Главная » Мода » Пуччини Джакомо - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Джакомо Пуччини. Интересные факты. Опера "Богема" Произведения пуччини

Пуччини Джакомо - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Джакомо Пуччини. Интересные факты. Опера "Богема" Произведения пуччини

Джакомо Пуччини (1858-1924) - едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX - ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис-полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).

Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет - от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина - рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: , (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»). Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм . Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер - образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с ). Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами. Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини - «Плащ» из цикла «Триптих» (1916) - пол-ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене. В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).

В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, одна-ко не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).

При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:

  • прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
  • мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
  • особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
  • отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
  • при самом пристальном внимании к оркестровой партии - неизменная гегемония поющих актеров.

Прямой наслед-ник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки. Это и симфонизированные формы

«Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра», – так сформулировал свое творческое кредо Джакомо Пуччини. Его иногда называют последним великим оперным композитором – и действительно, после смерти равного ему на этом поприще среди современников не было.

Связать свою творческую жизнь именно с оперным жанром Пуччини решил в восемнадцатилетнем возрасте, послушав в Пизе «Аиду» Джузеппе Верди (для этого ему пришлось пройти пешком четыре десятка километров), но композиторская судьба была ему предначертана еще до рождения. В его семье композиторская профессия и почетное звание «музыканта республики Лукка» передавалось из поколения в поколение с XVIII столетия от отца к старшему сыну. Его матери – многодетной вдове – было нелегко дать ему музыкальное образование, но на помощь пришел ее брат – церковный органист, ставший для Джакомо первым учителем. С десятилетнего возраста мальчик играл на органе в церкви и пел в хоре – предполагалось, что он, подобно предкам, станет церковным композитором и органистом, но после судьбоносного посещения оперного театра в Пизе он принял решение посвятить жизнь созданию опер, и четыре года спустя – благодаря материальной помощи двоюродного дяди – стал студентом Миланской консерватории. Его наставником стал Амилькаре Понкьелли, который всецело поддерживал ученика в желании создавать оперы, понимая, что симфоническая музыка – это не то поприще, на котором талант Пуччини может раскрыться в полной мере.

В студенческие годы – в 1882 г. – он представил свое первое сочинение в оперном жанре – «Виллисы» – на конкурс одноактных опер. Победителем он не стал, но в 1884 г. произведение увидело свет рампы и имело большой успех – автора восемнадцать раз вызывали на сцену. На произведение обратил внимание Джулио Рикорди, и по заказу этого издателя композитор создал новую оперу – «Эдгар», представленную публике впервые в 1889 г. Успеха она не имела, позднее автор неоднократно перерабатывал оперу, но это не сделало ее более популярной, да и автор со временем окончательно в ней разочаровался.

Неуспех «Эдгара» ухудшил и без того сложное материальное положение Пуччини: связь композитора с женщиной, ради него бросившей мужа, вызвала скандал в Лукке, и это побудило родственника-благодетеля потребовать вернуть деньги, затраченные на учебу Джакомо в консерватории. Несколько лет Пуччини с семьей скитался по арендованным квартирам. Поправить материальное положение помог успех следующей оперы – «Манон Леско», премьера которой состоялась в Милане в 1893 г. Создавая ее, композитор понимал, что рискует, ведь уже существовала другая опера на той же литературной основе, пользующаяся немалой известностью – «Манон» Жюля Массне, но Пуччини говорил: «Это будут две абсолютно разные сестры». Композитор оказался прав: оба сочинения выдержали испытание временем, и ныне в равной степени любимы публикой.

Зрелый период творческого пути Пуччини открывается написанием оперы «Богема», основанной на романе «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже. Пуччини над нею работал с такой страстью, что сам создавал текст для некоторых фрагментов (например, для вальса Мюзетты), не дожидаясь, пока это сделает либреттист. Сюжет, столь увлекший Пуччини, невольно «подсказал» ему , несколько раньше заинтересовавшийся им – но опера Пуччини оказалась более успешной, и это положило конец дружбе композиторов: Леонкавалло не смог простить Пуччини «украденной» идеи. Критики более чем сдержанно оценили «Богему», называя ее «оперой оборванцев», зато публика приняла ее с восторгом. Оперы Пуччини покоряли публику мелодическим богатством – не стала исключением и «Тоска», впервые поставленная в 1900 г.

Оперы Пуччини исполнялись и в европейских странах, и на других континентах. Он посещал Аргентину, США, Венгрию, побывал и в Англии, где в Театре принца Йоркского посмотрел пьесу Давида Беласко «Гейша». Так возникла идея «Мадам Баттерфляй». Премьера, состоявшаяся в 1904 г. в Милане, провалилась, зато обновленная редакция, вскоре представленная в Брешии, имела огромный успех.

Последующие годы оказываются не столь плодотворными. «Девушку с Запада», созданную в 1917 г., сам Пуччини причислял к своим самым сильным произведениям, но в популярности она не смогла сравниться с «Тоской» или «Богемой». Попробовал он свои силы и в жанре оперетты, но успеха не достиг, а неудавшуюся оперетту в 1917 г. переработал в оперу «Ласточка».

Преодоление творческого кризиса связано с созданием в 1918 г. «Триптиха», состоящего из трех одноактных опер – «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», а последним «творческим взлетом» становится «Турандот». Смерть помешала композитору закончить оперу, и в таком виде – незавершенной – ее представили публике. На спектакле дирижер обратился к публике со словами: «Здесь перо выпало из рук композитора». Позднее финал дописал Франко Альфано.

На похоронах композитора звучал похоронный марш из его ранней оперы «Эдгар».

При жизни Пуччини некий критик презрительно именовал его «старомодным мелодистом», однако ныне творения «старомодного мелодиста» входят в число десяти наиболее часто ставящихся оперных шедевров.

С 1930 г. в итальянском городе Торре дель Лаго, расположенном недалеко от Лукки – родного города композитора – проводится Фестиваль Пуччини.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Итальянский композитор Джакомо Пуччини (Puccini) родился 22 декабря 1858 года в городе Л укка в семье музыканта.

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо Пуччини в шесть лет потерял отца - органиста регента Луккского собора. Учился в местном институте "Пачини" и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил с первой оперой "Виллисы" , имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 опера "Манон Леско". Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 узаконила свои отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 Пуччини живёт в Торре дель Лаго и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Джакомо Пуччини достиг международной известности, выдержал нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершил многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.

Первые две оперы: "Виллисы" (1884), на сюжет Гейне и "Эдгар" (1889), Милан - традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини. Тем не менее премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Композито ром заинтересовался издатель Рикорди, ставший покровителем и другом .

"Манон Леско" (1893), Турин, либретто Иллики, Оливы, Праги, Риккорди по роману Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" отличается от первых опер Пуччини большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия — напевная, гибкая, богатая ри тмически. В центре оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, 1 февраля 1893, «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.
"Богема" - 1896, Турин, либретто Иллики и Джакозы по повести Мюрже "Сцены из жизни богемы" - э
то шедевр, который мог и не появиться на свет. Дело в том, что приятель композитора Руджеро Леонкавалло уже начал сочинять оперу на тот же сюжет. В одном из миланских кафе, когда Пуччини сообщил Леонкавалло о том, что тоже облюбовал эту историю, между друзьями происходит ссора. Но упрямство и целеустремленность Пуччини были столь велики, что он пошел на разрыв с коллегой, но от намерения не отступил. Опера Леонкавалло появилась годом позже, но выдержать сравнения с произведением Пуччини не смогла.



Либретто во многом отличается от нашумевшего романа Мюрже, опубликованного в 1851. Если в первоисточнике повествование ведется как бы ироничным отстраненным наблюдателем (что отражено и в названии «сцены»), то в опере все звучит более лирично и интимно. Образ героини объединил черты героинь романа - типичной парижской мидинетки Мими и обаятельной героини рассказа «Муфта Франсины».



К абсолютным мелодическим шедеврам относится вся большая лирическая сцена знакомства главных героев в 1-м акте, состоящая из 2-х арий Рудольфа и Мими ("Che gelida manina" и "Mi chiamano Mimi") и их дуэтного обрамления. В опере есть еще ряд ярчайших мелодических эпизодов - вальс Мюзетты из 2-го акта, трогательный ариозный эпизод «прощания с плащом» Коллена "Vecchia zimara, senti" из 4-го. Не может оставить никого равнодушным и финальная сцена смерти героини.

Достаточно сдержанный прием на премьере (типичный для многих новаторских произведений) довольно быстро перерос в успех, и успех не скоротечный и случайный, а прочный и безусловный.

Премьерным спектаклем Богемы дирижировал Артуро Тосканини, с которым композитора в дальнейшем связывала прочная творческая дружба. Опера вскоре перешагнула пределы Италии. Уже в 1897 состоялись английская премьера в Манчестере, немецкая в берлинской Кроль-опере, австрийская в Театре ан дер Вин, американская в Лос-Анджелесе. В том же году Богема прозвучала и на русской сцене в мамонтовской Московской частной русской опере (в главных партиях были заняты Цветкова и Секар-Рожанский). Цветкова была замечательным интерпретатором образа Мими. По свидетельству жены Шаляпина, великий певец плакал на генеральной репетиции оперы во время финальной сцены. Среди русских постановок начала века особо надо отметить премьеру 1911 в БТ. Этот спектакль сталь единственной режиссерской работой Собинова, он же исполнил партию Рудольфа, а в роли Мими выступала замечательная певица Нежданова.



"Тоска" - либретто Джакозы и Иллики по драме Сарду. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900. Оперу Пуччини подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных сцен. Но не это определило успех «Тоски» у публики — покорила красивая, выразительная музыка, неразрывно связанная с действием. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры.

Заключительное действие начинается довольно спокойно. За сценой звучит ранняя утренняя песнь пастушонка. Сценой этого действия является крыша тюремного замка Сант-Анджело в Риме, куда для казни должен быть приведен Каварадосси. Ему дается короткое время, чтобы приготовится к смерти. Он пишет последнее письмо любимой Тоске и поет душераздирающую арию «E lucevan le stelle» («В небе звезды горели»).



Появляется Тоска и показывает ему спасительные пропуска, которые ей удалось добыть у Скарпиа. Тоска рассказывает Каварадосси, как она убила вероломного шефа полиции; и влюбленные поют страстный дуэт, предвкушая свое счастливое будущее. Тоска объясняет, что для побега Каварадосси должен пройти фарс ложной казни. Появляется расчет, ведомый Сполеттой. Марио встает перед ним. Они стреляют. Он падает. Солдаты уходят. Тоска падает на тело своего убитого возлюбленного. Только теперь она осознает, что Скарпиа коварно обманул ее: патроны были настоящими, и Каварадосси лежит мертвый. Рыдая над трупом Каварадосси, молодая женщина не слышит шагов возвратившихся солдат: они обнаружили, что Скарпиа убит. Сполетта пытается схватить Тоску, но она отталкивает его, вспрыгивает на парапет и бросается с крыши замка. Пока в оркестре гремит прощальный мотив предсмертной арии Марио, солдаты стоят замершие в ужасе.

Maria Callas. Madama Butterfly.

"Мадам Баттерфляй" (1904) Милан, либретто Иллики и Джакозы по драме Беласко.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.



«А как поют индейцы?» — спрашивал себя композитор, посмотрев драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей в Нью-Йорке . В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию «Тоски» — в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций. "Девушка с Запада" - либретто Чивиннини и Зангарини по драме Беласко. Премьера в Нью-Йорке 10 декабря 1910года была сенсацией. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, в которых раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада».

Второе десятилетие XX века было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны ослабила его творческую активность. Лирическая комедия « Ласточка» (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора.

Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы — Л. Толстого, Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха — цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер.




Дата рождения: 22 декабря 1858
Место рождения: Лукка
Страна: Италия
Дата смерти: 29 ноября 1924

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini) — великий итальянский оперный композитор.

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье. Пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе.

В течение четырех лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 г. участвовал в конкурсе одноактных опер. Его опера «Виллисы» была поставлена в 1884 г. в Teatro dal Verme и привлекла внимание Джулио Рикорди, главу влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу «Эдгар».

Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 г., имела огромный успех. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу.

За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 г.

17 февраля 1904 г. в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

После этого новые оперы стали появляться реже. В 1910 г. Пуччини заканчивает оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем произведении. Попытка написать оперетту (очевидно из-за неимоверной в то время популярности жанра) окончилась неудачей. В 1917 г. Пуччини заканчивает переработку своей оперетты в оперу «Ласточка».

В 1918 г. состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трех одноактных опер (в парижском стиле гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия и фарс. Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская Честь», либо с оперой Леонкавалло «Паяцы».

Умер Пуччини в 1924 г. в брюссельской клинике. Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижер, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижер обернулся к публике и сказал, «Здесь опера кончается, потому что в этот момент маэстро умер».

Необыкновенно одаренный мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Вагнера, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня решает составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора.

Вступление.

Пуччини – классик итальянской оперы и оперного bel canto конца XIX-начала ХХ века, наиболее значимая фигура в итальянском веризме, достойный продолжатель традиций позднего Верди. В своих лучших операх – «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» - он сумел преодолеть мелодраматические преувеличения, свойственные оперному веризму, и подняться до уровня подлинно человеческого психологически глубокого искусства.

Значение опер Пуччини.

Произведения Пуччини относятся к жанру лирико-психологической драмы, начало которой было заложено «Травиатой» Верди. В отличие от остальных веристов Пуччини не удовлетворялся прямолинейным изображением страсти, ревности и жестокого убийства. Его герои – нередко простые, маленькие люди, любящие и страдающие, но их переживаниям присуща тонкость, одухотворённость, поэтичность, в их взаимоотношениях всегда есть место нежности, состраданию, самопожертвованию.

В операх показаны сложные психологические переживания, многоплановые характеры. Историко-героическая тема («Тоска»), социальное неравенство («Чио-Чио-сан», «Тоска», «Манон Леско»). На его музыку оказали влияние и другие культуры – молодой Стравинский, Пуччини, русская музыка, Восток.

Биография.

Родился в Лукке, в семье потомственных музыкантов. С детства пел в церковном хоре и работал органистом. Учился в Музыкальном институте в Лукке и в Миланской консерватории. Первые две оперы были сразу написаны после консерватории – стилистически незрелые, с устаревшими легендарными сюжетами, они, однако, неоднократно ставились на сцене.

Зрелость композитора приходит на 1890-1900-е годы – «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Чио-Чио-сан». В «Богеме» Пуччини впервые сделал стилистический поворот от романтической патетики к воплощению повседневной жизни.



Следующие полтора десятилетия отмечены поисками новых сюжетов и жанров:

- «Девушка с Запада» (1910) – своеобразный вестерн из жизни американских золотоискателей;

- «Ласточка» (1916) – лирико-комическая опера;

- «Триптих» (1918) – три одноактные оперы, предназначенные для исполнения в один вечер и объединённые по принципу контраста: «Плащ» - кровавая современная драма любви и ревности, «Сестра Анджелика» - лирическая драма материнской любви, «Джанни Скикки» - сатирическая опера-буффа на средневековый сюжет;

Завершает путь Пуччини красочная монументальная «Турандот» на сюжет айзербаджанского писателя.

3 курс инструменталисты

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ (1858-1924)

Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре.

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии. Пуччини - потомственный интеллигент, сын и внук музыкантов. По семейной традиции и по желанию отца именно он - старший мальчик в семье - должен был получить серьезное композиторское образование.

Юный Джакомо пел партию контральто в церковном хоре и с десятилетнего возраста зарабатывал игрой на органе в церкви ордена бенедиктинцев. В стенах луккского Музыкального института юноша познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он сочинил свои первые произведения, главным образом хоры религиозного содержания.

В прославленной Миланской консерватории он обучался с 1880 по 1883 год под руководством таких крупных мастеров, как композитор Понкьелли и скрипач-теоретик Баццини. Среди сотоварищей Джакомо по Миланской консерватории был сын ливорнского булочника Пьетро Масканьи, которому вскоре суждено было стать родоначальником веристской оперы. Масканьи и Пуччини стали близкими друзьями и вместе делили тяготы студенческой жизни.

Жизнь юного Пуччини в Милане была сопряжена с постоянными материальными затруднениями. Десятилетие спустя, работая над «Богемой», Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей студенческой юности.

1883 год был рубежным в жизни Пуччини. В этот год он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы «Виллисы». Этот оперный дебют 25-летнего Пуччини был очень успешным.

Поиски темы для новой оперы увенчались успехом сюжет французского романа «Манон Леско» аббата Прево всерьез захватил творческое воображение композитора, послужив основой для его первого вполне зрелого сочинения.

К этому времени материальное положение Пуччини стало более устойчивым, годы нужды и лишений остались позади. Неудовлетворенный шумной атмосферой Милана, он осуществляет свою давнюю мечту - поселяется вдали от города, в тихом Торре дель Лаго. Это местечко становится любимым пристанищем композитора в течение последующих трех десятилетий.

Новаторство Пуччини, пожалуй, наиболее непосредственно и оригинально проявилось в «Богеме». Именно этим произведением композитор осуществил в итальянской опере коренной поворот от романтической неистовой патетики к скромному воплощению реальной повседневности.

Пока «Богема» пробивала себе путь на европейские сцены, Пуччини был уже всецело захвачен новой оперной идеей пришло, наконец, время написать «Тоску», задуманную еще в 1880-е годы. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 г. Пуччини осуществил свою мечту, будучи уже умудренным опытом своих веристских исканий, он привнес в эту новую партитуру богатство лейтмотивного развития, смелость гармонического мышления, гибкость и многообразие декламационных приемов.

В конце 1904 года партитура «Мадам Баттерфляй» увидела свет рампы миланского театра «Ла Скала». На этот раз премьера прошла без успеха. В зале раздавались свистки, а отклики прессы выражали полное разочарование. После авантюрно-заостренного сюжета «Тоски» новая опера показалась миланцам бездейственной, приглушенно лиричной. Главной причиной полупровала «Баттерфляй» считали растянутость обоих актов, непривычную для итальянской аудитории.

Пуччини сделал новую редакцию. Обновленная опера, поставленная уже в мае 1904 года в театре Брешии, завоевала полное признание. Отныне «Мадам Баттерфляй» начала свое победное шествие по театрам Европы и Америки.

Триумфом «Мадам Баттерфляй» завершился наиболее интенсивный период творческой биографии Пуччини и начался период депрессии, длившийся почти полтора десятилетия. В эти годы он был менее продуктивен, а то, что выходило из-под его пера - «Девушка с Запада» (1910), «Ласточка» (1917), - уступало ранее созданным шедеврам. Все труднее давался стареющему мастеру выбор оперных сюжетов. Художественное чутье подсказывало ему, что необходимо искать новые, нехоженые пути, ибо опасность повторения ранее достигнутых стилистических находок была очень велика. Материальная обеспеченность позволяла знаменитому маэстро не спешить с созданием очередных опусов, а триумфальные зарубежные поездки и страстное увлечение спортом заполняли его время.

Последний этап в жизни Пуччини (1919-1924 годы) совпадает с периодом послевоенных перемен в истории Италии. Можно утверждать, что после «Ласточки» Пуччини решительно преодолевает затянувшийся кризис. Именно в эти поздние годы ему удается достичь новых непревзойденных вершин - написать оперы «Джанни» и «Турандот», обогатить итальянскую оперную классику новыми яркими шедеврами. При этом композитор отнюдь не повторяет свои прежние достижения, а находит непроторенные пути; на смену глубоко человечному, но сентиментальному мелодраматизму «Богемы» и «Баттерфляй» приходят сочный юмор и сатира «Джанни Скикки», красочная фантастика и драматическая экспрессивность «Турандот». Это был весьма плодотворный последний взлет творческого гения Пуччини.

Работа Пуччини над его «лебединой песней» не была доведена до конца. В самый разгар сочинения «Турандот» обострилась его давняя болезнь горла, переросшая в рак. Хотя врачи скрывали от него этот страшный диагноз, он чувствовал приближение трагического исхода.

Осенью 1924 года опера в основном была завершена. Смертельно больной Пуччини лихорадочно работал над оркестровкой «Турандот». Лечение с помощью облучения радием сначала принесло некоторое облегчение. Но 29 ноября наступил роковой финал улучшение оказалось временным - сердце не выдержало, и великого музыканта не стало.

3 курс инструменталисты

Дж. Пуччини опера «Тоска»

«Тоска» - единственная опера Пуччини, содержание которой связано с историческими событиями. Основная тема оперы – борьба против деспотизма, тирании. Она тесно связана с темой любви Тоски и Каварадосси. Здесь есть и героические, и трагедийные эпизоды, но более всего развита лирическая линия.

В основе сюжета оперы – события, развернувшиеся в Риме вскоре после победы Наполеона в битве при Маренго.

«Тоска» - музыкальная драма, основанная на конфликте между силами мрака, угнетения и света, свободы. В её центре находятся три образа: жестовий, бесчеловечный Скарпиа, мягкий, лиричный, с чертами жертвенности Каварадосси и самый индивидуализированный и яркий – Тоска. Опера пронизана пластичными мелодиями в ариозо и речитативных сценах, они проникают и в оркестровую ткань. Вокальная партия представляет собой сплав выразительной кантилены и речитативных интонаций.

Действие

Ария Каварадосси «Таинственна гармония» (с. 17)

Дуэт Тоски и Марио «Марио, Марио!» (с. 28)

Ариозо Тоски «Наш домик маленький» (с. 33)

Ария барона Скарпиа с хором «А, Тоска» (с. 100)

Действие

Сцена допроса «Где Анджелотти» (с. 143)

Сцена Марио, Тоски и Скарпиа (с. 170)

Ариозо Марио «Победа, победа!» (с. 174)

Ариозо Скарпиа «Пусть вы давно» (с. 185)

Ария Тоски «Сцене и любви посвящала жизнь» (с. 194)

3 действие

Ария Каварадосси «Горели звёзды» (с. 226)

Дуэт Тоски и Марио

Финал (с. 250)

3 курс инструменталисты





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта