Главная » Мода » Предопределена ли трагичная судьба ларисы огудаловой. Образ ларисы огудаловой или моя "бесприданница" островского. Лариса и семья

Предопределена ли трагичная судьба ларисы огудаловой. Образ ларисы огудаловой или моя "бесприданница" островского. Лариса и семья

Лариса Огудалова – персонаж пьесы Островского. В ее судьбе соединились разные варранты жизни бесприданниц на Руси. Яркий образ и характеристика Ларисы в пьесе «Бесприданница» - помогают проникнуться тяготами существования умных впечатлительных натур в обществе денег.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе:

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…».

Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя. Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца. Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Внешность и характер бесприданницы

Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна.

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»

Так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний:

«…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».

Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников,

«…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».

Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать. Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут:

«…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках.

« К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках,

«…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!».

Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер. Молодой купец ведет себя несколько пошло:

«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают».

Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности. Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается. Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто. Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь. Девушка – хороший собеседник. Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины. Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной. Слова любимого больно бьют девушку:

«В любви приходится иногда и плакать».

Паратов говорит красиво:

«Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…».

Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.

Лариса Огудалова - главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть все - ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса - бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу. Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов - человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него - тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое. Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», - говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы! После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», - просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», - таков ответ Вожеватова Ларисе. Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», - это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия. В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе Бесприданница.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в блестящего барина Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь.

Она сама соглашается с этим: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек….

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взаменДля своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Лариса Огудалова отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера, напоминая тем самым Катерину из "Грозы". По мнению Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне "хитрости нет". С героиней "Грозы" сближает ее высокая поэтичность. Ларису влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама красавица - Волга с ее простором. "Земного, этого житейского нет" - замечает Кнуров. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, на которую похожа она сама, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни, В переводе с греческого Лариса означает "чайка", и это не случайно.

Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный "цыганский табор", чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее "базара", где немало "всякого сброду", чтобы увез подальше, за Волгу.

Однако, Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим мириться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не только не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня "Грозы". Но при кажущейся схожести, Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование, она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но "любезничать надо было: маменька приказывает". Потом "набегал" разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: "положение ее незавидное". Затем "появился" некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Лариса Огудалова влюбляется в "блестящего барина" Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: "Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь".

Она сама соглашается с этим: "Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...".

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна. Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Единственный выход, который находит Лариса - уход из этого мира. Лариса сначала хотела сама покончить с жизнью. Она подошла к обрыву и посмотрела вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил совершить задуманное. Тем не менее, гибель Ларисы предрешена и подготовлена всей пьесой. Вдруг раздается выстрел с пристани (его-то и пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о "равнодушном выстреле" Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама же думает о том, что здесь на любом сучке "удавиться можно", а на Волге "везде утопиться легко". Робинзон предчувствует возможное убийство. Наконец, Лариса мечтает: "Кабы теперь меня убил кто-нибудь?"

Неизбежной становится гибель героини, и она настает. В безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние, Карандышев убивает ее. Это последний и невольный выбор бесприданницы. Так завершается трагедия главной героини пьесы Островского.

"Бесприданница" - драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это произведение о трагедии обычной русской женщины, бесприданницы с горячим любящим сердцем.

У Н. Островского в пьесе «Бесприданница» создан образ женщины, которая намного обогнала свою эпоху: она слишком умна, слишком чувствительна, слишком пряма и откровенна. В нашей статье представлена подробная характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе “Бесприданница”.

Безвыходность и одиночество

Образ героини автор рисует в обстоятельствах, которые не дают её натуре покоя: она красива и умна – в провинциальном городке нет человека равного ей. Социально положение на позволяет девушке рассчитывать на знакомство с достойными женихами, оценить её высокие моральные качества и добродетели некому. Такая женщина не может быть оценена по достоинству - вокруг обыватели, они жаждят внешней красоты, им неинтересна душа - они привыкли покупать всё за деньги.

Среди воздыхателей и ухажёров из родного города Лариса Дмитриевна не находит ни одной родственной души - она одинока, она заложница своей бедности. Бесприданница - это слово раскрывает все грани ситуации, которая ограничивает будущее героини. Она прекрасно понимает, что никому не нужны её красота и молодость, её бесчисленные таланты, если с ними в наборе не идёт определённый капитал. Судьба предлагает ей множества вариантов, но все они - исключают наличие любви, искренности, ласки, понимания, душевной теплоты.

Участь – быть непонятой

Четверо мужчин претендуют на эту прекрасную женщину, но никто из них не достоин её тонкой натуры. Паратов - лгун и подлец, он играет с героиней, жестоко и бездумно. Карандышев - случайный человек, он не способен составить достойную пару Ларисе ни материально, ни морально. Вожеватов отлично осознаёт, что ему не по карману такая женщина. Кнуров же, имея семью, может предложить ей лишь роль любовницы и поэтому не спешит спасать наивную молодую душу из порочного круга.

Мать Ларисы «торгует» ею, не считая это зазорным: её старания в судьбах старших дочерей не принесли счастья никому. Характер героини таков, что она не в состоянии терпеть выходки матери: ни в семье, ни в отношениях Лариса не находит душевной теплоты, любви, понимания.

Бесприданница

Поэтическая составляющая образа Ларисы Огудаловой раскрывается не только в её талантах, умении прекрасно петь, играть на музыкальных инструментах. Лариса видит окружающий мир, свою жизнь через призму этой возвышенной поэтичности. Жизнь гораздо проще, мрачнее и «грязнее», чем хотелось бы главной героине. Она не соответствует той эпохе, обстановке, ситуации, в которую ставит автор молодую девушку.

Лариса горда, она знает себе цену, здоровое самолюбие - также присуще героине. Девушка страдает от того, что бедность, отношение с родной мамой, невозможность что-то изменить - ограничивают её жизнь, она вынуждена принять эти условия. Вся драма Огудаловой в том, что она слишком идеальна, слишком умна, чтобы чувствовать себя счастливой с кем-то из тех мужчин, которые претендуют на её судьбу. Она создана для другой жизни, которой ей никогда не увидеть: девушка прекрасно понимает свой приговор - она бесприданница, красивая вещь. Для ранимой натуры Огудаловой - признать это, значит смириться с тем, что её будущее в чьих-то руках, а душа так и останется одинокой.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта