По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это изображение головных уборов.....
Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.
Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).
Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,
тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.
Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.
Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.
Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.
Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).
Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.
Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.
Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.
Белый - предки - традиции - прошлое - память.
Русские синонимы притвориться, перекраситься.
Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.
Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.
Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.
Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.
Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.
В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.
Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.
В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.
Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.
Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.
Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а
кровь бывает чистой и не чистой.
Белый свет утра - красный свет вечера.
Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.
В мифах существует культ трёх рек.
Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.
Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.
Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга
Межпредметные связи
Уроки природоведения
Связь с уроками трудового обучения
Связь с уроками
математики.Счет
ДО
10
Связь с уроком математики
Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.
Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.
Тема урока.Класс
I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.
П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов
«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.
Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)
Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)
Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.
1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.
Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.
I класс.Шпикалова.
Урок - импровизация.
Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.
Цель:
Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.
Задачи.
Образовательная
: 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.
2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие
: 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.
В.Закрепить связь поколений.
Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией
Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными
ВОСКРЕШЕНИЕ
КРОВЬ
ЖИЗНЬ
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
а) стих «Колокольчик»
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
б) символика цвета
народном костюме?
в) Сливание с природой.
По программе Шпикаловой.
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
а) Беседа по картинам (фото) 5 м.
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
Ш. Краски природы в наряде русской красавицы
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
а) стих «Колокольчик»
б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.
а) беседа по картинам-фотографиям
б) символика цвета
1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?
в) Сливание с природой.
Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.
Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).
У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация
А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.
Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?
Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?
Ты один гулял по этой земле? Ведь главное , какие мысли и чувства вы испытываете
когда вышиваете...
Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?
Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.
Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.
Итак, я повторяю вопрос...
Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас
выставка работ
(Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал
Изменился ли наш класс?
Какие чувства?
Из какой одежды состоит народный костюм?
С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.
Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.
Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.
Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.
Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом
Тульский наряд
Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)
Головные уборы Кичка Сорока
Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.
Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти
Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...
Методические разработки " Русский народный костюм"
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...