Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.
(1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей "Деревня" и "Антон Горемыка".
С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в "Обществе поощрения художеств". Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. "Гуттаперчевый мальчик" и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга "Гуттаперчевый мальчик" считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.
Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.
Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса - немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.
По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера - грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал Клоуна интересует воспитанник циркача - худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не хлыстом и уводит его на тренировку.
Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.
В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои - это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.
И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.
Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.
А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.
На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.
Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.
Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.
Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:
Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.
Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:
Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...
С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.
Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.
После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.
Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.
Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.
Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.
Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.
Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.
Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.
Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.
Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.
Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.
Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.
В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.
Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.
Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.
Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.
Дмитрий Васильевич Григорович
Гуттаперчевый мальчик
Повесть (1883)
За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде, вступивший в “период тоски”, за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде – главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, “гуттаперчевый мальчик”, подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История “гуттаперчевого мальчика” была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери ее землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом, Петя был “не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком”.
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг “что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену”.
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: “Ай, мальчик! мальчик!”
Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон ее неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер “гуттаперчевого мальчика” – его уже не было на свете.
В. П. Мещеряков
(No Ratings Yet)
За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери ее землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось <...> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон ее неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Гуттаперчевый мальчик. Повесть (1883), в сокращении . И в закладках появилось готовое сочинение.В этой статье мы опишем сюжет произведения, автор которого - Д. В. Григорович. которого будет нами рассмотрено, - это повесть, созданная в 1883 году. Она включена в школьную программу по литературе.
О чем же рассказывает нам Григорович ("Гуттаперчевый мальчик")? Краткое содержание основных событий следующее. Артисты толпятся за кулисами цирка. Это веселый и беспечный народ. Один лысый человек, уже не совсем молодой, выделяется среди них. Его лицо густо покрыто красной и белой краской. по имени Эдвардс. Он вступил в свой "период тоски". За этим периодом следует другой - тяжкого запоя. Клоун Эдвардс является главным украшением цирка, своеобразной его приманкой. Однако его поведение ненадежно. Он может запить в любой день.
Режиссер просит клоуна не пить хотя бы до окончания Масленицы, после которой цирк должен закрыться, так как он не работает во время поста. Тот отделывается от режиссера ничего не значащими фразами.
Далее с другими персонажами повести знакомит нас Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Главные герои произведения - Эдвардс, Беккер и Петя. С первым из них мы уже познакомились. Для того чтобы представить читателю двух других, автор описывает следующую сцену.
Эдвардс заглядывает в уборную Беккера, акробата. Это мускулистый и грубый великан. Не сам Беккер интересует Эдвардса, а "гуттаперчевый мальчик" Петя, его питомец, подручный акробата. Эдвардс спрашивает, можно ли с ним погулять. Он доказывает Беккеру, что маленький артист будет лучше работать после развлечения и отдыха. Акробат, вечно раздраженный чем-то, не хочет даже слышать об этом. Он угрожает мальчику хлыстом.
Печальна и проста история этого тихого мальчика. В возрасте пяти лет он потерял мать, излишне любвеобильную и взбалмошную кухарку. При ней ему нередко приходилось мерзнуть и голодать. Однако мальчик все-таки не чувствовал одиночества.
После того как мать умерла, прачка Варвара, ее землячка, устроила судьбу ребенка. Мальчика определили к Беккеру в ученье. Карл Богданович при первом знакомстве с Петей больно и грубо ощупал его, раздетого догола, замершего от ужаса и боли. Мальчик плакал, не хотел идти к Беккеру, однако Варвара отдала его акробату, как он ни цеплялся за ее подол.
Впечатления от знакомства с цирком с его шумом и пестротой очень потрясли Петю. Настолько, что мальчик вскрикивал всю ночь и несколько раз просыпался. Нелегко давалось Пете, тщедушному ребенку, обучение различным акробатическим трюкам. Он часто падал, расшибался. При этом суровый акробат ни разу его не одобрил, не приласкал. А ведь Пете было всего семь лет. Только клоун Эдвардс относился к нему благосклонно. Он показывал мальчику, как выполнять различные упражнения. И ребенок тянулся к Эдвардсу.
Далее об одном печальном событии в жизни ребенка рассказывает нам Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик получил подарок от клоуна. Однажды тот принес ему щенка и подарил его ребенку. Однако счастье оказалось недолгим. Акробат хватил щенка о стену, и тот сразу же умер. Заодно и мальчик схлопотал пощечину. Петя был, можно сказать, не столько гуттаперчевым ребенком, сколько несчастным.
Совсем иная атмосфера царила в детских комнатах, принадлежащих графу Листомирову. Их подробно описывает Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик не мог и мечтать о таких условиях. Все в этих комнатах было приспособлено для веселья и удобства детей. За их настроением и здоровьем тщательно следила нанятая гувернантка. Графские дети в один из последних масленичных дней были особенно оживлены. Сестра их матери, тетя Соня, пообещала им, что отведет их в цирк. Нужно было только дождаться пятницы.
Восьмилетняя девочка Вера, шестилетняя Зина и пухлый пятилетний бутуз (его прозвище - Паф) старались заслужить поход в цирк своим примерным поведением. Они не могли думать ни о чем другом, кроме предстоящего развлечения. Грамотейка Вера прочла цирковую афишу своему брату и сестре. Особенно детей заинтриговал в ней гуттаперчевый мальчик. Им не терпелось поскорее его увидеть. Очень медленно тянулось для них время, что отмечает Д. В. Григорович ("Гуттаперчевый мальчик").
Вот, наконец, наступила пятница. Все страхи и волнения уже позади. Дети занимают места задолго до времени начала представления. Они с восторгом смотрят на клоунов, жонглера и наездницу. Детям не терпится увидеть гуттаперчевого мальчика.
Выходом Пети и Беккера начинается второе отделение. Акробат прикрепляет к своему поясу золоченый шест, наверху которого расположена небольшая перекладина. Под самый купол устремляется конец этого шеста. Он колеблется, и зрители видят, как трудно Беккеру его удерживать.
Уже приближается к финалу повесть, которую создал Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Краткое содержание дальшейших событий следующее. Мальчик Петя взбирается по шесту вверх. Ребенок уже практически не виден. Зрители аплодируют и кричат, что пора прекратить столь опасный номер. Однако мальчику предстоит еще зацепиться за перекладину ногами и повиснуть вниз головой.
Петя справляется и с этим. Но вот срывается и падает вниз, на арену, гуттаперчевый мальчик. Артисты и служители подхватывают Петю и быстро его уносят. Для того чтобы замять это происшествие, оркестр принимается играть веселый мотив. Кувыркаясь, на сцену выбегают клоуны.
Публика расстроена. Люди пробираются к выходам. Верочка кричит и плачет. Ей жалко мальчика. Дети возвращаются домой. Большого труда стоило успокоить ребят и уложить их спать. Тетя Соня ночью заглядывает к Вере. Она видит, что сон девочки неспокоен. На щеке Верочки засохла слезинка.
Тем временем ребенок с разбитой грудью и переломанными ребрами лежит на тюфяке в безлюдном темном цирке. Гуттаперчевый мальчик обвязан тряпками. Из мрака время от времени появляется клоун Эдвардс. Он наклоняется над ребенком. Видно, что Эдвардс уже вошел в полосу запоя. На столе стоит графин, практически опорожненный.
Все погружается в тишину и мрак. На другое утро номер "гуттаперчевого мальчика" уже не указывался в афише. Ребенок к тому времени умер.
Такой печальный финал приготовил нам Григорович. "Гуттаперчевый мальчик", краткое содержание которого мы только что изложили, заставляет о многом задуматься.