Главная » Дом » Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Можно ли креститься левой рукой

Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Можно ли креститься левой рукой

Среди верующих православной традиции распространено мнение, что наложение на себя крестного слева направо является неправильным.

Считается, что изображающая крест рука должна касаться сначала правого плеча, а затем левого, что символизирует традиционное для православия (и вообще христианства в целом) противопоставление правой стороны как обиталища спасенных и левой как обиталища погибающих (подробнее – Мф., 25, 31-46). Таким образом, православная традиция считает, что поднося руку к правому, а затем к левому плечу, верующий молит причислить его к участи спасенных и избавить от доли погибающих.

Вообще в обыденной жизни у суеверных или религиозных людей принято выделять правую сторону как более чистую, нежели левая. Или даже соотносить с правой стороной человека добро, а с левой – зло. Поэтому озвученное выше мнение с позиций религии видится вполне логичным.

Отличия наложения крестного знамения в других культурах

В традиции католиков считается слева направо, а не наоборот, как у православных. Однако до великого церковного раскола и те, и другие крестились преимущественно справа налево, хотя подобный порядок и не являлся обязательным.

Также католики, в отличие от православных, крестятся без сложения пальцев – открытой вбок ладонью.

В католицизме данные правила не выражают ничего негативного, напротив, считается, что подобный метод наложения крестного знамени олицетворяет переход от зла и дьявола к добру и к спасению души через Христа. Посему православный при встрече с представителями другой ветви христианства должен знать эти особенности и понимать, что ничего кощунственного они не подразумевают.

Важно помнить

Тем не менее, четко установленных канонов, как надо креститься, в настоящее время нет. Есть только определенные обычаи, нарушение которых по сути не приведет верующего к какому-либо греху.

Однако, если верующий осеняет себя крестным знаменем в окружении своих единоверцев, лучше не идти против сложившихся в их среде традиций во избежание разногласий. Разумеется, если только продолжительные споры и дискуссии не являются целью читателя.

И все же, насколько бы ни отличались эти и другие правила в разных направлениях христианства, верующему читателю следует помнить прежде всего о том, что Бог смотрит на сердце и дела человека, а не на то, с какой точностью человек соблюдает определенные ритуалы.

Многие люди регулярно посещают храм и хорошо знакомы со всеми правилами и церковными обрядами. Но все же есть те, кто редко заходит в церковь и не знает всех тонкостей.

Обычно на помощь к таким «захожанам» приходят верующие, но далеко не всегда ошибки исправляют корректно. Могут найтись невоспитанные люди, которые очень грубо и обидно выскажутся в адрес нарушившего правило. Часто это отбивает всякое желание заходить в церковь. Чтобы такого не произошло, и вы смогли спокойно отстоять службу и провести время в молитве, надо знать правила, как накладывать крестное знамение и какой рукой крестятся православные христиане.

Почему именно справа налево

Для крестного знамения у православных принято соединить в щепоть три пальца правой руки. Этому есть своё объяснение: на правом плече, располагается рай (место, где происходит спасение души и здесь обитают ангелы), на левом же плече ад, в котором душа погибает (здесь живут демоны и грешники). Вначале, поднося троеперстие к правому плечу, человек молит Иисуса Христа о спасении души, а прикасаясь затем к левому плечу, просит Господа избавить его от погибели.

Иногда возникает вопрос, зачем креститься? Крест является символом покаяния и защиты во время молитвы.

Интересно то, что католики крестятся, наоборот, слева направо. В католичестве символы означают все то же, слева - рай, а справа - ад, но рука движется слева направо, потому что они идут от греха к спасению души.

Важные правила для православных

Как правильно креститься православным христианам при входе в храм? Согласно установленным правилам, необходимо три раза перекреститься и поклониться до земли. Этим действием человек славит Иисуса Христа и заявляет о своей вере.

Как правильно сложить пальцы

Для того, чтобы перекреститься, нужно большой, указательный и средний пальцы сложить вместе, как будто в щепотку, безымянный палец и мизинец, согнуть и прижать к внутренней стороне ладони.

Это положение пальцев очень символично. Троеперстие обозначает Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Два оставшихся пальца, говорят нам о том, что Христос является человеком и Богом одновременно.

Последовательность наложения крестного знамения:

  • Сначала поднесите пальцы ко лбу, произнося при этом «Во имя Отца».
  • Далее, опустите руку на живот, со словами: и Сына.
  • Перекрестите правое, а затем и левое плечо: и Святого Духа. Аминь.

Каждое движение имеет своё обозначение:

  • Прикасаясь к челу - освящается ум.
  • Крестя живот - благословляются все органы.
  • Затем переходя к плечам - человек освящает все своё тело.

В праздной жизни и бесконечной суете, люди редко заходят в церковь. Обычно человек обращается к Господу только в трудные минуты своей жизни. Это неправильно. Необходимо иметь дома иконы и молиться. Как нужно креститься обязан знать каждый верующий христианин. Просыпаться надо с утренними молитвами, а отходить ко сну с вечерними. Знать такие молитвы, как: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дева радуйся». А молитва Честному Кресту защитит вас от всяких бед.

Опасность неверных действий

При наложении крестного знамения необходимо доносить руку до живота, многие этим пренебрегают, останавливая руку на уровне груди. Священники этого не одобряют. Они видят такой крест , как перевёрнутый. Такой способ креститься использовали многие столетия назад те, кто противился церкви, и их причисляли к еретикам.

Когда вы освещаете крестом себя или другого человека, движения должны быть неспешными и последовательными, означающими истинную веру. Мыслить во время молитвы нужно только о Боге и спасении души.

Неверное крестное знамение, наложенное на себя, обесценивает всю молитву. Считается, если человек неправильно креститься, он привлекает к себе бесов и может быть искушён дьяволом.

Как крестились несколькими столетиями ранее

Нынешний способ перекрещиваться формировался не одно столетие. Изначально, когда только образовывалось христианство, люди крестились одним пальцем и при этом они прикасались к губам, лбу и груди. Делали это на каждой мессе, когда читали евангелие. Спустя некоторое время, стали использовать два пальца или даже целую ладонь, для того чтобы перекреститься. На иконах Иисуса Христа изображают с поднятыми вверх двумя пальцами - указательным и средним. Священнослужители именно поэтому используют этот жест, чтобы перекрестить кого-нибудь.

Верующие стали крестить лоб, плечи и пуп, когда сформировалось православное христианство. Затем пуп, заменили, на грудь, объясняя это тем, что здесь находится сердце.

Как правильно креститься, необходимо учить с раннего детства, ведь ни одна молитва не совершается без крестного знамения. Направляйте своих детей, чтобы они правильно складывали пальцы в троеперстие и верно крестились, неспешно и без суеты. Проходя мимо храма, задержитесь немного, перекреститесь и поклонитесь Богу. Этим вы в очередной раз подтвердите свою веру и восславите Господа нашего Иисуса Христа.

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Почему крестятся именно правой рукой?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» - а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» - значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Если человек болен

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем - к левому.

А левшам можно?

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

Строка поиска: крестное знамение

Найдено записей : 26

Здравствуйте! У меня заболевание, которое не дает совершать крестное знамение правой рукой, могу ли я делать это левой, или просто мысленно? Спаси Христос.

Ирина

Ирина, в Вашем случае можно креститься левой рукой.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ нас всех! Пожалуйста, помогите советом. Стараюсь начать жить согласно православному учению. В Церковь ГОСПОДЬ привел меня совсем недавно. В 2014 году на Вербное Воскресение я первый раз попала в церковь. И состоялась моя первая исповедь. С того времени я уже не хочу жить, как раньше, но остался страх, что по каким-то причинам все может измениться. Ведь даже Апостол Петр так верил, что не предаст УЧИТЕЛЯ, а и он не устоял в момент испытания. У меня сложность в том, что никак не могу избавиться от смущения. Очень хочу не стесняться того, что хожу в храм, и без оглядки хотелось бы накладывать на себя крестное знамение перед храмом. И на исповедь когда иду, приходится прямо преодолевать себя. И идти тяжело, и не идти не могу. Посоветуйте, как искоренить смущение, которое так и норовит отодвинуть меня от такой дорогой сердцу истины? И помолитесь, пожалуйста, о рабе БОЖЬЕЙ Нине, чтобы укрепил меня БОГ в моем начинании и превратилось бы это начинание в неотъемлемую часть жизни, чтобы было разумение к воле БОЖЬЕЙ. Чтобы непременно дойти до конца пути и не свернуть с него по малодушию, маловерию и самомнению. Большое спасибо, что уже не раз отвечали на мои вопросы.

Нина

Нина, Ваше смущение и ложный стыд со временем пройдут, если Вы будете твердо идти по выбранному Вами пути. Молитесь и возлагайте надежду на Бога. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Перед Причастием на Пасхальной службе (ночью) нужно ли дома читать вечерние молитвы? Какон читается уже Пасхальный или обычные? Читаются ли Благодарственные молитвы утром после Причастия в Пасху и на Светлой седмице? И еще, крестное знамение и поклон при выносе Даров делать до или после прочтения священником молитвы "Вечере твоея..."?

Ольга

Ольга, правило ко святому причащению до пасхальной службы читается обычное. По окончании литургии, если Вы причащались, прочитываются благодарственные молитвы по святом причащении, предваряемые троекратным тропарем «Христос воскресе…». Перед отходом ко сну прочитайте пасхальные часы вместо молитв на сон грядущим. Поклон делается при выносе Святых Даров и возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите!».

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, у меня вопрос. Моя подруга рассказала мне, что её в церкви подруга перекрестила наоборот. Это ведь нехорошо?

ирина

Я не совсем понимаю, что значит «перекрестить наоборот»? В смысле, совершила крестное знамение не в том порядке, в каком положено? Ну для того, по отношению к кому это было сделано, никаких последствий не будет, а вот тот, кто делает такие вещи по злому умыслу, рискует навлечь на себя беду.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда я перекрещиваю своих деток, и они стоят лицом ко мне я крещу лоб, живот, их правое плечо, их левое плечо, а если крещу мужа "в спину" - голова, живот, а дальше? Слева направо или наоборот (как если бы он сам крестился?) Спаси Господи.

Ксения

Если Вы крестите себя, то полагаете крестное знамение сначала на правое плечо, потом на левое. Если Вы крестите кого-то (не важно, стоит он к Вам лицом или спиной), то рука должна следовать сначала налево, потом направо.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Батюшка, ответьте, пожалуйста: зачем просить прощения у Бога, если Бог есть Всепрощающая Любовь? И почему так трудно совершить крестное знамение на людях, например, на рабочем месте? Спаси Бог!

Елена

Любовь-то любовью, да и правосудие у Бога тоже есть, и не меньше! Если мы не будем просить себе помилования, очищения от грехов, то зачем же Господь нас, таких безрассудных, будет прощать?!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Можно ли молится и наносить крестное знамение, если я не крещённый?

Вадим

Конечно можно, но если Вы уже верите как православный человек и готовы исповедовать свою веру (ведь крестное знамение – это еще и исповедание веры), то пора уже задуматься о крещении.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. На Святой Литургии, во время пения херувимской, многие люди в храме складывают руки, как перед причастием, объясняя это тем, что в этом храме такая традиция, это они, дескать, изображают херувимов, хотя известно, что складывание рук перед причастием обозначает крестное знамение перед принятием крови и тела Христова (и чтобы не задеть Чашу) Вопрос такой. Нужно ли бороться с такими традициями? Ведь Литургия, как и святые иконы, писались по наитию Духа Святого, в данном случае, Св. Василием Великим, Св. Иоанном Златоустым. Думаю, что не в нашей компетенции изменять что-то в Божественной Литургии или других таинствах церкви. Настоятель храма почему-то относится к этому нормально. Стоит ли попытаться убедить настоятеля отнестись к этому более серьёзно?

Александр

Здравствуйте, Александр. Вопрос не в том, кто, как и когда складывает руки, а в том, какой смысл в это действие вкладывается. Например, подходя под благословение, принято складывать ладони лодочкой, чтобы принять в них благословляющую десницу. Вполне рациональное действие. А когда во время богослужения священник от престола осеняет всех предстоящих в храме и тоже, если не все, то многие, складывают руки лодочкой и прижимают потом к груди. Спрашивается, зачем? Я как то спросил, мне ответили: чтобы благодать не упустить. Как будто ее можно поймать в ладони так же, как иерейскую десницу! Вот и здесь - крестообразное сложение рук на груди - одна из издревле существующих форм крестного знамения. Если такой же смысл вкладывается в данном случае, то это хорошо. Но если это подражание - «мы же херувимы», то это аналогично ловле благодати в ладошки. Бороться не надо, пользы не будет, а Вы сами в расстройство придете и людей огорчите. Но можно попробовать по-доброму, без издевки, изобразить, как с точки зрения здравого смысла выглядит это действо. Но предварительно выяснить, действительно ли люди херувимов изображают, а не крест на себе начертывают. И, конечно, без благословения настоятеля не надо ничего предпринимать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли наносить крестное знамение, когда читаешь утренние молитвы, ведь прямого указания на это не во всех молитвах есть. Не является ли нарушением наносить крестное знамение после прочтения молитвы Отче наш, ведь по окончании молитвы указания на это нет. Я после каждой молитвы совершаю крестное знамение. Спасибо.

Авик

Вы абсолютно правильно поступаете, Авик, не смущайтесь. Вообще совершайте крестное знамение тогда, когда просит душа, пусть даже и достаточно часто, это очень хорошо!

игумен Никон (Головко)

Как и когда надо делать крестное знамение? Что говорить при этом? Всегда ли надо говорить аминь после молитвы?

Максим

Максим, после молитвы нужно всегда говорить "Аминь". Аминь – это потверждение того, что мы прочитали, и что мы это принимаем и соглашаемся с этим. В церкви нужно стараться креститься вместе со всеми, дома - как придется, как Вам захочется. Что-то при этом говорить не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, зачем раньше православные перешли от двуперстия к троеперстию при накладывании креста? Ведь на иконах мы видим двуперстие? Понимаю, что нам, простым мирянам, не нужно забивать этим голову, не это главное. Но мне после просмотра фильма "Раскол" стало интересно узнать. Заранее спасибо за ответ!

Галина

Здравствуйте, Галина! В 1653 г. патриарх Никон начинает свои реформы, которые приводят к расколу русской церкви. Эти реформы начинаются с изменения способа сложения перстов при совершении крестного знамения: двуперстие (двуперстное крестное знамение), принятое ранее на Руси, заменяется на троеперстие (троеперстное крестное знамение). Оба способа сложения перстов выражают одно и то же содержание: как в том, так и в другом случае выражается как символика троичности (знаменующая Троицу), так и символика двоичности (знаменующая две природы Христа - Божественную и человеческую); однако в принятом ранее способе сложения перстов идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества - сочетанием указательного и среднего пальцев, тогда как в новом способе перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества - сочетанием безымянного пальца с мизинцем. Никоновские реформы не касались содержания - они касались формы; тем не менее они вызвали необычайно резкую реакцию. Мотивы патриарха Никона хорошо известны: он хотел привести русский церковный обряд в полное соответствие с греческим. У греков принято было троеперстие, и естественно было думать, что греки сохранили правильный способ сложения перстов, тогда как русские от него отклонились. Напротив, противники Никона - старообрядцы - исходили из того, что правильный обряд сохранился на Руси. Позднейшие исследования показали, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у греков в XII- XIII вв. Что же касается икон, то Вы ошибаетесь: на иконах мы видим не двуперстие, а благословляющий жест.

иерей Владимир Шлыков

Валентина

Валентина, главное в молитве - это наше сердце и ум. Во время молитвы мы крестимся, если есть при этом возможность. Молиться нужно всегда и везде, и конечно, не обязательно во время молитвы креститься, если нет такой возможности.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, у меня у сына врожденный дефект правой руки, когда пытается креститься, получается не очень, как же ему креститься после молитвы? Спасибо за ответ.

Сергей

Сергей, в таком случае можно налагать на себя крестное знамение левой рукой, ничего страшного.

Игумен Никон (Головко)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Максим

Максим, вопросы, заданные Вами, настолько разноплановые, что, к сожалению, в формате нашего сайта ответить сразу на все просто не получится. Дело в том, что здесь придется привести огромное количество источников, рассуждений и исторических фактов по каждому вопросу, ток что мы рискуем превысить все допустимые лимиты. Поэтому я думаю посоветовать Вам некоторую литературу. Во-первых, конечно, непосредственно "Закон Божий" Слободского (по его книге на нашем сайте создан видеокурс), во-вторых, учебники по догматическому богословию, наиболее популярный из которых принадлежит иерею Олегу Давыденкову. Наконец, книжку С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ереси. Секты", а вместе с нею - любой учебник по сравнительному богословию. Ну, и, наконец, подборку литературы на сайте Православного общества "Азбука веры" по этому адресу: http://azbyka.ru/religii/ Вам совсем не придется штудировать все эти источники, чтобы найти ответы на вопросы, нет - просто пролистать и просмотреть, так как уже по заглавиям можно будет понять, в какой главе о чем говорится. Этого будет вполне достаточно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Спасибо за ответы. Можете ли Вы мне помочь еще в одном вопросе: где можно прочитать информацию о том, какой псалом что значит (как называется) и какой нужно читать от страха, меня постоянно и во всем преследует какой-то страх и неуверенность. И еще: как правильно надо креститься (крестное знамение)? Однажды в церкви я крестилась, но бабушка мне сказала, что я не так это делаю. Запомнила. Прошло время, я снова забыла, как правильно, снова спрашивала, и снова не уверена (слева направо или наоборот). Я не понимаю, почему находит такое забвение! Ккак раз и навсегда все же запомнить? Спасибо.

