Главная » Мода » Календарно тематический план театральной студии в школе. Календарно-тематическое планирование театрального кружка. Игровая театральная педагогика

Календарно тематический план театральной студии в школе. Календарно-тематическое планирование театрального кружка. Игровая театральная педагогика

Людмила Абраменко
Календарное планирование по теме «День театра»

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме : «День театра »

Март IV неделя 20.03-25.03.2017

Цели : Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству

Итоговое мероприятие : Драматизация сказки «Теремок» для младшей группы

Утренняя гимнастика комплекс №15.

Бодрящая гимнастика ___

Воспитание КГН, навыков самообслуживания совершенствовать умения завязывать шапки и застегивать куртки.

Работа с родителями Афиша детских спектаклей на текущий месяц.

ННОД Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание условий для самостоятельной деятельности

Понедельник I половина дня Познавательное развитие

Беседа - «Театр » - что это такое?

Цель : познакомить детей с историей создания театра . Продолжать воспитывать культуру поведения в театре , углубить знания детей о разных видах театра .

(Музыка. По плану муз . Руководителя) Беседы о правилах поведения в театре - Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр » .- познакомить с правилами поведения в театре ; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира» , «билетера» , «зрителя» ); воспитывать дружеские взаимоотношения. В центре театрализованных игр поместить маски животных.

В центре конструктивных игр поместить схемы постройки зрительного зала.

Прогулка : Смотри картотеку.

II половина дня Вечер. Региональный компонент.

«Мои друзья» - воспитывать доброжелательность. Психогимнастика. «Разные лица» - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) . Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

Игры "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями сходить с ребенком на театральное представление

Чтение художественной литературы Р. Н. С. «Теремок»

Вторник I половина дня (Лепка)

Мой любимый герой мультфильма

Ц уметь передавать характерные черты сказочного героя.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Решение логических задач – развитие внимания, мышления, логики

(Физическая культура по плану

физ. Руководителя) Беседа о театральных профессиях . - продолжать знакомить с профессиями : артист, суфлер, рабочий сцены, бутафор, костюмер

Презентация «Детский театр »

С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки) .- Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. Поместить в центре творческих игр накидки, плащи.

Рассматривание картин, фотографий про Театр .

Прогулка : Смотри картотек

II половина дня

Игры детей со звучащими инструментами. Цель : дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями обновление атрибутов к сказке «Теремок»

Чтение художественной литературы Сказка «Рукавичка»

Среда I половина дня (Развитие речи)

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» .

Ц Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем.

(Музыка)

По плану музыкального руководителя

Физическая культура на улице) Показ рнс с использованием игрушек би-ба-бо

диалоги : волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.

Цель : Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах

Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.

Отгадывание загадок о литературных персонажах

В центре науки поместить стеклянные воронки, прозрачные стаканы, различные фильтры (марля, цветные камушки, ватные диски, древесный уголь) .

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Рассматривание фотографий оперного театра , иллюстраций к опере «Снегурочка»

(к балету «Щелкунчик» )

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Изготовление театральной афиши

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Четверг I половина дня Познавательное развитие

Путешествие в театр

Ц закреплять и расширять представления детей о работе актеров в театре

(рисование)

«Петрушка-народный ярмарочный герой»

Ц - Учить детей рисовать портрет петрушки с использованием нетрадиционных форм (обведением карандашом своей ладошки - это колпак, и дорисовывания лица)

Музыкальный досуг. Знакомство с куклами-марионетками».- Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами ..

Знакомство с музыкальными театрами . Цель : Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра , таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.

В центре художества расположить маски для вырезания и раскрашивания.

В центре дидактических игр разместить мимические картинки человека.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Нарисовать с ребенком «Мой любимый сказочный герой»

Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пятница I половина дня Речевое развитие

Повторение пройденного

Шумаева стр. 106

(Рисование)

Художник в театре

Ц - создание условий для овладения детьми средствами и приёмами создания театральной декорации , развития информационной культуры

Физическая культура

По плану инструктора по физкультуре. Знакомство детей с пальчиковым театром , театром- рукавичкой , театром теней . - дать представления детям об особенностях данного вида театров .

Рассматривание иллюстраций «Театральные декорации » , «Театральные костюмы »

Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят» , балета «Щелкунчик» , мюзикла «Русалочка» , оперы «Снегурочка» и др.

Внесение атрибутов к театрализованным играм

“ Герои детских сказок”.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”

Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями напомнить забрать пижамы.

Чтение художественной литературыА. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Ольга Яковенко
Учебно-тематический план театральной студии «Театральные ступеньки». Первое полугодие

1 занятие

«Путешествие в театр » .

Цели :

Дать детям представление о театре , познакомить с видами театров : музыкальный, драматический, кукольный…

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам .

Познакомить детей с иллюстрациями, фотографиями столичных театров .

Расширить представление о видах театральных спектаклей .

Формировать интерес к познанию театра , как искусства.

2 занятие

«За кулисами театра » .

Цели :

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям ; Познакомить детей с профессиями : актер, режиссер, художник, гример, костюмер, композитор, декоратор….

Расширить представление об устройстве театра и игре актера . Учить детей из подручных средств создавать театральные интерьеры , перевоплощаться. Активизировать речь театральной лексикой и терминами. Воспитывать творчество, фантазию, интерес к познанию театрального искусства .

3 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Познакомить детей с эмоциями человека и их выражением в жестах, мимике, движениях. Учить использовать различные средства выразительности для показа эмоционального состояния. Познакомить детей с мимическими этюдами и настольной игрой «Театр настроений » .

Способствовать мышечному расслаблению в процессе мимических этюдов. Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей .

4 занятие

«Актерское мастерство» .

Цели :

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру героя литературного произведения. Упражнять детей в отработке эмоций в мимическом этюде «Зеркало» .

Учить обыгрывать несложные стихотворные произведения с использованием мимики и жестов в передаче радости, печали, страха, разочарования.

Развитие памяти, координации, ритмопластики.

Воспитывать взаимопомощь, координацию между участниками группы, доброжелательность.

5 занятие

«В гостях у сказки» .

Цели :

Познакомить детей со сказками К. И. Чуковского. Учить детей определять настроение, построение литературных произведений. Расширить знания о видах сказок, их особенностях и отличиях от других литературных произведений. Совершенствовать умение детей произносить знакомые отрывки интонационно выразительно, передавая настроение автора. Учить подражанию животным в пластике, звукоподражанию. Совершенствовать свободу выражения у детей.

6 занятие

«Лесная полянка» .

Цели :

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Учить детей показывать пантомимические загадки и отгадывать их, используя ритмопластику движений, мимические этюды и упражнения. Совершенствовать звукоподражание животным, их пластике, перевоплощаясь в животное по желанию и предложению педагога, детей. Развивать актерское мастерство. Воспитывать взаимовыручку, поддержку членам группы, активность.

7 занятие

«У меня зазвонил телефон» .

Цели :

Учить детей заучивать реплики героев. Упражнять в передаче эмоциональной окраски реплик каждого персонажа. Совершенствовать умение звукоподражанию, двигательной имитации движений и пластики героев произведения. Развивать сценическое искусство перевоплощения, память, мышление, речь. Познакомить детей с гримом и масками животных для передачи образов. Воспитывать активность детей, желание перевоплощаться и быть актером.

8 занятие

«Актерское мастерство» .

Цели :

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты)

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой в процессе игр – этюдов на выражение эмоций; Воспитывать желание помочь товарищу.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Игровой тренинг. Сказка «Телефон» .

Цели :

Развивать подражательные навыки и фантазию. Учить детей вживаться в образ животных и передавать в репликах эмоции, настроение автора, свою интерпретацию передачи образа.

Репетиция сказки «Телефон» .

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательность коммуникабельность

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2 занятие

Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Телефон» .

Цели : Учить детей подбирать костюм, реквизит, атрибуты к образу персонажей сказки.

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

3 занятие

Беседа диалог. Генеральная репетиция в костюмах.

Цели :

Побуждать детей к активному участию в театральной игре ;

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Совершенствовать умение перевоплощения. Воспитывать творчество, активность, любовь к театральному искусству .

4 занятие

Драматизация сказки «Телефон» К. И. Чуковского для детей ДОУ.

Цели :

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Учить детей обобщать полученный опыт , делиться впечатлениями о новых знаниях. Совершенствовать умение в процессе спектакля действовать как единый организм. Воспитывать взаимопонимание, творчество, любовь к драматизации и театру .

5 занятие

Игра «Зеркало» .

Расширить представления детей об эмоциях и их проявлениях. Упражнять в развитии мимических мышц в игре «Зеркало» . Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать умение внимательно слушать, узнавать и называть героев сказок, артикуляцию. Воспитывать желание познать себя и свободно выражать свои эмоции, угадывать настроение своих друзей.

6 занятие

«Сказка о капризном Котенке» .

Цели :

Познакомить детей со сказкой, его героями. Учить запоминать реплики героев сказки, передавая эмоциональную окраску. Упражнять в показе движений и повадок кошек в мимическом этюде «Котята» . Способствовать вовлечению детей в игровую ситуацию по сказке. Упражнять в обыгрывании композиционных элементов сказки. Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности . Воспитывать партнерские отношения между детьми.

7 занятие

«В гостях у гримера» .

Цели :

Познакомить детей с профессией гримера, его обязанностями, атрибутами и профессиональными инструментами… Расширить знания о важности грима для артиста в его перевоплощении. Учить из подручных средств перевоплощаться в героя «Сказки о капризном котенке» . Упражнять детей в подборе фотографий, открыток с использованием грима для перевоплощения детей на детских праздниках с целью создания коллажа «Уроки гримера» .

8 занятие

Распределение ролей в сказке «Сказка о капризном котенке» . Пластические импровизации.

Цели :

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Учить сочетать речь с пластическими движениями;

Побуждать участию в театральной игре Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Актерское мастерство» .

Работа над мимикой, эмоциями и пластикой.

Цели :

Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей принимать на себя роли сказочных героев.

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре . Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

2 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Продолжать знакомить детей с эмоциями : печаль, грусть, обида…Упражнять с помощью литературных сказок передавать эти эмоции и находить пути решения проблем. Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру.

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

3 занятие

«В гостях у сказки» .

Цели :

Учить детей разыгрывать пьесу по «Сказке о Капризном котенке» . Упражнять в актерском мастерстве. Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

4 занятие

Театральный спектакль «Сказка о капризном Котенке» для младших дошкольников.

Цели :

Учить детей легко перевоплощаться в героев сказки и выступать перед детским коллективом. Упражнять в построении диалогов и четкости произношения реплик героев. Развитие творческих способностей, пластики движений. Воспитание активности, свободы выражения эмоций, взаимопомощи.

5 занятие

«Зимние сказки» .

Цели :

Расширить представления детей о зимних сказках. Учить детей быть сказочниками и коллективно создать свою зимнюю сказку. Упражнять в построении композиции сказки. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах.

Развивать связную речь детей.

Воспитывать уверенность в себе, взаимопомощь.

6 занятие

«В гостях у костюмера» .

Цели :

Познакомить детей с профессией костюмера в театре , оборудованием костюмерной, его обязанностями. Расширить представления о важности труда костюмера. Учить правилам хранения костюмов и театральных атрибутов . Воспитание бережного отношения к костюмам, атрибутам костюмов и реквизиту.

7 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Познакомить детей с чувством радости и счастья и их проявлениями в мимике, эмоциях, движении. Побудить детей к придумыванию новогодних сюрпризов для своих друзей, обыгрывание этих ситуаций. Развитие мимики, свободы выражения положительных эмоций, отработка артикуляции, дикции. Развитие актерских качеств. Воспитание чувства радости, непредсказуемости и счастья от наступления Нового года .

8 занятие

«Новогоднее чудо» .

Цели :

Создать в студии ситуацию Новогоднего праздника. Учить детей быть свободными в самовыражении, активными участниками новогоднего действа. Косвенно побудить детей к разыгрыванию сложившейся ситуации, способствовать к перевоплощению детей по желанию в сказочных персонажей. Развитии дикции, мимики, памяти, творческой активности. Воспитание чувства радости и счастья, активности.

  1. Познавательное развитие: математика
  2. Физическое развитие: Плавание
  3. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

«Театр» - что это такое?

Цель: познакомить детей с историей создания театра. Продолжать воспитывать культуру поведения в театре, Развитие способностей детей средствами театрального искусства, углубить знания детей о разных видах театра.

Ход.Театр зародился в Греции, «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета. Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам..Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете? Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра:

1. Театр юного зрителя.

2. Театр пантомимы.

З. Концертный зал.

Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

Дети распределяются на группы.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

– артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»;
– артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»;
– артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела».

Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.

Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, присаживаются.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?

Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.

Воспитатель говорит от имени куклы.

Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».
В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Нижнеудинске? Как стать артистом?

Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр, в котором играют дети. Что это за явление? К какому роду человеческой деятельности можно его отнести: к искусству или образованию?
Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности, первобытную культуру. Предыстория этого явления начинается с участия детей в различных формах театральных и пратеатральных действ. Прародителями современных режиссёров и педагогов театра, в котором играют дети, следует признать хранителей культов древнейших языческих религий: старейшин, жрецов, вождей племенных союзов, - словом всех тех, кто проводил некогда детей через испытания обряда инициации, помогая им вступить во взрослую жизнь и открывая тайны племенной культуры. Суммируя данные об участии детей в самых ранних формах развития театрального искусства, мы приходим к выводу, что они выступали, прежде всего, как хор и как ученики.
Развитие и осмысление этого явления в истории проходит по двум основным направлениям:
- театр, в котором играют дети, как обучающая и развивающая среда;
- театр, в котором играют дети, как осуществление поиска новой театральной реальной эстетики.
Эти два направления могут казаться принципиально разными. Ещё совсем недавно, в 80-е годы двадцатого века, на конференциях, посвящённых детскому театральному движению, режиссёры и педагоги убеждённо доказывали, что цели искусства и педагогики в детских театральных коллективах несовместимы. Однако реальная практика своим упорством часто опровергает самую убедительную теорию. Детские театральные коллективы, идущие самыми разными путями, снова и снова пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать. В числе коллективов, работающих в этом направлении вот уже 16 лет, продолжает свою деятельность и Образцовый детско-юношеский театр-студия «+».
За долгие годы работы с детьми самого разного возраста у педагогов театра-студии «+» сформировалось вполне чёткое и конкретное представление о том, в чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети, - в развитии личности ребенка:
уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Исходя из этих, несомненно, важных факторов, была создана данная программа, освещающая образовательно-творческий процесс младшего звена воспитанников театральной студии «+».
Данная программа является частью образовательной комплексной программы театральной студии «+» и является первым этапом обучения. Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.
Программа «Театр, в котором играют дети» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
За время работы по данной программе осуществляется значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед педагогом, прежде всего, стоят учебные, а не художественные задачи.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.
Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Именно поэтому, программа по мастерству актера «Театр, в котором играют дети» подразумевает наличие индивидуальных и мелкогрупповых занятий по текущим темам. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин. Каждый воспитанник имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Занятия проводятся один раз в неделю по тем темам, которые вызвали особое затруднение у воспитанников. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного воспитанника.
Создание образа – это сложный кропотливый процесс, требующий тесного контакта между педагогом и актёром-воспитанником. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути – это долгий путь на пути сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий. Стремление подвести всю работу к сугубо коллективной, чревато легковесным, обобщённым, показушным отношением к роли. Для этого в учебном плане предусмотрены индивидуальные часы работы с воспитанниками для более кропотливого, вдумчивого разбора ролевого материала. Также требуется индивидуальная работа с воспитанниками по сценической речи, так как качество речи студийцев на сцене и в жизни – это один из самых остро стоящих проблемных вопросов в сфере театрального воспитания и обучения детей.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
Создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов;
Развитие творческого начала личности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

В воспитании:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
Воспитать командный дух, взаимовыручки и поддержки в группе;
Воспитать художественный вкус;
Научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

В развитии:
Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
Развивать пластические и речевые данные воспитанников;
Развивать воображение, фантазию и память.

В обучении:
Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
Увлечь детей театральным искусством;
Расширить знания воспитанников в области драматургии.
Театр – искусство коллективное. Это прописная истина. И вместе с тем, театр – искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой целью обычно является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели направлены все усилия, все компоненты творческого обучающего процесса. Именно в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение воспитанников, как в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и т.д.

п/п

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока

План

Факт

Здравствуй, театр

Вводное занятие

Игровая театральная педагогика

Ситуативно-массовая сценка «Тысяча дней и одна Дочь».

Творческое взаимодействие с партнёром. Упражнение «Отношение».

Разговор « На сцене». Осложняющие обстоятельства.

Разыгрываем этюд.

Об основах актерского мастерства

Основы актёрского мастерства

Основы актерского мастерства

Жест, мимика, движение.

Творческое взаимодействие с партнером.

Беспредметный бытовой этюд.

Этюды на движение.

Интонация, настроение, характер персонажа.

Работа над созданием сценического образа.

Практическая работа

Подготовка и оформление спектакля.

Репетиция спектакля.

Подготовка афиш.

Театрализованное представление для учащихся начальной школы

Показ спектакля.

Основы актёрского мастерства

Урок актёрского мастерства на развитие памяти.

Ролевая игра.

Технология общения в процессе взаимодействия людей.

Практическая работа. Занятие на развитие внимания.

Самостоятельная работа: диалоги с партнёром.

Практическая работа: экскурсия в старшую театральную студию «+».

Основы театральной деятельности

Техника речи, техника движения

Выразительность бессловесного поведения человека.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

Выбор произведения и работа над ним.

Конкурсы «Мим» и «Походка».

Работа по технике движения.

Практическая работа

Юмористические миниатюры по творчеству А.Л. Барто.

Практическая работа: Просмотр спектакля.

Практическая работа: Обсуждение спектакля.

Итого:

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Принципы:

Культуросообразности

Креативности

Целостности педагогического процесса

Природосообразности

Коллективности

Формы:

Тренинги

Инсценирование

Выступления на сцене

Методы:

Коллективной работы

Индивидуальной работы

Наблюдение

Сравнение

Упражнения

Поощрения

Объяснения

Возраст детей-7-10 лет(учащиеся начальных классов)

Планируемые результаты

Умение произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умение двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умение запоминать заданные педагогом мизансцены.

Выполнение свободно и естественно на сцене простых действий.

Умение владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умение сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умение произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умение произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Умение строить диалог с партнером на заданную тему.

Умение подбирать рифму к заданному слову.

Умение составлять диалог между сказочными героями.


Остренко Людмила Петровна



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта