заставляет трепетать сердца туристов со всех уголков земного шара. История создания фонтана глубоко уходит корнями в далекий XVI век. Изначально фонтан невинных планировался как водный резервуар для лучшего снабжения жителей города питьевой водой и одновременно как украшение площади. Над проектом монумента работал известный архитектор эпохи возрождения Пьер Леско , а внешняя отделка рельефами и скульптурами принадлежит Жану Гужону . Строительство фонтана невинных было завершено в 1550, к моменту восхождения Генриха II на трон Франции, оно длилось всего три года.
Фонтан невинных — излюбленное место парижан. Сюда приходит молодежь, чтобы сидя на каменных парапетах обсуждать насущные дела или просто под сенью густой кроны деревьев послушать музыку и выпить ароматный кофе вприкуску c хрустящим круассаном. Париж манит и притягивает своими шедеврами художественного и монументального искусства, одним из которых и является фонтан невинных .
В средневековом Париже существовало старинное кладбище Невинных, на котором хоронили нищих, некрещеных младенцев и неопознанные тела. Это обстоятельство и дало название площади, где оно находилось. Здесь в 1549 году был возведен пристенный павильон, посвященный въезду в Париж французского короля Генриха II.
Архитектурный облик
Фонтан в форме квадратного арочного сооружения был украшен и изображениями водяных струй. На трех открытых поверхностях размещались фигуры беззаботных наяд, нимф и амуров, что делало павильон похожим на античное святилище дев воды.
Скульпторы Жан Гужон и Пьер Леско представили новую концепцию с фигурами, гармонично вписанными в форму стен. Так они создали иллюзию пространства в тонкой каменной плите. Скульптурные украшения до такой степени напоминали античные изображения, что сооружение называли французским Нимфеем или фонтаном нимф.
Даже в наши дни поражает детализация скульптур. Удивительно четко и филигранно проработаны черты лиц, узоры крыльев, пряди волос, драпировка тканей. На создание шедевра французских скульпторов вдохновили работы итальянских мастеров: Rosso (1495-1540), Приматиччо (1504-1570) и Бенвенуто Челлини (1500-1571).
Арочное сооружение было установлено на высокий ступенчатый портик, по которому струилась вода, делая воздух вокруг свежим и прохладным. Назначение этого архитектурного приема имело двоякое назначение – водяные струи делали портик более нарядным и скрывали неровности ступеней.
Фонтан обретает четвертую стену, а нимфы и наяды переезжают в Лувр
Французский нимфей ждали испытания:
Фонтан функционирует до сих пор, а на месте кладбища разбит сквер. Здесь любят собираться парижане, чтобы под сенью водяных струй отдохнуть от забот. Это место считается одним из красивейших уголков столицы Франции.
Фонтан находился на Кладбище невинных до 1788 года, примыкая к стене площади у средневекового кладбища. Когда кладбище закрыли, фонтан перенесли на новое место, посреди рыночной площади, дополнив его четвёртой аркой с двумя фигурами нимф работы скульптора Огюстена Пажу , а также постаментом с четырьмя львами и четырьмя бассейнами. Во времена Наполеона I к фонтану был подведён новый водоток из реки Урк , значительно увеличивший водоснабжение всего квартала.
Нынешнее место с более скромным пьедесталом фонтан занял только в 1858 году, при Наполеоне III .
Фонтан Невинных является великолепным примером стиля маньеризма , развивавшегося в западноевропейском искусстве XVI века, последователи этого стиля хотели, чтобы их творения были высокими и стройными.
Архитектурная форма фонтана заимствована у древнеримского Нимфеума . Фонтан декорирован путти , как было принято в те времена. Нимфы и морские чудовища фонтана напоминают фигуры из Фонтенбло . Особенностью фигур фонтана являются закрученные динамичные хвосты морских существ, спирали раковин и волнистые драпировки .
Оригинальные барельефы с основания фонтана в 1824 году были перенесены в Лувр .
|
Осколок архитектурной истории Парижа - фонтан Невинных стоит неподалеку от центра Помпиду и совсем рядом с форумом Ле Аль, который сейчас переживает очередную масштабную реконструкцию. Недавно я упоминала скульптора Жана Гужона, который был приглашен коннетаблем Анном де Монморанси в замок Шантийи. Фонтан - произведение Гужона и архитектора Пьера Леско, построен с 1547 до 1549 года.
Фонтан не был изначально таким, да и стоял немного в другом месте, у него богатая история, много всего повидал за почти пятисотлетнюю историю.
В этом месте на площади Joachim-du-Bellay рядом с фонтаном мы любим назначать друг другу встречи, отсюда удобно пойти-куда-глаза-глядят в любую сторону: хочешь в сторону квартала Марэ, хочешь в сторону Сены или в сторону Лувра, или податься на север...
Фонтан был введен в эксплуатацию к торжественному въезду в Париж короля Генриха II в 1549 году. Художники создали памятники, в основном временные, по пути следования короля от Порт Сен-Дени до дворца на острове Сите, минуя ле Шатле и собор Парижской богоматери. Рядом с Шатле тогда находилось кладбище Невинных. К стенке кладбища был ранее пристроен фонтан времен короля Филиппа II, он располагался на углу улиц Сен-Дени и нынешней Бергер и имел два разных фасада.
Стоит по случаю сказать два слова про кладбище Невинных, давшее название фонтану, прижившееся несмотря на попытки переименовать.
Полное название кладбища - Невинно убиенных младенцев.Поначалу на кладбище хоронили бедняков, душевнобольных и ещё не крещённых младенцев. Поэтому кладбище и получило такое название. Это одно из самых старых кладбищ Парижа, всего здесь было захоронено порядка 2 миллионов человек. Очень скоро горожане сделали из некрополя место для свиданий влюблённых или просто место, где можно отдохнуть от городской суеты. Новому монарху Филиппу -Августу это показалось кощунством, и в 1186 году он велел обнести некрополь 3-х метровой толстой стеной с массивными воротами, запиравшимися на замок. Стена просуществовала вплоть до 1780, до своего разрушения.
На рисунке хорошо узнается фасад церкви Сен-Жермен л, Оксерруа, сохранившейся до наших дней.
Кладбище на картине Шарля Луи Бернье.
Теперь новый фонтан стал не просто фонтаном, а трибуной для знати, приветствовавшей короля.
Пьер Леско (1510-1578) , архитектор фонтана, был известным архитектором Парижа времен Ренессанса.
Франциск I назначил Леско главным архитектором Лувра, и он превратил здание из средневекового замка во дворец в стиле ренессанс.
Он работал вместе с Жаном Гужоном над украшением двух фасадов Кур Карре Лувра.
Архитектура фонтана был вдохновлен нимфеумами Древнего Рима, сооружениями времен эллинистической истории Рима, которые ставились рядом с источниками, обычно там были фигуры нимф, тритонов, других божеств воды, тема богато развитая во римской архитектуре, если вспомнить фонтан Треви: , площадь четырех фонтанов, фонтаны рядом с испанской лестницей.
Фонтан получил название "Фонтан нимф", о чем до сих пор гласит надпись на его фасаде.
После того, как процессия прошла, фонтан вернулся к своей обычной фонтанной деятельности: давал воду жаждущим. Из кранов с львиными головами текла вода. В верхней части фонтана была жилая комната с окнами и камином.
В 1787 году, по санитарным соображениям, кладбища Парижа были перемещены за пределы городских стен, поскольку свято место не бывает пусто, тут возникла рыночная площадь. У Пушкина в "Пире во время чумы " - "где стол был яств, там гроб стоит", а тут наоборот. Рынок Невинных, название осталось в наследство от кладбища был бойким местом.
Фонтан был запланирован на уничтожение
, но был спасен благодаря усилиям писателя де Куинси, который написал письмо в журнал " Де Пари", призывая сохранить " шедевр французской скульптуры. "Фонтан был перенесен на середину
рынка, поднят на каменный постамент, украшенный четырьмя львами.
Скульптор Augustin Pajou создал четвертый фасад для фонтана, в том же стиле, что и три других, так -как фонтан стал теперь стоять свободно, не примыкая к стене.
Рынок с фонтаном можно увидеть на многих картинах.
Из-за плохой системы водоснабжения Парижа, фонтан давал мало воды. При Наполеоне Бонапарте был построен новый акведук, и, наконец, из фонтана хлынула вода,да еще в таком изобилии, что стала угрожать скульптурному оформлению. Поэтому малые барельефы на постаменте фонтана были удалены в 1810 году и помещены в 1824 году в Лувр , где их можно обнаружить.
На этой маленькой картинке можно увидеть как сильно лилась вода.
В 1858 году, во время Второй французской империи Луи-Наполеона, фонтан был перенесен еще раз на свое нынешнее место на более скромном постаменте в центре площади.
Фотография 1860 года Шарля Мавилля.
Скульптура Жана Гужона очень украсила фонтан.
В 1547 году Жан Гужон (1510-1572) стал придворным скульптором Генриха II , и фонтан был одной из его первых ответственных работ.
В том же году он сделал иллюстрации к французскому переводу книги архитектуры по Витрувия, одной из главных классических источников архитектуры итальянского Возрождения и французского Ренессанса.
Несмотря на покровительство короля, поскольку Гужон был протестантом, то был вынужден уехать в добровольное изгнание в Италию на время французских религиозных войн, когда началось преследование протестантов во Франции.
Гужон был одним из первых французских скульпторов, который вдохновлялся скульптурой Древнего Рима, в особенности барельефами на римских саркофагах.
Барельефы Гужона был также вдохновлены итальянскими художниками, которые приехали, чтобы работать для Франциска I в замке Фонтенбло, Россo Фиорентино (1495-1540) и Франческо Приматиччо (1504-1570) .
Нимфа и морской дракон на фонтане были в такой же позе, как нимфа Фонтенбло Фиорентино в галерее Франциска I замка, а сами формы нимф, их удлиненных тел, узкие плечи и маленькие, высокие груди
, напоминали идеализированные женские фигуры из Приматиччо.
Живопись позднего ренессанса уже плавно перетекала в маньеризм.
Личный вклад Гужона был в том, чтобы он добавил декоративные завитки к скульптурам, с волнистые драпировки, декор из морских раковин и хвостов морских существ.
Нимфы Гужона, если не знать время их создания, напоминают красавиц времен бель эпок. Девушек с картин прерафаэлитов с вытянутыми пропорциями, изящных. Томность и игривость их поз, конечно, уже далека от римлянок древних рельефах.
Любопытно, но около фонтана даже проводился бал.
До сих пор фонтан место встреч влюбленных.