Главная » Дом »  Басы. Вокальные параллели. Классификация голосов. Мужские голоса. Басы Мужской голос ниже баса

 Басы. Вокальные параллели. Классификация голосов. Мужские голоса. Басы Мужской голос ниже баса

Певческие голоса обладают своей классификацией, отличающейся разнообразием. Различия в системах классификации могут базироваться на самых разных факторах: на силе голоса, на степени виртуозности и отчетливости исполнения и т.п. Однако специалисты отмечают необходимость наличия под всеми возможностями голоса исполнителя мощной основы, которой является опора пения.

Достаточно часто в основу классификации закладывается диапазон голоса исполнителя и его половая принадлежность. Однако и эти два критерия дают основания для формулировки большого количества разновидностей классификации. Выделяя определенную группу голосов, профессионалы уточняют наличие в ней более узких групп.

Бас - низкий мужской голос

Группа мужских голосов под названием Басы объединяется в классификации по звучанию очень низкого диапазона голоса, для которого характерными признаками называются: широта, «темнота», сочность тембра, образуемого грудным резонатором.

Затрагивая вопрос диапазона для басов, специалисты неоднозначны в выводах. Однако традиционным классическим представлением о занимаемой басом позиции на нотном стане является то, что объединяется рамками ФА большой и первой октавы.

Басовый тембр

В соответствии с качественной стороной звучания басы рассматривают в трех группах:

Бас высокий, также называемый бас баритон или кантанте: голос, для которого свойственно высокое звучание рабочего диапазона с рамками ноты СОЛЬ большой и первой октавы; максимальное сходство с тембром баритона ощущается в верхней тесситуре; тембр данного типа голоса, в сравнении с иными басами, характеризуется добротой и лучезарностью;

Бас центральный или драматический: характеризуется максимальной выраженностью властности, грозности, мудрости и твердости басового тембра;

Бас низкий, называемый так же профундо или октавист.

У каждой подгруппы имеются свои особенности. К примеру, особенностью драматического баса можно назвать неспособность певца взять ноты фа и соль первой октавы. Однако диапазон ноты МИ большой и первой октавы берет уверенно. Связано с легкостью звучания диапазона на грудном резонаторе. Процент использования головного резонатора уменьшается с понижением звучания голоса.

О басе-профундо поговорим ниже. А пока стоит заметить, что для басов создаются оперные партии с достаточно представительными героями, среди которых можно найти представителей, царских, княжеских, боярских и иных родов, мудрецов полководцев и иных образов, для которых свойственна мужественность, уверенность. Все это можно услышать в голосе исполнителя, который, по мнению экспертов, у слушателей, всегда вызывает доверие.

Еще один примечательным фактом является свидетельство того, что в Италии признают за Россией первенство государства, богатого красивыми басами. А сама Италия славится как родина превосходных тенорных голосов.

Бас-профундо

Возвращаясь к данной разновидности баса, стоит заметить, что перевод слова с итальянскими корнями звучит как «глубокий». Обладателя подобного голоса признают уникальным. Отличие этой разновидности мужского голоса от других заключается в максимально низкой тесситуре звучания. Специалисты отмечают возможность выхода за рамки мыслимых возможностей человека.

Исключительность, которую проявляет бас-профундо, фиксируется по всем аспектам вокального искусства: по тембру и диапазону, по физиологическому строению и резонации и иным параметрам.

Тембр - глубокий, но количественно, в рамках низкого звучания, ограничен в обертонах, то есть, не исключая привлекательности, характеризуется отсутствием тембровой насыщенности. Бас-профундо практически никогда нельзя услышать в солирующих партиях. Редкое исключение - церковный хор. Бас октависта часто можно услышать в составе хоров, при этом его звучание минимально, и требуется для выделения объемности тембра.

Еще один случай использования баса-профундо - удвоение основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. При слиянии звучания тембров басов обычных и октависта, происходящих в хоровых басовых партиях, последние приобретают характер массивности и монументальность. Подобный прием важен в плане воздействия на слушателя, у которого непременно появляются ощущения беспокойства и ассоциации со звучанием набатного колокола.

Останавливаясь на вопросе диапазона для баса-профундо, стоит заметить, что его рамками могут служить нота ФА контр октавы и ДО первой октавы.

Рассматривая фактор резонации для баса-профундо, профессионалы указывают на особенность процесса, в котором участвуют только гортань и грудной резонатор. Строение связок (длинные) и их характеристика (плотные, эластичные) исключают возможность использования в данном случае головного резонатора.

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

Бас – является самым низким мужским певческим голосом. Диапазон баса составляет от фа большой октавы до фа (соль) первой. Правда, диапазон центрального баса и баса профундо может захватывать более низкие ноты. Самой яркой нотой у высокого баса является до первой октавы, рабочая середина – это си бемоль большой октавы – ре первой октавы. Бас – это очень выразительный и богатый голос, но к сожалению певцов с таким голосом крайне мало, да и оперных партий для баса написано немного. По диапазону различают высокий (бас кантато), средний (центральный) бас и низкий (бас профундо). По характеру звучания выделяют баритональный бас, характерный бас или комический бас (бас-буффо).

Высокий бас – это певучий бас, тембрально это самый светлый и яркий голос. По характеру звучанию похож на баритон, особенно в верхней тесситуре. Его рабочий диапазон составляет от соль большой октавы до соль первой.

Центральный бас это бас, у которого возможности диапазона шире. Ему присущ твёрдый, звучный и грозный тембральный окрас. Рабочая середин у таких голосов это соль большой октавы – до первой октавы. Весь диапазон такого голоса хорошо звучит только в грудном резонаторе, в головном резонаторе бас сильно теряет тембральную окраску.

Низкий бас, бас профундо ещё одно название этого крайне редкого мужского голоса – бас-октавист. Вокалисты с такими характеристиками голоса могут спеть самые низкие ноты (фа-соль контроктавы). Даже кажется, что человеческий голос не может извлекать такие звуки. Бас-профундо часто исполняют партии в опере или церковном хоре. Низкое глубокое звучание, напоминающее рокот или бурление завораживает. Такое явление, по словам, критиков и знатоков вокала, можно найти только в России, их называют «русское чудо», награждая такой голос званием уникального явления природы.

Баритональный бас это голос, обладающий чертами как баса, так и баритона. Имеет хороший верх и низ, но без профундовых нот. Часто бас-баритоны обладают очень богатым тембром и мощным звучанием, и способны петь репертуар баритонов.

Бас-буффо это обычно бас-буффо исполняет партии второго плана. Часто это комические партии или партии стариков. От обладателя такого голоса в первую очередь требуется актерское мастерство, а какими-либо певческими особенностями или красотой тембра они могли не обладать вовсе. В опере-сериа XVIII века басы использовались редко, и признание к ним пришло только с появлением оперы-буфф, где басам отводилось значительное место.

По своей природе певческий голос бас встречается реже других мужских голосов, зачастую он проявляется не сразу, и долгое время певец может причислять себя к баритонам, но в следствие занятий со временем баритон, может перерасти в бас. Дело в том, что признаки, по которым определяется тот или иной голос, у новичков могут быть смазаны или ещё не развиты. Исключением могут быть лишь голоса, поставленные от природы. Упражнения для голоса бас такие же, как и для других певческих голосов только в своей тесситуре. Так что если у вас бас, то вы являетесь представителем очень редких певческих голосов.

Бас/ … Морфемно-орфографический словарь

бас - амандық садақасы. Жеке басы үшін берілетін садақа, пітір. Кешкілікті ауызашар, таңертеңгілікті сәресі дейді. Ораза уақытында мұсылмандар семьясының әрбір басына б а с а м а н д ы қ (пітір) с а д а қ а с ы н төлейді (Ана тілі, 26.04.1990, 6). Бас… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

БАС - БАСК бактерицидная активность сыворотки крови мед. БАСК Источник: http://www.zzr.ru/archives/2002/12/article6.htm БАС БАС батарея анодная сухая БАС Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО … Словарь сокращений и аббревиатур

бас - а, м. basse f., ит. basso. 1. Низкий мужской голос. Сл. 18. Бас, глас нижайший в пении. ЛП 6. Запел охриплым басом голос. Осипов Енеида 3 15. Из крепостных и взятых во двор голосов избирались все возможные сопрано, контральто, теноры, баритоны,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

А; мн. басы, ов; м. [итал. basso низкий]. 1. Самый низкий мужской голос; певческий голос такого тембра. Говорить, петь басом. Бархатный, густой бас. 2. Певец с таким голосом. 3. Струнный или духовой музыкальный инструмент низкого регистра. Бас… … Энциклопедический словарь

- (франц. basse, от bas низкий). 1) самый низкий, мужской голос. 2) музыкальный инструмент, сходный со скрипкою, но значительно больше её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАС 1) самый низкий мужской… … Словарь иностранных слов русского языка

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бас (низкий, толстый) (звук, голос), певец; тромбон, контрабас, труба, басище, октава, басок Словарь русских … Словарь синонимов

- [низкий тон, голоса] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? баса, чему? басу, (вижу) что? бас, чем? басом, о чём? о басе и на басу; мн. что? басы, (нет) чего? басов, чему? басам, (вижу) что? басы, чем? басами, о чём? о басах 1. Басом… … Толковый словарь Дмитриева

- (1603–1694) крупнейший представитель поэтического жанра «хайку» (см.); в японской литературе этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю литераторов и художников токугавской эпохи (1603–1868) … Литературная энциклопедия

Бас - (от итал. basso низкий) 1) Низкий муж. певч. голос. Примерный диапазон в сольных партиях: ФА фа1, в хоре до ре1 МИ. Нотируется в басовом ключе. Различают высокие, певучие (basso cantante), центр. и низкие (basso profundo) Б. У высоких Б. обычно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Бас-гитара для чайников (+аудио- и видеокурс) , Пфайффер Патрик. Бас-гитара используется практически в любом музыкальном жанре - от хард-рока и кантри до джаза и фанка. Независимо от того, с каким музыкальным стилем вы связываетесвое будущее, в этой книге…




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта