Главная » Отношения » В семье глинок. Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки Детские годы глинки краткое содержание

В семье глинок. Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки Детские годы глинки краткое содержание

И были в нем увитые растениями беседки, фонтаны, «Амуров лужок», где среди роз высилась статуя юного бога Любви; большой остров на запруженной плотиной реке, соединенные мостиками мелкие островки и каскады. И повсюду цветы, многое множество разных цветов. На возвышенности за домом посадили фруктовый сад, построили оранжерею и флигеля для домашних мастеров-столяров, маляров, портных, устроили конский завод, так как Иван Николаевич желал жить «по старинному обычаю, в полном довольстве».
По ту сторону Десны тянулись тучные пойменные луга. А за ними, на 20 верст до Ельни, на 100 до Смоленска, летом - густолиственные под ясным небом, по зимам - убеленные снегом густые леса. И память об окружавшей детство Глинки прекрасной природе и старинном русском жизненном укладе навсегда озарила музыкальную душу композитора и претворилась в его творчестве.
Жизнь в новом доме тоже пошла «по-старинному». Шумные праздники с духовой музыкой и танцами длились неделями, и гости с них разъезжались в двадцати пяти повозках. В будние дни своим чередом шли уроки француженки Розы Ивановны и рисование ушей и носов под руководством нанятого отцом архитектора. Приезжал еще «приятного нрава» старичок, дальний родственник. Мальчику он любил рассказывать «о дальних краях, о диких людях… произведениях тропических стран». Заметив интерес, с каким тот его слушал, он подарил ему издание «История о странствованиях вообще по всем краям земного круга сочинения господина Прево…» в 12-ти томах, напечатанное еще в екатерининские времена в типографии Н. И. Новикова в Москве. Читать Глинка научился очень рано и взялся за книги «с рвением». Впоследствии он полагал, что именно описания тех «прелестных мест» пробудили в нем любовь к географии и путешествиям. А музыкальное чувство, сначала остававшееся «неразвитым», проснулось позже.
Музыка в усадьбе сопровождала, главным образом, танцы на балах по торжественным случаям. Звучала она и во время ужинов, когда флейты, кларнеты, фаготы, валторны играли «грустно-нежные» русские песни, переложенные для октета духовых инструментов. Как думал сам Глинка, сильное впечатление от музыки, «слышанной в ребячестве», стало «первой причиной», определившей преимущественно русский характер его сочинений.
Кроме того, после разъезда гостей с шумных праздников, шмаковские музыканты - крепостной оркестр дяди Афанасия Андреевича - часто оставались в усадьбе еще на несколько дней. Тогда в зале по вечерам, при свечах, играли они для домашних разные пьесы. Исполнили однажды и квартет с кларнетом Б.Г. Крузеля. Музыка забытого ныне шведского композитора погрузила мальчика в «томительно сладкое состояние», озарила душу его восхищением, решившим всю
его будущность. Предчувствие этого звучит уже в ответе учителю о причине рассеянности на уроке рисования: «Что же делать - музыка - душа моя». «С тех пор я страстно полюбил музыку», - заметил Глинка позднее в «Записках».
Шмаковский оркестр становится для него самой большой радостью. К неудовольствию Ивана Николаевича, участию в танцах и беседах с гостями мальчик предпочитал теперь игру на скрипке (разумеется, по силам, незатейливую - «посредством тоники и доминанты»). Музыкальное образование его началось после приглашения в дом из Петербурга гувернантки-учительницы Варвары Федоровны Кламмер. Дети подрастали (в 1815 году их в семье было уже шестеро). Как полагалось, их обучали французскому и немецкому языкам, география и - музыке.
Под руководством строгой смолянки мальчик делал быстрые успехи и сравнительно скоро стал «довольно порядочно» играть на фортепиано (игрой на скрипке занимался с ним музыкант из того же оркестра и, по мнению Глинки, менее удачно). Судя по «Запискам» композитора, основной задачей педагога, в соответствии с методикой преподавания в те времена, было развитие пальцевой беглости, мелкой техники: следовало научить мягкой, бисерной игре, без «эффектов» и резких тембровых сопоставлений. Подобный стиль фортепианной игры навсегда остался для Глинки идеалом, заставившим его предпочитать искусство Дж.Фильда звуковым и техническим новшествам в игре Ф. Листа (которая напоминала композитору «рубку котлет»). Человек «тихого и кроткого нрава», Глинка вообще плохо переносил громкие и резкие звуки. Игра его самого отличалась певучестью звука («У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки…», - вспоминала через много лет А.П. Керн.) А о свободном владении инструментом - основы этого были заложены именно в детстве - говорят технически трудные, блестящие фортепианные сочинения Глинки 1830-х годов.
Характерный для эпохи педагогический репертуар не представлял собой подлинной художественной ценности, ограничиваясь легковесными сочинениями третьестепенных салонных авторов (Штейбельт, Гировец). В нем не было сонат Гайдна и Моцарта или хотя бы творившего тогда Клементи; к тому же из печати давно уже вышли и нетрудные 19-я и 20-я сонаты Бетховена. По-видимому, эти сочинения относили к концертному репертуару, а учить полагалось по образцам более удобным для педагогических целей, не заботясь о художественной ценности музыкального материала. Интересно, что в круг неизменных требований входило чтение с листа.
Все же оркестр привлекал мальчика больше всего, благо слушать его он мог беспрестанно. Однако занимали теперь его внимание не одни только переложения русских песен, а, главным образом, нетрудные для исполнения оперные увертюры известных в то время (и тоже не первоклассных) композиторов Э. Н. Мегюля («Двое слепых из Толедо»), Р. Крейцера («Лодоиска»), Ф. А. Буальдье («Моя тетушка Аврора»). Их благозвучная, неглубокая по содержанию музыка подготовила, тем не менее, Глинку к позднейшему открытию для самого себя симфоний Гайдна и Моцарта, симфоний и увертюр Бетховена, сочинений Керубини. Особенно приятные увертюры мальчик играл на фортепиано сам. Тогда-то, вероятно, и возникла его прочная любовь к сочинениям Мегюля, привлекавшим его классическим благородством мелодики и поэтической ясностью гармонического стиля.
Как можно представить себе по «Запискам» Глинки, занятия его музыкой и «предметами» с В.Ф. Кламмер длились не менее двух лет. Прервал их отъезд в Петербург.
Продолжить образование 13-летнего мальчика следовало в столице, и решено было поместить его «в новооткрытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте», преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. Но сейчас только что наступил год 1818-й.
Сверкающим январским утром к крыльцу усадьбы подали удобный и теплый возок. В нем разместились закутанные в шубы и шали Евгения Андреевна, гувернантка, старшая из сестер Глинки Пелагея и он сам.
«С Богом!» Лошади рванули, заскрипели полозья. Возле церкви остановились. Путешественники перекрестились. Возок снова тронулся.
В тот день кончилось детство будущего композитора, описанное им самим в трех первых периодах его «Записок».

Обратите внимание, что заказать цветы вы можете на сайте www.zakaz-buketa.ru . Отличный выбор, вы не разочаруетесь!

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца - Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.


В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи . Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.


В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.


Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи . Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.


У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».


Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.


Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.


Картина "Пушкин и Жуковский у Глинки". Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.


Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

Детство Михаила Ивановича Родился Михаил Иванович в 1804 -м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. Воспитывали Глинку младшего бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой» . После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына. Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.

Жизнь и творчество Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт. Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила. 1822 -1835 В 1822 -м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня. Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды» , «Не пой, красавица, при мне» .

В конце апреля 1830 -го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы. В 1833 -м годы он работает в Берлине. Когда же приходит известие о смерти его отца, он незамедлительно возвращается в Россию. И в это же время у него в голове рождается план о создании русской оперы. Для сюжета он выбрал предания об Иване Сусанине. 1836 -1844 Примерно в 1836 -м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя» . Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина» , Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу» .

1844 -1857 Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947 -го года. В это время он работает над жанром симфонической музыки. Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856 -м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался. Рабочий стол композитора


В.Васина-Гроссман. "Жизнь Глинки"
Государственное музыкальное Издательство, Москва, 1957г.
OCR сайт

ДЕТСТВО

Ранним утром 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. Рождение мальчика было событием, горячо обсуждавшимся в семье. Старший брат новорожденного умер в младенчестве, и потому родители и бабушка с особой тревогой и волнением смотрели на маленькое существо..
Мальчик родился слабым. Выживет ли он? Семья вспоминала различные приметы, ища в них предсказаний для жизни ребенка. Утро его появления на свет было ясным и солнечным, а в старом парке - необычно для этих утренних часов - запел соловей. Никакие суеверные приметы не омрачали семейной радости.
Бабушка Фекла Александровна, мать Ивана Николаевича, была склонна обвинять в смерти старшегo своего внука, родившегося за год до появления на свет Миши Глинки, его молодых и неопытных родителей: не уберегли, не досмотрели. Поэтому вскоре после рождения Миши она потребовала, чтобы он был отдан в полное ее распоряжение: она-то уж сумеет выходить внука - наследника старинного имени и родового поместья. Бабушка сама выбирала ему кормилицу и нянек и следила за воспитанием мальчика, не спуская глаз.
Воспитывался Миша Глинка в соответствии со всеми старинными обычаями и предрассудками. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым.
Бабушкины комнаты были в доме Глинок своего рода маленьким государством со своими законами, с зорко охранявшимися границами. Переступать его границы можно было только с разрешения полновластно господствовавшей там бабушки. Изменять же законы и порядки не дозволялось никому, и потому родители мальчика не могли вмешаться в его воспитание. Самому Мише бабушка позволяла делать все, что угодно, но он был слишком мал, чтобы протестовать против тепличного воспитания. Обитателей в «бабушкином государстве» было немного. Бабушка и Миша были там главными персонами, им прислуживали старая бабушкина горничная и Мишина нянька с «поднянькой». Нянька Татьяна Карповна была пожилая, солидная, ворчливая. Поднянька Авдотья Ивановна - была молодая и веселая женщина, затейница и хохотунья. Она знала великое множество сказок и рассказывала их каждый раз по-другому: новые волшебные приключения встречали на пути героев, по-новому звучали и слова. А когда няня Авдотья пела песни - она тоже по-своему украшала их звонкими, затейливыми переливами голоса.
Эти песни мальчик готов был слушать часами. Все, что делала няня Авдотья - получалось у нее быстро, легко и как-то весело.
За пределы бабушкиных комнат Миша выходил редко. Летом, в праздничные дни бабушка брала его с собой в церковь. Хотя до церкви было очень близко, закладывалась коляска, в нее садилась, шелестя шелковым платьем, бабушка, а рядом с ней Миша, тоже принаряженный, но в неизменной шубке на беличьем меху. В другой коляске ехали родители Миши и его младшая сестра.
В церкви было жарко и душно от множества собиравшихся людей, но Мише нравилось бывать там: он любил слушать пение хора, громкое и торжественное. Слова было трудно разобрать, но в напевах можно было уловить что-то знакомое, иной раз напоминающее некоторые нянины песни. Но всего лучше был колокольный звон! Его заслушивался не только маленький Миша Глинка; слушать новоспасские колокола приходили крестьяне из далеких деревень, приезжали и соседние помещики. У каждого колокола был свой голос и как-будто свой характер: низкие, бархатные звуки большого колокола медленно и важно плыли в воздухе, их перегоняли звуки колоколов поменьше, а самые маленькие колокола трезвонили без умолку, весело перебивая друг друга.
Вернувшись из церкви, Миша еще долго жил впечатлениями от поездки. Ему хотелось как можно лучше, крепче запомнить то, что он видел и слышал. Вооружившись куском мела, он пытался нарисовать на полу бабушкиной комнаты белую новоспасскую церковь, окруженную густыми деревьями. Мальчик довольно ловко изображал колокольный звон, ударяя в два медных таза - большой и поменьше. И много лет спустя, когда в шуме столичной жизни или в далеких странствованиях он вспоминал родное Новоспасское, ему слышался колокольный звон - тихий и задумчивый в вечерние закатные часы; веселый и ликующий летним праздничным утром.
Так прошли первые годы жизни.
Из комнаты бабушки его взяли только тогда, когда она тяжело заболела. Мише было всего шесть лет, но он хорошо запомнил эти дни. Комнаты родителей, где он почти не бывал раньше - показались ему чужими. Чужой показалась ему и бабушкина комната, когда его снова позвали туда уже после смерти Феклы Александровны. От душного запаха лекарств у него закружилась голова. Бабушка лежала в гробу - строгая, далекая, совсем не та, которая так любила и баловала его. Он не смог подойти к ней и долго не понимал, что же случилось?
По-новому пошла Мишина жизнь после смерти бабушки. В ее комнате все переставили, двери, которые раньше так тщательно затворялись,- раскрылись настежь. Он жил теперь в детской комнате вместе с сестрицей Полинькой и Катей, дочерью новой няни - Ирины Федоровны, взятой в помощь няне Авдотье. Маменька - Евгения Андреевна, в течение стольких лет оторванная от сына деспотической любовью бабушки, теперь старалась возместить утраченные годы и обратила на сына все свое внимание. Ей хотелось, чтобы Миша шалил и проказничал, как другие дети его возраста, она все время пыталась вывести его из недетской задумчивости. Но Миша, побегав и посмеявшись, снова начинал думать о чем-то своем и рос удивительно тихим, не похожим на своих сверстников, мальчиком.
Выйдя из бабушкиной комнаты, Миша увидел и услышал так много нового, что он не успевал как следует разобраться в своих впечатлениях. Новоспасский дом и спускающийся к реке Десне парк, по которому ему теперь можно было беспрепятственно бегать, казались ему огромными, и его воображение населяло их героями самых интересных сказок няни Авдотьи.
Он услышал и много новых песен. Их пели девушки, сидя за работой в девичьей или собирая в саду ягоды. Миша потихоньку пробирался поближе и, затаив дыхание, слушал. Песни были такие грустные, что у мальчика сжималось в горле и слезы застилали глаза. Но если бы его спросили, о чем он плачет, он не сумел бы ответить.
В 1812 году, когда Мише было восемь лет, неожиданные события нарушили мирную жизнь новоспасского дома. Все вещи в комнатах сдвинули с их привычных мест, стали укладывать сундуки, громко спорили о том, что нужно брать, а что можно оставить. Все чаще слышались в разговоре взрослых слова: «война» и «Бонапарт». Он и раньше слышал эти слова, но тогда разговоры о войне не касались жизни семьи Глинок. Теперь - нужно было уезжать куда-то в Орел, потому что, как говорили кругом, «Бонапарт наступает, а с ним дванадесять языков». Мише хотелось узнать подробнее - кто такой Бонапарт и что такое «языки», но ни к маменьке, ни к отцу нечего было и думать подойти с расспросами.
Как ни уверяли детей, что едут они в Орел не надолго, Мише было ясно, что и отец, и маменька встревожены и прощаются с родными местами так, как-будто покидают их надолго, если не навсегда. Тревога взрослых передавалась и детям.
Зима, проведенная в Орле, вспоминалась потом Глинке, как бесконечное, томительное и тревожное ожидание. Все окружающие жили ожиданием: жадно ловили вести, то горькие, то радостные. Миша слушал разноречивые рассказы о взятии Бонапартом древней столицы, о пожаре ее, в котором то обвиняли неприятельских солдат, то видели проявление героизма оставшихся жителей, уничтожавших все запасы, чтобы не доставались врагу. Вскоре до Орла начали доходить вести об отступлении неприятельской армии из сожженной Москвы назад, по разоренной и пустынной Смоленской дороге. Рассказывали о подвигах лихих партизанских отрядов, о крестьянской, народной войне против захватчиков, разгоравшейся все шире и шире.
Прислушиваясь к разговорам взрослых, Миша часто думал о том, что происходит сейчас дома, в родном Новоспасском?
А Новоспасское - как и весь Ельнинский уезд, как и вся Смоленщина,- лежало на пути вражеской армии. Бои с наступающими "дванадесятью языками" - разноплеменными, разноязычными наполеоновскими войсками - были здесь особенно жестокими: Смоленск, а затем Бородино, решили судьбу "завоевателя". Война была жестокой и необычной. Она опрокидывала все стратегические законы, исход ее решали не отдельные блистательные победы, а повседневный героизм народа.
В Ельнинском уезде, как и везде, крестьяне-партизаны окружали небольшие отряды противника и уничтожали их, а там, где справиться не могли, уходили в леса, сжигая запасы хлеба и сена - это-то и было самым страшным для наполеоновской армии, оторванной от своего тыла. Партизанские отряды росли и множились: наиболее крупные соединялись с военными частями, в небольших - командирами оказывались люди весьма различные и вовсе не военные: знаменитая старостиха Василиса или какой-нибудь сельский дьячок.
Командиром партизанских действий новоспасских крестьян оказался неожиданно для всех и вероятно для себя самого - священник новоспасской церкви, отец Иван. Миша Глинка хорошо его знал: когда-то, приходя к бабушке, он показал мальчику церковно-славянскую азбуку и был первым его учителем грамоты. Отец Иван, запершись вместе с крестьянами в белой каменной церкви, выдержал осаду неприятеля, которому так и не удалось ворваться в ставшую крепостью церковь.
Когда слух о превращении отца Ивана в партизанского командира дошел до семьи Глинок, Миша никак не мог поверить, что тот самый смиренный и благообразный старик, который учил его грамоте, мог командовать партизанами, мог воевать, как воевали, по Мишиным понятиям, только офицеры и генералы. Он не знал еще, что такие подвиги в тог славный и грозный год совершали многие простые русские люди. Вернувшись домой, Миша услышал не одну историю о героических поступках его земляков, защищавших родину.
Семья Глинок, как и все уроженцы Смоленской губернии, особенно гордилась воззванием Кутузова к «достойным смоленским жителям, любезным соотечественникам». «Враг могразрушить стены ваши, - обращался к ним Кутузов,- обратить в развалины и пепел имущество, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне».
Так прошла зима 1812 - 1813 года, отмеченная в истории родины великими победами русского народа. Миша в то время был слишком мал, чтобы понять до конца значение этого - всего лишь девятого - года своей жизни, но он запомнился ему как год, совсем непохожий ни на прошлые, ни на последующие. Таким этот год вошел в сознание всего юного поколения, слишком юного, чтобы сражаться, но уже достаточно взрослого, чтобы завидовать старшим братьям и отцам, защищавшим родину. Еще через год, в 1814 году, пятнадцатилетний подросток, будущий великий русский поэт Александр Пушкин писал в своих «Воспоминаниях в Царском Селе»:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны,
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни,
Вотще лишь гневом дух пылал!..

Три года, прошедшие по возвращении из Орла, не были особенно богаты событиями. Новоспасское стало более людным, жизнь в нем - более шумной. В имении Глинок появились новые люди: архитектор, приехавший перестраивать пострадавший от войны дом, появились учителя для Миши и его сестры Полиньки (младшие сестры и брат были еще малы). Этими учителями были домашний архитектор - он же преподаватель рисования, француженка Роза Ивановна и, наконец, молодая гувернантка Варвара Федоровна Кламмер, обучившая будущего композитора и его сестру бойко читать ноты и разыгрывать в четыре руки модные увертюры французских опер.
Уже в эти, детские годы Глинка жадно тянулся к музыкальным впечатлениям, они в первую очередь и были для него школой музыки, более полезной, чем заучивание «вдолбяшку» заданных гувернанткой упражнений.
В новоспасском доме музыка звучала постоянно: в эти годы семья Глинок жила открыто, часто приезжали гости. Устраивались вечера с танцами, с пением модных французских романсов, с исполнением пьес для фортепьяно и различных ансамблей, для чего привозили крепостных музыкантов из Шмакова, имения родственников Евгении Андреевны Глинки. Для юного Глинки, слышавшего еще мало музыкальных произведений, каждый цз таких вечеров был большим событием. Особенно запомнился ему один вечер, когда музыканты играли квартет известного в то время композитора Бернгарда Крузеля. Мягкие, ласковые звуки музыкальных инструментов, то сливающихся, то как-будто спорящих друг с другом,- произвели на мальчика огромное впечатление. Музыка кончилась, а звуки продолжали петь в его сознании весь вечер, всю ночь, за ними теснились новые, никогда не слышанные, которые хотелось запомнить, спеть, сыграть, записать на нотах. Он слышал музыку, которая звучала в нем самом и не мог понять, что с ним происходит «Музыка - душа моя» - сказал мальчик учителю рисования, упрекавшему его в рассеянности, пытаясь объяснить, что с ним случилось накануне.
Потом музыка уже не вызывала такого смятения чувств, осталось лишь непреодолимое желание слушать ее и участвовать в ней.
Лучше всей слышанной Мишей Глинкой музыки казались ему русские песни, исполнявшиеся музыкантами оркестра его шмаковского дядюшки - Афанасия Андреевича. Песни были переложены для небольшой группы инструментов - флейт, кларнетов, фаготов и валторн.
А когда начинались танцы под оркестр, самым большим наслаждением для мальчика-Глинки было потихоньку пробраться к музыкантам и стараться «подделаться» к их игре, подыгрывая им на скрипке или маленькой флейте.
И еще одним увлечением отмечены последние годы детства Глинки. Он уже давно полюбил чтение, но с тех пор, как один из родственников привез ему старинную книгу с описанием путешествий знаменитого Васко да Гама, чтение книг о природе и жизни далеких стран, сделалось его второй страстью. Самые же увлекательные путешествия, самые опасные приключения придумывал он сам, сидя в саду или в одном из тихих уголков дома с книгой в руках.
И когда осенью 1817 года Глинку повезли в Петербург учиться, он, сидя в дорожной карете, уверял младшую сестру, что они едут открывать новые страны и земли, что о нем будут тоже писать книги, а в новых землях он прежде всего соберет хороших музыкантов и устроит оркестр.

Когда дорожный возок, не слишком изящное, но добротное изделие новоспасского каретника, миновал заставу и покатил, переваливаясь, по широким петербургским улицам, глазам Миши Глинки представилось зрелище, поразившее его своей новизной. Он еще не бывал в таких больших городах, то, что он увидел - никак не походило ни на разбросанный, напоминающий большое село Орел, ни даже на живописный Смоленск. В Смоленске красивее всего был старинный Кремль с пострадавшими от времени, но величавыми и мощными стенами, с древним пятиглавым собором, который, по словам взрослых, не уступал прославленным соборам Новгорода Великого.
Петербург изумил юного Глинку красотой строгих и соразмерных пропорций, правильностью широких и просторных улиц и площадей, так не похожих на живописные раскидистые просторы старых русских городов.
Огромные, величественные здания Петербурга, торжественно возвышавшиеся, не стесняя и не заслоняя друг друга, могли поразить не только воспитанного в глуши мальчика, но и самого взыскательного и бывалого наблюдателя. Петербург недаром называли «Северной Пальмирой» - именем древнего города, славившегося во всем мире красотой своих зданий.
Во всем мире славился и Петербург, в то время насчитывавший всего сто с небольшим лет своего существования.
Стройный шпиль Петропавловской крепости, oгромное здание Зимнего дворца, Казанский собор, только что построенный зодчим Андреем Воронихиным, еще одетое в леса Адмиралтейство - всем этим Петербург мог поспорить с красивейшими городами всего света.
Выдержав экзамен в только что открывшийся Благородный пансион при Педагогическом институте, будущий композитор распростился со своим детством. Живя на частной квартире, в том же доме у Калинкина моста, где помещался пансион, Глинка пользовался несколько большей свободой, чем другие воспитанники. И сама комната его скоро стала центром, где собирались самые живые и любознательные ученики пансиона, чтобы поговорить и поспорить и о пансионских делах, и о том, что происходило за стенами пансиона и просачивалось сквозь них, несмотря на бдительность начальства.
Притягательным центром для воспитанников был гувернер Глинки и трех его товарищей, молодой преподаватель русской словесности, Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Любимый лицейский товарищ Пушкина, один из самых одаренных и образованных людей своего времени, страстно влюбленный в русскую литературу, пламенный патриот, несмотря, на иностранное свое имя и происхождение, Кюхельбекер пользовался у пансионского начальства репутацией чудака и сумасброда. На первых порах подсмеивались над ним и ученики, но безошибочная отзывчивость молодости на всякое честное и чистое слово скоро сделала Кюхельбекера одним из самых любимых преподавателей. Общение его с учениками не ограничивалось чтением лекций, он стремился использовать всякий повод для того, чтобы пробудить в юных умах способность критически мыслить и разбираться не только в «словесности», но и в самой действительности.
Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли воспитанники с наиболее яркими художественными интересами. Среди них были Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Кюхельбекер часто читал стихи Пушкина, знакомя некоторых самых любимых своих питомцев с вольнолюбивыми стихами поэта. В маленькой комнате мезонина мальчики слушали пламенные строки пушкинской «Вольности»:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Голос Вильгельма Карловича звучал гневно, и трепет восторга охватывал его юных слушателей. Глинка скоро почувствовал самую нежную привязанность к своему гувернеру.
Среди преподавателей Благородного пансиона были и другие примечательные лица. Профессор Александр Петрович Куницын (один из учителей Пушкина в Царскосельском лицее), читавший лекции по основам права, смело говорил своим ученикам о естественных правах человека, открыто выступал против закрепощения народа, против тирании самодержавной власти. Говоря о правах человека, он заставлял слушателей задуматься над общественным устройством России того времени, над бесправием народа...
Недаром, вспоминая лицейские годы, Пушкин посвятил Куницыну такие строки:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена *.

Общим с Пушкиным учителем Глинки был и профессор Александр Иванович Галич, читавший лекции по истории философии.
Три таких «вольнодумца», как Кюхельбекер, Куницын и Галич (а к ним можно прибавить и еще некоторые имена), конечно, не могли долго продержаться в стенах учебного заведения того времени. Слух об опасных идеях, проповедуемых с кафедр Педагогического института и Благородного пансиона, распространялся все шире и, наконец, - последовал крах.
Толчком к этому послужило чтение Кюхельбекером его стихотворения «Поэты» в «Вольном обще- стве любителей российской словесности». Узнав о ссылке Пушкина, только что блистательно дебютировавшего своей поэмой «Руслан и Людмила», Кюхельбекер обратил к своему лицейскому товарищу такие строки:

И ты - наш юный Корифей,-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик и филина и врана.

Стихи были напечатаны. «Филина и врана»- это было уж слишком; простить другу опального поэта такие слова, адресованные клеветникам и доносчикам, было не в обычаях того времени.
Педагогическая деятельность Кюхельбекера закончилась: он был отчислен из состава преподавателей пансиона.
Воспитанники не хотели примириться с его увольнением, и в классе, где, учился Лев Пушкин, вспыхнул «бунт». Лев Пушкин, вспыльчивый и порывистый, видимо, решил отомстить не только за любимого учителя, но и за сосланного брата.
«Бунт», учиненный мальчиками-пансионерами, оказался достаточным предлогом для строжайшего расследования порядков в Университете и пансионе. Расследование установило, что «философские и исторические науки преподаются в духе, противном христианству», и привело к изгнанию самых одаренных и передовых профессоров.
Памятью же о всех этих событиях остались строчки в комедии Грибоедова «Горе от ума», вложенные в уста княгини Тугоуховской:

Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так кажется зовут?
Там упражняются в расколах и безверье
Профессоры...

Глинка, молчаливый и задумчивый юноша, всегда погруженный в музыкальные мечты, преданный одной музыке,- не мог, однако, пройти мимо пансионских событий.
Это было первое его столкновение с российской действительностью: он увидел, какая жестокая расправа уготована самым лучшим людям России: Пушкину, Кюхельбекеру, Куницыну, Галичу и другим. Но он не знал, что судьба сделает его свидетелем расправ еще более жестоких.
«Ученье у нас в совершенном упадке»,- писал Глинка матери в 1822 году. И действительно, после изгнания передовых профессоров, в пансионе установилась казенная, душная атмосфера. Утешением воспитанников был только добрейший подъинспектор Иван Екимович Колмаков. В пансионе он был знаменит главным образом своими чудачествами: внимание учеников сразу привлекла его манера моргать глазами и подергивать всползающий куда-то вверх жилет. Говорил он отрывистыми, короткими фразами, прерывая сам себя любимым словечком: «довольно!» По этому поводу складывались куплеты, распеваемые на популярные мотивы, в чем принимал участие и будущий композитор. Глинка научился в совершенстве копировать Колмакова со всеми его ужимками, словечками и в течение долгих лет забавлял этим своих старых товарищей. Однако более внимательное знакомство с Иваном Екимовичем выясняло, что это человек образованный, фанатически преданный науке и одаренный незаурядным художественным вкусом.
Музыка в пансионском обучении занимала довольно видное место, и талант Глинки мог развиваться свободно. Уроки музыки он брал у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, а затем Шарля Майера. Под их руководством созрел исполнительский талант юноши, развился музыкальный вкус. Глинка жадно ловил каждую возможность слушать музыку, в свободные дни он посещал театр, где ставились оперы и балеты прославленных французских и итальянских композиторов. Ему особенно понравилась опера «Водовоз» Луиджи Керубини. Это была правдивая история о том, как водовоз и его семья, выполняя долг благодарности и рискуя жизнью, помогли спастись супружеской чете, преследуемой всевластным министром французского двора - кардиналом Мазарини. Глинку привлекал и сюжет оперы и ее музыка, то пылкая и полная драматизма, то простодушная и трогательная.
Занятия музыкой происходили и на каникулах в Новоспасском, где Глинка с увлечением играл на скрипке в дядюшкином оркестре.
В 1822 году «воспитанник Михаил Глинка» окончил Благородный пансион. На торжественном акте в день выпуска, когда лучшие из выпускников, как обычно, показывали свои таланты, он сыграл вместе со своим учителем Майером блестящий, виртуозный концерт Гуммеля. Талант молодого музыканта был замечен - слушатели почувствовали в этом исполнении нечто большее, чем игру одаренного любителя музыки. Но родные Глинки, да и сам будущий композитор, еще не знали что музыка станет основным делом его жизни. Все еще было впереди!

ЮНЫЕ ГОДЫ

Окончив пансион, Глинка по образу жизни мало отличался от своих сверстников. Отцу хотелось, чтобы он поступил на службу в иностранную коллегию - этот род деятельности был и вовсе необременителен, и вводил молодого человека в избранное петербургское общество. Подчиняясь воле отца, Глинка начал изучать дипломатический французский язык. Поступил он, однако, не в иностранную коллегию, а в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря.
Летом 1823 года, еще до зачисления на службу, Глинка совершил поездку на Кавказ, по совету докторов, рекомендовавших ему для укрепления здоровья целебные кавказские воды. Пятигорск и Кисловодск в то время совсем не походили на современные благоустроенные курорты. Это были маленькие городки, дома которых не могли вместить всех приехавших лечиться, и потому многим приходилось довольствоваться войлочной палаткой. Больные (и Глинка в том числе) принимали лечебные ванны прямо в естественном водоеме, где била струя горячей воды. Это примитивное лечение не только не принесло пользы Глинке, но даже повредило. Зато впечатлений от поездки он получил множество.
Он видел величественную природу Кавказа, горы, покрытые густыми зарослями кустарника и дикого винограда, наблюдал жизнь кавказских аулов, побывал на народных праздниках с традиционной джигитовкой - состязанием всадников, играми и плясками под музыку, совсем непохожую на все слышанное им ранее. Эти впечатления глубоко запали в память и много лет спустя нашла отражение в творчестве Глинки.
Официальное положение Глинки - чиновника Главного управления путей сообщения ничего общего с музыкой не имело.
Но существовала и другая сторона его жизни, о значении которой тогда не догадывался никто из родных и друзей Глинки. Это было все, связанное с музыкой. Везде, где только было можно: на музыкальных вечерах в знакомых домах, в театральных и концертных залах, в Новоспасском и Шмакове в любимых занятиях с дядюшкиным оркестром, накапливал Глинка музыкальные знания, и затем применял их в своих первых композиторских опытах. Глинка охотно принимал участие в светских музыкальных вечерах, играл на фортепьяно и пел, исправно посещал балы, как все молодые люди его возраста. Его музыкальный вкус становился строже и взыскательнее, высшим наслаждением для него было исполнение классической музыки: Бетховена, Моцарта, Керубини, Мегюля. Он почти ежедневно ходил к своему бывшему учителю - Майеру, играть вместе с ним сочинения своих любимых композиторов. Майер видел теперь в Глинке не ученика, а собрата по искусству и уроки заменились совместным музицированием и беседами о музыке.

01 июня 1804 - 15 февраля 1857

композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки

Биография

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер . В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда . В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным , который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Творческие годы

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского , «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта