Главная » Дом » Какой рукой и как правильно креститься? Почему православные крестятся правой рукой (см)

Какой рукой и как правильно креститься? Почему православные крестятся правой рукой (см)

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

Прошла первая неделя Великого поста, и в первое воскресенье мы празднуем Торжество Православия. В чем заключается Торжество сегодня?

— Это торжество истинное. Закончилась эпоха Вселенских Соборов: по всем ересям Церковь высказала свое мнение, сформулированы специальные оросы по каждому вопросу, который вызывал споры, противостояния и даже внутренние войны. Люди той эпохи близко к сердцу принимали различные мнения, поэтому бывали столкновения. По поводу всякой ереси людей сажали, ссылали и отправляли на тот свет сотнями и тысячами. Последняя ересь иконоборчества была преодолена. Как праздник первой Недели Великого поста Торжество Православия возник победой иконопочитания. Постепенно, когда Церковь почувствовала, что эпоха Соборов завершилась, Торжество Православия стало восприниматься шире - как победа истинная.

— Сейчас истина далеко не всеми воспринимается.

— Потому что в мире, в котором мы живем, сплошной гул: гул новостей, ритмичной музыки, орудий. Раньше войны были тихие: только в радиусе одного километра можно было услышать шум битвы. Сейчас войны слышны за сто верст. С помощью средств электронной связи можно во всем мире услышать и увидеть разрушенные дома, канонаду горы убиенных людей. Поэтому истины, которые звучат тихо, как прохладный тихий ветер, человеком воспринимаются как нечто далекое, не имеющее большого значения. Камерную музыку слушают всего лишь десятки, сотни людей в маленьких концертных залах, а электронную музыку транслируют на всех радиостанциях, и слушают десятки тысяч. Сотрясающий ритм слышно из проезжающих мимо машин. В этой канонаде звуков истина о Христе людьми не воспринимается.

Во времена христологических споров даже кухарки на рынках до хрипоты спорили о Христе. Сейчас трудно себе такое представить, чтобы на рынке, покупая яблоки, можно было услышать христологические споры. Сейчас современных людей волнует другое: как правильно подать записку, за кого можно молиться, и много других вопросов, которые с точки зрения христианства не имеют место быть. В те времена людей беспокоило, сколько воль во Христе, а сегодня даже студенту духовной семинарии такой вопрос не покажется важным. Человеку стало хватать простых ритуалов.

— Человеку стал не интересен Сам Христос?

— Да, это стало заметно. Последние несколько лет я спрашиваю одно и то же у людей, которые обращаются ко мне за пастырской помощью: есть ли дома Евангелие? Человек отвечает, что книги у него есть, и он их читает. Потом выясняется, что это книги с акафистами или чем-то еще, а слово «Евангелие» человеку не знакомо. Такое встречается очень часто. Сейчас чувствуется слишком большая дистанция между тем, что Господь открыл нам о Себе, и тем, какая религиозность у современного человека. Это небо и земля - слишком большая дистанция. Общая ситуация печальна: в средней школе детям не рассказывают о Боге, зато порнография и наркотики детям доступны.

— Может, современному человеку вообще недоступно учение Христово, которое было воспринято апостолами и которым жили первые христиане?

— Этого не может быть. Конечно, в том мире, в котором мы живем, многое отвлекает человека, но это не означает, что для него учение о Христе недоступно. Сегодня во время Божественной Литургии читался отрывок о том, как Господь беседовал с Нафанаилом, который был простым человеком, наверное, не умеющим читать и писать, но который понял, что Христос - это Сын Божий. Конечно, он родился внутри культуры, которая свидетельствовала о приходе Мессии. А современный человек чего ожидает?

— Об антихристе сейчас говорят больше, чем о Христе.

— Думаю, что это лишь незначительный круг людей, которые интересуются цифрами, знаками и чипами.

— Вопросы телезрительницы: «Молитва Ефрема Сирина и Псалтирь читаются ежедневно или не читаются в субботний и воскресный дни?».

— Вопрос телезрительницы: «Куда после смерти человека девают его венчальные одежды?».

— По поводу венчального платья не знаю, а по поводу крестильной рубахи: в древности христиан хоронили в тех рубахах, в которых они принимали крещение. С тех пор сложился церковный обычай проводить отпевание в белых одеждах, гроб изнутри имеет белый цвет, и вообще, погребальный цвет - белый. Сейчас основная масса людей крестится в младенчестве, поэтому на взрослого человека по смерти крестильную рубаху не наденешь, но если человек крестился во взрослом состоянии, то весьма уместно похоронить его в этом одеянии, в котором он принял Святое Крещение, в знак того, что он сохранил чистоту, полученную в крещении. Если человек за свою жизнь бывал в храме только дважды - на крещении и отпевании, то его облачение не играет никакой роли.

— Вопрос телезрительницы: «Может ли замужняя женщина убираться в храме, например, мыть иконы?».

Замужняя женщина может убираться в храме сколько угодно

Что такое святая простота? Какая простота угодна Богу и в чем она заключается?

— Такое выражение есть, но оно не из Церковного Предания. Это указывает на человека цельного, простого, воспринимающего то, что ему сказано, так, как это есть, безо всяких подозрений, без толкований слов, без мыслей; принимающий речь адекватно тем словам, которые произнесены.

— Есть такой святой - Павел Препростой. Его так называли за свойство души?

— Да, за целостное, неразделенное состояние его духа.

— Вопрос телезрительницы из г. Орла: «Как поминать усопшего на 40-й день?».

— Главное - панихида в Церкви на 40-й день, которая служится после Литургии, на которой поминают человека. Во время Великого поста 40-й день может выпасть не на Литургию, и тогда поминать нужно на ближайшей к этому дню Литургии в субботу - в этот день по Уставу разрешается служить панихиду.

— Ежедневно в утренней молитве испрашиваем у Богородицы: «Странна муки всякия покажи мя ». Что это означает?

— Чтобы Богородица избавила от мук, и они миновали.

— Желание нравиться Богу - это тщеславие?

— В отношениях с Богом мы используем глагол «любить». В русском языке «нравиться» и «любить» - это разные вещи. Когда чувство поверхностное, мы говорим «нравится». «Нравится» в отношениях с Богом - это поверхностно и легкомысленно.

— Должно быть желание возлюбить Бога.

— Да, установить с Богом отношения любви, как отношения сына и отца, дочери и отца.

— Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Откуда брезгливость берет свои корни, и как ее побороть?».

— Откуда берется брезгливость - это тайна, но связана она с особенностями психики человека. Как преодолевают, к примеру, страх, делают все противоположное: когда боятся собак, то идут, не показывая вида, что боятся. Также и здесь: имеешь брезгливость, но преодолеваешь это. Побороть ее можно только преодолением и молитвой.

— Вы говорили, если вопрошают о вере, то ответ должен быть короче, чем вопрос. Как кратко ответить католику на вопрос «В чем отличие православия от католичества?»?

— В двух словах: в духовности. Дух творит себе формы. Православная форма, в которой отливается духовная жизнь, - наши богослужения, иконопись, архитектура, - другая, нежели в католичестве. Единственное, что у нас общего - это крест, которым мы окружаем нашу жизнь и украшаем облачения и храмы, - принадлежность к Кресту и почитание Креста Господня есть и в католичестве тоже. Начиная с XVIII века, в русской православной культуре произошли серьезные заимствования того, что было в католической западной культуре. Так как творцами культуры являются высшие слои общества, у которых имеются на это средства, то и храмы строили в стиле рококо, классицизма, барокко, возникла даже русская готика. Возникли всякие учения внутри Церкви, появился мистицизм, возникло масонство в русской среде. Это повлияло на духовность. Хотя народу повезло: «высший свет» говорил по-французски и по своему духовному строю страшно далек был от народа, поэтому народная живопись сохранялась в провинциальных и монастырских мастерских. Это было подлинное продолжение той древней традиции, когда элита общества была по своей вере совершено православной.

При Петре I возникла новая культура: изменились внешний вид и покрой одежды, прически; дворцы украшались языческими статуями, что ужасало святителя Митрофана Воронежского. Петр I спровоцировал уход миллионов людей в старообрядчество. При Петре I мужчины стали брить бороды, чего раньше никогда не было - в конце XVII -начале XVIII веков это было сродни приходу антихриста к власти. Для простого народа Петр I ассоциировался с антихристом: монастыри закрывались, из колоколов делали пушки.

— Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Я упала и сломала правую руку, наложили гипс, в результате чего я не могу осенять себя крестным знамением, а также причаститься, потому что не могу соблюсти пост: врач советует кушать студень и отварные куриные лапки. Что Вы мне посоветуете?».

— Следуйте указаниям врача. Осенять себя крестным знамением можно и левой рукой. Представьте, некий человек потерял на войне правую руку - ему теперь не осенять себя крестным знамением? Можно креститься левой рукой.

Всякая болезнь выступает в качестве поста, потому что является ограничением для человека, вынужденным воздержанием. А студень и куриные лапки - это лекарство, которое будет Вам полезно. Если хотите поститься - кушайте пищу без соли.

От Причастия себя отлучать не нужно, причащаться можно и со сломанной рукой. Когда я ломал правую руку, тоже крестился левой рукой, и никто в храме не обратил на это внимания. Я служил службы со сломанной рукой.

— Вопрос телезрителя: «Имеет ли ревность отношение к любви? Мы с мужем живем в браке 27 лет, повенчались. Не могу спокойно смотреть, когда муж уделяет внимание другой женщине. Как избавиться от ревности?».

— Корни ревности находятся глубоко в сердце. Борьба с такими сорняками ведется разными способами. Один из способов истребления сорняка - косить его, тогда со временем погибнет и корень. Если не устраивать по этому поводу скандалов, не выражать недовольство, а терпеливо, с молитвою это переносить, то постепенно ревность пройдет. Все зависит от величины этого корня.

Что говорит Церковь о межрасовых браках? Почему люди потеряли интерес к своему роду, культуре?

— Свою родную природную культуру люди поменяли на общую массовую культуру.

Человек просто не ценит свои исторические корни?

— Он не ценит, не знает, не разбирается. Около 100 лет назад каждая губерния говорила на своем наречии, имела свои песни: и погребальные, и свадебные, и праздничные, и военные. Весь народ пел, потому что не было радио и телевидения. Были простые музыкальные инструменты: ложка, балалайка, гармонь. Народ пел песни, которые слышал от своих дедов, прадедов. У каждой епархии был свой церковный напев, люди собирались и пели праздничные службы. Была большая певческая культура. Напевы уходили корнями в глубочайшую древность. Потом все было вытеснено радио, печатной продукцией, телевидением. Вся фольклорная и церковная музыка в христианском мире исчезла. Сейчас существуют только небольшие группы любителей фольклора, которые его записывают и изучают. Когда человек этого всего не знает, как он может это полюбить? Человек, не знающий математики или истории, не любит ни математику, ни историю. Раньше каждая губерния, каждая епархия рождали и свой фольклор, и особенности архитектуры. А сейчас все стандартно. Общее телевидение, новости уничтожают родную культуру в течение одного-двух поколений.

Жаль, потому что та самобытность, которая доносится до нас с тех времен, очень интересна.

— Я очень люблю фольклор, потому что это подлинно. Все песни современной эстрады надуманы, совершенно неинтересны: в них нет ни поэзии, ни глубины, ни пространства, ни музыкальности. Балалайка - простой инструмент, имеет всего три струны, но звучит в ней очень многое, помимо того, что можно записать на нотном стане.

— Если взглянуть в глубину русской истории - сколько талантливых, потрясающих вещей было создано, а потом в течение одного века все исчезло.

— Да. Остались только фольклорные мотивы, которые несут совершенно другую информацию.

— Сейчас только язык разделяет людей - одеты-то все одинаково.

— Верно, даже японцы, китайцы - все в галстуках, брюках. Существует тенденция одинаково одеть и мужчин, и женщин. Остается только расовый характер лица, фигуры; народный характер, который связан с религиозностью народа. Человек может утратить саму религиозность, но ее следы в образе жизни, мышлении, языке останутся с человеком еще на долгие десятилетия.

— При попытках стереть все границы между людьми, многие с гордостью говорят: «Я русский». В чем ощущается «русскость»?

— Александр Невский, Чапаев, маршал Жуков - вот ключевые имена русских людей.

- К сожалению, люди теряют свое прошлое.

— Это невежество. Раньше люди жили у себя дома, в деревнях, которые существовали по 700-800 лет. Был определенный быт, уклад; определенная система сельского хозяйства. Потом случалось какое-то вмешательство, например, война или приходил царь-реформатор, и все ломалось или становилось по-другому. Люди приспосабливались заново.

Все-таки сегодня мы празднуем Торжество Православия.

— Мы этим живем: каждый год служим молебен Торжества Православия, обязательно что-то к этому дню читаем. Церковь, помимо главной своей функции приведения людей к Царствию Божиему, является и хранительницей истории, хранительницей памяти о святых - русских гениях на духовном поприще.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Татьяна спрашивает:
Можно ли креститься левой рукой, если правая парализована?
И как исповедоваться, если есть понимание, но нет речи. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Нужно. Главным является образ креста – знамя победы сил добра над грехом и смертью и второстепенным то, как мы его изображаем: правой ли рукой или левой, троеперстием или двуперстием, или как в первохристианской общине изображаем крест на челе большим пальцем. Все это способ выразить свою веру в силу креста и его значение в твоей жизни.

Вместе с тем преимущественным является троеперстное изображение креста, ибо в нем сосредоточенно православное вероучение в триединого Бога и искупительный подвиг Богочеловека Христа.

Если парализована правая рука, креститесь левой, правильно складывая персты руки, если пальцы не функционируют, креститесь ладонью, если обе руки парализованы, носите крест на груди и молитесь, чтобы Господь дал силы перенести все испытания, которые выпадут на вашу долю. Если со Христом пострадаем, то с Ним и прославлены будем.

Как исповедоваться? Исповедуйтесь неформально. Перед исповедью всмотритесь в душу и, приобретя внутреннюю тишину, услышьте о чем она плачет. Для этого требуется время, поэтому нельзя исповедоваться между делом. И если Вы действительно будете обеспокоены своим внутренним греховным состоянием, Вы найдете нужные слова во время исповеди. И это важно, потому что насколько точно Вы сможете передать, что именно Вас беспокоит, настолько точно священник сможет дать нужный совет исходя из знания Священного Писания и творений святых отцов. Как в больнице, насколько точно Вы сможете описать симптомы своей болезни, настолько точно врач сможет Вам поставить диагноз и прописать лечение.

Итак, исповедуйтесь неформально, говорите о том, что именно Вас сейчас беспокоит, и делайте это с целью изменить себя к лучшему.

Маргарита спрашивает:
http://www.chasovnya.msk.ru/Отец Дмитрий можно ли рекомендовать этот сайт другим?

свящ. Димитрий отвечает:
Не думаю, что установка свечей и молитва в виртуальной часовне могут заменить молитву человека в реальной часовне. Смысл свечи как жертвы со стороны человека полностью теряется. Этот сайт больше походит на детскую игру, нежели на молитвенный труд человека.

Николай спрашивает:
Если кто хочет знать мнение Бога, то не надо спрашивать батюшку, а надо прочитать Евангелие, там мнение самого Бога, тогда никогда не ошибётесь.

свящ. Димитрий отвечает:
Неправда. Ошибетесь. Ваша реплика не обдумана. Именно прочитав Евангелие, у людей и возникают вопросы как понимать то или иное место Священного Писания и, конечно, вполне уместно задать их человеку имеющему богословское образование.

Если же иметь не ознакомительное, а жизненное отношение к Евангелию, то поиск ответа на вопрос, что именно Бог хочет сказать мне в Святой Книге и как это наставление применить в жизни, является делом всей нашей многотрудной жизни. Если бы было все так просто: «прочитал и получил безошибочный ответ», то с течением времени не возникло бы столь много религиозных течений, а люди бы получали ответы на все свои вопросы и жили счастливо. Но этого не происходит. Именно неоднозначный подход к пониманию священного текста в силу нашей греховной природы стал причиной возникновения многих сотен религиозных объединений. Поэтому так важно воспринимать священный текст в традиции, которая насчитывает тысячелетия жизни по Евангелию и именно сонм святых являют собой свидетельство адекватного понимания священного текста Церковью Православной.

За всю историю человечества каких только кривотолков не было в понимании Библии. Были среди греческих философов и те, которые понимали стих псалма: «изведи из темницы душу мою» в суицидном смысле. Поскольку в их сознании материя равна злу, то извести душу из темницы можно только разрушив эту темницу, то есть, убив тело, человек высвобождает на волю свою душу. И многие греческие философы кончали жизнь самоубийством. Были и те, которые стих Евангелия от Матфея: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» понимали не в переносном смысле отсечения всех своих плотских страстей, а в буквальном смысле и оскопляли себя. Но это лишь примеры крайнего непонимания Евангельской вести освобождения человечества от рабства греху и дарования Божественной свободы. Сколько же имеется на сегодняшний день горделивых самоуверенных извращенных истолкований Библии? Их и не счесть. Поэтому, единственно верный путь в изучении Библии: отбросить собственные мудрствования и следуя традиции, доказанной святыми подвижниками, использовать выработанными веками герменевтические толковательные принципы или знакомиться с толкованиями Библии в творениях святых отцов.

Ирина спрашивает:
Добрый день, о. Дмитрий и матушка Марина! Моя сноха мечтает вышить бисером образ Богородицы и хочет узнать, можно потом освятить и молиться как на икону. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Добрый день! Хочу сначала выправить неверное выражение «молиться на икону», человек молится перед иконой (святым образом) простирая свою мысленную просьбу к первообразу, то есть к реальной личности, пребывающей в неприступном свете божественной славы.

Можно вышить образ Пресвятой Богородицы и, освятив его, разместить в святом углу для совершения перед ним молитвенных правил.

Хотя это не канонично, но грехом, конечно, не является.

Маргарита спрашивает:
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Лк. 8, 16. Речь идет здесь о земной жизни или о будущей? Спасибо за ответ.

свящ. Димитрий отвечает:
Я думаю, что не имеет принципиального значения вопрос, когда именно обнаружиться тайное. Важно само утверждение: рано или поздно все сокровенное нами станет известным и ничего мы не сможет утаить перед лицом Правды.

Есть разные уровни лжи.

Самообман, когда мы лжем сами себе, пытаясь внушить, например, что мой поступок не плохой, а, скажем, вынужденная мера. Так вот то, что человек пытался скрыть от самого себя, рано или поздно обнаруживается. Он вдруг видит с болью в сердце, что был неправ. И боль тем острее, чем тщательнее человек пытался скрыть эту неправду от себя.

Ложь по отношению к людям. Все начинается с малого. Одна незначительная безобидная лживая фраза может повлечь за собой целую цепь лживых утверждений и привести человека к катастрофе. Как правило, человек не доживает свой век без того, чтобы не обнаружилась вся его подноготная.

Если же за редким исключением что-то осталось нераскрытым здесь на земле, при разлучении души от тела мгновенно все раскрывается. А суд Господень потому и назван страшным, что он страшен своей правдой. На этом суде ничто неподкупно и нелицеприятно и только покаяние человека и милость Судии имеют решающее значение.

Поэтому, счастлив человек, которому скрывать нечего.

Надя спрашивает:
Здравствуйте, отец Дмитрий.
Возможно ли разместить данный линк на этом сайте
http://www.freegerontaefraim.com/ru
эта страничка в поддержку старца Ефрема. Может, кто-то из прихожан пожелает подписать ноту протеста.
Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
В разделе "Объявления" мы поместили ссылку сайта в поддержку о. Ефрема. Благодарим за предложение!

Александр спрашивает:
Вот Вы говорите: " традиция не стричь волосы при посвящении себя Богу" - а, что означает фраза "пострижение в монахи"? Неувязочка получается - стричь нельзя, а в монахи стригут.

свящ. Димитрий отвечает:
В чем же вы увидели неувязочку? Монаха ведь стригут не в парикмахерской и уж тем более не каждый месяц. Пострижение в монахи, равно как и в чтеца – это религиозный обряд посвящения, заключающийся в крестообразном надрезании волос с произнесением соответствующих молитв, а не моделирование прически.

Кроме того, традиция не стричь волосы при посвящении себя Богу не означает ходить косматым, любой священник может поправить бороду, сделав ее аккуратной, или остричь концы больных секущихся волос. Иначе говоря, священник, как и любой другой человек, должен следить за своей внешностью, и нет здесь никакого противоречия с благочестивыми традициями. Буквализм и формализм губительны для человека и его религиозности.

Маргарита спрашивает:
Отец Дмитрий, как понять смысл слов: «если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». Заранее благодарна.

свящ. Димитрий отвечает:
Эта фраза означает, что озлобленность некоторых людей по отношению к нам не стоит того, чтобы на нее реагировать и то и дело выяснять отношения. За такими передрягами жизнь пробегает незаметно, и может оказаться так, что ты, живя по принципу «зуб за зуб», к концу жизни не стяжал ни мира внутреннего, ни покоя душевного, ни мудрости, в результате чего оказался ворчливым недовольным раздражительным стариком, не готовым войти в блаженную вечность. Когда нас оскорбляют не стоит отвечать тем же, ведь так поступают язычники. Мы же последователи Христа призваны учиться любви божественной и всепрощающей. Конечно, это сверхзадача, но нам дана жизнь, чтобы через любовь к врагам приблизиться к Богу, Который позволяет светить солнцу на праведных и неправедных.

На практике это может быть так, что оскорбляя нас, человек кричит: «Совершенно не способный работник!» А мы можем сказать: «да, и в других делах бывает неудача!» Для человека такой ответ может быть неожиданным, может смягчить обстановку, а то и вовсе заставить его задуматься о несправедливости своих слов и поменять к Вам свое отношение. То есть, подставляя другую щеку, мы даем человеку шанс на исправление и уменьшаем зло в мире.

Если эффект обратный и человек нападавший на Вас организовал систематическую травлю, восприняв Ваш ответ как проявление слабости в результате чего зла не поубавилось, а приумножилось, думаю можно попытаться поставить его на место. Тем более если Вы не единственная жертва озлобленного начальника. Иногда такой поступок если не устраняет, то притупляет зло. Христос ведь тоже проявил праведный гнев, выгнав из храма преступников, наживавшихся на бедных людях.

Если же речь идет о защите слабого, о чести семьи, о сохранении независимости Родины, то здесь вступает в силу иная заповедь Бога: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, 13).

Петр спрашивает:
Как понимать слова Ап. Павла: "Бог не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих..."? Поясните. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Для правильного понимания приведенных Вами слов ап. Павла нужно вновь следовать герменевтическому принципу: «Нет текста вне контекста». Если бы Вы до конца привели высказывание ап. Павла, уже смысл был бы яснее. Вот законченное Павлово высказывание: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17, 24-25).
Кроме этого, нужно учесть ситуацию, в которой ап. Павел произносит эти слова, а именно - в Ареопаге, обращаясь к язычникам, которые заключали присутствие бога в пределах храма, предлагая ему пищу и пытаясь подчинить его своим желаниям. Истинный Бог не таков, Он не нуждается ни в чем, ибо Сам дает всему жизнь. И подчинить Его своим желаниям религиозными ритуалами в храме невозможно. То есть слова эти нужно понимать буквально, ибо, если бы Бог жил лишь в пределах рукотворенного храма и нуждался в творениях рук человеческих, Он не был бы Богом. Будучи Творцом, он не нуждается в творении, как это имеет место в языческой мифологии, где низшие боги восстали против высших, требуя, чтобы они сотворили человека с целью возложить на них свои бремена и тем самым обеспечить себе покой. Ап. Павел проповедует Бога совершенного.

Под нерукотворенным храмом можно понимать одновременно и надмирное место обитания Бога и душу человека.

Теперь расширяем библейский контекст и смотрим другие высказывания относительно храма.

Прежде всего, это повеление Бога создать Себе храм: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25, 1-8). Причем Бог не просто повелевает создать себе храм, Он выступает в роли Архитектора: «все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25, 9).

Но это вовсе не означает, что Он нуждается в храме.

После освящения храма Бог обещает Свое присутствие в нем: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9, 3).

Однако это не означает, что присутствие Бога ограниченно пределами храма.

Мы знаем отношения праведников к храму. Вот, например, слова царя и пророка Давида: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8).

И наконец, в Новом Завете мы читаем о том, как Христос ревновал о благочестии в Иерусалимском храме, напоминая слова Священного Писания «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?»

Теперь имея перед глазами более широкий спектр высказываний из Священного Писания, касающихся храма, мы делаем верное заключение относительно Павловых слов: «Бог… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих...».

Применяя эти слова к своей религиозной жизни, мы должны понимать, что храм, который Бог повелел создать, не является для Него необходимостью, он нужен людям как знак присутствия Божия, как особое место, где Бог своей благодатью почивает для утешения людям. Но Его присутствие не ограничено храмом, Он везде и во всем. Поэтому надо везде ходить как бы в присутствии Божием, боясь оскорбить Его каким-либо согрешением. Храм, однако ж, остается особым местом встречи человека с Богом.

Вот слова молитвы Соломона во время освящения храма: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем" (3 Цар. 8, 27-29).

И если мы что-либо делаем своими руками для Бога, то делаем это не потому что Бог нуждается в этом, а потому что в этом мы проявляем свою любовь к Нему.

Анатолий спрашивает:
Евангелие от Луки, глава 16 , стих 9 - приобретайте себе друзей богатством неправедным. Как это понимать?

свящ. Димитрий отвечает:
Все что мы имеем в этой жизни, все благосостояние: недвижимость, имущество, а также здоровье, положение в обществе, жизненный успех – все это по праву принадлежит не нам, а Богу, поскольку Он источник бытия и Промыслитель нашего благополучия – Он единственный и абсолютный правообладатель всего. В этом смысле богатство названо неправедным, то есть незаслуженным и нам не принадлежащим. Именно так в притче и рисуется: человек у хозяина (Бога) берет долговые рукописи и вычеркивает из них определенную сумму долга некоторых рабов, приобретая себе тем самым благожелателей. Так и человек, воспользовавшись Божьим даром – богатством, если распределит нуждающимся, где-то больницу отремонтирует, где-то чьи-то долги погасит за квартплату, а где-то просто и бескорыстно поделится своими знаниями или умениями и т. д., приобретет, как сказано, себе друзей.

Некоторые исследователи объясняют ведущую роль правой руки древними религиозными и космогоническими воззрениями. Большинство древних верований было основано на поклонении богу-Солнцу. Молитвенные обряды совершались по направлению к восходу. У человека, молящегося на восток, с правой стороны — юг, с левой – холодный север, откуда идут бесконечные ужасы, опасности ночи, страшные ледники. При этом древний человек рассматривал мир как отражение собственного тела, поэтому правая сторона стала символизировать тепло, а правая рука более значимой, чем левая.

Эта традиция перекочевала из древних религиозных культов в современные религии: сегодня именно правой рукой крестятся все христиане мира, независимо от того правши или левши они в обычной жизни. Святой Августин утверждал: «Правой рукой совершаются добрые дела, праведные и справедливые; левой рукой совершаются дела худые и несправедливые» .

В «Нагорной проповеди» Иисус требовал от учеников, чтобы, творя милостыню, «левая рука не…

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя…

» Как правильно разное

Как правильно крестятся православные христиане движение руки

?

Как правильно креститься православным

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в…

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие. Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки. Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

История крестного знамения в православии

В православной вере крестное знамение имеет очень большое значение. Оно выражает веру в Бога, Иисуса Христа, пострадавшего на кресте за грехи всего мира, превратившего крест в оружие и знамя победы над грехом и смертью. Православные христиане носят на теле крест и осеняют себя крестным знаменем, показывая свою принадлежность к вере, любовь к Христу, послушание Его воле.

Для совершения крестного знамения…

Придя в церковь, можно заметить, что многие из прихожан крестятся совершенно неправильно. Кто-то размахивает руками в разные стороны, кто-то собирает все пальцы в щепотку, а кто-то вообще не дотягивает руки до живота. Что означает это малое священнодействие для православного человека, как правильно его выполнять.

Что означает крестное знамение

В христианстве данный молитвенный жест олицетворяет крест Господа. Три пальца, сложенных вместе, означают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, то есть единосущую Троицу. А пальцы у ладони выражают две природы Сына Божьего: Божескую и человеческую. Таким образом, православные привлекают на себя Божественную благодать.

Как правильно креститься православным

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение. Для троеперстия православный должен сложить большой, указательный и средний пальцы правой руки вместе, а два других пальца -…

Многие люди регулярно посещают храм и хорошо знакомы со всеми правилами и церковными обрядами. Но все же есть те, кто редко заходит в церковь и не знает всех тонкостей.

Обычно на помощь к таким «захожанам» приходят верующие, но далеко не всегда ошибки исправляют корректно. Могут найтись невоспитанные люди, которые очень грубо и обидно выскажутся в адрес нарушившего правило. Часто это отбивает всякое желание заходить в церковь. Чтобы такого не произошло, и вы смогли спокойно отстоять службу и провести время в молитве, надо знать правила, как накладывать крестное знамение и какой рукой крестятся православные христиане.

Почему именно справа налево

Для крестного знамения у православных принято соединить в щепоть три пальца правой руки. Этому есть своё объяснение: на правом плече, располагается рай (место, где происходит спасение души и здесь обитают ангелы), на левом же плече ад, в котором душа погибает (здесь живут демоны и грешники). Вначале, поднося троеперстие к правому плечу, человек молит Иисуса Христа о спасении души, а прикасаясь затем к левому плечу, просит Господа избавить его от погибели.

Иногда возникает вопрос, зачем креститься? Крест является символом покаяния и защиты во время молитвы.

Интересно то, что католики крестятся, наоборот, слева направо. В католичестве символы означают все то же, слева - рай, а справа - ад, но рука движется слева направо, потому что они идут от греха к спасению души.

Важные правила для православных

Как правильно креститься православным христианам при входе в храм? Согласно установленным правилам, необходимо три раза перекреститься и поклониться до земли. Этим действием человек славит Иисуса Христа и заявляет о своей вере.

Как правильно сложить пальцы

Для того, чтобы перекреститься, нужно большой, указательный и средний пальцы сложить вместе, как будто в щепотку, безымянный палец и мизинец, согнуть и прижать к внутренней стороне ладони.

Это положение пальцев очень символично. Троеперстие обозначает Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Два оставшихся пальца, говорят нам о том, что Христос является человеком и Богом одновременно.

Последовательность наложения крестного знамения:

  • Сначала поднесите пальцы ко лбу, произнося при этом «Во имя Отца».
  • Далее, опустите руку на живот, со словами: и Сына.
  • Перекрестите правое, а затем и левое плечо: и Святого Духа. Аминь.

Каждое движение имеет своё обозначение:

  • Прикасаясь к челу - освящается ум.
  • Крестя живот - благословляются все органы.
  • Затем переходя к плечам - человек освящает все своё тело.

В праздной жизни и бесконечной суете, люди редко заходят в церковь. Обычно человек обращается к Господу только в трудные минуты своей жизни. Это неправильно. Необходимо иметь дома иконы и молиться. Как нужно креститься обязан знать каждый верующий христианин. Просыпаться надо с утренними молитвами, а отходить ко сну с вечерними. Знать такие молитвы, как: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дева радуйся». А молитва Честному Кресту защитит вас от всяких бед.

Опасность неверных действий

При наложении крестного знамения необходимо доносить руку до живота, многие этим пренебрегают, останавливая руку на уровне груди. Священники этого не одобряют. Они видят такой крест , как перевёрнутый. Такой способ креститься использовали многие столетия назад те, кто противился церкви, и их причисляли к еретикам.

Когда вы освещаете крестом себя или другого человека, движения должны быть неспешными и последовательными, означающими истинную веру. Мыслить во время молитвы нужно только о Боге и спасении души.

Неверное крестное знамение, наложенное на себя, обесценивает всю молитву. Считается, если человек неправильно креститься, он привлекает к себе бесов и может быть искушён дьяволом.

Как крестились несколькими столетиями ранее

Нынешний способ перекрещиваться формировался не одно столетие. Изначально, когда только образовывалось христианство, люди крестились одним пальцем и при этом они прикасались к губам, лбу и груди. Делали это на каждой мессе, когда читали евангелие. Спустя некоторое время, стали использовать два пальца или даже целую ладонь, для того чтобы перекреститься. На иконах Иисуса Христа изображают с поднятыми вверх двумя пальцами - указательным и средним. Священнослужители именно поэтому используют этот жест, чтобы перекрестить кого-нибудь.

Верующие стали крестить лоб, плечи и пуп, когда сформировалось православное христианство. Затем пуп, заменили, на грудь, объясняя это тем, что здесь находится сердце.

Как правильно креститься, необходимо учить с раннего детства, ведь ни одна молитва не совершается без крестного знамения. Направляйте своих детей, чтобы они правильно складывали пальцы в троеперстие и верно крестились, неспешно и без суеты. Проходя мимо храма, задержитесь немного, перекреститесь и поклонитесь Богу. Этим вы в очередной раз подтвердите свою веру и восславите Господа нашего Иисуса Христа.

Строка поиска: крестное знамение

Найдено записей : 26

Здравствуйте! У меня заболевание, которое не дает совершать крестное знамение правой рукой, могу ли я делать это левой, или просто мысленно? Спаси Христос.

Ирина

Ирина, в Вашем случае можно креститься левой рукой.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ нас всех! Пожалуйста, помогите советом. Стараюсь начать жить согласно православному учению. В Церковь ГОСПОДЬ привел меня совсем недавно. В 2014 году на Вербное Воскресение я первый раз попала в церковь. И состоялась моя первая исповедь. С того времени я уже не хочу жить, как раньше, но остался страх, что по каким-то причинам все может измениться. Ведь даже Апостол Петр так верил, что не предаст УЧИТЕЛЯ, а и он не устоял в момент испытания. У меня сложность в том, что никак не могу избавиться от смущения. Очень хочу не стесняться того, что хожу в храм, и без оглядки хотелось бы накладывать на себя крестное знамение перед храмом. И на исповедь когда иду, приходится прямо преодолевать себя. И идти тяжело, и не идти не могу. Посоветуйте, как искоренить смущение, которое так и норовит отодвинуть меня от такой дорогой сердцу истины? И помолитесь, пожалуйста, о рабе БОЖЬЕЙ Нине, чтобы укрепил меня БОГ в моем начинании и превратилось бы это начинание в неотъемлемую часть жизни, чтобы было разумение к воле БОЖЬЕЙ. Чтобы непременно дойти до конца пути и не свернуть с него по малодушию, маловерию и самомнению. Большое спасибо, что уже не раз отвечали на мои вопросы.

Нина

Нина, Ваше смущение и ложный стыд со временем пройдут, если Вы будете твердо идти по выбранному Вами пути. Молитесь и возлагайте надежду на Бога. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Перед Причастием на Пасхальной службе (ночью) нужно ли дома читать вечерние молитвы? Какон читается уже Пасхальный или обычные? Читаются ли Благодарственные молитвы утром после Причастия в Пасху и на Светлой седмице? И еще, крестное знамение и поклон при выносе Даров делать до или после прочтения священником молитвы "Вечере твоея..."?

Ольга

Ольга, правило ко святому причащению до пасхальной службы читается обычное. По окончании литургии, если Вы причащались, прочитываются благодарственные молитвы по святом причащении, предваряемые троекратным тропарем «Христос воскресе…». Перед отходом ко сну прочитайте пасхальные часы вместо молитв на сон грядущим. Поклон делается при выносе Святых Даров и возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите!».

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, у меня вопрос. Моя подруга рассказала мне, что её в церкви подруга перекрестила наоборот. Это ведь нехорошо?

ирина

Я не совсем понимаю, что значит «перекрестить наоборот»? В смысле, совершила крестное знамение не в том порядке, в каком положено? Ну для того, по отношению к кому это было сделано, никаких последствий не будет, а вот тот, кто делает такие вещи по злому умыслу, рискует навлечь на себя беду.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда я перекрещиваю своих деток, и они стоят лицом ко мне я крещу лоб, живот, их правое плечо, их левое плечо, а если крещу мужа "в спину" - голова, живот, а дальше? Слева направо или наоборот (как если бы он сам крестился?) Спаси Господи.

Ксения

Если Вы крестите себя, то полагаете крестное знамение сначала на правое плечо, потом на левое. Если Вы крестите кого-то (не важно, стоит он к Вам лицом или спиной), то рука должна следовать сначала налево, потом направо.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Батюшка, ответьте, пожалуйста: зачем просить прощения у Бога, если Бог есть Всепрощающая Любовь? И почему так трудно совершить крестное знамение на людях, например, на рабочем месте? Спаси Бог!

Елена

Любовь-то любовью, да и правосудие у Бога тоже есть, и не меньше! Если мы не будем просить себе помилования, очищения от грехов, то зачем же Господь нас, таких безрассудных, будет прощать?!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Можно ли молится и наносить крестное знамение, если я не крещённый?

Вадим

Конечно можно, но если Вы уже верите как православный человек и готовы исповедовать свою веру (ведь крестное знамение – это еще и исповедание веры), то пора уже задуматься о крещении.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. На Святой Литургии, во время пения херувимской, многие люди в храме складывают руки, как перед причастием, объясняя это тем, что в этом храме такая традиция, это они, дескать, изображают херувимов, хотя известно, что складывание рук перед причастием обозначает крестное знамение перед принятием крови и тела Христова (и чтобы не задеть Чашу) Вопрос такой. Нужно ли бороться с такими традициями? Ведь Литургия, как и святые иконы, писались по наитию Духа Святого, в данном случае, Св. Василием Великим, Св. Иоанном Златоустым. Думаю, что не в нашей компетенции изменять что-то в Божественной Литургии или других таинствах церкви. Настоятель храма почему-то относится к этому нормально. Стоит ли попытаться убедить настоятеля отнестись к этому более серьёзно?

Александр

Здравствуйте, Александр. Вопрос не в том, кто, как и когда складывает руки, а в том, какой смысл в это действие вкладывается. Например, подходя под благословение, принято складывать ладони лодочкой, чтобы принять в них благословляющую десницу. Вполне рациональное действие. А когда во время богослужения священник от престола осеняет всех предстоящих в храме и тоже, если не все, то многие, складывают руки лодочкой и прижимают потом к груди. Спрашивается, зачем? Я как то спросил, мне ответили: чтобы благодать не упустить. Как будто ее можно поймать в ладони так же, как иерейскую десницу! Вот и здесь - крестообразное сложение рук на груди - одна из издревле существующих форм крестного знамения. Если такой же смысл вкладывается в данном случае, то это хорошо. Но если это подражание - «мы же херувимы», то это аналогично ловле благодати в ладошки. Бороться не надо, пользы не будет, а Вы сами в расстройство придете и людей огорчите. Но можно попробовать по-доброму, без издевки, изобразить, как с точки зрения здравого смысла выглядит это действо. Но предварительно выяснить, действительно ли люди херувимов изображают, а не крест на себе начертывают. И, конечно, без благословения настоятеля не надо ничего предпринимать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли наносить крестное знамение, когда читаешь утренние молитвы, ведь прямого указания на это не во всех молитвах есть. Не является ли нарушением наносить крестное знамение после прочтения молитвы Отче наш, ведь по окончании молитвы указания на это нет. Я после каждой молитвы совершаю крестное знамение. Спасибо.

Авик

Вы абсолютно правильно поступаете, Авик, не смущайтесь. Вообще совершайте крестное знамение тогда, когда просит душа, пусть даже и достаточно часто, это очень хорошо!

игумен Никон (Головко)

Как и когда надо делать крестное знамение? Что говорить при этом? Всегда ли надо говорить аминь после молитвы?

Максим

Максим, после молитвы нужно всегда говорить "Аминь". Аминь – это потверждение того, что мы прочитали, и что мы это принимаем и соглашаемся с этим. В церкви нужно стараться креститься вместе со всеми, дома - как придется, как Вам захочется. Что-то при этом говорить не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, зачем раньше православные перешли от двуперстия к троеперстию при накладывании креста? Ведь на иконах мы видим двуперстие? Понимаю, что нам, простым мирянам, не нужно забивать этим голову, не это главное. Но мне после просмотра фильма "Раскол" стало интересно узнать. Заранее спасибо за ответ!

Галина

Здравствуйте, Галина! В 1653 г. патриарх Никон начинает свои реформы, которые приводят к расколу русской церкви. Эти реформы начинаются с изменения способа сложения перстов при совершении крестного знамения: двуперстие (двуперстное крестное знамение), принятое ранее на Руси, заменяется на троеперстие (троеперстное крестное знамение). Оба способа сложения перстов выражают одно и то же содержание: как в том, так и в другом случае выражается как символика троичности (знаменующая Троицу), так и символика двоичности (знаменующая две природы Христа - Божественную и человеческую); однако в принятом ранее способе сложения перстов идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества - сочетанием указательного и среднего пальцев, тогда как в новом способе перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества - сочетанием безымянного пальца с мизинцем. Никоновские реформы не касались содержания - они касались формы; тем не менее они вызвали необычайно резкую реакцию. Мотивы патриарха Никона хорошо известны: он хотел привести русский церковный обряд в полное соответствие с греческим. У греков принято было троеперстие, и естественно было думать, что греки сохранили правильный способ сложения перстов, тогда как русские от него отклонились. Напротив, противники Никона - старообрядцы - исходили из того, что правильный обряд сохранился на Руси. Позднейшие исследования показали, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у греков в XII- XIII вв. Что же касается икон, то Вы ошибаетесь: на иконах мы видим не двуперстие, а благословляющий жест.

иерей Владимир Шлыков

Валентина

Валентина, главное в молитве - это наше сердце и ум. Во время молитвы мы крестимся, если есть при этом возможность. Молиться нужно всегда и везде, и конечно, не обязательно во время молитвы креститься, если нет такой возможности.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, у меня у сына врожденный дефект правой руки, когда пытается креститься, получается не очень, как же ему креститься после молитвы? Спасибо за ответ.

Сергей

Сергей, в таком случае можно налагать на себя крестное знамение левой рукой, ничего страшного.

Игумен Никон (Головко)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Максим

Максим, вопросы, заданные Вами, настолько разноплановые, что, к сожалению, в формате нашего сайта ответить сразу на все просто не получится. Дело в том, что здесь придется привести огромное количество источников, рассуждений и исторических фактов по каждому вопросу, ток что мы рискуем превысить все допустимые лимиты. Поэтому я думаю посоветовать Вам некоторую литературу. Во-первых, конечно, непосредственно "Закон Божий" Слободского (по его книге на нашем сайте создан видеокурс), во-вторых, учебники по догматическому богословию, наиболее популярный из которых принадлежит иерею Олегу Давыденкову. Наконец, книжку С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ереси. Секты", а вместе с нею - любой учебник по сравнительному богословию. Ну, и, наконец, подборку литературы на сайте Православного общества "Азбука веры" по этому адресу: http://azbyka.ru/religii/ Вам совсем не придется штудировать все эти источники, чтобы найти ответы на вопросы, нет - просто пролистать и просмотреть, так как уже по заглавиям можно будет понять, в какой главе о чем говорится. Этого будет вполне достаточно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Спасибо за ответы. Можете ли Вы мне помочь еще в одном вопросе: где можно прочитать информацию о том, какой псалом что значит (как называется) и какой нужно читать от страха, меня постоянно и во всем преследует какой-то страх и неуверенность. И еще: как правильно надо креститься (крестное знамение)? Однажды в церкви я крестилась, но бабушка мне сказала, что я не так это делаю. Запомнила. Прошло время, я снова забыла, как правильно, снова спрашивала, и снова не уверена (слева направо или наоборот). Я не понимаю, почему находит такое забвение! Ккак раз и навсегда все же запомнить? Спасибо.

Светлана

О псалмах и Псалтири можно почитать у протоиерея Григория Разумовского в книжке "Объяснение Священной книги Псалмов" (электронная версия доступна здесь: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/razumovskiy_psalmi_oglavlenie-all.shtml). В отношении того, какой псалом от страха, боюсь сам, что не подскажу. Мне все-таки кажется, что псалмы читают не "от чего-то", а "для чего-то", и прежде всего для очищения души от грехов и для духовного совершенствования.
А креститься нужно следующим образом: сначала полагать крестное знамение на лоб, затем на живот, затем правое и левое плечо.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, простите за беспокойство, обыскалась в интернете, как вести себя во время Богослужения, основные правила нашла, а что интересовало, - нет. Скажите, как вести себя при Великом входе? При словах "Великого Господина и Отца нашего...", "Вас и всех православных христиан..." Креститься или со страхом стоять? Еще в конце, например, панихиды, при словах священника: "Христос, истинный Бог наш..." батюшка крестится. И нам креститься? И далее: "и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец..." батюшка опять крестится, а нам что делать? Ещё когда осеняют народ Евангелием, все просто кланяются, или надо перекреститься и поклониться? Спасибо. Простите. Вопросов много, ответов не нахожу.

Ирина

Ирина, это – вещи не очень принципиальные: поступите так, как Вам хочется. Но чтобы примерно разобраться, как именно поступать, можно руководствоваться следующей "схемой", весьма условной, конечно.
Христиане просто стоят, не крестясь и не кланяясь, в те моменты службы, когда хотят выразить особенное благоговение перед святыней и не нарушить молитвенное настроение окружающих.
Небольшой поклон делается обычно из уважения к действиям священнослужителей, когда те так же кланяются вам: при каждении, при закрывании Царских врат и в некоторые другие моменты.
А крестное знамение мы налагаем на себя, когда соучаствуем молитве священника, со-молимся с ним, например, во время Великого входа ("Великого Господина…") или отпуста ("Христос, истинный Бог наш…"), потому что слова, которые произносит священник в эти моменты – это молитвенное пожелание духовных благ для нас и мы, естественно, присоединяемся к этой молитве и сами.

игумен Никон (Головко)

По церковному Уставу положено совершать крестное знамение перед чтением молитвы и по окончании, при чтении вечернего и утреннего правила. Батюшка не всегда совершает крестное знамение в начале молитвы. Уточните пожалуйста, когда правильно совершать крестное знамение?

Тамара

Тамара, но ведь совершать крестное знамение тогда-то или тогда-то – это не догма, а скорее совет. При очень углубленной молитве многие совсем не крестятся – и в этом нет ничего ни плохого, ни удивительного

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, необходимо ли делать крестное знамение в молитве "Отче наш..." после слов "но избави нас от лукавого"?

Дмитрий

Осенять себя крестным знамением мы должны в начале и конце молитвы.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. 1. Я не все понимаю по теме колдовства. Православные книги по этой теме читал, но есть недоумения. В них пишется: "Не бойтесь колдовских вещей (разного рода иголочки, тряпочки и т.д.), так как мы под защитой Господа Бога нашего и главное бояться греха". С ЭТИМ Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН! Но, с другой стороны, пишется в православной книге "Остерегайтесь чужих непонятных вещей". Вроде бы все правильно. Но как поступать если все же заметил странную колдовскую вещь? А у тебя нет возможности ее обойти и даже перекрестить. Например, у порога лежит странная вещь я ее не должен бояться, но с другой стороны должен остерегаться. Как поступать? Можно смело взять в руку и выбросить и не думать о ней, так как Бог защищает! Но все-таки есть предостережение от таких вещей и одно крестное знамение может не помочь. Думаю, Вы поняли тонкость моего непонимания. 2. В одной православной книге пишется "нет никаких любовных приворотов", волю человека сам Господь не нарушает. В других пишется, что есть такое. (Как я думаю, может временно, так как дальше Господь не позволяет) Какова истина? 3. То, что бесы не могут без воли человека заставить согрешить это ясно. Но почему бывают проклятые места, посетив которые, человек совершает этот грех? Судя по свидетельствам многих людей, есть в жизни такое. То, что если ходишь в церковь, причащаешься, тебе ничего не повредит, в это я Твердо Верю. Просто мне интересно. Как эти немножко двоякие и как и те и другие правильные научения, в уме "совместить"? Ваши мысли по поводу мной написанного. Спасибо за ответ!

Александр

Я не специалист по этим вопросам, поэтому могу сказать лишь о том, как поступил бы сам. Если бы я заметил «странную колдовскую вещь», просто выбросил бы ее, не придавая ей никакого значения. Можно и перекрестить, не раздумывая, поможет или нет крестное знамение. Поможет, если с верой. Точно так же как любое действие с двоящимися мыслями пойдет во вред, как о том пишет ап. Иаков. По поводу приворотов, отворотов и т.д. - здесь тоже все зависит от веры. Если человек действительно верит в Бога, т.е. живет, основываясь на вере, если он участвует в церковных таинствах - ничего это ему не грозит. А вот если вера его слаба - не уверен, что он застрахован от всякого рода магических манипуляций, о которых науке сказать нечего, а Священное Писание и Церковь их осуждает, не говоря, однако, что все это не приносит вреда. Может и принести и уж точно приносит тому, кто это практикует. «Проклятые места»? Не совсем понимаю, о чем речь. Как не понимаю, зачем идти в место со столь дурной репутацией. Вообще же могу сказать, что все эти воздействия имеют силу только при определенном расположении психики. Так есть люди, на которых действует гипноз и те, на которых не действует. Нужно просто жить церковной жизнью всерьез. А еще Новый Завет заповедует нам: «не исследуйте глубины сатанинские». Дело в том, что человека притягивает то, чем он начинает интересоваться. Начнет исследовать всякую бесовщину и не факт, что не окажется в той или иной зависимости от нее. Это в любом случае небезопасно. Если же, напротив, Вы не придаете всему этому совершенно никакого значения и живете подлинной церковной жизнью, то против Вас все колдуны, маги, экстрасенсы и проч. бессильны.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте! Меня очень интересует один вопрос: я православный христианин, с недавнего времени мне не даёт покоя вопрос - кто такие старообрядцы и почему с точки зрения Православия они являются еретиками? По информации которую я нашёл сети, старообрядцы - это те, кто не принял новых реформ патриарха Никона и остались верны Апостольской Вере, считая, что менять каноны по произволению даже патриарха нельзя. Православие очень критично подходит к католическому канону, где говориться, что последнее слово остаётся за папой, т.е. только он изрекает истину в последней инстанции(если даже "истина" - явная ересь и не Правда). В этой связи хотелось бы узнать всё таки - кто такие староверы и что произошло в 17-том веке в нашем Отечестве? Простите меня грешнаго за мою недалёкость и тёмность. Спаси Вас Господи.

Сергий

Дорогой Сергий!
В 17-м веке у нас, конечно, произошла беда, сколь обидная, столь и нелепая. В истории Церкви есть множество примеров, когда одинаково верующие люди держались, тем не менее, разных форм выражения веры, то есть разных обрядов. И беда старообрядцев не в том, что их обряды хуже или лучше, а в том, что они им придали практически вероучительное, догматическое значение. Если разделяться по признаку внешних форм выражения веры, тогда надо начинать не с Патриарха Никона, а с апостолов Христовых, которые не двуперстно(как старообрядцы), не троеперстно (как православные сейчас), не пятиперстно (как католики), а совсем по-другому накладывали крестное знамение. Но с ними ведь никому (даже протестантам) не придет в голову разделяться. Что же до реформ Патриарха Никона, то целью их было подчеркнуть единство вселенского православия (восстановив на Руси обряды, принятые у греков), а не обособляться по внешнему признаку в узконациональную Церковь.
Надо сказать, что в значительной мере разрешение проблемы этой продвинулось. В 1971 году Русская Православная Церковь сняла прещения со старообрядцев-поповцев, и старые и новые обряды объявлены равноспасительными. Хотя пока, несмотря на аналогичную декларацию мира с православными, на практике старообрядцы все же держатся обособленно и на предлагаемые с нашей стороны реальные шаги навстречу друг другу реально не идут. А вот беспоповцев, отринувших и священство (так сказать, выплеснувших с водой и ребенка), постигла настоящая беда: они отпали от единства Христовой Церкви.

протоиерей Илия Шапиро

1




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта