Несмотря на то, что режиссёр-постановщик всегда остаётся за кадром, он играет наиболее важную роль в создании киношедевров. Словно дирижёр, он задаёт ритм фильму - его собственную, неповторимую мелодию. Именно поэтому так важно, чтобы режиссёр полностью выкладывался на съёмках. Однако, не стоит забывать о профессионализме, ведь только хорошо обученный специалист сможет довести начатое дело до своего логического конца. А посему, давайте поговорим о том, где можно обучиться киноремеслу? Какова роль режиссёра-постановщика на площадке? И чем отличаются гении режиссуры от простых работников кино и театра?
Наверное, самое точное описание этой профессии указывает на то, что этот человек является главным руководителем постановочного процесса. То есть, режиссёр-постановщик - это та фигура, которая отдаёт приказы сценаристам, актёрскому составу, операторам, звукорежиссерам и так далее. При этом именно его слово является решающим в принятии окончательных решений. Однако, подобная власть требует от режиссёра-постановщика максимальной самоотдачи. Ведь именно от того, насколько качественно он выполнит свою работу, зависит будущий успех премьеры. Следовательно, если картина окажется провальной, то вся вина ляжет на главного руководителя, то есть, на режиссёра-постановщика.
Первые упоминания о режиссёрах датируются серединой XIX века. В те времена это понятие относилось к человеку, управляющему театральными постановками. По большому счёту, единственной его задачей было грамотно расставить актёров на сцене и следить за тем, чтобы они не напутали слова. И лишь в начале XX века полномочия режиссёра расширились до управления всем происходящим на представлении. При этом следует запомнить один важный момент: все обязанности и права режиссёра-постановщика были учреждены в стенах театра. То есть, изначально эта профессия появилась именно там, и нигде иначе. А значит, театр - это истинный дом всех режиссёров.
Начнём с того, что профессия "режиссёр-постановщик" - это весьма обширное понятие. Ведь есть специалисты, которые работают исключительно с документальными фильмами. А есть те, кому намного ближе мультипликация. Поэтому давайте разберёмся в том, на какие же узкие специализации делится профессия:
Увы, в нашей стране не так много учебных заведений, способных обучить режиссёрскому мастерству. И, тем не менее, при большом желании и упорстве любой желающий может заполучить одно из мест в следующих вузах:
При этом следует помнить о том, что перед поступлением нужно будет выбрать определённое направление: режиссуру театра, анимационного фильма, эстрады и так далее.
Режиссёр-постановщик выполняет очень важную роль на Перечислить весь спектр его обязанностей попросту невозможно, так как на этой уйдёт довольно много времени. Поэтому давайте обсудим лишь его основные права и задачи:
Подводя итог, скажем, только благодаря стараниям режиссёра сотня специалистов может работать как один слаженный механизм. А посему, именно он является их сердцем и душой, без которых фильм не сможет стать по-настоящему живым.
В завершение давайте поговорим о самых При этом обсудим не только их славу, но и то, как они смогли её достичь:
Как видите, стать режиссёром-постановщиком не так просто. Для этого необходимы не только знания и умения, но и врождённый талант.
Главная задача режиссера - это поставить данный ему сценарий, будь то сценарий кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы. От таланта режиссера зависит успех, например, фильма. Если режиссер опытный, умный, своеобразно мыслит, то это позволит ему точно передать идею, атмосферу сценария, так же он может добавить что либо свое, так называемый авторский почерк.
В авторских фильмах, режиссеру абсолютно ничто не мешает снять фильм так, как ему хочется, показать свое видение того или иного действия, проблемы. В коммерческих фильмах, за результатом деятельности режиссера следит продюсер . Тут режиссер немного ограничен в своей фантазии.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Сущ., кол во синонимов: 3 постановщик (5) режиссер (14) режиссёр постановщик (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Режиссер постановщик, режиссера постановщика … Орфографический словарь-справочник
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК СПЕКТАКЛЯ - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления) … Юридическая энциклопедия
Режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления). Закон Российской Федерации от 09.07.93 N 5351 I, ст.4 … Словарь юридических понятий
Порнограф, постановщик Словарь русских синонимов. режиссёр постановщик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Сопостановщик, балетмейстер, режиссер, хореограф Словарь русских синонимов. постановщик см. режиссёр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
режиссер - РЕЖИССЕР, постановщик … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
- (фр. от лат. regere править, направлять). В театральных труппах лицо, заведующее постановкою пьес, распределяющее роли между актерами и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЖИССЕР лицо,… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕЖИССЕР (франц. regisseur, от лат. regere управлять), в кино постановщик фильма. Воплощает на экране сценарий, руководя совместной работой актеров, оператора, художника, композитора и др., участвующих в создании фильма. Обычно режиссерский… … Энциклопедия кино
Режиссёр (фр. régisseur, от лат. rego управляю) постановщик спектакля, кинофильма, эстрадно концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы. Первым режиссёром в кинематографе принято считать Сесиля… … Википедия
В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.
Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.
В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.
– специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.
Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.
Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.
Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.
В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:
Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.
Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.
Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.
Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.
Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.
К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.
Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.
Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.
Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.
Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.
От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:
Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru
На сегодняшний день ни одно массовое мероприятие, ни один спектакль или художественный фильм не обходится без такого замечательного специалиста, как режиссер кто это, какие у него обязанности – давайте рассмотрим далее.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-22", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-22", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Для того чтобы различные виды средств массовой информации и развлечений, такие как фильмы, разнообразные теле-шоу, театральные постановки были интересными и привлекали к себе внимание, требуется твердая рука опытного организатора. И таким относится режиссер. Именно он является главным на съемочной площадке или на сцене.
От профессионализма режиссера зависит:
Также от этого специалиста зависит порядок на площадке, так как он связывает большое количество людей, так или иначе имеющих отношение к съемкам фильма, теле-шоу, концерту или спектаклю.
Если рассматривать направления деятельности режиссера, то они могут быть:
Для того чтобы стать режиссером, следует знать, какие качества делают его профессионалом:
Только в этом случае может получиться стать настоящим профессионалом.
Профессиональный режиссер должен знать и уметь:
Не помешают знания относительно:
Причем режиссер должен понимать разницу между различными произведениями, которые могут стать основой для сценария.
Очень много творческих профессий может объединить в себе одна специальность — режиссер кто это, какие у него функции – мы рассмотрели в этой статье.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Пишет музыку такую, «как он слышит»;
Сравнение в какой-то мере вполне уместно. И в том и в другом случаях во главе угла стоит следование творческому замыслу. Или, если хотите, видение произведения. Творческий замысел и его воплощение - это главное в работе режиссера. Будь это короткий независимый метр или большой фильм-эпопея - разницы никакой.
Почему все так ругают российские телесериалы? Потому что, чаще всего, режиссеров приглашают на готовенькое: уже есть группа, привыкшая снимать быстро, уже подобраны актеры, чаще всего соответствующие одному и тому же амплуа, уже готов сценарий, который давно утвержден руководством телеканала. Режиссеру (а порой - и нескольким постановщикам, снимающим одновременно разные сцены или разные серии одного сериала) ничего не остается, кроме как работать по спущенной сверху схеме. О каком творческом замысле здесь может идти речь?
Надо признаться, что в таком конвейере ничего плохого нет. Это просто другой жанр, востребованный публикой, и работа режиссера здесь сводится к тому, чтобы соответствовать запросу аудитории. Будь то стотысячесерийная «Санта-Барбара» или «Богатые тоже плачут» - если их снимали, значит кто-то это смотрел?
Расскажу историю, как моего знакомого известного режиссера позвали снимать заключительный сезон очень популярного в конце нулевых сериала. Тот как человек, уже почувствовавший веяние хороших зарубежных телефильмов, сразу поставил условие: снимать по принципу кино. С одной-двумя камерами, с репетициями, с , возможностью и так далее. Канал согласился, но первое же, с чем режиссер столкнулся, это с неприятием такого стиля несколькими актерами. «Мы снимаемся в этом сериале уже пять лет, нам виднее, как и что играть», - примерно так звучала их точка зрения.
И хотя режиссер был непреклонен и даже завершил съемки, его отстранили от окончательного монтажа, но на посте ничего не клеилось: никто не знал режиссерской концепции. Сериал закрыли, не показав этот последний сезон (хотя, говорят, в недрах телеканала он где-то все-таки лежит в разобранном виде).
Допустим, у вас уже есть готовый, не важно кем написанный, сценарий (на самом деле, это очень важно, кто написал сценарий - вы или другой человек; от этого зависит многое: от атмосферы на площадке до жанра фильма). Следующим вашим шагом будет написание режиссерского сценария. После того, как он будет принят оператором, режиссером монтажа и, возможно, но не обязательно, продюсером, далее будет следовать .
Как пишется , многим объяснять не нужно, но мы повторимся. Это техническая разработка, горизонтальная версия в форме таблицы, где каждая строка делится на ячейки: номер сцены, номер кадра, в идеале - отдельный фрейм для вставки рисунка из раскадровки (сейчас такое внимание к деталям все чаще уходит в прошлое), крупность, хронометраж, действие, реплики из сценария и отдельные замечания к различным цехам. Это не так сложно, как кажется. Сложно будет, если вы на съемках начнете отходить от режиссерского сценария. На монтаже такие вольности грозят перейти в катастрофу.
Кстати, не забудьте, что копия режиссерского сценария должна быть у второго режиссера и ассистента для ведения монтажного листа.
Но что, если в процессе подготовки к съемкам вы все-таки решаете отойти от уже утвержденного режиссерского сценария? Допустим, на вашей локации началось возведение дачного поселка или, как на « », строящийся небоскреб перекрывает утвержденный кадр. Или в павильоне прорвало трубу. Или все что угодно. Вот здесь вам поможет экспликация. Стандартного образца для нее нет, и многие начинающие режиссеры очень сильно переживают из-за этого: у Михалкова она написана чуть ли не как роман, у кого-то другого - как технические задания. И главное: для кого ее писать?
Здесь есть разные точки зрения. Некоторые пишут экспликацию для того, чтобы актеры понимали, как играть ту или иную сцену, некоторые - для операторов, чтобы они передали настроение кадра. Иные вообще предпочитают никому ее не показывать, и тогда экспликация служит подсказкой режиссерам, которые в процессе лихорадочной подготовки к съемкам забыли, о чем снимают. В любом случае, это очень полезная штука для творческой работы над фильмом.
Актер Михаил Ефремов на съемках фильма режиссера Александра Баршака «День выборов - 2» (2015) / Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Например, во время (а это следующий этап) ассистенту по актерам будет проще найти нужного артиста, если в экспликации будет прописан типаж, которого вы ищете. Хотя типажи лучше всего прописывать на этапе презентации проекта для продюсеров.
Кстати, о кастинге. Еще 10 лет назад сама мысль о подборе актеров через Skype казалась невероятной, да и сейчас для многих добросовестных режиссеров это чуть ли не преступление. Но в 2019 году это уже нормально.
Должен ли режиссер присутствовать на кастинге? Лично моя точка зрения - обязательно, даже если идет речь о поиске актеров массовых сцен. Как известно, правильно подобранный кастинг - это уже половина составляющей успеха вашей ленты. Например, такие столпы, как или , были, как кажется некоторым, не очень рукастыми режиссерами, но актеры, которых они подбирали, являлись той самой огранкой, делавшей их работы бриллиантами на века.
Надо ли режиссеру делать «кастинг пленки, объективов и камеры»? Все зависит от вашего доверия операторской группе. Как долго нужно готовиться к съемкам? Вот здесь мы переходим к производственному процессу.
Потому что все это чушь. На подготовительном периоде вы должны контролировать все: выбор , репетиции с операторами, грим, превизы. Все, абсолютно. Чем тщательнее подготовка - тем быстрее вы все снимете. Чем быстрее - тем дешевле. Чем дешевле - тем проще вы найдете деньги на свой следующий фильм. Дело тут не во фразе Рене Клера, дело в вас самих.
Если ваш метод - импровизация на площадке, то флаг вам в руки. Это только кажется, что Винтенберг в своих ранних работах пускает все на самотек, или на самом деле доверяет съемки какой-то компьютерной программе. Это они так шутят.
И не забудьте о вашей главной задаче. От того, насколько вы тщательнее продумаете темпоритм каждой сцены (а, значит, и всего фильма), тем лучше удастся передать свой творческий замысел. Помните сравнение с дирижером оркестра? Дирижер видит все произведение целиком, сохраняет темпоритм, держит амплитуду развития каждой музыкальной темы. Помните «Одержимость»? «Не в моем, сука, ритме!» - кричит герой Джей Кей Симмонса и кидает в ударника тяжеленную тарелку. Надо ли режиссеру быть таким же тираном? Вопрос риторический, у каждого свой подход, но этот фильм как никакой другой является метафорой творческого процесса вообще, будь то кино, музыка или литература.
Есть, конечно, вундеркинды, вроде Стивена Содерберга, - на все руки мастера. И сценарист, и оператор, и художник, и монтажер, и колорист, и музыкант. Но распространеннее всего мнение, что каждый должен заниматься своим делом. Знайте главное: чем лучше вы сплотите вокруг себя людей, чем сильнее заставите поверить, что все занимаются общим делом, тем больше на выходе вы убедите зрителей, что режиссер в этом фильме ничем не занимался. Это лучшая похвала любой картине, поверьте.
И знаете, почему? Мы все это время говорили, чем должен заниматься режиссер. Но суть его профессии не в этом, главное в его профессии - кинематографическими средствами внятно рассказать понятную зрителям историю. Впрочем, это дело таланта, а это совсем другая тема.
Обложка: режиссер Майкл Бэй на съемках фильма «Трансформеры: Последний рыцарь» (2017) / Paramount Pictures