Главная » Красота и здоровье » Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник. Образ «маленького человека» по поэме Медный всадник (Пушкин А. ) Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник. Образ «маленького человека» по поэме Медный всадник (Пушкин А. ) Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Тема маленького человека особенно актуальна в русской литературе 19 века, в том числе и в произведениях А.С.Пушкина. Его поэма «Медный всадник» рассказывает о печальной судьбе такого человека, ставшего жертвой трагических обстоятельств.

Главный герой поэмы – бедный чиновник из Костромы, Евгений. Он живёт одной мечтой – жениться на своей любимой девушке, простой и скромной Параше. Он является типичным «маленьким человеком», неспособным на хитрость, обман и лесть для продвижения по службе и своих корыстных целей. Пушкин не рассматривает своего героя как отдельную личность. Евгений – лишь часть серого петербургского пейзажа, он далёк от важных государственных дел, реформ, преобразований. Автор не даёт ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно», чтобы подчеркнуть незначительность личности.

Герой живёт простой, рутинной жизнью, поэтому сам Пушкин не разделяет его жизненных позиций. Желания и амбиции Евгения ограничены бытовыми заботами. Однако в жизни главного героя случается переворот – ужасное наводнение в городе, из-за которого погибает его единственный смысл жизни и любовь – Параша. Евгений сходит с ума, теряет рассудок от горя, а проанализировать событие и жить дальше у него нет сил. Так Пушкин показывает, насколько маленьким является герой, как жалка его незначительная личность.

Противоположность образу Евгения – образ Петра, властного и порой жестокого господина. Этот образ характеризует весь власть имущий класс, для которого проблемы и беды простого народа не имеют никакого значения. Евгений винит Петра во всех своих бедах, из-за чего медная статуя императора начинает его преследовать.

Вся поэма «Медный всадник» основана на противопоставлении «маленького человека» и сильного, властного государя. Тихий, слабый протест Евгения медному императору – это бунт простого чиновника против правящего класса, которому судьбы простых людей совершенно не интересны.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Поделиться:

А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.

Сюжет произведения строится на приеме антитезы: образ бедного чиновника противопоставлен великому императору Петру I и буйной стихии. И это не случайно: именно преобразования могущественного правителя и неожиданно постигшее Петербург наводнение стали причиной всех бед Евгения. При этом оба явления очень похожи между собой: реформы Петра обрушились на народ также, как волны разгневанной Невы на город. Да, с одной стороны отстроить на болотных топях новую прекрасную столицу, перед которой «померкла старая Москва», и тем самым «в Европу прорубить окно» - это, несомненно, великое свершение. Но чем в итоге обернулось такое насилие над природой? Страшным наводнением, разрушившим судьбы маленьких людей.

Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом...

Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.

А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:

«Добро, строитель чудотворный! -

Шепнул он, злобно задрожав, -

Ужо тебе!..»

Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.

Образ «маленького человека» раскрывался во многих русских произведениях. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Он постоянно менялся и представлялся в новых формах, но он всегда показывал одно – жизнь простого народа.

А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал безнадежную и безрезультатную борьбу «маленького человека» со властью и природной стихией.

В образе власти выступает «кумир на бронзовом коне» - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Отношение Пушкина к самодержцу очень противоречиво. В начале поэмы он описывает его, как могущественного царя-реформатора, который смог победить стихию и создать красивейший город, затмивший даже столицу: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.»

Но, одновременно с этим, Петр не задумывается о жизни отдельного человека, а мыслит исключительно в масштабах государства. И, пренебрегая мнением народа и законами природы, царь добивается своего: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там, По оживленным берегам, Громады стройные теснятся Дворцов и башен»

Пушкин восхищается величественностью и красотой города, произносит восторженный гимн, признаваясь ему в любви: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»

Однако, вступление заканчивает строками: «Печален будет мой рассказ»

Этот рассказ повествует о главном герое произведения – Евгении. Он описывается, как «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и прожить с ней жизнь. Но наводнение, затопившее «омраченный Петроград», разрушило планы героя. Он надеется на лучшее и «спешит, душою замирая» к дому Параши, своей возлюбленной. Но, увидев, что от дома любимой ничего не осталось, он понимает, что могучая Нева уничтожила все, что он любил. Евгений, не устояв «против ужасных потрясений», теряет смысл жизни и понимает причину своих несчастий и узнает их виновника. Им оказывается тот, «чьей волей роковой под морем город основался». В нем рождается жажда возмездия к «державцу полумира». Но сила и значимость Евгения слишком мала, в сравнении с Петром. Поэтому, этот мятеж оказывается безумием, которое приводит только к скитаниям и страданиям, заканчивающиеся смертью «маленького человека». Таким образом, описывая историческое событие, Пушкин смог ярко показать, как волеизлияние исторически значимого лица повлияло на жизнь и судьбу народа. В настоящее время, эта проблема и трагедия «маленького человека» остается актуальной и нерешенной в истории и жизни человечества.

Разделы: Литература

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить учащихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работе с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в “Белых ночах” Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города в произведениях Гоголя и Достоевского?

4-й слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя “Белых ночей” - это неприятие окружающего мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия учащихся.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

10-й слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6. Итог урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.

Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.


В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, "И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась" Нева.


Она уничтожила все запасы, затопила дома и убила многих людей, в том числе и Парашу. Евгений, узнав о смерти любимой, сошёл с ума. Целый год он скитался по городу и увидел памятник Петру I. Евгений обвинил "медного всадника" во всех своих бедах, и тут ему показалось, что этот величественный истукан погнался за ним. Прошло немного времени, и Евгений умер.


Трагедия "маленького человека" - одна из наиболее значимых и востребованных тем в русской литературе. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но цель произведения этой тематики - показать жизнь заурядных людей. Так поступил и Пушкин, описавший судьбу "маленького человека" Евгения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В своей поэме он показал образ Евгения в сравнении с силами, имевшими огромное влияние, - стихия и государственная власть.


К теме петровских преобразований также обращались многие писатели. Александр Сергеевич относится к Петру I двояко: в начале поэмы от отзывается о нём, как о достойном правителе, прорубившем окно в Европу; но Петр I не знает жизни "маленького человека", поэтому совершает реформы на благо государства в целом. Петр I считал, что Санкт-Петербург сможет вывести Россию на новый уровень, но он забыл про "убогих чухонцев" - людей, не готовых к преобразованиям. Слово царя - закон. Мечты Петра I сбылись, несмотря на трудности строительства. Пушкин восхищён "младшей столицей".


И тут же Александр Сергеевич переносит в жизнь Евгения - "маленького человека" в большом городе. Мысли Петра I Пушкин описывает так: "Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!" Как мы знаем, Петр I думал о Петербурге. Мысли Евгения выглядят мизерно: "О чём же думал он? о том,/ Что был он беден, что трудом/ Он должен был себе доставить/ И независимость и честь..." Он мечтает о достатке и счастливой семье: "Жениться? Мне? зачем же нет? Пройдёт, быть может, год-другой - /Местечко получу, Параше/ Препоручу семейство наше/ И воспитание ребят..." В этих помыслах нет ничего дурного, но от лица Евгения Пушкин выразил желания простого народа.


Я считаю, что Пушкин на примере сломанной из-за наводнения жизни Евгения хотел показать несостоявшиеся мечты "маленьких людей", в чьи жизни реформы ворвались, словно Нева в дом. Народ - в лице Евгения - грозит царю: "Ужо тебе!..", но всё-таки боится царя, даже "медного всадника".


Полезный материал





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта