Главная » Звезды » Забалансовые счета бюджетных учреждений. Применение забалансовых счетов Забалансовые счета в бюджетных учреждениях список

Забалансовые счета бюджетных учреждений. Применение забалансовых счетов Забалансовые счета в бюджетных учреждениях список

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В Приказе Минфина России от 03.07.2009 N 69н (далее - Приказ N 69н), которым внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), уделено большое внимание забалансовому учету. Так, в новой редакции изложено описание четырех счетов: 04, 17, 18 и 19. Одновременно стоит заметить, что сама Инструкция N 148н в первоначальном варианте в сравнении с ранее действовавшей Инструкцией N 25н <1> в части забалансового учета также претерпела ряд изменений. Например , с 01.01.2009 к забалансовым счетам добавлены три новых счета: 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" и 23 "Периодические издания для пользования". В данной статье мы рассмотрим правила забалансового учета в 2009 г., принимая во внимание Приказ N 69н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (утратила силу с 01.01.2009).

Общие положения и правила забалансового учета бюджетных учреждений содержит п. 263 Инструкции N 148н. Согласно указанному пункту за балансом учитываются:

  • ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование));
  • материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению;
  • бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др.;
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Всего забалансовый учет насчитывает 22 счета: с 01 по 20, а также 22, 23. Номер 21 не присвоен ни одному из счетов.

Забалансовые счета

Наименование счета

Основные средства в пользовании

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Бланки строгой отчетности

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные

ценности

Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры

Путевки неоплаченные

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных

Обеспечение исполнения обязательств

Государственные и муниципальные гарантии

Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по

договорам с заказчиками

Экспериментальные устройства

Расчетные документы, ожидающие исполнения

Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств

на счете, по деятельности, приносящей доход

Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения

законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок

Поступления денежных средств на счета учреждения

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет

Списанная задолженность, не востребованная кредиторами

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Периодические издания для пользования

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета. Во многих бюджетных учреждениях за балансом учитываются материальные ценности, списанные по правилам бюджетного учета со счетов учета нефинансовых активов, но используемые в деятельности бюджетных учреждений. Например , согласно п. 22 Инструкции N 148н при выдаче в эксплуатацию основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. кредитуется счет 0 101 xx 410, то есть объект списывается с баланса. Такой объект еще долго может использоваться в деятельности учреждения. По нашему мнению, срок его службы должен совпадать со сроками эксплуатации той амортизационной группы, к которой относится объект в соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам. В целях сохранности списанных с баланса объектов целесообразно организовать их забалансовый учет в количественном либо в количественно-суммовом выражении. Правила учета на забалансовых счетах, введенных учреждением самостоятельно, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Для наглядности приведем пример.

Пример. Согласно учетной политике учреждения объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., за исключением объектов библиотечного фонда, после их выдачи в эксплуатацию должны учитываться на забалансовом счете 24 "Основные средства первоначальной стоимостью до 3000 руб., выданные в эксплуатацию" по материально ответственным лицам в оценке 1 руб. за объект учета. В рамках бюджетной деятельности были выданы в эксплуатацию три стула стоимостью 2850 руб. каждый.

В учете операции отражаются следующим образом:

Для справки: согласно Классификации основных средств по амортизационным группам мебель школьных учреждений относится к 4-й амортизационной группе, срок эксплуатации данной группы составляет от пяти до семи лет. Отсюда - стулья за балансом должны числиться не менее пяти лет.

Инвентаризация материальных ценностей, иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, проводится в порядке и в сроки, которые установлены для объектов, учитываемых на балансе.

Примечание. Согласно п. 170 Инструкции N 148н при определении ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Это положение относится не только к объектам, которые числятся на балансе, но и к объектам забалансового учета.

Счет 01 "Основные средства в пользовании"

Счет 01 раньше в соответствии с Инструкцией N 25н назывался "Арендованные основные средства". Теперь название счета соответствует сути операций, отражаемых на нем. На счете 01 учитывается не только арендованное имущество, но и имущество, полученное в безвозмездное пользование (имущество, полученное по договору ссуды).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (далее - Карточка ф. 0504041). По нашему мнению, суммовое выражение стоимости арендованных основных средств должно соответствовать данным арендодателя.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Описание счета 02 по сравнению с Инструкцией N 25н не изменилось. На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также изъятые в принудительном порядке, до момента обращения их в собственность государства. Аналитический учет объектов ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения, по договорным ценам или ценам приобретения.

Кроме того, на счете 02 учитываются сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах. В этом случае аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения в Карточке ф. 0504041.

Счет 03 "Бланки строгой отчетности"

Учет бланков строгой отчетности (БСО) за балансом ведется по прежним правилам. На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.

БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывать и утверждать форму БСО?

В Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <2> (далее - Положение), если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных пп. "ж" - "и" п. 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, учреждения, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать документ, форма которого разработана и утверждена учреждением самостоятельно, при условии, что такой документ содержит реквизиты, установленные п. 3 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно изготавливать БСО?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. п. 4, 11 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов организации обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Примечание. С 1 декабря 2008 г. не применяются старые формы бланков строгой отчетности, не отвечающие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Предназначение счета осталось прежним: наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников.

Изменились требования к учету на данном счете. В частности, на нем должен быть организован аналитический учет списанной задолженности по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Кроме того, Инструкцией N 25н рассматривался только один вариант срока учета задолженности за балансом - пять лет с момента ее списания с балансового учета в порядке, установленном законодательством. Инструкция N 148н добавила к нему иной срок, установленный законодательством.

Инструкция N 148н в отличие от Инструкции N 25н предполагает списание задолженности с забалансового учета и постановку ее на баланс не только в случае поступления средств в погашение задолженности, но и при возможности возобновления процедуры взыскания задолженности дебиторов. Указанные операции проводятся, соответственно, на дату возобновления взыскания или на дату администрирования указанных поступлений.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Отражение операций по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета

В соответствии с п. п. 151, 155 Инструкции N 148н нереальная к взысканию дебиторская задолженность в части доходов списывается на счет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а в части расходов на счет 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". По мнению автора, на эти счета можно списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся как в рамках бюджетной, так и в рамках внебюджетной (приносящей доход) деятельности.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образованной в рамках бюджетной деятельности, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Инструкция N 148н не содержит указаний (проводок) по восстановлению на балансовый учет получателя бюджетных средств списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания. По мнению автора, в рамках бюджетной деятельности восстановить на баланс дебиторскую задолженность можно, отразив увеличение дебиторской задолженности за счет увеличения кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xxx 560 Кредит счета 0 303 05 730.

В рамках приносящей доход деятельности дебиторская задолженность восстанавливается на баланс также за счет чрезвычайных доходов: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xx 560 Кредит счета 0 401 01 173. В части налогового учета в отношении списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, следует иметь в виду, что согласно разъяснениям Минфина указанная задолженность при списании относится на расходы, а при ее восстановлении (получении) - к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-03-06/1/271).

Примечание. Инструкция N 148н не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, а в пределах своей компетенции определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах бюджетного учета. В соответствии с законодательством РФ бюджетное учреждение может произвести списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и нереальной к взысканию на основании соответствующего решения суда (Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1907).

В бухгалтерском учете учреждений - получателей бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и поступлению платежей в ее уплату отражаются следующим образом:

на нормативный

документ

  1. Отражено списание

в порядке, установленном

бюджетным

законодательством,

нереальной к взысканию

дебиторской задолженности

на основании подтверждающих

документов (по видам

задолженности)

1.1. В части задолженности

по доходам

Абзац 12 п. 151,

абз. 7 п. 155

Инструкции

Приложения 1 <3>

1.2. В части задолженности

по расходам

1.3. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам от приносящей

доход деятельности

2.1. Балансовый учет

Проводки

предложены

2.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы

средств дебиторской

задолженности прошлых

лет в рамках приносящей

доход деятельности,

поступившие

на соответствующий раздел

лицевого счета бюджетного

учреждения

Абзац 4 п. 99

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы платежа в бюджет

в части возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам бюджета

4.1. Балансовый учет

Абзац 2 п. 203

Инструкции N 148н

4.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы средств,

поступившие в доход бюджета

в погашение дебиторской

задолженности прошлых лет

по средствам бюджета

Абзац 8 п. 203

Инструкции N 148н

<3> Приложение 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" к Инструкции N 148н.

Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"

Принципы учета на данном счете не изменились. Счет 05 используется вышестоящим учреждением - заказчиком. На счете учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованного снабжения.

Получив подтверждение получения ценностей от учреждения (грузополучателя), вышестоящее учреждение списывает их стоимость с этого счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"

Правила учета на счете 06 остались прежними. На счете учитывается задолженность учащихся и студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Аналитический учет по счету ведется по каждому учащемуся и студенту на Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Порядок учета безнадежной к взысканию задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности аналогичен учету на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"

Описание счета 07 не изменилось. На этом счете учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке ф. 0504041.

В бюджетном учете затраты по приобретению сувенирной продукции, предназначенной для дарения, следует относить на расходы и отражать на счете 0 401 01 290 "Прочие расходы".

Счет 08 "Путевки неоплаченные"

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке ф. 0504041.

Примечание. Путевки должны храниться в кассе наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Л.Максимова

Главный редактор

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Если восстановить основное средство нельзя или использовать его экономически не целесообразно, объект списывают с учета из-за морального или физического износа. Учтите: это два разных понятия. Отличия – в .

Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). То есть нужно получить согласие, чтобы списать даже старую мебель. Порядок согласования зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального, регионального или муниципального. О том, как правильно списать непригодные активы, расскажем далее.

Что нужно сделать комиссии

Отличий в порядке списания недоамортизированного объекта и имущества с нулевой остаточной стоимостью нет. Учреждению надо создать постоянно действующую комиссию.

Эта комиссия должна:

На заметку

Акт о списании утверждает руководитель казенного учреждения после того, как согласует решение о списании с ГРБС

  • осмотреть имущество, подлежащее списанию (при этом проверить данные учетно-технической документации);
  • ответить на вопросы: «Целесообразно ли в дальнейшем использовать имущество?», «Можно ли объект восстановить или использовать его отдельные узлы и детали?»;
  • определить причины списания имущества (физический или моральный износ, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, длительное неиспользование для управленческих нужд, нарушение условий содержания или эксплуатации, иные причины);
  • подготовить акт о списании имущества по установленной форме и сформировать пакет документов в соответствии с перечнем, который утвердил ГРБС.

Чем отличаются моральный и физический износ

Понятие Моральный износ Физический износ
Определение Причины обесценивания: аналогичные объекты производят с меньшими затратами, и они становятся дешевле; появляется более современное, высокотехнологичное и производительное оборудование; объекты отстают по своим технико-технологическим показателям от показателей аналогичных основных средств Причины обесценивания – износ деталей: в процессе эксплуатации; от воздействия природных факторов и агрессивных сред; из-за естественных процессов старения
Суть Имущество утрачивает ценность до того, как наступит физический износ. Устаревший объект можно использовать, но для достижения учреждением целей своей деятельности это неэффективно Имущество утрачивает свою ценность в связи с физическим разрушением, материальным изнашиванием

Как оформить акт о списании

В зависимости от вида имущества применяют разные формы акта. Для транспортных средств используют форму № 0504105 , для мягкого и хозяйственного инвентаря – форму № 0504143 , для исключенной из библиотеки литературы (с приложением списка) – форму № 0504144 , для других ОС (кроме транспортных) – форму № 0504104 . Пример заполнения первой страницы акта о списании основного средства – в образце 1. Данные формы содержат графу «Заключение комиссии», где нужно отразить причину списания объекта (итог результатов осмотра) (образец 2). Проводить мероприятия, которые указаны в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения.

Образец 1. Акт о списании основного средства (стр. 1)

Образец 2. Фрагмент акта о списании основного средства (стр. 2)

Комментарий чиновника

Станислав БЫЧКОВ,
заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

На основании акта о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:
– в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);
– в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).
Это предусмотрено в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н .

Когда имущество отразить на счете 02

Так как правила неоднозначны, перед тем как перевести объект за баланс, узнайте мнение ГРБС на этот счет

Имущество, которое списано с учета, но требует демонтажа, нужно учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение». Такая норма содержится в Инструкции № 157н. Однако она неоднозначна. В пунктах и Инструкции № 157н написано иначе. А именно: отразить в бухучете списание объекта со счета 0 101 00 можно только после утверждения акта (то есть просто решения недостаточно) и разборки, демонтажа и т. д. Противоречие налицо.

Мнения экспертов тоже расходятся. Одни говорят, что положения инструкции нелегитимны, так как противоречат друг другу. Другие заявляют, что применять счет 02 нужно, и вот почему. Если имущество не является активом, его надо учитывать за балансом. Например, автомобиль, пока работал, был активом. Попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению – уже не актив, но продолжает оставаться объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10-02-2006 25н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ (2019) Актуально в 2018 году

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

236. На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Получателям средств бюджетов разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.

Все товарно-материальные ценности, а также арендованные основные средства, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета.

01 "Арендованные основные средства"

11 "Государственные и муниципальные гарантии"

На этом счете учитываются суммы предоставленных государственных и муниципальных гарантий.

Карточке учета средств и расчетов.

12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками"

18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения"

19 "Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет"

Счет предназначен для учета органами, организующими исполнение бюджетов, невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета, но подлежащие уточнению в следующем финансовом году.

Аналитический учет по счету ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений. Дата уточнения невыясненных поступлений отражается в графе 13 "Причина, по которой документ отнесен к невыясненным поступлениям (списан)".

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Как работают забалансовые счета

Инструкцией 157н предусмотрен тридцать один забалансовый счет. Напоминаем, что субъект учета вправе применять дополнительные забалансовые счета. Для использования дополнительных счетов их следует включить в рабочий план счетов и утвердить при формировании Учетной политики.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом - дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту - уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основные хозяйственные ситуации, в которых учреждению в соответствии с действующим законодательством необходимо выполнять записи на забалансовых счетах.

Аренда нефинансовых активов

До вступления в силу изменения Инструкции 157н от 31.03.2018 г. учет и арендованного имущества, и имущества, полученного в безвозмездное пользование, велся на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В последней редакции Инструкции 157н назначение счета 01 трактуется иначе: «Счет предназначен для учета имущества полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды». Данные изменения связаны с введением в учет счета 111.40 «Права пользования нефинансовыми активами», на котором в настоящий момент учитываются права пользования нефинансовыми активами в соответствии с условиями договоров аренды.

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке - 1 объект = 1 рубль.

2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:

  • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
  • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.
Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ред. 2.0, имущества, полученного в аренду предусмотрен документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА » со специализированным видом операции «Поступление на счет 01,02 ».

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Получение неисключительных прав на использование программных продуктов

Рассмотрим отражение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в учете учреждения. В соответствии с пунктом 66 Инструкции 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом) подлежат учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Для учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0. неисключительных прав пользования программными продуктами предусмотрен документ «Принятие к учету объектов ОС (кроме зданий и сооружений) (ОС-1) (Приказ 173-н)» с видом операции «Поступление на счет 101 (102, 103), 01, 02».

Форма документа «Принятие к учету объектов ОС (кроме зданий и сооружений) (ОС-1) (Приказ 173-н)»

В документе необходимо заполнить информации об организации сдатчике и получателе, данные об объекте, счете учета и инвентарном номере, а также место хранения.

На вкладке «Амортизация » следует указать сумму переданной амортизации, параметры амортизации и счет затрат, используемый учреждением. В результате проведения документа учреждение получает увеличение оборота по дебету счета 01.31 «Иное движимое имущество в пользовании по договорам безвозмездного пользования» с указанием суммы неисключительного права на пользование программным продуктом.

Учет переданного в пользование имущества

Передача в пользование имущества предполагает два варианта - передача в возмездное пользование (аренду) с использованием счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и передача в безвозмездное пользование со счетом 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Если операции по учету на счете 01, приведенные выше, отражаются у получающей стороны, то счета 25 и 26 использует передающая сторона.

В соответствии с актуальной редакцией Инструкции № 157н счета 25 и 26 теперь предназначены также для учета операционной аренды, подразумевающей передачу объектов нефинансовых активов в безвозмездное пользование с содержанием имущества пользователем. Учет операционной аренды регламентирован пунктом 24 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258, который заключается в том, что передача объекта учета операционной аренды пользователю отражается как внутреннее перемещение объекта основного средства без отражения его выбытия. Параллельно с этим отражается поступление на забалансовый счет переданного в пользование имущества.

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в нем.

Если в предыдущей редакции программы для учета операций по передаче нефинансовых объектов в пользование были предусмотрены только бухгалтерские операции, то в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, для этого предусмотрены типовые документы передачи объектов ОС, НМА, НПА. Документам для учета информации по описанным ситуациям предусмотрены виды операций «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25) » и «Передача ОС, НМА,НПА в безвозмездное пользование (26) ».

Форма документа «Передача объектов ОС, НМА, НПА»

Необходимо заполнить информацию о текущем МОЛ, МОЛ и контрагенте получателе, а также договор, на основании которого производится передача. На вкладке «Основные средства» вся информация об объекте нефинансового актива заполняется автоматически.

На основании проведенного документа формируется следующая проводка:

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 - смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) - отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.
После окончания договора пользования имуществом для того, чтобы зафиксировать в учете возврат объекта нефинансовых активов необходимо создать документ «Принятия к учету ОС НМА, НПА» с видом операций «Прекращение договора аренды (25)» или «Прекращение договора безвозмездного пользования (26)», при проведении которого будет оформлено внутреннее перемещение основного средства и закрытие забалансового счета пользования имуществом.

Следует обратить внимание, что изменение учета и введение новых счетов ЕПСБУ в соответствии с Инструкцией № 157н реализовано, начиная с релиза 2.0.56.38. Однако пользователи, что проведении операций могут столкнуться со служебным сообщением о том, что период действия счета не соответствует дате проводки. В этом случае необходимо на рабочем столе программы перейти по вкладке изменения законодательства в «Применяемые редакции Плана счетов», создать новую запись и указать, с какой даты учреждением применяется новая редакция Плана счетов.

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Материалы , бюджетный выпуск

Забалансовый счет 27 входит в План счетов, предназначенный для бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Что такое забалансовый счет, какие ценности переносятся за баланс на счет 27, как с ним работать рассмотрим в этой статье.

Особенности забалансовых счетов

Для забалансовых счетов характерно ведение учета в простой форме, когда суммы активов и обязательств, вынесенных за баланс, проходят только по кредиту или только по дебету забалансового счета, корреспонденции при этом не используются. Бюджетные организации ведут учет, используя свой План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157 н, и инструкцию к нему.

Просмотреть план счетов, применяемый бухгалтерией бюджетной организации, ознакомиться с действующими нормами его применения можно в статье .

Для чего применяются забалансовые счета в бюджете? Основная их цель — накопление и сохранение информации для оперативного и достоверного управленческого учета. Для учета и контроля над ценностями, не принадлежащими организации, которые данное учреждение использует временно, но отвечает за их сохранность. Раздел 7 инструкции по применению счетов в бюджетном учете и регламентирует применение забалансовых счетов. В нем указан перечень ценностей, которые должны учитываться организацией, но не в составе балансовых ценностей. Кроме того, учреждение вправе расширять список этих ценностей и забалансовых счетов в случае необходимости.

Какие забалансовые счета применяются в бухгалтерском учете коммерческих организаций, какими документами регламентируется порядок учета на них, см. в статье .

Использование забалансового счета 27 в учете

Забалансовый счет бюджетной организации 27 именуется «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Он предназначен для сбора и хранения информации по выданным работникам:

  • фирменной одежде;
  • спецобмундировании;
  • обуви;
  • иному вещевому имуществу, необходимому сотрудникам организации для работы.

Перечисленные ценности должны быть переданы в личное пользование сотрудника именно для выполнения им своих служебных обязанностей. При этом сотрудник должен отвечать за сохранность этих ценностей. Таким образом, главная цель введения забалансового счета 27 — контроль над имуществом, переданным сотруднику. Эти ценности списываются с балансового учета, выдаются обязательно в личное пользование под личную ответственность сотрудника.

В бухгалтерском учете поступление имущества в личное пользование сотрудника отражается по дебету счета 27, выбытие, соответственно, по кредиту. Согласно инструкции к счетам бюджетного учета, ценности принимаются к учету на счет 27 по их балансовой стоимости, по ней же происходит и их списание с учета за балансом. Порядок использования счета 27, список возможных к учету на нем ценностей должны быть прописаны в учетной политике организации. В ней же должен быть указан перечень первичных документов, которые формируются для передачи ценностей сотруднику в распоряжение, а также для их выбытия с забалансового счета.

Передачу ценностей в личное пользование нужно оформлять, соблюдая правила, по которым работник несет индивидуальную материальную ответственность. При применении забалансового счета 27 должен быть организован аналитический учет по виду ценностей, их пользователям, количеству и стоимости. Для целей такого учета используется Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма по ОКУД 0504041).

Инвентаризация бюджетных забалансовых счетов

В бухучете применение забалансовых счетов является обязательным. Учреждения обязаны проводить инвентаризацию всего своего имущества и обязательств для формирования достоверной информации финансового положения. Инвентаризируются ценности, обязательства и активы, числящиеся за балансом организации, так же и в такие же сроки, как и находящиеся на балансе.

Подробнее о том, надо ли инвентаризировать имущество, находящееся за балансом, см. в статье .

Итоги

Забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» используется в бюджетных учреждениях для учета и контроля над материальными ценностями, переданными сотрудникам для исполнения с их помощью своих служебных обязанностей. Данный учет должен вестись детально по каждому виду ценностей, отдельно по сотрудникам, количеству и суммам.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта