Главная » Дом » Урок отцы и дети в русской критике. Презентация "Художественное своеобразие романа Отцы и дети" по литературе – проект, доклад. I. Организационный момент. Целеполагание

Урок отцы и дети в русской критике. Презентация "Художественное своеобразие романа Отцы и дети" по литературе – проект, доклад. I. Организационный момент. Целеполагание

1 слайд

2 слайд

Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…

3 слайд

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

4 слайд

Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.

5 слайд

Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.

6 слайд

Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.

7 слайд

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.

8 слайд

Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей

9 слайд

Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма

10 слайд

Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен

11 слайд

Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…

12 слайд

Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»

13 слайд

Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен

14 слайд

Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.

15 слайд

Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.

«Базаров Отцы и дети» - План семинара. Боже мой! -Все? А.П. Чехов. Что за роскошь «Отцы и дети»! -В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем. Я с вами не согласен, Евгений Базаров. Сложность и противоречивость характера Базарова. С.И. Мицкевич. П.П. Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

«Тургенев и Виардо» - О, сердце, сколько ты любило! Полина Виардо и Иван Тургенев. А возможности были... О, разум, сколько ты пылал!" А.Блок. Полина Виардо, 1843 год. Тургенев боготворит свою любимую женщину. "Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал. Против воли матери, без денег, еще неизвестный Европе.

«Жизнь Тургенева» - План урока. Я.П. Полонский. П.Ф.Соколов. Жизнь в Спасском-Лутовинове, плодотворная работа. 1818-1842 годы. М.Е. Салтыков- Щедрин. Виардо-Гарсиа. 1843. Усадебный дом и.С. Тургенева. Цель урока. На родине Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы…». Затем – поездки за границу. Русский язык. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

«Тургенев урок» - Якушкин Н. И. «Жизнь и творчество Тургенева». 1938г. Биография И.С. Тургенева. Содержание. Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Знакомство с историей цикла «Записки охотника». Писатель родился 28 октября в г. Орле. У костра несколько ребят. Рассказ «Бежин луг». Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское- Лутовиново.

«Тургенев стихотворения в прозе» - Лирический герой. «Двойной дневник» - заполните таблицу своими наблюдениями. Переживания, чувства. «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Близок к автору. Стихотворение, поэма. Стихотворения в прозе». Жанры лирики. «Senilia. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Художественное своеобразие романа Отцы и дети" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Художественное своеобразие

романа И.С.Тургенева

"Отцы и дети"

Слайд 2

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Слайд 3

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

История создания романа.

Слайд 4

Слайд 5

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Общественно-исторический контекст

Слайд 6

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 7

Кольцевая композиция

Марьино (усадьба Кирсановых)

Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 8

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Слайд 9

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

Слайд 10

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Слайд 12

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

Слайд 13

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Слайд 15

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.











  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Образовательная
    • обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.
    • Воспитательная
    • – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся.
    • Развивающая
    • – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

    Ход урока

    Тургенев не имел притязания и дерзости
    создать роман, имеющий
    всевозможные направления;
    поклонник вечной красоты,
    он имел гордую цель во временном
    указать на вечное
    и написал роман не прогрессивный
    и не ретроградный, а,
    так сказать, всегдашний.

    Н. Страхов

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы, завершая работу над романом Тургенева “Отцы и дети”, должны ответить на самый главный вопрос, который всегда стоит перед нами, читателями, насколько глубоко проникли в замысел автора, смогли ли понять его отношение как к центральному герою, так и к убеждениям молодых нигилистов.

    Рассмотрим различные точки зрения на роман Тургенева.

    Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

    Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”

    Проводится работа по группам, используя кейс к уроку. (см. приложение)

    1 группа работает с кейсом по статье Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

    Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

    Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

    2 группа работает с кейсом по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

    Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

    Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

    3 группа работает с кейсом, составленном из отрывков из писем Тургенева к Случевскому, Герцену.

    Молодежь середины 19 века находилась в положении, во многом сходном с вашим сегодняшним. Старшее поколение неутомимо занималось саморазоблачением. Газеты и журналы полны были статей о том, что Россия переживает кризис и ей необходимы реформы. Крымская война проиграна, армия посрамлена, помещичье хозяйство пришло в упадок, нуждалось в обновлении образование и судопроизводство. Удивительно ли, что молодое поколение утратило доверие к опыту отцов?

    Беседа по вопросам:

    Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?

    Что такое базаровщина?

    Существует ли она в наше время?

    От чего предостерегает Тургенев личность и общество?

    Нужны ли Базаровы России?

    На доске слова, как вы думаете, когда они были написаны?

    (Только мы – лицо нашего времени!
    Рог времени трубит нами в словесном искусстве!
    Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов!
    Бросить Пушкина, Достевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности!
    Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней!

    Это 1912 год часть манифеста “Пощечина общественному вкусу”, так значит, идеи, которые высказывал Базаров нашли свое продолжение?

    Подведение итогов урока:

    “Отцы и дети” это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

    Выразительное чтение финального отрывка из романа.

    Домашнее задание: подготовка к сочинению по роману.

    Литература к уроку:

    1. И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987
    2. Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.
    3. Антонович М.А. “Асмодей нашего времени” http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml
    4. Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

    №1. Дмитрий Писарев «Базаров»Коренные свойства базаровского типа
    В романе Тургенева идеи и стремления
    молодого поколения отразились так, как
    понимает их само молодое поколение…
    Любопытно проследить, как действуют на
    человека, подобного Тургеневу, идеи и
    стремления, шевелящиеся в нашем молодом
    поколении и проявляющиеся, как все живое, в
    самых разнообразных формах, редко
    привлекательных, часто оригинальных, иногда
    уродливых.
    Такого рода исследование может иметь очень
    глубокое значение.
    Задача жизненная, крупная и сложная.

    №2. Дмитрий Писарев «Базаров»

    … признавать их искренность –
    решительно необходимо. Эти люди могут
    быть честными и бесчестными,
    гражданскими деятелями и отъявленными
    мошенниками, смотря по
    обстоятельствам и по личным вкусам.
    Базаров везде и во всем поступает
    только так, как ему хочется или как ему
    кажется выгодным и удобным. Им
    управляют только личная прихоть или
    личные расчеты.

    Базаров и Онегин, Печорин, Рудин,
    Бельтов – это «умные люди, не
    уживающиеся с теми явлениями, к
    которым без малейшего труда
    привыкает масса».
    1-ый тип: люди, не получившие
    серьезного… отшатнувшись от массы,
    остаются в пустом пространстве, не
    зная, куда идти, зачем жить на свете,
    чем разогнать тоску.

    №3. Дмитрий Писарев «Базаров»

    2-ой тип: люди, умные и образованные, у них
    составлен свой идеал. У этих людей, за
    недостатком твердости, дело останавливается
    на словах.
    3-ий тип: они сознают свое несходство с массою и
    смело отделяются от нее … всем образом
    жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им
    нет дела. Здесь личность достигает полного
    самоосвобождения, полной особности и
    самостоятельности.
    Вывод: у Печориных есть воля без знания, у
    Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и
    знанье и воля.

    №4. Дмитрий Писарев «Базаров»

    Базаров – человек жизни, человек дела,
    но возьмется он за дело только тогда,
    когда увидит возможность действовать
    не машинально.
    Когда умер такой человек, как Базаров, и
    когда его геройскою смертью…
    произнесен приговор над целым
    направлением идей, тогда стоит ли
    следить за судьбою людей, подобных
    Аркадию..?

    №5. Дмитрий Писарев «Базаров»

    Изучив характер Базарова, Тургенев понимает, что… герой
    «умрет как богатырь, которому негде повернуться,
    нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого
    полюбить крепкою любовью.
    А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет
    умирать.
    Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти
    Базарова.
    …смысл романа вышел такой:
    теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
    крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая
    сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких
    посторонних пособий и влияний выведут молодых людей
    на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

    №1. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

    Главное действующее лицо, представитель
    молодого поколения, есть Евгений Васильевич
    Базаров, медик, юноша, умный, прилежный,
    знающий свое дело, самоуверенный до
    дерзости,
    но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки,
    проникнутый самыми дикими понятиями и
    нерассудительный до того, что его все
    дурачат, даже простые мужички.
    «Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен –
    как камень, холоден – как лед и свиреп – как
    тигр»

    №2. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

    Вот каковы отцы! Они, в противоположность
    детям, проникнуты любовью и поэзией, они
    люди нравственные, скромно и втихомолку
    делающие добрые дела; они ни за что не хотят
    отстать от века.
    «высокие преимущества старого поколения пред
    молодым несомненны»
    «… молодое поколение! …и какое же сравнение с
    умными, добрыми и нравственностепенными "отцами "»

    Одни находят, что Базаров сам виноват в
    своих несчастных отношениях к людям, с
    которыми он встретился; другие утверждают,
    что, напротив, эти люди виноваты в том, что
    Базарову так трудно жить на свете.
    Базаров есть лицо новое, которого резкие
    черты мы увидели в первый раз.
    …он изобразил в Базарове не одного из
    представителей молодого поколения, а скорее,
    главу кружка, порождение нашей оторванной
    от жизни литературы (полемика
    «Современник» и «Русское слово»)

    Николай Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»

    Базаров отрекается от благ этого мира, но он
    делает между этими благами строгое
    различие.
    «…он бережется не того, что может погубить
    тело, а того, что погубляет душу»
    Базаров вышел человеком простым, чуждым
    всякой изломанности, и вместе крепким,
    могучим душою и телом. Все в нем
    необыкновенно идет к его сильной натуре.
    Весьма замечательно, что он, так сказать, более
    русский, чем все остальные лица романа.

    Евгений Васильевич Базаров – новый тип литературного героя

    I. Ситуация в России начала-середины XIX века.
    II. Новый герой – новое мировоззрение.
    1. Онегин – Печорин – Обломов – Базаров:
    а) интеллектуальная развитость героев;
    б) цели жизни, убеждения.
    2. Базаров – общественно полезный герой:
    а) любовь к труду и наукам;
    б) тревога о народе.
    3. «Я нужен России… нет, не нужен..»
    III. Неготовность России принять своего героя.

    «Песнь торжествующей любви». Базаров и Одинцова.

    I. Тема любви в русской литературе XIX века.
    II. Любовь Базарова и чувства Одинцовой.
    1. «Это все романтизм, чепуха» – первая
    встреча Базарова и Одинцовой.
    2. Постепенные перемены в Базарове:
    а) нервозность состояния;
    б) кульминация – признание в любви.
    3. Отношение Одинцовой к Базарову.
    III. В любви Базаров – победитель.

    «Мы прощаемся навсегда». Базаров и Аркадий.

    I. Тема дружбы в литературе XIX века.
    II. Ведущий и ведомый.
    1. Причины дружбы.
    2. «Мягенький либеральный барич» (цель –
    семья) и масштабные цели Базарова.
    3. Почему герои «прощаются навсегда».
    III. Кто личность более крупная в данной
    дружбе.

    Два поколения в романе Тургенева.

    I. Конфликт поколений – извечное противостояние.
    II. «Отцы и дети в романе».
    1. Старики Кирсанов и Базаров:
    а) любовь к сыновьям;
    б) стремление «не зарасти мхом».
    в) поколение отжившее свое.
    2. Деятели науки и прогресса:
    а) стремление быть полезными стране;
    б) ирония над старшим поколением;
    в) любовь Аркадия к отцу;
    г) любовь Базарова к родителям (не слово, дело).
    3. Мнение М.Антоновича по данному вопросу.
    III. Без отцов не было бы детей. / Взаимосвязь поколений.

    «Схватка» Базарова и Кирсанова в романе.

    I. XIX век – время перемен в России (возникновение
    нового мировоззрения).
    II. Демократ и аристократ в романе.
    1. Прием антитезы и контраста:
    а) внешность;
    б) польза для общества (принципы);
    в) отношение к народу.
    2. Смысл сцены дуэли в романе.
    3 Нравственная победа Базарова.
    III. Проигрыш Кирсанова – позиция автора.

    Темы сочинений

    1. Евгений Васильевич Базаров –
    новый тип литературного героя.
    2. «Песнь торжествующей любви».
    Базаров и Одинцова.
    3. «Мы прощаемся навсегда». Базаров
    и Аркадий.
    4. Два поколения в романе Тургенева.
    5. «Схватка» Базарова и Кирсанова в
    романе.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта