Главная » Красота и здоровье » Презентация. М.Горький. Роман "Фома Гордеев". «Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману «Фома Гордеев») Урок фома гордеев

Презентация. М.Горький. Роман "Фома Гордеев". «Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману «Фома Гордеев») Урок фома гордеев

Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»
«Надо знать, для чего живешь»

Цель урока:
- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького
«Фома Гордеев»;
- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины
купеческой жизни;
- «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я
не должен быть»;
- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать
выводы, обобщения, сравнивать.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!
Горький М. «Фома Гордеев»
Нет уж, я сам себе место выберу.
Горький М. «Фома Гордеев»

Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,
определите цель урока.
(Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда
волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление
к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет
это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя
к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет
дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов
спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,
которую показал Горький в пьесе «На дне»
-Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.
1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)
- Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
- Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни,
отличительные черты характера) и о матери.
- Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним
развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо
всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его
сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко
всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло
на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.
Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
- Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?
отец
- Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять
ее?
Уроки жизни?!

Отец
«Надо учить тебя «Ты им хозяин, они твои
жить» слуги, так и знай »

Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает
данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,
(Ответ учащихся) 29,30,37).
Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
- В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?
Пушкин А.С. «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» - «копи копейку».
- Близка ли мораль Игната Фоме?
Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.
Уроки жизни продолжаются.
- Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему
повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).
- Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему
«Буду я тебя, Фома, учить»
- гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
- Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
- Принимает ли Фома уроки жизни Якова?
-Отвергает
Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов.
Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.
Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то
большое.
4. Какое значение для понимания
- идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе
купца Кононова?
- Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
- Принесло ли это удовлетворение Фоме?
а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет
дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев –
личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском
«Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города.
Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.
б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли
правду приятно слушать? (нет)
Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
- Чему они учат?
к вопросу 4
Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-та тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.
5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых
людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
- Пытаются ли они научить Фому чему-то?
- Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у
него острый интерес.
- Рассказы о ровесниках Фомы.
Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он
пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему – то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается
найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
- Назовите их. Кто они?
(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
- Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса
этого времени.
- Когда писалась повесть? Что это за время?
-1899 г.
Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).
Зачитать стр.89 «Практикум»
- Удалось ли Горькому показать такого человека?
- А почему?
(не учился, не читал, он ничего не делал)
- Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?
Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.
- Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою
дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить
большую, яркую цель в жизни.
Домашнее задание:
1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению
к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Приложение 1.

Уроки жизни?!

Отец
«Надо учить тебя жить»

Маякин
«Буду я тебя, Фома, учить».

Купцы «только мы и любим
порядок и жизнь»

Медынская
«Мы нашу жизнь
на свою колодку
должны делать»

Ежов
«Нужно жить
всегда влюблён
во что-нибудь н
доступное тебя».

Смолин
«Ты учишься плохо.»
«Перестань, голубчик! Что
ты, с ума сошёл?»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Максим Горький Имя при рождении: Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) Около 1900 года Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Роман «Фома Гордеев» (1899) В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне». Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

4 слайд

Описание слайда:

Наставления отца Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только - нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо. ... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса. Один, без дружбы, не проживешь... старайся дружить с теми, которые лучше, умнее тебя... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Хуже других в науке не будь… Бога и родителя - чти! ….одних книг мало: надо ещё уменье пользоваться ими… Этому надо учиться от самой жизни… Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать... ….Ты в грехе, ты и в ответе… Живи честно и твёрдо…Чужого не желай, своё береги крепко…

5 слайд

Описание слайда:

Наставления Якова Маякина Ты живи себе безбоязненно и делай то, к чему назначен. А человек назначен для устроения жизни на земле… … никто, брат, себе в убыток не действует, ежели он умный... ...Зачем нам дом чинить, ежели не мы в нем жили и не наш он есть? Не умнее ли это будет, ежели мы станем к сторонке и будем до поры до времени стоять да смотреть… Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, иль лежи в грязи… …Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы. Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

6 слайд

Описание слайда:

Любовь Маякина о смысле жизни …с каждым днем я всё больше убеждаюсь, что жить - трудно... Что мне делать? Замуж идти? За кого? За купчишку, который будет всю жизнь людей грабить, пить, в карты играть? Не хочу! Я хочу быть личностью... я - личность, потому что уже понимаю, как скверно устроена жизнь. Учиться? Разве отец пустит... Бежать? Не хватает храбрости... Что же мне делать? Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

7 слайд

Описание слайда:

Растёт у меня в душе что-то… Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Долги платить надо… Видимый суд нужен…Чтобы понимать людям… А какая от них (деньги) радость человеку? За глаза – не ругайся – а ругайся – в глаза прямо… - Таракан ползёт – и то знает, куда и зачем ему надо, а ты – что? Ты куда?.. Разве человеку с душой можно жить так, как ты живёшь? В душе – огонь горит…стыд в ней… И я тоже чувствую – растёт у меня в душе что-то…Против всех! … Против фальши!..! Гордеев и Маякин Гордеев и Саша

8 слайд

Описание слайда:

Где же мое место? Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. Шум вокруг него вызывал и в нем желание кричать, возиться вместе с мужиками, рубить дерево, таскать тяжести, командовать -заставить всех обратить на себя внимание и показать всем свою силу, ловкость, живую душу в себе. Но он сдерживался и стоял молча, неподвижно: ему было стыдно. Он хозяин тут над всеми, и если примется работать сам -никто не поверит, что он работает просто из охоты, а не для того, чтоб подогнать их, показать им пример... "Где же мое место? - угрюмо думалось ему. - Где мое дело?.."

9 слайд

Описание слайда:

Нужно такую работу делать… Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Добежав до ручки ворота, он с размаха ткнулся об нее грудью и, не чувствуя боли, с ревом начал ходить вокруг ворота, мощно упираясь ногами в палубу… Первый раз в жизни он испытывал такое одухотворяющее чувство и всей силой голодной души своей глотал его, пьянел от него и изливал свою радость в громких, ликующих криках в лад с рабочими… - Нужно такую работу делать, -говорил он, двигая бровями, - чтобы и тысячу лет спустя люди сказали: вот это богородские мужики сделали... да!..

10 слайд

Описание слайда:

Душа у меня болит! Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Фома чувствовал, что вновь возникающее возбуждение недолго продержится в нем. Какой-то червь сосал его сердце… - Коли тошно -значит, хочется чего-нибудь... Чего тебе надо? - Не знаю я! - грустно качнув головой, ответил Фома… - Кутить я не хочу... Всё одно и то же: и люди, и забавы, и вино... Злой я становлюсь -так бы всех и бил... Не нравятся мне люди... Никак не поймешь -зачем живут? …трудно говорить так, чтобы понимали тебя... трудно! - Душа у меня болит! - …И оттого болит, что -не мирится!

11 слайд

Описание слайда:

Но вырваться из пут своего богатства он не мог… Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Так жил Фома день за днем, лелея смутную надежду отойти куда-то на край жизни, вон из этой сутолоки. …ему хотелось кричать, выть зверем, испугать всех людей - остановить их бессмысленную возню, влить в шум и суету жизни что-то свое, сказать какие-то громкие, твердые слова, направить их всех в одну сторону, а не друг против друга… Он представлял себя вне котловины, в которой кипят люди; он видел себя твердо стоящим на ногах и - немым. Он мог бы крикнуть людям: "Как живете? Не стыдно ли?" Но если они, услыхав его голос, спросят: "А- как надо жить?" Он прекрасно понимал, что после такого вопроса ему пришлось бы слететь с высоты кувырком, туда, под ноги людям, к жёрнову. Желание свободы все росло и крепло в нем. Но вырваться из пут своего богатства он не мог… …понимал, что старик теснит его затем, чтоб поворотить на свой путь. … потом он помирился с этим и продолжал свою бесшабашную, пьяную жизнь,

12 слайд

Описание слайда:

Что нужно делать, чтобы собой быть довольным? Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы - …что нужно делать, чтобы спокойно жить... то есть чтобы собой быть довольным. - Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь не доступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху... - Здесь двое нас... отверженных от жизни... Мы оба хотим... одного и того же... внимания к человеку... счастья чувствовать себя нужными людям... Гордеев и фельетонист Ежов

13 слайд

Описание слайда:

Обманщики… Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы Их было человек тридцать, все солидные люди, цвет местного купечества… Вот Луп Резников, -он начал карьеру содержателем публичного дома… Кононов, лет двадцать назад, судился за поджог, а теперь тоже состоит под следствием за растление малолетней… …Среди этих людей нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного... …Многие из них в ссоре друг с другом, все не дают пощады один другому в боевом торговом деле, все знают друг за другом нехорошие, нечестные поступки... Но теперь…они слились в плотную, темную массу и стояли и дышали, как один человек… "Обманщики..."-думал он, ободряя себя.


Анализ эпизода произведения "Фома Гордеев" - "Смерть Игната"

Игнат Гордеев -- одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач -- владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования”.

В образе Игната Гордеева очень ярко показан тип купца-грабителя, которого духовный разврат толкает к физическому, а ощущение своей гнусности заставляет надрывно каяться. "В теле Игната жили три души": нажива, разврат, покаяние.

Он принадлежал к людям, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям.

Одни из последних слов Игната Гордеева, его последнее напутствие сыну: «На людей не надейся... многого от них не жди... Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать...», ясно иллюстрируют отношение его к жизни. Как всю свою жизнь прожил этот персонаж, так он и умер. Все что он делал, он делал для себя и только для себя. Даже сын его, которого он так ждал, был для него лишь чем-то, что он оставил после себя, чтобы не пропало его добро, не ушло от него самого даже после его смерти.

Отец Фомы - Игнат Гордеев, довольно богатый купец. Он создал свое состояние сам. Выйдя из рабочей среды, Игнат сумел сохранить некоторые духовные ценности, давно потерявшие какое-либо значение для других купцов. Однако жажда к накопительству взяла верх, и Игнат стал тратить все свои силы на создание капитала. "Но, отдавая так много силы этой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятия и даже, иногда, обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу". Иногда - "обыкновенно это случалось весной, когда все на земле становится так обаятельно и красиво и чем-то укоризненно ласковым веет на душу с ясного неба, - Игнат Гордеев как бы чувствовал, что он не хозяин своего тела, а низкий раб его". Тогда Игнат устраивал бесшабашные кутежи. В такие дни "казалось, он бешено рвет те цепи, которые сам на себя сковал и носит, рвет их и бессилен разорвать". Этот протест скоро заканчивался, и жажда денег брала верх. Такие порывы не привносили в душу Игната ничего нового, и в его жизни ничего не менялось.

Безусловно, несмотря на краткость эпизода, сцена смерти Игната является крайне важной и яркой частью произведения.

Смерть отца во многом повлияла на жизнь главного героя, Фомы Гордеева, изменила привычное ее течение, и, помимо этого, именно описание смерти еще раз подчеркнуло характер самого Игната Гордеева, а развивающиеся после нее события показали характер его сына.

Свой бунтарский дух Игнат передает сыну, и в нем он развивается гораздо сильнее. В самом детстве, когда еще тетка Анфиса читает ему сказки, любимыми героями Фомы становятся разбойники, даже отца он в детстве причисляет к ним. Став немного взрослее, Фома, естественно, перестает верить в сказки, зато любимыми его занятиями становятся "разбойничьи набеги" в соседские сады за яблоками, в которые "он вкладывает сердца больше, чем во все другие похождения и игры". Но жизнь постепенно берет свое, и реальность врывается в прекрасный мир детства. А врывается она очень грубо: умирает его отец. После этого жизнь начинает "дергать его со всех сторон, не давая ему сосредоточиться на думах". Он остается один: он никому не верил так, как отцу, даже Маякину, хотя на словах не мог с ним не соглашаться, в душе противился почти всему, что тот говорил. И теперь его просто стало некому направить. Его окружают в большинстве своем люди или слабые, сломленные жизнью, или нечестные, или подлые и трусливые. Среди них нет никого, кто бы смог указать Фоме его "путь", хотя среди них есть такие, судьба которых очень похожа на судьбу Фомы. Это и Любовь Маякина, его крестная сестра, и его школьный товарищ Ежов. Любовь пыталась найти смысл жизни в книгах, но читала их беспорядочно и поверхностно, в итоге, ее собственные понятия размылись, а новых, как таковых, у нее не появилось. У Ежова сложилась несколько другая ситуация: он получил хорошее образование, стал писателем-фельетонистом, но жизнь так сильно потрепала его, что у него не хватает сил двигаться дальше, и его уже почти никто не интересует, кроме себя самого. В итоге, он тоже ничем не может помочь Фоме.

Смерть отца Фомы явилась своеобразным переломом в повествовании, переходом для главного героя к новому этапу в его жизни, именно в этом заключается одна из главных причин важности этой сцены.

По-моему Игнат Гордеев является далеко не самым последним из персонажей произведения. Это характерный герой, через описание жизни которого, отчасти ее противопоставление жизням других купцов, Горький сумел показать нравы и привычки современного ему купечества. Кроме того описание жизни Игната Гордеева помогает в дальнейшем понять характер и чувства самого Фомы.


Подобные документы

    Ведущая роль темы поиска смысла жизни и бессмертия в произведениях Александра Николаевича Гордеева. Творческая деятельность Николая Дмитриевича Кузакова. Поэтическое дарование Бориса Константиновича Макарова. Трудный жизненный путь Арсалана Жамбалона.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Анализ эпизода - путь воспитания читателя, способного к сотворчеству. Определение эпизода, его роль в фабульно-сюжетной системе произведения. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим. Своеобразие языковых средств.

    творческая работа , добавлен 24.02.2010

    Воспроизведение М.Ю. Лермонтовым в стихотворении "Валерик" обстановки во время похода в Чечню. Описание эпизодов из жизни вольнолюбивого и воинственного народа Кавказа. Основная тема произведения, особенность жанра и изобразительно-выразительные средства.

    презентация , добавлен 28.10.2012

    Исследование последнего поэтического произведения Сергея Есенина. Анализ раздвоения личности писателя, его диалога с "черным человеком". Переосмысление и подведение итога своей жизни, осознание своих поступков, разочарование автора в своей деятельности.

    сочинение , добавлен 03.11.2013

    Повесть Булгакова "Дьяволиада" - произведение писателя, в котором обывательщина и бюрократизм представлены угнетателями человеческой личности. Краткое изложение сюжета и описание образа Короткова. Происхождение финального эпизода самоубийства героя.

    анализ книги , добавлен 16.09.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Характеристика периодов жизни Александра Сергеевича Пушкина, годы учебы и формирование его личности, постижение души русского народа и национальных основ. Жизнь и творческая деятельность на Кавказе. Смерть поэта и начало его бессмертной славы на земле.

    презентация , добавлен 06.06.2011

    История и описание сюжетных линий романа Пушкина "Пиковая дама", возможности их интерпретации. Исследование данного произведения многими российскими литературными критиками. Сказка Томского и место данного эпизода в романе. Германн и его роль в сюжете.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Оценка личности Тарле, его формирование как писателя-историка. Книга "Нашествие Наполеона на Россию" как развернутое свидетельство героического прошлого русского народа. Причины критики монографии в советское время. Объективный анализ этого произведения.

Слайд 1

Максим Горький Имя при рождении: Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936)
Около 1900 года

Слайд 2

Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 3

Роман «Фома Гордеев» (1899)
В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 4

Наставления отца
Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только - нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо. ... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса. Один, без дружбы, не проживешь... старайся дружить с теми, которые лучше, умнее тебя... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Хуже других в науке не будь… Бога и родителя - чти! ….одних книг мало: надо ещё уменье пользоваться ими… Этому надо учиться от самой жизни… Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать... ….Ты в грехе, ты и в ответе… Живи честно и твёрдо…Чужого не желай, своё береги крепко…

Слайд 5

Наставления Якова Маякина
Ты живи себе безбоязненно и делай то, к чему назначен. А человек назначен для устроения жизни на земле… … никто, брат, себе в убыток не действует, ежели он умный... ...Зачем нам дом чинить, ежели не мы в нем жили и не наш он есть? Не умнее ли это будет, ежели мы станем к сторонке и будем до поры до времени стоять да смотреть… Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, иль лежи в грязи… …Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 6

Любовь Маякина о смысле жизни
…с каждым днем я всё больше убеждаюсь, что жить - трудно... Что мне делать? Замуж идти? За кого? За купчишку, который будет всю жизнь людей грабить, пить, в карты играть? Не хочу! Я хочу быть личностью... я - личность, потому что уже понимаю, как скверно устроена жизнь. Учиться? Разве отец пустит... Бежать? Не хватает храбрости... Что же мне делать?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 7

Растёт у меня в душе что-то…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Долги платить надо… Видимый суд нужен…Чтобы понимать людям… А какая от них (деньги) радость человеку? За глаза – не ругайся – а ругайся – в глаза прямо…
- Таракан ползёт – и то знает, куда и зачем ему надо, а ты – что? Ты куда?.. Разве человеку с душой можно жить так, как ты живёшь? В душе – огонь горит…стыд в ней… И я тоже чувствую – растёт у меня в душе что-то…Против всех! … Против фальши!..!
Гордеев и Маякин
Гордеев и Саша

Слайд 8

Где же мое место?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. Шум вокруг него вызывал и в нем желание кричать, возиться вместе с мужиками, рубить дерево, таскать тяжести, командовать -заставить всех обратить на себя внимание и показать всем свою силу, ловкость, живую душу в себе. Но он сдерживался и стоял молча, неподвижно: ему было стыдно. Он хозяин тут над всеми, и если примется работать сам -никто не поверит, что он работает просто из охоты, а не для того, чтоб подогнать их, показать им пример... "Где же мое место? - угрюмо думалось ему. - Где мое дело?.."

Слайд 9

Нужно такую работу делать…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Добежав до ручки ворота, он с размаха ткнулся об нее грудью и, не чувствуя боли, с ревом начал ходить вокруг ворота, мощно упираясь ногами в палубу… Первый раз в жизни он испытывал такое одухотворяющее чувство и всей силой голодной души своей глотал его, пьянел от него и изливал свою радость в громких, ликующих криках в лад с рабочими… - Нужно такую работу делать, -говорил он, двигая бровями, - чтобы и тысячу лет спустя люди сказали: вот это богородские мужики сделали... да!..

Слайд 10

Душа у меня болит!
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома чувствовал, что вновь возникающее возбуждение недолго продержится в нем. Какой-то червь сосал его сердце… - Коли тошно -значит, хочется чего-нибудь... Чего тебе надо? - Не знаю я! - грустно качнув головой, ответил Фома… - Кутить я не хочу... Всё одно и то же: и люди, и забавы, и вино... Злой я становлюсь -так бы всех и бил... Не нравятся мне люди... Никак не поймешь -зачем живут?
…трудно говорить так, чтобы понимали тебя... трудно!
- Душа у меня болит! - …И оттого болит, что -не мирится!

Слайд 11

Но вырваться из пут своего богатства он не мог…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Так жил Фома день за днем, лелея смутную надежду отойти куда-то на край жизни, вон из этой сутолоки. …ему хотелось кричать, выть зверем, испугать всех людей - остановить их бессмысленную возню, влить в шум и суету жизни что-то свое, сказать какие-то громкие, твердые слова, направить их всех в одну сторону, а не друг против друга… Он представлял себя вне котловины, в которой кипят люди; он видел себя твердо стоящим на ногах и - немым. Он мог бы крикнуть людям: "Как живете? Не стыдно ли?" Но если они, услыхав его голос, спросят: "А- как надо жить?" Он прекрасно понимал, что после такого вопроса ему пришлось бы слететь с высоты кувырком, туда, под ноги людям, к жёрнову. Желание свободы все росло и крепло в нем. Но вырваться из пут своего богатства он не мог… …понимал, что старик теснит его затем, чтоб поворотить на свой путь. … потом он помирился с этим и продолжал свою бесшабашную, пьяную жизнь,

Слайд 12

Что нужно делать, чтобы собой быть довольным?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
- …что нужно делать, чтобы спокойно жить... то есть чтобы собой быть довольным. - Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь не доступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху... - Здесь двое нас... отверженных от жизни... Мы оба хотим... одного и того же... внимания к человеку... счастья чувствовать себя нужными людям...
Гордеев и фельетонист Ежов

Слайд 13

Обманщики…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Их было человек тридцать, все солидные люди, цвет местного купечества… Вот Луп Резников, -он начал карьеру содержателем публичного дома… Кононов, лет двадцать назад, судился за поджог, а теперь тоже состоит под следствием за растление малолетней… …Среди этих людей нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного... …Многие из них в ссоре друг с другом, все не дают пощады один другому в боевом торговом деле, все знают друг за другом нехорошие, нечестные поступки... Но теперь…они слились в плотную, темную массу и стояли и дышали, как один человек… "Обманщики..."-думал он, ободряя себя.

Слайд 14

Что вы сделали?
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек! Вы не жизнь строили- вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак - ваш бог! А совесть вы прогнали... Чужой силой живете... чужими руками работаете!
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 15

Я пропал... знаю
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома замолчал. Всё, что он сделал, - ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов… Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него… - У меня сердце изболело... я правду чувствовал! - Я пропал... знаю! Только - не от вашей силы... а от своей слабости... да!... Я пропал -от слепоты... Я увидал много и ослеп...

Слайд 16

Прошло года три
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке... Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему: - Эй ты, пророк!

Слайд 17

Темы для сочинения
Всегда ли наставления отца позитивны? Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Роль родительского наставления в жизни человека.
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Тип разработки: проблемный урок по литературе, групповая форма работы (две группы).

Цель урока:

Нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького

«Фома Гордеев»;

Отражение исторической обстановки в повести Горького; картины

Купеческой жизни;

- «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я

Не должен быть…»;

Развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать

Выводы, обобщения, сравнивать.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…

Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.

Душно, тесно, повернуться негде живой душе.

Погибает человек!

«Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

«Фома Гордеев»

Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,

определите цель урока.

(Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда

волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление

к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет

это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя

к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».

Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет


дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов

спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,

которую показал Горький в пьесе «На дне»

Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)

Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.

Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?

Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц. положение, образ жизни,

Отличительные черты характера) и о матери.

Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?

Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т. е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили

Они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».

Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним

развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо

всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора

учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его

сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко

всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло

на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.

Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?

Отец

Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять

Ее?

Уроки жизни?!

Отец

«Надо учить тебя «…Ты им хозяин, они твои

жить» слуги, так и знай …»

Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает

данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,

(Ответ учащихся) 29,30,37).

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?

«Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду», «Мертвые души» - «копи копейку…».


Близка ли мораль Игната Фоме?

Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе .

Уроки жизни продолжаются.

Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему

Повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).

Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему

«Буду я тебя, Фома, учить»

Гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95

Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.

Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

Отвергает

Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину, т.к. не принимает его жизненных принципов.

Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.

Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то

большое.

4. Какое значение для понимания

Идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе

Купца Кононова?

Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?

Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет

Дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев –

Личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском

«Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города.

Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233

в) (ответ учащихся)

г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли

Правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а

не следует законам, их правде.

Чему они учат?

к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-та тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т. к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых

людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Африкане Смолине, Николае Ежове?

Пытаются ли они научить Фому чему-то?

Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у

него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы.

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.

В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он

пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему – то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).

Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.

Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.

Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.

Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается

найти людей, которые живут и думают по-другому.

Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.

Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.

Назовите их. Кто они?

(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)

Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса

Этого времени.

Когда писалась повесть? Что это за время?

1899 г.

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

Удалось ли Горькому показать такого человека?

А почему?

(не учился, не читал, он ничего не делал)

Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?

Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.

Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою

Дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить

Большую, яркую цель в жизни.

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению

К главному действующему лицу.

Приложение 1.

Уроки жизни?!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта