Главная » Отношения » Введение. Газета «Правда». При продолжении нынешней экономической политики «чёрное золото» в России иссякнет уже через два десятилетия Но вот всего через два десятилетия люди

Введение. Газета «Правда». При продолжении нынешней экономической политики «чёрное золото» в России иссякнет уже через два десятилетия Но вот всего через два десятилетия люди

Какой будет экономическая политика «нового старого тандема», члены которого готовятся завершить операцию по обмену руководящими постами? Недавно, наверное, все думающие люди несказанно изумились, услышав, как по всем российским телеканалам транслировался фрагмент беседы Дмитрия Медведева с Владимиром Путиным, в ходе которой выяснилось, что они, оказывается, за последние годы… поменяли «технологический уклад» нашей экономики. Мы-то, грешные, с цифрами и фактами в руках, были уверены, что они всю страну с головой погрузили в одну большую нефтяную скважину. А выходит, население целой страны какой-то «новый технологический уклад» и не заметило…

МЕЖДУ ТЕМ именно цифры и факты свидетельствуют, что весь экономический (да и внешнеполитический) курс руководства Российской Федерации за предыдущие 12 лет базировался на беспрерывном наращивании добычи и экспорта углеводородов — нефти и природного газа. На доходах от их продажи базировалась и практически вся политика социального подкупа различных слоёв населения нынешней властью, которая активизировалась в этом перед каждыми очередными выборами. На эту тему уже столько сказано, что вроде бы ничего нового и добавить нельзя, если бы…

Если бы не одна новая деталь, которая возникла в связи с недавним обнародованием прогнозов авторитетнейших аналитиков в области добычи «чёрного золота» — специалистов крупнейшей международной нефтяной корпорации «Бритиш Петролеум». И эти прогнозы недвусмысленно свидетельствуют: в случае продолжения властью сегодняшней «сырьевой» политики перед страной в ближайшее время встанет вопрос её элементарного выживания.

Опубликованный аналитиками «Бритиш Петролеум» специальный доклад содержит самые свежие данные о запасах нефти в десяти наиболее богатых ею странах мира и расчёты, на сколько времени этих запасов хватит при нынешнем уровне её добычи. Данные, конечно, интересны сами по себе. Ну вот, например, наиболее крупный «хранитель» запасов «чёрного золота» в мире — Саудовская Аравия, на которую приходится пятая часть всех запасов нефти на планете. Здесь, как говорится, всё понятно и никаких открытий нет. Как и с Венесуэлой, на территории которой (в районе озера Маракайбо) несколько лет назад были обнаружены поистине гигантские залежи нефти, что позволило этой стране выйти на второе место по запасам «чёрного золота» в мире с долей более 15 процентов. И, между прочим, оба этих государства используют свои запасы весьма рачительно: аналитики «Бритиш Петролеум» прогнозируют, что при сохранении нынешних темпов добычи и экспорта нефти королевству саудитов её хватит более чем на 70 лет, а Венесуэле — более чем на 100 лет. Ну что ж, за этот период прогресс человечества, в том числе развитие науки, вполне возможно, подскажет совершенно новые источники энергии. Так что на практике указанным странам (как, впрочем, и многим другим, упомянутым в докладе «Бритиш Петролеум») нечего особенно опасаться.

В том числе — Ирану и Ираку. На территории первого содержится 10 процентов всех мировых запасов нефти, в Ираке — 8,3 процента. В этой связи, кстати, абсолютно понятно, ради чего была предпринята англо-американская агрессия против Ирака в 2003 году и какой «приз» манит международных разбойников из Вашингтона и Лондона, когда они плетут свои интриги вокруг Ирана: при сохранении сегодняшних объёмов добычи Ирану хватит своего «чёрного золота» на 88 лет, а Ираку — более чем на 100.

Совершенно иная ситуация с Россией, которая не так давно обогнала Саудовскую Аравию по объёмам добычи нефти и вышла на первое место в мире по этому показателю, что является предметом большой гордости российского руководства. Какой уж тут «новый технологический уклад»! Однако такая «гордость» грозит выйти, что называется, боком. Дело в том, что доклад аналитиков «Бритиш Петролеум» бесстрастно и чётко свидетельствует: по объёму запасов нефти Россия находится лишь на седьмом месте в мире — на её долю приходится немногим более пяти с половиной процентов общемировых запасов. Нехитрый подсчёт показывает, что в её недрах находится почти в четыре раза меньше «чёрного золота», чем в Саудовской Аравии. Но при этом Россия обгоняет последнюю по объёмам выкачивания нефти из своих недр. Спрашивается, насколько же её хватит при сохранении подобных темпов?

Так вот, России при сохранении сегодняшних «рекордных» темпов добычи нефти её запасов хватит максимум на 21 год. Это, между прочим, всего три полных президентских срока! А они пробегут быстро… И что тогда?

И ведь слезать с «нефтяной иглы» надо не в тот момент, когда нефть закончится. Это надо было делать, как говорят в таких случаях в народе, вчера, но в самом крайнем случае — сегодня. Сейчас. Немедленно. И думать при этом не о том, как с помощью нефти продолжать морочить головы собственным гражданам, а как будем жить завтра. Если, конечно, мы хотим, чтобы оно для России вообще наступило. А в случае продолжения давно протухшей, словно консервы с просроченным сроком действия, буржуазно-либеральной монетаристской политики гайдаровско-кудринско-чубайсовского образца у России этого завтра просто не будет.

Олег Черковец, доктор экономических наук

Комментарии ( 10 )

    На основе своих исследований, Ч. Дарвин сделал вывод о способности растений и животных приспосабливаться к изменяющимся экологическим условиям, благодаря естественному отбору. Но, "благодаря" достижениям науки, действенность естественного отбора среди людей сведена до минимума. Сотни миллионов диабетиков, аллергиков, шизофреников и прочих носителей наследственных дефектов дают ослабленное потомство, существование которого становится невозможным без постоянного приема химических препаратов, вне стерильных условий урбанизированного быта и т.д. Есть поговорка про "паршивую овцу", которая способна все стадо угробить.
    Спартанцы не знали генетики, но они прекрасно понимали, что лучше иметь тысячу здоровых и закаленных -, чем иметь намного больше чахлых и увечных сограждан. В культурах других народов необходимость здорового потомства тоже не была секретом еще 50-т лет назад. За столь короткое время большая часть цивилизованного человечества утратила естественную жизнеспособность. Потребление не стерильной пищи и воды становится "смерти подобно" для слишком большой части населения. Следующие 50-т лет искусственной изоляции от естественной среды обитания могут потребовать стерилизации воздуха или использования скафандров для значительной части населения с генетически ослабленным - атрофированным иммунитетом. На этот случай существует поговорка: "За что боролись, на то и напоролись!" Если ничего не изменится в социальной организации, то все население разделится без остатка на больных и лечащих, ухаживающих, обслуживающих.
    Если: "В здоровом теле - здоровый дух!", то "В больном теле - немощный дух!" С сожалением приходится отмечать, что современное цивилизованное население утрачивает интеллектуальную восприимчивость, гибкость. Многие люди, как компьютеры, "впадают в ступор" - "зависают" при столкновении с чем-то нестандартным, новым - даже со словами, произнесенными несколько иначе. Они способны руководствоваться в своих действиях лишь ограниченным набором стандартных стереотипов мышления и поведения, что оставляет все меньше надежд на возможность избавления от социальных проблем.

    Другими словами: с ускорением накапливаются условия, при которых, давно предсказанная глобальная катастрофа человеческой цивилизации становится неизбежной. Единственным действенным средством против планетарной трагедии может быть: осознанное и добровольное возвращение под власть Законов Бытия = "Бога". Должно произойти осознанное: "возвращение блудного сына" под власть Отца или люди уничтожат сами себя с помощью своих выдумок = ложных представлений о возможном и невозможном, желательном и необходимом, полезном и приятном, добром и злом. Человечество разумно, когда большинство людей разумно = "возвращение" произойдет, когда большинство из живущих людей признает "возвращение" необходимым и неизбежным. Напротив: гибель человечества станет неизбежной, если большинство людей утратит надежды на способность научных, политических, экономических и пр. социальных структур к разрешению накопившихся социальных проблем.

    Ответить

    Владимир Фёдорович, с Вашими рассуждениями наверняка согласится большинство РАЗУМНЫХ людей.
    Но футуролог и трансгуманист Реймонд Курцвейл прогнозирует, что за два ближайших десятилетия люди утратят способность самостоятельно мыслить и добровольно согласятся стать подопытными животными для специалистов "предельно высоких технологий".
    Вот за такую перспективу для нас с Вами и "рвёт на себе рубаху" уважаемый директор крымских "новаторов"?

    Ответить

    Намного легче найти конструктивное решение, чем доказать его правомерность и действенность. Особенно трудно доказывать далеко не глупым людям, которые многое понимают, но не пытаются анализировать шкалу личных и корпоративных интересов, приоритетов, требующих подчинения некогда эффективным нормам, правилам, ориентирам. Поэтому не буду увлекаться подробным обоснованием каждого утверждения.

    1. Все, что имеет начало - неизбежно имеет конец.
    2. Все конечное - неизбежно изменчиво.
    3. Лишь вечное - неизбежно неизменно, безначально и бесконечно.
    4. Материя = Энергия х (К), а энергия не может быть неизменной. Это означает, что материальное по определению не может быть структурно, формально вечным.
    5. Согласно Закону сохранения Энергии = Материи - импульса, материально-энергетические субстанции могут трансформироваться, но не изменяться количественно в масштабах Вселенной = Бытия.
    6. Вечной и неизменной субстанцией Бытия может быть только нематериальная - Смысловая компонента действительности: Законы, Принципы, Тенденции и т.д. = все то, что составляет ЛОГИКУ взаимодействий, трансформаций, движений и доступно познанию, объяснению, пониманию.
    7. Чем боле интенсивно и однонаправленно происходят изменения в объектах или структурах, тем ограниченнее срок их существования.

    На основании предыдущих утверждений делаем выводы:

    1. Тенденция к минимизации энергетических трансформаций является всеобщим Законом = Смыслом Бытия, что опровергает гипотезу о "тепловой смерти Вселенной".
    2. Максимально длительно существующие объекты и процессы имеют минимально возможную динамику изменений. Более стабильная водная среда предрасполагает к низкой видовой изменчивости. Воздушный океан отличается значительно большей контрастностью условий, динамикой движений - изменений и стимулирует более интенсивную видовую изменчивость. Естественно, что интеллектуальная изменчивость более интенсивна и заметна чем физиологическая изменчивость, поэтому вольно живущие городские животные отличаются от диких соплеменников интеллектуальной развитостью.
    3. Экспансивно размножающиеся, по причине обладания неким преимуществом, живые существа, создают тем самым био-энергетический дисбаланс в экологическом взаимообеспечении, последствия которого неизменно направленны против порождающих причин.
    ...

    Ответить

    Хорошо...
    А если предположить, что интеллектуальная изменчивость изначально направлена на постижение Смыслов (как говорят попы - "познание Бога"), то Человек может понять КАК этот "био-энергетический дисбаланс в экологическом взаимообеспечении" преодолеть. Логично?

    На наш взгляд - проблема в том, что современный Человек считает себя конечным звеном в пищевой цепочке организмов, а на самом деле выбрасывает отходы (свои и технического производства) - в Природу, которая эти отходы переваривать не успевает.
    Предельно высокие технологии нужны сейчас не в производстве новых товаров (и оружия), а в очищении Природы от отходов цивилизации.
    Много ли нужно Человеку для производства Энергии собственного Разума? - ... Витамины, только и всего. Всё остальное после употребления выбрасывается на свалки. Торговый капитализм сейчас был бы предельно рад, если бы покупатели новых товаров сразу же везли их на свалку, что бы опять придти за новыми товарами. Таких людей поражает интеллектуальное и моральное ожирение, так как они перестают вырабатывать своим Разумом - Энергию знаний.
    ... Но их в первую очередь и настигает разочарование бессмысленностью такой жизни, что и приводит их логически к самоуничтожению: суицид через наркотики, развратничество и прочие грехи.
    Человечеству предстоит заняться Большой Приборкой на корабле под названием Земля, а не искать себе новую планету! Вот этого и не хотят понять всякие командоры-администраторы-патриархи, потому что тогда они вообще никому не нужны...

    Ответить

    ""Предельно высокие технологии нужны сейчас не в производстве новых товаров (и оружия), а в очищении Природы от отходов цивилизации.""

    Чисто и безвредно бывает не столько там, где много убирают и очищают, а там, где мало загрязняют и отравляют. История с ДДТ (дустом) является ярким тому подтверждением. По справочнику 2000г. подсчитывал выбросы газов при годовом сжигании нефтепродуктов только в Германии. Получился экваториальный "пояс", по два кубических километра. Подсчитать обще-планетарные выбросы продуктов сгорания в атмосферу, воду и в почву намного сложнее, но и грубое сопоставление вызывает образ "газовой камеры", даже в сравнении с недавним прошлым.

    Надо не забывать, что один автомобиль связывает в окислы такое количество атмосферного кислорода, которое необходимо для дыхания многим десяткам или сотням людей и животных. Можно представить себе, сколько кислорода изымают из атмосферы тепловозы, теплоходы, металлургические и прочие комбинаты, самолеты, ракеты, лесные пожары и т.д. Возникает вопрос: откуда берется кислород и способствуем ли мы его восстановлению? Почти все плодородные почвы на Земле распахиваются и засеваются растениями, забирающими из почв минеральные вещества, которые в конечном итоге оседают в людях и на свалках. Почвы образовывались на протяжении миллионов лет, а истощаются за десятилетия или годы. Можно вносить био-химические подкормки, которые переходят в продукты питания, в клетки организмов животных и людей, в том числе и в клетки зарождающихся организмов. Это не способствует сохранению полезных для выживания генетических признаков и необходимого био-генетического разнообразия организмов, входящих в замкнутую экологическую систему взаимо-воспроизводства.

    Другими словами: образ "свиньи, подрывающей корни дуба, с которого питается" или "пилильщика сука, на котором он сидит" в точности соответствует поведению людей на Земле. При этом, все большему числу людей хочется пользоваться благами цивилизации, но все меньшей доле людей хочется думать о последствиях или принимать на себя ответственность за принятие непопулярных решений. Это и есть явный признак ускоряющегося приближения планетарного Апокалипсиса.

    Пока люди не осознают, что именно они, с их желаниями, интересами, приоритетами, с ограниченным кругозором и осколочными мировоззренческими представлениями являются единственной угрозой собственному существованию, они не станут способными к преодолению глобального Смысло-экологического кризиса. Только после четкого осознания каждым социально активным участником человеческого обще-жития Принципов и Законов экологической гармонии, своей персональной ответственности за выживание человечества, себя и близких в том числе, можно будет приступать к реализации спасительных мероприятий:

    1. Быстрое сокращение и прекращение существования всех неконструктивных производств и видов деятельности.
    2. Радикальное повышение качества и сроков использования производимой продукции, от предметов быта до зданий и сооружений.
    3. Максимальная реализация принципа общественного потребления в обозримых социальных сообществах, при ясных и общеобязательных демографических ограничениях, гарантирующих безконфликтное выживание в условиях быстрого и пропорционального сокращения населения до пределов человеческой экологической ниши.

    Это не будет возможным, если не будут приняты к безусловному исполнению принципиально новые - немафиозные нормы, критерии, принципы, технологии социальной организации и самоуправления. Но, чтобы их принять сознанием и закрепить на законодательном уровне, необходимо их четко и ясно сформулировать, распространить и исполнять в инициативном порядке. Здесь возникают трудности ДОВЕРИЯ к автору формулировок, которые должны выражать целостную и непротиворечивую систему мировоззренческих оценок действительности. Далеко не каждый человек и даже мыслитель детально осознает систему своих мировоззренческих представлений, их реальные причины - в достаточно полном объеме и взаимообусловленности. Поэтому: из тысячи пишущих, лишь единицы могут дать формулировку определения любого единственного термин

Аналитики различных ведомств в один голос утверждают, что уже к 2030-ому году человек сможет встраивать машины в себя, сам встраиваться в машины, так что появятся аналоги и «терминатора», и «робокопа».

Весьма популярные уже в наши дни роботизированные протезы конечностей с нейроинтерфейсом стали началом самой настоящей «эры киборгов» - симбиоза машин и человеческого тела.

Судя по темпам развития этой отрасли, вскоре такие напичканные электроникой приспособления перестанут быть просто протезами и начнут, наоборот, давать человеку дополнительные, невиданные возможности. Кроме того, ожидается, что целые системы дополнительной реальности обеспечат любому желающему поступление огромного объёма ранее недоступной к усвоению информации, радикально увеличив таким образом опыт, уровень образования, умения и навыки людей.

Конечно, широкое распространение киборгов в том виде, как их представляют себе фантасты – перспектива всё-таки довольно отдалённая. Но эксперты уверенно заявляют, что создание технологического фундамента такой, с позволения сказать, «эволюции» человеческого организма (несколько часов назад мы рассказывали ) будет завершено к 2030-ому.

В частности, такое предсказание изложено в аналитическом отчёте Национального совета по разведке США, подробно описывающем долгосрочные стратегические тенденции в направлении развития «киборгизации» общества.

В докладе о глобальных тенденциях в различных отраслях до 2030-ого года (Global Trends 2030) в отдельную главу выделены перспективы развития медицинских технологий, именуемых не иначе как «киборгизованное будущее человечества».

Уже упомянутые нами протезы с нейроинтерфейсами американские разведчики уже посчитали пройденным этапом. А относительно перспектив утверждают, что к расчётному году мы будем модифицировать свои тела по собственному усмотрению, как сегодня имеем возможность придать, скажем, желаемую форму своему носу с помощью пластического хирурга.

К примеру, имплантаты сетчатки, помимо орлиного зрения дадут эффект прибора ночного видения, продвинутые неироинтерфейсы с вживлёнными приспособлениями сделают наши руки неимоверно сильными и «золотыми», наделив их всеми заложенными в программе навыками. О мозге и речи нет: уже сейчас многим из нас очень бы не помешал в нём какой-нибудь встроенный слот под многогиговую флэшку… И т.д. и т.п.
А ещё американцы пророчат, что с помощью дистанционно управляемых роботов, наделённых человеческими ощущениями (осязанием, обонянием, вкусом и пр.), мы сможем, сидя у уютном кафе, допустим, нюхать эдельвейсы на отвесных склонах Альп.

Естественно, особое место в докладе уделено области безопасности. Понятно, что «киборгизация» несёт безграничные возможности этому направлению жизнедеятельности, если каждый сторож будет хоть немного обладать возможностями «терминатора». Но, как мы понимаем, в связи с этим возникнут и новые угрозы!

Ну и в завершение разговора – о социальных перспективах. «Киборгизация», очевидно, увеличит разрыв между богатыми и бедными, развитыми государствами и странами третьего мира настолько, что его можно будет оценивать, пытаясь сравнить быт неандертальцев и жителей супероснащённого мегаполиса.

Читая дневники великого Георгия Свиридова

Большая посмертная книга композитора Георгия Свиридова «Музыка как судьба» вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2002 г. Она сразу стала фактически настольной у многих, ждавших ее. В ней, составленной из «Разных записей» (девятнадцати тетрадей), дневниково охватывающей десятилетия, виден непростой внутренний путь художника, словно разгребавшего завалы безбожной русской жизни советского периода, о котором Свиридов с какого-то момента стал говорить, как о времени геноцида русского народа и православия…

В своих записках великий композитор выступает как значительный русский мыслитель, острый публицист. Суждения его пронзительны, резки и глубоки, обусловлены сердечной думой, болью за Россию, русскую жизнь, русскую культуру. Читая Г.В. Свиридова, вспоминаешь и «Окаянные дни» И.А. Бунина, и «Мысли о России» Ф.А. Степуна, и «Опавшие листья» В.В. Розанова. Изданные близкими и исследователями уже по кончине композитора записки эти, по меткому замечанию одного из московских ученых, являют собой «свод глубоких и страстных размышлений о духовной жизни эпохи, и по тону они даже вызывают в памяти пламенное, бескомпромиссное слово протопопа Аввакума».

Книга сразу стала библиографической редкостью, вызвала воистину шквал эмоций, что называется, с «обеих сторон», явившись внятным индикатором непреодоленного векового раскола в русском обществе, резко обострившегося в 1917 году.

Валентин Распутин, развивая самоопределительную реплику Свиридова «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться», высказал важную мысль:

«Именно для того чтобы проложить дорогу Гаврилину, озвучить Есенина и Блока, заново прочитать Пушкина, подхватить умолкнувшие песнопения и молитвы, для того чтобы не закрался “пустырь” в души, и был “отставлен” Свиридов из XIX в ХХ век».

И - о книге дневников русского гения: «Свиридов как мыслитель, наблюдатель, человек огромной культуры, не только русской, но и мировой, “расшифровал” для нас так много в искусстве, жизни, в известных личностях, событиях прошедших и текущих, даже в Родине нашей, которую, оказалось, мы знаем мало; так точно сказал он о красоте и таланте, о чистом и святом в художнике и вокруг него и так решительно отделил талант от соблазна, чистый порыв от модного искушения, что великой этой книге великого автора полагалось бы сделаться настольной для всякого, кто еще не предался окончательно чужим богам в понимании прекрасного в искусстве»

Второе издание, которого ждали очень многие, состоялось через полтора десятилетия (серия «Библиотека мемуаров: Близкое прошлое»). В промежутке между двумя изданиями был выпущен замечательный сборник «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников», вышедший в той же «Молодой гвардии» в 2006 г. с предисловием В. Распутина.

Нынешний том включает и новые, прежде не публиковавшиеся тексты, а также комментарии, подготовленные музыковедом, президентом Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко и ведущим научным сотрудником Института мировой литературы РАН С.А. Субботиным.

Александр Сергеевич Белоненко, племянник композитора, на мой прямой вопрос, чем второе издание отличается от первого, ответил в частном письме: «Книга обновлена за счет новых, более обстоятельных комментариев, которые мы поместили теперь в пристраничных сносках, а не в конце книги, что затрудняло чтение. Есть новые тексты двух маленьких тетрадок 1963 г., которые дают возможность проследить за некоторой эволюцией взглядов Георгия Васильевича по музыкальным, да и не только, вопросам, особенно, что касается, например, творчества Д.Д. Шостаковича, а также тетрадь 1984 г. Эта тетрадь восполняет лакуну между записями тетрадей 1982 и 1987 гг. В этой тетради есть, на мой взгляд, любопытные мысли для литераторов (некоторые новые соображения относительно Клюева, Есенина, Маяковского, Блока). Красной нитью в этой тетради проходит мысленный диалог Г.В. с В.В. Кожиновым, чью книгу о русской поэзии Свиридов внимательно читал, и эта книга вся исчиркана вдоль и поперек. Причем он не только соглашался с Кожиновым, но и критиковал некоторые его соображения».

Остановимся кратко на некоторых страницах книги Свиридова, относящихся к дневникам 1984 года.

Главка «Активная бездарность как производное Зла»: «Из бездарности человека, занимающегося художественным творчеством, и из сознания этой бездарности, того, что он бессилен пополнить сокровищницу мира своими деяниями и трудами, проистекает подчас испепеляющая ненависть интеллигента к культуре и даже миру. Заметьте, - простой человек, рабочий, например, имеющий дело с созиданием, вряд ли когда говорил и говорит о всемирном разрушении и т.д. Это - дело так называемых «интеллигентных» людей. Анархисты - Бакунин, Кропоткин, Равашоль, фашист Маринетти, нигилисты Маяковский и А. Белый… Даже Махно - не мужик и не рабочий - учитель! Особенно много “разрушителей” было и есть в творческой среде.

Искусство вообще несет колоссальную ответственность за умонастроения общества. Так называемый “авангардизм”, богато субсидируемый, умело направляемый и железно руководимый, много сделал для ужесточения людских душ, он подготовил моральную почву для появления атомной бомбы, заранее оправдал ее применение.

Авангардизм - органическое самовыявление Зла, бездарности, неспособности создания прекрасного. Это - псевдоискусство, которое внушает нам, что мир безобразен, и разрушение и даже утрата его - естественны и закономерны. Идея людей, направляющих подобное «искусство», - организация гигантской кровавой бани для всего человечества. Сами они пытаются этой бани избежать. Для этого у сверхвладык есть много возможностей».

Разве скажешь, что эта запись от 1 февраля 1984 г. - не про сегодняшний день, не на нынешнюю именно что злобу дня, в самую зеницу этой злобы?

Непривычно и нелицеприятно Свиридов, порой, говорит и об общепризнанных гениях в области культуры и искусства.

«Врубель - умозрительно декоративные композиции. Его гений заключен в его безумии, уничтожившем первоначальный рационализм замысла (рациональную задумку) и дававшем выход бессознательному…».

Чудесно сказано и о глубоко любимом им Блоке, на стихи которого композитор создал немало вокальных сочинений: «Он самым высоким образом оценил “Хованщину” (впервые тогда поставленную, назвав ее той тропинкой, над которой летит дыхание Святого Духа)…».

Или вот это, очень важное, на мой взгляд, от 4 февраля того же года: «Культура русского стиха, начиная с Пушкина и его современников, шла рука об руку с культурой русского романса, которую начали создавать Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский. Чайковский писал на слова Апухтина, А.К. Толстого, К.Р., Фета, Случевского, Мея … (дальше перечисляется большой ряд создателей русских романсов).< …> Романс - явление неоднородное, следует разделять в нем образцы высокого, классического искусства, бытовой романс, лакейскую песню («Всю то я вселенную проехал…»), цыганское пение (с хором), «жестокий» романс (песня городских низов) и т.д.».

В год столетия «революции» мы въяве видим подтверждение правоты нашего великого прозорливца, терминологически четко выраженной, - как для адски «европеизирующейся» Украины, так и для России: «Симфония - искусство буржуазного индивидуализма (говорю это, разумеется, без какого-либо желания «опорочить» великое) особенно активно стало выдвигаться у нас после Революции, в связи с общей идеей “европеизации”, “германизации” русской культуры и идеологии, которая отождествлялась с самодержавием и православием. Этот процесс активно продолжается и теперь».

При этом про великого музыканта эпохи, титана русского симфонизма Свиридов находит и такие слова: «Жизнь Шостаковича - это жизнь борца. <…> Я хотел бы, прежде всего, сказать о его непреклонном мужестве, вызывающем глубочайшее уважение. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах - этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд, как кремень. Его целеустремленность была ни с чем несравнима.

Сказано очень вдумчиво и, по сути, верно, и может быть воспринято как трезвое продолжение посылов Вернадского и Циолковского: «Так называемое Завоевание Космоса есть всего лишь один из новых способов завоевания Земли. Пока - не более того».

Запись «О большом и малом чувстве Родины» следует привести целиком: «В наши дни (кажется, с руки Твардовского) распространилось малое, «местническое» чувство Родины, как чего-нибудь приятного, симпатичного, милого сердцу: две-три березы на косогоре, калитка, палисадник, баян вдалеке, сирень в городском саду, деревенская околица и пр. Все это, разумеется, очень симптоматично, но совершенно ничтожно.

Понятие Родины - очень объемно, оно - всеобъемлюще, грандиозно. Оно включает не только все, чем ты живешь, но и самый воздух, которым человек дышит, его прошлое, нынешнее и грядущее, где суждено жить и нам (как и людям прошедших поколений) своими потомками, своими делами, хорошими и дурными.

Родина – это совсем не только симпатичное и приятное, но и горькое, и больное, а иногда и ненавистное. Все есть в этом понятии, в твоем чувстве к ней, без которого жизнь почему-то теряет смысл. Во всяком случае, для меня <…>, а между тем многие люди (русские) живут совсем без Родины, видимо, она составляла лишь малую часть их жизни, и, потеряв ее, они мало потеряли».

Егор Холмогоров в статье «Творить по-русски», опубликованной по выходе нового издания, говоря, что язык Свиридова сочен и образен, подмечает: для этого гения культура - не пространство личностного самовыражения, а великое служение национальному духу. Публицист приводит дневниковое высказывание композитора, актуальность которого вызовет у многих радостное удивление: «Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Hо вот я такой как есть - русский человек. И этим горжусь... Надо гордиться, что мы - русские люди!».

Публицист подчеркивает, что свиридовский отказ от умствования вовсе не означает отсутствие осмысления, и поражается тому, насколько и цельно, и продуманно философское мировоззрение Свиридова, «мало того - богословское», которому подчинена его эстетика. «Прежде всего, это стопроцентное православие, глубокая и искренняя, сознательная вера в Бога, - настаивает Е. Холмогоров. - Западная музыка - музыка смерти, она не идет дальше распятия, русская музыка устремлена к Воскресению, замечает композитор. … Самые острые и болезненные рассуждения маэстро, где его талант достигает великой публицистической силы, связаны именно с отчуждением русского человека от родной культуры, произошедшим в ХХ веке под влиянием революции, безбожной диктатуры, под крылом которой размножились космополитические легионы». И цитирует Г. Свиридова: «Эти люди ведут себя в России, как в завоеванной стране, распоряжаясь нашим национальным достоянием, как своей собственностью, частью его разрушая и уничтожая несметные ценности».

Книга нашего русского гения «Музыка как судьба» - в самом деле, хоть и пронизана болью и потому нелегка для восприятия, все же обязательна к прочтению.

Вот, к примеру, запись из тетради 1991 г. - суждение о большевиках, истязавших народ России: «Они посадили его, этот народ, на железную цепь, бесконечно унижая его, третируя, истребляя его святыни, его веру Православную, его культуру, а главное - сам этот народ, который служил своей безликой массой своим палачам и тиранам, кровью своею питая их чудовищную, беспощадную власть. Падение России - как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах. Теперь эти собаки делят его тело и одежды. Кроят карту мира».

Строго? Но еще Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Свиридов - такой художник, который заслужил право высказывать свои мысли».

Ценный материал для понимания душевного состояния великого композитора мы находим в его сравнении своей судьбы с жизнью первых христиан в древнеримских катакомбах, посреди языческого бесчестья. Запись сделана накануне августовских событий 1991 г.:

«Это не жизнь, а “Ночь на Лысой горе” - шабаш зла, лжи, вероломства и всяческой низости. Все это происходит на фоне кровопускания, кровопролития пока еще скромных масштабов, но имеющий глаза, да видит: в любой момент может политься большая кровь, за этим дело не станет!».

В 1993 г. за кровью дело не стало. Но за истекшее двадцатилетие эти полярности в русском обществе, похоже, лишь возросли. Внешне мы вроде бы видим восстанавливающиеся и новостроящиеся храмы, отсутствие гонений на веру, но свидетельствует ли это о подлинном духовном возрождении? Особенно если вглядеться - что же происходит в культуре, на телевидении, в печатных СМИ, на эстраде.

Когда читаешь у Свиридова «Россия - это колония», то вздрагиваешь, поскольку возразить и сегодня, по сути, нечего. Мы находимся под игом и гнетом транснациональных корпораций, расчленивших нашу империю, в ее советской редакции, и выкачивающих недра и ресурсы глобалистским насосом, а также осуществляющих, с целью более уверенного порабощения, гигантское растление русских душ.

Свиридов провидчески писал в 1991 г.: «Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и прошла на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые (а отчасти и большие) народы получают условную “независимость”, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны - людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестает существовать как целое, как нация. <...> Как быстро все произошло. С какой быстротой оказалась завоевана “Великая” держава. Чудны дела твои, Господи. Начальные деятели перестройки, заработавшие миллионы и миллиарды на этом страшном деле, частично переселились в Америку. Подготовка тотальной войны велась здорово: всеми средствами массовой информации, дипломатией и прочим. Угодили в “крысоловку”».

И тем не менее - надежда: «Христос Воскресе! Смотрел по телевизору выступление перед Заутреней Патриарха – грустное, но спокойное, потом водружение Святого Креста на купол Казанского собора… Боже, неужели это не фарс, а подлинное Возрождение, медленное, трудное очищение от Зла?!».

Книга Г.В. Свиридова «Музыка как судьба» приходит ко мне если не мистическим образом, то как послание. Первое издание - было подарено ее научным редактором, на обороте титульного листа оставившим волнующую надпись: «Станиславу Минакову, чьи стихи были памятны великому автору этой книги. С. Субботин. Москва, 22 марта 2003 г.». Новое издание передал мне в подарок из свиридовского Курска лучший, на мой взгляд, исполнитель вокальных произведений Свиридова, солист европейских оперных театров москвич Владимир Байков. С благодарностью думаю об этих людях, читая Свиридова: «Русская культура всечеловечна, обращена ко всем людям земли, выполняя самую насущную свою задачу - питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя ее от растления, от всего низменного».

В книге Свиридова есть и такие философские строки: «Ни простота, ни сложность сами по себе не представляют ценности. Однако же говорят “Божественная простота”, и я никогда не слышал, чтобы говорили “Божественная сложность”.

Сложность есть понятие человеческое, для Бога же мир прост. Простота является как следствие неожиданного озарения, откровения, наития, внезапного проникновения в истину. Но никто теперь не хочет быть простым, боясь прослыть “примитивным”».

Или такое вот суждение: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению. Иждивенчество: комиксы - вульгарный вкус и тон. <…> Неточная, очень неожиданная и оригинальная рифма, которую теперь во множестве употребляют современные поэты, от какового употребления она становится либо заезженной, либо вычурной. <…> Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой. В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня».

Печально, что 100-летний юбилей композитора прошел в декабре 2015-го практически незамеченным СМИ. Это вам не сплетни обсуждать в ток-шоу на центральных телеканалах и не «праздновать» полувековые юбилеи поп-звезд, по три-четыре дня подряд заливая центральные телеканалы «контентом» попсы. Тут - огромные зрительские рейтинги. А слушать Свиридова - большой труд души. М. Залесская в статье «Пророк в своем отечестве» («Российская газета») с горечью напоминает, что в наших столицах до сих пор нет ни музея, ни памятника великому Свиридову, нет даже мемориальной доски, увековечивающей его память.

У русского композитора Георгия Свиридова были свои «сто лет одиночества», видимо, присущие любому гению. Оттого он писал: «В своей профессиональной среде я – пария, чужой человек».

И все же через два десятилетия по кончине наш русский гений приближается к нам, за что отдельное спасибо издателям.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».

Большая посмертная книга композитора Георгия Свиридова «Музыка как судьба» вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2002 г. Она сразу стала фактически настольной у многих, ждавших ее. В ней, составленной из «Разных записей» (девятнадцати тетрадей), дневниково охватывающей десятилетия, виден непростой внутренний путь художника, словно разгребавшего завалы безбожной русской жизни советского периода, о котором Свиридов с какого-то момента стал говорить, как о времени геноцида русского народа и православия…

В своих записках великий композитор выступает как значительный русский мыслитель, острый публицист. Суждения его пронзительны, резки и глубоки, обусловлены сердечной думой, болью за Россию, русскую жизнь, русскую культуру. Читая Г.В. Свиридова, вспоминаешь и «Окаянные дни» И.А. Бунина, и «Мысли о России» Ф.А. Степуна, и «Опавшие листья» В.В. Розанова. Изданные близкими и исследователями уже по кончине композитора записки эти, по меткому замечанию одного из московских ученых, являют собой «свод глубоких и страстных размышлений о духовной жизни эпохи, и по тону они даже вызывают в памяти пламенное, бескомпромиссное слово протопопа Аввакума».

Книга сразу стала библиографической редкостью, вызвала воистину шквал эмоций, что называется, с «обеих сторон», явившись внятным индикатором непреодоленного векового раскола в русском обществе, резко обострившегося в 1917 году.

Валентин Распутин, развивая самоопределительную реплику Свиридова «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться», высказал важную мысль:

«Именно для того чтобы проложить дорогу Гаврилину, озвучить Есенина и Блока, заново прочитать Пушкина, подхватить умолкнувшие песнопения и молитвы, для того чтобы не закрался “пустырь” в души, и был “отставлен” Свиридов из XIX в ХХ век».

И — о книге дневников русского гения: «Свиридов как мыслитель, наблюдатель, человек огромной культуры, не только русской, но и мировой, “расшифровал” для нас так много в искусстве, жизни, в известных личностях, событиях прошедших и текущих, даже в Родине нашей, которую, оказалось, мы знаем мало; так точно сказал он о красоте и таланте, о чистом и святом в художнике и вокруг него и так решительно отделил талант от соблазна, чистый порыв от модного искушения, что великой этой книге великого автора полагалось бы сделаться настольной для всякого, кто еще не предался окончательно чужим богам в понимании прекрасного в искусстве»

Второе издание, которого ждали очень многие, состоялось через полтора десятилетия (серия «Библиотека мемуаров: Близкое прошлое»). В промежутке между двумя изданиями был выпущен замечательный сборник «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников», вышедший в той же «Молодой гвардии» в 2006 г. с предисловием В. Распутина.

Нынешний том включает и новые, прежде не публиковавшиеся тексты, а также комментарии, подготовленные музыковедом, президентом Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко и ведущим научным сотрудником Института мировой литературы РАН С.А. Субботиным.

Александр Сергеевич Белоненко, племянник композитора, на мой прямой вопрос, чем второе издание отличается от первого, ответил в частном письме: «Книга обновлена за счет новых, более обстоятельных комментариев, которые мы поместили теперь в пристраничных сносках, а не в конце книги, что затрудняло чтение. Есть новые тексты двух маленьких тетрадок 1963 г., которые дают возможность проследить за некоторой эволюцией взглядов Георгия Васильевича по музыкальным, да и не только, вопросам, особенно, что касается, например, творчества Д.Д. Шостаковича, а также тетрадь 1984 г. Эта тетрадь восполняет лакуну между записями тетрадей 1982 и 1987 гг. В этой тетради есть, на мой взгляд, любопытные мысли для литераторов (некоторые новые соображения относительно Клюева, Есенина, Маяковского, Блока). Красной нитью в этой тетради проходит мысленный диалог Г.В. с В.В. Кожиновым, чью книгу о русской поэзии Свиридов внимательно читал, и эта книга вся исчиркана вдоль и поперек. Причем он не только соглашался с Кожиновым, но и критиковал некоторые его соображения».

Остановимся кратко на некоторых страницах книги Свиридова, относящихся к дневникам 1984 года.

Главка «Активная бездарность как производное Зла»: «Из бездарности человека, занимающегося художественным творчеством, и из сознания этой бездарности, того, что он бессилен пополнить сокровищницу мира своими деяниями и трудами, проистекает подчас испепеляющая ненависть интеллигента к культуре и даже миру. Заметьте, — простой человек, рабочий, например, имеющий дело с созиданием, вряд ли когда говорил и говорит о всемирном разрушении и т.д. Это — дело так называемых «интеллигентных» людей. Анархисты — Бакунин, Кропоткин, Равашоль, фашист Маринетти, нигилисты Маяковский и А. Белый… Даже Махно — не мужик и не рабочий — учитель! Особенно много “разрушителей” было и есть в творческой среде.

Искусство вообще несет колоссальную ответственность за умонастроения общества. Так называемый “авангардизм”, богато субсидируемый, умело направляемый и железно руководимый, много сделал для ужесточения людских душ, он подготовил моральную почву для появления атомной бомбы, заранее оправдал ее применение.

Авангардизм — органическое самовыявление Зла, бездарности, неспособности создания прекрасного. Это — псевдоискусство, которое внушает нам, что мир безобразен, и разрушение и даже утрата его — естественны и закономерны. Идея людей, направляющих подобное «искусство», — организация гигантской кровавой бани для всего человечества. Сами они пытаются этой бани избежать. Для этого у сверхвладык есть много возможностей».

Разве скажешь, что эта запись от 1 февраля 1984 г. — не про сегодняшний день, не на нынешнюю именно что злобу дня, в самую зеницу этой злобы?

Непривычно и нелицеприятно Свиридов, порой, говорит и об общепризнанных гениях в области культуры и искусства.

«Врубель — умозрительно декоративные композиции. Его гений заключен в его безумии, уничтожившем первоначальный рационализм замысла (рациональную задумку) и дававшем выход бессознательному…».

Чудесно сказано и о глубоко любимом им Блоке, на стихи которого композитор создал немало вокальных сочинений: «Он самым высоким образом оценил “Хованщину” (впервые тогда поставленную, назвав ее той тропинкой, над которой летит дыхание Святого Духа)…».

Или вот это, очень важное, на мой взгляд, от 4 февраля того же года: «Культура русского стиха, начиная с Пушкина и его современников, шла рука об руку с культурой русского романса, которую начали создавать Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский. Чайковский писал на слова Апухтина, А.К. Толстого, К.Р., Фета, Случевского, Мея … (дальше перечисляется большой ряд создателей русских романсов).< …> Романс — явление неоднородное, следует разделять в нем образцы высокого, классического искусства, бытовой романс, лакейскую песню («Всю то я вселенную проехал…»), цыганское пение (с хором), «жестокий» романс (песня городских низов) и т.д.».

В год столетия «революции» мы въяве видим подтверждение правоты нашего великого прозорливца, терминологически четко выраженной, — как для адски «европеизирующейся» Украины, так и для России: «Симфония — искусство буржуазного индивидуализма (говорю это, разумеется, без какого-либо желания «опорочить» великое) особенно активно стало выдвигаться у нас после Революции, в связи с общей идеей “европеизации”, “германизации” русской культуры и идеологии, которая отождествлялась с самодержавием и православием. Этот процесс активно продолжается и теперь».

При этом про великого музыканта эпохи, титана русского симфонизма Свиридов находит и такие слова: «Жизнь Шостаковича — это жизнь борца. <…> Я хотел бы, прежде всего, сказать о его непреклонном мужестве, вызывающем глубочайшее уважение. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах — этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд, как кремень. Его целеустремленность была ни с чем несравнима.

Сказано очень вдумчиво и, по сути, верно, и может быть воспринято как трезвое продолжение посылов Вернадского и Циолковского: «Так называемое Завоевание Космоса есть всего лишь один из новых способов завоевания Земли. Пока — не более того».

Запись «О большом и малом чувстве Родины» следует привести целиком: «В наши дни (кажется, с руки Твардовского) распространилось малое, «местническое» чувство Родины, как чего-нибудь приятного, симпатичного, милого сердцу: две-три березы на косогоре, калитка, палисадник, баян вдалеке, сирень в городском саду, деревенская околица и пр. Все это, разумеется, очень симптоматично, но совершенно ничтожно.

Понятие Родины — очень объемно, оно — всеобъемлюще, грандиозно. Оно включает не только все, чем ты живешь, но и самый воздух, которым человек дышит, его прошлое, нынешнее и грядущее, где суждено жить и нам (как и людям прошедших поколений) своими потомками, своими делами, хорошими и дурными.

Родина - это совсем не только симпатичное и приятное, но и горькое, и больное, а иногда и ненавистное. Все есть в этом понятии, в твоем чувстве к ней, без которого жизнь почему-то теряет смысл. Во всяком случае, для меня <…>, а между тем многие люди (русские) живут совсем без Родины, видимо, она составляла лишь малую часть их жизни, и, потеряв ее, они мало потеряли».

Егор Холмогоров в статье «Творить по-русски», опубликованной по выходе нового издания, говоря, что язык Свиридова сочен и образен, подмечает: для этого гения культура — не пространство личностного самовыражения, а великое служение национальному духу. Публицист приводит дневниковое высказывание композитора, актуальность которого вызовет у многих радостное удивление: «Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Hо вот я такой как есть — русский человек. И этим горжусь... Надо гордиться, что мы — русские люди!».

Публицист подчеркивает, что свиридовский отказ от умствования вовсе не означает отсутствие осмысления, и поражается тому, насколько и цельно, и продуманно философское мировоззрение Свиридова, «мало того — богословское», которому подчинена его эстетика. «Прежде всего, это стопроцентное православие, глубокая и искренняя, сознательная вера в Бога, — настаивает Е. Холмогоров. — Западная музыка — музыка смерти, она не идет дальше распятия, русская музыка устремлена к Воскресению, замечает композитор. … Самые острые и болезненные рассуждения маэстро, где его талант достигает великой публицистической силы, связаны именно с отчуждением русского человека от родной культуры, произошедшим в ХХ веке под влиянием революции, безбожной диктатуры, под крылом которой размножились космополитические легионы». И цитирует Г. Свиридова: «Эти люди ведут себя в России, как в завоеванной стране, распоряжаясь нашим национальным достоянием, как своей собственностью, частью его разрушая и уничтожая несметные ценности».

Книга нашего русского гения «Музыка как судьба» — в самом деле, хоть и пронизана болью и потому нелегка для восприятия, все же обязательна к прочтению.

Вот, к примеру, запись из тетради 1991 г. — суждение о большевиках, истязавших народ России: «Они посадили его, этот народ, на железную цепь, бесконечно унижая его, третируя, истребляя его святыни, его веру Православную, его культуру, а главное — сам этот народ, который служил своей безликой массой своим палачам и тиранам, кровью своею питая их чудовищную, беспощадную власть. Падение России — как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах. Теперь эти собаки делят его тело и одежды. Кроят карту мира».

Строго? Но еще Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Свиридов — такой художник, который заслужил право высказывать свои мысли».

Ценный материал для понимания душевного состояния великого композитора мы находим в его сравнении своей судьбы с жизнью первых христиан в древнеримских катакомбах, посреди языческого бесчестья. Запись сделана накануне августовских событий 1991 г.:

«Это не жизнь, а “Ночь на Лысой горе” — шабаш зла, лжи, вероломства и всяческой низости. Все это происходит на фоне кровопускания, кровопролития пока еще скромных масштабов, но имеющий глаза, да видит: в любой момент может политься большая кровь, за этим дело не станет!».

В 1993 г. за кровью дело не стало. Но за истекшее двадцатилетие эти полярности в русском обществе, похоже, лишь возросли. Внешне мы вроде бы видим восстанавливающиеся и новостроящиеся храмы, отсутствие гонений на веру, но свидетельствует ли это о подлинном духовном возрождении? Особенно если вглядеться — что же происходит в культуре, на телевидении, в печатных СМИ, на эстраде.

Когда читаешь у Свиридова «Россия — это колония», то вздрагиваешь, поскольку возразить и сегодня, по сути, нечего. Мы находимся под игом и гнетом транснациональных корпораций, расчленивших нашу империю, в ее советской редакции, и выкачивающих недра и ресурсы глобалистским насосом, а также осуществляющих, с целью более уверенного порабощения, гигантское растление русских душ.

Свиридов провидчески писал в 1991 г.: «Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и прошла на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые (а отчасти и большие) народы получают условную “независимость”, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны — людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестает существовать как целое, как нация. <...> Как быстро все произошло. С какой быстротой оказалась завоевана “Великая” держава. Чудны дела твои, Господи. Начальные деятели перестройки, заработавшие миллионы и миллиарды на этом страшном деле, частично переселились в Америку. Подготовка тотальной войны велась здорово: всеми средствами массовой информации, дипломатией и прочим. Угодили в “крысоловку”».

И тем не менее — надежда: «Христос Воскресе! Смотрел по телевизору выступление перед Заутреней Патриарха - грустное, но спокойное, потом водружение Святого Креста на купол Казанского собора… Боже, неужели это не фарс, а подлинное Возрождение, медленное, трудное очищение от Зла?!».

Книга Г.В. Свиридова «Музыка как судьба» приходит ко мне если не мистическим образом, то как послание. Первое издание — было подарено ее научным редактором, на обороте титульного листа оставившим волнующую надпись: «Станиславу Минакову, чьи стихи были памятны великому автору этой книги. С. Субботин. Москва, 22 марта 2003 г.». Новое издание передал мне в подарок из свиридовского Курска лучший, на мой взгляд, исполнитель вокальных произведений Свиридова, солист европейских оперных театров москвич Владимир Байков. С благодарностью думаю об этих людях, читая Свиридова: «Русская культура всечеловечна, обращена ко всем людям земли, выполняя самую насущную свою задачу — питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя ее от растления, от всего низменного».

В книге Свиридова есть и такие философские строки: «Ни простота, ни сложность сами по себе не представляют ценности. Однако же говорят “Божественная простота”, и я никогда не слышал, чтобы говорили “Божественная сложность”.

Сложность есть понятие человеческое, для Бога же мир прост. Простота является как следствие неожиданного озарения, откровения, наития, внезапного проникновения в истину. Но никто теперь не хочет быть простым, боясь прослыть “примитивным”».

Или такое вот суждение: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению. Иждивенчество: комиксы — вульгарный вкус и тон. <…> Неточная, очень неожиданная и оригинальная рифма, которую теперь во множестве употребляют современные поэты, от какового употребления она становится либо заезженной, либо вычурной. <…> Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой. В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня».

Печально, что 100-летний юбилей композитора прошел в декабре 2015-го практически незамеченным СМИ. Это вам не сплетни обсуждать в ток-шоу на центральных телеканалах и не «праздновать» полувековые юбилеи поп-звезд, по три-четыре дня подряд заливая центральные телеканалы «контентом» попсы. Тут — огромные зрительские рейтинги. А слушать Свиридова — большой труд души. М. Залесская в статье «Пророк в своем отечестве» («Российская газета») с горечью напоминает, что в наших столицах до сих пор нет ни музея, ни памятника великому Свиридову, нет даже мемориальной доски, увековечивающей его память.

У русского композитора Георгия Свиридова были свои «сто лет одиночества», видимо, присущие любому гению. Оттого он писал: «В своей профессиональной среде я - пария, чужой человек».

И все же через два десятилетия по кончине наш русский гений приближается к нам, за что отдельное спасибо издателям.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта