Главная » Мода » Толкование от луки гл 12. Большая христианская библиотека. Лука - взыскательный историк

Толкование от луки гл 12. Большая христианская библиотека. Лука - взыскательный историк

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Так бывает с тем , кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на во́ронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает. Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Богатый дурак. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн 1627 г.

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23 душа больше пищи, и тело – одежды.

24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Не бойтесь! Художник Г. Доре

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.

37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1-53)

а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1-12)

Лук. 12:1-3 . Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях "закваска" нередко символизирует зло (сравните Мар. 8:15).

Лук. 12:4-12 . (Матф. 10:28-31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4,7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48-50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2-3).

Он знает "всех" и "вся", и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария - средней дневной платы труженика. Слово "ассарий" встречается только тут и в Матф. 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.

Смысл сказанного в стихах 8-10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается - как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.

У Матфея (Матф. 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Иоан. 7:5), но затем уверовали (Деян. 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время "говорили против Сына Человеческого".)

Далее Христос предупреждает учеников (12:11-12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян. 4:1-21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

б. Иисус - о грехе жадности (12:13-21)

Лук. 12:13-21 . Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает "легкая жизнь" - ведь он всем обладает в избытке.

Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, - подытожил Иисус, - кто… не в Бога богатеет (сравните 1-Тим. 6:6-10; Иак. 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.

в. Иисус - о тщете житейских забот (12:22-34) (Матф. 6:25-34)

Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. "По пути" Он высказывает относительно забот житейских три вещи.

Лук. 12:22-24 . Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6-7), на этот раз - воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.

Лук. 12:25-28 . Тревожиться о "материальном" неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые "одеты" Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Лук. 12:29-31 . В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение "житейским" и "материальным" (именно "увлеченность" всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, - от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое "материальное".

Лук. 12:32-34 . Иисус повторяет Свой призыв к ученикам "не бояться" (сравните стихи 4,7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян. 2:44-45; 4:32-37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо "приготовлять" себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит "в Бога богатеть" (стих 21) и как следствие этого - не обременять себя "заботами житейскими".

г. Учение Иисуса о "постоянной готовности" (12:35-48) (Матф. 24:45-51)

Христос приводит две притчи (35-40 и 42-48), которые "объединены" вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лук. 12:35-40 . "Препоясанные чресла" и "горящие светильники" (стих 35) - символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни "постучал", им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия "послужит" Своим верным и вознаградит тех, кто "бодрствовал".

Иносказание о "воре" содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.

Лук. 12:41 . Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу - в развитие и пояснение первой.

Лук. 12:42-48 . Прямого ответа на вопрос Петра - к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? - Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и "благоразумно" руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и "не бодрствовали" в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Матф. 24:45-51), упоминает о "рабе, поставленном над другими", так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. - От ред.)

Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех "рабов", знающих волю "господина своего", но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие "верующие" будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).

Христос говорит, что "участь" эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого - стих 48а).

С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. - От ред.).

д. Христос - о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49-53) (Матф. 10:34-36)

Лук. 12:49-53 . Быть учеником Христа - значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие - отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню "пожирающему" (Огонь пришел Я низвесть на землю… - стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).

Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).

Заметим, что "разделение" в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому "остракизму" подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.

2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 - 13:21)

После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.

а. Учение о знамениях (12:54-56) (Матф. 16:2-3)

Лук. 12:54-56 . Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и "не узнают" Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.

б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57-59)

Лук. 12:57-59 . На примере "житейской ситуации" Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от "земного судьи", лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент - иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет "должника" в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 32-40.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сегодняшний евангельский отрывок начинается с одного весьма ободряющего и радостного призыва. Обращаясь к слушателям, Христос провозглашает: «Не бойтесь! Бог хочет дать вам Царство». Новость, безусловно, замечательная. Но что она означает? Какую ответственность она возлагает на нас? Можно ли Его слова понимать, например, так: «будьте спокойны, Бог и так даст вам Царство»? Попробуем разобраться.

Почему Господь говорит «не бойтесь», чего «не бойтесь»? А чего человек боится? Наверное, можно перечислять до бесконечности. Но все, в конечном счете, сводится к одному: человек боится потерять, лишиться того, чем обладает. Итак, Господь говорит: «не бойтесь потерять то, что имеете».

Но дальше мы видим еще более странную мысль. Мало того, что Христос призывает не бояться потерять что-либо, Он еще призывает людей самих лишать себя своего имущества. Продавать его, а деньги раздавать. И опять же, все это нужно делать без страха.

А теперь давайте представим, что имения, от которых призывает отказываться Господь, – это не обязательно дома, машины, дачи, квартиры. Скорее это все то, что дорого нашему сердцу: близкие, родственники, коллеги; карьера, добрые отношения с людьми, уважение; здоровье, удача, таланты. Да все, что угодно. Все то, с чем человеку в нормальной ситуации не просто тяжело, невозможно расстаться добровольно. Как я буду без всего этого? Что и кто я буду без всего этого? Страшно! Но вот Господь опять говорит: «не бойтесь лишиться и этого».

«Зачем же нам это делать?» – спросит каждый. Зачем Господь призывает нас отказаться от всего дорогого, да еще и подбадривает? Причина проста. Все эти вещи, несмотря на их высокую ценность, временны. Однажды их съест моль, они увянут, зачахнут. Если наше сердце прилепится к ним, и только в них будет находить себе удовлетворение, оно увянет и зачахнет вместе с ними. Но что самое печальное, мы не получим того Царства, которое нам так хочет дать Бог. Ведь думали в этой жизни совершенно о другом. А потому Господь и подбадривает нас: не бойтесь ради Меня отказаться от того, что имеете, от того, что сейчас является для вас центром и смыслом всего существования. Как бы вам это страшно и тяжело не казалось. Ведь если вы не перестанете лишь в этом находить удовлетворение, не поставите Меня в центр Своей жизни, в итоге вы останетесь в пустоте.

Именно поэтому вторая часть отрывка посвящена бдительности. Евангелие призывает нас бодрствовать духовно. Человек должен всем своим умом, всеми своими чувствами и желаниями сосредоточиться на Христе так, как это мог бы сделать хозяин дома, который ждет, что с минуты на минуту в его жилище заберется вор. Ведь именно так незаметно, внезапно, неожиданно, в жизнь человека со своей ревизией приходит Бог. Приходит не для того, чтобы наказать и покарать. Но в первую очередь для того, чтобы предложить каждому из нас Свой высокий дар, Царство, который Он желает нам дать. Сможем ли мы принять его?

12:3 что вы сказали в темноте, то услышится во свете. В день суда Господнего все тайное станет явным, и лицемерие обнажится.

12:4 друзьям Моим. В синоптических Евангелиях Иисус только однажды называет учеников Своими друзьями. В Евангелии от Иоанна такое обращение встречается также единственный раз (Ин. 15,14).

12:5 бойтесь того, кто... может ввергнуть в геенну. Такой властью обладает только Бог. Знаменательно, что здесь употреблено слово "геенна", т.е. место вечных мук, а не "гадес", которым называли вообще загробный мир. "Геенна" по-древнееврейски означает "долина Енном". В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер. 7,31-33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью.

12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? Две птицы, согласно Матфею, продаются за один ассарий (Мф. 10,29); стоимость их столь мала, что при покупке на два ассария одна птица дается в придачу. Если Бог заботится даже о такой мелкой и незаметной твари, народ Божий может не опасаться быть оставленным Божественной заботой.

12:13 скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Общие предписания относительно раздела наследства содержатся во Втор. 21,15-17; если между наследниками возникали разногласия, урегулировать их приглашался раввин. Человек, обратившийся с этой просьбой к Иисусу, явно хотел решить спор в свою пользу, а не услышать от Него справедливое решение.

12:25 кто из вас... может прибавить себе роста хотя на один локоть? Возможно и иное прочтение этого места: "кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?"

Соломон... не одевался так. В поговорку вошла не только мудрость Соломона, но также его богатство и роскошь, которой он окружал себя.

12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Центральным для данного стиха является противопоставление земного богатства, преходящего и лишающего человека покоя, сокровищам Царства Божиего, неоскудевающему источнику успокоения. Иисус не требовал от Своих последователей непременной бедности; некоторые из них были людьми вполне состоятельными (10,38; Ин. 19,27). Обладание земным богатством может и не быть губительным, если оно не подчиняет себе душу человека (ст. 34).

12:35 Да будут чресла ваши препоясаны. Образное выражение, означающее состояние готовности.

12:37 препояшется... станет служить им. Ср. 22,27.

12:38 во вторую стражу, и в третью стражу. Ночное время.

12:42 верный и благоразумный домоправитель. Домоправитель у евреев - раб, назначенный хозяином управлять всем его владением.

12:47 не делал по воле его. Нежелание делать добро заслуживает наказания не менее тяжкого, чем содеянное зло.

12:48 не знал, и сделал достойное наказания. Незнание воли хозяина достойно наказания тогда, когда у раба была возможность узнать ее. Свою волю в отношении Своего народа Бог изложил так, что никакие проступки человека не могут быть оправданы незнанием ее (Рим. 1,20; 2,14.15).

12:49 Огонь. См. Деян. 2,1-4.

12:50 Крещением должен Я креститься. Христос говорит о Своей смерти и воскресении. Само понятие "крещение" предполагает смерть (погружение в воду) и воскресение для новой жизни.

пока сие совершится. См. Ин. 19,30.

12:51 дать мир земле? нет... но разделение. В определенном, очень важном смысле Иисус принес на землю мир (Ин. 14,27). Однако человечество разделится на последователей Христа, и тех, кто не с Ним.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта