Главная » Мода » Владимир Овчинников: «Музыка и дети — лучшее, что есть на свете. Что значит для ЦМШ поручение президента

Владимир Овчинников: «Музыка и дети — лучшее, что есть на свете. Что значит для ЦМШ поручение президента

Киселев Руслан Шамильевич

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования Муниципального района

Белебеевский район Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Белебеевский детский дом,

Республики Башкортостан

«Дорогами Отечества – 2015»

номинация «Земляки»

«Путь В. П. Овчинникова на музыкальный олимп»

Разработал: Киселев Руслан,

воспитанник Белебеевского детского дома,

ученик 9 класса МБОУ школа-интернат основного общего образования г. Белебей

Руководитель: Давлетов Р. Д.

воспитатель Белебеевского детского дома

г. Белебей, 2014 г.

План

научно – исследовательской краеведческой работы

«Путь В. П. Овчинникова на музыкальный олимп».

  1. Введение.
  2. Основная часть:
  1. Детство Володи.
  2. Учеба Володи в школе.
  3. Учеба в высших учебных заведений.
  4. Педагогическая деятельность.
  5. Благотворительная деятельность.
  6. Он – гордость!
  7. Cемья.
  1. Заключение.
  1. Вступление.

Уже подведены итоги года культуры, проведенному по инициативе президентов Российской Федерации В. В. Путина и Республики Башкортостан Р. З. Хамитова. Это все совсем не случайно. В России и нашем Башкортостане столько знаменитостей в различных областях нашей жизни, особенно в области культуры, столько профессионалов и самородков: художников, поэтов и писателей, композиторов, талантливых певцов и танцоров, столько наших земляков, прославивших Башкортостан, Россию на весь мир! К высоким достижениям каждая личность пришла благодаря труду и самозабвения, колоссальной работе над собой.

Просматривая прессу, листая странички нашего семейного альбома, мы встретились с тем фактом, что замечательный земляк - пианист с мировым именем Владимир Овчинников лишь малой частичкой причастен к нашему детскому дому. Но более он причастен к своей малой родине. Ведь он родился и рос в Белебее! Наше поколение, к сожалению, не видела наяву этого замечательного земляка, мы решили познать его детство, учебу, творческую деятельность, его жизни. Исследуя и анализируя всевозможные источники: литературные, средства массовой информации, воспоминания старожилов и более молодых белебеевцев, материалы историко-краеведческого музея, нашего музея «Семейный альбом», архивы редакции газеты «Белебеевские известия», «Истоки» начали поиск для своей работы «Путь В. Овчинникова на музыкальный олимп».

Цель и задачи работы:

  1. Узнать, как, простой Белебевский мальчишка получил образование пианиста, высшее музыкальное образование, стал профессором, известным всему миру, виртуозом.
  2. Показать роль матери и учителей в этом, раскрыть его творческую деятельность, его талант, понимание и чтение музыки, показать его любовь к родине, его патриотизм, его широкую душу и в тоже время простоту.
  1. Детство Володи

Когда В. П. Овчинникова спросили: представьте себе, на улице солнышко, мальчишки в футбол играют, а мама подтаскивает вас «за уши» к роялю, припоминаете такую картину из детства? Владимир отвечал:

Нет, все было наоборот. Мама преподавала музыку, к ней приходили заниматься ребята, и мне все это было очень интересно. Скорее, мы оттаскивали «за уши» от рояля.

Вове было более двух лет, когда он начал на слух подбирать знакомые мелодии. Мальчик часами сидел за инструментами, легко воспроизводя запомнившиеся музыкальные фрагменты. Абсолютный слух и богатая память позволяли Вове сразу запоминать песню. Было немного страшно слышать все модные и современные песни в исполнении столь юного существа. Постепенно окружающие привыкли к необычной музыкальной одаренности Вовы. И матери его, Нине Павловне, пришлось начать с сыном систематические занятия музыкой.

Владимир Овчинников – обаятельный, простой парень из Белебея. Родился второго января 1958 года. В доме по улице Коммунистическая.

Семья у нас была такая, вспоминала Нина Павловна я, моя мама, мои сыновья- Юра и Володя.

Юра старше Вовы на 12 лет. Я с утра до вечера работала – преподавала музыку. Мои занятия с учениками часто проходили у нас дома, на глазах у маленького Вовика. Юра тоже не плохо играл на пианино. Малыш наш все это видел, слышал и сам старался играть, причем сразу двумя руками.

Он трехлетний, еще и говорить то толком не умел, но играл легко. У него врожденный абсолютный слух. Сидеть у пианино он мог хоть весь день, если бабушка не выводила его гулять. Тяга Вовы в таком нежном возрасте к музыке, инструменту, меня очень беспокоило. Я даже повела его к врачу. А тот посоветовал обратиться к педагогам. Уфимские педагоги посмотрели мальчика и порекомендовали везти мальчика к Москву.

В Москве нам повезло. После некоторых приключений попали к преподавателю Центральной школы при Московской консерватории Анне Даниловне Артоболевской (А. Д. Артоболевская – известный педагог, заслуженный учитель России, автор многочисленных книг и учебников по детскому музыкальному воспитанию.)

Она сказала, что у Володи талант к музыке и абсолютный слух, что его нужно учить нотной грамоте, и чем раньше, тем лучше.

А. Д. Артоболевская согласилась его взять к себе в ученики. Конечно, на заочное обучение. Мы договорились, что дважды в год будем приезжать с Вовиком в Москву, получать задания, отчитываться за их выполнения. Так, с четырех лет Вова стал всерьез учиться музыке.

2. Учеба Володи в школе.

Возить мальчика в Москву, а не в Уфу было непросто, вспоминала мама Владимира, Нина Павловна. Москва была выбрана не случайно. Ведь Нина Павловна сама училась в Москве, закончила на отлично музыкально - педагогическое училище имени Октябрьской революции. Ей предлагали работу в одном из Московских ансамблей, но в 1950 г. умер папа, маме одной было трудно и она вернулась в Белебей, а в Москве остались друзья, педагоги, которые могли бы помочь Вове, у которых можно было остановиться. В Уфе таких условий не было. А о том, чтобы отдать еще такого маленького мальчика в интернат, думать никто не хотел: ни мама, ни бабушка. Встреча с Артоболевской окончательно определила выбор. Нина Павловна сознательно пошла на все трудности.

В течении трех лет, как и было спланировано, по два раза в год Вову возили к Артоболевской. Анна Даниловна была бесподобным педагогом, настоящей волшебницей. Она умела сухие, скучные теоретические занятия превращать в увлекательную игру. Между поездками Вова занимался у своей мамы. В 7 лет он пошел в Белебее в первый класс, средней школы №1 и закончил его. А дальше мама и бабушка приняли решение ехать в Москву, жить и учиться там. Сняли в Москве угол, взяли в долг пианино. Володю зачислили в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Бабушка, Елена Федоровна, уже в возрасте, каждый день возила внука в школу и обратно, готовила, стирала, ходила по магазинам. Вова с бабушкой прожили в Москве 11 лет. Мама, Нина Павловна зарабатывала в Белебее в нескольких местах, в том числе работала в Белебеевских детских домам: №1 и №2, чтобы содержать московскую квартиру, на жизнь бабули и Вовы, на то, чтобы расплатиться за пианино, на дорожные расходы, ведь они на каникулы 2-3 раза приезжали домой.

После Белебея, маленького и тихого, Москва произвела на Вову потрясающее впечатление: высотные дома, огромные вокзалы, удивительное метро, неповторимые сквозняки и сладкие запахи кондитерских магазинов. В школе царила атмосфера благоговейного возвышенного отношения к музыке. Но не всегда было гладко. Вот что вспоминает Владимир Овчинников: «В начале возникли сложности. Один парень назвал меня «деревенщиной», и это было обидно. Кстати, потом он стал моим близким другом. Было и такое: как то мы носились на перемене по классу, а потом начали бренчать на пианино в десять рук. Во время этого «группового концерта» в класс вошла педагог, которую мы все очень боялись. Она так прикрикнула, что сердца наши, казалось, упали с третьего этажа школы. Потом были душераздирающие разборки, и наказуемые, каясь, стояли на коленях перед всем классом. Мечтая лишь о том, чтобы не выгнали из школы! А вот - школьный дневник Володи. Что мы видим из него? Учился он старательно, на «4» и «5».

Далее Володя вспоминает, что в школе царил дух состязательности. «Мы соревновались во всем: кто лучше учится, кто лучше сыграет сложную пьесу, какой класс лучше играет в футбол. Но при всем при этом меж нами была такая крепкая дружба, какой я больше никогда и негде не встречал. Это был дух здорового соперничества, направленного, прежде всего на формирование в нас творческого отношения к музыке, к жизни».

Владимиру повезло с педагогами. Анна Даниловна Артоболевская не только любила детей, не только сама очень много трудилась, главное она могла сплотить всех и вся вокруг себя ради искусства. «В ее классе я созрел технически и музыкально» - рассказывает Володя Овчинников. Вскоре вся школа гордилась мной, мой портрет повесили в ряду портретов выдающихся выпускников ЦМШ – Растоповича, Рождественского, Плетнева, Спивакова…

«На уроках Артоболевской мы не редко играли в четыре руки и в два рояля с такими известными пианистами, как Любимов, Тимофеева, Ралынин, Королев. На одном из этих общих занятий я познакомился с Алексеем Наседкиным, заслуженным артистом России, доцентом Московской консерватории. Алексей Аркадьевич был великолепным мастером фортепьянного звука, являл собой пример честного и преданного отношения к музыке, к людям. На сцене он, казалось, непостижимым образом умел выразить удивительную гармонию между разумом и чувствами. И я решил: обязательно буду учиться в консерватории, - вспоминает Владимир Павлович.

Артоболевская была очень довольна отношением Володи к музыке, к делу. Подарила ему свою фотографию. Надпись на обороте была такова:

  1. Учеба в высших учебных заведениях

После окончания с отличием Центральной музыкальной школы (ЦМШ), Владимир поступает в Московскую консерваторию в класс фортепиано к Алексею Аркадьевичу Наседкину – доценту этой консерватории, с которым он на уроках Артоболевской А. Д. нередко играл в четыре руки и в два рояля. Алесей Аркадьевич был весьма требовательным педагогом, и вместе с тем – щедрым «Он отдавал мне все, чем владел сам» - вспоминал сам Володя. Учась в консерватории, большую часть дня Володя отдавал музыке, но он не был тихим мальчиком, не видевшим белого света из-за музыки. Во время отдыха он часто играл в футбол, катался на велосипеде. У него было много товарищей, с которыми он часто приезжал на каникулы в Белебей. Уже на четвертом курсе консерватории Владимир готовился к своему первому конкурсу. Многие часы упорного труда. 1980 год. Конкурс проходил в городе Монреаль. Соревнуясь с музыкантами из 32 стран, Владимир получает II премию. Ведь не зря у Артоболевской была заповедь – «Все накопленное учеником на занятиях должно быть показано в публичных выступлениях». Именно такой метод педагога обеспечили ему успех, где требуется большая выносливость. В 1981 году он заканчивает консерваторию. Одержана замечательная победа, впереди столько интересного, а ему всего 24 года! Владимир мечтает поступить в аспирантуру, к своему любимому Алексею Аркадьевичу. 17 сентября 1982 года он начал сдавать экзамены, а сдав кандидатский минимум, становится аспирантом. Если в технических ВУЗах аспиранты ведут научную- исследовательскую работу, то на ниве музыки нужны не только виртуозные выступления на Российских, международных конкурсах, но и глубокие познания композиторов - мировых классиков. В 1982 году Владимир Овчинников участвует в седьмом международном конкурсе имени Чайковского, проходившего в СССР, делит 2 –е место с англичанином Питером Донохоу (первая премия не присуждалась). Второй важной победой Владимира была первая премия на международном конкурсе в Лидсе (Великобритания, 1987 год) после чего состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашен играть перед ее Величеством королевой Елизаветой. Далее пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, такими как королевский филармонический оркестр и оркестр Би – Би – Си (Великобритания), шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонг – Конго, оркестр «Гевандхаус» (Германия), национальный оркестр польского радио, Гаагский резидент – оркестр, оркестр радио Франс, оркестр Санкт-Петербуржской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный симфонический оркестр России.

Партнерами В. Овчинникова стали многие известные дирижёры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Д. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергеев, М. Горенштейн, И. Головчин, А. Дмитриев, Д. Конлон, Я. Крайцберг, А. Лазарев, Д. Лис, Р. Мартынов, Л. Печег, В. Полянский, В. Понькин, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Смимонов, С. Скровашевский, В. Федосеев, Г. Шолти, М. Шостакович, М. Янсонс, Н. Ярви.

Он имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в крупных городах Европы и США.

В лучших залах мира проходили незабываемые концерты В. Овчинникова: Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт – Петербурга, Карнеги – холл и Линкольн – центр в Ню – Йорке, Альберт – холл и Роялфестивал – холл в Лондоне, Геркулес – холл и Гевандхауз в Германии и Мюзикферайн в Вене, консертгебау в Амстердаме и Санатори – холл в Токио, театр Camps – Elyseesи Зал Плейель в Париже.

Пианист принимал участие в известных международных фестивалях, проходивших в разных странах мира: Карнеги – холл, Голливуд боул и Вена клайберна в Форт-уэрте (США); Эдинбург, челтенхем и BBC промс (Великобритания); Шлезвиг-Гольштейн (Германия); Синтра (Португалия); Стреза (Италия); Сингапурский фестиваль (Сингапур). После победы в Лидсе он получил очень много приглашений и на протяжении трех лет играл по сто и более концертов ежегодно. В разное время В. Овчинников записал на компакт – диски произведения Чайковского, Танеева, Н. Рубинштейна, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусорского, Регаре, Барбера с такими фирмами, как EMI, «Коллинз – классик», «Русские сезоны», «Шандос», «Голдклаб», «Олимпия».

А когда ему исполнилось 50 лет, это 2008 год, он давал юбилейные выступления, совершая турне. Побывал он и на родине, в Уфе, он выступал с национальным симфоническим оркестром Башкортостана. Музыкант выбрал Шумана, отличающийся не только поэтичностью первой части, но праздничностью финала. Уфимские меломаны стали свидетелями исполнения Шумановской фантазии,; каким огнем вдохновения здесь вспыхнуло все, что наработано руками, умом и интеллектом нашего соотечественника!

  1. Педагогическая деятельность

Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течении нескольких лет с 1993 по 1996 г. В. Овчинников преподавал фортепиано в Королевском северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 года началась его педагогическая деятельность в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, он доцент на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой. С 2001 года В. Овчинников также преподает в университете Сакуе (Япония) в качестве приглашенного профессора фортепиано, с 2005 года– профессор факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова. С 2011 года – директор Центральной музыкальной школы, которую сам когда – то закончил, и он очень рад этому.

5. Благотворительная деятельность. Связь с Родиной.

Особо памятным и значительными были концерты в мае 1985 года в дни 40-летия Великой победы. Он играет своего любимого Рахманинова в малом зале Московской консерватории, потом принимает участие в Рахманиновских днях над Тамбовщине, где играет первый концерт для фортепиано с оркестром. Параллельно идет работа над записью двенадцати этюдов Листа. В 1985 году Венгрия, на концерты, посвященные 40-летию Победы, собрала лучших музыкантов из социалистических в симфонический оркестр, а солистом был приглашен Владимир. Всего десять дней репетиций и концерты по всем этим странам в течение месяца! Это большое испытание, которое давало колоссальную закалку – с различными музыкантами, в короткий срок слиться в единый творческий союз!

Наконец родной Белебей дождался его приезда в 1986 году, тогда он дал концерт из произведений АН Скрябина. Белебеевцы по достоинству оценили искусство своего выдающегося земляка и сделали ему памятный подарок - добились для него звания « Заслуженный артист РБ». Через 11 лет, в 1997 г Владимир Овчиников получает звание « Заслуженный артист России», к нему он шел дорогой бесконечных выступлений, творческих поисков, конкурсов, работой за рубежом.

Как уже было сказано раннее в 1987 г он получает первую премию и Золотую медаль, победив в конкурсе в Лидсе (Англии). В1993 г Овчиникову предлагают поработать в Англии, где он пробыл до 1995г. Вернувшись в Москву, он набирает класс из четырех учеников. И среди его учеников самая талантливая Екатерина Мечетина. Со своим учителем она познакомилась на конкурсе в Италии в 1994 г. Когда Катя узнала, что Владимир Павлович набирает учеников, с радостью записалась в его класс. В 1998г он участвует в X Международном Кольманском фестивале, посвященным Федору Шаляпину, художественным руководителем был Владимир Спиваков, уроженец города Уфы. Так, оба наши земляка встретились на Французской земле, представляя русскую исполнительную школу. Владимир Овчинников исполнил концерт №2 для фортепиано с оркестром «Памяти великого артиста». Несмотря на это, Овчинников на пике славы, при большой занятности, он занимается благотворительностью. Приведем несколько примеров: благотворительный концерт в г. Уфа, где участвуют лауреат международных конкурсов Екатерина Мечетина и Владимир Овчинников. Концерт был оптимистически, жизнеутверждающий по своей сути. Это не случайно; он был посвящен детям. Авторские гонорары от концерта выдающийся музыкант передал Республиканскому фонду.

По словам руководителя данного фонда Нины Федоровны Федяниной деньги пошли на стипендии одаренным детям, в рамках программы «Юные таланты». Трогательным и милым получилось общение маэстро с поднявшимся к нему на сцену ребятами. Он с благодарностью принял от них плюшевые сувениры, а сам в ответ вместе с Екатериной Мечетиной сыграл «Русский сувенир» Иоганна Брамса.

В Белебее, где он дал концерт, сбор средств пошел на восстановление церкви. В Москве два года шла благотворительная акции – фестиваль музыки, средства от всех концертов выдающихся музыкантов, окончивших ЦДМШ, пошли на реставрацию этого здания. Подобных примеров можно привести еще и еще.

  1. Он – гордость!

Кто хоть один раз слышал выступление нашего земляка Владимира Павловича Овчинникова, тот навсегда запомнит это волшебство! Его слушали в нашем Белебее при полном зале и, казалось, что в зале никого не было. Так писал Д. Ахметзянов в газете «Белебеевские известия» от 28 ноября 1998 г. А маэстро настолько мастерски пользовался возможностями рояля, извлекая из него то еле уловимые аккорды, то мощные колокольные раскаты (дрожь пробегала по телу!), что зрители покорились энергетике игры пианиста и были полностью им пленены. Пленила «королевская» простота Владимира Овчинникова – пианиста высочайшего класса и всемирной известности, парня из нашего города. Это была гордость! Наша гордость! Это была материнская гордость! (пишем, была, так как его мама в 1998 году не стало). При своей жизни гордились его успехами, его становлением и бабушка Елена Федоровна, вложившая в это свой немалый труд. Она разделяла с ним его радости и невзгоды, создавала домашний уют. Когда он выступал в Белебее, ему весь зал аплодировал стоя! Думается, это тоже выражение гордости белебеевцев за своего Владимира Павловича. А гордится, есть чем! Своим упорным трудом он взошел на мировой олимп, занимая на международных конкурсах призовые места, о которых мы уже говорили. Звание «Заслуженный артист Башкирской АССР» (1989 г.), «Заслуженный артист Российской Федерации» (1996 г.), «Народный артист Российской Федерации (2005 г.)» - это также гордость России!, гордость за нашего белебеевца! Это настоящий герой! Малая родина помнит своих героев. В новом издании «Башкирской энциклопедии» появилось имя уроженца Белебея Владимира Овчинникова, обладателя многих международных наград и российских регалий, о которых только что сказано. Если бы нам удалось побывать в храме музыке, чтобы услышать одухотворенную игру серьезного и умного музыканта и прирожденного виртуоза, ведь стиль В. П. Овчинникова, как отмечают выдающиеся музыканты, это наслаждение пианизмом, в нем щедрость и аристократическая роскошь таланта, он верный рыцарь чести и достоинства прекрасной госпожи Музыки. Это было бы, наверное, счастьем! Ольга Курганская, музыкант, общественный корреспондент газеты «Истоки» после одного из его концертов в Уфе написала: «Умолкли звуки.…Но романтическая душа все еще возвращается к их отголоскам, любуясь грустной красотой ускользнувших мгновений…Бушующей волной, проносятся мысли: «какая обаятельная и изысканная простота! Сколько убедительной искренности и безукоризненного мастерства!». А после концерта в Белебее (1998),корреспондент газеты «Белебеевские известия» делает, поговорив с маэстро такие выводы: « Глыба, конечно. Гигант. И такая доступность, простота…, и в памяти корреспондента всплывают слова из стихотворения Альберта Карозы (местный писатель) «Ленинградская симфония Шестакова: «Скажи Шестокович, ответь, Шестокович, где звуки ты всесильные взял? И спрашивает мысленно; « А вы, Владимир Павлович? Вот такой наш белебееский маэстро!

  1. Семья

У Владимира Павловича есть семья. Сын Илья появился в 1983г. В 1998 году он учился в «Гнесинке» тоже на факультете пианино. Замечательная учительница В. П. Овчинникова А.Д. Артоболевская говорила, что родители не могут быть хорошими воспитателями своих детей. Но Владимир Павлович так об этом сказал; « Я стараюсь быть хорошим воспитателем. Сын должен получить мою любовь к Башкортостану, к Белебею. Он очень серьезный музыкант, он не просто работает, а вкалывает. Я пытался было отговорить его от занятий музыкой, дескать, она не дает материальных благ. Илья ответил так, что мне стало стыдно. Ответил он очень просто и ясно: « Не хлебом единым жив человек». Как бы мне хотелось, чтобы дети не повторяли ошибок родителей, как минимум, были счастливы, как их родители. В нашей семье растет совершенно очаровательная дочь, ей скоро исполнится годик (этот разговор состоялся в ноябре 1998). Мы с женой в ней души не чаем. На сегодняшний день, писала пресса, у Владимира Павловича уже есть и внук.

Владимиру Павловичу 56 лет. Много это или мало? Все зависит от творческого состояния. Для Овчинникова этот возраст – лишь этап его продолжающегося пути. Он по – прежнему согревает окружающих лучами своей солнечной энергии. Посмотрите на портрет 2014года! От него исходит теплота, доброта! Он продолжает совершенствоваться, уделяет много внимания новым концертным программам, требующим углубленной технологической работы.

Отрадно сознавать, что уроженец Белебея, пианист из Башкортостана представляет музыкальную элиту, является носителем российской мировой культуры, излучающим такие флюиды, что сразу проникаешься к нему бесконечным доверием, что он является одним из тех, кто составляет «Золотой фонд» мирового исполнительского искусства. Несмотря на солидный возраст, Владимир Павлович продолжает творить, предпочитая смотреть вперед!

  1. Заключение

Исследуя, изучая его жизненный путь мы восторгаемся тем, что из белебеевцев вырос такой патриот своей родины, любящий ее. Жертвуя своей «свободой», а может быть и здоровьем, преодолевая не мало трудностей, зная свои возможности таланта данного Богом, шел на то, что поднять престиж российской культуры и это ему всегда удавалось! Мы также поняли, что всего он добивался своим трудом, трудом до самозабвения. Большая труженица сама, Нина Павловна, мама Владимира Павловича, проявляла беспримерную настойчивость в становлении Володи, как пианиста, музыканта. Она жила им, работала ради него и дожила до того счастливого дня, когда пианисту аплодировали простой люд, земляки, ученые и поэты, королевы и короли. Бабушка Елена Федоровна, перенося все трудности, вкладывала свою лепту в становлении Владимира не только как пианиста, но и как артиста, как виртуоза исполнительской русской музыкальной школы. Приведем только одно высказывание прессы о В. П. Овчинникове:

«Тот, кто когда – либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», - это высказывание «Дейле телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта – продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.

«Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и направленный к самым вершинам виртуозности. Он обладает тем даром «простоты», которым обладают мастера самого высокого класса».

«Коррера Делла Сьера» (Италия)

Мы гордимся своим земляком, желаем, чтобы мастерство его крепло и передавалось молодому поколению, одаренных людей хотим, чтобы о нашем земляке талантливом пианисте Владимире Павловиче Овчинникове была специальная экспозиция в муниципальном историко-краеведческом музее, чтобы сам маэстро чаще бывал в нашем городе, Башкортостане.

Лауреат международных конкурсов пианистов в Монреале (1980, 2-я премия)
Лауреат VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 1982, 2-я премия)Лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987, 1-я премия и золотая медаль)
Лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984, 1-я премия, совместно с А. Е. Винницким)

Родился в 1958 г. в г. Белебей (Башкирия).

В 1966-1976 гг. учился в ЦССМШ (педагог — А. Д. Артоболевская). В 1981 г. окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог — проф. А. А. Наседкин), в 1982-1985 гг. там же проходил ассистентуру-стажировку.

Педагогическая деятельность

В 1993-1996 гг. преподавал фортепиано в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1995 г. работает в Московской филармонии.

С 1996 г. — доцент Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой.

В 2011-2016 гг. — Директор Центральной музыкальной школы.

Концертная деятельность

После Международного конкурса пианистов в Лидсе с триумфом дебютировал в Лондоне, куда был приглашен для выступления перед Ее Величеством королевой. В прессе отмечалось: «... Трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене. то было исполнение, которым мог бы гордиться сам Лист!» («Глазго Джералд», Шотландия); «... Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и устремленный к самым высоким вершинам виртуозности» («Коррьере делла сера»).

Выступал в городах Европы и США с сольными программами и с крупнейшими оркестрами: Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова; Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром ВВС, Шотландским Королевским оркестром, Оркестром Гевандхауза, Национальным оркестром Польского радио, Гаагским Президент-оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга (ныне Сянган). Работал с дирижерами: Р. Б. Баршаем, А. Н. Лазаревым, Г. Н. Рождественским, В. И. Федосеевым, Г. Шолти, В. Веллером, А. С. Дмитриевым, Я. Крайцбергом и др.

Принимал участие в фестивалях Карнеги-Холл и Болливуд-Боул (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), «Стреза» (Италия), «Би-би-си Промс» (Лондон), Вана Клиберна (Форт-Уэрт, США).

Заслуженный артист России (1996)
Народный артист России (2005)

Участие в жюри конкурсов

Член жюри многих международных конкурсов.

Дискография

Фирмой «EMI» выпущены компакт-диски с исполнением Овчинниковым «Трансцендентных этюдов» Ф. Листа, «Этюдов-картин» С. Рахманинова, 9 сонат и пьес из балета «Золушка» С. Прокофьева; фирмой «Collins Classics» — Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (оркестр «Филармония» под управлением М. Шостаковича) и «Картинок с выставки» М. Мусоргского; фирмой «Русские сезоны» (Москва) — сонат Э. Грига для скрипки и фортепиано в ансамбле с А. Е. Винницким (скрипка).

Владимир Путин подписал поручение, предписывающее сохранить систему 11-летнего профессионального обучения в спецшколах для одаренных детей.

Этот документ призван спасти от действия нового закона «Об образовании» восемь музыкальных школ в крупных городах страны, где детей с первого класса готовят к концертной карьере.

О проблеме сохранения школ рассказал директор Центральной музыкальной школы (ЦМШ), народный артист России Владимир Овчинников.

- Что значит для ЦМШ поручение президента?

Во-первых, важно, что на восемь специальных школ обратили внимание. Во-вторых, в поручении говорится о непрерывности профессионального образования в сфере искусства с 1-го по 11-й класс.

- Речь идет о терминологии?

Да, и это очень важно. Мы добиваемся права профессионально обучать детей музыке с первого класса. В этом случае мы по-прежнему сможем брать детей на конкурсной основе. В начале февраля у нас будет совещание с участием директоров восьми школ, а также представителей Минобразования и Минкультуры, обсудим, какие именно стандарты образования нам нужны. Затем мы должны представить их в Российскую академию образования.

В Китае и Японии, например, вместо наших 40 часов в неделю дети учатся гораздо больше, вообще без выходных. Но музыкантам, творческим людям необходимо время, чтобы побыть одному, снять напряжение, подумать. Душу нельзя только тормошить.

- Министерство культуры вашу позицию поддерживает?

Во многих вопросах оно идет навстречу. Но некоторые вещи, как мне кажется, до последнего времени не понимало. Например, если назвать начальное музыкальное образование «предпрофессиональным», приоритет будет у общеобразовательного, а не у музыкального цикла. К счастью, мы добились понимания - может быть, слишком эмоционально, скандально, но в итоге нас услышали.

А как вы восприняли открытое письмо педагогов Российской академии музыки имени Гнесиных? Они выступили за новый закон «Об образовании», с которым вы так активно боретесь.

Я воспринял это как полное непонимание ситуации. И уверен, что половина людей, подписавших письмо, вообще не знали, что они подписывают. Это похоже на заказ, ответную реакцию на нашу позицию.

В последнее время редкий коллектив может похвастаться отстутствием массовых писем против чего-нибудь или кого-нибудь.

Люди научились писать. И на меня тоже писали, и на других директоров, и даже на министров. Однажды, когда я работал в Великобритании, один из местных критиков написал гадкую рецензию на мой диск. Я очень переживал, в отчаянии позвонил Евгению Светланову, который эту запись высоко оценил и с которым меня связывала дружба. Он ответил: «Володенька, наплюйте. Главное в нашей жизни - честно делать свое дело». Иногда нам попадаются плохие люди на пути, и возраст в этом плане совершенно не помеха. Часто это заслуженные, уважаемые люди.

- Вы редкий пример концертирующего директора. Как всё успеваете?

К сожалению, успеваю не всё. Нет времени на новые программы, хотя это всегда было нормой моей концертной жизни. На старом багаже еще выруливаю. Недавно был большой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, к которому я все же специально выучил несколько этюдов Скрябина. В тяжелые моменты, когда в школе не все спокойно, я сажусь за инструмент, и спустя полчаса игры с меня, как с гуся вода, сходят все проблемы.

К тому же, недавно меня пригласили в жюри конкурса Чайковского. Это дополнительная мотивация: имею ли я моральное право судить других, разучившись играть сам? Так что стараюсь держать себя в форме.

- Многие музыканты убеждены, что конкурсы - сплошь фикция и коррупция.

Фикция и коррупция могут существовать всегда и везде, и это говорит только о том, что всегда существуют личные интересы. Но если речь про детей, то, какая бы ни была коррупция, талант всегда слышно. Современные технологии, например, онлайн-трансляции, позволяют отследить любую нечистоплотность настолько легко, что никому не хочется создавать скандал.

Нам нужны результаты, а они могут быть только при честной игре. Те, кому дают первые премии, действительно этого заслуживают, даже если поначалу может казаться иначе. Так было с Григорием Соколовым и с Даниилом Трифоновым, который после конкурса играет все лучше и лучше.

- Каким должен быть пианист, чтобы вы сказали ему на конкурсе «да»?

Музыкант должен так видеть или чувствовать музыку, чтобы меня это убедило и расположило. Одной виртуозности не хватит - только десертом нельзя наесться. Для меня важно услышать лирику.

Очень важно, как музыкант находит контакт с публикой, улыбается, кланяется, выбирает программу. Есть знаковые произведения, по которым можно понять: это прекрасный музыкант, но не более. Что он будет показывать публике? Свою пустую душу? Или это будут серьезные высказывания, на которые люди пойдут, как в церковь, причащаться? Надеюсь, это будет главным критерием на конкурсе Чайковского.

- Политические события последнего времени школу не затронули?

К нам обращались с просьбой отправить в Крым музыкальную литературу, ноты. Мы отправили 50 коробок. При случае мы готовы принять в школу одаренных детей оттуда. У нас многонациональный коллектив, даже дети из Северной и Южной Кореи учатся вместе и живут в одном здании. Так что, думаю, все будет хорошо.

- Какой подарок вы, как директор, хотели бы получить к 80-летнему юбилею ЦМШ?

Мы уже начали получать подарки. Например, недавно благотворители пополнили наш скромный инструментарий двумя дорогостоящими арфами: маленькой, кельтской, и полноразмерной. Благодаря друзьям школы будет снят фильм о ЦМШ. Еще раньше мы получили щедрый подарок: внутри школы и по всему периметру установили видеокамеры, так что теперь школа стала более безопасной, и хулиганства со стороны учеников поубавилось.

- Дети, которые целый день сидят за инструментом, еще находят время хулиганить?

Один очень известный музыкант признался мне, что его выгнали из нашей школы за плохое поведение. Выплески энергии бывают у всех детей. Только у кого-то они происходят в рамках приличия, а у кого-то выходят за всякие рамки.

Конечно, в ЦМШ детям приходится в два раза больше времени тратить на учебу - из-за интеграции общеобразовательного цикла и музыкальных предметов. Но это не мешает им бегать, прыгать, играть. Ярчайший пример - Денис Мацуев, который не может представить свою жизнь не только без музыки, но и без футбола.

Играть больше ста концертов в год не всем под силу, и дело не только в одаренности. Дело в колоссальных физических нагрузках, не говоря уже о психологических стрессах. Это постоянный, нескончаемый процесс, и в какой-то момент человек может просто сломаться. Поэтому музыканту нужно постоянно воспитывать себя не только как личность, но и физически. Нужно быть стойким оловянным солдатиком.

- Критика начального профессионального образования за то, что оно лишает детей детства, необоснованна?

Конечно. Наоборот, это - счастливое детство, в котором дети уже нашли себя. Профессиональное музыкальное образование позволяет раскрыть художественные чакры. Но самое интересное, что дети, обучаясь музыке, уже учатся серьезно, добросовестно трудиться. Чтобы выучить самую простенькую пьеску, нужно посидеть, сосредоточиться, напрячь свои душевные силы, чтобы получилось еще и красиво. Я всегда говорю, что даже если из ребенка не получится профессиональный музыкант, он в любой профессии будет ценным сотрудником.

- Часто бывает, что ваши подопечные не становятся музыкантами?

В основном я встречал такие случаи во время перестройки, когда жизнь ломала многие судьбы, люди уезжали за границу. Среди моих одноклассников было много детей, которые считались очень талантливыми, но на них, видимо, оказывали сильное давление педагоги и родители, и в итоге они сознательно уходили в другие профессии. И все-таки я убежден: у детей, которые занимаются музыкой, совсем иной менталитет. Они дальше видят, глубже чувствуют, у них шире кругозор. Не говоря уже о том, что любой человек, умеющий сыграть на гитаре хотя бы три аккорда, становится душой компании. Музыка и дети - лучшее, что есть на свете.

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова - самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста - осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект» («Дейли телеграф», Великобритания)

Владимир Павлович Овчинников родом из Башкирии. Приехав в Москву восьмилетним мальчиком, Овчинников поступил в ЦССМШ при Московской консерватории и все десять лет обучения находился под неусыпным контролем заслуженного учителя РСФСР Анны Даниловны Артоболевской. Знания и умения, полученные от первого педагога, помогли Владимиру без проблем поступить в консерваторию. Там он обучался уже у профессора А.А.Наседкина, который в свою очередь был учеником известного .

Наседкин сумел передать своему ученику традиции русской фортепианной школы, приемы необычайно выразительной игры, технику звукоизвлечения, освоенную им под руководством Нейгауза. Таким образом Владимира Овчинникова по праву можно считать «пианистом гнезда Нейгаузова», в игре которого сочетаются отличная техника, темперамент и необыкновенная музыкальная чуткость.

Еще будучи студентом, Овчинников получил лауреатство на Международном конкурсе пианистов, проходившем в Монреале. А почти сразу после окончания консерватории он принял участие в одном из крупнейших мероприятий – Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, став обладателем второй премии.

Вскоре к этим достижениям добавилась победа на еще одном международном конкурсе, проходившем в Лидсе. Эти триумфальные выступления открыли перед Владимиром Овчинниковым дорогу в широкий музыкальный мир. Игру пианиста захотела послушать сама королева Елизавета – и Овчинникова пригласили в Лондон. Впечатление, которое игра Овчинникова произвела на английскую публику, было колоссальным. Пресса называла Владимира «необыкновенным пианистом, воспитанным прекрасной русской школой и устремленным к самым высоким вершинам виртуозности», его сравнивали с симфоническим оркестром, сравнивали Рахманиновым, сравнивали с самим .

Творческий портрет

«Совершенно ясно, что Овчинников имеет ту трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику Санкт-Петербурга в начале века». («Дейли телеграф», Великобритания)

Находясь в зените своей славы, Овчинников активно гастролировал по городам Европы и Соединенных Штатов Америки. Он давал множество сольных концертов, а также выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами разных стран. Его партнерами по сцене становились лучшие мировые дирижеры, такие как Рождественский, Федосеев, Шолти, Крайцберг…

Виртуозность игры Овчинникова граничит с невозможным. Его игра неизменно удивляет публику, заставляет ее восхищаться многогранным блеском каждой ноты. Музыканту оказываются по плечу самые технически сложные произведения. Каждая его концертная программа – настоящее музыкальное чудо, сплав виртуозной техники и искренней теплоты игры. Одна итальянская газета определила талант Овчинникова как «дар «простоты», которым обладают мастера самого высокого класса». Отыскивать простое в сложном, раскрывать публике удивительный мир, кроющийся за фортепианными пассажами – вот музыкальная миссия Владимира Овчинникова. И он прекрасно справляется с ней.

Одна из лондонских газет так отзывается о его исполнительстве:

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект».

Владимир Павлович Овчинников имеет звания заслуженного и народного артиста России.

Другие сферы деятельности


Владимир Павлович Овчинников во время урока

Наряду с концертной деятельностью Овчинников серьезно занимается преподаванием. В середине девяностых годов он был педагогом по фортепиано в английском Королевском Северном музыкальном колледже, а сразу после этого начал свою педагогическую деятельность в стенах родной консерватории в Москве. Было время, когда Овчинников преподавал в Японии, кроме того, уже десять лет он является приглашенным профессором на факультете искусств МГУ.

Последние несколько лет Владимир Павлович Овчинников занимает пост директора Центральной музыкальной школы.

Овчинникова часто можно видеть в жюри престижных музыкальных конкурсов. Он слушает молодых музыкантов на московском конкурсе имени П.И.Чайковского, на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, на конкурсе имени Бузони, проходящем в Италии.


Приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Владимир Павлович Овчинников - лауреат престижных мировых конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс пианистов в Лидсе, блистательный музыкант, в течение нескольких лет возглавлявший Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Он - частый гость Мальты, влюбленный в этот незабываемый холмистый остров с древней и увлекательной культурой. Сейчас Владимир Павлович рассказывает о Мальте, музыкальном образовании и новогоднем настроении.

Какова история ваших взаимоотношений с Мальтой?

Давным-давно, еще в прошлом веке, я приезжал сюда давать концерты в Маноэль Театре. В то время я работал в Манчестерском королевском колледже, и у меня, после победы в Международном конкурсе пианистов в Лидсе, была серия концертов по всей Европе. Так я попал на Мальту впервые. Потом судьба бросала меня и в Японию, и в Америку, но сложилось так, что я снова прибыл на Мальту, в этот раз уже в связи с конкурсом пианистов, которые Европейский Фонд Поддержки Культуры проводит по всем миру. Здесь, на Мальте, проходил в апреле прошлого года главный финал.

У меня остались очень яркие впечатления от столицы Мальты Валлетты, в которой проходили и конкурсные состязания пианистов, и концерты Мальтийского международного музыкального фестиваля, где присутствовал, например, легендарный Гия Канчели. Современный молодой композитор Алексей Шор выступил в качестве композитора-резидента фестиваля.

Это был подлинный музыкальный праздник с очень большим количеством слушателей. В связи с участием в фестивале многих известных музыкантов и различных коллективов, это событие, как мне кажется, прогремело на всю Европу. Важно отметить, что и конкурс, и фестиваль становятся традиционными. Благодаря ярким музыкальным впечатлениям, я очень полюбил Валлетту, а также людей, которые работали на этом фестивале. В одном из предыдущих интервью я назвал Мальту островом радости, потому что это очень красивая и исторически невероятно интересная страна, где каждый камень с богатой историей отправляет нас в глубину веков. И для меня теперь здесь все окрашено в музыкальные тона. Я считаю, что приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Празднование Православного Рождества - тоже одна из прекрасных традиций Мальты. Как сложилось так, что вы прибыли на остров уже ради этого события?

Когда меня пригласил Константин Ишханов, я с удовольствием согласился. И у этого выступления есть тоже своя история. В этом году состоится Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского. Я буду присутствовать в жюри этого конкурса по приглашению Дениса Мацуева. У меня уже был один концерт в рамках конкурса им. П. И. Чайковского, когда я играл вместе с Питером Донохоу, с которым мы разделили первый приз конкурса Чайковского в 1982 г.

В этот раз у меня была идея представить произведения Петра Ильича Чайковского в каком-то новом ракурсе. Идея оформилась в творческом сотрудничестве с Сергеем Жилиным, который ведает всей музыкальной частью известного российского телевизионного шоу «Голос». Мы решили объединить классику и джаз в одном концерте. В первом отделении я буду играть «Времена года» Чайковского, а во втором отделении Сергей Жилин с его джазовым трио исполнит часть этих же произведений, но уже в джазовой обработке. Концерт состоится на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Первую часть концерта я исполнил на Мальте.

Какие чувства вы вложили в исполнение этой концертной программы на Мальте, в Русской часовне?

На Новый год и в Рождество мы всегда думаем о будущем, строим творческие планы, мечтаем и верим, что самые невероятные фантазии обязательно случатся. Поэтому, как мне кажется, это самое подходящее время окунуться в атмосферу прекрасной музыки, которую многие из нас знают с детства. Такая музыка помогает нам начать год с очень теплых мыслей и чувств, окунуться в воспоминания и задуматься о том, что нас ждет. Я посвятил эту концертную программу именно будущему, которое всегда должно быть лучше, чем прошлое. И одновременно хотелось создать атмосферу тепла и уюта, знакомого с детства через гениальную и столь популярную музыку Чайковского.

Вы несколько лет руководили Центральной музыкальной школой в Москве. Как вы оцениваете те изменения, которые переживала и переживает система музыкального воспитания в России?

Времена меняются, изменяется и отношение к музыкальному образованию. Не так давно мы переживали тяжелый период, эпоху перестройки, когда было трудно думать о развитии культуры. Люди занимались просто выживанием, фокусировались не на созидании, а на торговле. Внимание к искусству возвращается тогда, когда страна начинает восстанавливаться, когда есть время подумать о прекрасном и непреходящем, сосредоточиться на возвращении культурных традиций, которые, слава Богу, у нас всегда были очень сильными. Хорошо, что эти традиции продолжают существовать. Замечательно, что ощущается поддержка со стороны государства.

Работая в сфере музыкальной педагогики, я замечаю, что интерес к этим занятиям возвращается, что очень важно. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ станут профессиональными музыкантами, но главное, что занятия музыкой совершенствуют человека, заставляют его думать, чувствовать, доводить любое дело до конца с отличным результатом. У нас существует очень сильная система музыкального образования, некоторые ее элементы были утрачены, но сейчас все возвращается на круги своя. Главное, что традиции у нас не только сохраняются, но и активно развиваются.

По опыту знаю, что человек, который занимается музыкой и намерен выучить пьесу на музыкальном инструменте, должен быть очень сосредоточен, внимателен. Он должен выдать результат, который будет радовать других людей, и для того, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, следует быть очень умным, внимательным, сосредоточенным, эмоциональным и т.д.

Я знаю людей, которые становились прекрасными компьютерщиками, имея за плечами музыкальный опыт. Музыка - это абстрактное искусство, оно сродни математике. Я считаю, что музыкальное образование нужно всем детям, начиная с детского сада.

Мы должны сохранять, всячески поддерживать и развивать музыкальную культуру нашей нации, которая дала миру столько известных имен от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Шостаковича, Прокофьева,Рахманинова- это не просто музыканты, которыми гордится наша страна: их творчество - огромная часть мировой культуры. С этой точки зрения отрадно отметить, что на Мальте в Русской часовне были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского.

Одним из организаторов концерта, посвященного празднованию Православного Рождества на Мальте, является Европейский Фонд Поддержки Культуры. Есть ли у вас планы дальнейших совместных проектов по популяризации классической музыки?

Думаю, что в наступившем 2019 году у нас будут еще концерты, которые мы осуществим совместно с Фондом. Президент ЕФПК Константин Ишханов активно начал привлекать меня к различным проектам, и я благодарен ему за это. У Константина Ишханова очень хорошая команда, которая работает серьезно и по-деловому. То, что они делают, всегда становится важным событием, а сам Фонд приобретает все большую известность. Значит, количество интересных мероприятий существенно увеличится. И о них будут знать и говорить!

Беседовала Мария Ермаченко





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта