Главная » Отношения » Протокол методики розовый куст. Мотив «Куст розы. Использование направленной визуализации для активизации процесса игровой терапии

Протокол методики розовый куст. Мотив «Куст розы. Использование направленной визуализации для активизации процесса игровой терапии

Оказывается, многие цветы с древних лет являются символами Высшего духовного «Я».
В разных культурах это самые красивые цветы: лотос (Индия), золотой цветок (Китай) , роза (страны Европы, Персия).

Зачастую образ Высшего «Я» связывают с распустившимся цветком и используется в духовных практиках .

Сам поступательный процесс от бутона до распустившегося цветка символически означает развитие, трансформацию, выход на более высокий уровень, эволюцию.

Визуализация, поэтапное представление этой метаморфозы - превращения бутона в прекрасную розу, помогает запустить процесс изменений и прогресса через стимуляцию высших сфер нашего сознания.
Это открывает наш духовный центр и каналы, которые высвобождают внутреннюю жизненную силу.

Техника выполнения медитации «Розовый куст» .

1. Примите удобную позу. Лучше сидя. Глаза закройте, добейтесь полного расслабления, глубоко вдохните и выдохните несколько раз.

2. Создайте в своем воображении розовый куст, усеянный большим количеством роз и нераскрывшихся бутонов. Зафиксируйте свое внимание на одном из бутонов. Он еще закрыт зелеными лепестками, но на его верхушке уже появился светло-розовый кончик. Сосредоточьтесь на этом образе, центр вашего внимания в нем.

3. Наблюдайте, как зеленые лепестки чашечки медленно и плавно начинают открываться. Они постепенно отходят друг от друга и заворачиваются книзу, открывая нашему взору нежные розовые лепестки, которые еще не открываются, но бутон уже трепещет от силы и энергии заключенной в нем. Мы видим всю его красоту и хрупкость.

4. Постепенно начинают раскрываться розовые лепестки бутона. Они плавно и медленно разворачиваются и превращаются в распустившуюся розу. Ощутите аромат распустившегося цветка, вдохните и наполните им все клеточки своего тела.

5. Теперь представьте, что на этот нежный розовый цветок упал луч восходящего солнца. Он согревает его своим теплом и светом. Сфокусируйте свое воображение этом образе - на розе, освещенной солнцем.


6. Посмотрите в середину розы, и вы заметите, как там появляется лик мудрого существа, которое излучает понимание и любовь к вам.

7. Доверьтесь ему, расскажите, что вас сейчас волнует, какие задачи вы решаете, какие трудности нужно преодолеть, какой выбор сделать. Воспользуйтесь этим моментом, что бы понять что-то важное и новое для себя. (Тут можно сделать перерыв для того, чтобы записать эту мудрость, прочувствовать, пропустить через себя, вникнуть и раскрыть ее еще больше.)

8. Теперь воссоединитесь с розой. Вы – розовый цветок. Осознайте это. Осознайте, что эта роза и духовное существо всегда внутри вас. Вы в любой момент своей жизни имеете доступ к ним, можете воспользоваться их вселенской мудростью, знанием, энергией. Эта сила, которая создает жизнь, которая создала этот прекрасный цветок, позволит вам развить вашу истинную сущность и все, что с ней связано.

Данная помогает понять и следовать своим истинным ценностям. Успехов!

Для вас видео "Как распускается роза".

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза.

Они должны представить розовый куст - корни, стебли с листьями, закрытые зеленью цветочные бутоны. Должны рассмотреть все мельчайшие детали.

Затем раскрываются внутренние лепестки и внутри вас тоже должен начать раскрываться цветок.

Роза и участник расцветает в одном темпе. Она - это он. Он чувствует ее тонкий аромат.

В центре есть источник всех сил, источник жизни. Там есть образ, образ прекрасного. Просто наблюдайте его, не оценивая, наслаждайтесь им, впитывайте его. Проникнитесь красотой.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Рисование - самый популярный метод арт-терапии.

Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.

Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Рисунок - это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.

Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?

*********************

Розовый Куст

Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду - значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него - подавленное состояние.

Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.

Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» - это метафора человека, его состояния.

Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!



*****************************

УПРАЖНЕНИЕ РОЗОВЫЙ КУСТ

Введение

С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был <Золотой цветок", в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примером этому могут служить <Песнь о розе> французских трубадуров, <вечная роза>, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее <Я> символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего <Я>.

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Детям предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что все они превращаются в красивые цветочные кусты, а вся группа (класс) становится похожа на цветущий розовый сад. Каждый ребенок может превратиться в любой куст, в тот, который ему больше всего нравится.

После превращения группа обсуждает, в какой куст превратился каждый ребенок.

Этот куст маленький или большой?

Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы, если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Это распустившиеся цветы или просто бутоны?

Есть ли на кусте листья? Как они выглядят?

Как выглядят побеги и ветви?

Есть ли у этого куста корни? Какие они: прямые или длинные и изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?

Есть ли на кусте шипы?

Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, а может быть, на Луне или на другой планете?

Он стоит в горшке или растет на земле, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт?

Что находится вокруг куста? Есть ли вокруг него деревья, животные, птицы или люди?

Кто ухаживает за кустом?

Есть ли вокруг него ограда, а может быть, камни или скалы?

Это упражнение не только помогает детям успокоиться и отвлечься от негативных эмоций, но и стимулирует их воображение, предлагает различные варианты и возможности для формирования образа.

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:

Замедляются движенья, исчезает напряженье...

И становится понятно - расслабление приятно!

Рисунок дома -- Рисунок дома - это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях - все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.

Готовых ответов нет - психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.

Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.

У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми - совсем другая.

можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое - чужое», «я - он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.

Диагностика в арт-терапии:

КВАДРАТ- это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.

ТРЕУГОЛЬНИК - устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.

КРУГ - женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.

Что дает арт-терапия?

Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился»,

Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!

Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.

Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.

ТАЛИСМАН

Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный резу льтат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще - это ваш талисман!

Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Вы можете прислать свой вопрос и получить от него ответ, рекомендуем воспользоваться услугой "Он-лайн консультация" на сайте www.Centresh.ru

Существует множество модификаций данной методики. В данной статье будет рассмотрено несколько из них.

1 . Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка". Они рассматривают розовый куст как метафору человека, его состояния, как отражение внутреннего мира. Методика позволяет получить информацию о внутреннем мире клиента, однако она не может быть основанием для точного диагноза.


Предлагается клиенту удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании, на телесных ощущениях… "Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"

Через несколько минут просим открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста.

Варианты дальнейшей работы могут быть разными.

Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.

Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов ребенка, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.

О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.

Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.

2. В. Стюард пишет: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Методика «розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека.

Инструкция:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.

Источники:

1. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/08/27/metodika-rozovyy-kust

2. https://www.b17.ru/article/33432/

3. http://www.fineplogic.ru/fplos-270-1.html

4. Картинка: http://sova-golova.ru/wp-content/uploads/2011/09/куст-розы-бутон-300x201.jpg

2.1.5 Мотив «Куст розы»

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер.

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы» также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу. После чего пациенту предлагается представить «луг».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом. Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг» пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.

Пациент 35 лет, женат, двое детей, находящийся в командировке вдали от дома, представил далеко на краю луга куст розы с нежными маленькими розовыми цветами, которые он связал с отношением к жене и к которым ему хотелось подойти. Но, сделав несколько шагов, он почувствовал слева сильный аромат роз. Повернувшись, он увидел куст роскошных красных и алых роз. Пациент решил «пойти налево» к красному кусту, в чем проявилась проблема выбора, связанная с недоразвитием платонической фазы сексуального либидо.

На следующем этапе пациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончиком пальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветка и, наконец, вдохнуть аромат розы. Пациента расспрашивают о его чувствах и ощущениях. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Соответственно, исследуется эротическая фаза развития либидо по Васильченко.

Далее пациенту предлагается сорвать или срезать розу, что символически характеризует формирование сексуальной фазы развития либидо. Некоторым пациентам (не достигшим, по классификации Васильченко, сексуальной фазы развития либидо) это сделать особенно трудно. Иногда пациенту жалко, что розе будет больно (фиксация на платонической стадии развития либидо, когда физическая близость, половой акт рассматриваются как что-то грязное). Другие боятся уколоться шипами (у них гипертрофированно чувство опасности перед возможными неприятными последствиями сексуальной близости). Один наш пациент представил на стебле розы много мелких иголочек, как на кактусе. Он знал, что, с одной стороны, это не так больно, и можно потерпеть. Но если он сорвет розу, ему потом долго придется вынимать из пальцев неприятные иголки. Тем не менее, это не остановило его сорвать цветок. В жизни пациент также был склонен к риску и был готов терпеть возможные неприятности, связанные с сексуальными отношениями.

По тому, как пациент относится к предложению сорвать розу, можно судить о степени его сексуальной зрелости, как это демонстрируют два следующих примера из практики Х. Лёйнера. Х. Лёйнер работал с юношей 18 лет, не достигшим еще полной мужской зрелости, что отразилось при представлении «куста розы», как видно из следующего протокола: «Я вижу красивый широкий куст розы. Цветы все белые. Они мне очень нравятся, в них что-то приятное, нежное, закрытое.» (Психотерапевт: «Они еще закрыты, или некоторые уже открылись?») «Нет, все еще закрыты, многие только в бутонах.» (Психотерапевт: «Они все белые, или среди них есть также некоторые розовые или, может быть, красные цветы?») «Нет, все совершенно белые и нежные. Я гораздо больше люблю белые розы, чем розовые или красные» (Психотерапевт: «Могли бы Вы сорвать одну из роз, чтобы поставить дома у себя на столе в вазе?») «Нет, мне бы этого не хотелось, они слишком нежные, еще такие целомудренные. Мне кажется, было бы нехорошо их здесь рвать. Может быть, они вообще не будут цвести в моей вазе. К ним просто не прикоснуться».

Х. Лёйнер отмечает, что не требуется никакого особого искусства интерпретации, все уже содержится в выражениях нашей речи. Бутоны символизируют неготовность к сексуальным отношениям, незрелость. Белый цвет символизирует целомудрие, платонические отношения.

И другой пример: Х. Лёйнер предложил тот же тест мужчине, который очень много ездил в различные поездки. Когда Х. Лёйнер попросил его представить «куст розы», ему сразу же представилась вместо куста хрустальная ваза, стоящая в его комнате. Ваза была полна уже срезанными крупными, душистыми розами. Они уже полностью раскрылись, на некоторых уже опадали отдельные лепестки, что свидетельствовало, с одной стороны, что «сорвать розу» не представляет для него никакой проблемы, розы сами уже готовы, а с другой стороны, наблюдалось уже некоторое пресыщение сексуальными отношениями.

Одной из причин невозможности сорвать розу (например, роза, к которой протягивает руку пациент, загорается пламенем и сгорает на глазах у пациента) может быть непреодаленная эдипальная зависимость от матери. Мужчина на бессознательном уровне продолжает относиться к матери как к объекту инфантильной сексуальной привязанности. Ей принадлежит вся его любовь. Автоматически включается табу на инцест – бессознательный запрет на сексуальные отношения с матерью. Поэтому связанная с любовью к матери роза часто представляется целомудренного белого цвета. Таким мужчинам обычно нравятся женщины, в которых они бессознательно «видят» мать, но по отношению к которым они внутренне не могут позволить себе осуществлять сексуальные действия. Непреодаленная эдипальная зависимость от матери, переживаемая на бессознательном уровне, может быть причиной нарушения эрекции. Проведение психотерапии по методу символдрамы позволяет эмоционально проработать эдипальный конфликт и преодолеть эректильную дисфункцию.

Пациент представил поле белых роз. Луг, поле – это символ матери, роза – символ любви. В бессознательном пациента вся любовь принадлежит матери. Но отношение к матери в силу табу на инцест не может быть эротичным или сексуальным. Поэтому либидо пациента фиксировано на платоническом уровне, что символизирует белый цвет роз на поле. На предложение психотерапевта, поискать, есть ли где-нибудь розовые или красные розы, пациент сказал, что за пределами луга (т. е. вне отношений с матерью) он «видит» красные розы. Но и там у него возникли трудности, когда ему нужно было сорвать цветок. Стебель розы превратился в длинный канат с якорем на конце, который словно пуповина, связывал его с землей. Глубинно-психологический подход в понимании символики, принятый в символдраме, считает, что земля, «мать сыра земля» – это важнейшие орально-материнские символы. Пациент бессознательно связан символической пуповиной с телом матери.

При диагностическом использовании режиссерские принципы ведения имагинации должны содержать в себе минимум императивности, что позволяет оценить дифференцированность фаз развития либидо, их гармоничность и центрированность. При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможность исследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании. Классическим примером подобной фиксации является невозможность выбора конкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушение еще на стадии понятийно-эротической фазы), либо – невозможность сорвать понравившийся цветок из-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязнь сексуальных отношений, идеализация партнерши).

На последнем этапе пациенту предлагается отнести розу в дом и разместить ее там, что также иногда вызывает трудности у пациента. В доме пациент ставит розу в воду и любуется ею (с символической точки зрения, важно, захочет ли пациент подрезать стебель розы, добавить что-нибудь в воду, чтобы роза лучше стояла, и т. п.). Это символически характеризует развитие зрелой сексуальности, т. е. способности создать устойчивые взаимоотношения с постоянной партнершей, что необходимо для реализации потребности в создании семьи. Например, некоторые мужчины берут розу с корнями, что символизирует установку на то, чтобы «взять» женщину со всеми ее корнями, родственниками, близкими. Другие считают, что партнершу нужно сначала воспитать, исправив то, что не сделали ее родители. Они постоянно одергивают и поправляют партнершу («не болтай так много по телефону»), принимают за нее решения, навязывают ей свое представление о счастье и подталкивают к соответствующим действиям, демонстрируют, что не уважают ее интеллектуальные способности («ты это не поймешь»), неуважительно относятся к ее вкусам («как ты можешь слушать такую музыку»). В образе это может проявляться в том, что стебель розы нужно сначала подрезать, обжечь на огне, разбить молотком и т. п.

Один пациент, женат, двое детей, глубоко и искренне любящий жену, сорвал розу на клумбе, принес домой и поставил в вазу в спальне. Все оставшееся время он любовался ее. Только здесь роза расцвела во всей своей красе. Для пациента характерна зрелая сексуальность с устоявшимся выбором и стабильной системой ценностей.

Указанная выше методика может быть проведена в различных модификациях, в зависимости от задач психотерапевта. Использование мотива «куст розы» оказалось высокоэффективным при лечении психогенных эректильных дисфункций, как показывает следующий пример.

Пациент, по профессии техник-механик, 51 год, 30 лет в браке, двое детей 27 и 18лет. Живет с женой в отдельной квартире и жилищными условиями доволен. Небольшого роста (170 см), полный, с лысиной. Причина обращения – притупление оргазма и снижение эрекции, что не позволяло проводить введение полового члена без дополнительных манипуляций руками. Наблюдались застойные явления в предстательной железе. Одна из предположительных причин снижения эрекции – травма в пояснице.

Вспоминает, что интерес к женщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (либидо) проявилось примерно в 12 лет. Первое семяизвержение произошло при полюции в 14 лет. Мастурбировал с 15 до 21 года примерно два раза в неделю. Мастурбация была заместительного типа, т. к. не было женщины. С 17 до 21 года практиковал поверхностный и глубокий петтинг. Информацию о половой жизни получал от друзей. Первый половой акт был в 20 лет, расценил его как слишком быстрый. Частота половых сношений до брака составляла примерно два раза в неделю. В брак вступил в 21 год. Свою жену он выбрал по внешней и духовной привлекательности. У супруги сексуальность была пробуждена сразу. После брака в медовый месяц частота половых сношений составляла 3-4 раза в неделю. В условно-физиологический ритм (УФР), т. е. 2-3 половых сношения в неделю, вошел практически сразу, что является одним из признаков слабой половой конституции (в медовый месяц частота половых актов достигает иногда семи сношений в день). Максимальный эксцесс (количество заканчивающихся семяизвержением половых актов в сутки) не превышал двух. Последний раз-два заканчивающихся семяизвержением половых сношения за сутки было у него в 45 лет. Легко переносит абстиненцию 14 дней. Абстиненция проявляется болью в яичках, на фоне абстиненции появляются полюции. Настроение перед половым актом обычно плохое, испытывает тревогу. Длительность полового акта 5-7 минут. На момент обращения сохранялись утренние спонтанные эрекции.

Пациент предпочитает широкий диапазон приемлемости (разные позы, нетрадиционные формы удовлетворения сексуальной потребности, орально-генитальные и орально-анальные ласки), однако в супружеской паре из-за позиции жены диапазон приемлемости узок, что является одним из факторов дисгармонии супружеских отношений. Предпочтительное время проведения полового сношения у пациента – в 4 часа утра. Позы проведения полового акта его устраивают. От нежелательной беременности пара предохраняется при помощи календарного метода по фазам менструального цикла.

Поведение жены перед половым актом пациента не устраивает, так как жена своими действиями и ласками не усиливает его сексуального возбуждения. Однако сам половой акт и половые отношения в целом его устраивают. В то же время, на бессознательном уровне отношения с супругой в целом не соответствуют желаниям и ожиданиям пациента.

У пациента существует феномен «потери полового члена во влагалище», так как жена после родов не тренировала мышцы влагалища на сокращение по технике W.H. Masters и V.E. Johnson. Установка в сексе характеризуется социокультурным мифом «Мадонны и Блудницы»: он хотел бы иметь чистую, как мадонна, жену, женственную и верную, а половую жизнь вести с развратной блудницей, чувственной, доступной, кокетливой. У пациента игровой тип сексуальной мотивации: он любит в сексуальных отношениях игру, фантазию, творчество, любит экспериментировать. Психосоциальный тип – «мужчина-ребенок». В общении с супругом жена занимает позицию «обвинителя». Пациент демонстрирует инфантильный тип привязанности.

Любит свою жену, мировоззрение и убеждения супругов соответствуют друг другу, моральные установки тоже взаимно соответствуют. Это во многом и удерживает их вместе. Ролевой позицией жены в семье в целом тоже удовлетворен. Внебрачные связи отсутствуют. Свою верность жене объясняет тем, что не было желания изменять, не было нужды в других женщинах. Иногда возникающие конфликты с женой связаны с семейным бюджетом.

Считает свою внешность затрудняющей контакты с женщинами, в том числе с целью сближения (низкий, толстый, лысый). Было проведено пять сеансов психотерапии, включавшей три сеанса рациональной психотерапии, одно занятие по методу символдрамы (мотив «куст розы») и одно занятие с использованием гипноза.

На четвертом сеансе пациенту было предложено представить «куст розы» по методу символдрамы. Пациент представил красно-желтые цветы, росшие прямо из паркета. Образ был неустойчивый, пациент тщетно пытался его удержать. Начался приступ нервной дрожи. Сидящего в кресле пациента колотило так, что ему пришлось судорожно вцепиться в подлокотники. Происшедшее произвело на пациента сильнейше эмоциональное впечатление. После этого состоялось аналитическое обсуждение, позволившее ему осознать свои проблемы, а также эмоционально их отреагировать. В результате у пациента восстановилась эрекция. На следующем, последнем пятом сеансе, он с радостью сообщил о своем выздоровлении. Для закрепления полученного эффекта и диагностики актуального состояния был проведен сеанс легкого гипноза, во время которого спонтанно возник образ куста розы. На этот раз образ был устойчивый. На кусте было много разнообразных цветов. Пациент испытывал радость и гордость, что он может легко представлять и удерживать образ любых роз.

Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу. Символдрама позволяет работать с ними именно эмоциональными средствами. Само название метода – символдрама или Кататимное переживание образов - указывает на связь с эмоциями и происходит от греческих слов «ката» («соответствующий», «зависящий») и «тимос» (одно из обозначений «души», «эмоциональности»). Кататимное переживание образов на русский язык можно было бы перевести как «эмоционально обусловленное переживание образов» или «переживание образов, идущих из души». Мы работаем с наиболее глубокими и подлинными переживаниями. Благодаря этому даже негативные переживания в образе, как в представленном примере лечения эрекильной дисфункции, могут иметь мощный психотерапевтический эффект. Символдрама дает нам возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Ошибочно мнение, будто психоаналитики все проявления человеческой жизни сводят исключительно к проявлению сексуального инстинкта. Зрелая сексуальность, с точки зрения современного психоанализа, предполагает не только биологическую потенцию и способность переживать оргазм, но и целый ряд психологических особенностей, которые необходимы человеку чтобы любить и быть любимым. К таким психологическим свойствам можно отнести:

1. Способность учитывать и уважительно относиться к личности другого человека;

2. Достаточно высокая самооценка;

3. Относительная независимость и самостоятельность;

4. Способность к эмпатии, т. е. к сочувствию и вчувствованию в состояние другого человека;

5. Способность к частичной идентификации с другим человеком;

6. Способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения с другими людьми;

7. Для этого необходимо благополучно пройти фазы сепарации и индивидуации по М. Малер;

8. Умение воспринимать чувства, "задействованные" в любви, а также способность к их развитию;

9. Должна быть благополучно достигнута и пройдена "депрессивная позиция" по М. Кляйн, т. е. способность воспринимать себя и других как потенциально "хороших" и "плохих;

10. Описанная Д.В. Винникоттом способность быть одному;

11. Должны быть в основном преодолены эдипальные конфликты;

12. Отношения с любимым человеком не должны быть чрезмерно отягощены переносом и проекциями из раннего детства, а также должны быть относительно свободны от объектной зависимости;

13. Должно быть положительным отношение к собственному телу;

14. Необходимо уметь переживать такие чувства, как радость, боль и печаль;

15. Необходимо освободиться от патологических фиксаций на непреодаленных стадиях развития в детстве;

16. Соответствующим образом должны быть скомпенсированы и выровнены дефициты в предшествующем развитии.

Основные преимущество психотерапии по методу символдрамы при лечении сексуальных нарушений у мужчин, как показали исследования, в следующем:

Психотерапию по методу символдрамы можно проводить только с одним из партнеров без соответствующего лечения другого партнера;

Символдрама может применяться в качестве краткосрочной психотерапии с хорошим клиническим результатом;

Символдрама может применяться в любом психотерапевтическом учреждении или в рамках частной практики (в случае владения психотерапевтом соответствующим методом). В этом случае не требуется особых приспособлений или наличия специализированной «секс-клиники», как это, например, принято в США;

Одновременно можно проводить лечение широкого спектра функциональных сексуальных нарушений у мужчин. Психотерапия не сводится только к какой-либо определенной психодинамике и не ограничивается какими-либо избранными симптомами.


Заключение

Клиническая практика неоспоримо доказывает надуманность противопоставления классических, академических методов отечественной сексопатологии и современных психоаналитически ориентированных методов психотерапии и дает основания использовать символдраму как метод лечения и диагностики. Особенно эффективным метод символдрамы оказался у лиц с выраженным образным мышлением. Он позволяет также вести лечебно-диагностическую работу с пациентами, испытывающими трудности в выражении своих эмоций и переживаний на вербальном уровне, которым очень сложно выразить свое внутреннее отношение к женщинам, особенно в тех случаях, когда необходимо выявить тонкие нюансы внутреннего восприятия, оценки, отношения к женщине, как к партнеру в интимной близости. Сказанное относится также к невозможности получить от пациента какие-либо обобщения относительно своего внутреннего отношения к женщине, как к противоположному полу.

Психогенные сексуальные нарушения не причиняют болезненных страданий в собственном смысле слова. Этот симптом в большинстве случаев служит нормальным выражением охватившего в данный момент человека состояния. Таким образом, в симптоме заключено какое-то «послание», которое нужно уметь понять. Психотерапия сексуальных расстройств помогает клиенту таким образом изменить окружающие его условия, чтобы желаемая сексуальная физиологическая реакция могла стать возможной и адекватно сочеталась с чувствами.

Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он лишь открывает перед ним возможность стать самим собой, т.е. дает стартовый толчок для самостоятельной работы клиента над собой. Следует помнить самое главное: решение должно приниматься самим клиентом без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще. Консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.

Следует помнить самое главное: решение должно приниматься самим клиентом без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще.

Консультанты, независимо от избранного ими теоретического направления, придают особенно большое значение повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни. Клиентам необходимо делать выбор, который даст им возможность чувствовать, думать и действовать эффективно. Клиенты должны быть способны испытывать и выражать чувства, думать рационально и предпринимать эффективные действия, только тогда они смогут добиваться своих целей. Клиенты постоянно делают выбор. Как отмечает Маслоу; «Выбирать развитие и рост вместо страха по дюжине раз на дню значит дюжину раз в день делать шаги по направлению к самоактуализации».

Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентов помогать самим себе после окончания консультирования. Итак, конечная цель консультирования - научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами.

В ходе настоящей работы мы ознакомились с методом символдраммы в консультировании при сексуальных проблемах мужчин.

А так же решили ряд задач – рассмотрели основные психогенные сексуальные проблемы мужчин, а так же основные принципы метода символдраммы и динамика развития имагинативных процессов при представлении образов по технике символдрамы.


Список использованных источников

1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб: Лидер, 2006. – 256 с

2. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Аперель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2002. -256 с.

3. Кочюнас Р; Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический проект; ОППл, 2002. – 464с., стр 219-226

4. Алёшина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.

5. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Пер с англ. (Рожковой Т., Овчинниковой Ю., Примочкиной Г.) – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002. – 512с. С 37-49.

6. Колесников Г.И., Стародубцев С.В. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский Центр «МарТ», 2006. – 192с.

7. Нельсон-Джоунс Р; Теория и практика консультирования – СПб: Изд-во «Питер». 2000. – 464 с. Илл стр 12-26.

8. Болотова А.К., Макарова И.В., Прикладная психология, Учебник для ВУЗов – М.: Аспект Пресс, 2001 -383с. стр 306-315

9. Коттлер Дж; Психотерапевтическое консультирование, - СПб.: Питер, 2001.-464 с.: илл, стр. 282-284 c.

10. Колесник О.Б. Диагностические и терапевтические возможности символдрамы при нарушениях смыслообразования // Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства. Харьков, Регион-Информ, № 2, 2000, с. 49-52.

11. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. Пер. с нем. – М.: Эйдос, 1996. – 253 с.

12. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики // Символдрама. Сборник научных трудов под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. - Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416 с.

Которые могут нанести ущерб чести, репутации, правам и интересам граждан. Экстренная психологическая помощь предоставляется бесплатно. II. Приемы и методы психологического консультирования на «Телефоне Доверия». 1. Особенности телефонного консультирования. « Помощь также близка, как и телефон…» ...





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта