Главная » Мода » Погорельский черная курица или подземные жители анализ. Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». До получения зёрнышка

Погорельский черная курица или подземные жители анализ. Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». До получения зёрнышка

«Чёрная курица» - небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Читайте также

Произведение «Черна курица или Подземные жители» было написано Погорельским в 1829 году. Есть факты, которые подтверждают, что сказка была написана для племянника писателя Толстого, будущего виртуоза русской литературы. История сказки началась с того, что маленький Толстой сказал своему дяди, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали родоначальниками сказки, которая актуальна и сегодня.

Автор присвоил произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». Но, если обратиться к литературоведению, то повесть это произведение среднего объёма, в котором присутствуют несколько линий сюжета. Но, по сути, это не повесть, так как сюжетная линия одна и объем произведения ближе к рассказу. Данное произведение можно отнести к жанру сказка, ведь в ней кроме реальных событий есть и фантастические.

Автор построил сюжет так, что довольно легко можно разглядеть двоемирие, оно всегда характерно для романтизма. Читатель читает о событиях в реальном мире, это пансионат, а также в вымышленном, в произведении это подземное царство. Погорельский склонен к романтизму, возможно это из-за того, что он служил с Гофманом. Основная тема сказки - это приключение Алеши, который ищет приключения то в подземном царстве, то в пансионате. Автор в произведении пытается сказать, что очень важно сдерживать своё слово, а также лучше сделать что-то самому. Кроме этого, в произведении можно увидеть мысль, что нельзя себя ставить выше остальных.

С самого начала произведение, читатель погружается в него, ведь практически с первых строк автор переносит читателя в город Санкт-Петербург. Практически в два абзаца автор описывает город и пансионат, в котором непосредственно и происходят события. Центральным персонажем является Алеша, а также Чернушка, курица. Герои второго плана - это учитель, кухарка и бабушки Голландии. Кроме этих персонажей есть и сборные, такие как ученики пансионата и обитатели подземелья.

Все события происходят по цепочке, все логично. Алеша знакомится с людьми в пансионате, далее с курицей, и вскоре спасает Чернушку. Далее мальчик попадает с министром в подземелье и учеба с зернышком конопли. Потом он теряет это зернышко, но в концовке Алеша все исправил, а все что было теперь похоже на смутный сон.

Благодаря «двоемирию», автор смог показать с помощью произведения много проблем, которые являются вечными, а значит актуальными и сегодня. Эта сказка является неким примером, как необходимо преподносить вечные проблемы читателю. Данное произведение очень полезно читать детям, но не менее важно прочитать произведение и взрослым людям.

Подробный анализ

Сказка Антона Погорельского не случайно изучается в школьной программе. Это замечательное литературное произведение. Узнаваемое, самобытное, русское.

Вроде бы и сказка, но не походит ни на одну из известных нам. В этой сказке больше реальных событии, чем вымысла.

Действие происходит не в три-девятом царстве, а в Петербурге, на Васильевском острове. Мальчика Алёшу родители отдают в пансионат, заплатив за обучение за несколько лет наперёд. По каким-то житейским причинам они совершенно забывают о своём сыне.

Алёша тоскует и скучает по дому, по родителям. Особенно остро своё одиночество и заброшенность он ощущает в праздники и выходные, когда все его товарищи разъезжаются по домам. Учитель разрешает ему пользоваться своей библиотекой. Алёша много читает, особенно романы о благородных рыцарях.

Когда погода хорошая и надоедает читать, Алёша выходит во двор. Пространство двора ограничено забором из барочных досок, за который ему выходить нельзя. Он любит наблюдать за жизнью проулка сквозь отверстия от деревянных гвоздей, которые как будто специально для него в барочных досках просверлила добрая волшебница.

Еще Алёша подружился с курами, особенно с Чернушкой. Он угощал её крошками с обеденного стола и подолгу разговаривал с ней. Ему казалось, что она его понимает и отвечает искренней привязанностью.

Замечательный стиль и язык рассказа: обстоятельный, образный. Чего стоит, например, наблюдение о том, что люди с годами стареют, а города наоборот, молодеют, хорошеют.

Действующие лица сказки изображены несколькими точными штрихами. Но предстают перед читательским воображением объёмно, реалистично, живо. Это не трафаретные герои, это живые люди, персонажи, птицы, звери, животные.

Действие в рассказе развивается логически, последовательно. Все обитатели усадьбы, в которой расположен пансионат, в один из выходных дней ожидают приезда директора училищ. Особенно ждёт его семья учителей. Они с утра затеяли уборку в пансионате. Идут приготовления и на кухне.

Алёшу эти события не радуют. Он замечал, что обычно в такие дни количество курочек, с которыми он привык общаться, уменьшается. Не без оснований он предполагает, что к этому причастна кухарка. Вот и на этот раз она вышла во двор с намерением поймать очередную курочку, чтобы из неё приготовить мясное блюдо к праздничному столу.

«Бранчливая чухонка» внушала мальчику ужас. Она погналась за курицами, и поймала его любимую Чернушку. Алёше показалось, что курочка зовёт его на помощь. Не раздумывая, он бросился на выручку. Кухарка от неожиданности выпустила курицу из рук, и та взлетела на крышу сарая. Разгневанная чухонка кричала: «Зачемь помешаль? Он яишка не делать, он сыплатка не сижить!»

Чтобы успокоить кухарку, Алёша отдаёт ей золотой империал, который был ему очень дорог, потому что монету подарила ему родная бабушка на память.

Потом приехали гости. Директора училищ Алёша представлял рыцарем в доспехах с «пернатым шлемом» на голове. Оказалось, что это маленький, щупленький человечек с лысиной вместо шлема, во фраке вместо лат. Приехал он на извозчике, а не верхом на коне. Совершенно непонятно было, почему все относятся к нему с таким почтением.

Алёшу нарядили и заставили тоже перед гостями изображать способного ученика. Утомлённый событиями дня, он, наконец, отправляется спать.

Вот здесь-то как раз и начинаются сказочные события. Читатель может гадать: на яву они происходят или во сне Алёши.

Чернушка появляется из-под простыни на соседней кровати. Она разговаривает человеческим голосом. В благодарность за спасение, хочет показать Алёше чудесную страну с подземными обитателями. Предупреждает, что пройти в неё предстоит через комнаты столетних старушек-голландок, которые жили здесь же, в пансионате, и про которых Алёша много слышал. Проходя через их комнаты, ничего нельзя трогать и ничего нельзя делать.

Два раза курочкапроводила мальчика в подземное царство, и оба раза он ослушался её. Первый раз поздоровался за лапку с ученым котиком, второй – кивнул куколке. Поэтому рыцари спускались со стен и преграждали путь в подземное царство, Чернушке приходилось биться с рыцарями, чтобы попасть к королю.

В благодарность за спасение своего любимого министра (которым оказалась Чернушка) король подземного царства вручает Алёше чудесное конопляное зёрнышко, которое может выполнять любые желания.

Алёша пожелал всё знать по учёбе, не готовясь к урокам. Первое время он удивлял и учителей, и своих товарищей своими способностями, но потом пришлось признаться, что чудесный дар он получил от короля подземного царства.

Алёша теряет зернышко, а вместе с ним и свои способности. Чернушка и подземные обитатели не обижаются на него, хотя им пришлось покинуть любимые свои места. Алёше дается шанс исправиться.

Сказка учит тому, что уважение окружающих надо постараться заслужить. Незаслуженный успех делает человека гордым, чванливым, заносчивым. Одна ложь тянет за собою другую. От пороков не просто избавиться. Но всегда есть шанс начать новую хорошую жизнь.

  • Сочинение Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

    Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между

  • Сочинение Дом Матрены в рассказе Солженицына описание дома (Матренин двор)

    Что является главным в жизни человека, какие ценности должны выступать на первый план? Это очень многозначный и философский вопрос. Над ним можно долго размышлять и спорить. Ведь сколько людей, столько и мнений

  • Сочинение Лирический герой Маяковского

    Владимир Владимирович Маяковский относится к числу известных русских поэтов начала двадцатого века – Серебряного века русской поэзии. Его творчество весьма оригинально и необычно, может, даже непонятно для обычного читателя.

  • Конспект урока по литературе
    в 5 классе
    А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Есина Елена Евгеньевна

    Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

    Задачами урока является:

    Вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;

    Повторить знания учащихся о сказке;

    Развитие монологической речи

    Продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

    Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели - развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);

    Развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.

    В этом случае всё это способствует достижению главной цели (воспитательной).

    По программе данный урок является внеклассным чтением.

    Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель :

    Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникабельность) на примере сказки Погорельского и обсуждение поступков и действий мальчика Алёши.

    Образовательная цель

    1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

    2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.

    Развивающая цель :

    Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

    Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.

    Структура уроков в рамках данной технологии следующая:

      Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.

      часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового). Дети учились классифицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения

      В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»

    В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.

    Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.

    Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»

    В течение урока использовано сочетание методов обучения

      репродуктивный

    объяснительно - иллюстративный

      осмысление знаний на новом уровне

    частично - поисковый

      Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию

    (На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)

    Оборудование: доска, презентация (Приложение1 ) , групповые задания (Приложение2 ) тестовые задания (Приложение3 ) , эпиграфы:

    Сказка ложь, да в ней намек!

    Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)

    Не для того дан вам ум, чтобы вы

    во зло его употребили... (А.Погорельский)

    вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

    Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?

    Предварительное задание : прочитать сказку, подготовить к пересказу понравившийся эпизод с иллюстрацией (по желанию), подготовить чтение по ролям эпизода, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

    Ход урока

    Психологический настрой на работу «Все в твоих руках». Добрый день!

    Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Ребята, действительно, всё в ваших руках, поработаем так, чтобы всем было интересно и каждый узнал много нового. Садитесь.

    Вступительное слово учителя.

    Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

    Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (186 лет назад). Да, около двухсот лет прошли с тех пор, а сказка современна, актуальна. Как вы думаете, почему? (учит добру, честности). Так о чём мы будем говорить, анализируя сказку? (о нравственных понятиях).

    3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.

    Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки.

    4.Работа с портретом писателя.

    А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

    Посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный.

    Давайте вспомним, что нам известно о писателе.

      Антоний Погорельский- это псевдоним, который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века.

      Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.

    Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».

    Слово учителя: Спасибо.

    Эту сказку любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием прочитали эту сказку.

    Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

    Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас).

    Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.

    Актуализация знаний.

    Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?

    Докажите, что это сказка?

    (есть сказочный зачин “жил-был”

    волшебное число “3” – три сна

    волшебный предмет – конопляное зёрнышко

    чудесные превращения

    курица разговаривает с Алёшей.

    - А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную народную сказку? У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

    - Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

    (Отражены реальные детали того времени, точная география, месторасположение. Имя, возраст мальчика,Алеше было 10 лет)

    Викторина

    Проверка домашнего задания: пересказ понравившегося эпизода, иллюстрации.

    Словарная работа. Погружение в эпоху

    Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

    Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

    Объясним:

    Санкт-Петербург.

    Васильевский остров.

    Линия.

    Пансион.

    Санкт-Петербург . Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, - 13 (27) мая 1703 года - принято считать днем основания Петербурга.

    Васильевский остров , самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

    Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове. -Исаакиевская площадь - считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра Санкт - Петербурга .

    перед вами адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт - Петербурге

    -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

    Пансион (франц. pension, от лат. pensio - платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)

    Так что это за здание на экране? (пансионат)

    Ребята давайте найдем описание пансионата,

    «Дом, которого вы теперь - как уже вам сказывал - не найдете, был о двух

    этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали».

    Какие вам встретились незнакомые слова?

    (дортуары, сени)

    Давайте узнаем, что же это такое. (Спрашиваем детей или читаем на слайде.

    Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

    Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

    Запишем в тетрадь эти термины

    Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.

      Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке - все выдуманное, а эта сказка- литературная)

    Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он зачитаем его описание:

    (“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”)

    Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

    Умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый

    Любит познавать новое

    Милосердный

    Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)

    8. Работа в группах.

      Ребята, вы получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания.

    3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?(чтобы он всегда знал урок. не уча его)

    2 группа. Алёша и Чернушка.

      О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (поработать со словарем)

    С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.

    Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.

    2) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? (Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр - Черная курица).

    3 группа

    1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?(Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

    2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)

    4 группа. Предательство.

    5 группа. Характер Алёши.

    1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)

    2) Меняется ли характер Алёши? (Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)

    9.Обобщение. Аналитическая беседа.

    Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.

    Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка. На доске находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика. До получения зёрнышка и после получения зёрнышка.

    Добрый

    Жестокий

    Ласковый

    Общительный

    Дерзкий

    Любознательный

    Скромный

    Непослушный

    Застенчивый

    Упрямый

    Гордый

    Самолюбивый

    Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать, когда вам дадут конопляное зернышко.

    Почему не приносят Алёше радость его успехи?

    Алеша забыл о самом главном : все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье.

    Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? (– добро побеждает зло!)

    А мы встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)

    Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (конечно)

    Как? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

    Но почему он не мог исправиться? (стр. 139)

    - какой же нравственный урок извлек Алеша, а вместе с ним м мы, читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)

    (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

    Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

    Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)

    Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

    Подведение итогов урока.

      Объясните смысл цитаты

    11.Домашнее задание

    Сочинение – рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

    Использованная литература

      Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

      http://www.opeterburge.ru/

    Приложение

    Тест на знание текста.

    Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.

    Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)

    Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

    1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

    а) Москва

    б) Петербург

    в) Тверь

    2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

    а) чтение книг

    б) прогулка по двору

    в) сон

    3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

    а) серебряные монеты

    б) драгоценный камень

    в) золотая монета (Империал)

    4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

    а) король

    б) министр

    в) конюх

    5. Что получил Алёша в подарок от короля?

    а) редкая книга

    б) конопляное семечко

    в) монеты

    6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

    а) два раза

    б) четыре раза ( вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена прощания)

    в) шесть раз

    Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»

    Если 1ошибка -«4»

    Если 2 ошибки-«3»

    Сдайте листочки только те, кто получил 6 баллов.

    1 группа. Алёша в Подземном городе.

    1) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке, стр.135)

    3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

    2 группа. Алёша и Чернушка.

    1.О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (поработать со словарем)

    2) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

    3 группа

    Жизнь Алёши после подарка короля.

    1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

    2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

    4 группа. Предательство.

    Чтение по ролям. Стр.144-146 – автор, учитель, Алёша

    5 группа. Характер Алёши.

    1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши.

    2) Меняется ли характер Алёши?

    Самооценка ученика ____________________________

    Самооценка ученика ____________________________

    Самооценка ученика ____________________________

    Самооценка ученика ____________________________

      «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»

      «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

      «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

      «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

      «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

      «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

    Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс

    Антоний Погорельский (1787-1836) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

    Алёша - главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.

    Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.

    В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.

    Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.

    Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.

    Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.

    Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра-Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.

    Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

    Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

    А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

    В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

    Тема анализируемого произведения – приключения мальчика в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

    В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и – курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

    Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

    Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

    Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта