Главная » Красота и здоровье » Двусоставные предложения. Грамматическая основа. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Каждый отправился в комнату ему назначенную

Двусоставные предложения. Грамматическая основа. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Каждый отправился в комнату ему назначенную

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Объясните все варианты пунктуации.

1.Гости стали прощаться и каждый отправился в комнату ему назначенную. 2. Девушка пришла усталая бледная. 3. Испуганный шумом барсук бросился в сторону. 4.Поперек старицы растянутая пожелтевшими берестяными поплавками покачивалась сеть. 5.Я так и не вошел в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушел.6. Она накинула платок на голову и охваченная надеждой вышла на улицу. 7.Обугленный и обвалившийся мельничный сруб густо зарос лебедой. 8.Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным. 9.Однажды балованный кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим дымчатый золотоглазый любимец всего двора притащил из сада скворца. 10.Это был его сверстник по прозвищу Рудня крестьянин соседнего села. 11.Дрожат осинки чуткие барометры лесов. Цвел шиповник спутник светлых июньских ночей. 12.Гость молчаливый бессловесный вхожу природа в замок твой. 13.Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались. 14.Он считал что из Вани выйдет художник ботаник. 15.Доказано что животные например дельфины вполне способны любить. 16.Листья падая шепчутся прощаясь навек. 17.Простившись с ним Лаптев возвращался к себе не спеша. 18.Они оба сидели минут пять тихо не шевелясь. 19.Нехлюдов взял письмо и пообещав передать его встал и простившись вышел на улицу. 20. За исключением этих немногих недостатков это был отличный человек. 21.На склоне неглубокого оврага возле самого плетня виднелась пасека. 22.Справа от дороги вдоль берега под раскидистыми деревьями еще было темно. 23.Вдали метрах в семистах от шоссе виднелись заросли ивняка. 24.Волны же вопреки сложившемуся поэтическому преданию никуда не стремились не катились и не бежали чередой. 25.На занятии выяснилось что на катере все за исключением Сизова и Жадана были старше своего командира. 26.Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. 27.Все чаще мирное небо мутили мятежные тучи вестники приближающихся холодов. 28.Страж рыбаков и друг их неизменный горит маяк на дальнем берегу. 29.И. С. Тургенев автор «Записок охотника» великий русский писатель. 30.Надвинулась туча и поднимая пыль по дороге подул ветер. 31.Я видел путешественников не утративших страсти своей несмотря на возраст. 32.Туманы клубясь и извиваясь сползали вниз. 33.Какая-то ночная птица вероятно филин своими криками пугала людей.



Задание 6. Расставьте знаки препинания:

1.Вера Иосифовна уже сильно постаревшая с белыми волосами пожала руку Старцеву. 2.Господский дом уединенный горой от ветров огражденный стоял над речкою. 3.И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык и празднословный и лукавый. 4.Всегда уверенная в себе на сей раз она была в растерянности. 5.Все приглашенные на торжество были веселы и добродушны. 6.Говорила она не сердясь. 7.Строительство этого дома ведется начиная с осени. 8.И долго он лежал заброшенный потом в походной лавке армянина. 9.Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. 10.Аксинья вошла в залу не постучавшись. 11.Проселочным путем люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам вздыхая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень. 12.В очи тебе глядючи молча слезы лью. 13.Все стали работать засучив рукава. 14.По совести говоря мы ожидали других результатов. 15.Кокетка судит хладнокровно Татьяна любит не шутя. 16.Мой Евгений боясь ревнивых осуждений в своей одежде был педант. 17.Дома у себя Громов всегда читал лежа.

Задание 7. Расставьте знаки препинания в предложениях:

1.Несчастью верная сестра надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье. 2.Долго плыли и вот наконец Нева матушка. 3.Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек. 4.Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском. 5.Фанатик своего дела Кузьмичев всегда даже во сне и за молитвою в церкви думал о своих делах. 6.Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам совсем не ради ссоры. 7.Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лицом на мать. 8.Сижу за решеткой в темнице сырой вскормленный в неволе орел молодой... 9.В отношениях с нами он требовал одного полного подчинения. 10.Попрыгунья стрекоза лето красное пропела. 11.Была у Ермолая легавая собака по прозвищу Валетка. 12.Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. 13.Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек то есть человек на все руки.

