Алеко – главный герой в поэме Пушкина Цыганы . Как ни странно, но сам Алеко цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает повадки этого народа.
После того как цыгане приютили Алеко, он начинает зарабатывать по деревням развлечениями с медведем – типично цыганский заработок. Помимо этого он страстно любит Земфиру, девушку которая его привела в табор и с которой он завязал свои отношения. По сути, он получает свой новый дом, но в действительности остается человеком цивилизации.
Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ни чьей другой свободы. Собственно, он не признавал этого и когда проживал в городе, мы можем только домыслить, но, вероятно, он скрывается от властей после совершенного преступления, к которому привела его пылкость.
Если бы Алеко полностью стал цыганом, то внял бы словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать и даже от старого цыгана тоже ушла супруга, полюбив другого) и понял бы Земфиру. Если он ищет свободы для себя, то следовало бы принять и возможность свободы для других, в частности возможность свободы выбора Земфирой своего возлюбленного. Земфира – молодая девушка, которая, хотя и является частью молодой семьи, не станет обманывать себя и собственные чувства, если она полюбила молодого цыгана, то отправляется вслед за своим чувством и начинает новые отношения.
Алеко представляет собой гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Тем не менее, он – достойный человек, ведь крепко любит свою избранницу и не собирается отступать от собственного выбора. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит Алеко к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.
В итоге он остается одиноким посреди поля с собственной телегой и вне табора. На самом деле и, когда он был частью табора, то тоже был одиноким, он не смог стать частью другого мира и этот новый мир не принял его. При этом цыгане его уважают за смелость, но называют злым, они уважают его выбор, но не способны терпеть такого человека в таборе.
Пушкин писал не только стихи и романы, он писал и поэмы. Одной из очень известных и является поэма «Цыгане». Главный герой этой поэмы - молодой человек, выросший в богатой европейской стране, но так и не нашедший там свободы. Все моральные нормы, законы, традиции и устои кажутся ему преградой к свободе всего мира, кажутся нелепыми и сковывающими душу таких орлов свободы, как он сам.
В один прекрасный день Алеко встречает цыганку Земфиру, в которую влюбляется с первого взгляда. Земфира же отвечает ему взаимностью. Она провожает своего возлюбленного к себе в табор цыган, где они и начинают вместе жить. Живя с любимым, Земфира, как и читатель, узнаёт, что её мужа преследует закон, что он скрывается от властей.
Алеко - очень страстный человек, он не просто любит и ценит Земфиру, она для него заменяет весь мир. Ему вообще никто не нужен, кроме неё одной, так сильно он её любит и ценит. При всём при этом, он считает, что женские сердца любят, шутя, игриво, в отличие от мужских, которые страдают при любви, отдают все свои соки для поддержания страсти и для того, чтобы объект симпатии был счастлив. Тут же читатель узнаёт и о том, что Алеко - очень мстительный человек, который не прощает своих врагов и обидчиков. Он готов убить спящего врага, настолько он злой и жестокий человек. Для многих это является доказательством и его бесчестия, ведь даже в самые ужасные войны находились люди, которые никогда бы не убили своих врагов в спящем положении.
Чтобы обеспечивать себе и своей женщине жизнь, Алеко выступает в таборе с медведем перед публикой. Он полностью отвык от жизни городской, приноровился к табору и полюбил его душой. Земфира говорит, что Алеко хочет свободы лишь для себя, а не для всех людей, что его борьба за свободу во всём мире - это лишь борьба за свободу для себя, эгоистичная борьба.
Вскоре у них рождается ребёнок, но чувства Земфиры начинают остывать, она больше не находит Алеко таким прекрасным мужчиной, каким его считала до свадьбы - теперь она действительно узнала, каков молодой бунтарь на самом деле. Заканчивается поэма тем, что Земфира изменяет Алеко с другим цыганом, зная о том, какой её муж ревнивый. Алеко, узнав про измену, убивает и любовника, и саму Земфиру, за что его исключают из табора, оставив в поле одного, как брошенную птицу. Алеко очень гордый человек, и он никогда бы не попросил прощения у табора, чтобы его оставили. Да и какая ему жизнь теперь без человека, бывши ему всем миром. Но если Алеко действительно так любил Земфиру, убил бы он её?
Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.
Одним из величайших человеческих навыков является его способность развиваться. С самого начала своего существования и до настоящего времени человеку удалось не только взобраться на вершину пищевой цепи
Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали
С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика
Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.
«Алеко» - одноактная лирическая психологическая драма. Композитор – Сергей Васильевич Рахманинов, автор либретто – Владимир Иванович Немирович-Данченко. Премьера оперы прошла 27 апреля 1893 года в Москве. Основана на поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы».
Сюжет .
Однажды юноша по имени Алеко в отчаянии покидает город. Ему опостылела светская жизнь. Он примыкает к цыганскому табору. Вот уже несколько лет Алеко кочует с цыганами по свету. В таборе он повстречал прекрасную девушку Земфиру и горячо полюбил ее. Его чувства не были безответными, поэтому пара принимает решение пожениться. Но через некоторое время девушка увлеклась другим юным цыганом, а муж стал вызывать лишь только раздражение.
Повторялась история ее матери, которую так часто вспоминал отец Земфиры. В один из вечеров старый цыган рассказал Алеко, что только лишь год Мариула любила его, а потом цыганка приняла решение сбежать с другим и бросила малышку Земфиру с отцом. Главный герой раздраженно недоумевает, почему старик не отомстил за себя и дочь. И вот, в один из вечеров Земфира сбегает с новым возлюбленным из табора на одну ночь. Алеко не выдерживает порыва собственной ревности и наутро в беспамятстве убивает двоих любовников.
Став невольными свидетелями убийства, цыгане выгоняют Алеко из табора и снова отправляются в путь-дорогу. А юноша снова остается один на один со своим отчаянием.
История создания
«Алеко» является первой оперой Рахманинова. Произведение было написано в качестве выпускной работы в Московской консерватории, по окончании которой композитор получил Большую золотую медаль. Сергей Васильевич здорово увлекся дипломной работой. Он создал великолепную оперу всего за семнадцать дней. Талант композитора проявился во всей красе.
Премьера спектакля удалась: ее с успехом приняли не только простые зрители, но и критики. Произведение так и не вошло в традиционный репертуар оперных театров, однако, разовые спектакли принимались публикой с неизменным успехом. Музыка прекрасно раскрывает характеры главных героев, рисует поразительные картины цыганских вечеров и красочных пейзажей. Мелодичная, яркая, драматичная оркестровая партия создает уникальную атмосферу душевной тревоги и предчувствия неминуемой трагедии.
Характеры главных героев – отца Земфиры и Алеко - создают сильный контраст. Мудрость и справедливость старого цыгана противоположны моральным принципам эгоистичного Алеко. Критики отмечали, что Сергей Васильевич Рахманинов обладает явным талантом писать удивительные музыкальные характеристики, которые отличаются необычайной ясностью и краткостью.
Занимательные факты :
С. В. Рахманинов «Алеко»
Одноактная опера
Либретто В. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» 1893
За месяц до выпускного экзамена по классу композиции Рахманинов получил задание написать на готовое либретто дипломную работу - оперу на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы».
Опера была написана в рекордно короткий срок – всего за 17 дней. Экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, имя его было занесено на мраморную доску отличия. Композитору в это время было 19 лет.
В либретто поэма была сокращена, взяты лишь драматические ситуации, очень близкие композитору. Мрачный, гонимый Алеко, дерзкая и своенравная Земфира, мудрый старик - все получили великолепные мелодические характеристики. Тронули Рахманинова и картины природы, и цыганский быт, где можно было использовать мелодику цыганских песен. В этой опере Рахманинов проявил себя потрясающим мелодистом. Замечателен оркестр. Для композитора, заканчивающего консерваторию, это была незаурядная работа.
Цыганский табор на берегу реки. Среди цыган - Алеко, покинувший общество два года назад. Алеко и юная Земфира полюбили друг друга, но вскоре она к нему охладела. Старик, отец Земфиры, вспоминает свою молодость и мать Земфиры, сбежавшую с другим. Земфира и её возлюбленный - молодой цыган - думают так же, как и Старик: «Любовь свободна!».
Ревность Алеко мрачна и жестока. Застав Земфиру с другим, он уговаривает её вернуться. Она прогоняет Алеко, и он в гневе убивает любовников. Алеко изгоняют из табора. Табор уходит. Алеко в отчаянии - он вновь одинок.
Your browser does not support the audio element.
Алеко - И. Петров, Земфира - Н. Покровская, Молодой цыган - А. Орфенов, Старик - А. Огнивцев, Старая цыганка - Б. Златогорова. Дирижер Н. Голованов. 1951 г.
Алеко баритон
Молодой цыган тенор
Старик (отец Земфиры) бас
Земфира сопрано
Старая цыганка контральто
Цыгане
Берег реки. Кругом разбросаны шатры из белого и пестрого холста. Направо - шатер Алеко и Земфиры. В глубине - телеги, завешанные коврами. Кое-где разведены костры, варится ужин в котелках. Тут и там - группы мужчин, женщин и детей. Общая, но спокойная суета. За рекой восходит красноватая луна.
Как вольность, весел наш ночлег
И мирный сон под небесами,
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами.
Для нас везде, всегда дорога,
Везде для нас ночлега сень,
Проснувшись поутру, мы отдаем свой день
Труду и песням.
Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Вдруг оживляются виденья
То светлых, то печальных дней.
Поведай, старик, перед сном
Нам сказку о славном былом.
И наши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали,
Цыгане те свои шатры,
Разбив близ наших, у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, -
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, - подруги нет!
Ищу, зову - пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал!.. С этих пор
Постыли мне все девы мира,
Для них навек угас мой взор.
Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной
И хищнику, и ей, коварной,
Кинжала в сердце не вонзил?
К чему? Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
О нет! Когда над бездной моря
Найду я спящего врага,
Клянусь, я в бездну, не бледнея,
Столкну презренного злодея.
О, мой отец! Алеко страшен.
Смотри, как вид ужасен.
Не тронь его, храни молчанье.
Быть может, то тоска изгнанья.
Его любовь постыла мне,
Мне скучно, сердце воли просит.
Мне тяжко: сердце мести просит.
Ревнив он, но не страшен мне.
Довольно, старик!
Скучны эти сказки,
Забудем мы их
В веселье и в пляске.
Начинаются пляски, во время которых Земфира и молодой цыган скрываются. Затем цыгане укладываются на ночлег.
Огни погашены. Одна луна сияет
С небесной вышины и табор озаряет.
Появляются Земфира и молодой цыган.
Еще одно, одно лобзанье!
Одно, но доле! На прощанье!
Скажи, придешь ли на свиданье?
Обманет, не придет она!
Иди! Мой муж ревнив и зол.
Прощай, покамест не пришел!
Когда поднимется луна…
Там, за курганом над могилой.
(увидя Алеко)
Беги, вот он! Приду, мой милый.
Молодой цыган уходит. Земфира уходит в шатер и садится у люльки. Алеко около шатра собирает веревки.
(поет песню у люльки)
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю.
Умираю, любя.
Душа томится грустью тайной…
Где ж радости любви случайной?
Режь меня, жги меня,
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.
Молчи! Мне пенье надоело.
Я диких песен не люблю.
Не любишь? Мне какое дело!
Я песню для себя пою.
(Продолжает петь.)
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод, как он смел!
Как он любит меня!
Молчи, Земфира, я доволен…
Так понял песню ты мою?
Земфира…
Ты сердиться волен.
Я песню про тебя пою.
(Снова поет.)
Как ласкала его.
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод, как он смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине! А!
Земфира уходит… Луна поднимается высоко и становится меньше и бледнее.
Весь табор спит. Луна над ним
Полночной красотою блещет.
Что ж сердце бедное трепещет?
Какою грустью я томим?
Я без забот, без сожаленья
Веду кочующие дни.
Презрев оковы просвещенья,
Я волен так же, как они.
Я жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой
Но, боже, как играют страсти
Моей послушною душой!..
Земфира! Как она любила!
Как, нежно прислонясь ко мне,
В пустынной тишине
Часы ночные проводила!
Как часто милым лепетаньем,
Упоительным лобзаньем
Задумчивость мою
В минуту разогнать умела!
Я помню: с негой полной страсти,
Шептала мне она тогда:
«Люблю тебя! В твоей я власти!
«Твоя, Алеко, навсегда!»
И всё тогда я забывал,
Когда речам ее внимал
И как безумный целовал
Её чарующие очи,
Кос чудных прядь, темнее ночи.
Уста Земфиры… А она,
Вся негой, страстью полна,
Прильнув ко мне, в глаза глядела…
И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!
Алеко уходит. Луна скрывается, чуть брезжит рассвет. Издалека доносится голос молодого цыгана.
Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она,
Кто в небе место ей укажет,
Промолвя: там остановись,
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись!
Начинает светать… Возвращаются Земфира и молодой цыган.
Пора, мой милый, пора!
Нет, нет, постой! Дождёмся дня.
Уж поздно.
Как робко ты любишь. Минуту!
Ты меня погубишь.
Не замеченный ими, появляется Алеко.
Если без меня
Проснется муж…
Проснулся он… Стойте!
Куда вы? Стойте!
Иль во сне я грежу?
(Земфире)
Где ж твоя любовь?
Отстань! Ты опостылел мне.
Былое не вернется вновь.
Земфира! Вспомни, милый друг!
Всю жизнь я отдал за желанье
С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье.
На берегу реки раскинул свои шатры табор цыган. Тихо напевая, они спокойно и мирно готовятся к ночлегу. Старый цыган, отец красавицы Земфиры, вспоминает молодость и свою любовь, причинившую ему немало страданий. Совсем недолго его любила Мариула, через год ушла она с другим табором, бросив мужа и маленькую дочь.
Рассказ старика вызывает бурный отклик у Алеко. Он не простил бы измены и поэтому не может понять, почему старик не стал мстить неверной жене и её возлюбленному. Если он найдёт врага даже спящим над бездной моря, он столкнет его в бездну!
Речи Алеко глубоко чужды и неприятны Земфире, ещё недавно любившей его. Теперь этот человек, пришедший к ним в табор из другого мира, враждебен ей, его жестокость непонятна, любовь - постыла. Земфира не скрывает вспыхнувшей в ней страсти к молодому цыгану. Качая люльку, она напевает песню о старом, ревнивом, нелюбимом муже. «Я песню про тебя пою», - говорит она Алеко. Наступает ночь, и Земфира уходит на свидание.
Оставшись один, Алеко погружается в горькое, мучительное раздумье. С болью вспоминает он об ушедшем счастье. Мысль об измене Земфиры приводит его в отчаяние.
Только под утро возвращаются Земфира и молодой цыган. Навстречу влюблённым выходит Алеко. В последний раз молит он Земфиру о любви. Пытаясь смягчить её сердце, он напоминает, что ради любви Земфиры обрёк себя на добровольное изгнание из общества, в котором он родился и вырос. Но Земфира непреклонна. Мольбы Алеко сменяются угрозами. Охваченный гневом, он закалывает молодого цыгана. Оплакивая смерть возлюбленного, Земфира проклинает злодейство Алеко. Алеко убивает и Земфиру. На шум сходятся цыгане. Им, ненавидящим казни и убийства, непонятен жестокий поступок Алеко.
Отец Земфиры говорит:
«Мы дики, нет у нас законов, / Мы не терзаем, не казним, / Не нужно крови нам и стонов, / Но жить с убийцей не хотим».
Цыгане уходят, оставляя Алеко, одинокого, охваченного безысходной тоской.
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1951 | Хор и оркестр Центрального телевидения и радиовещания СССР | Николай Голованов | Алеко - Иван Петров , Земфира - Нина Покровская , молодой цыган - Анатолий Орфёнов , старый цыган - Александр Огнивцев , старая цыганка - Бронислава Златогорова | Д 5682-5 (1959),
Мелодия Д 033753-4 (1973) |
|
1973 | Руслан Райчев | Алеко - Николай Гюзелев , Земфира - Благовеста Карнобатлова-Добрева, молодой цыган - Павел Куршумов, старый цыган - Димитер Петков, старая цыганка - Тони Чирстова | |||
1987 | Большой хор ЦТ и ВР, Академический симфонический оркестр Московской филармонии | Дмитрий Китаенко | Алеко - Евгений Нестеренко , Земфира - Светлана Волкова, молодой цыган - Александр Федин , старый цыган - Владимир Маторин , старая цыганка - Раиса Котова | Мелодия
A10 00525 009 (1989) |
|
1990 | Академический Большой хор Гостелерадио СССР, Государственный академический симфонический оркестр СССР | Евгений Светланов | Алеко - Артур Эйзен , Земфира - Людмила Сергиенко, молодой цыган - Гегам Григорян, старый цыган - Глеб Никольский, старая цыганка - Анна Волкова | SUCD 10 00416 | |
1993 | Пловдивский филармонический оркестр | Андрей Чистяков | Алеко - Владимир Маторин , Земфира - Наталья Ерасова, молодой цыган - Виталий Таращенко, старый цыган - Вячеслав Почапский, старая цыганка - Галина Борисова | ||
1996 | Новосибирский театр оперы и балета | Алексей Людмилин | Алеко - Владимир Урбанович, Земфира - Ольга Бабкина, молодой цыган - Игорь Борисов, старый цыган - Виталий Ефанов, старая цыганка - Татьяна Горбунова | ||
1997 | Хор Гётеборгской оперы, Гётеборгский симфонический оркестр | Неэме Ярви | Алеко - Сергей Лейферкус , Земфира - Мария Гулегина , молодой цыган - Илья Левинский, старый цыган - Анатолий Кочерга , старая цыганка - Анне Софи фон Оттер |
Источники:,
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1953 | Оркестр Ленинградской государственной филармонии | Николай Рабинович | Алеко - Александр Огнивцев , Земфира - Инна Зубковская (вокал - ?), молодой цыган - Святослав Кузнецов (вокал - ?), старый цыган - Марк Рейзен , старая цыганка - Бронислава Златогорова | Ленфильм | |
1986 | Академический Большой хор Гостелерадио СССР, Академический симфонический оркестр Московской филармонии | Дмитрий Китаенко | Алеко - Евгений Нестеренко , Земфира - Светлана Волкова, молодой цыган - Михаил Мунтян , старый цыган - Владимир Маторин , старая цыганка - Раиса Котова | Лентелефильм | Роли, за исключением заглавной, исполняют драматические актёры |
|
На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»