Главная » Мода » Арест пропагандиста репин описание картины. Картина "Арест пропагандиста" Репин И.Е. Все секреты написания картины. Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам

Арест пропагандиста репин описание картины. Картина "Арест пропагандиста" Репин И.Е. Все секреты написания картины. Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам

Описание картины Репина «Арест пропагандиста»

Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.
Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.
По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.

Основное место картине занимает главный герой.
Глядя на картину нам кажется, что революционер-пропагандист был схвачен несколько минут назад.
Волосы пропагандиста разлохмачены, рубашка не застегнута на груди и во взгляде его читается гнев и ненависть.
Ему скрутили руки и крепко держат на столько, что он не может высвободиться.

Остальные фигуры, изображенные на полотне, как бы позволяют нам сформировать сюжет картины в целом.
Изображенные канцеляр, сыщик, несколько мужчин и пристав равнодушно наблюдают за происходящим.
Никто кроме девушки, которая стоит в дверях, не сочувствуют арестанту.

Художник ярко попытался передать нам внутренний мир бунтаря, через его внешность.
Кричащая, алого цвета рубашка, рыжего цвета волосы, тем самым показывая способность этого человека совершать подвиги.
Но не смотря на все, человек выглядит одиноким и непонятым.
Его идеи не признали и что еще хуже отвергли.
Многие в то время отвергали народничество, и нередки случаи были доносов на народников.

На меня это произведение произвело неизгладимое впечатление.
Столько силы и упорства я не видела в картинах не разу.
На столько реалистично удалось художнику передать исторический факт, что мне кажется я оказалась на минутку в том времени в том помещении в виде той, сочувствующей девочки.

  • Репин Илья Ефимович. Арест пропагандиста. 1880-1892

  • В 1880 году Репин начал писать «Арест пропагандиста». Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетятся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высвободиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энергию, волю к борьбе. Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм революционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотронуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным. Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке возможно доносчик, - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.
    В «Аресте пропагандиста» самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропагандиста рыжие волосы, красная рубаха. Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В «Аресте пропагандиста» Репин создает образ, типичный и для других его картин на революционную тему.

    Тема: Репин И.Е. Художественная культура XIX век.

  • Добавлено: 4.10.2010
  • Автор:

1880-1889 годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Дерево, масло 34,8 x 54,6.

Замысел картины Арест пропагандиста появился у Репина под впечатлением от суда над участниками "хождения в народ" получившего название "Процесс 193-х". Этот крупнейший политический процесс проходил в Петербурге в 1878 году.

Илья Ефимович Репин в течение нескольких лет работал над вариантом картины 1880 года. Художник вносил в свое произведение частичные изменения, добиваясь максимальной правдивости и убедительности образов произведения Арест пропагандиста .

Главный герой картины выделяется Репиным с помощью живописно-пластических средств и композиционного построения. Ярко-красная рубаха, рыжие волосы революционера в совокупности с теплыми цветами правой части полотна контрастируют с льющимся из окна холодным светом и окружающим темным фоном. Центральное положение фигуры пропагандиста позволяет Репину дать простор его презрительно суровому взгляду, устремленному на человека у стены. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю.

Арест пропагандиста - это одно из произведений принадлежащих к так называемой "народовольческой серии" Репина (На сайте вы можете познакомиться также с другими картинами этого цикла.

«АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА»

Из книги Долгополова И.В.
«Мастера: Новеллы о художниках»

«Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным. Никогда Илья Ефимович не отказывал мне.
В бытность его уже академиком я пользовалась его мастерской в Академии художеств на Васильевском острове как явкой, то есть квартирой, куда в определенный день и час могли прийти ко мне по своим делам товарищи, нуждающиеся в чем-либо по части Петербургского комитета партии...»

Эти слова, написанные большевичкой Е. Д. Стасовой, окончательно разрушают легенду о мнимой аполитичности Репина.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1880-89 гг.

Художник выставляет в 1891 году свою картину «Арест пропагандиста». Простое слово «выставляет» не очень правильно отражает суть дела. Картину не хотели разрешать к показу. Дело дошло до царя.

Репин вспоминал, что устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа:
«Александр III все рассмотрел.-Репин пишет дальше: - Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно».
Скажем прямо, что его величество что-то недосмотрел в картине, где изображен никто иной, как ниспровергатель его собственной власти.

Репин недвусмысленно писал:

«Невозможно, чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл в нашей сложной жизни самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких племен, не способных к культуре».

Наконец выставка открыта.
Автор картины с удовольствием резюмирует:
«Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице. «Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моего надсмотрщика Василия, «отбою нет». Жаль, зала выставки выходит на солнечную сторону и сторы темнят и портят свет. Вчера, в первый день открытия, было 500 человек».

Успех картины в Москве был настолько велик, что либеральная «Русская мысль» вынуждена была признать:
«Необыкновенно выразительна и сильное впечатление производит небольшая картина «Арест пропагандиста».

Для раскрытия политических убеждений Репина весьма характерна его встреча с рабочими Петрограда, описанная впервые в воспоминаниях участника этого события Н. Г. Руновского:

«Илья Ефимович очень подробно и живо интересовался условиями нашей работы, быта. Мы без всяких прикрас рассказали ему об условиях жизни рабочих, о их борьбе за свои права, о стремлении к знанию, о расправах свирепой царской реакции с рабочим движением. Илья Ефимович выслушал нас с глубоким вниманием и интересом. Нужно было видеть, с какой искренней взволнованностью и возмущением он говорил нам: «Как вы можете терпеть все это! Нет, так больше продолжаться не может!»
Мне очень ярко запомнились эти слова великого художника, свидетельствовавшие о том, что идея свержения царизма настоятельно назрела не только среди рабочих, но и совпадала с чаяниями лучших представителей интеллигенции».

Из статьи Германа Недошивина
«Образ революционера у Репина».

…В конце 70-х годов у Репина просыпается интерес к образу революционера. Интерес этот, конечно, в первую очередь питался напряженной борьбой народников с самодержавием в 70-е годы, борьбой, изобиловавшей примерами мужества и драматизма. Но примечательно, что здесь впервые в русском искусстве обнаруживается интерес к образу положительного героя демократического движения. Тем самым для социального жанра раскрывались новые возможности. Более того - жанр менялся в самом своем существе.

…Важно было найти сюжет, более близкий к сути избранной темы, сюжет, позволяющий раскрыть центральный, в основе героический образ борца-революционера. Естественна была мысль изобразить самое дело, работу революционера, столкнуть его с реальными обстоятельствами жизни. Так конкретизируется образ революционера как образ пропагандиста в деревне. Как же решить этот образ? Если даже у Репина и являлась мысль изобразить своего героя за пропагандой, то эту мысль он должен был по вполне понятным причинам оставить. Больше, чем кто-либо другой среди русских художников, Репин понимал законы живописного изображения. И что же может быть неизобразительнее, чем изображение тайной пропаганды на селе? Изображение «разговора» всегда опасный для живописи путь. К тому же при этом нельзя было бы раскрыть столкновение, борьбу враждебных сил, революционная борьба осталась бы вне пределов изображенного, и Репин идет к драматическому решению, к коллизии. Так, по-видимому, кристаллизуется замысел «Ареста пропагандиста», первая редакция которого возникает уже к 1878 году.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1878 г.

В основе первого варианта «Ареста пропагандиста» (1878) лежит чисто сюжетное развертывание темы: рассказ. В центре - привязанный к столбу пропагандист, справа - становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. В горницу набилось множество народу, активно и разнообразно реагирующего на событие. Композиция насыщена движением, сутолокой, перешептыванием. Однако весь этот «хор» картины лишь дополняет основной мотив изображения. Арестованный народник пристально и сурово вглядывается в лицо крестьянина в длинном армяке, стоящего перед ним рядом с молодой женщиной, сочувственно подперевшей голову левой рукой. Лица старика крестьянина мы не видим. Он стоит, заложив руки за спину, слегка расставив как бы в нерешительности, ноги. По его склоненной голове мы видим, что и он в свою очередь смотрит в глаза привязанному к столбу пропагандисту. Между фигурами пустота, еще более подчеркивающая безмолвную дуэль взглядов. Пропагандист-народник в решительную минуту, когда обрывается его дело и начинается «житие» грязных дорог и каторги, еще раз вглядывается в загадочное лицо того все-таки непонятного ему «мира», в который он пришел проповедовать свои идеалы. Здесь Репин с изумительной чуткостью психолога почувствовал тяжелую трагедию русского народничества. Однако в эскизе 1878 года эта тема осталась еще неразработанной, едва уловимой, смутно прорисовывающейся в образе двух противопоставленных друг другу фигур. Господствует же чисто ситуационное решение темы. «Арест» - второй вариант (после «По грязной дороге») повести о горькой судьбе революционера-борца. В обоих случаях избран момент гонения, ареста, ссылки, изображается человек, испытывающий тяжелые удары суровой судьбы.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1879 г.

Таким образом, тема революционного героя изображается здесь под углом зрения горькой доли, на которую обрекает себя борец с самодержавием: он вызывает у зрителя сочувствие, сострадание. Женщины в «Аресте» смотрят на арестованного участливо, но это просто участие к «горемычному», «несчастненькому», столь известное старой русской литературе у русского крестьянина, а не чувство, заставляющее скорбеть о гибели своего. Образ революционера не получает еще здесь внутреннего обоснования; рассказана горестная повесть о том, на что он обрекает себя, но не звучит еще его психологическая, духовная, моральная сила, которая делает его, арестованного, сосланного, приговоренного к казни, победителем над темными силами самодержавного гнета. Но в противопоставленных друг другу фигурах уже звучит иная тема - тема внутренней коллизии, перед лицом которой повествование становится лишь средством и которая позволит раскрыть духовную силу и мужество революционера. Нужно было создать картину не о его доле, а о нем самом.

Картина «Арест пропагандиста» писалась И. Е. Репиным с 1880 по 1889 год. В 1892 году художник вновь вернулся к полотну, чтобы внести в нее некоторые изменения.

Трудности возникли у художника при работе над образом революционера. До Репина еще никто в живописи не обращался к теме народовольчества. Репин стремился воплотить в образе пропагандиста типичные черты настоящего борца за народное дело, человека, который готов отдать жизнь в борьбе за социалистическую идею.

Центральное место на картине занимает образ главного героя. Мгновение назад пропагандист был схвачен. Его волосы взлохмачены, рубаха расстегнута на груди, взор полон гнева и лютой ненависти. Он пытается высвободиться, но его руки скручены, и его крепко держит понятой. Внутренняя сила словно ищет выхода - неспроста урядник с красным лицом и толстым носом держится чуть в стороне, словно опасается дотронуться до смутьяна. Рядом суетится сотский.

Другие персонажи на полотне – несколько мужиков, пристав, сыщик, канцелярист – помогают до конца понять сюжет. С абсолютно равнодушными лицами взирают они на все происходящее. И только девушка в дверях, кажется, сочувствует арестованному.

Для изображения образа революционера живописец нашел самые яркие краски (алая рубаха, рыжеватые волосы). Художник подчеркнул внутренний порыв, непреклонность главного героя, показал его способность к подвигу. Явственно звучит на полотне трагическая нота – революционер оказался совершенно одинок, а его идеи, ради которых он отдал жизнь, остались чужими, не понятыми. Русское крестьянство не только не приняло «народников» - зачастую сами мужики становились доносчиками.

Так в картине «Арест пропагандиста» Репин сумел показать крушение надежд революционеров-народовольцев. И в этом проявилась особая зоркость художника, так правильно осознававшего окружающую его действительность.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта