Главная » Мода » Кто написал евгений онегин композитор. Великие певцы мира. Тенор. Приезд гостей к Лариным

Кто написал евгений онегин композитор. Великие певцы мира. Тенор. Приезд гостей к Лариным

Есть оперы, которые составляют золотой фонд человечества. Среди них "Евгений Онегин" стоит на одном из первых мест.
Мы возьмем одну из величайших арий и послушаем, как она звучит в исполнении разных певцов.

Опера «Евгений Онегин» написана Петром Ильичом Чайковским в мае 1877 (Москва) — феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением и за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр E.-M. Beviniani).

В 1999 году Басков спел в восстановленном спектакле Большого театра "Евгений Онегин" Ленского. Вот что писали газеты об этом событии: "Вряд ли кто-то станет отрицать, что знаменитая ария Ленского «Куда, куда вы удалились» в исполнении Николая Баскова - вокальная жемчужина спектакля. Он сидит на сцене один - маленький и одинокий. Ему не нужны ни жесты, ни мимика, ни сценические соревнования с более опытными партнерами. Здесь царствуют его голос и его лирическая душа. И никакие «Браво!» клакеров, никакие воспоминания о репликах Шута из «Королевских игр» на ТВЦ («Это круто!») уже не затмят наших нежных воспоминаний об очаровательном юноше-теноре на фоне зимней «пушкинской» Черной речки перед смертельной дуэлью в Большом театре…" Но были и другие высказывания. С этой роли началось нисхождение Баскова. Сначала послушайте его, а потом давайте разбираться, как же Басков оказался ненужным оперной сцене в России?


Как же Басков дошел до жизни такой? В 1999 году Шпигеля познакомил с Басковым Г.Селезнев, Председатель нашей Гос. Думы.

Сам Басков сказал, что "...На самом деле моя карьера началась благодаря ему (Селезневу). Александр Морозов, композитор, услышал меня в военном госпитале и решил, что его песни должен запеть певец с классическим голосом. Мы стали что-то пробовать, а потом я выступил в Театре Советской армии, где были Геннадий Селезнев и мой будущий продюсер Борис Шпигель. И тогда по просьбе Геннадия Николаевича Борис Исаакович решил заняться моей творческой карьерой."

Басков понравился дочке Шпигеля, Светлане, а в 2000 году появилась СЕРИЯ любопытная рецензий на восстановленную Б.Покровским в Большом театре оперу Чайковского "Евгений Онегин"

В одной из них газета Коммерсант писала " Восстановили постановку 1944 года в декорациях Петра Вильямса. В этой постановке в 1944 году прославились Лемешев и Козловский. Нынче партию Ленского спел стажер Большого театра Николай Басков, более известный в качестве кассового эстрадного певца.

Восстановили декорации, но сложнее было восстановить на том же уровне музыкальную часть. Хотя Николай Басков и сидит в той же позе и в том же костюме, что сидел Лемешев, - на этом сходство и заканчивается. У молодого певца есть неплохой вокальный материал и отчетливая дикция, но не хватает школы, которую никак не могут заменить выступления с микрофоном. Его коллеги поют не лучше и не хуже; всем недостает элементарной точности, яркости, блеска, актерской энергии; исключение - безупречный Айк Мартиросян в партии Гремина. Опытный дирижер Марк Эрмлер ведет оперу весьма непоследовательно: он то убирает звучность оркестра до предела, то глушит певцов; темпы вязки, а контрасты излишне откровенны.

"Евгений Онегин", первая полупремьера сезона, целиком идет по ведомству заслуг прежнего руководства. Геннадий Рождественский, ставший в сентябре художественным руководителем театра, не вычеркнул эту постановку из планов сезона. Значит, "Онегин" будет идти, радуя глаз и огорчая слух. Уровень оперной труппы в ближайшее время станет главной проблемой новых хозяев первой сцены страны."

Заметка была названа - "Онегину починили платье, но голос вложить не смогли."

На примере Николая Баскова мы убедились, что

Сегодняшний оперный мир зачастую бывает жесток и несправедлив. Пробиться в него, особенно без влиятельных покровителей, почти невозможно. Одними только вокальными данными здесь не обойтись. Надо обладать хорошей фигурой, приятной внешностью, да при этом еще иметь стальной характер и огромную силу воли.

А как Басков хорошо начинал с Л.Казарновской в 2000 году (Призраку оперы Вебера)!



Великолепно Басков спел арию Канио в опере Паяцы в 2008 году в Греции. (У нас его воспринимают только в шоу паяцем)


Если хватит силы воли у Баскова противостоять пошлости, то не раз он еще будет петь в Вене в моем самом любимом зале "Музикферайн"

После того, как Басков стал ведущим телешоу "Брачное агенство" ему НИКОГДА не уйти от пошлости. И он НИКОГДА не должен петь в этом великом зале. Как слаб человек!

Но самую нетрадиционную постановку Евгения Онегина в Москву на сцену Большого театра привез Латвийский национальный оперный театр . Но это в порядке вещей. Латыши всегда ненавидели все русское, ну и переиначили шедевр Чайковского на современный лад.

Противно жить, когда вместо культуры… политика! - написал в своем блоге наш юморист М.Задорнов. , говоря об этой постановке ЛНО.

Современное прочтение оперы Чайковского на сцене Большого театра - ход уже проверенный. На постановке «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова" — аншлаги уже седьмой год. Латвийская версия в Риге не менее популярна, увидеть ее приезжают со всей Балтии. Она и не менее оригинальна: Евгений ходит на модные презентации, Татьяна ведет блог. Если в постановке Чернякова главное действующее лицо - стол, то Главный образ латвийской сценографии - огромная кровать-трансформер, которая может быть и столом, и деревянным помостом, и полем для битвы. Именно на ней происходит дуэль Онегина и Ленского. "Человек проводит значительную часть своей жизни в постели, - пояснил режиссер. - Там зачинают детей, рожают, спят, видят хорошие и дурные сны, это место для радости, но в то же время и для одиночества. И еще это место смерти. Постель в нашем "Онегине" - символический образ" . говорит Андрейс Жагарис, директор ЛНО. Личность интересная, он был и киноактером, и предпринимателем, а теперь стал постановщиком оперного спектакля.

Интересно, что Михайловским театром теперь рулит "банановый король" Кехман. Театр, Университеты, Нанотехнологии, Медицина теперь в руках менеджеров. Куда они заведут нашу культуру?

По словам постановщика латвийского варианта Андрейса Жагарса , через 50 лет появление на сцене Большого театра Онегина с последней моделью телефона в руках будет вполне закономерно. Это будет означать, что перевернулась еще одна страница «энциклопедии русской жизни». (Как хорошо, если бы вообще закатилась русская культура - это имел ввиду Андрейс) Его «Евгений Онегин» хоть и живет в XXI веке, но переживает то же, что и в XIX. «Мы говорим о той Татьяне и Онегине, которые живут сейчас. Я думаю, что в обществе есть такой образ Онегина, которому родители создали материальную среду, чтобы человек мог учиться где-то в Лондоне, Париже, Америке, там себя не реализовал, вернулся обратно», — поясняет режиссер.

Что касается исполнительского состава, то он в рижском "Онегине" совершенно замечательный. В одном из первых постановок в рижском театре Татьяну пела звезда из Азербайджана Динара Алиева.

Вы можете послушать всю оперу в исполнении артистов Латвийской национальной оперы , а потом поговорим.


В Москву из Риги привезли очень интересный состав исполнителей. В партии Татьяны выступит звезда мирового класса Кристина Ополайс, только что с успехом дебютировавшая в Метрополитен-опере. В заглавной партии - молодой латвийский певец Янис Апейнис. Ленского поет чешский тенор Павел Чернох, чья международная карьера в последние годы становится все более впечатляющей. В роли Ольги занята польская певица Малгожата Панько.

Этот спектакль родился еще на сцене Нового Рижского театра, его поставил Алвис Херманис , режиссер нового толка, который заявляет:"Шекспир для меня вообще не авторитет. Его интересует проявление человеческой природы только на уровне инстинктов. Он не поднимается выше трех нижних чакр. Месть, зависть, убить-любить - все замешано на животных инстинктах. Что у него за истории? Если у мальчика мама вышла замуж, то зачем через двадцать минут начинать убивать родственников? Или "Отелло"? Это все называется "бытовой криминал". Про него имеет смысл делать спектакли в тюремном драмкружке. Может, там были бы понятны эти пьесы, где герои душат и убивают друг друга, когда у них возникают проблемы. Обычно люди так себя не ведут. Мне непонятна логика их поведения. Она мне абсолютно чужая." Так зачем берут и уничтожают классику? Какие цели преследуют эти люди от культуры? В спектакле Алвиса Херманиса "Онегин" - этоне классическая и не новаторская постановка пушкинского романа в стихах, а иронические этюды, низвергающие великого классика с пьедестала. Александр Сергеевич предстает в виде сексуально озабоченного примата с бакенбардами. Но на стихи Пушкина никто покушаться не стал — они звучат в латышском театре на русском языке. Не безобидно все это! Алвис Херманис — мастер провокаций. Он работает на зрителя, которому претит нафталиновый театр. Смелые, ироничные, зачастую обескураживающие интерпретации — в таком русле работают в этом театре. Иначе зачем бы он назывался новым? Понятно, что об академическом прочтении классики здесь не может быть и речи. Гарри Гайлит, театральный критик из Латвии пишет в своей рецензии на спектакль Херманиса , что это пародия на русских. Да уж, НЕ ТРОГАЙТЕ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, пожалуйста.

29-го июля (день премьеры) 2007 г. в Зальцбурге представили очередное фестивальное убожество. Это был Евгений Онегин. В ролях: Онегин - Петер Маттеи Татьяна - Анна Самуил Ленский - Йозеф Кайзер Ольга - Екатерина Губанова Ларина - Рене Морлок Филиппьевна - Эмма Саркисян Гремин - Феруччио Фурланетто Венский филармонический оркестр Дирижер - Даниэль Баренбойм Режиссер - Андреа Брет

В музыкальном плане постановка выглядит неплохо. Очень хороша Анна Самуил в партии Татьяны, убедительно звучит Екатерина Губанова в роли Ольги. Онегин - шведский баритон Петер Маттеи - едва ли не лучший на сегодня из иностранцев, кто отваживается петь эту партию. Знаменитый бас Феруччио Фурланетто, поющий Гремина в форме советского генерала, весьма колоритен.

Что касается режиссуры и сценографии... ну вот такими они нас видят. Не хватает только медведя, пьющего водку из самовара, а всего остального имеется в достатке Считается, что действие оперы перенесено в 70-е годы 20 века. Смотрите и судите сами


Ну и совсем нетрадиционную трактовку оперы "Евгений Онегин" предложил польский режиссер Криштоф Варликовский, известный своим высказыванием о современном театре: ." Искусство спасут гомосексуалы и евреи: они смотрят на все как бы со стороны, это очень творчески плодотворно. В этом есть драма — не в психиатрическом, а в сугубо театральном смысле. ".

Польский режиссер Кшиштоф Варликовский, взявшись за постановку "Евгения Онегина", то ли из личных убеждений, то ли для привлечения внимания наделил пушкинского героя нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Теперь для немецкого зрителя "заветный вензель" ОЕ должен означать инициалы русского гея, убившего своего возлюбленного на дуэли.

Именно из-за этой досадной детали у Онегина и Татьяны в Баварской опере не складываются отношения. Пока бедная дева скорбит по несбывшейся мечте об охваченном тоской гомосексуалисте, герой ее романа, очевидно, тоже не радуется, терзаясь воспоминаниями о любимом мужчине Ленском, которого пришлось убить, чтобы, как рассказал режиссер корреспонденту НТВ, совершить "акт самоутверждения". "Он как бы кричит: я не гомосексуалист!" - объясняет польский режиссер русскому человеку истинный смысл, заложенный в "Евгении Онегине". Интересно, не хочет ли он назвать себя идеальным читателем, для которого великий русский поэт писал свой роман в стихах? И таким ли представлял себе Александр Сергеевич поклонника своего творчества ХХI века (если вообще его представлял)?

Видимо, к счастью, Пушкин не мог представить себе хотя бы обстановку, в которой сложится любовный треугольник (!) почти через два века после написания книги.

Помимо современных одежд и телевизора на сцене, которые должны создать непринужденную обстановку, раскованности придает еще и интерьер мужского стрип-клуба на балу у Лариных. И все это - под "геевскую" музыку Чайковского.

Ну чем не красивая и правильная трактовка произведения о загадочной русской душе?

Но и это еще не все. Второй акт, по словам несчастных очевидцев, помимо всего прочего, включает еще и полонез в исполнении ковбоев, отсылающий зрителя к гей-вестерну "Горбатая гора". Очевидно, по мнению Варликовского, именно этот шедевр должен полностью разъяснить немцам смысл "Евгения Онегина".

Кшиштоф Варликовский создает мир, только что вкусивший плодов сексуальной революции и весь пронизанный ее токами (что весьма гармонирует с чувственной музыкой Чайковского). Татьяна, грезя об Онегине, буквально катается по полу, теребя короткую ночную рубашку. Объясняясь с Онегиным в саду, она не метафорически, а буквально вешается ему на шею, обхватив ногами торс. Для развлечения гостей, собравшихся на именины Татьяны, Ларина-мама приглашает ансамбль стриптизеров. Их номер с раздеванием заводит женщин (хозяйка дома засовывает гонорар в трусы артистов, одобрительно их похлопывая) и возбуждающе действует на Онегина.

Кшиштоф Варликовский в Евгении Онегине предлагает любовь между Онегиным и Ленским с дуэлью в двуспальной кровати и к ним в придачу Татьяну, помешанную на сексе и курящую марихуану (последняя мюнхенская премьера).

В немецком спектакле Евгений (Михаэль Фоле) отвергает любовь Татьяны не из-за пресыщенности женскими прелестями, но потому, что его привлекают мужчины. Он откровенно ревнует Ленского к Ольге, пытаясь расстроить увлечение друга. А в момент решительного объяснения Онегин залепляет в губы Ленского пылкий и долгий поцелуй. Дуэль происходит на двуспальной кровати. За окном бравые ковбои развлекаются с надувной женщиной. Дуэлянты долго снимают пиджаки и рубашки, садятся на кровать. Ленский неловко тянется к другу. Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Это сцена "дуэли" Онегина и Ленского.

Ленский стал любовником Онегина до начала оперы, а затем почему-то переметнулся к Ольге, на которой намерен жениться. От ревности Онегин совсем теряет голову и решает мстить, ухаживая за Ольгой. Понятно, что в такой ситуации ему совершенно нет дела до чувств Татьяны. Дуэль, если ее можно так назвать, происходит в гостиничном номере, как раз рядом с кроватью.

Стоит ли гадать, по какой причине Онегин отверг «души доверчивой признания, любви невинной излиянья»? Здешний Евгений (Михаэль Фолле) - рыжий, ухоженный, с бакенбардами - с гримасой неподдельного отвращения отпихивает запрыгнувшую на него Татьяну, да еще и сопровождает это ханжескими поучениями: «Учитесь властвовать собой». Во время ссоры в доме Лариных Онегин пытается примириться с Ленским (Кристоф Штрель) при помощи жаркого поцелуя взасос, а дуэль между друзьями проходит на двуспальной кровати гостиничного номера.

После убийства Ленского Онегин меняет свою сексуальную ориентацию и влюбляется в Татьяну.

А это пьяные ковбои сразу после дуэли. Изображают, по всей вероятности, совесть Онегина.

Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Так что мы видели, что в ряду "убивателей" культуры Черняков еще занимает не самую верхнюю позицию.

Музыкальный театр сегодня перестает быть музыкальным — это еще одно, уже явное тяжкое заболевание. Это особенно ярко выражается в критических статьях, где дирижеров теперь лишь упоминают и качество постановки определяется, прежде всего, именем режиссера и наличием эффектно-эпатажного сценического действия. Режиссер идет не от музыки. Музыка иногда ему просто мешает. Ему неважно, кто поет и как. И публика стала ходить на режиссеров, а не на исполнителей. Главным в театре стал режиссер-менеджер. А оперный театр превращается из репертуарного в антерпризный. Показателен и тот факт, что критика приветствует ситуацию, когда сценическая и музыкальная интерпретации вообще не имеют точек соприкосновения и существуют параллельно. Равнодушие, которое проявляют сегодня к музыкальному содержанию и культуре оперного спектакля, подвигло дирижеров к смирению и уходу в тень.

Мы говорили о тенорах, но я думаю, что под конец уместно показать вам мою самую любимую финальную сцену из оперы "Евгений Онегин" в исполнении Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг в Метрополитен-опера. Лучше никто не может это исполнить.


Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский, Рамон Варгас в опере П.И.Чайковского "Евгений Онегин" Запись - Метрополитен Опера (2007). Исполнители: хор и оркестр театра "Метрополитен-опера". В главных партиях: Онегин - Дмитрий Хворостовский. Татьяна - Рене Флеминг, Ленский - Рамон Варгас. Вступительное слово Святослава Бэлзы.


А влюбился в музыку Чайковского благодаря фильму "Евгений Онегин" в конце 50-х. Тогда же я послушал эту оперу в Одессе, в знаменитом оперном театре, где Ленского пел незабвенный Лемешев.

Сегодня все разговоры о будущем оперного театра часто сводятся к проблеме привлечения молодого зрителя в оперу. И здесь четко нарисовалась еще одна болезнь современного оперного театра, выражающаяся в настойчивом желании нравиться молодым, причем любым способом. Если суммировать все тенденции в моде и торговле, в индустрии развлечений, в теле- и радиовещании, то давно очевидно, что все сегодня ориентировано на возраст до 25 и сильно младше, будто все остальные уже умерли и не нуждаются в одежде, еде и внимании. Тинейджеровский «прикид» проник в интонацию и лексику, пластику и мимику. Коммуникации стали по-тинейджеровски стремительны: сленг, спецтерминология, sms, chat — все лишено «сложносочиненности» и «сложноподчиненности». И все это вместе отличается поразительным снобизмом, основанным только на ощущении приоритета молодости. Хотя до новейших времен основанием для снобизма считались, прежде всего, знания. Как-то даже стало стыдно и неприлично сдерживать свои инстинкты и желания, взрослеть и мудреть, оперировать знаниями и эмоциональным опытом. Круг тем и представлений сузился до подросткового энергично-бодрого, лишенного вибрации светотени, ощущения жизни. На фоне всевозможных индустрий театр тоже сменил свою ориентацию — содержательную (не воспитывать, а развлекать) и формальную (ни в коем случае не говорить ни о чем сложно, длинно, пространно). Главное — привлекательно, занимательно, экстравагантно и узнаваемо, как бренды известных фирм. Сценическая форма модного оперного спектакля, включая сценографию, сегодня напоминает послание к публике в стиле даже не sms, а чата, не требующего ответа, а по форме — витрину модного бутика. И еще чаще постановка становится поводом для яркой самопрезентации, нацеленной не на диалог и живой отклик у публики, а на желание стать мгновенно узнаваемым, согласно законам глянца. Грустно это. Поневоле вспоминается Закат Европы Шпенглера, где он говорит, что когда раждается новая цивилизация, то погибает старая культура. :-(

Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» – одна из самых популярных опер мира.

«Евгений Онегин» считается вершиной оперного творчества композитора. Опера создана по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина.

Замысел лирической оперы возник у Чайковского давно, но он не мог найти подходящий сюжет. Однажды певица Е.А. Лавровская подала ему мысль о сюжете «Евгения Онегина», но композитор посчитал невозможной идею создания оперы на пушкинский сюжет, т.к. считал «Онегина» «святой книгой», к которой он не осмелился бы прикоснуться даже во сне. В письме к брату М. И. Чайковскому он писал: «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал».


И. Крамской «Портрет Е. А. Лавровской на сцене»

Но в то же время композитор не мог оставить без внимания совет Е.А. Лавровской, которую он очень уважал за её «чудный, бархатный, сочный» голос, художественную простоту исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Он писал о Лавровской: «И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…».

И постепенно П.И. Чайковского захватывает идея написания оперы на сюжет романа А.С. Пушкина.

Работа над оперой

Работа над оперой началась в 1877 г., и меньше чем через год была закончена.

Чайковский преклонялся перед Пушкиным: его знанием жизни, знанием характера русского человека, тонким пониманием русской природы, музыкальностью стиха – всё это вызывало у композитора восхищение. Либретто композитор написал в сотрудничестве с К. С. Шиловским. Конечно, либретто в деталях всегда отличается от подлинного произведения. В данном случае из пушкинского романа в стихах («энциклопедии русской жизни», по словам В. Г. Белинского) Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев. Сам композитор скромно назвал свою оперу «лирическими сценами», в музыковедении опера относится к лирико-психологическому жанру.

Именно поэтому Чайковский волновался за судьбу своей оперы: в ней не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Это музыкальное произведение было новым шагом в оперном искусстве. Поэтому он решил поручить первое её исполнение молодым музыкантам – ученикам Московской консерватории.

Премьера

Премьера оперы состоялась 17 (29) марта 1879 г. на сцене Малого театра силами учеников Московской консерватории. А дирижировал оперой известный российский пианист-виртуоз и дирижёр, основатель Московской консерватории и первый её директор Николай Григорьевич Рубинштейн.

Н.Г. Рубинштейн

Первыми исполнителями главных партий были:

М. Медведев (Ленский, в составе ученического спектакля)


П. Хохлов (Онегин, на сцене Большого театра)

М. Климентова-Муромцева (Татьяна, первая исполнительница в составе ученического спектакля)

Вопреки опасениям композитора, публика сразу была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского романа в стихах и её выразительнейшей музыкой. Почти сразу к опере пришел триумфальный успех. Опера оказалась новым словом в оперном жанре, и это слово было услышано. С оперы «Евгений Онегин» Чайковского началась линия лирической оперы, а сам композитор продолжил эту линию своей следующей и последней оперой «Иоланта».

Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881) и Мариинского театра в Петербурге (1884), а затем стала одним из самых популярных произведений.

В опере 7 картин. Действие происходит в деревне и в Москве в 20-х годах XIX в.

Картина первая. Татьяна и Ольга Ларины в саду своей усадьбы поют романс, а их мать и няня вспоминают годы своей молодости.

Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский и Онегин, недавно прибывший из Петербурга молодой дворянин. Татьяна очень взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Поздним вечером Татьяна в своей комнате вся во власти своих дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости, но почти не слушает её рассказ, все мысли девушки поглощены Онегиным. В порыве охватившего её нового чувства она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. Внук няни относит письмо Онегину.

Татьяна и Онегин в саду. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина третья. Снова действие в саду Лариных. Крепостные девушки с песнями собирают ягоды. Неожиданно приезжает Онегин, Татьяна в смятении: что он ответит на её письмо? Но Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Девушка выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных по поводу именин Татьяны. Съехалось много гостей, они танцуют, играют в карты… Провинциальный бал наводят на Онегина скуку. Он решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его сюда, и начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты и вызывает Онегина на дуэль. Все пытаются примирить друзей, но безуспешно.

Дуэль. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Появляется запоздавший Онегин. Противники не враги друг другу, они в нерешительности, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Выстрел – и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. Петербург. В богатом особняке собралась знать города. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Татьяна и Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Музыка оперы

Несмотря на то, что П.И. Чайковский считал себя недостойным «прикоснуться к «Евгению Онегину» даже во сне», у него в результате получилось создать шедевр – до сих пор непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

Татьяна. Иллюстрация Л. Тимошенко

Чайковский сумел создать средствами музыки образ Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты: душевность, поэтичность характера, умение слышать и понимать других людей, ценить и уважать чужие чувства, понимать своё жизненное предназначение. Образ Татьяны – самый яркий и впечатляющий в опере. Композитора даже упрекали в том, что он неправомерно выдвинул этот образ на первый план. Но в данном случае Чайковский оставался верен Пушкину: особую поэтичность и этическую возвышенность Татьяны отмечают все критики и исследователи, начиная с Белинского. Те же качества присущи и оперной Татьяне. Чайковский психологически точно сумел передать превращение мечтательной девушки в женщину с сильным характером и твердыми моральными устоями. Верность долгу для неё является высшим и непререкаемым нравственным законом.

Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» близок русскому бытовому романсу, а когда к голосам девушек присоединяется диалог Лариной и няни, дуэт превращается в квартет.

В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку».

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» помогает понять её беспечный и живой характер. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» – самохарактеристика пылкого и романтического юноши.

В сцене письма с психологической чуткостью композитор запечатлел разнообразные душевные состояния героини: порыв, робость, решимость и, наконец, утверждение любви.

В центре третьей картины – ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом». Она также характеризует героя: мелодия холодноватая и немного монотонная.

В начале пятой картины звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни». Её музыка полна печали, тягостных предчувствий, но удивительно мелодична и искренна.

В заключительном ариозо Онегина повторяется мелодия из сцены письма Татьяны – она выражает вспыхнувшую любовь Онегина.

Дуэт Татьяны и Онегина полон контрастов, порывист.

Исполнители оперы

Музыка оперы П.И. Чайковского не может оставить равнодушным никого. Именно поэтому партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира. Например, партию Онегина исполняли в разное время такие известные оперные певцы, как А. Ворошило, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, Д. Хворостовский и многие другие.

Д. Хворостовский

Известные исполнители партии Ленского: И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, З. Л. Соткилава и др.

Леонид Собинов в роли Ленского

Партию Татьяны исполняли Н. Забела-Врубель, А. Нежданова, Г. П. Вишневская, Л. Казарновская, Анна Нетребко и др.

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.

Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет. Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга.


Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом.

Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны.


Арию Ленского поет Сергей Лемешев

И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну.


Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.


История создания.



Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова.

Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…



Куплеты Трике на балу у Лариных. Поет Сергей Гуровец





Сцена письма Татьяны. Поет Галина Вишневская

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.

Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Занимательные факты:

- Зарубежная премьера состоялась 6 декабря 1888 года в Праге.

- Изначально «Евгений Онегин» был задуман композитором как камерная опера. Однако в скором времени Чайковский отредактировал произведение для спектаклей на сцене Императорской оперы. Сегодня же постановки оперы осуществляются по двум вариантам.

- Свое произведение композитор именовал просто и скромно: «лирические сцены».


Финальная сцена в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского

А вот очень интересное видео! Арию Гремина исполняет мой любимый киноактер 30-40-х годов, поющий актер Голливуда, пришедший из оперы в кино, ЭДДИ НЕЛЬСОН. Обратите внимание на прекрасное исполнение на русском языке! Он добивался совершенства в этом!

Фильм-опера 1958 года

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Лирические сцены в трех действиях (семи картинах)
Либретто написано П. И. Чайковским и К. С. Шиловским по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Премьера состоялась 29 марта 1879 г. в Москве, в помещении Малого театра, силами учащихся Московской консерватории.
Действующие лица
Ларина, помещица меццо-сопрано
Татьяна, ее дочь сопрано
Ольга, ее дочь контральто
Филиппьевна, няня меццо-сопрано
Евгений Онегин баритон
Ленский тенор
Князь Гремин бас
Ротный бас
Зарецкий бас
Трике, француз тенор
Гильо, камердинер без речей
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.

Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Действие первое. Картина первая . Усадьба Лариных; помещичий дом с террасой, выходящей в старый запущенный сад. Недалеко от дома, под деревом, хозяйка варит варенье; ей помогает старушка няня. А из дома доносится пение дочерей Лариной - всегда задумчивой, мечтательной Татьяны и шаловливой хохотушки Ольги. Их юные голоса напоминают матери и няне далекую, ушедшую в прошлое молодость.
Вечереет. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю, приносят барыне разукрашенный сноп. Неожиданно являются гости: сосед Лариных, молодой восторженный поэт Ленский - жених Ольги, страстно влюбленный в нее с детских лет, и его друг Онегин - холодный, надменный франт, недавно приехавший в свое имение из Петербурга. Приезд гостей вносит смятение. Все волнуются, с радостью и интересом встречая нового в поместье человека.
Молодежь вскоре отправляется в сад. Ольга увлечена разговором с Ленским; Татьяна необыкновенно смущена вниманием, которое оказывает ей столичный
гость.
Картина вторая . Комната Татьяны, скромно обставленная старинной мебелью; ночь... Татьяна вся полна новым чувством, так неожиданно захватившим ее. Напрасно Филиппьевна старается развлечь свою воспитанницу, рассказывая ей о старине. Татьяна плохо слушает и наконец просит няню оставить ее одну. Все ее мысли заняты Онегиным, который своим разговором, резкостью и необычностью суждений покорил воображение провинциальной девушки. Татьяна влюблена; она не сомневается, что Онегин - тот человек, которого она втайне ждала всю свою жизнь. «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил...» - доверчиво поверяет она свое чувство в письме к нему. Целая гамма переживаний сменяется в эту ночь в душе Татьяны. Незаметно наступает рассвет. «Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю!» По просьбе Татьяны Филиппьевна посылает внука передать письмо
Онегину.
Картина третья .В саду усадьбы Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Сюда же в страшном смятении вбегает Татьяна - приехал Онегин: он получил ее письмо!.. Мучительное раскаяние охватывает девушку: «Ах, для чего, стенанью вняв души больной, не в силах совладать с собой, ему письмо я написала!». Но поздно! - Онегин уже здесь, в саду... С холодным достоинством читает он нравоучение Татьяне: «Учитесь властвовать собой: не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет!»
Действие второе. Картина первая . Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, тут раздражает все - старомодные наряды гостей, их провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского: «Зачем приехал я на этот глупый бал! Я не прощу Владимиру услугу эту!» Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, наслаждаясь ревностью и страданием друга. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на спокойный, иронический тон Онегина в пылу негодования вызывает его на дуэль.
Картина вторая. Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит...» - с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает при езда Онегина секундант Зарецкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли но недавние друзья медлят - оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: «Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?»
Но нет! Секунданты разводят противников на свои места. Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв.
Действие третье. Картина первая . Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин - ветеран русских войн благосклонно принятый царским двором. Здесь, на великосветском празднестве" встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: «Давно ли?» - «Около двух лет».- «На ком?» - «На Лариной Татьяне».
Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоучения. «Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!» - с волнением признается себе Онегин.
Картина вторая . Много дней искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней, но... ответа нет. Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашения. Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но «прошлого не воротить!» Татьяна просит оставить ее: «Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна». Онегин наконец понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.

Евгений Онегин (П.И.Чайковский)

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет

Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга. Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом. Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны. И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну. Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.

История создания

Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова. Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.
Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта