Главная » Звезды » Значение беляев митрофан петрович в краткой биографической энциклопедии. Беляев митрофан петрович Митрофан петрович беляев

Значение беляев митрофан петрович в краткой биографической энциклопедии. Беляев митрофан петрович Митрофан петрович беляев

БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ

Беляев, Митрофан Петрович - известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836 г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. 14-летним мальчиком он пристрастился к камерной музыке, играя в квартетных вечерах сначала на скрипке, потом на альте. Отец не хотел стеснять его наклонностей и предлагал ему посвятить себя целиком музыке, но юноша решил продолжать отцовское дело, сначала под его руководством, а затем самостоятельно. С 1851 по 1866 годы Беляев вел лесопромышленное дело в Олонецкой губернии. С 1866 г. по 1884 г. Беляев перенес свое торговое дело в Кемский уезд Архангельской губернии и вел его самостоятельно, вместе со своим двоюродным братом. Сначала Беляев увлекался преимущественно западной, немецкой музыкой и вращался больше в немецких любительских камерных кружках. Только в начале 1880-х годов он узнал произведения тогдашних представителей молодой русской музыкальной школы, играя в оркестре любительского кружка под управлением А.К. Лядова. В 1882 г. Беляев познакомился с известным ныне композитором А.К. Глазуновым, сочинения которого тогда только что начали исполняться публично. Знакомство это сделало Беляева страстным поклонником новой русской музыки. В 1884 г. Беляев оставил свое торговое дело и задумал два широких предприятия: концерты исключительно из произведений русских композиторов, очень редко в то время исполнявшихся, и издание сочинений также только русских композиторов, с трудом тогда находивших себе издателей. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым "Беляевским". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки, в ту пору еще немногочисленные. Сначала они посещались мало, но затем стали привлекать все более и более многочисленную публику. Благодаря им Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. Такие же концерты (числом 2) были организованы Беляевым на всемирной парижской выставке 1889 г. Не меньшая заслуга перед русской музыкой принадлежит его музыкально-издательскому делу. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельдов, Щербачева, Витоля и многих других. Все издания Беляева отличаются изяществом и сравнительной дешевизной: элемент коммерческой прибыли в этом вполне идейном предприятии совершенно отсутствовал. Авторы издававшихся Беляевым музыкальных сочинений получали от него гонорар, нередко гораздо больший, чем давали другие издатели. И помимо этого Беляев постоянно, в самых различных формах, оказывал материальную поддержку как музыкальным деятелям, так и разным музыкальным предприятиям. В 1898 г. Беляев был избран председателем Санкт-Петербургского общества камерной музыки и неоднократно устраивал при нем конкурсы на соискание премий за лучшие камерные сочинения. Благодаря вечерам камерной музыки в доме Беляева возникла целая серия небольших пьес для струнного квартета наших композиторов, озаглавленная "Среды" и изданная тем же музыкальным издательством. Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных "Глинкинских" премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова, имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с "податными сословиями" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души. - См. статью В. Стасова в "Русской Музыкальной Газете", 1895, ¦ 2; там же, 1904, ¦ 1 и 48; 1910, ¦ 49. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836-1903/04) российский меценат, лесопромышленник, нотоиздатель. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное издательство "М. П. Беляев в Лейпциге" (1885). Организовал общедоступные …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Митрофан Петрович , русский музыкальный деятель и нотоиздатель. Богатый лесопромышленник, Б. был активным пропагандистом русской …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836—1903) — выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его — богатый …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1836 - 1903/04), меценат, лесопромышленник, нотоиздатель. Своей художественно-просветительной и меценатской деятельностью поддерживал развитие русской музыки. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836?1903) ? выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его? богатый …
  • БЕЛЯЕВ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    356131, Ставропольского, …
  • БЕЛЯЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально отчество от русского нецерковного мужского имени Беляй. В прошлом оно было частым. В Сл. Тупикова приводятся из документов 1422—1680 …
  • БЕЛЯЕВ в Литературной энциклопедии:
    - герой комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Алексей Николаевич Б.- студент, взятый …
  • ПЕТРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Велько — видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд …
  • БЕЛЯЕВ в Литературной энциклопедии:
    1. Сергей Михайлович — беллетрист, из семьи священника. Окончил Юрьевский университет по медицинскому факультету. Центральный образ его творчества — …
  • ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Petrovics) — настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • ПЕТРОВИЧ
    П́ЕТРОВИЧ (Реtrоvici) Эмил (1899-1968), рум. языковед. Тр. по диалектологии, лингв. географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии рум. яз., в области …
  • МИТРОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИТРОФ́АН ВОРОНЕЖСКИЙ (в миру Михаил) (1623-1703), настоятель Яхромского Козьмин-Успенского (1666-75) и затем Желтоводского Макарьева монастырей, с 1682 первый епископ …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Спартак Тим. (р. 1923), физик, акад. РАН (1968). Осн. тр. по физике плазмы, квантовой теории мн. частиц, ядерной …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Сер. Петр. (1847-1911), рос. предприниматель и полит. деятель, лесоторговец. Брат М.П. Беляева. Чл. Петерб. биржевого к-та, Совета Гос. банка, …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ник. Мих. (1890-1944), учёный в области материаловедения, ч.-к. АН СССР (1939). Тр. по теории прочности (устойчивость стержней, пластич. деформации), …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ник. Ив. (1877-1920), металлург. Один из основателей произ-ва легир. сталей в России; руководил стр-вом первого отеч. эл.-металлургич. з-да …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Мих. Ал. (1863-1918), гос. и воен. деятель, генерал от инфантерии (1914). Участник рус.-япон. войны 1904-05, в нач. 1-й мир. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Митр. Петр. (1836-1903/04), рос. лесопромышленник, меценат. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное изд-во "М.П. Беляев в Лейпциге" (1885) с …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ив. Дм. (1810-73), историк, славянофил. Проф. Моск. ун-та (с 1858). Тр. по истории рус. крест-ва, права, воен. дела, летописания. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Евг. Ал-др. (1895-1964), востоковед, д-р ист. наук (1962). С 1951 в Ин-те востоковедения РАН. Тр. по истории ислама, ср.-век. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Дм. Конст. (1917-85), биолог, акад. АН СССР (1972). Осн. тр. по генетике и селекции ж-ных, по воздействию физ. факторов …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Вл. Ив. (1855-1911), рос. морфолог р-ний. Осн. тр. по сравнит. морфологии муж. заростков плаунов, папоротникообразных и голосеменных. Описал механизм …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Викт. Мих. (1888-1968), музыковед, д-р иск-ведения (1944). Осн. тр. по истории музыки Азии. Проф. Моск. конс. (с …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Вас. Ник. (1902/03-67), кинооператор и режиссёр. Док. ф.: "Линия Маннергейма" (1941), "Черноморцы" (1942), "Народные мстители" (1943) и др. Совм. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Анат. Ив. (1906-67), металлург, ч.-к. АН СССР (1960). Осн. тр. по металлургии лёгких металлов, полупроводниковым …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ал-др Ром. (1884-1942), рус. писатель. Науч.-фантастич. произв.: "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Звезда КЭЦ" (1936) и …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Petrovics) ? настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • МИТРОФАН в словаре Синонимов русского языка.
  • МИТРОФАН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. То же, что: …
  • МИТРОФАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Митрофан, (Митрофанович, …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) , румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • МИТРОФАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Воронежский (в миру Михаил) (1623-1703) , русский православный монах, епископ. Настоятель Яхромского Козьмин-Успенского (1666-75) и затем Желтоводского Макарьева монастырей, с …
  • БЕЛЯЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Романович (1884-1942) , русский писатель. Научно-фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. - …
  • МИТРОФАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    митрофана, и (чаще) МИТРОФАНУШКА (М прописное), Митрофанушки, м. (разг.). То же, что недоросль во 2 …
  • МИТРОФАН в Толковом словаре Ефремовой:
    митрофан м. То же, что: …
  • МИТРОФАН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. то же, что …
  • МИТРОФАН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. то же, что …
  • МИТРОФАН (В МИРУ МИТРОФАН ВАСИЛЬЕВИЧ СИМАШКЕВИЧ)
    Митрофан, в миру Митрофан Васильевич Симашкевич - духовный писатель (родился в 1845 г.), воспитанник Петербургской духовной академии, архиепископ пензенский и …
  • МИТРОФАН (В МИРУ МИТРОФАН АФОНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Митрофан, в миру Митрофан Афонский - духовный писатель (родился в 1861 г.), епископ Подольский и Брацлавский. Образование получил в Московской …
  • СМИРНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Николай Петрович (1886 - после 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября …
  • ПАВСКИЙ ГЕРАСИМ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павский Герасим Петрович (1787 - 1863), протоиерей, выдающийся филолог, востоковед (гебраист и тюрколог) …
  • НИКОН (БЕЛЯЕВ) (1886-1937) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон (Беляев) (1886 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий …

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Митрофан Петрович Беляев родился в семье известного петербургского лесопромышленника, купца 1-й гильдии, коммерции советника Петра Абрамовича Беляева , мать по происхождению - из обрусевших шведов.

Митрофан Беляев с молодости принимал активное участие в делах отца, прожил несколько лет в Олонецкой губернии на берегах Белого моря в селе Сорока . В 1867 году Митрофан Беляев получил разрешение от Министерства государственных имуществ Российской империи на эксплуатацию лесов на берегах реки Выг . 19 сентября 1869 года запустил паровой лесопильный завод «Космополит» на берегу Сорокской бухты Белого моря (ныне г. Беломорск). В 1876 году рядом был запущен второй паровой лесопильный завод «Финляндский».

Исполнялись на этих вечерах - преимущественно любительским квартетом, в котором Беляев играл на альте, - наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы» (см. «Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учрежденный Беляевым при СПб. обществе камерной музыки. Последние годы Беляев состоял председателем этого общества. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А. К. Глазунова, Беляев с 1884 года оставил активную предпринимательскую деятельность, передав руководство семейными лесопромышленными предприятиями младшему брату Сергею Петровичу (1847-1911) и предался всецело служению интересам русской музыки.

В 1884 году состоялся первый из «Русских симфонических концертов» , которые также финансировались Беляевым. Эти оркестровые концерты на пике своей популярности (во второй половине 1880-х гг.) проходили до 6 раз в сезон; главным дирижёром их до 1900 г. был Н. А. Римский-Корсаков. Характерно, что в тематические программы Русских симфонических концертов включались сочинения не только петербургских (Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки»), но и московских композиторов (Чайковского, Танеева, Скрябина, Рахманинова). С 1891 года в течение ряда лет в рамках этого мероприятия проводились также квартетные вечера. После смерти Беляева Русские симфонические концерты, продолжавшиеся до середины 1918 г., финансировались из средств, завещанных им Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов.

В 1904 году Н. А. Римский-Корсаков написал оркестровую прелюдию «Над могилой», посвятив её памяти М. П. Беляева, его большого друга и друга всех русских композиторов.

В 1909 г. в селе Сорока рядом с первой лесопильной рамой Сорокских заводов был установлен памятник Беляеву на котором были выбиты слова: «М. П. Беляев, основатель Сорокских заводов. Родился 10 февраля 1836 г. Основал Сорокские заводы в 1865 г. Воздвигнут памятник признательными служащими и рабочими в 1909 г.». Позднее памятник был снесён

Объединившего многих выдающихся музыкантов.

Биография

Родился в семье известного петербургского лесопромышленника Петра Абрамовича Беляева , мать по происхождению - из обрусевших шведов.

Митрофан Беляев с молодости принимал активное участие в делах отца, прожил несколько лет в Олонецкой губернии на берегах Белого моря в селе Сорока . В 1867 году Митрофан Беляев получил разрешение от Министерства государственных имуществ Российской империи на эксплуатацию лесов на берегах реки Выг , а 19 сентября 1869 года запустил паровой лесопильный завод на берегу Сорокской бухты Белого моря (ныне г. Беломорск). Проживая в Архангельске организовал любительский кружок квартетной музыки, сам исполнял партию второй скрипки.

С 1884 года оставил активную предпринимательскую деятельность, передав оперативное руководство семейными предприятиями младшему брату Сергею Петровичу (1847-1911), и занимался только меценатством.

С 1884 года Беляев устраивал у себя дома в Петербурге еженедельные музыкальные вечера камерной музыки (которые в первое время не прерывались даже и летом), положивших начало объединению выдающихся музыкальных деятелей, в дальнейшем известного как Беляевский кружок. Обычными посетителями «Беляевских пятниц» бывали Н. А. Римский-Корсаков , А. К. Глазунов , А. К. Лядов и многие другие выдающиеся музыканты-композиторы и исполнители; здесь можно было встретить и А. П. Бородина , и П. И. Чайковского , и Ц. А. Кюи , и приезжих артистов, как, например, Никиша и других. Тесные связи с Беляевским кружком поддерживал музыковед Александр Оссовский . Одним из видных представителей молодого поколения беляевцев был польский композитор, дирижер и педагог Витольд Малишевский .

Исполнялись на этих вечерах - преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митрофан Петрович играл на альте, - наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы» (см. «Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учрежденный Беляевым при СПб. обществе камерной музыки. Последние годы Беляев состоял председателем этого общества. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А. К. Глазунова, Беляев с 1884 года оставил активную предпринимательскую деятельность, передав руководство семейными лесопромышленными предприятиями младшему брату Сергею Петровичу (1847-1911) и предался всецело служению интересам русской музыки.

В 1884 году Беляев положил начало ежегодным Русским квартетным концертам. 23 ноября 1885 г. в зале Дворянского собрания состоялся первый концерт из серии "Русских симфонических концертов", которые также финансировались Беляевым. Эти оркестровые концерты на пике своей популярности (во второй половине 1880-х гг.) проходили 6-7 раз в сезон; главным дирижёром их до 1900 г. был Н.А.Римский-Корсаков. Характерно, что в тематические программы Русских симфонических концертов включались сочинения не только петербургских (Глинки, Даргомыжского, композиторов "Могучей кучки"), но и московских композиторов (Чайковского, Танеева, Скрябина, Рахманинова). После смерти Беляева Русские симфонические концерты финансировались из его средств, завещанных "Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов", и продолжались до середины 1918 г.

В 1904 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оркестровую прелюдию «Над могилой», посвятив её памяти М.П. Беляева, его большого друга и друга всех русских композиторов.

Потомство

Прямого потомства М.П.Беляев не оставил, но вместе со своей супругой Марией Андриановной, которую все домашние называли Мария Андреевна, воспитывал приёмную дочь Валю. Прапраправнучатый племянник М.П.Беляева - Сергей Юрьевич Виноградов из Костромы (прапраправнук Татьяны Петровны Виноградовой, урожд. Беляевой - родной сестры Митрофана Петровича).

Праправнук Митрофана Петровича - Архимандрит Никон (Якимов), настоятель Храма Св. равноапостольной Марии Магдалины в Гааге (Нидерланды).

Напишите отзыв о статье "Беляев, Митрофан Петрович"

Примечания

Литература

На русском языке
  • В. Я. Трайнин. М. П. Беляев и его кружок. - Ленинград : Музыка , . - 128 с. - 14 000 экз.
  • В. Стасов, «Русская Музыкальная Газета», 1895, № 2; там же, 1904, № 1 и 48; 1910, № 49.
  • В. Стасов, журнал «Нива» (1904 г., № 2, стр. 38).
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1: А - Й. - Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. - С. 162-400 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0123-0 (т. 1)
  • Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. - На рус. и англ. яз. - М.: Маркграф, 2004. - 320 с. - Тир. 5000 экз. - ISBN 5-85952-032-8 . - С. 26.
На английском языке
  • Davis, Richard Beattie: The Beauty of Belaieff. GClef Publishing, London, 2008. ISBN 978-1-905912-14-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Беляев, Митрофан Петрович

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.
Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»
Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.
Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.
Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.

1836-1903/04), лесопромышленник, меценат. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное издательство (1885), организовал "Русские симфонические концерты" (1885) и "Русские квартетные вечера" (1891). На музыкальных вечерах в доме Б. в С.-Петербурге возник т. н. Беляевский кружок (Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Беляев, Митрофан Петрович - известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836 г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. 14-летним мальчиком он пристрастился к камерной музыке, играя в квартетных вечерах сначала на скрипке, потом на альте. Отец не хотел стеснять его наклонностей и предлагал ему посвятить себя целиком музыке, но юноша решил продолжать отцовское дело, сначала под его руководством, а затем самостоятельно. С 1851 по 1866 годы Беляев вел лесопромышленное дело в Олонецкой губернии. С 1866 г. по 1884 г. Беляев перенес свое торговое дело в Кемский уезд Архангельской губернии и вел его самостоятельно, вместе со своим двоюродным братом. Сначала Беляев увлекался преимущественно западной, немецкой музыкой и вращался больше в немецких любительских камерных кружках. Только в начале 1880-х годов он узнал произведения тогдашних представителей молодой русской музыкальной школы, играя в оркестре любительского кружка под управлением А.К. Лядова. В 1882 г. Беляев познакомился с известным ныне композитором А.К. Глазуновым, сочинения которого тогда только что начали исполняться публично. Знакомство это сделало Беляева страстным поклонником новой русской музыки. В 1884 г. Беляев оставил свое торговое дело и задумал два широких предприятия: концерты исключительно из произведений русских композиторов, очень редко в то время исполнявшихся, и издание сочинений также только русских композиторов, с трудом тогда находивших себе издателей. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым ""Беляевским"". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки, в ту пору еще немногочисленные. Сначала они посещались мало, но затем стали привлекать все более и более многочисленную публику. Благодаря им Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. Такие же концерты (числом 2) были организованы Беляевым на всемирной парижской выставке 1889 г. Не меньшая заслуга перед русской музыкой принадлежит его музыкально-издательскому делу. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельдов, Щербачева, Витоля и многих других. Все издания Беляева отличаются изяществом и сравнительной дешевизной: элемент коммерческой прибыли в этом вполне идейном предприятии совершенно отсутствовал. Авторы издававшихся Беляевым музыкальных сочинений получали от него гонорар, нередко гораздо больший, чем давали другие издатели. И помимо этого Беляев постоянно, в самых различных формах, оказывал материальную поддержку как музыкальным деятелям, так и разным музыкальным предприятиям. В 1898 г. Беляев был избран председателем Санкт-Петербургского общества камерной музыки и неоднократно устраивал при нем конкурсы на соискание премий за лучшие камерные сочинения. Благодаря вечерам камерной музыки в доме Беляева возникла целая серия небольших пьес для струнного квартета наших композиторов, озаглавленная ""Среды"" и изданная тем же музыкальным издательством. Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных ""Глинкинских"" премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова, имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с ""податными сословиями"" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души. - См. статью В. Стасова в ""Русской Музыкальной Газете"", 1895, № 2; там же, 1904, № 1 и 48; 1910, № 49. С. Булич.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Беляев, Митрофан Петрович

(1836-1903) - выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его - богатый лесопромышленник; он сам в молодости принимал участие в делах отца, прожив для этого несколько лет на берегах Белого моря. В Архангельске, как и раньше в Петербурге, он организовал любительский кружок квартетной музыки, сам исполняя преимущественно партию второй скрипки. В Петербурге он устраивал у себя с 1882 г. еженедельные музыкальные вечера камерной музыки, которые в первое время не прерывались даже и летом. Обычными посетителями "Беляевских Пятниц" бывали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и многие другие выдающиеся музыканты-композиторы и исполнители; здесь можно было встретить и А. П. Бородина, и П. И. Чайковского, и Ц. А. Кюи, и приезжих артистов, как, напр., Никиша и др. Исполнялись на этих вечерах - преимущественно любительским квартетом, в котором сам М. П. играл на альте, - наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Б. в двух сборниках под заглавием "Пятницы" (см. "Вестник Самообразования", 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учрежденный Б. при СПб. обществе камерной музыки. Последние годы Б. состоял председателем этого общества. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А. К. Глазунова, Б. с начала 1880-х годов оставил все свои торговые дела и предался всецело служению интересам русской музыки. В 1884 г. было положено им начало ежегодным русским симфоническим и квартетным концертам, а в 1885 г. основана в Лейпциге русская музыкальная нотоиздательская фирма. Этой фирмой издано за двадцать лет огромное число русских музыкальных сочинений, начиная с романсов и кончая симфониями и операми (в 1902 г. Б. пожертвовал в Императорскую Публичную Библиотеку 582 тома своих изданий). Эта сторона деятельности Б. потребовала расхода в несколько сот тысяч рублей, о возврате которых он и не мечтал. За неделю до его кончины, когда болезнь сломила его крепкий организм и заставила его лечь в постель, обычный пятничный квартет по его настоянию все-таки не был отменен. Завещал он на продолжение и расширение начатого им музыкального дела значительные капиталы.

См. статью В. В. Стасова в журнале "Нива" (1904 г., № 2, стр. 38).

Н. Гезехус.

{Брокгауз}

Беляев, Митрофан Петрович

Род. 10 февраля 1836 в СПб., ум. 22 декабря 1903 там же; учился в СПб. реформатском училище, окончив которое продолжал до 1884 вести крупное лесное дело в Олонецкой губ., перенятое им от отца. Игре на скрипке и фп. учился с детства; продолжал заниматься музыкой и в зрелом возрасте, вращаясь преимущественно в немецких камерных кружках. Только в начале 80-х годов Б. впервые пришлось близко познакомиться с произведениями Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и др., в том числе и Глазунова, бывшего тогда еще юношей. Знакомство это превратило Б. в страстного поклонника новой русской музыки, для поддержки которой он в 1885 основал в Лейпциге крупное издательское дело. До сих пор им изданы более 2000 №№ произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова. Танеева, Скрябина, Гречанинова и др. (в том числе партитуры и партии нескольких опер и множества оркестр. произведений). С этою же целью основаны были им в СПб. в 1885 "русские симфонические концерты", в программу которых входят исключительно произведения русских композиторов (главным образом симфонические, а также камерные и др.). Концерты эти ежегодно даются и поныне (3-6 в сезон), под управлением Римского-Корсакова, Глазунова и др. Такие же концерты (2) организованы были Б. и на всемирной парижской выставке 1889 в Трокадеро. С 1891 устраивает в СПб. ежегодные "русские квартетные вечера". В честь Б. Бородиным Римским-Корсаковым, Глазуновым и Лядовым написан струнный квартет на тему Be-la-ef. В 1898 Б. избран председателем СПб. общества камерной музыки, причем неоднократно при посредстве О. К. М. устраивал конкурсы на соч. камерной музыки из пожертвованных им средств. Биографический очерк Б. составлен В. Стасовым ("Рус. муз. газ.", 1895, № 2).

[В завещании своем назначил капитал, обеспечивающий дальнейшее продолжение издательской деятельности фирмы в прежнем духе; во главе дела, по просьбе завещателя, стали Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов.]

Беляев, Митрофан Петрович

(1836-1903) - музыкальный деятель. С детства чувствовал влечение к музыке, учился игре на скрипке у А. Ф. Гюльтена и на рояле у Штанге. Крупный капиталист-лесопромышленник, Б. основал в 1884 музыкальное издательство под фирмою "М. П. Беляев в Лейпциге". Издательская деятельность Б. явилась заметным вкладом в русскую музыкальную культуру: им были изданы произведения Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Танеева, Скрябина, Гречанинова и др. Музыкально-общественная деятельность Б. выразилась в организации "Русских симфонических концертов", "Квартетных вечеров" и др.

Лит.: Стасов, В. В., М. П. Беляев, СПб, 1895; М. П. Беляев и основанное им дело, СПб, 1910; Переписка А. И. Скрябина и М. П. Беляева, П., 1922; Беляев, В. М., А. К. Глазунов, т. I, Петроград, 1922.

Отличное определение

Неполное определение ↓





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта