Военнослужащие, прибывшие на место службы, не имеющие в данном населенном пункте жилья, в течение 3 месяцев обеспечиваются служебной квартирой из специализированного жилищного фонда, а при отсутствии такового им ежемесячно выплачивается компенсация в размере арендного платежа. В отношении данного жилого помещения они имеют только право пользования. Для того, чтобы получить ведомственное жилье следует обратиться в территориальный отдел Министерства обороны РФ, который занимается распределением жилья с рапортом и пакетом документов:
Важно! Военнослужащий, который приобрел жилье по военной ипотеке в другом городе, имеет право на служебное жилье.
По истечению контракта, либо при переводе в другую часть, они обязаны покинуть занимаемое помещение. Здесь имеется исключение: Если на момент увольнения по выслуге, состоянию здоровья или организационно - штатными мероприятиями военный продолжает состоять на очереди на получение жилья, либо выдачу субсидии на приобретение, то он может продолжать жить в служебной квартире.
С 2006 года новой формой предоставления жилья стал «Жилищный сертификат», который выдается военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий при увольнении со службы по выслуги, по состоянию здоровья, либо в связи с расформированием части, а также ближайшие члены семьи военного (вдова, дети, родители), который погиб при исполнении служебных обязанностей. До этого момента, нуждающимся гражданам выдавались готовые квартиры. Основными преимуществами субсидии являются более быстрое получение жилья, а также возможность выбора желаемой квартиры в любом населенном пункте.
Для того, чтобы стать участником этой государственной программы необходимо получить в установленном порядке статус нуждающегося путем обращения в муниципалитет, а затем подать заявление и комплект документов в военное ведомство:
После проверки документов, заявитель уведомляется о постановке на учет, либо об отказе.
Стоимость субсидии рассчитывается следующим образом: норматив жилой площади (1 человек -33 кв.метра, 2 человека- 42 метра, 3 и более человек - по 18 метров на каждого) Х на стоимость 1 км.м. в данном регионе. Также учитывается право на дополнительные метры, военный стаж (поправочный коэффициент), наличие жилья в собственности.
Одной из форм получения жилья является военная ипотечно - накопительная система. Воспользоваться ею может любой военнослужащий, независимо от того является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий или нет, с момента поступления на службу по контракту. В течение первых 3 лет с момента вступления в программу, на специальный счет участника НИС государство перечисляет ежегодно фиксированную сумму (в 2016 году - 245 880 рублей). По истечению трехлетнего срока военный имеет право подать рапорт о намерении использовать средства на приобретение жилья. После получения сертификата, он подбирает жилой объект.
Важно! Это может быть не только жилое помещение в многоквартирном доме, но и, например, таунхаус.
Следующим этапом становится обращение в банк за ипотечным кредитом. На 2015 год максимальная сумма составила 2,2 миллиона рублей. При желании, военнослужащий может приобрести более дорогую и просторную квартиру, добавив личные средства.
После одобрения кредита, заключается договор между военным, банком и ФГКУ «Росвоенипотека». Затем происходит подписание кредитного договора, и заключается сделка купли-продажи. И только потом, заемщик получает свидетельство о праве собственности на квартиру с обременением.
На протяжении всего срока службы (либо до полного погашения кредита) военное ведомство ежемесячно перечисляет в банк средства в размере 1/12 от ежегодной фиксированной суммы, положенной участнику НИС.
Минимальный срок ипотеки - 3 года, максимальный - до 45 лет (включительно) заемщика.
На практике нередки случаи, когда военные принимали обязательное участие в приватизации в силу возраста, но в последующем данная жилая площадь была реализована, и они по факту не имеют ничего в собственности. В соответствии с жилищным кодексом РФ намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения бесплатного жилья от государства является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в течении первых 5 лет с момента совершения сделки (купли-продажи/дарения), которая привела к ухудшению условий.
То есть по истечению 5 лет военнослужащий имеет право на повторное обеспечение жильем со стороны государства.
Таким образом, в настоящее время в России успешно функционирует механизм по выдаче жилищных сертификатов военным, а также программа военно-ипотечного кредитования, в которой с каждым годом принимает участие все больше военнослужащих.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.
Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.
Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.
Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.
На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.
Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.
Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.
Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.
Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.
Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.
За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.
Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.
Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.
Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.
Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.
Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.
В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.
Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.
В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.
Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.
Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.
Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.
Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.
После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения. Однако действующее военное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты не указывают, могут ли передаваться в собственность увольняемым военнослужащим занимаемые ими служебные жилые помещения.
1) досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
В связи с тем, что не определен правовой режим жилья, пригодного для временного проживания, создается предпосылка для злоупотребления своими должностными полномочиями руководителями различного уровня. Как можно предоставлять то, что не определено законом? Почти как в сказке: «Принеси то, не знаю что». Такое регулирование нормами права недопустимо , вследствие чего, по мнению автора, Правительству Российской Федерации либо Министерству обороны Российской Федерации необходимо выйти с законодательной инициативой о внесении изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. по поводу изъятия словосочетания «служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания».
Так, например, был решен вопрос с отнесением помещения к жилому в одном из судебных дел. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала жилым щитовой сборно-разборный дом, в котором истец проживал на основании договора имущественного найма с 1989 г, который, кстати, регулируется гражданским законодательством, а не жилищным.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При предоставлении жилого помещения гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, учитывать право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м только в отношении граждан, имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше , и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Администрация мотивировала свой отказ тем, что спорное жилое помещение является собственностью МО. Действующее законодательство обязанность органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями не устанавливает. Однако суд посчитал данный отказ незаконным, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации, следовательно, ответчик обязан заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения (решение Воркутинского городского суда от 24 ноября 2015 г. по делу N 2-2392/2015).
Вопрос приватизации служебного жилья в настоящее время не теряет своей актуальности. Согласно ст. 4 Закона N 1541-1 “О приватизации жилищного Фонда в РФ” служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако по п. 2 ст. 4 Закона N 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П данная норма признана не противоречащей Конституции РФ. Согласно данному Постановлению такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан, поскольку служебные жилые помещения имеют особое назначение. Для передачи новому собственнику служебное жилье должно быть выведено из специализированного жилищного фонда, с него должен быть снят статус служебного. Рассмотрим пример из судебной практики.
Жилые помещения закрытых военных городков согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» состоят в государственной собственности РФ и являются ведомственным жилым фондом. Но, как уже было указано выше, перевод жилого помещения в разряд служебного осуществляют не министерства и ведомства РФ, а местные органы власти. Рассмотрим теперь ситуацию, когда начиная с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ (с 1 июня 2000 г.) люди оказались проживающими в закрытом военном городке, но решения местных органов власти о том, что их жилище является служебным, еще не было. Ведь в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения. Однако, как следует из п. 4 разъяснения ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4, включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного. Жилые помещения приобретают такой статус по представлению КЭЧ гарнизонов решением органов местного самоуправления. Можно ли перевести жилье в разряд служебных без согласия проживающих в нем лиц? По мнению автора, нельзя, так как квартира в это время обременена правом пользования проживающими там лицами. А вот все вновь возводимые жилые помещения в закрытых военных городках, а также жилые помещения, освобождаемые за выездом, могут использоваться в дальнейшем только со статусом «служебное».
С 1998 года определение закрытого военного городка дано в Законе. Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом, исходя из смысла Закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки (расположение в населенном пункте и имеющие пропускной режим либо расположенный вне населенного пункта, принадлежность жилого фонда государству) может, но не обязательно должен, быть включен в перечень закрытых военных городков. В этой же статье Закона сказано, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Означает ли это, что все жилые помещения закрытого военного городка являются служебными? Отнюдь. Существуют юридические признаки служебного жилого помещения (см.: Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих и членов их семей):
Но часть 3 данной статьи говорит нам, что до получения служебного жилого помещения по нормам. установленным ФЗ и иными НПА РФ, вы обеспечиваетесь служебными жилыми помещения, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитиями.
Гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
П. 2 ст. 10 Закона города Москвы № 22 от 15.01.2003г. — Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.
4. Разберемся что такое вообще жилое помещение. По жилищному кодексу Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования).
27 Июл 2018 1531Вопрос: Здравствуйте. На меня и мою семью из 3-х человек было распределено служебное жилье. Я получил уведомление в котором указана площадь в 39 квадратов, это однокомнатная квартира. Подскажите соответствует ли эти цифры и квартира нормам которые мне положены?
Ответ: Вопрос служебного жилья и его, как вы сказали, «квадратуры» регулируется, ФЗ "О статусе военнослужащих", и конечно же, ведомственный НПА – Приказ МО РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений"
В специальном НПА Минобороны (Приказе 1280 от 2010 года) данный вопрос четко регламентирован - служебные жилые помещения предоставляются вам, как военнослужащему и членам вашей семей, не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Посмотрим ее, в статье 15.1 ФЗ указана конкретная норма 18 кв. метров при предоставлении площади жилого помещения (имеется ввиду общая площадь жилого помещения на 1 человека). Если мы произведем подсчет, то по этой норме вам с семьей положена общая площадь - 54 кв. метра (18 кв. м * 3 человека)
Далее необходимо отметить, что ПМО 1280 содержит важную оговорку о случае невозможности предоставить служебное жилье по вышеназванной норме в 18 кв.м. на человека. В этом случае Минобороны разрешает предоставлять военнослужащему и меньшие площади, однако исключительно при согласии самого военного.
Из всего вышесказанно получается, что предложенные вам 39 кв. метров служебного жилья явно не вписываются в нормы. И вы на законных основаниях можете отказаться от данной квартиры.
И еще одна тонкость, о которой необходимо знать. В том случае, если военнослужащий которому вручили сообщение о предоставлении жилых помещений, не ответит на него в течение 10 дней (время считается с даты когда в орган занимающийся распределением жилья придет подтверждение, что вас проинформировали о предоставлении служебного жилья) указанные помещения будут предлагаться и распределяться другим военнослужащим, согласно списку нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Одним из способов создания государством для военнослужащего благоприятных условий для надлежащего выполнения им своих обязанностей является обеспечение его служебным жилым помещением на период прохождения службы. В связи с тем, что проживание в подобных помещениях считается временным явлением, то военнослужащий после завершения службы обязан освободить его. Сегодня мы поговорим о том, как военнослужащему получить служебное жилье.
Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии . Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда .
Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.
На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим , военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.
Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:
Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д. К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:
После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.
Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:
Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным , действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).
В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка. Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.
После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок. Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.
Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов :
Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы. Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает :
Подводя итог всему вышеописанному, можно сделать вывод, что государство предоставляет служебное жилье офицерам (или прапорщикам) в целях создания благоприятных условий для выполнения ими своих должностных обязанностей.