Светлана

О псалмах и Псалтири можно почитать у протоиерея Григория Разумовского в книжке "Объяснение Священной книги Псалмов" (электронная версия доступна здесь: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/razumovskiy_psalmi_oglavlenie-all.shtml). В отношении того, какой псалом от страха, боюсь сам, что не подскажу. Мне все-таки кажется, что псалмы читают не "от чего-то", а "для чего-то", и прежде всего для очищения души от грехов и для духовного совершенствования.
А креститься нужно следующим образом: сначала полагать крестное знамение на лоб, затем на живот, затем правое и левое плечо.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, простите за беспокойство, обыскалась в интернете, как вести себя во время Богослужения, основные правила нашла, а что интересовало, - нет. Скажите, как вести себя при Великом входе? При словах "Великого Господина и Отца нашего...", "Вас и всех православных христиан..." Креститься или со страхом стоять? Еще в конце, например, панихиды, при словах священника: "Христос, истинный Бог наш..." батюшка крестится. И нам креститься? И далее: "и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец..." батюшка опять крестится, а нам что делать? Ещё когда осеняют народ Евангелием, все просто кланяются, или надо перекреститься и поклониться? Спасибо. Простите. Вопросов много, ответов не нахожу.

Ирина

Ирина, это – вещи не очень принципиальные: поступите так, как Вам хочется. Но чтобы примерно разобраться, как именно поступать, можно руководствоваться следующей "схемой", весьма условной, конечно.
Христиане просто стоят, не крестясь и не кланяясь, в те моменты службы, когда хотят выразить особенное благоговение перед святыней и не нарушить молитвенное настроение окружающих.
Небольшой поклон делается обычно из уважения к действиям священнослужителей, когда те так же кланяются вам: при каждении, при закрывании Царских врат и в некоторые другие моменты.
А крестное знамение мы налагаем на себя, когда соучаствуем молитве священника, со-молимся с ним, например, во время Великого входа ("Великого Господина…") или отпуста ("Христос, истинный Бог наш…"), потому что слова, которые произносит священник в эти моменты – это молитвенное пожелание духовных благ для нас и мы, естественно, присоединяемся к этой молитве и сами.

игумен Никон (Головко)

По церковному Уставу положено совершать крестное знамение перед чтением молитвы и по окончании, при чтении вечернего и утреннего правила. Батюшка не всегда совершает крестное знамение в начале молитвы. Уточните пожалуйста, когда правильно совершать крестное знамение?

Тамара

Тамара, но ведь совершать крестное знамение тогда-то или тогда-то – это не догма, а скорее совет. При очень углубленной молитве многие совсем не крестятся – и в этом нет ничего ни плохого, ни удивительного

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, необходимо ли делать крестное знамение в молитве "Отче наш..." после слов "но избави нас от лукавого"?

Дмитрий

Осенять себя крестным знамением мы должны в начале и конце молитвы.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. 1. Я не все понимаю по теме колдовства. Православные книги по этой теме читал, но есть недоумения. В них пишется: "Не бойтесь колдовских вещей (разного рода иголочки, тряпочки и т.д.), так как мы под защитой Господа Бога нашего и главное бояться греха". С ЭТИМ Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН! Но, с другой стороны, пишется в православной книге "Остерегайтесь чужих непонятных вещей". Вроде бы все правильно. Но как поступать если все же заметил странную колдовскую вещь? А у тебя нет возможности ее обойти и даже перекрестить. Например, у порога лежит странная вещь я ее не должен бояться, но с другой стороны должен остерегаться. Как поступать? Можно смело взять в руку и выбросить и не думать о ней, так как Бог защищает! Но все-таки есть предостережение от таких вещей и одно крестное знамение может не помочь. Думаю, Вы поняли тонкость моего непонимания. 2. В одной православной книге пишется "нет никаких любовных приворотов", волю человека сам Господь не нарушает. В других пишется, что есть такое. (Как я думаю, может временно, так как дальше Господь не позволяет) Какова истина? 3. То, что бесы не могут без воли человека заставить согрешить это ясно. Но почему бывают проклятые места, посетив которые, человек совершает этот грех? Судя по свидетельствам многих людей, есть в жизни такое. То, что если ходишь в церковь, причащаешься, тебе ничего не повредит, в это я Твердо Верю. Просто мне интересно. Как эти немножко двоякие и как и те и другие правильные научения, в уме "совместить"? Ваши мысли по поводу мной написанного. Спасибо за ответ!

Александр

Я не специалист по этим вопросам, поэтому могу сказать лишь о том, как поступил бы сам. Если бы я заметил «странную колдовскую вещь», просто выбросил бы ее, не придавая ей никакого значения. Можно и перекрестить, не раздумывая, поможет или нет крестное знамение. Поможет, если с верой. Точно так же как любое действие с двоящимися мыслями пойдет во вред, как о том пишет ап. Иаков. По поводу приворотов, отворотов и т.д. - здесь тоже все зависит от веры. Если человек действительно верит в Бога, т.е. живет, основываясь на вере, если он участвует в церковных таинствах - ничего это ему не грозит. А вот если вера его слаба - не уверен, что он застрахован от всякого рода магических манипуляций, о которых науке сказать нечего, а Священное Писание и Церковь их осуждает, не говоря, однако, что все это не приносит вреда. Может и принести и уж точно приносит тому, кто это практикует. «Проклятые места»? Не совсем понимаю, о чем речь. Как не понимаю, зачем идти в место со столь дурной репутацией. Вообще же могу сказать, что все эти воздействия имеют силу только при определенном расположении психики. Так есть люди, на которых действует гипноз и те, на которых не действует. Нужно просто жить церковной жизнью всерьез. А еще Новый Завет заповедует нам: «не исследуйте глубины сатанинские». Дело в том, что человека притягивает то, чем он начинает интересоваться. Начнет исследовать всякую бесовщину и не факт, что не окажется в той или иной зависимости от нее. Это в любом случае небезопасно. Если же, напротив, Вы не придаете всему этому совершенно никакого значения и живете подлинной церковной жизнью, то против Вас все колдуны, маги, экстрасенсы и проч. бессильны.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте! Меня очень интересует один вопрос: я православный христианин, с недавнего времени мне не даёт покоя вопрос - кто такие старообрядцы и почему с точки зрения Православия они являются еретиками? По информации которую я нашёл сети, старообрядцы - это те, кто не принял новых реформ патриарха Никона и остались верны Апостольской Вере, считая, что менять каноны по произволению даже патриарха нельзя. Православие очень критично подходит к католическому канону, где говориться, что последнее слово остаётся за папой, т.е. только он изрекает истину в последней инстанции(если даже "истина" - явная ересь и не Правда). В этой связи хотелось бы узнать всё таки - кто такие староверы и что произошло в 17-том веке в нашем Отечестве? Простите меня грешнаго за мою недалёкость и тёмность. Спаси Вас Господи.

Сергий

Дорогой Сергий!
В 17-м веке у нас, конечно, произошла беда, сколь обидная, столь и нелепая. В истории Церкви есть множество примеров, когда одинаково верующие люди держались, тем не менее, разных форм выражения веры, то есть разных обрядов. И беда старообрядцев не в том, что их обряды хуже или лучше, а в том, что они им придали практически вероучительное, догматическое значение. Если разделяться по признаку внешних форм выражения веры, тогда надо начинать не с Патриарха Никона, а с апостолов Христовых, которые не двуперстно(как старообрядцы), не троеперстно (как православные сейчас), не пятиперстно (как католики), а совсем по-другому накладывали крестное знамение. Но с ними ведь никому (даже протестантам) не придет в голову разделяться. Что же до реформ Патриарха Никона, то целью их было подчеркнуть единство вселенского православия (восстановив на Руси обряды, принятые у греков), а не обособляться по внешнему признаку в узконациональную Церковь.
Надо сказать, что в значительной мере разрешение проблемы этой продвинулось. В 1971 году Русская Православная Церковь сняла прещения со старообрядцев-поповцев, и старые и новые обряды объявлены равноспасительными. Хотя пока, несмотря на аналогичную декларацию мира с православными, на практике старообрядцы все же держатся обособленно и на предлагаемые с нашей стороны реальные шаги навстречу друг другу реально не идут. А вот беспоповцев, отринувших и священство (так сказать, выплеснувших с водой и ребенка), постигла настоящая беда: они отпали от единства Христовой Церкви.

протоиерей Илия Шапиро

1




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта