Главная » Мода » За селом на рассвете где колышется рожь. Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница). Там за столом твои друзья

За селом на рассвете где колышется рожь. Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница). Там за столом твои друзья

Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница)

Перед началом звучат песни о России. Раздаются сигналы: «Я люблю тебя, Россия».

Все сидят за столиками: гости, участники, поэты и т. д.

Ведущий 1.

Давно мальчишками босыми

Ходили мы встречать рассветы

И понимали, что России

Дороже сердцу в мире нет.

Ведущий 2.

Какие же слова тебе сказать,

Чтоб выразить свою любовь, Отчизна,

С тобой грустить, мечтать и ликовать

Мне до последнего дыханья жизни.

Фон музыки. Юноша читает стихотворение Виктора Крючкова «Что такое Россия?»

Что такое Россия?

Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Но не только... не только...

В ней есть север, и юг, и восток,

И ее соловьиное горло исторгает печаль и восторг.

Ее речь неторопка, напевна

И пленяет своей прямотой,

Здесь гордится любая деревня

Неказистой своей красотой.

Эту гордость никто не отнимет,

Хотя кто-то отнять бы не прочь,

Свое сердце Россия вынет,

Если надо кому-то помочь.

Да, Россию легко обидеть,

И ненадолго обмануть,

Но Россию - сломить?

Не выйдет!

Россияне найдут свой путь!

Соберут удалую ватагу

И разгонят жулье и ворье.

Да, России к лицу отвага,

А вот трусость - не для нее.

Что такое Россия?

Да и кто это знает вообще?

Это за морем пусть гадают

О загадочной русской душе.

Звучит песня «Любите Россию» (сл. Милявского, муз. С. Туликова).

Ведущий 1.

«Любите Россию» - так сказано в песне, Но как же любить ее, Родину, надо! А может быть так, как любили, писали и говорили, О ней поэты и писатели России.

Высвечивается портрет Игоря Северянина.

О России петь, что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь, что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть.

Высвечивается портрет Владимира Жукова.

На тыщи верст - поля, леса, да кручи,

В раздолье тонут синие края.

Где есть земля суровее и лучше,

Чем ты, Россия, Родина моя?!

Исполняется «Русский вальс (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Чтец. Моя Россия - страна мира, страна голубого неба и яркого солнца. Разве я могу ее не любить? Я вижу ее в каждой былиночке в каждом листочке. Я ощущаю ее в шелесте осени, в рокоте комбайнов, в запахе свежевспаханной земли.

Чтец. Было за что любить русскую землю нашим дедам, хотя и не сладко жилось им на этой земле, и как же не любить ее нам, новым поколениям, пришедшим на эту землю. Это - наш дом, это - наша Россия.

Что может быть лучше России -

Любви безграничной моей,

Что может быть лучше России?

Когда на сентябрьском ветру

В малиновой краске осинник

Роняет листву поутру.

Спросите у туч поднебесных,

У желтых созревших полей,

Что может быть лучше России –

Родимой отчизны моей.

Что может быть лучше России?

Когда в январе по ночам

Над белой равниною зимней

Озябшие звезды молчат.

Спросите об этом у дома,

Где мать ждет всегда сыновей,

Что может быть лучше России –

Судьбы и надежды моей!

Ведущий 2. Русь, Россия - эти слова близки и дороги серди)" каждого из нас.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!

Чтец. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. (И. Тургенев)

Тебе спасибо, Родина моя,

За небеса неповторимой сини,

Скажу одно: дня не прожил бы я

На этом свете без России.

Звучит песня Л. Афанасьева.

Красу твою не старили,

Ни горе, ни беда –

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда...

Ведущий 1.

Слова этой песни искренней едва ли

Услышали вы впервые...

И мне, как и вам, они в сердце запали –

Слова об Отчизне, слова о России,

Слова о земле, что дарила и дарит

Нам нежность свою, и тепло, и заботу:

По этой земле шли Иваны да Марьи

Бороться за счастье, сражаться, работать!

Ведущий 2. Именно наша Родина дала миру Ломоносова и Пушкина, Глинку и Пирогова, Репина и Менделеева, Толстого и Чайковского, великих полководцев Суворова и Кутузова. Нас всегда вдохновляли эти великие имена.

И мы благодарны Иванам да Марьям,

Россию которые подняли к звездам.

И коль мы в долгу перед Родиной нашей,

Обязаны так мы трудится всегда,

Чтоб стала она и сильнее, и краше,

Чтоб нами была, как отцами, горда.

Исполняется песня «Я спросил у России», стихи Н. Якунина.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез,

Я спросил у России:

«Где ты силы берешь?

Где берешь ты отвагу

И свою красоту,

Соловьиные зори,

Синих рек чистоту?»

За селом, на рассвете,

Где колышется рожь,

Я спросил у России:

«Где ты счастье берешь?

Где берешь ты улыбку,

Где спокойную грусть?

Расскажи мне, поведай,

Солнцеликая Русь».

На меже у опушки

В голубой тишине

За селом, на рассвете,

Вдруг послышалось мне

В тихом шелесте нивы,

Легком звоне ветвей:

«Да от наших любимых,

Родных матерей».

Я домой возвратился

И у мамы спросил:

«Где взяла ты, родная,

Столько жизненных сил?»

Призадумалась мама,

Поправляя платок,

И ответила тихо:

«У России, сынок».

Как в море сливаются реки,

Впадая в простор голубой,

Слились наши судьбы навеки

С твоею бессмертной судьбой.

На фоне музыки читается стихотворение «Живи, Россия!».

Ты жила во все века,

Ты любила и страдала,

Изможденная рука

Столько лет перелистала.

Ты любимою была

И отверженной клонилась,

На златые купола

Ты неистово молилась.

Я с тобой жила века,

Ненаглядная Россия,

Никогда твоя рука

Подаянье не просила.

Ты жила - и я жила

Ты в полон - и я страдала,

Ты истерзана была,

Но сынов не предавала.

Где, какие отыскать

Мне слова тебе в отраду?

Ты Россия, ты мне мать.

Мне любовь твоя в награду.

В миг, когда я обессилю,

Жизни источится нить,

Я взмолюсь: «Живи, Россия!

Лишь тобой я буду жить!»

Поделки из бумажных салфеток в начальной школе

Мастер-класс. «Открытка ко Дню России своими руками»

Аудитория: мастер – класс предназначен для занятий со школьниками второго класса.

Назначение мастер – класса: изготовление открытки ко Дню России.

Цель мастер – класса: развитие творческих способностей детей.

Задачи мастер – класса:

Сформировать умение работы с салфетками;

Развивать творческое мышление;

Воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность к выполнению работы;

Воспитывать патриотизм у детей.

Необходимые материалы:

Салфетки (красные, белые, синие)

Лист белого картона

Ножницы (маленькие и большие)

Карандаш

Черный маркер

Линейка

Клей-карандаш

Желтая цветная бумага

Ход работы

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Что такое Россия? Нельзя ответить. Если посмотреть на карту мира, то ее можно увидеть с любой точки. А все потому, что она занимает одну шестую часть суши.

Также Россия - это страна, которую невозможно сломить никакими войнами, потому что в России живет удивительный народ. Сначала он может долго терпеть разорения и голод, но потом появляются могущественные силы, которые могут победить всё.

В России существует триединство символов – это герб, флаг и гимн.

Герб – является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гимном и флагом. Это изображение величественного и гордого двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, переплетенными с третьей. Эта мощная птица держит красный щит с изображением серебряного всадника, поражающего дракона.

Гимн является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и флагом.

Флаг - является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и гимном.

Флаг нам поможет для сегодняшней открытки.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Лист белого картона на изнаночной стороне размечаем на прямоугольники (6х6см). 3 строчки, в каждой строке по 4 прямоугольника. Отмечаем центр каждого прямоугольника для будущих отверстий.

2. Маленькими ножницами проделываем отверстия внутри каждого прямоугольника. Потом в эти прямоугольники будут вставляться цветы.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

белый – благородство и откровенность,

синий – верность, честность и целомудрие,

красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.

3. Берем по 4 салфетки каждого цвета флага и обрезаем сгибы с двух сторон.

4. Каждую обрезанную салфетку складываем пополам.

5. Потом еще раз пополам.

6. Надрезаем салфетки к сложенному углу.

7. Аккуратно разворачиваем салфетки, отделяя каждый слой.

8. Складываем друг на друга и скручиваем, делая цветок.

9. Должно получиться 12 цветков, по 4 цветка каждого цвета.

10. Просовываем каждый цветок в отверстие картона.

11. Закрепляем каждый цветок снизу, приклеивая листком снизу.

13. Вырезаем в овальной форме каждую фразу.

14. Приклеиваем с помощью клея-карандаша эти «фразы» к цветкам.

15. Открытка готова.

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Цели: расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине

Оформление: флаг и герб Российской Федерации; слайды с пейзажами России

Ход мероприятия

Поэтом може ш ь ты не быть ,

Но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов

Звучит фонограмма «С чего начинается Родина» на фоне звучания музыки звучат слова ведущей.Ведущая: « С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» - так поется в песне. Так оно и в жизни. Ведьв школе мы учимся не только писать и считать, в школе мы рассуждаем о добре и зле, учимся любить и ненавидеть, получаем заряд патриотизма. За школьной партой мы переживаем самые сложные свои годы становления личности, гражданина.Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки или с Командор?О чем грустят глаза ее степныеНад камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастьяК труду, терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем звезда ее. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - РоссияНе с гор берет начало, а с тебя!

Звучит гимн Российской Федерации (прошу всех встать)

1-й ведущий .
Я - гражданин.

Я - гражданин Вселенной,Я - мира гражданин.

Я - гражданин своей страны,Я - гражданин России!


2-й ведущий .
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященногостране, в которой мы живем - России.
-
Россия, Русь, Родина, родимый край,
Мама, отчий домсамые дорогие слова для русского человека. Русь — «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды».
1
- й ведущий ; Непознанная, загадочная, в страна березового ситца», со своими обычаями и традициями, ж ивем мы посреди большой России. Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей!
2- йч т е ц .
Нам Родину завещано любить
И Сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не
перервать связующую нить.
И нам порой так нужно
оглянуться... (На экране проецируются фотографии русской природы)
2-й чтец . Русь моя, любимая Русь!
-
Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную;
Смотрю и не насмотрюсь.
1- йч т е ц . Величаю
тебя опять, дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
2-й чтец .Славлю каждую тропку твою.
Славлю
раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.
1-й ведущий . Наша Родина имеет
богатую историю, и каждая ее страница вызывает у нас неподдельное достоинство. Все мы — дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом.
2- й в е д у щ и й . Откуда произрастает, какойсмысл несет в себе бело-сине-красное сочетание?
( Просмотр слайдов о символах Р.Ф.)
1-й чтец.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез, Я спросил у России:
«Где ты силы берешь?» 2-й чтец . Где берешь ты отвагу,
И свою красоту,
Соловьиные зори,
Синих рек чистоту?

З - йчтец. За селом, на рассвете,Где колышется рожь,Я спросил у России:
«Где ты счастье берешь?»

4-й чт ец.

Где берёшь ты улыбку,Где — спокойную ость?Расскажи мне, поведай,Солнцеликая Русь!»

Ведущий:

Сколько цвета! Сколько сини!

У тебя, моя Россия!

Многоликая земля.

Это - Родина моя!

Ты хранишь народов дружбу!

Это детям, взрослым нужно!

Это нужно всем сейчас!

Только здесь мы понимаем,

Россия - светлый дом!

Он друзей всегда встречает,

Помнит каждый регион!

Сценка « Регионы России»

(показывают учащиеся 8 класса)

1 скоморох: Вы узнали нас, друзья?

2-й: Скоморохи - он и я!

1 Смену нашу открываем и Россию прославляем!

2- Ведь Россия - светлый дом,

Помнит каждый регион!

2-й Нижний Новгород, Тюмень

Веселятся целый день!

1-й: Край Алтайский, Барнаул, Омск, Черкесск, Орел, Тамбов,

2-й: Татарстан, Анапа, Бийск,

1- й: Ой, смотри, не ошибись!

2-й: Адлер, Астрахань, Москва,

То, что надо города!

1-й:Ленинградская область.

А еще Ростовская.

1-й: Чувашия, Ессентуки!

Эх! Просторы широки!!!

Чтец: Дети мы одной страны!

Необъятной стороны!

Любим мы, тебя Россия!

Твои дочери, сыны!

2-й: Посмотрите-ка, друзья,

Как Россия широка!

1-й: Купола, поля, березы,

В каждом звуке - песни звон!

И росинки, будто слезы,

Словно сказки - чудный сон.

1-й: А давайте кА мы сюда пригласим все города,

И края и области необъятной Родины!

Чтоб они нам рассказали,

Чем их область, город славен!

2-й: Что же есть такое там, О чем хотят поведать нам?

«Выходят города»

(роль городов играют учащиеся, каждый прославляет свой город)

1. Н - Новгород:

У нас есть ГАЗ,

У нас есть ПАЗ,

Мы с ветерком прокатим вас!

2. Ставрополье:

Мы гордимся Ставропольем!

Здесь зерно, и нефть, и газ!

А еще курортов много,

Приглашаем в гости Вас!

3.Новосибирск:

Новосибирск - это столица Сибири.

Третий по величине город в России!

А еще у нас свой метрополитен!

4. Тамбов: Вы все, конечно же, слышали выражение « тамбовский волк».

Ты в эти сказочки не верь,

когда ты сердце людям даришь,

Тамбовский волк тебе не зверь,

Тамбовский волк тебе - товарищ!

5. Ростов: Живет и трудится весь день

Донской казак и по сей день,

Он сеет, пашет и кует,

Вас с хлебом - солью в гости ждет!

Московская область: Мы приехали из города Королева, Московской области и гордимся тем, что в нашем городе расположен Всероссийский центр управления полетов.

6. Краснодар:

Ты, Кубань! Ты, наша Родина!

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вширь и вдаль!

7. Алтайский край:

Мы живем в Алтайском крае,

Где столица - Барнаул,

В недрах наших, кто не знает,

Серебро есть, медь и соль.

Ведущий:

Россия! Родина! Отчизна!

Родного неба синева!

О, как возвышенно и чисто

Звенят во мне твои слова!

И вечной нежностью согреты.

Твои березы и ручьи,

Твои морозные рассветы

И ночи звездные твои.

Ведь каждый - это часть России.

И бесконечно дорог ей.

Мы набираем жизни силы

Под флагом родины своей!

Заключение:

Ведущая :

Мы - это часть большой России!

Страна, которой нет красивей!

И всех мальчишек и девчонок

Объединяетнаша Россия!

А.С Пушкин писал: …» Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»

Моя Россия, Родина моя,
Здесь родилась я, помню тебя с детства.
Но сколько б, ни глядела на тебя,
Любуясь, не могу я наглядеться;

Красиво Волги полноводное теченье,
Под ветерком полей твоих волненье,
Урал, Кавказ, рассветная пора,
Неповторимые в России вечера...

Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.
Живи, дерзай, цвети, моя держава,
Единством славься, мудростью своей,
Трудом достойных сыновей и дочерей.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя,как без сердца, япрожить не смогу.

Ведущий: Каждому гражданину своей Родины есть, чем гордиться! Мы граждане России и нам с вами тоже есть, чем гордиться!

Литература:

Бескоровайнова Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004г.

Сгибнева Е.П. Классные часы.Ростов на Дону: «Феникс», 2005

* * *
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»

Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»

На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!

Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?

Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»

* * *
Других, не себя, милосердию учим,
В сердцах уличаем кого-то во зле,
А там, за туманом, за лесом дремучим,
Есть место святое на грешной земле.

Стучатся к нам в души то счастьем, то горем
Зимы кулаки и ладошки весны.
А там за туманом, за сказочным бором,
Есть место святое, где все мы равны.

В тиши той священной ни песни, ни крика,
Обманщик вдруг вздрогнет, замрет краснобай.
Стекает закатом в траву земляника,
И тянутся ветки деревьев к грибам.

В правах там равны и вдова, и невеста,
Наполнены гнезда там вечностью звезд.
На грешной земле есть священное место -
Священное место - крестьянский погост.

* * *
Ах, как бы я хотел весною
Тропинкой талой в звонкий день
Уйти куда-нибудь с тобою
От шумных сел и деревень.

Хотел бы все твои печали
Оставить где-то позади,
И, ничего не замечая,
Счастливым рядышком идти.

Не слышать шорохи и звуки,
Не видеть птиц и гнезд в кустах,
Твои доверчивые руки
Вдруг ощутить в своих руках.

И в белой роще незнакомой
В глаза родные посмотреть,
Забыть, что ждут нас где-то дома,
И ни о чем не сожалеть.

Осыпать прошлую тревогу
Росой в лесную благодать,
К твоим губам найти дорогу,
А все другие - потерять!…

* * *
Затерялся в репейнике след
Тот, что я здесь когда-то оставил.
Лишь струится над памятью свет:
Желтый лист на зеленой отаве.

Старый вяз, словно раненый зверь,
Шарит ветками в поисках детства.
Крепко заперта в прошлое дверь,
И не пустит никто обогреться.

Где-то трубит рассерженный лось,
Мышь шуршит в заколоченном доме.
Рыжий ветер, промокший насквозь,
Что-то ищет в холодной соломе.

В роднике загустевшую тушь
Не пригубят ни люди, ни кони.
Лишь на боль мою тянет из луж,
Как и встарь, подорожник ладони…

* * *
Ты для меня как заря и как тайна,
Годы искал, а вот встретил случайно,
Не затерялась ты в мире огромном -
Светлая лилия в омуте темном!
Не затерялась, не запропала,
А лепестки по воде расплескала.
Дни так длинны! А свиданья - коротки,
Мне до тебя - и ни вплавь, ни на лодке.
И надо мною кувшинки смеются,
Не донырнуть до тебя не коснуться.
Хочешь, в жару истеку я слезою,
Чтобы лишь вместе быть, рядом с тобою?
Хочешь, твоим стану стеблем и корнем,
Белая лилия в омуте черном?
Ива молчит, усмехается вереск,
Знают, ко мне ты не выйдешь на берег.
В темную глубь среди полдня заманишь,
Но лепестки мне свои не протянешь.
Сколько бродить мне напрасно влюбленным,
Светлая лилия в омуте черном?
Свет твой прохладный, мои неудачи
Осень погасит и в реченьке спрячет.

* * *
О, что за создания - русский народ!
В избе-развалюхе старушка живет.

В почете была. И была знаменита.
Теперь же соседями даже забыта.

Живет-доживает на старости дней
Без злобы на мир, без обид на людей.

Живет-доживает, как в сумерках серых, -
Ни к бывшей снохе и ни в дом престарелых.

Все было - прошло. Ни вдова. И ни мать.
«Зачем же я буду кого-то стеснять?»

Одна, как в пустыне, нища и убога,
Достатка, здоровья не просит у Бога.

Ночами стоит у лампады своей:
«О, Боже, пошли ты мне смерть поскорей!

О, Добрый Всевышний, я слезно молю,
Прими же Ты грешную душу мою…»

* * *
За деревней сонною, за печалью тихою
Пахнет луг туманами пополам с гречихою.

В лозняке за выпасом, над рекой недальнею
Истекают росами голоса печальные.

Я стою да слушаю, - хочется, не хочется, -
Справа - грусть глубокая, слева - одиночество.

Бродят по тропиночкам в темноте - не светятся,
Только я предчувствую, что они здесь встретятся.

Так и вышло к радости. И сбылось пророчество:
Где-то в пойме встретились - грусть и одиночество.

Ласточки над омутом. Спит звезда на отмели.
Обнялись два голоса и зарю приподняли.

Родине

Мимо тусклых рябин
По тропинке гусиной
Выйду в поле один
На свиданье с Россией.

Воздух, что на меду -
Малый Ковш - без закуски.
И к земле припаду
По-крестьянски, по-русски.

Боль и бедность - не грех,
Мать виновных не ищет.
Поклонюсь я за всех
Неимущих и нищих.

И у неба светло
Попрошу как прощенья,
Чтоб убавилось зло,
Не иссякло терпенье.

Чтоб садились за стол
С верой мы и любовью,
И чтоб каждый твой стон
Отзывался в нас болью.

Мухтар Ауэзов. «Серый Лютый».

Художник А. Лурье.

К. А. Федину

Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.

Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой, невыкошенных низинах без устали дерут коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие, густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок - наша райская птица.

Тишина, утро, простор. Мы выезжаем на большак - широкую, бойкую дорогу, обсаженную старыми развесистыми березами, покрытыми потрескавшейся корою. Мало осталось этих древних берез - они дряхлы, дуплисты и, кажется, спят непробудным сном, до самой земли опустив свои плакучие ветви.

Еще стоят кое-где вдоль дороги похинувшиеся деревянные крестики, заросшие высокой муравою. По народному обычаю, отмечали на Смоленщине такими придорожными крестиками памятные места, где нежданная смерть застигала прохожего или проезжего человека. Сколько страшных рассказов слышал я в детстве об убиенных и умерших в пути, опившихся, сраженных грозою, утопших! Тревожное чувство вызывали эти немые памятники печальных событий. Помню, как набожно крестилась мать, как торопили мы, бывало, лошадей, минуя место, овеянное памятью давней трагической кончины…

Вот на перекрестке дорог высится знакомый тесаный камень. По рассказам стариков, некогда здесь стоял веселый кабак; гремя бубенцами, сюда подкатывали ямщицкие и помещичьи тройки, у изгрызенной коновязи, прикрытые армяками, дремали лохматые лошаденки возвращавшихся из города загулявших мужичков. По старинному обычаю, вместо писаной вывески над крышею кабака висела «ведьмина метла» - густая еловая ветка, служившая призывным маяком для проезжих и прохожих гуляк.

Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Вокруг - холмы, поля, колышется и дымит рожь, нежно зеленеют овсы, туманятся луга. Солнце светит весело и ярко; пухлые, белые, чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу, а по холмам за рекою, по сизым хлебам, скользят их лиловые тени… Чернеют соломенными старыми крышами деревни, синевеют за рекою нетронутые леса; зеленым островком кажется деревенское старое кладбище с высокими соснами, с покосившимися крестиками на могилах, с островерхой крышей кладбищенской часовни - каплицы. От кладбища не спеша идет человек в подпоясанной ремешком рубахе; босые, серые от пыли ноги мягко ступают по гладкой, горячей от солнца дороге, стариковские зоркие глаза глядят на нас с любопытством…

Мы едем не торопясь, иногда идем пешком на подъемах. Ямщик идет рядом с дугою, бодро пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам. Бронзово-черный затылок его оброс курчавыми волосами; на выцветшем сукне старой солдатской гимнастерки налипли слепни. Слепни жадно вьются над потной спиной лошади, липнут на холку, на грудь. Скаля зубы, ямщик давит их рукою, вытирая о колени испачканную кровью грязную мозолистую ладонь.

День занимается ясный, паркий, высоко стоит солнце. По макушкам берез нет-нет прошумит и затихнет полуденный теплый ветерок. Он колышет ветви берез, наносит с полей запах трав и хлебов. В рощах пахнет сыростью, грибами, кое-где под деревьями еще лежит роса. Повиснув в знойном воздухе, плещется над межою крыльями длиннохвостая пустельга…

Я смотрю на поля, на деревья, на недвижно повисшую в воздухе освещенную солнцем пустельгу. Сколько картин, событий, забытых судеб, историй воскрешают эти знакомые с детства места, дороги! Вот здесь, над рекою, стоял против церкви большой, с пустыми зарадужелыми окнами, нежилой дом дворян Пенских, и мне опоминаются слышанные некогда рассказы о грозной барыне Пенчихе, беспощадно поровшей дворовых девок и баб, о полусумасшедшем карлике-барине, ходившем молиться в поле под старый дуб (развесистый дуб этот показывали мне в детстве). Далеким, почти сказочным показывается и недавнее прошлое: волостное правление на краю села, казенка, окруженная шумливыми хмельными мужиками, чернобородый старшина Фетисыч с заплывшими аленькими глазками, чахоточный длинношеий писарь… Далеким прошлым кажутся эти отжитые времена.

Стерт с лица земли, по бревнышкам разнесен дом дворян Пенских; сожжено, головешки не сыщешь, «волостное правление»; с землею сровняли мужики двор кузнечихи Марьи, в смутные годы укрывавшей у себя разбойников-бандитов… Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьется- бежит среди зеленых лугов знакомая наезженная дорога.

Кормить останавливаемся в старинном Болдинском монастыре.

Проезжаем подмонастырную, богатую некогда деревню с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворечнями на деревьях. Монастырь обнесен кирпичной оградой с бойницами, через которые - сказывают люди - некогда лазили по ночам гулять к солдаткам-бабам молодые монахи. Тяжелы, несокрушимы монастырские кованые ворота с тяжелым железным запором. Прославился монастырь веселыми вхождениями монахов, которых духовные власти ссылали на покаяние в эту глухую обитель. Теперь в монастыре - музей и хозяйственный склад, а на опустевшем монастырском дворе пробирается между камнями веселая зеленая мурава. Темная фигура единственного уцелевшего монаха-скопца, отрекшегося от своего сана и оставшегося жить при музее, испуганной птицей метнулась за углом каменного дома…

В опустелом монастыре задерживаемся недолго. Солнце уже высоко, поднимается над дорогою легкая пыль. Дороги здесь вьются вдоль реки перелесками, полями - уводят в синюю зыблющуюся даль.

Большая темная туча растет за рекою. Мы наблюдаем, как надвигается с запада страшная туча, как клубятся, сивой грядою бегут впереди нее грозные клокастые облака. Застывший воздух тяжел и недвижен. Как бы стараясь подчеркнуть наступившую предгрозовую тишину, наперебой изо всех сил стрекочут кузнечики; еще настойчивее липнут к усталой лошади злые слепни. Отсвет пробившегося сквозь облака солнца янтарными бликами ложится на лица. Внезапно налетевший вихрь вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву, играет гривою лошади с завязшими в ней репьями. Все громче, все грознее приближаются громовые раскаты. Смутное чувство забытого детского страха возникает в душе.

Первые капли дождя, смешиваясь с пылью, грузно падают на дорогу, на пыльные крылья тележки. Подгоняя лошадь, мы едем, пока позволяет дождь, потом, торопливо привязав к изгороди лошадь, скрываемся в лес под деревья. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Беспрерывно одна за другою полыхают молнии, громыхает гром, с треском обрушиваются близкие удары, после которых еще сильнее вдруг припускает дождь.

Пережидая грозу, мы сидим долго в лесу под деревьями, потом, мокрые почти до костей, по прибитой дождем траве выходим на залитую водой дорогу. Потемневшая от дождя лошадь радостным ржаньем приветствует нас. Далеко-далеко за полями поднимаются сизые клубы дыма. Это горит деревенский сарай, зажженный прокатившейся грозою. Грозная темная туча медленно уходит. Все реже и реже полощут

Классный час на тему: «Разговор с Родиной»

Я спросил у России: “Где ты счастье берешь?,

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Задачи:

    Усиление патриотических качеств личности Расширение кругозора учащихся Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт. Повышение интереса к истории Отечества Развитие эмоциональной сферы.

Техническое оборудование : медиапроектор, компьютер.

Презентация.

Оформление: столы расставлены полукругом, на экран проецируется пейзаж просторов России. (Слайд № 1)

I. Слово учителя .

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, в ней жили отцы и деды наши, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех невзгод и врагов. Вы, наверное, слышали выражение: «Родина – мать». Каждый человек с нежностью, любовью и заботой относится к своей матери, любит беседовать с ней, задавать вопросы, прислушивается к ее советам. И вот сегодня, я предлагаю вам представить, что мы разговариваем с Родиной, и узнать, что ее тревожит, чему она радуется, о чем мечтает?


Прежде чем начать наш разговор с Родиной, давайте поговорим с вами о том, что еще входит в понятие Родина. Для начала давайте послушаем песню «С чего начинается Родина?». Внимательно вслушайтесь в слова песни, у каждого из вас на парте лежит лист с наклеенным желтым кружочком, на котором написано слово Родина, а рядом лежат белые лепестки, напишите на каждом лепестке ключевые слова из песни, которые входят в понятие Родина. А теперь подумайте, что значит Родина для каждого из вас? Запишите эти слова на оставшихся лепестках.

(Учащиеся высказывают мнения, что еще входит в понятие Родина, составляют ромашку).

II. «Разговор с Родиной»

А) Учитель читает эпиграф к занятию: За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

За селом, на рассвете, где колышется рожь,

Я спросил у России: “Где ты счастье

берешь?,

,Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

О чем спрашивает поэт Родину? А о чем вам хотелось бы спросить Родину?

Дети должны представить, что разговаривают с Родиной. Задание: придумать вопрос к Родине. (учащиеся придумывают вопросы и записывают их на листочках). А теперь давайте попробуем ответить на некоторые составленные вами вопросы. Для этого давайте поместим ваши вопросы в шкатулку и достанем вопрос. А теперь на него ответим (2-3 вопроса с обсуждением коллективно). Давайте все ваши вопросы поместим в книгу, которую назовем «разговор с Родиной». Оставим чистый лист для ответа.

А мне хотелось бы задать Родине следующие вопросы. Давайте попробуем на них ответить: 1. О чем печалиться Родина? (слайд)

2. Чем или кем гордиться Россия? (слайд)

3. Какими Родина хочет видеть своих детей? (слайд)

II. Игра « Что отдашь Земле родной?»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т. д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого - либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

Дети садятся на свои места.

Чувство Родины – проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Где бы мы не были, нас всегда тянет домой, в родной уголок.

« В родном углу все по нутру»

В родном углу тепло всегда,

Там исчезает вмиг беда,

Там ждет тебя твоя семья,

Там за столом твои друзья

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут.

Подумайте, каким должен стараться быть человек, чтобы принести пользу родной стране, чтобы Родина могла гордиться им?


Сейчас я раздам вам карточки, на которых перечислены разные качества. Отметьте те качества, которыми нужно обладать человеку, чтобы не огорчать Родину, родителей, товарищей.

    Трудолюбивым Уважительным к другим людям Отважным Гордиться своим народом Знать и любить родной язык Мужественным Образованным Бережно относиться к родной природе Выручать друзей Делать все на благо своей Родины Помнить и уважать подвиги своих предков

А какие качества остались? Правильно, люди, обладающие такими качествами, огорчают Родину, заставляют ее печалиться.

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 16).

Ребята, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 5–11 с видами природы России).

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

Учитель : Я верю, что каждый из вас вырастет человеком, который будет приносить пользу Родине, никогда не огорчать ее, приумножать ее богатства, оберегать и защищать.

Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу подарить вам эту книгу. Сохраните ее до окончания школы

Я предлагаю вам встать в круг и ответить на вопрос: Что тебе дал этот классный час? Какие чувства ты сейчас испытываешь? Тебе было радостно, тепло, что у тебя хорошие одноклассники, что ты испытываешь?

Используемая литература :

А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости», 2008 г.

«Стихи о Родине» Москва 1985 г.

В. История отечества для детей - М, 1996 г.

Н. А. Некрасов “Зеленый шум”. Москва, 1981 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 36

_____________________________________________________________________________

Классный час

на тему «Любовь к Родине»

(для учащихся 6Б класса)

Классный руководитель: В.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта