Главная » Красота и здоровье » Задания для дошкольников для запоминания азбуки на примере буквы н. Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Приемы запоминания графического облика букв

Задания для дошкольников для запоминания азбуки на примере буквы н. Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Приемы запоминания графического облика букв






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Предметные:

  • Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;
  • Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре.

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Чистописание.

Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2

Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.

– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.

– Повторим правила посадки при письме.

(откройте тетради, запишите число, классная работа)

Образец буквы показать.

В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9

Слайд 10 л , а, ф, в, а, т, и

Самостоятельная работа в тетради.

– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)

Составьте задание для класса.

  • найди лишнюю букву;
  • подчеркни парные согласные;
  • подчеркни сонорную;
  • подчеркни гласную обозначающую мягкость согласных на письме;
  • составьте слово.

– Какое слово получилось? (алфавит)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

– Сформулируйте тему урока. Слайд 11

Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.

Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?

Чего мы ещё не знаем?

(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)

  • как образовалось слово «алфавит»,
  • для чего нужен алфавит,
  • где применяют алфавит;

– Ребята, что такое алфавит?

Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12

Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13

Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.

Костя : Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

– А у Кости есть вопрос для класса.

– Как по-другому называют алфавит? (азбука)

Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.

Мила: Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.

– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?

Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.

Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.

И тогда греческий философ Кирилл (по-русски мудрец) со своим старшим братом Мефодием составили славянскую азбуку. В ней было сначала 42 ,а потом 38 букв.

Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14

Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами

Наши предки учились по такой азбуке.

– Каким источником вы пользовались?

(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)

Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.

По алфавиту можно:

  • найти книгу в библиотеке;
  • карточку больного в поликлинике;
  • слово в словаре;
  • информацию в справочнике.

– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.

Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.

– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»

– Прочитайте слова.

– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)

– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)

– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)

Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15

  • назовите первую букву алфавита (а);
  • шипящая, которая стоит после буквы ч (ш);
  • десятая буква алфавита (и);
  • о какой букве идёт речь?

Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

  • буква, которая стоит между буквами к и м (л);
  • после буквы м (н);
  • парная буквы б (п);
  • глухая непарная, может быть мягкой и твёрдой (х);
  • последняя буква алфавита (я);
  • буква, обозначающая мягкость согласных на письме и не имеющая звука (ь).

Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.

Физминутка

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Работа в парах.

– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68

– Прочитайте.

– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)

– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.

(Проверка)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.

Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16

Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:

Алексей, Андрей, Борис, Иван, Мария, Яков.

– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)

Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17

Астра, василёк, гвоздика, мак, роза.

– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)

– В каких словах все согласные твёрдые?(астра, мак, роза)

Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:

Слайд 18

Берёза, дуб, клён, липа, осина, сосна.

– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.

(хвойные и лиственные, весна и лето)

Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:

Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19

Назовите столицу нашей Родины.

– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?

(Киев, Астрахань)

Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.

Драгунский, Житков, Пушкин, Толстой, Чехов.

Слайд 20

Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21

Гагарин, Джанибеков, Гречко, Терешкова, Рюмин.

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.

VII . Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.

– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.

Слайд 22

Достиг ли урок цели?

– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект .

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста. Родители готовят подборку карточек Домана с изображением растений, животных, великих людей и многого другого.

Обучение буквам дошкольников в игровой форме (детей 4-6 лет)

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать слова

Чтение слов по складам для малышей - обучение буквам

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для детей 4-6 лет

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Обычно обучение происходит таким образом. Вначале детям показывают карточки со словами, написанными на белом картоне красным крупным шрифтом. Каждое слово четко проговаривается. Занятия продолжаются всего 5-10 секунд, за это время показывается несколько карточек со словами одной группы. В течении дня Доман рекомендует повторять такие занятия десятки раз. Мама сама определяет частоту и темп занятий. По мере освоения чтения добавляют карточки с красными крупными точками, обучающие ребенка счету. Благодаря данному пособию вы поможете вашему ребенку развить речь, мышление, воображение и память. К тому же, занятия проходят в очень увлекательной форме. Обучение не займет много времени, вашему крохе будет достаточно пятиминутных роликов несколько раз в день.

С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и заканчивая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.

В жизни каждого ребенка возникает момент, когда наступает время знакомства с буквами. Неважно, в каком возрасте это происходит – в 3 года или в 7 лет. Дети лучше запоминают тот материал, который для них интересен, усваивают те знания, которые связаны с различными действиями. То, что маленький человечек потрогал, понюхал или попробовал на зуб, запомнится быстро и надолго. Используя разнообразные задания для дошкольников, взрослые могут помочь крохе усвоить зрительный образ букв русского алфавита.

Разобрать различные методы можно на примере буквы Н. Для того чтобы навык усваивался быстрее, нужно задействовать разные органы чувств ребенка.

Использование визуального канала

Запоминание буквы Н происходит в первую очередь с помощью зрения. Упражнения помогут крохе усвоить образ с помощью зрительного анализатора.

Вначале взрослый должен показать ребенку букву Н в азбуке с нарисованной рядом картинкой, символизирующей слово, которое начинается на твердый звук [н] – например, «носорог». Крохе показывают картинку, просят его назвать, кто изображен на ней. Затем взрослый говорит: «Носорог - эн». Картинка носорога будет у малыша ассоциироваться с этим звуком. Когда через некоторое время взрослый покажет символ, ребенок вначале вспомнит, что изображено на картинке, а только потом припомнит название буквы.

Совместно с выполнением этого упражнения можно разучить стихотворение Лидии Гржибовской:

Носорог кричит друзьям:

«Букву эн принес я вам!

Букву эн вам надо знать,

Чтобы Новый год встречать!».

Эти стихотворные строки помогут маленькому человеку связать образ носорога с образом буквы Н и запомнить ее правильное название.

После того как буква в таком виде будет усвоена, нужно показывать ее в алфавите без картинок или в магнитной азбуке. Малыш вспомнит символ без опоры на зрительный образ носорога.

Есть еще немало способов запоминания:

  • Создать символ из счетных палочек, небольших обрезков ленточки или карандашей. Это упражнение задействует не только тактильные рецепторы, но и воображение крохи.
  • Выложить правильную букву из камушков во время прогулки.
  • Изогнуть проволоку так, чтобы получилась правильная буква.
  • Нарисовать букву на листе цветной бумаги и вырезать ее. Затем взрослому нужно разрезать символ посередине (по вертикали или по горизонтали) и попросить малыша сложить его вновь.
  • Найти символ в вывесках на улице – «МАГАЗИН», «БАНК» и других. Когда малыш будет выполнять задание безошибочно, то можно спросить его, в какой части слова (начале, середине, конце) стоит буква.
  • Найти и обвести букву в тексте журнала, газеты, старой книги, рекламного объявления. Единственное условие – шрифт должен быть крупным.

Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название - «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Использование звукового канала

Параллельно с изучением зрительного образа нужно выполнять упражнения, способствующие формированию у ребенка умения слышать твердый звук [н] и мягкий звук [н’] в устной речи.

  • Взрослый произносит ряд слогов (не, зо, ны, ук, на, ня, мы, ор, но, си, ну, тэ, ню, хо, ни, нэ, да, не). Если ребенок услышит слог с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый произносит любые слова, если малыш услышит слово с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый читает стихотворение, а потом просит кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда кроха услышит в слове твердый звук [н] или мягкий звук [н’]. Для выполнения данного упражнения подходят стихотворные тексты советских классиков, например Самуила Маршака: «Носорог бодает рогом - не шутите с носорогом », Генриха Сапгира: «Извините, носорог,

Вы не тычьте в книгу рог.

Вы читайте. Это просто:

нитки, ножницы, наперсток».

Правильное развитие ребенка невозможно без дополнительных занятий. Если мамы и папы, бабушки и дедушки хотят, чтобы их чадо быстро запомнило всю азбуку, то обязательно нужно выполнять вышеперечисленные упражнения. Заниматься можно ежедневно или через день-два. Упражнения стоит проводить в игровой форме, следя за временем, чтобы ребенку было интересно и комфортно. Занятие стоит прекратить, если малыш начинает отвлекаться.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Обучение грамоте

«Игры и упражнения, способствующие запоминанию младшими школьниками графического образа букв»


Выполнила:

Миронова К.Ю.

учитель начальных классов

В настоящее время учителям начальных классов при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

Выкладывание букв из палочек;

Выкладывание букв из шнурочков;

Выкладывание букв из мелких камушков;

Выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

Лепка буквы из пластилина;

Обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

Можно также предложить младшим школьникам выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке у ученика напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет учитель, на втором этапе ученик показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ученик.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (учитель или один из учеников) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?

На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:


Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.

Приемы запоминание графического облика букв

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  1. поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  2. сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  3. сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  4. поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);
  5. конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  6. печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  7. распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Буквы – подружки.

Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Напиши в воздухе.

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву.

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.

Полубуковка.

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

Выбирай правильно.

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

Пишу – печатаю.

Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

Буква заблудилась.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

Терем – теремок.

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Предварительный просмотр:

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в игре и отчасти через гимнастику.

Ниже приводятся игровые упражнения для выработки правильного дыхания. При их выполнении необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, осуществлял вдох через нос, живот при этом надувается, выдох – уменьшается. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут. Помните: ребёнок не должен надувать щёки.

  1. «Задуй свечку» (или дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, ватные шарики, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги).
  2. «Мишка учит буквы» (произносить гласные с разным тембром и интонационной окраской: как большой медведь, как малая медведица, как маленький медвежонок).
  3. «Немое кино» (узнать по артикуляции гласный звук и произнести его длительно – на выдохе).
  4. «Шину прокололи» (вдох – ш-ш-ш-ш).
  5. «Перекличка животных и птиц» (услышав название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание).
  6. «Надуем воздушный шар» (на вдохе надуть живот, на выдохе расслабить мышцы живота; ребёнок контролирует область диафрагмы ладонью).

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем, (вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко …ровно …глубоко.

  1. «Трубач» (поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом; вдох через нос, на выдохе медленно дуем в трубу: «пФ»).
  2. «Жук» (сидя на стуле поднять руки в стороны, немного отведя их назад, сделать вдох; выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж», одновременно опуская руки вниз).
  3. «Комарик». (Ребёнок сидит, обхватив ногами ножки стульчика; руки - на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – «з-з», быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.)
  4. «Топор». (Ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор». Произнести: «Ух!» -- на длительном выдохе.)
  5. «Ворона». (Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Кар!».)
  6. «Гуси». (Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: «Га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести: «Го!»; «Гы!».)

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, делать вдох через нос перед началом фразы.






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта