Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.
Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.
Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:
Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.
Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.
Профиль
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.
На черепе:
Глаза и брови
Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:
Детали глаза
В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.
Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.
Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.
Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.
Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.
Губы
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:
Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.
Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.
Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.
Взгляд вниз
Взгляд вверх
Поворот боком
Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.
Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.
Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.
В ходе рисования человеческого лица очень важно правильно и пропорционально изобразить все его части: глаза, брови, нос, губы, уши. От этого умения зависит цельное восприятие будущего портрета. Нос является важнейшей частью лица. Часто его рисуют непропорционально длинным или коротким, то толстым, то тонким. Но есть определенные правила поэтапного рисования этой части человеческого лица. Надо правильно научиться рисовать его в профиль и анфас, то есть сбоку и прямо. Хотите научиться рисовать нос по этапам при помощи простого карандаша, тогда следуйте нашим подсказкам.
Способ 1 . Здесь мы нарисуем нос — вид «прямо». Вначале надо провести вспомогательные линии. Они у нас показаны синим цветом. Эти линии построены так, что напоминают по своей форма вазу для цветов. Верхняя часть линий сужена, затем расширяется книзу и там соединяется в виде угла.
Затем, ограничиваясь этими линиями, будем уже рисовать черты самого носа. В середине начинаем изображать от переносицы одну сторону носа с небольшой горбинкой, внизу небольшое расширение там, где у нас кончик носа, от которого отходят ноздри. С другой стороны тоже расширение.
На третьем рисунке делаем две черты выше переносицы, которые обычно переходят в надбровные дуги. А внизу кончик носа обрамляем с двух сторон расширенными ноздрями.
Затем у переносицы с обеих сторон штрихами покажем тени. Внизу еще одной линией обозначим кончик носа. Потом вспомогательные линии стираем, оставляем только основные черты рисунка. Получился нос спереди.
Способ 2. Здесь надо нарисовать нос сбоку. Для начала, как обычно, делаем линии-помощники нашего будущего рисунка. Это синие линии. Они проведены с помощью линейки. Далее, начинаем их обводить, делая контур носа: линия носа с горбинкой, кончик носа и небольшая линия под ним. На третьем рисунке показаны, что надо еще сделать небольшую черту выше и завиток, обозначающий ноздрю.
Потом, пользуясь линиями-помощниками, штрихами показываем черты носа, делаем теневые участки и еще добавляем черточку-завиток внизу, где ноздря. Стираем все ненужные линии. Оставляем сам рисунок носа, который должен получиться в итоге.
Туториалы по рисованию пошли довольно легко в эти выходные и на сегодня я подготовил вам новую часть в рисовании человека – нос . Мы рассмотрим задачу рисования носов в очень простой форме. Советы и шаги эти сделать очень легко. Так легко, как получить уже готовый результат. Здесь вы увидите очень разные носы, глядя на которые сможете даже выбирать формы в целом и ноздрей в частности. Если вы когда-либо боролись с рисунком носа, вы найдете этот учебник очень полезным. Для введения это все и сейчас у меня еще есть время, чтобы подумать о некоторых других частях лица и тела, чтобы научиться полностью рисовать человека. Скоро будет что-то новое, а пока рисуем нос и вспоминаем, . и даже мы уже учились. Начнем копать глубже.
Существует огромное разнообразие типов носов и каждый из них создает уникальный эффект. Обратите внимание, что каждый нос не похож друг на друга, кроме основных углов. Опять же, глядя на женские носы, заметьте, что они гораздо мягче, чем у мужчины.
Сначала мы начнем рисовать нос спереди (вид прямо). Начните, делая круг для кончика носа. Вы можете наметить кончик носа, затем нарисовать стороны, которые будут ноздрями и затем добавьте переносицу. Закрасьте отверстия ноздрей.
Теперь попробуйте нарисовать опять круг для носа, рисуйте немного другой формы кончик, ноздри и переносицу и добавьте линии теней отверстий ноздрей.
Еще немного экспериментов. Сделаем круг, кончик носа, ноздри и мост для переносицы, затем добавить детали и затенените.
Теперь нарисуем нос со стороны (вид сбоку). Нарисуйте угол для формы носа, которую захотите, а затем набрасываем ноздри или одну видимую ноздрю, затем добавьте детализацию на кончике каждого носа и вокруг него.
Изучая лицо человека, мы добрались до носа, строение которого содержит много интересных моментов. Меняя его размеры и форму, можно создавать портреты удивительно милых или совсем неприятных людей. Сегодняшняя тема: как нарисовать нос человека, это очень интересно.
Правильно изобразить эту часть лица не так просто как может показаться на первый взгляд. Нос сильно выдается вперед по отношению к остальным частям лица, и значительно меняет свою форму в зависимости от ракурса. Чтобы не упустить важные детали и не сделать досадную ошибку, давайте подробнее изучим как устроена эта часть лица.
Нос состоит из костной ткани, хрящей и мягкой ткани.
Не всегда обязательно сильно детализировать. Чаще всего, рисуя портрет, более выгодно и правильно рассматривать его как общую форму, похожую на трапецию или пирамиду . Это поможет вам правильно и точно передать тень и свет на этой несложной объемной фигуре. При необходимости вы всегда сможете добавлять какие-то особенности и детали.
Как рисовать нос как главный объект, или если он выступает как очень важная характерная часть лица? В таком случае придется его как следует прорисовать. Следует начинать из общих форм, больших пятен тени и света.
Отмечаем тень и свет на простой форме, а потом можно приступить к более детальной прорисовке.
Смотрите на рисунке ниже особенности и детали различных форм, разную структуру кожи, блики и тени.
Основные, самые заметные различия в форме и размерах: кончика, крыльев и наличии горбинки.
Кончик может опускаться значительно ниже его основания или быть приподнятым вверх. На иллюстрации ниже представлены разные виды в профиль: прямой, вздернутый и длинный.
На эту тему можно очень долго фантазировать и тренироваться, ведь вариаций очень много.
А сейчас давайте создадим несколько набросков поэтапно в профиль. Для первого опыта лучше всего найти качественную фотографию, с хорошим светом (где хорошо видна тень, свет и блик) и использовать ее в качестве натуры.
Детальные инструкции как нарисовать нос смотрите в подробном видеоуроке:
Надеюсь, этот материал был для вас полезен и интересен.
Смотрите мои работы, в которых я обязательно использую все, о чем только-что рассказала вам:
Желаю удачи и творческих успехов!
Для того чтобы стать хорошим художником, необходимо все время тренировать руку. Наброски любых предметов или определенных фрагментов человеческих фигур должны стать своего рода зарядкой. К примеру, у вас возник вопрос, как красиво нарисовать нос человека? Смело берите карандаш и пробуйте, главное не бояться делать ошибки. Спортсмены ведь тоже тренируются почти каждый день, для того чтобы достичь успехов. Везде нужно прилагать усилия, а часто и немалые.
Если вы только осваиваете азы рисунка и пробуете себя в портретном жанре, возможно, этот урок вам поможет разобраться с тем, как нарисовать нос человека. Мы не будем углубляться в сложные анатомические подробности, а попробуем схематически облегчить себе эту задачу.
Различных техник и вариантов того, существует много. Каждый преподаватель и каждая художественная студия научит вас рисовать, используя свои наработки и подсказки. Мы же сегодня воспользуемся не очень сложной схемой и попробуем нарисовать нос человека в анфас. Если этот урок для вас будет легким, пробуйте делать наброски из других ракурсов. Измените угол поворота, добейтесь того, чтобы на ваших рисунках можно было «прочитать», чей это нос: мужской или женский.
Итак, как нарисовать нос карандашом поэтапно?
1. Напоминать о карандашах и бумаге мы здесь не будем. Приступим к рисунку. Первый шаг, как и всегда, начинается с наброска. Нарисуйте небольшой кружок - этим мы наметим кончик будущего носа.
2. Следующим этапом будет переносица. Проводим две вертикальные линии вверх. Да, не сильно похоже на нос. Но потерпите, скоро начнет вырисовываться.
3. После переносицы переходим к крыльям носа. Намечаем будущие ноздри. Вот видите, уже лучше! Даже в таком виде нос угадывается легко.
4. На этом этапе нужно немного сосредоточиться. Присмотритесь к рисунку, вы увидите, что от крыльев носа нужно провести линии к переносице. Намечаем горизонтальную линию ноздрей - это будет место будущего блика на самом кончике носа. Сами линии переносицы опускаем до линии ноздрей и слегка сгибаем в середину к основанию нашего первоначального круга. Покажется немного запутанно, но эти линии помогут вам в следующем шаге. Старайтесь прорисовывать все легонько, еле касаясь листа. Потом вам нужно будет лишние линии стереть.
5. Вот теперь можно переходить к творчеству. Начинаем обозначать тени, без которых ваш рисунок останется плоским. Старайтесь вырабатывать академический штрих под 45 градусов и кладите штрихи плотно друг к другу. Вот здесь те линии, которые мы наметили в предыдущем шаге, будут служить своего рода границами.
6. Теперь нужно стереть все мешающие вам линии, поправить тени, смягчить их при помощи пальца или кусочка мягкой ткани, легко потерев по основным линиям. Сильно не увлекайтесь, если не уверенны в том, что правильно разотрете карандаш, пропустите этот шаг. Впрочем, резинкой можно все поправить.
7. Сделайте тени чуть контрастней, наведите ноздри. Поправьте переносицу. Это последний шаг в том, как рисовать нос.
Ваш нос готов! Теперь вы сможете показать другим, как нарисовать нос.
В заключение хочется напомнить о том, что даже при рисовании отдельных частей лица или портрета целиком, старайтесь соблюдать пропорции, уделяйте внимание углу поворота головы и, соответственно, носа, не забывайте о светотени. Потренируйтесь, рисуйте себя, смотря в зеркало. Успехов вам в обучении!