Главная » Красота и здоровье » Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки. Вопрос дня: Что бы вы изменили в школьном образовании

Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки. Вопрос дня: Что бы вы изменили в школьном образовании

Учёные видят школьное образование не так, как учителя по информатике, физике и биологии. Они знают, как можно сделать процесс обучения интересным и продуктивным, и уже делают это в пределах внешкольного образования, например, в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Как должно измениться образование в школе, чтобы дети любили учиться и даже шли заниматься наукой? Мы решили узнать личное мнение молодых учёных из (ИБХ РАН), которые вместе с коллегами организовали и провели биологическую смену для талантливых детей в «Сириусе» .

Показать настоящую науку

Алексей Пахомов

кандидат химических наук, руководитель Группы флуоресцентных красителей для биотехнологии ИБХ РАН

Я не могу сказать, что хорошо учился в школе, потому что уделял большое внимание только химии, которая мне нравилась.

Думаю, чтобы заинтересовать детей учёбой, нужны практико-ориентированные курсы, которые позволяли бы закреплять изучаемую теорию. К нам в институт приходят третьекурсники, чтобы написать курсовую, и только в ходе работы в лаборатории понимают, зачем два прошлых года зубрили книжки о строении клеток и взаимодействии молекул.

Студенты делают выбор узкой специализации во многом случайно, а хотелось бы, чтобы они целенаправленно шли в лабораторию и оставались здесь работать. Это осуществимо, если знакомить ребят с некоторыми аспектами науки ещё в школе: ученику необходимо как можно раньше дать понять, каков механизм проведения экспериментов и написания научных статей.

Понятно, что это выходит за рамки существующей сегодня школьной программы. Но, как показывает практика, интересующиеся дети с лёгкостью усваивают, к примеру, методы генной инженерии и фотофизики… На занятиях мы делали несложные опыты, и, хотя мы не совершили каких-то открытий, я видел у детей блеск в глазах и неподдельный интерес к экспериментальной работе.

Флуоресцентные красители в руках юных исследователей. Фото: Алексей Пахомов

У школьников и их родителей при поступлении на естественнонаучные факультеты возникает вопрос: а чем ты будешь заниматься, когда закончишь университет? У многих он остаётся без ответа, в результате нередко можно встретить менеджеров по продажам мобильников, риэлторов, страховых агентов, IT-специалистов с дипломом химфака, биофака или другого естественнонаучного факультета.

Практические занятия в условиях, приближенных к настоящим лабораториям, должны помочь сделать осознанный выбор.

Естественно, такую программу нельзя вводить в школы, а курсы - это хорошая альтернатива. Однако они нужны именно тем школьникам, которые определились с профессией, увлеклись, например, естественными науками. Помогать с этим трудным выбором могут педагоги. Если в школе есть хотя бы один педагог, который готов показывать детям, что такое настоящая наука, всё, что ему нужно - это финансирование на создание школьной лаборатории. Но если даже школа не выделит деньги, а это минимум 5 миллионов рублей, увлечённые педагоги смогут помочь ребёнку познакомиться с настоящей наукой.

Ввести инженерный подход и пользоваться интернетом

Даниил Павленко

технолог Опытного биотехнологического производства ИБХ РАН

После начальной школы я сдавал экзамены для поступления в один из профильных классов - гуманитарный или физико-математический. В результате я проходил в оба класса и решил выбрать физмат, хотя многие мои друзья предпочли гуманитарный. Школа меня особо не интересовала, а серьёзно я взялся за учёбу только в институте, когда на втором курсе выбирал кафедру. Самый большой проходной балл был установлен на кафедре биотехнологий МИТХТ (сейчас - Московский технологический университет), я пошёл туда.

Я практик, и думаю, что школьникам не нужны скучные вузовские предметы - статистика или основы планирования экспериментов, - хотя они составляют научную базу.

Можно заинтересовать человека книгой, а можно предложить сделать что-то своими руками. Уверен, многие согласятся на второе предложение с большей охотой, поэтому в обучении нужен инженерный подход.

Начинающим инженерам не обязательно иметь глубокие знания о предмете, с которым они работают, важно другое: знать, из чего он состоит и как правильно стыковать детали этого предмета. После того, как ребята освоят базовые навыки конструирования, среди них обязательно появятся те, которым этого станет мало, они захотят узнать, как устроены отдельные модули конструкции, чтобы усовершенствовать её. Тогда школьники начнут разбираться в строении модулей и собирать в итоге что-то своё.

Вот таким детям уже нужны фундаментальные знания по теме, с такими детьми стоит работать на специальных курсах, в образовательных центрах, чтобы помогать им пойти дальше школьной программы.

Я считаю, что инженерная база в школах уже хорошо развита: есть 3D-принтеры и паяльные станции, есть специалисты. Но если такой базы нет, и школа не дает нужные навыки, существуют интернет-платформы, вроде YouTube, которые позволяют тебе их освоить. В современном мире знать, где достать новое знание, не менее важно, чем умение что-то делать.

Тем более будет проще тем, кто является управленчески-грамотным человеком, то есть обладает такой методологией обучения, которая позволяет ему войти в любую новую область и самому разобраться в ней. Например, если вы хотите научиться рисовать, вам нужно вовремя понять, что в этом деле требуется умение задействовать правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление и воображение, и освоить способность перестраиваться с логического мышления на образное.

Научить учиться

Антон Чугунов

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моделирования биомолекулярных систем ИБХ РАН

Я ходил в школу в маленьком посёлке Менделеево, недалеко от Зеленограда, и учился на «четвёрки». Но в шестом классе мне перестали снижать оценки за почерк, и я стал непробиваемым отличником.

Мои родители поняли, что с этим нужно что-то делать, и отправили меня в Зеленоград, в физмат-школу. Первое полугодие стало для меня самым сложным периодом в учёбе за всю мою жизнь. Я изучал не меньше шести разновидностей математики и делал домашнюю работу с обеда до полуночи. Но потом незаметно стало проще. Примерно в это же время меня почему-то стихийно заинтересовала биология, я прочитал все тематические книги в доме от детской энциклопедии серии «Аванта+» до «Биологии» Вилли и Детье.

Я считаю, что уже в школе человек должен осознать себя как отдельную личность, приобрести умение работать для себя, а не из-под палки, увлечься чем-то сам.

Например, кто-то посоветовал тебе прочитать книгу или журнал, ты пришёл домой и начал читать. И даже когда мама велела идти спать, ты не слушаешься, а сидишь и читаешь. Думаю, что люди стали бы счастливее, если бы можно было одарить их таким качеством, но, к сожалению, я не знаю, можно ли сделать это специально и как.

Однако, как мне кажется, самое главное, что может дать школа, - это научить учиться. Те, кому удаётся приобрести такой навык, легко могут идти дальше, потому что без способности и желания к познанию мира человек навсегда застывает в прошлом, отбрасывается к средневековым формациям.

«Человека нужно поддерживать»

Надежда Антипова

кандидат биологических наук, сотрудник Группы мембранных биоэнергетических систем ИБХ РАН

В начальной школе я была совершенно далека от науки - занималась спортом, а оценки мне ставили за хорошие результаты кроссов вокруг Кремля. Я родилась в бедной семье и детство проводила в деревне Дворяниново Тульской области. В моей общеобразовательной школе учителя и ученики смеялись надо мной по разным причинам, поэтому мне очень не хотелось учиться в своей школе.

Моё детство связано с удивительным местом - музеем-усадьбой тульского энциклопедиста, философа и учёного Андрея Тимофеевича Болотова. Я росла в этом музее, читала книжки, помогала полоть грядки, а моей соседкой по слободке была известная во всем мире художница Татьяна Григорьевна Назаренко.

Таким образом, моё детство вобрало в себя культурный пласт окружающих меня вещей и людей, и мною случайно овладело искусство самосовершенствования.

Однажды я увидела людей, с которыми мне было легко и приятно общаться, они учились в химическом лицее города Тулы, и решение туда поступать было принято мной однозначно. Благодаря своему широкому кругозору у меня получилось сдать экзамен по обществознанию на высокие баллы, но математика была провалена. Мне пришлось сбежать из спортивного лагеря, научиться решать задачи и сдать математику.

В первый год в лицее я была на самом низком уровне по успеваемости, но трудилась и старалась - мне было интересно, а за компанию с прекрасными людьми я посещала олимпиады и летние школы. Благодарю потрясающего учителя и гениального человека Татьяну Владимировну Максимову и считаю, что педагог может многое перевернуть в мире ребёнка и иногда просто вовремя поддержать.

Думаю, что человек может достичь невероятных высот, пусть он и не одарён, даже физиологически не подходит для какой-то работы: у кого-то память плохая, кто-то имеет ДЦП или синдром Дауна. В каждом человеке есть что-то важное, нужное и уникальное, главное - не убить стремление познавать. В этом может помочь школа, она должна уделять внимание развитию каждой личности.

Школа - это целый мир, в котором ребёнок должен быть услышанным, и, как в любом обществе, в школе должно быть две важных вещи - уважение и поддержка.

Принципы финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: - нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс; - верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

Экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

Транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

Учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

2. Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.

Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Когда 11 лет посвящаешь какому-то делу, то хочется, чтобы то, чем ты занимаешься в течение столь долгого срока, приносило бы не только пользу, но и удовольствие. Но вот это время проходит, и, оглядываясь назад, человек начинает делать выводы. И через несколько лет нынешним старшеклассникам придется решать, в какую школу отдать своих детей, чему, а главное, как должно будет учиться новое поколение россиян? Школьное образование - и это радует - не стоит на месте, а постоянно меняется, подстраиваясь под реалии современной жизни. Что же нужно менять в современной школе, чтобы она давала выпускникам нужные знания, а процесс обучения из прогрызания гранита науки превратился бы в неспешное поедание вкусного тортика? Начинать, наверное, нужно с элементарных, но вместе с тем и глобальных вещей: с увеличения числа школ и учителей, увеличения экономической помощи со стороны государства. Больше учителей – меньше учеников в классе, следовательно, учитель может уделить больше внимания каждому ученику. Если учитель будет работать в классе из 10-15 человек, то успеваемость каждого из учеников будет намного выше, ведь учитель вполне сможет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Второй пункт модернизации – требования, предъявляемые к учителям и школьным программам. Если во всей стране ввели Единый Экзамен, то все учителя во всех школах должны готовить своих подопечных к его успешной сдаче. Учителям в современной школе нужно идти в ногу со временем, чтобы материал, преподаваемый ими, был актуален и нужен современному школьнику. Для успешной работы учителя нужно, чтобы он был не только соответственно образован и умел общаться с детьми, но и чтобы его заработная плата в какой-то мере зависела от успеваемости его учеников.Разобравшись с тем, как должна модернизироваться современная школа в плане преподавания, перейдем непосредственно к тому, что должно изучаться в школах. Прогресс и наука никогда не стоят на месте, и каждый год ученые открывают что-то новое. Школьные программы пополняются новыми знаниями по каждому из предметов, и общий объем информации, которую должны получить школьники за год обучения, постепенно увеличивается. Уже сейчас информации слишком много. Человеческий мозг просто не способен все это запоминать, а учителя–то требуют знания по своим предметам на все сто процентов. Как выход из такого непростого положения – введение в школах более строгой специализации, разделения детей на классы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных наук, биологии и химии. Только так можно готовить настоящих специалистов, способных в дальнейшем стать профессионалами в какой-то определенной области науки. Это не значит, что в остальном такие «специалисты» должны будут проявлять невежество, просто по остальным, непрофильным предметам имеет смысл уменьшить объем изучаемого материала до минимума. Теперь перейдем от глобальных к более конкретным изменениям. Материал, преподаваемый в школе, стоит сделать более открытым, поместив его в интернете. Нужно выкладывать на сайтах школы все самостоятельные и домашние задания, чтобы любой ученик или родитель легко мог их посмотреть. Необходимо также изменить шкалу оценки работ школьников. От плоской пятибалльной шкалы перейти к оценке выполненной работы в %. Т.е. оценивать каждую работу от 0% до 100% по таким параметрам, как «Аккуратность» «Правильность» «Интересность» и «Трудность» где 85% будут соответствовать современной пятерке. И еще, наверное, есть смысл разрешить ученикам самим выбирать букву или название своего класса. Те, кто с первого по одиннадцатый класс учились под
скучной литерой А, Б или В, наверняка позавидуют тем малышам, чей класс называется «Наш», «Мы», «Плюс» или как-то по-другому. Обсудив глобальные и маленькие вопросы модернизации школы, можно прийти к выводу, что от старой, советской школы в таких условиях не остается и камня на камне. Самое важное - изменить отношение учителя к ученику. Гоняясь за знаниями, пытаясь вложить в голову школьника как можно больше информации, легко забыть о том, что школа и учеба в ней не должны вызывать отвращение и ломать личность, причинять вред психологическому здоровью, а должны, наоборот, способствовать развитию способностей детей. Только пряником, а никак не кнутом, можно привлечь учеников к школе. Только развивая личностные качества каждого, можно поднять общий уровень образованности в стране. А что происходит сейчас? Система образования на протяжении тех одиннадцати лет, что учились нынешние выпускники, менялась, но мало. Да, был введен ЕГЭ, и учителям волей-неволей пришлось хоть как-то подстраиваться под него. Но все остальное, к сожалению, осталось, как и было. И если все останется по-прежнему, то в будущем родители, всерьез задумавшись об образовании своих чад, трижды подумают и, вспомнив свои школьные годы, спросят себя, хотят ли они, чтобы их дети учились точно так же? Если образование будет стоять на месте и не приспосабливаться к реалиям жизни, то оно из процесса познания нового и интересного превратится в бесполезное времяпровождение, целью которого будут не знания, а лишь «корочка» об окончании учебного заведения.

Когда моя дочь пошла в школу, я испытала разные эмоции. Я беспокоилась. Я была рада. Я беспокоюсь. Я надеюсь. Я взволнована. И одно из самых сильных чувств, которые я испытываю с тех пор, как моя дочь пошла учиться – это любопытство.

Что она сделала сегодня? В какие игры играла? Нашла ли общий язык с одноклассниками? А с учителями? Смогла ли она кому-то помочь?

Я обратилась к экспертам и они дали мне несколько общих советов:

1. Не переусердствуйте с вопросами

Это может быть невыносимо. Ребенок может быть уставшим или не в настроении, когда садится в машину или выходит из школьного автобуса, поэтому просто дайте ему немного времени отдохнуть.

2. Задавайте ему открытые вопросы

Таким образом вы сможете получить больше информации от ребенка – более подробную историю и описание.

3. Общайтесь с ребенком как обычно

Если вы слишком нажимаете на него или задаете неправильные вопросы – ребенок может отказаться отвечать.

Если вы первым начали разговор с ребенком и он, похоже, не хочет отвечать, остановитесь и попробуйте позже. Всегда лучше сделать перерыв и попробовать в другое время.

Затем, они предложили мне варианты вопросов, которые можно спросить вместо “Что нового?” или “Что ты делал сегодня?”

1. Что тебе больше всего понравилось сегодня?

2. Ты чувствовал себя расстроенным из-за чего-нибудь сегодня?

3. Что интересное вы узнали в школе сегодня?

4. У тебя появился сегодня новый друг? Как его зовут? Что тебе нравится в нем?

5. Я могу тебе с чем-нибудь помочь?

6. Что тебе понравилось делать во время перемены?

7. Какая глупейшая вещь произошла сегодня?

8. Какое твое качество тебе нравится?

9. Если бы ты мог на неделю стать кем-то другим, кем бы ты был? Почему?

10. За что ты сегодня благодарен?

11. Что бы тебе хотелось сделать по-другому?

12. Что бы ты изменил в школе?

13. Есть ли кто-то в школе, с кем бы ты хотел дружить?

14. Что значит быть хорошим другом?

15. Ты помог сегодня кому-нибудь?

16. Кто был добр к тебе сегодня?

17. Ты видел сегодня что-нибудь, что другие, видимо, не заметили?

18. Я хочу посмеяться. Расскажи мне что-то смешное, что случилось сегодня.

19. С кем ты сидел сегодня во время обеда?

20. Что заставило тебя почувствовать себя счастливым сегодня?

21. Что заставило тебя почувствовать себя грустно сегодня?

22. С кем ты играл сегодня?

23. Какую книгу вы читали сегодня в классе?

24. Узнал ли ты что-то новое?

25. Что-то тебя удивило сегодня?

26. Ты сделал что-то новое сегодня?

27. Что ты делал сегодня в школе, что тебе действительно понравилось?

28. С кем ты играл сегодня во время перерыва?

29. Что случилось сегодня во время обеда?

30. Что забавного случилось с тобой сегодня?

31. У тебя были сегодня какие-то неловкие моменты?

32. Ты чувствуешь себя комфортно в своем классе?

33. Учитель хвалил тебя сегодня?

34. Ты волновался из-за чего-нибудь сегодня в школе?

35. Тебе было страшно сегодня в школе?

Самое главное, чему больше не учат наши школы - это думать. Я уверен, что критично относиться к поступающей информации, уметь проверять факты думать своей головой, в конечном итоге, важнее, чем знание астрономии или начал высшей математики. Поэтому курс по основам логики и основам обработки информации я бы ввёл начиная с первых классов и до выпуска из школы.

Во-вторых, какая цель школьного обучения? Подготовить человека к взрослой жизни. Для этого он должен социализироваться и получить определённые знания и навыки. Из навыков у нас учат мальчиков сколачивать табуретки, а девочек готовить бутерброды и салат оливье. Почему-то мне кажется, что этим жизнь не исчерпывается. К тому же я не одобряю подобное половое разделение. Считаю, что гораздо интереснее и полезнее было бы совместить уроки физики, на определённом этапе, с чисто практическими задачами на работу предохранителей, лампочки. Разобрать собрать розетку. А уроки химии совместить с кулинарией, для всего класса.

Дальше, почему на уроках не подготовить, хотя бы отчасти, к взрослой жизни, такой, как документооборот? Сделайте тестовую версию сайта госуслуги, обучите детей, что они могут делать и чего не могут. Расскажите им о банковских картах, о безопасности их использования и подводных камнях, чтобы не возникало потом нелепых мифов в головах.

Уроки математики тоже можно проводить более конкретными. И их, я считаю, желательно разнообразить задачами на устный счёт, которых бывает очень немного. Дальше это очень сильно пригодится в жизни, чтобы тебя не обсчитали в магазине или ресторане, например. Хотя бы до первых нескольких цифр прикинуть сумму чека.

Ну и уроки литературы... Вместо того, чтобы прививать ненависть к процессу чтения, необходимо дать детям понять, что это нормально, когда каждый видит в книге что-то своё, и что на дуб Андрея Болконского можно не обратить внимание и это будет совершенно нормально. В то же время необходимо научить работать с книгой и информацией, причём делать это можно уже с использованием современных технологий.

Что-то я углубляюсь в частности, но, полагаю, общий вектор развития понятен. Добавлю только еще одну важную вещь, про уже упомянутую социализацию. В реальной жизни очень часто предполагается работа в команде. В школе же командная работа, мягко говоря, не приветствуется. А можно было бы легко её развивать, практически, на любом уроке. Объединить детей в группу и дать задание провести физический эксперимент, подготовить обобщённое впечатление о книге, или доклад по географии... Легко. Почему этого не делают? Не знаю.

Примерно по этому пути, как я понимаю, движется образовательная система Финляндии. Правда, основной акцент там сделан, как я понимаю, на создании типовых шаблонов. Это, конечно, тоже хорошо, но я считаю, что человек должен сам принимать решения осознанно, а не идти на поводу у подсознания.

Почему люди относятся «с пониманием», когда женщина спит с 14-летним парнем, но крайне отрицательно и даже агрессивно, когда мужчина с 14-летней девушкой?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта