Главная » Отношения » Что такое толерантность в современном обществе? Что такое толерантность и какие ее виды существуют

Что такое толерантность в современном обществе? Что такое толерантность и какие ее виды существуют

Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

Это прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек - это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть - терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым - это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества - непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество - это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять - различия существуют, и это неплохо.

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек - это какой?

Стоит отметить, что главное принятие - личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» - зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе - вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Воспитание в семье

Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ - это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье - это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

Чтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

Понятие толерантности. Виды толерантности (политическая, этническая, религиозная). Значимость толерантности для современного общества

Изменения, происходящие в мире и в Российской Федерации на протяжении последних лет, с особой остротой ставят проблему взаимоотношений между людьми. Отсутствие четкой национальной политики государств, направленной на разрешение межэтнических конфликтов, послужило поводом к проявлениям взаимной нетерпимости. Неуклонный рост диапазона различий между людьми, этносами, религиями, культурами в историко-эволюционном процессе свидетельствуют, что природа и история воспринимают толерантность как уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития. Не случайно государства - члены ООН, наряду с заверениями о распространении идей толерантности и ненасилия посредством политики в сфере образования и специальных программ, объявили 16 ноября ежегодным международным Днем Толерантности .

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.

Проблемы формирования толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из актуальных в современном многонациональном российском обществе. Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе". Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция "Я и общество", складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательной процесса.

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

Естественная (натуральная) толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его "Я", поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой - неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний .

Моральная толерантность. Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним "Я" человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа "обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…".

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность. Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов "моральный" и "нравственный" разведено. В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или "внутренним Я" человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности .

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И):

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию. 2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план ("пусть кто-нибудь другой, только не я…").

5. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть .

Как видим, толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача "стану терпимым!" может привести только к усилению моральной толерантности.

Религиозная толерантность.

Принцип религиозной толерантности включает в себя: признание права личности на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение к культурно-религиозному плюрализму общества, восприимчивость и непредубежденность к альтернативе; обязанность каждого гражданина способствовать утверждению религиозных прав человека, культурно-религиозного плюрализма; признание каждым гражданином права за другими придерживаться своих религиозных, нерелигиозных (индифферентных) и атеистических убеждений; уважительное отношение органов государственной власти к религиозным чувствам верующих.

Религия - особая сфера, пограничная между общественным и индивидуальным. Вероятно, именно по причине своей "пограничности" она нуждается в особой чуткости и внимательности со стороны исследователей. Интимный, личностный характер религии не позволяет небрежно относиться к проявлениям религиозной нетерпимости. Любая конфликтная ситуация в сфере религиозного может легко перейти в сферу социальной жизни и привести к самым трагичным последствиям.

Примеры религиозной нетерпимости мы можем наблюдать в тех случаях, когда "традиционное", желая упрочить свои позиции, заявляет свои права на различные сферы влияния (культура, образование, наука). Безусловно, это может привести к религиозной нетерпимости и, как следствие, - к религиозным конфликтам. Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение собственной религии не умаляется. Индикаторами толерантности в области религии выступают степень лояльности к лицам иного вероисповедания, отношения к экстремизму и глобализации, атеизму и безрелигиозности, трактовка роли и места религии в жизни общества и человека, понимание соотношения религии и науки, допущение религиозного плюрализма .

Учитывая, что религиозная толерантность как определенный тип отношений включает различных её участников, то и её осуществление происходит на следующих уровнях: микроуровень - между индивидами; макроуровень - между религиозными группами (конфессиями, мировыми религиями), формирующими, как правило, межконфессиональную толерантность, а также толерантное отношение к светской социальной жизни; мегауровень - между религиозными организациями и государством, контролирующим взаимоотношения между религией и политикой.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим .

Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

На политической и правовой почве проявлением религиозной нетерпимости считается всякое отступление (в политической практике, законодательстве) от принципа равноправия религий, наделение привилегиями одних (традиционных) и дискриминация других (нетрадиционных) религий (религиозных организаций).

Этническая толерантность.

Происшедшие в России в течение последних десятилетий резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям.

Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.

Значение толерантности для современного общества очень велико.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности "идеал и жизненно важный принцип", полагая, что "она одна даст шанс выжить цивилизации".

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости .

Ценностно-смысловой подход к рассмотрениювидов толерантности

В Законе РФ «Об образовании» отражены те же позиции по отношению к образованию: «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».

Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической .

Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его правои свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (примеры).

В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы ,т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека (примеры).

Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.

Социальная толерантностьэто партнёрское взаимо-действия личности с различными социальными группами общества,она направлена на равно-весие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М.Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей» (примеры).Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бубера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человекспособен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантностьпроявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей,установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п. Социально толерантным можно назвать поведение признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам.

Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп (примеры).

Третий вид – этническая толерантность Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической.Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. ИсследованияБ.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.

Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной то-лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран-нем детстве и протекающий в течение всей жизни.

Эмпирические наблюдения дают основания полагать, что современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. В.С. Библер говорит о важности осознания перехода от «человека образованного» к «человеку культуры». Человека культуры отличает широта взглядов в сфере культурного многообразия различных народов и наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной то-лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран-нем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них явля-ется образование.

Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом .

Когнитивное измерение состоит в осознании и принятии человеком «сложности, многомерностижизненной реальностии вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности,неполнотыи субъективности (по меньшей мере – частичной) собственных представлений и своей картины мира. Она ярче всего проявляется именно в ситуацияхпротиворечий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Толерантность означает еще и такое важное качество,как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный» .

Эмоциональное измерение реализует, прежде всего, в способности к эмпатии.Полноценная эмпатия – безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседникиимеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга.Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя ихперерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость.Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения – и таким образом снижает напряженность и возможность преодоление обострения отношений, конфронтации и соперничества.

Поведенческоеизмерениетолерантности представляет лишь видимую часть «айсберга толерантности», считает С.Л. Братченко, и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относятся:

Способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения(«Я-высказывания»);

Готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственными взглядами);

Способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус).

Необходимо учитывать особенность толерантности –способность человека понимать и принимать множественность и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем ус-пешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид – не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваи-вая социальный опыт, избирательно относится к окружающей дейст-вительности. Воздействие национальных отношений на человека при-обретает значимость не само по себе, а через индивидуальную пози-цию личности. На бытовом уровне человек постоянно впитывает, осваивает обы-чаи и традиции своих соседей, в школе он изучает историю других наро-дов, постигает общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совмест-ной деятельности, в повседневных контактах. Однако на процесс формирования толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт м потому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным. Важным является и то, что чаще всего отношения к «другому», к «другим» являются эмоционально окрашенными и не до конца отрефлексированными самим человеком. Поэтому случайные наблюдения, передачи по телевидению (плохо прокоментированные); неудачный опыт собственного общения могут сформировать отрицательную позицию по отношению и к «другим».

Основные позиции, обращенные к ближайшему будущему, могут быть обозначены следующим образом: толерантность требует гибкости Толерантность – это не только правило обращения с ценностями, она сама является универсальной ценностью.

В психологии можно выделить множество различных классификаций толерантности.

Сначала бы хотелось обратиться к классификации Г. Олпорта. Он выделял три вида толерантности:

    Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.

    Конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем.

    Толерантность как черту характера. Это уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир».

Наиболее полно отражающей все аспекты педагогической деятельности является классификация Г. Л. Бардиер и разработанный на ее основе опросник ВИКТИ (Виды и компоненты толерантности).

Выделяется 10 видов толерантности: межличностная,межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая,межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая,межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:

1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;

2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;

3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.

Г.Л. Бардиер также выделяет десять компонентов толерантности. Такие как: аффективный,конативный, когнитивный,этико-нормативный, потребностно-мотивационный, деятельностно - стилевой, ценностно-ориентационный, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный, личностно-смысловой.

Мацковский Михаил Семенович выделял 12 видов толерантности:

    Политическую – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

    Межнациональную – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.

    Расовую – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.

    Религиозную – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

    Гендерную – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим

    Возрастную – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

    Физиологическую – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д

    Сексуально–ориентационную – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

    Образовательную – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.

    Географическую – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

    Межклассовую – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.

    Маргинальную – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

С.К. Бондырева выделяла толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественную толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований для нее – проблемную толерантность.

В свою очередь, она рассматривала разновидности проблемной толерантности:

    подчинения (иерархии) – человек терпит неприятного себе человека из – за того, что он занимает высший пост и имеет власть.

    Выгоды – человек терпит неприятного человека ради получения от него какой-либо выгоды.

Две эти разновидности можно объединить в одну – вынужденную толерантность.

    умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью.

    Воспитанности - проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о видах толерантности. В настоящее время они пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими перенаселениями» людей других национальностей.

Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины.

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов.

Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.

Понятие и виды толерантности.

В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение толерантности, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность - это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом». (1, с.5).

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».

В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами (4, с. 14).

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.

Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение.

В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей (4, с. 14).

В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Появились весьма интересные научно-публицистические работы (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова), ряд статей в периодической печати (Е.Г. Багреева, Г.Н. Волков, В.В. Глебкин), посвященные проблеме толерантности.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».

В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» (7, с. 22-23).

По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.

Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.

Рассматривая толерантность, необходимо понять основные психологические составляющие толерантности.

Эмпатия (от греч. etmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (5, с. 39).

Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:

· Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

· Рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

· Гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

· Уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

· Самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;

· Вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

· Перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

· Чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой (2, с. 77-79). толерантность компромисс отношения психологический

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь - оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.

Соответственно, интолерантность, как отношение, порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции - гнев, досаду, злобу, злость.

По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение - это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» (1, с. 4-5).

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.

Как известно, наиболее острая проблема - толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность.

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (5). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.

Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

Формирование толерантного отношения.

Одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала - объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу - это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки - определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.

Предубеждение - это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.

Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.

Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде) (1, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.

Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.

Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.

Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это - толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому - психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».

Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал - делайте что хотите!».

Наконец, возникновение снисходительной толерантности связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь - не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил (1, с. 47- 51).

1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это - толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4. Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.

Заключение

Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.

В последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.

В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Все это вместе взятое -- и тревожное, и обнадеживающее -- и привело к особенно пристальному вниманию к вопросам межкультурного общения. Впрочем, вопросы эти вечные, они волновали человечество с незапамятных времен. В качестве доказательства вспомним одну пословицу. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, то есть тем самым народным культурным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение.

Русская пословица, живая, употребительная, не утратившая, в отличие от многих других, своей актуальности, учит: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ее аналог в английском языке выражает ту же мысль другими словами: When in Rome, do as Romans do [Приехав в Рим, делай, как римляне]. Так в каждом из этих языков народная мудрость старается предостеречь от того, что теперь принято называть термином конфликт культур. Словосочетание это, к сожалению, сейчас «в моде» по уже упомянутым грустным причинам: в условиях социальных, политических и экономических конфликтов многочисленные беженцы, иммигранты, репатрианты страдают от конфликтов с «чужим уставом» даже в благополучной экономической ситуации. Поэтому в конце, хочется отметить цитатой из книги Тер-Минасовой:

«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» -- Терпение, Терпимость, Толерантность -- вот формула межкультурной коммуникации».

Литература

1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. 168 с.

3. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И.Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

4. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.:, 2003. С. 106-133.

5. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие). М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя, рекомендации по ее развитию.

    диссертация , добавлен 15.08.2009

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Общая характеристика толерантной личности по Г. Оллпорту. Анализ формирования толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса. Комплекс педагогических мер для формирования межличностной толерантности в условиях школы.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта