1 слайд
Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души » Чичиков - главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя
2 слайд
Портрет Чичикова Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
3 слайд
4 слайд
Одежда Чичикова Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.
5 слайд
Манеры и речь Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
6 слайд
Происхождение: Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!
7 слайд
Наставления отца Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
8 слайд
Учеба в училище: Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»: Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь:
Слайд 8
Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»:
Слайд 9
В казенной палате:
- работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски».
Чичиков - центральный образ в поэме, данный в развитии.
Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.
Причины, обусловившие характер Чичикова.
ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». Основная тема «Мертвых душ» Гоголя - это тема о путях исторического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начинают играть решающую роль: дельцы стараются утвердиться в обществе, стать независимыми, опираясь на капитал, и на грани двух эпох - капитализма и феодализма - такие дельцы были явлением распространенным.
Чичиков - центральный герой поэмы «Мертвые души», вокруг него происходит все действие поэмы, с ним связаны все ее действующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не прийди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма».
В отличие от образов помещиков и чиновников образ Чичикова дан в развитии: мы знаем о происхождении и воспитании героя, начале его деятельности и о последующих событиях его жизни. Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается от поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. «Темно и скромно происхождение нашего героя», - пишет Гоголь и дает картину его детства и учения. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца. Больше всего беречь и копить копейку. «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», - говорил ему отец. Целью своей жизни Чичиков поставил приобретательство. Уже в школе он проявил чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки: торговал пряниками и булками, выдрессировал мышь и продал ее выгодно. И вскоре он зашивает в мешочек 5 рублей и начинает копить другой. Так началась его предпринимательская жизнь.
Чичиков обнаружил немалые способности и по части обращения с начальством. В училище старался быть образцом послушания и вежливости, ловко умел войти в доверие и вызывал похвальные отзывы почтительностью и смиренным поведением.
Окончив учиться, он поступает в казенную палату, где всемерно угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. И скоро сам получает должность повытчика и начинает брать взятки.
Возбуждающее действие на Чичикова оказывают картины состоятельной жизни, с которыми ему приходится сталкиваться. Он охвачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой «жизнь во всех довольствах». Чичиков терпеливо и настойчиво преодолевает служебные барьеры. «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах. С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом». Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами. Став членом «комиссии для построения какого-то казенного, но весьма капитального строения», он обзаводится хорошим поваром и отличной парой лошадей, носит тонкие, голландского полотна рубашки, выпутывается из-под здоровых законов воздержания: неожиданное разоблачение аферы с построением казенного здания развеяло блаженное состояние Чичикова, все оказалось безвозвратно утерянным, это огорчило, но не поколебало Чичикова. Он решил сызнова начать карьеру и находит еще более выгодную службу по таможне. Принимается за очень выгодные операции: со стадом испанских баранов он проводит операцию с барбантскими кружевами и в короткое время наживает целое состояние. Деньги плывут к нему в руки. «Бог знает, до какой бы громадной цифры не выросли благодатные суммы, если бы какой-то нелегкий зверь не перебежал поперек всему». Вновь разоблаченный и изгнанный Чичиков становится поверенным, и здесь ему приходит мысль о поисках мертвых душ. А главное то хорошо, говорит он, - что «предмет-то покажется всем невероятным, никто не поверит».
Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рассказов о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое. Он приезжает в губернский город, чтобы произвести разведку и обеспечить успех задуманного предприятия. В городе N он чрезвычайно осторожен и строго расчетлив. Он расспросил трактирного слугу о городских чиновниках, о ближайших к городу помещиках, о состоянии края, о повальных болезнях. Ни один день не пропадает у деятельного Павла Ивановича даром. Он устанавливает дружеские отношения с сановниками города, заводит знакомство с помещиками и благодаря исключительной обходительности составляет о себе лестное мнение. Даже грубиян Собакевич сказал: «Пре- приятный человек».
Умение обращаться с людьми и искусное ведение разговора - испытанное средство Чичикова во всех жульнических операциях. Он знает, с кем как вести разговор. С Маниловым он ведет беседу в слащаво-вежливом тоне, говорит, что «приятный разговор лучше великого блюда». Без труда добивается у него мертвых душ бесплатно, да еще и оставляет на хозяина расходы по оформлению купчей. Вовсе не церемонится в разговоре с дубиноголовой Коробочкой, запугивает окриками и за всех умерших дает всего 15 рублей, солгав, что приедет за мукой, крупой и прочей снедью.
Непринужденный развязный разговор ведет с разбитным малым Ноздревым и ловко выпутывается из всех предложений об обмене. Осторожно разговаривает Чичиков с помещиком-кулаком Собакевичем, называет умерших крестьян несуществующими и заставляет Собакевича сильно снизить запрошенную им цену.
Почтительно вежлив Чичиков с Плюшкиным, он говорит, что решил помочь ему и оказать свое личное почтение. Ловко прикинулся он человеком сострадательным и получил от него 78 душ всего лишь по 32 копейки за каждую.
Встречи с помещиками показывают исключительную настойчивость Чичикова в достижении цели, легкость перевоплощения, необыкновенную изворотливость и энергию, за внешней мягкостью и изяществом скрывающие расчетливость хищной натуры.
И вот Чичиков снова среди чиновников города. Он всех очаровывает «приятностью светского обращения», «какой-то комплимент, весьма приличный, губернаторше». Все дамы города от него без ума. Однако Ноздрев разрушает все его планы. «Ну, пошло на то, - подумал он сам о себе, - мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорее».
Итак, «вот весь налицо герой наш. Каков он есть!» - заключает Гоголь. Чичиков предстает перед читателями живым. Мы видим и внешность, и внутренний мир Чичикова. На первый взгляд в нем есть что-то неопределенное, это - «господин не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод». Мы видим человека степенного, обходительного, хорошо одетого, всегда аккуратного и чистого, выбритого и приглаженного, но в каком вопиющем противоречии находится внешность с его внутренним миром! Гоголь мастерски, одной фразой дает ему полную характеристику: «Справедливее всего назвать его хозяин-приобретатель», а далее автор говорит о нем просто и резко: «Подлец».
Такой характер, как у Чичикова, мог возникнуть только в условиях становления капиталистических отношений, когда предприниматели ради наживы и обогащения ставили на карту все. Чичиков представляет собой тип буржуазного дельца-приобретателя, не брезгающего никакими средствами для своего обогащения.
Еще Виссарион Григорьевич Белинский отмечал широкую типичность Чичикова. «Те же Чичиковы, - писал он, - только в другом платье: во Франции и в Англии они скупают не мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!»
Ужасен, отвратителен этот рыцарь «денежного мешка», строящий свое благополучие на несчастьях большого числа людей: массовых эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, - все, что сеет гибель и смерть, все это на руку Чичикову.
Описывая центрального персонажа своего произведения, Н. В. Гоголь полностью отказался от каких-либо конкретных деталей, сравнений и определённости.
Весь портрет Павла Чичикова строится на усреднённых характеристиках и мнениях: самого героя, который считает себя привлекательным, и окружающих, также находящих его внешний вид приятным.
Почему же он избегает конкретных описаний? Почему придаёт герою некую безликость?
Наверное, для того, чтобы показать всем нам, - читателям - что подобные «чичиковы» живут среди нас, но распознать их совсем нелегко.
Чичиков отличается многообразностью, может притвориться тем, кем пожелает, и именно поэтому у него по определению не может быть чётких и выразительных черт.
Интересно, что даже рассказывая о детстве Чичикова, Николай Васильевич воздерживается от упоминаний о внешности ребёнка, останавливаясь только на общем представлении о начале его жизни.
И всё же, что нам доподлинно известно о внешнем облике героя?
Чичиков - мужчина среднего возраста; обладатель круглого лица, красивого подбородка.
Подбородок - предмет особой гордости главного персонажа. Он не упускает случая похвастаться им, подчёркивая, что он абсолютно круглый.
Чичиков всегда идеально выбрит; его щёки белоснежны.
Он очень заботится о своей внешности:
Его фигура несколько полновата, но, в целом, недурна для его лет.
Вниманием к собственной внешности мужчина располагает представительниц прекрасного пола, которые видят в его облике нечто «величественное», «марсовое».
Более того, кое-кто из дам охотно верит, что Чичиков является ни кем иным, как Наполеоном.
Если фигура главного героя и не совсем идеальна, его манера поведения, осанка с лихвой компенсируют внешние недостатки.
Чичиков прекрасно держится; ему нет равных в умении произвести нужное впечатление.
Его лицо имеет такое выражение, которое служит пропуском в абсолютно любые места. Павел Иванович очаровывает, располагает к себе буквально за пару минут.
Что касается одежды персонажа, то он предпочитает элегантный фрак, качественные сорочки, отличные аксессуары и добротную обувь.
3 вещи, с которыми он не расстаётся в своих многочисленных путешествиях - фрак, хороший экипаж, шкатулка. Эти вещи находятся с героем на протяжении всей поэмы.
Резюмируя, следует сказать, что для Павла Ивановича Чичикова внешний вид важен ничуть не меньше, чем авторитет и репутация.
Внешность Чичикова в поэме "Мертвые души"
«... господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...»
«... такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие...»
«...в белоснежную щеку твою!...» (Собакевич Чичикову)
«... полнота и средние лета Чичикова...»
«.. выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска...»
«... свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им перед кем-нибудь из приятелей [...] «Вот, посмотри, – говорил он обыкновенно, поглаживая его рукою, – какой у меня подбородок: совсем круглый!»...»
«...Дамы были очень довольны и не только отыскали в нем кучу приятностей и любезностей, но даже стали находить величественное выражение в лице, что-то даже марсовское и военное, что, как известно, очень нравится женщинам...»
«...однако же в многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине, что будь он немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо...»
«... сверх наружности, которая сама по себе была уже благонамеренна, в разговорах его ничего не было такого, которое бы показывало человека с буйными поступками...»
«... Лицо его вдруг, несмотря на приятность, не понравилось начальнику...»
Одежда Чичикова в поэме "Мертвые души" (костюм, фрак)
«... с этих пор стал держаться более коричневых и красноватых цветов с искрою...»
«... надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях...»
«... надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой...»
«...Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку...»
«... надел сафьяновые сапоги с резными выкладками всяких цветов, какими бойко торгует город Торжок...»
«... он переменил свой шотландский костюм на европейский, стянул покрепче пряжкой свой полный живот, вспрыснул себя одеколоном, взял в руки теплый картуз...»
«... в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано...»
«... он всякие два дни переменял на себе белье, а летом во время жаров даже и всякий день: всякий сколько-нибудь неприятный запах уже оскорблял его...»