Задание 8. Расставьте знаки препинания.

1.Внизу у подножия сосен уже темно и сыро. 2.Господский дом стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 3.Очень молодым человеком почти мальчиком я начал уже трудиться. 4.Для этих целей используют дерево покрепче лиственницу например. 5.В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие именно встреча Кити с Вронским. 6.У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. 7.Здесь не место с вами объясняться да и не время. 8.Он сразу в первые минуты заговорил об этом. 9.Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела в частности на канцелярские тонкости. 10.Иногда очень редко он играл с детьми. 11.Я окончил вечер у княгини гостей не было кроме Веры и одного презабавного старичка. 12.Говорил он долго минут десять. 13.Я готов на все жертвы кроме этой женитьбы двадцать раз жизнь свою даже честь поставлю на карту но свободы моей не продам. 14.Мы выполняли разные работы главным образом в саду. 15.В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других. 16.Он заговорил о самолюбии и очень дельно заговорил.

Войдя в комнату, он увидел анну там, где ее оставил.
1. Войдя в комнату, он увидел Флер там, где ее оставил. 2. Она действительно выглядела лучше, чем в последний раз, когда он ее видел. Да, она изменилась. 3. Они не прошли и десяти шагов, как встретили старого друга. 4. На следующее утро, когда она уже приготовила себе завтрак, к ней пришли ее школьные друзья. 5. Когда гости ушли, она вошла в гостиную и выключила свет.6. Он сидела на диване и думала, почему еще не пришло письмо от отца.7. Он вспомнил Киев, который он знал еще до войны. 8. Я не знала, когда он ушел. 9. Прежде чем он закончил рассказ, дверь открылась, и вошел отец. 10. Прошла некоторое время, прежде чем они поняли, что ему нечего было сказать. 11. Приехав домой, он узнал, что его сестра только что ушла. 12. Он раньше не встречал Анну, но кое - что знал о ней. 13. Она кончила упаковывать вещи, к тому времени, когда ее сестра постучала в дверь. 14. Прошло четыре недели с того дня, как его брат уехал в Москву. 15. Когда все ушли, она подошла к телефону и быстро набрала номер. 16. Когда родители вернулись, я показала им, что я сделала.17. Мама пыталась успокоить меня, после того, как все ушли. 18. По пути домой он пытался вспомнить, когда он в последний раз видел Анну. 19. Не успел он подойти к двери, как встретил своих школьных друзей. 20. Он опять вернулся в Москву, где жил с родителями с детства. 21. Когда они, наконец, расстались, он вернулся в комнату и пошел прямо к столу. 22. Я даже и не думала о море с тех пор, как вернулась в свой родной город.23. Было гораздо холоднее, чем она предполагала. Ей пришлось надеть пальто. 24. Он не был уже таким сильным человеком, каким я его себе представлял. 25. Я посмотрела на часы. Прошло уже полчаса, как мы вышли из кино. 26. Когда он кончил работать, он сел на диван и стал читать газету.27. Она встала до того, как дети пришли в спальню. 28. Когда все ушли, я осторожно закрыл дверь. 29. Я был голоден. Я ничего не ел с самого утра. 30. Он не помнил его имени и не помнил, чтобы он когда - либо встречал его раньше.

Войдя в комнату, он увидел анну там, где ее оставил. 1. Войдя в комнату, он увидел Флер там, где ее оставил. 2. Она действительно выглядела лучше, чем в последний раз, когда он ее видел. Да, она изменилась. 3. Они не прошли и десяти шагов, как встретили старого друга. 4. На следующее утро, когда она уже приготовила себе завтрак, к ней пришли ее школьные друзья. 5. Когда гости ушли, она вошла в гостиную и выключила свет.6. Он сидела на диване и думала, почему еще не пришло письмо от отца.7. Он вспомнил Киев, который он знал еще до войны. 8. Я не знала, когда он ушел. 9. Прежде чем он закончил рассказ, дверь открылась, и вошел отец. 10. Прошла некоторое время, прежде чем они поняли, что ему нечего было сказать. 11. Приехав домой, он узнал, что его сестра только что ушла. 12. Он раньше не встречал Анну, но кое - что знал о ней. 13. Она кончила упаковывать вещи, к тому времени, когда ее сестра постучала в дверь. 14. Прошло четыре недели с того дня, как его брат уехал в Москву. 15. Когда все ушли, она подошла к телефону и быстро набрала номер. 16. Когда родители вернулись, я показала им, что я сделала.17. Мама пыталась успокоить меня, после того, как все ушли. 18. По пути домой он пытался вспомнить, когда он в последний раз видел Анну. 19. Не успел он подойти к двери, как встретил своих школьных друзей. 20. Он опять вернулся в Москву, где жил с родителями с детства. 21. Когда они, наконец, расстались, он вернулся в комнату и пошел прямо к столу. 22. Я даже и не думала о море с тех пор, как вернулась в свой родной город.23. Было гораздо холоднее, чем она предполагала. Ей пришлось надеть пальто. 24. Он не был уже таким сильным человеком, каким я его себе представлял. 25. Я посмотрела на часы. Прошло уже полчаса, как мы вышли из кино. 26. Когда он кончил работать, он сел на диван и стал читать газету.27. Она встала до того, как дети пришли в спальню. 28. Когда все ушли, я осторожно закрыл дверь. 29. Я был голоден. Я ничего не ел с самого утра. 30. Он не помнил его имени и не помнил, чтобы он когда - либо встречал его раньше.

0 /5000

Определить язык Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:

On entering the room, he saw Anna, where it left.1. On entering the room, he saw Fleur where it left. 2. She really looked better than the last time he saw it. Yes, it has changed. 3. They have not passed and 10 steps on how to meet an old friend. 4. The next morning, when she already has prepared its own breakfast came to her school friends. 5. When the guests are gone, she went into the living room and turned off the light. 6. He was sitting on the couch and thought why not yet received a letter from his father. 7. He remembered Kiev, which he knew before the war. 8. I don"t know when he"s gone. 9. Before he finished the story, the door opened and became a father. 10. Took a while before they realized that he had nothing to say. 11. Once home, he learned that his sister had just left. 12. He never met Anna, but knew something about it. 13. She had finished packaging things by the time her sister knocked on the door. 14. It has been four weeks since the day his brother left for Moscow. 15. When all were gone, she went to the phone and quickly picked up the room. 16. When the parents returned, I showed them I did. 17. Mom tried to calm me down, after everyone had gone. 18. on the way home he was trying to remember when he last saw Anna. 19. No sooner had he come to the door, I met high school friends. 20. He returned to Moscow, where he lived with his parents since childhood. 21. When they finally broke up, he returned to the room and went straight to the table. 22. I"m not even thinking about the sea since has returned to his hometown. 23. It was much colder than it had intended. She had to wear a coat. 24. It was not already so strong a man as I imagined. 25. I looked at the clock. After half an hour, as we left the movie. 26. When he finished work, he sat on the couch and began reading newspaper. 27. She stood up before the kids came into the bedroom. 28. When everyone has left, I carefully closed the door. 29. I was hungry. I hadn"t eaten since morning. 30. He didn"t remember his name and didn"t remember that he ever met him before.

Upon entering the room, he saw Anna where it left.
1. Upon entering the room, he saw Fleur where it left. 2. It actually looked better than the last time he saw her. Yes, it has changed. 3. They had not gone ten steps met an old friend. 4. On the next morning, when she had made ​​herself breakfast, it came to her school friends. 5. When the guests are gone, she went into the living room and turned off the svet.6. He sat on the couch and thought, why have not I received a letter from ottsa.7. He remembered Kiev, which he knew before the war. 8. I do not know when he left. 9. Before he finished the story, the door opened and in walked my father. 10. It took some time before they realized that he had nothing to say. 11. When he got home, he learned that his sister had just left. 12. He had never met Anna, but something - he knew about it. 13. She came to pack, to the time when her sister knocked on the door. 14. It has been four weeks since the day his brother went to Moscow. 15. When everyone left, she went to the phone and quickly dialed the number. 16. When the parents returned, I showed them that I sdelala.17. My mother tried to calm me down, after everyone had gone. 18. On the way home he was trying to remember when he last saw Anna. 19. He had not come to the door, I met my high school friends. 20. He went back to Moscow, where he lived with his parents since childhood. 21. When they finally parted, he returned to the room and went straight to the table. 22. I did not even think about the sea ever since returned to his native gorod.23. It was much colder than she expected. She had to wear a coat. 24. He was not already so strong man as I had imagined. 25. I looked at the clock. It"s been half an hour, we left the cinema. 26. When he had finished work, he sat down on the sofa and began to read gazetu.27. She stood before the children came into the bedroom. 28. When everyone left, I gently closed the door. 29. I was hungry. I had not eaten anything since morning. 30. He could not remember his name and did not remember that he ever - ever seen it before.

переводится, пожалуйста, подождите..

By entering the room, he saw Anna, where its left.
1. By entering the room, he saw gifts where it left. 2. It is indeed looked better than the last time, when he saw her. Yes, it has changed. 3.They have not passed and ten steps, as well as met with an old friend. 4. The following morning, when it had already has arranged a breakfast, it came to her school friends. 5. When the guests have gone, she entered the living room and turned свет.6.He sat on the couch and thought, why has not yet come letter of отца.7. He said that he knew before the war. 8. I do not know, when he resigned. 9. Before he had graduated from a story, the door opened, and logged into the father. 10.It was some time before they realized that he had nothing to say. 11. On arriving home, he learned that his sister just went. 12. He had previously not a thought Anna, but some - that he knew about it. 13. He pressed himself against her she packed things,By the time, when her sister постучала in the door. 14. It has been four weeks from the day, as his brother had left for Moscow. 15. When all have gone, she came to the phone and quickly dialed the number. 16. Where the parents have returned,

переводится, пожалуйста, подождите..

Урок 41

Простое предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).

Ход урока

I . Реализация домашнего задания

1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.

2. Связный ответ по теме «Словосочетание».

3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц »:

Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт - нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.

II. Работа по теме урока

1. Анализ текста.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный .)

Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)

К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два - нераспространённые третье - распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)

Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором - простое глагольное сказуемое.)

2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».

Синтаксический разбор предложения.

Искусство - это историческая энциклопедия человеческих ощущений , противоречивых страстей , желаний , взлетов и падения духа , самоотверженности и мужества , поражений и побед . (Ю. Бондарев .)

Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.

Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса - пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь - сорок девять.)

Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить - не поле перейти.)

Один главный член выражен инфинитивом, а другой - существительным. (Наша задача - помочь нуждающимся.)

Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот , тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)

А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)

Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)

При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)

Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные - самостоятельно).

1) Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. (В. Распутин .) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. (С. Щип .) 3) В этом городе знать три языка - ненужная роскошь. (Чехов .) 4) Тут главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (Шолохов .) 5) Пушкиногорье - это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. (Гейченко .) 6) Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. (В. Сухомлинский .) 7) Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. (К. Паустовский .) 8) Одно дело - говорить много, другое - говорить дело. (Софокл .) 9) Каллиграфия и живопись - изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. (Ху Цзынчэн .) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. (Маргарита Уайт .) 11) Лучший способ защититься - не уподобляться (Марк Аврелий .)

Домашнее задание

1. Подготовить ответ на вопросы 3-9 на стр. 102.

3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.

Пример:

Весёлый денёк

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...

И вдруг улыбнулась погодка...

(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)

Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички - снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.

Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!

(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)

4. Повторите правописание -н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных.

Урок 42

Простое предложение

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).

2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3-9 на стр. 102.

3. Прослушать 2-3 сочинения , отметить достоинства, недостатки.

4. Словарный диктант на тему «-н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных»:

Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, назв а ный, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.

II . Работа по теме урока

Дайте определение предложения

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Назовите предложения по наличию грамматических основ. (Простые, сложные .)

Дайте определение простого предложения. (Это такое предложение, в котором есть одна грамматическая основа.)

Способы выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А. Пушкин).

Способ выражения

Приметы

Имя существительное в именит. падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного).

Метель надвинулась сразу (Н. Островский ). Густо пошёл снег (Н. Островский ). Собравшиеся обсуждали новый кинофильм (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).

Местоимение в именительном падеже.

Я ехал вечером один на беговых дрожках. (И. Тургенев .) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. (А. Пушкин .) Пожаловал к вам кто-то на дом. (А. Грибоедов ) Всё , что забылось, встаёт наяву. (В. Луговской .)

Неопределенная форма глагола.

Охранять природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский ) Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К. Федин .)

Фразеологизм.

В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не по силам. (А. Чехов .) Злые языки -страшнее пистолета. (А. Грибоедов .) И теперь ваш покорный слуга берётся перевести любую страницу из Гегеля. (И. Тургенев .)

Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь . (В. Арсеньев .) Белое море находится на севере страны.

Синтаксически цельное словосочетание.

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький .) Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим по Тверской. (Л. Толстой .)

Примечание:

В роли подлежащего могут выступать сочетания из числительного, местоимения с предлогом из со значением избирательности: Никто даже из самых близких людей не видел его (А. Чехов). Тогда некоторые из них кинулись на Графскую пристань к лодкам (А. Куприн). И ни один из нас не замерз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).

Виды сказуемых и способы выражения сказуемых.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Наклонение глагола

Примеры

Изъявительное наклонение (настоящее время, прошедшее время, будущее время - простое или сложное)

Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей (С. Аксаков) - наст. время. Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило ( А. Пушкин) - прош. время. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет (А. Ахматова). Буду петь я и радость и горе (И. Никитин ) - буд. время (сложное).

Условное наклонение

В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий).

Повелительное наклонение

Смотри : ожила трава под дождём и старое дерево помолодело (А. Сурков).

Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники... (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим

В числе и лице

В числе (в ед. ч.) и роде

Если имеет форму настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или форму повелительного наклонения, например:

Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев); Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов); Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский).

Если имеет форму прошедшего времени изъявительного наклонения или форму условного наклонения, например:

Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев); Лес зазвенел, застонал, затрещал , заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов).

1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А. Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).

2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: Большинство учащихся работали на огороде. Ряд новых домов был построен в этом году.

3. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (В.Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная ) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была ) - его грамматическое значение.

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов).

Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, на пример:

Значение

Вспомогательные глаголы

Примеры

Начало, продолжение и конец действия.

Начинать - начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать - кончить.

Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов ). Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов ). Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко ).

Возможность или желательность действия.

Мочь - смочь, уметь - суметь, хотеть - захотеть, решать - решить, собираться - собраться, стараться - постараться, желать - пожелать

После этого случая Пётр Петрович уже не решался выводить пса из дома (Ф. Абрамов ). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов ). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов ) Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Например:

Я хотел бы поступить в институт. - Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов). Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (И. Тургенев).

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный (Л. Толстой) - составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный , выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник - составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник , выраженной существительным.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения, например:

Глагол-связка

Время

Наклонение

Примеры

Быть или нулевая связка

Настоящее

Изъявительное

Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства (А. Пушкин .) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Толстой .) Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития. (Л. Толстой .)

Прошедшее

Весна была весною даже и в городе. (Л. Толстой .)

Будешь

После окончания училища брат будет слесарем.

Будь

Повелительное

Будь наш, привыкни к нашей доле. (А. Пушкин .)

Был бы

Условное

Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. (А. Чехов )

Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин ); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский ); Проза, когда она достигает совершенства, является , по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский ); Ока ночью казалась очень широкой , гораздо шире , чем днём (К. Паустовский ).

Примечание:

В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:

Способ выражения именной части

Примеры

Имя прилагательное

Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев ). Медведь был велик , стар и космат (Б. Полевой )

Имя существительное

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

Краткое страдательное причастие

Брови её были сдвинуты , губы сжаты , глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев )

Имя числительное

Я был третьим по списку. Два да пять будет семь .

Местоимение

Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов ). Книга была моя .

Ей туфли будут впору .

Синтаксически цельное словосочетание

Вечером море было чёрного цвета.

Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими классаРабочая программа

... по русскому языку 10 -11 класс . – М., 2011 г. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку . 10 класс . – М., «ВАКО», 2006 г. Рабочие программы по русскому языку . 5-11 классы ...

Способы выражения подлежащего Цели: систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений; углубить понятия о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении. Оборудование: учебник, учебные тексты, схема, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями. тип урока: урок изучения нового материала Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа - Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания? - Как связываются слова в словосочетании и предложении? - Что такое грамматическая основа ? - Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

1. Имя в именительном падеже (или другая часть, употреблённая в значение имени существительного) метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н. Островский). собравшиеся обсуждали повестку дня (причастие).

Девять делится на три (числительное). трое незаметно проскользнули во двор (числительное). Громкое ура прокатилось над площадью (междометие) 2.

Местоимение в именительном падеже Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин) 3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину (К Паустовский) 4.

Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика 5. Составное цельное наименование Широкий полосой, от края до края, протянулся млечный Путь (В. Арсеньев) 6. Синтаксически цельное словосочетание мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М.

Горький) 4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. индивидуальная робота по карточкам Предложения двусоставные и односотавные. Карточка № 1 Выпишите сначала двусоставные, а затем односоставные предложения, подчёркивая грамматическую основу. 1.

Отпусти меня в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М. ). 2. К ночи подмораживало (А. Н. Толстой). 3.

Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнце (М. Анчаров). 4. Помню деревенское ясное утро (И. Соколов-Микитов). 5. Бульвар длинный и седой (Ю. Яковлев). 6. Направо речка в..лась с. невах. й тенью между белых пустынных полей (А. Н. Толстой). 7. Пахло землей и морозцем (А. Н. Толстой). 8. Мне хотелось к моему письменному столу (Г. Бакланов). Карточка № 2 Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите сокращенно, какой частью речи выражено подлежащие. 1. Снов.. что-то зашумело в лесу (И. Тургенев). 2. Все вокруг бл..стело сильным двойным блеском: блеском молодых утре(н, нн)их лучей и вчерашн.. го ливня (И. Тургенев). 3. Есть одна птица, которая совсем не боит(?)ся людей. Это щур (Д. Зуев). 4. Ч. ховые контрольного пункта козырнули генералу (А. Первенцев). 5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от пог. ловного истребления (Д. Зуев). 6. Пятеро заходят выше пояса в воду (В. Шишков). 7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, ..гибались в три погибели и пр..держ.. вали руками мокрые воротники (В. Бианки). 8. Что-то у Володи произошло с администрацией (А. Чаковский). Карточка № 3 Спишите предложения в таком порядке - подлежащее выражено: А) сочетанием слова с количественным значением и существительного; Б) сочетанием местоимений сам, весь и существительного. 1. Сотни маленьких речушек родят(?)ся в глухих местах нашей Обл. хти. Много их впа..дает в реку Мету (В. Бианки). 2. Весь небосвод Дышал безжалостным жаром (К. Федин). 3. Два товарища хороших вдоль По улице брели (И. Уткин). 4. Топорщились густым зеленым луком две Маленькие грядки у окна (К. Ваншенкин). 5. Весь дом пришел в движе Ние (Ю. Яковлев). 6. Трое парнишек в куртках р..месле(н, нн)ого учили Ща сражались в домино с сухим белобородым стариком (Ю. Яковлев). 7. Весна... Короткой ночью белой вся комната полна (В. Добронравов). 2. совершенствование умения определять грамматическую основу Простых предложений (в том числе в составе сложного) Объяснительный диктант Удивительно и невыразимо чувство Родины... Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от матери - родной земли представляется ныне не для избранных, не для богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным. И посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине. (По В. Распутину) Указать, какие предложения использованы в тексте, выделить их грамматическую основу. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока Беседа - Какие предложения называются двусоставными? - Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? - Назовите способы выражения подлежащего. Приведите примеры. VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

Предмет : русский язык.

Класс : 8.

Тема : Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока:

обобщение и углубление знаний учащихся о подлежащем и способах его выражения; развивать навыки нахождения подлежащего в предложении; воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

Задачи урока :

    Систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице;

    Совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений;

    Углубить понятия о подлежащем и способах его выражения;

    Отработать навык нахождения подлежащего в предложении;

    Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

    Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Планируемые результаты :

Предметные : научиться находить с помощью вопроса грамматическую основу предложений, подлежащее, выраженное различными морфологическими способами.

Метапредметные :

Коммуникативные : слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Личностные : формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент (1 мин.)

Добрый день, ребята. За окном октябрь, а у нас очередной урок и, значит, мы должны научиться чему-то новому.

Откройте тетради и запишите дату и вид работы.

А к доске пойдёт Вика и поможет нам правильно это сделать.

Жукова Вика (пишет): Тринадцатое октября – объясняет выбор гласной

    Актуализация опорных знаний, подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

    Игра «Третий лишний» (Слайд 1 )

Давайте найдём в каждой группе лишнее сочетание слов, не забудем объяснить, почему же оно является лишним.

Наслаждаться красотой, осенний лес, облетевшая листва

Красота осени, любоваться снежинками, идти быстро

Первый снег, деревья обнажились, облетели осенью

Коркунов Руслан, Озиев Иса, Ведяскина Наталья

Наслаждаться красотой – словосочетание на основе управления, остальные – согласования

Идти быстро – словосочетание на основе примыкания, остальные – управления

Деревья обнажились – это предложение

    Сообщение темы, цели и задач урока (2 мин.)

Чем предложение отличается от словосочетания?

Копылов Александр

В предложении есть грамматическая (предикативная)основа

Что такое грамматическая основа предложения?

Андриян Александр

Грамматическая основа предложения – это его ядро, отражение действительности.

Правильно. Грамматическая основа предложения – важное грамматическое явление: без нее предложения не существует. Вот почему любой синтаксический разбор мы начинаем с нахождения грамматической основы.

А из чего состоит грамматическая основа предложения?

Журбенко Артём

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает?

Великанов Максим

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? И указывает на «главного» героя предложения

Итак, сегодня предметом нашего изучения станет ПОДЛЕЖАЩЕЕ, о котором мы, казалось бы, знаем много.

Запишите в тетради тему урока.

(Слайд 2)

Записывают тему урока: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

    Изучение нового материала (10 мин).

    Наблюдение над языковым материалом. Способы выражения подлежащего (составляем таблицу) – раздаточный материал. Приложение 1 .

У вас на столах лежат таблицы. Нам надо найти в записанных предложениях подлежащее и определить, чем оно выражено. Ответ мы запишем в левую колонку таблицы.

Способ выражения

Примеры

Существительное в именительном падеже

Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег .

Местоимение в именительном падеже

Я ехал вечером один на беговых дрожках.

Каждый отправился в комнату, ему назначенную.

Никто из родных не спал в эту ночь.

Прилагательное

Причастие

Числительное

Междометие

Сытый голодного не разумеет.

Собравшиеся обсуждали повестку дня.

Семеро одного не ждут.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Инфинитив

Понимать – значит сочувствовать.

Фразеологизм

В поле вышли от мала до велика .

Составное цельное наименование

Широкой полосой, от края до края протянулся Млечный Путь .

Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Наречие

Завтра обязательно наступит

Работают с таблицей. Выделяют подлежащее, определяют, чем оно выражено. Работают «по цепочке» (второй ряд):

Метель – существительное в именительном падеже; снег – существительное в именительном падеже.

Я, каждый, никто – местоимение.

Сытый – имя прилагательное.

Собравшиеся – причастие.

Семеро – имя числительное.

Ура – междометие.

Понимать – инфинитив.

От мала до велика – фразеологизм.

Млечный Путь – составное наименование.

Мы с бабушкой – цельное словосочетание.

Завтра – наречие.

    Вывод: что же такое ПОДЛЕЖАЩЕЕ? Чем оно может быть выражено?

В лингвистике переход частей речи в разряд существительных называется СУБСТАНТИВАЦИЯ. (Записывается на доске)

Подлежащее – это главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. В роли подлежащего может выступать как слово (любая часть речи в роль имени существительного), так и словосочетание.

    Закрепление изученного (18 мин.)

    Дифференцированное задание (10 мин.)

Группы А,В – упражнение 90 (I ): списываем предложения, находим подлежащее, определяем, чем оно выражено.

Группа С – самостоятельная работа с раздаточным материалом (Приложение 2 )

У доски упражнение выполняют:

Коркунов Руслан (предложения 1-4) и Чудаев Дмитрий (предложения 5-9).

    Лиса семерых волков проведёт. (сущ)

    Никто не судья в своём деле.(мест)

    Мокрый дождя не боится.(прил)

    Сказать – смешно, утаить – грешно.(инф)

    Утопающий хватается за соломинку.(прич)

    Одно нынче лучше двух завтра.(нареч)

    Ленивый сидя спит, лёжа работает.(прил)

    Кто в Москве не бывал, красоты не видал.(мест)

Ильиных Е., Исаева А., Буренина Т., Бадров И., Рябинин В., Ведяскина Н., Ковшова В. – после выполнения сдают работы на проверку.

    Проблемный вопрос (3 мин.)

Найдите грамматическую основу в этих предложениях. (Слайд 3 ) Всем ли легко это было сделать?

Давайте вспомним, как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

Каликичева Елизавета

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег .

Кленовый лист срывает ветер сильный.

Можно задать вопрос от сказуемого, а можно заменить существительные словами 1 склонения – и мы сразу увидим, в каком падеже стоит слово

    Тренировочное упражнение (5 мин.)

Найдите подлежащее, определите способ его выражения. (Слайд 4 ).

Взаимопроверка (Слайд 5 )

Проверьте работу соседа по образцу на слайде, подсчитайте количество правильных ответов.

Выписывают из предложений подлежащее, указывают, чем оно выражено.

Меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

    Рефлексия. Подведение итогов урока (7 мин.)

    Беседа:

    Что нового о подлежащем узнали на сегодняшнем уроке?

    Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?

Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и любой частью речи в значении имени существительного.

Субстантивация.

    Тестовое задание (дифференцированное)

Выполняют задания (раздаточный материал – Приложение 3 )

    Организация домашнего задания (1мин.)

(Слайд 6 )

§17 (выучить материалы урока)

Упражнение 93 (по заданию)

Словарь

Записывают домашнее задание

    Организационный момент (1 мин.)

Вы сегодня хорошо поработали, все молодцы.

Выставление оценок за урок.

Приложение 1

Способ выражения

Примеры

Сытый голодного не разумеет.

Семеро одного не ждут.

Завтра обязательно наступит

Приложение 1

Способ выражения

Примеры

Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег.

Я ехал вечером один на беговых дрожках.

Каждый отправился в комнату, ему назначенную.

Никто из родных не спал в эту ночь.

Сытый голодного не разумеет.

Собравшиеся обсуждали повестку дня.

Семеро одного не ждут.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Понимать – значит сочувствовать.

В поле вышли от мала до велика.

Широкой полосой, от края до края протянулся Млечный Путь.

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Завтра обязательно наступит

Приложение 2.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

Приложение 2.

Найдите подлежащее и определите морфологический способ его выражения.

    И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

    Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

Приложение 2.

Найдите подлежащее и определите морфологический способ его выражения.

    И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

    Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

Приложение 3.

Тестирование.

    В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

а) Наша задача – дойти до города во что бы то ни стало.

б) Играть с вами на одной сцене – радость, честь и блаженство.

в) В лесу всегда нужно запоминать приметы.он начал быстро считать в уче.

    Какое предложение не имеет подлежащего?

а) И этот звон люблю я!

б) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

    В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием

а) Завтра придумано для людей нерешительных и детей.

б) Жизнь прожть – не поле перейти.

в) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.

г) Стоящие рядом люди как-то странно погладывали на меня.

    Определите подлежащее в преддожениях.

а) Враги нам лучшие друзья.

б) Что ветры мне и сине море?

в) О чём ты воешь, ветр ночной?






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта