Главная » Дом » Что такое раннее возрождение. Живопись раннего возрождения в италии. Скульптура раннего Возрождения

Что такое раннее возрождение. Живопись раннего возрождения в италии. Скульптура раннего Возрождения

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9452

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9453

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV-XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность - человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение - это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до .

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267-1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. .

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой - Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа - золотой фон. Как, например, на этой иконе.


Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302-1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто - это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.


Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401-1428 гг.)


Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто - прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.


Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)


Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи - один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.


Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо - это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин - и он - величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье .

4. Микеланджело (1475-1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.


Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы - это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни - это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции. Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483-1520 гг.)

. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. . 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о . Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы - это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.


Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен..

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515-1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого - образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты - ещё более динамичные и драматичные.


Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника . И техника художников XIX века: барбизонцев и . Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье.

Художники эпохи Возрождения - это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Переходя к характеристике Раннего Возрождения в Италии, необходимо подчеркнуть следующее. К началу XV в. в Италии уже обрел все свои главные черты молодой буржуазный класс, который стал главным действующим лицом эпохи. Он твердо стоял на земле, верил в себя, богател и смотрел на мир другими, трезвыми глазами. Ему все более чуждым становился трагизм мироощущения, пафос страдания: эстетизация нищеты - все, что господствовало в общественном сознании средневекового города и отражалось в его искусстве. Кем были эти люди? Это были люди третьего сословия, одержавшие экономическую и политическую победу над феодалами, прямые потомки средневековго бюргеров, которые в свою очередь происходили из средневековых крестьян, переселившихся в города.

Города Италии были сравнительно небольшими, а накал общественной жизни, водоворот политических страстей, водоворот политических событий - столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне. В этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Широкий диапазон человеческих возможностей выявлялся настолько ярко, что в общественном и индивидуальном сознании рождалась иллюзия всемогущества человеческой личности.

Этот сдвиг в сознании человека четко уловил один из важнейших деятелей Возрождения Пико, правитель республики Мирандола, вошедший в историю как Пико делла Мирандола (1462-1494). Его перу принадлежит трактат “О достоинстве человека”, в котором излагается учение о личной активности человека, о творении человеком самого себя. В этом трактате он вкладывает в уста бога следующие слова, обращенные к Адаму: “Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле”.

Идеалом становится образ самого себя создающего универсального человека - титана мысли и дела. В эстетике Ренессанса это явление получает название титанизма. Возрожденческий человек мыслил себя в первую очередь творцом и художником наподобие той абсолютной личности, творением которой он себя осознавал.



Начиная с XIV в. деятели культуры по всей Европе были убеждены, что они переживают "новый век", "модерный век" (Вазари). Чувство совершающейся "метаморфозы" было интеллектуальным и эмоциональным по содержанию и почти религиозным по характеру.

Раннему Возрождению история европейской культуры обязана появлением гуманизма. Он выступает как философско-практический тип возрожденческой культуры. Можно сказать, что Ренессанс есть теория и практика гуманизма. Раскрывая понятие гуманизма, следует, прежде всего, подчеркнуть, что гуманизм есть свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм.

Термин “гуманизм” (его латинская форма - studia humanitatis) вводят “новые люди” Раннего Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона, у которого термин означал полноту и нераздельность многообразной природы человека. Один из первых гуманистов Леонардо Бруни (1370-1444), переводчик Платона и Аристотеля, определял studia humanitatis как “познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека”. Сюда в понимании гуманистов относилась грамматика, риторика, поэзия, история, моральная и политическая философия, музыка - и все это на основе глубокой грекоримской языковой образованности.

Быстро сложилась особая культурная среда - группы гуманистов. Их состав, по началу, был очень пестр: чиновники и государи, профессора и переписчики, дипломаты и духовенство. По сути, это было зарождение европейской интеллигенции - сознательного носителя образованности и духовности. Наиболее весомыми результатами ученых занятий гуманистов стали теоретическое обоснование утверждения человеческой индивидуальности, открытие внутреннего мира человека и разработка оригинальной концепции, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов - христианский пантеизм, где Природа и Бог были слиты воедино.

Философией Возрождения явился неоплатонизм. Центральное место в нем заняла мысль о том, что мир идей определяет собой, осмысляет и организует всю человеческую личность. В эпоху Возрождения учение о мире идей приобретает форму учения о Мировом Уме и Мировой Душе.

На период 1470-1480 гг. приходится расцвет под покровительством Лоренцо Медичи Флорентийской академии, известной также как Платоновская академия. Она была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Члены Академии проводили время в ученых диспутах, различного рода привольных занятиях, прогулках, пирушках, изучении и переводах античных авторов. В стенах Академии процветало возрожденческое привольное отношение к жизни, к природе, к искусству и к религии.

Наряду со всем этим все возрожденческое общество сверху до низу охватывала бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии. Это было отнюдь не результатом только лишь невежества, а следствием индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Астрологами были уже многие папы. Даже известный папа-гуманист Лев X считал, что астрология придает дополнительный блеск его двору. Города в борьбе друг с другом прибегали к помощи астрологов. Кондотьеры, как правило, согласовывали свои походы с ними. Ренессанс весьма богат бесконечными суевериями, которыми были охвачены решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о правителях и политиках.

Наиболее ярким бытовым типом Раннего Ренессанса было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие во Флоренции конца XV века. Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные выезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами, мадригалами, непринужденность и изящество, как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и народов.

В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инстументами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства.

Один из интереснейших бытовых типов Ренессанса - приключенчество и даже прямой авантюризм. Эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением нравственности. Городской тип культуры Раннего Возрождения изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов.

Индивидуализм Ренессанса был под влиянием гуманизма во многом секуляризированным - освобожденным от влияния церкви. Однако назвать возрожденцев атеистами у нас нет никаких оснований. Атеизм не был возрожденческой идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей. Возрожденческий человек все же еще хотел оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа и вне всякой конфессии, но все-таки не вне того духовного благородства, которое раньше человек черпал из своего сознания о Боге.

Эпоха Раннего Ренессанса - время стремительного сокращения дистанции между Богом и личностью человека. Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютного целомудренного отношения, становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Приведем, например, такие слова Христа, с которыми он, по замыслу автора одного литературного произведения той времени, обращается к одной тогдашней монахине: "Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед...Твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает, как фиалка...Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате юного кавалера...Если бы мои страдания и моя смерть искупили лишь одни твои грехи, я не сожалел бы о тех мучениях, которые мне пришлось испытать".

Процесс становления новой культуры находил свое отражение в изобразительном искусстве. Для живописи и пластики Раннего Возрождения крайне характерно непрерывное нарастание реалистических тенденций, религиозные образы становятся все более эмоциональными и человечными, фигуры приобретают объем.., плоскостная трактовка постепенно вытесняется рельефной, основанной на светотеневой моделировке.

В Раннем Ренессансе на первый план выдвигается свободная человеческая индивидуальность. Она мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно. В те времена в изобразительном искусстве происходило прямо какое-то обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью.

Зачинателями Раннего Возрождения в изобразительном искусстве традиционно считаются художник Мазаччо (1401-1428), скульптор Донателло (1386-1466) и архитектор Брунелески, которые жили и творили во Флоренции.

Мазаччо подхватил угасавшую традицию Джотто, довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства. Историки искусства выдвигают у Мазаччо на первый план изображение на основе трехмерности человека достойного и уверенного в себе или же настроенного лирически, а иной раз и кокетливо. От этого его живопись начинает производить скульптурное впечатление. Для этой объемной телесности как раз и понадобились античные образцы.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целое столетие вперед решить многие проблемы европейской пластики - круглой скульптуры, монумента, конного монумента - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусств как Донателло (1386-1466). Среди множества работ мастера особенно выделяется его бронзовый Давид. Уже только то, что Давид у Донателло стоит обнаженным: говорит о том, что для скульптора меньше всего значения ветхозаветная легенда само по себе. А то, что Давид изображен в виде возбужденного молодого человека с огромным мечом в руках, свидетельствует не об абстрактной античной телесности, но о теле человека, только что одержавшего великую победу. В творчестве Донателло отчетливо виден исходный республиканский пафос: его Христос выглядит как крестьянин, в качестве евангелистов и пророков выступают флорентийские граждане.

Брунелески прославился гигантским восьмигранным куполом над собором флорентийской республики (1420-1436). Он воспринимался как символ единения людей ибо строился для того, чтобы в нем “могли собраться все тосканские народы”.

Венецианская школа в лице своего главного представителя Джованни Беллини (1430-1516) дала образцы созерцательно-самодавлеющего покоя. У Беллини на первый план выступает эстетическое любование произведением искусства, считавшееся грехом и немыслимое в средние века.

Характерной чертой возрожденческой культуры был ярко выраженный математический уклон возрожденческого мировоззрения. Это очень ярко проявилось в изобразительных искусствах. Самым первым учителем художника должна быть математика. Математика в руках возрожденческого художника направляется на тщательное измерение обнаженного человеческого тела; если античность делила рост человека на какие-то шесть или семь частей, то Альберти в целях достижения точности в живописи и скульптуре делит его теперь на 600, а Дюрер впоследствии - и на 1800 частей. Возрожденческий художник является не только знатоком всех наук, но прежде всего математики и анатомии.

Раннее Возрождение - время экспериментирующей живописи. По-новому ощущать мир – значило, прежде всего, по-новому его видеть. Восприятие действительности проверяется опытом, контролируется разумом. Исходное стремление художников того времени - изображать так, как мы видим, как "изображает" поверхность зеркало. Для того времени это было подлинным революционным переворотом.

Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников этого времени огромное значение. Художник Раннего Возрождения числил и мерил, вооружался циркулем и отвесом, чертит перспективные линии и точку схода, трезвым взглядом анатома изучает механизм движений тела, классифицирует движения страсть.

Ренессанс в живописи и пластике впервые открыл на Западе весь драматизм жестикуляции и всю ее насыщенность внутренними переживаниями человеческой личности. Человеческое лицо уже перестало быть отражением потусторонних идеалов, а стало упоительной и бесконечно усладительной сферой личностных выражений о всей бесконечной гаммой всякого рода чувств, настроений, состояний.

Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии и даже из Нового Завета. Эти сюжеты обычно отличаются весьма возвышенным характером - и религиозным, и моральным, и психологическим, и вообще жизненным. Ренессанс обычно трактует эти сюжеты в плоскости самой обыкновенной психологии, самой общепонятной физиологии, даже в плоскости бытовой и обывательской. Так, излюбленным сюжетом произведений Возрождения является Богородица с младенцем. Эти возррожденческие мадонны уже не имеют ничего общего с прежними иконами, на которые молились, к которым прикладывались и от которых ждали чудесной помощи. Эти мадонны уже давно стали самыми обыкновенными портретами, иной раз со всеми реалистическими и даже натуралистическими подробностями. Даже вполне благочестивые живописцы, как бывший монах Филиппо Липпи или кроткий Перуджино, учитель Рафаэля, писали богоматерь со своих жен, любовниц, сохраняя портретность; иногда мадоннами оказывались известные всем в городе красивые куртизанки.

Живопись Раннего Возрождения отразила изощренную итальянскую чувственность тех времен, широкое распространение культа чувственной красоты и грации. Блестящие образцы художественного осмысления этого явления дал Сандро Ботичелли (1444-1510). В его творчестве воплотились представления гуманистов об отождествлении души и тела, наиболее основательно разработанные у Лоренцо Валлы.

В период Раннего Возрождения формируется тип светского дворца (палаццо). На смену свободной, часто хаотичной, застройке приходит плановая. Ее пионер Б. Перуцци единицей архитектуры делает не дом, а улицу. Возникаю проекты городов, в которых легко читаются социальные представления их авторов. Так, город Леонардо состоит из двух уровней: на верхнии улицы выходят фасады богатых домов, а в нижних этажах, выходящих на другую сторону - на нижние улицы, куда все стекает с верхних, размещается прислуга, плебс.

Надо прямо сказать, что энергия нового человека служила в то время и добру, и злу - и то и другое в крупных масшатабах, с размахом. Характерной особенностью культуры Раннего Возрождения стал небывалый разгул страстей. Широкое распространение получает порнографическая литература и живопись. Художники наперебой изображают Леду, Ганимеда, Приама, вакханалии. Заметное место в истории итальянского Возрождения занимает автор трактата “О наслаждениях” Лоренцо Валла (1407-1457). Со свойственной, для своего времени, двойственностью подхода он дает апологетическое изложение учения эпикурейцев. При этом избранная им форма изложения, по сути, явилась проповедью самого разнузданного и безудержного физического наслаждения, восхваления винопития, женских прелестей.

Внутренние раздоры и борьба партий в различных городах Италии, не прекращавшаяся в течение всего Ренессанса, выдвигала сильных личностей, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью. Казни, убийства, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители расправляются с побежденными, с тем чтобы через несколько лет самим стать жертвой новых победителей.

Уже с XIII в. в Италии появились кондотьеры, предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам. Эти наемные шайки вмешивались в междоусобные раздоры и отличались особо наглой и зверской жестокостью. В середине XIV в. громкой и кровавой славой пользуется "Великая компания" немецкого кондотьера Вернера фон Урслингена, написавшего на своем знамени: "Враг бога, правосудия, милосердия", облагавшая данью такие крупные города как Болонья и Сиена. Еще более знаменит был своим коварством и корыстолюбием англичанин Джон Гауквуд, окруженный всеобщим страхом и преклонением и захороненный с большими почестями во флорентийском соборе. Многие кондотьеры захватывают себе города и становятся родоначальниками итальянских династий. Таковы Висконти и Сфорца в Милане.

Важно понимать историческую необходимость обратной стороны блестящего титанизма. Для первоначального капиталистического накопления требовалась ломка всех коренных основ феодализма, в том числе морали и строжайших правил общественного поведения человека. Для такой ломки нужны были весьма сильные люди - титаны земного самоутверждения человека, часто со знаком минус. При феодализме люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность.

Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Широкое распространение получают явления симонии (продажи должностей), коррупции, аморализма и вообще преступности высшего духовенства. По политическим соображениям высшими духовными лицами, кардиналами и епископами назначаются несовершеннолетние дети. Джованни Медичи, будущий папа Лев X, стал кардиналом в 13 лет, Александр Фарнезе, сын папы Павла III, назначается епископом в 14 лет. Все это самым сильным образом способствовало падению авторитета католической церкви.

Колоссальной фигурой эпохи Ренессанса был знаменитый монах Савонарола (1452-1498). Он прославился своими гневными проповедями против развращенности клира и церкви, страстными обличениями тирании Медичи. На некоторое время он стал фактическим главой правительства Флоренции, проводит ряд вполне возрожденческих и демократических по духу политических мероприятий. Одновременно Савонарола проповедовал покаяние и моральное возрождение. Будучи представителем церковной ортодоксии, он впитал в себя передовые идеи Ренессанса и гуманизма и оказался самым большим противником церковных язв внутри церкви. Он защищал не обветшалое и старомодное, а гуманистически обновленное католичество. Римский папа развернул против него настоящую войну, в результате которой Савонарола был сначала повешен, а затем и сожжен.

Общая характеристика Высокого Возрождения.

Проторенессанс длился в Италии 150 лет, Ранний Ренессанс - около 100 лет, Высокий - около 30 лет. Недолгий золотой век итальянского Возрождения, наивысшая точка расцвета итальянского искусства наступает в трудные для Италии времена, совпадает с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независтимость. Его окончание связывают с 1530 г., трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу, завоеванные Габсбургами.

Несмотря на максимальное напряжение сил республиканских кругов Италия была обречена. Как некогда для греческих полисов, так теперь для итальянских городов наступил час расплаты за их демократическое прошлое, за сепаратизм, за преждевременность развития. Так рано и так бурно развившиеся в них новые социальные отношения не имели прочной базы, так не основывались на промышленном, техническом перевороте, - их сила заключалась в международной торговле, а открытие Америки и новых торговых путей лишало их этого преимущества.

К этому времени окончательно сформировалось и резко обострилось главное внутреннее противоречие культурного процесса Возрождения, процесса становления индивидуализма.

Великие открытия Коперника, Галилея, Кеплера рассыпали мечты о могуществе человека. Коперник и Бруно превратили землю в глазах и сознании человека в ничтожную песчинку мироздания. Гелиоцентризм и учение о бесконечных мирах не просто противоречили личностно-материальной основе Ренессанса. Это было самоотрицание Ренессанса. Из властителя и художника природы возрожденец стал ее ничтожным рабом.

Кризис культуры Ренессанса ярко проявился и в сфере политики. Политическая жизнь Ренессанса отличалась очень большой интенсивностью и многоплановостью. Ни один из итальянских режимов XV- начала XVI века не отличался большой устойчивостью и власть часто переходила в руки тиранов. Господство индивидуализма в общественной идеологии сказывалось и на политической практике. Наиболее ярко это проявилось в творчестве и деятельности Николо Макиавелли, (1469-1527) прославившийся своими трактатом “Князь” (или “Монарх”, “Государь”). Макиавелли был сторонником умеренного демократического и республиканского строя. Но свои демократические и республиканские взгляды проповедовал только для будущих времен. Для современной ему Италии в виду ее раздробленности и хаотического состояния он требовал установления жесточайшей государственной власти и беспощаднейшего правления. В своих умозаключениях он базировался только на повсеместном и зверином эгоизме людей и на полицейском укрощении этого эгоизма любыми государственными средствами с допущением жестокости, вероломства, клятвопреступления, кровожадности, убийства, любых обманов, любой бесцеремонности. Идеалом Макиавелли был не кто иной, как развращеннейший и жесточайше настроенный в отношении всех людей, вплоть до принципиального аморализма, герцог Цезарь Борджиа. Формально государь Макиавелли тоже является возрожденческим титаном, но освобожденным не только от христианской морали, но и от морали и гуманизма вообще. В этом смысле макиавеллизм предстает суровым детищем изживавшего себя Ренессанса.

Интересной формой проявления кризиса ценностей Ренессанса был утопизм. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствует о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно. В идеальном Государстве Солнца Томмазо Кампанеллы (1568-1639) поражает жесткая до мельчайших деталей регламентация всей жизни людей, вытекающая из отказа автора от гуманистических установок Возрождения.

Сложную и противоречивую картину представляет собой искусство Высокого Возрождения. С одной стороны, как завершение всего предшествующего развития гуманистической идеологии в 1505-1515 гг. складывается классический идеал в итальянском искусстве. На первый план в искусстве выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека - героя. Искусство Высокого Возрождения отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоническому синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от Раннего.

Достаточно только трех имен, чтобы понять значение этого периода для европейской культуры в целом: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. В сознании потомков эти три вершины, по образному определению Н.А. Дмитриевой, образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского возрождения - Интеллект, Гармонию, Мощь.

Как зрелый мастер он Леонардо да Винчи предстает уже в “Мадонне в гроте”. Вершиной его творчества является “Тайная вечеря”, - единственное произведение Леонардо, которое по оценке выдающегося отечественного искусствоведа А. Эфроса, в самом большом смысле можно назвать гармоничным”. В портрете Моны Лизы кисти Леонардо ярко видны классические, т.е. возрожденческие черты - ясность очертаний, осязаемая гибкость линий, скульптурные переливы настроений в пределах физиономии и гармония противоречивого и зовущего в неопределенную даль портрета с полуфантастическим пейзажем.

Рафаэль был убежден, что красота выступает как очищенная, совершенная форма самой природы. Она доступна глазам человека, и задача художника состоит в том, чтобы демонстрировать ее. Все покоряющей глубиной отличается величайшее произведение кисти Рафаэля “Сикстинская мадонна”. Как убежденный гуманист, прекрасный знаток античной культуры предстает он в “Афинской школе”.

Вместе с тем, очевидно, что кризис ценностей Ренессанса не обошел стороной и их творчество. На творчестве Леонардо существенно сказались рационализм и механицизм, столь распространенные в период высоко Ренессанса. Тонкая психологическая характеристика апостолов и Христа в “Тайной вечере” достигается при совершенной пространственной организации картинной плоскости за счет максимальной выразительности жеста. Изображаемые фигуры полностью подчинены пространственной конструкции. Но искусствоведы неоднократно отмечали, что за этой видимой свободой кроется абсолютная скованность и даже некоторая хрупкость, поскольку при малейшем изменении положения хотя бы одной фигуры вся эта тончайшая и виртуознейшая пространственная конструкция неизбежно рассыпется.

Единственная фигура у Микеланджело, где мы видим героизированный титанизм - это Давид (1501-1504). В его знаменитой фреске “Страшный суд” Микеланджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед самим велением судьбы.

У художников Высокого Ренессанса человеческая личность поставлена выше всего. На картине это сводилось к тому, что пейзаж или ландшафат играл третьстепенную или даже совсем нулевую роль по сравнению с человеческим фигурами на первом плане. Эту практику начали ломать только венецианцы - прежде всего Джорджоне, у которого пейзаж находится в более глубоком - гармоническом сочетании с изображенными на его фоне человеческими фигурами (“Спящая Венера”).

Тициан выделяется также тем, что главным объектом его внимания становится эмоциональное содержание сюжета. Это хорошо видно на примере его знаменитой картины “Динарий кесаря”.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что Возрождение предстает перед нами как длительный, сложный и противоречивый процесс формирования новой европейской культуры. У него были глубокие предпосылки с социальной и духовной жизни позднего средневековья, он обусловливается многими конкретными экономическим, политическими и идеологическими факторами своего времени. Этот процесс совершался и в беспощадной борьбе, и в непрочных компромиссах со старым средневековым миром. В конечном счете его развитие сломило “духовную диктатуру церкви”, утвердило гуманистическое мировоззрение, привело к революционному преобразованию идеологии и всех областей культуры.

У итальянского Ренессанса было свое начало, своя зрелость и свой конец, проявившися не как одновременный акт, а тоже как длительный и многоплановый процесс. Кризис Ренессанса был вызван столкновением его идейной программы, его духовных идеалов с социальной действительностью. Весь Ренессанс пронизан осознанием недостаточности и неокончательности первой формы индивидуализма человеческой личности нового времени Две стихии пронизывают духовную жизнь и искусство Ренессанса. С одной стороны, мыслители и художники Возрождения чувствуют в себе безграничную силу и небывалую возможность проникать в глубины человеческих переживаний и художественной образности. С другой стороны, они же всегда чувствовали ограниченность человеческого существа, его частую беспомощность в преобразовании природы, в художественном творчестве. Поэтому Ренессанс предстает перед нами в конечном счете как постоянный и страстный поиск человеком более мощного обоснования антропоцентризма, чем это давали и античная, и средневековая культура.

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Мазаччо. Изгнание из Рая, 1426–1427
Церковь Санта-Мария дель Кармине
Капелла Бранкаччи, Флоренция


Учелло. Портрет дамы, 1450
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Кастаньо. Портрет сеньора, 1446
Национальная галерея, Вашингтон

Мазаччо. Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре – Донателло, был флорентиец Мазаччо (1401–1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира. С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе – между 1427–1428 годами).

Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью. Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм. Мазаччо делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке – месту действия в росписях Джотто – приходит изображение реального глубокого пространства; убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто.


Анджелико. Мадонна Фьезоле, 1430
Монастырь Сан Доменико, Фьезоле


Липпи. Женщина и мужчина, 1460-е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Доменико. Мадонна с младенцем
1437, Галерея Беренсон, Флоренция

Наиболее значительная из фресок Мазаччо – «Чудо со статиром», многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе в город с Христа и его учеников спросили пошлину – статир (монету); как по приказанию Христа Петр поймал в озере рыбу и нашел в ее пасти статир, который передал стражнику. Оба этих дополнительных эпизода – ловля рыбы и вручение статира – не отвлекают внимания от центральной сцены – группы апостолов, входящих в город. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, в крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива в сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер.

Не менее реалистична трактовка сцены «Изгнание из рая», где впервые в живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом. Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние. Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности. Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи.

Учелло. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло (1397–1475), первый итальянский баталист. Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Лондон, Национальная галерея; Флоренция, Уффици; Париж, Лувр), увлеченно изображая разноцветных коней и всадников в самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах.

Кастаньо. Среди последователей Мазаччо выделялся Андреа дель Кастаньо (около 1421 – 1457), проявивший интерес не только к пластической форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи этого времени, но и к проблеме колорита. Лучшие из созданных образов этого грубоватого, мужественного, неровного по натуре художника отличаются героической силой и неуемной энергией. Таковы герои росписей виллы Пандольфини (около 1450, Флоренция, церковь Санта Аполлония) – пример решения светской темы. На зеленом и темно-красном фонах выделяются фигуры выдающихся деятелей эпохи Возрождения, среди них кондотьеры Флоренции: Фарината дельи Уберти и Пиппо Спано. Последний прочно стоит на земле, широко расставив ноги, закованный в броню, с непокрытой головой, с обнаженным мечом в руках; это живой, полный неистовой энергии и уверенности в своих возможностях человек. Мощная светотеневая моделировка придает изображению пластическую силу, выразительность, подчеркивает остроту индивидуальной характеристики, яркую портретность, не встречавшуюся ранее в итальянской живописи.

Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик «Тайная вечеря» (1445–1450). Эту религиозную сцену – трапезу Христа в окружении учеников – писали многие художники, всегда следовавшие определенному типу композиции. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, художник разместил апостолов. Среди них в центре – Христос. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. И все же Кастаньо добивается большой впечатляющей силы воздействия и новаторского звучания своей композиции; этому способствуют яркая характерность образов, народность типов апостолов и Христа, глубокий драматизм выражения чувств, подчеркнуто насыщенное и контрастное цветовое решение.

Анджелико. Изысканной красотой и чистотой нежных сияющих цветовых гармоний, приобретающих особую декоративность в сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико (1387–1455). Мистическое по духу, связанное с наивным миром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки. Просветленны проникновенные образы «Коронования Марии» (около 1435, Париж, Лувр), фресок монастыря Сан-Марко во Флоренции, созданных этим своеобразным художником – монахом-доминиканцем.

Доменико Венециано. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (около 1410 – 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», 1430–1440 годы, Берлин–Далем, Картинная галерея), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпечаток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. В 15 веке жанр портрета завоевал самостоятельное значение. Распространение получила профильная композиция, навеянная античными медалями и дающая возможность обобщить и героизировать образ портретируемого. Точная линия, очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (середина 15 века, Берлин–Далем, Картинная галерея). Художник достигает живого непосредственного сходства и вместе с тем тонкого колористического единства в гармонии светлых сияющих красок, прозрачных, воздушных, смягчающих контуры. Живописец первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Введя лаки и масло, Доменико Венециано усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта